РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р.п. Куйтун 17 февраля 2021 г.
Куйтунский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Степаненко В.П.,
при секретаре Карбовской Е.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-77/2021 по административному исковому заявлению Братского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Федеральному агентству лесного хозяйства о признании незаконным бездействия органа государственной власти,
у с т а н о в и л:
В обоснование административного иска указано, что Братской межрайонной природоохранной прокуратурой проведен анализ состояния законности в сфере соблюдения режима особо охраняемых природных территорий, в том числе планируемых к созданию, расположенных на территории Иркутской области. В ходе проверки установлено, что согласно Схеме территориального планирования Иркутской области, утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 02.11.2012 № 607-пп, лесохозяйственного регламента Куйтунского лесничества, утвержденного приказом министерства лесного комплекса Иркутской области от 11.10.2018 № 78-мпр, и информации министерства лесного комплекса Иркутской области, на территории Куйтунского лесничества Иркутской области в срок до 2035 года планируется создание особо охраняемых природных территорий - гидрологического памятника природы «Минеральный источник в р.п. Куйтун», расположенного в Куйтунском лесничестве Барлукском участковом лесничестве Техническом участке № 2 совхоза «Андрюшенский», а также заказника регионального значения «Окинско-Барлукский», расположенного в Куйтунском лесничестве, Барлукском участковом лесничестве, Усть-Кадинской даче, кварталах №№ 47ч. - 49ч., 54ч.; Техническом участке № 4 (совхоз «Усть-Кадинский»), кварталах №№ 67ч., 68ч.; Техническом участке № 6 (колхоз «Заветы Ильича»), кварталах №№ 19-22, 31ч., 32, 33, на площади 18 тыс.га. В нарушение требований Лесного кодекса Российской Федерации, а также Лесоустроительной инструкции, в лесохозяйственном регламенте Куйтунского лесничества, лесной участок, расположенный в границах планируемого к созданию гидрологического памятника природы «Минеральный источник в р.п. Куйтун»: в Куйтунском лесничестве, Барлукском участковом лесничестве, Техническом участке № 2 совхоза «Андрюшенский» по целевому назначению относится к защитным полосам лесов, расположенных вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации; к зеленым зонам; к лесам, расположенным в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах; к эксплуатационным лесам. Лесной участок, расположенный в границах планируемого к созданию заказника регионального значения «Окинско-Барлукский»: Куйтунском лесничестве, Барлукском участковом лесничестве, Усть-Кадинской даче, кварталах №№ 47ч. - 49ч., 54ч.; Техническом участке № 4 (совхоз «Усть-Кадинский»), кварталах №№ 67ч., 68ч.; Техническом участке № 6 (колхоз «Заветы Ильича»), кварталах №№ 19-22, 31ч., 32, 33 по целевому назначению относится к лесам, расположенным в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах; к нерестоохранным полосам лесов и к эксплуатационным лесам. При этом информации о выделении территорий планируемых памятника природы и заказника регионального значения как особо защитных участков лесов лесохозяйственный регламент Куйтунского лесничества не содержит. На территории Куйтунского лесничества обнаружены редкие виды растительного мира, подлежащие охране. Из лишайников выявлено три вида: лобария сетчатая, лобария легочная, нефромопсис лаурера; из грибов выявлен 1 вид: осиновик белый; из сосудистых растений выявлено 12 видов: водокрас обыкновенный, ковыль перистый, лилия карликовая, калипсо луковичное, башмачок известняковый, башмачок крупноцветковый, ятрышник шлемоносный, любка двулисттная, кувшинка чисто-белая, пион марьин-корень, стародубка апеннинская, заразиха ФИО1. Животный мир на территории Куйтунского лесничества представлен, в том числе, такими редкими видами земноводных, птиц и млекопитающих, как: обыкновенная жаба, черный аист, скопа, восточный болотный лунь, малый перепелятник, орел-карлик, большой подорлик, могильник, беркут, сапсан, дербник, немой перепел, серый журавль, коростель, большой кроншнеп, филин, сплюшка, зимородок, восточная дроздовидная камышовка, светлый хорь, речная выдра. Кроме того, на территории Куйтунского лесничества обитают такие охотничье-промысловые виды, как лось, косуля, благородный олень, дикий северный олень, кабарга, кабан, бурый медведь, соболь, норка, ондатра, белка, волк, рысь, лисица, росомаха, горностай, колонок, заяц-беляк, рябчик, глухарь, тетерев, белая куропатка, утки. Создание заказника позволит сохранять растительный мир, животных и способствовать их расселению на сопредельные участки и, как следствие, увеличению их численности на территории района. Несмотря на наличие на территории Куйтунского лесничества планируемых к созданию гидрологического памятника природы «Минеральный источник в р.п. Куйтун» и заказника регионального значения «Окинско-Барлукский», Федеральным агентством лесного хозяйства до настоящего времени лесные участки, расположенные в их границах, а именно: в Куйтунском лесничестве, Барлукском участковом лесничестве, Техническом участке № 2 совхоза «Андрюшенский»; Куйтунском лесничестве, Барлукском участковом лесничестве, Усть-Кадинской даче, кварталах №№ 47ч. - 49ч., 54ч.; Техническом участке № 4 (совхоз «Усть-Кадинский»), кварталах №№ 67ч., 68ч.; Техническом участке № 6 (колхоз «Заветы Ильича»), кварталах №№ 19-22, 31ч., 32, 33 не отнесены к особо защитным участкам лесов - как леса, расположенные на планируемых к созданию особо охраняемых природных территориях. Установленные нарушения закона влекут за собой незаконное предоставление и освоение особо защитных участков лесов в границах планируемых заказника регионального значения «Окинско-Барлукский» и гидрологического памятника природы «Минеральный источник в р.п. Куйтун», а также невозможность надлежащего обеспечения правового режима их использования, что прямо противоречит требованиям федерального законодательства. Так, лесные участки, расположенные в границах планируемого гидрологического памятника природы «Минеральный источник в р.п. Куйтун» предоставлены в аренду ООО «Транснефть-Восток» с видом разрешенного использования лесов - для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (договоры аренды лесных участков от 15.10.2008 № 91-640/18, от 02.11.2018 № 91-707/18). Кроме того, не отнесение лесов, на которых планируется создание особо охраняемых природных территорий к особо защитным участкам лесов не позволяет министерству лесного комплекса Иркутской области на должном уровне обеспечить ведение государственного лесного реестра и приведения в соответствие лесохозяйственных регламентов лесничеств, в границах которых расположены данные лесные участки. Таким образом, отсутствие вынесенного в установленном законом порядке решения Федерального агентства лесного хозяйства об отнесении к особо защитным участкам лесов, расположенных на планируемых к созданию особо охраняемых природных территорий - гидрологического памятника природы «Минеральный источник в р.п. Куйтун» и заказника регионального значения «Окинско-Барлукский», не позволяют министерству лесного комплекса области внести соответствующие изменения в государственный лесной реестр области и лесохозяйственный регламенты лесничеств. С учетом изложенного, Советом при Президенте РФ было рекомендовано Министерству лесного комплекса Иркутской внести данные о существующих и планируемых ООПТ Иркутской области в лесохозяйственные регламенты лесничеств в полном объеме. Рослесхозу - отнести эксплуатационные леса в границах всех ООПТ Иркутской области к защитным лесам категории «леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях». Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуре и прокуратуре Иркутской области - осуществлять регулярный прокурорский надзор за состоянием законности и соблюдением режимов ООПТ на территории Иркутской области. Не отнесение Федеральным агентством лесного хозяйства лесных участков, расположенных в границах планируемых к созданию гидрологического памятника природы «Минеральный источник в р.п. Куйтун» и заказника регионального значения «Окинско-Барлукский» к особо защитным участкам лесов, влечет нарушение требований природоохранного законодательства, устанавливающих ограничения использования особо защитных участков лесов в целях сохранения защитных и иных экологических функций лесов, расположенных на таких участках, заповедных лесных участках, участках лесов с наличием реликтовых и эндемичных растений, мест обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных, объектов природного наследия и других особо защитных участков лесов с установлением в них соответствующего режима ведения лесного хозяйства и использования лесов, чем нарушаются интересы Российской Федерации, как собственника лесного участка, а также интересы неопределенного круга лиц, конституционное право которых на благоприятную окружающую среду закреплено статьей 42 Конституции РФ. Кроме того, в результате не отнесения лесных участков, расположенных в границах планируемых к созданию особо охраняемых природных территорий к особо защитным участкам лесов не достигаются цели национального проекта «Экология», в структуру которого входит проект «Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма», одной из задач которого является увеличение площади особо охраняемых природных территорий за счет создания и новых ООПТ. Просит суд признать незаконным бездействие Федерального агентства лесного хозяйства, выразившееся в непринятии мер, обеспечивающих отнесение лесов, расположенных в границах планируемых к созданию гидрологического памятника природы «Минеральный источник в р.п. Куйтун» и заказника регионального значения «Окинско-Бралукский», а именно: в Куйтунском лесничестве Барлукском участковом лесничестве Техническом участке № 2 совхоза «Андрюшенский»; Куйтунском лесничестве, Барлукском участковом лесничестве, Усть-Кадинской даче, кварталах №№ 47ч. - 49ч., 54ч.; Техническом участке № 4 (совхоз «Усть-Кадинский»), кварталах №№ 67ч., 68ч.; Техническом участке № 6 (колхоз «Заветы Ильича»), кварталах №№ 19-22, 31ч., 32, 33, на площади 18 тыс.га, к особо защитным участкам лесов; Обязать Федеральное агентство лесного хозяйства принять меры, обеспечивающие отнесение лесов, расположенных в границах планируемых к созданию гидрологического памятника природы «Минеральный источник в р.п. Куйтун» и заказника регионального значения «Окинско-Бралукский», а именно: в Куйтунском лесничестве Барлукском участковом лесничестве Техническом участке № 2 совхоза «Андрюшенский»; Куйтунском лесничестве, Барлукском участковом лесничестве, Усть-Кадинской даче, кварталах №№ 47ч. - 49ч., 54ч.; Техническом участке № 4 (совхоз «Усть-Кадинский»), кварталах №№ 67ч., 68ч.; Техническом участке № 6 (колхоз «Заветы Ильича»), кварталах №№ 19-22, 31ч., 32, 33, на площади 18 тыс.га, к особо защитным участкам лесов в течение шести месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.
Представители административного истца Братского межрайонного природоохранного прокурора и административного ответчика Федерального агентства лесного хозяйства, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
В соответствии с ч.1 ст.272 КАС РФ суд признает не обязательным участие в судебном заседании представителей административного истца и административного ответчика.
В соответствии со ст.150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно Схеме территориального планирования Иркутской области, утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 02 ноября 2021 г. № 607-пп, лесохозяйственного регламента Куйтунского лесничества Иркутской области, утвержденного приказом министерства лесного комплекса Иркутской области от 11.10.2018 № 78-мпр и информации министерства лесного комплекса Иркутской области, на территории Куйтунского лесничества Иркутской области в срок до 2035 года планируется создание особо охраняемых природных территорий - гидрологического памятника природы «Минеральный источник в р.п. Куйтун», расположенного в Куйтунском лесничестве Барлукском участковом лесничестве Техническом участке № 2 совхоза «Андрюшенский», а также заказника регионального значения «Окинско-Барлукский», расположенного в Куйтунском лесничестве, Барлукском участковом лесничестве, Усть-Кадинской даче, кварталах №№ 47ч.-49ч., 54ч.; Техническом участке № 4 (совхоз «Усть-Кадинский»), кварталах №№ 67ч., 68ч.; Техническом участке № 6 (колхоз «Заветы Ильича»), кварталах №№ 19-22, 31ч., 32, 33, на площади 18 тыс.га.
Согласно преамбуле Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Согласно ст. 2 Закона Иркутской области от 19.06.2008 № 27-оз "Об особо охраняемых природных территориях и иных особо охраняемых территориях в Иркутской области", особо охраняемые природные территории и иные особо охраняемые территории регионального значения на территории области организовываются в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда; экологического воспитания и оздоровления населения, а также в иных целях в соответствии с законодательством.
Из ч. 1, 2 ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» следует, что при принятии решений о создании особо охраняемых природных территорий учитывается: значение соответствующей территории для сохранения биологического разнообразия, в том числе редких, находящихся под угрозой исчезновения и ценных в хозяйственном и научном отношении объектов растительного и животного мира и среды их обитания; наличие в границах соответствующей территории участков природных ландшафтов и культурных ландшафтов, представляющих собой особую эстетическую, научную и культурную ценность; наличие в границах соответствующей территории геологических, минералогических и палеонтологических объектов, представляющих собой особую научную, культурную и эстетическую ценность; наличие в границах соответствующей территории уникальных природных комплексов и объектов, в том числе одиночных природных объектов, представляющих собой особую научную, культурную и эстетическую ценность.
С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий различаются, в том числе, такие категории указанных территорий как государственные природные заказники и памятники природы.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса. Государственные природные заказники могут быть федерального или регионального значения.
Согласно ст. 24 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», на территории государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.
В соответствии со ст. 25 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.
Согласно ст. 27 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.
В соответствии со ст. 119 Лесного кодекса РФ особо защитные участки лесов могут быть выделены в защитных лесах, эксплуатационных лесах и резервных лесах. К особо защитным участкам лесов, в том числе, относятся: заповедные лесные участки; участки лесов с наличием реликтовых и эндемичных растений; места обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных; объекты природного наследия; другие особо защитные участки лесов, предусмотренные лесоустроительной инструкцией.
Таким образом, установленный ст. 119 Лесного кодекса РФ перечень лесных участков, в которых могут быть выделены особо защитные участки лесов, не является исчерпывающим.
На заповедных лесных участках запрещаются: проведение рубок лесных насаждений; использование токсичных химических препаратов; ведение сельского хозяйства; разведка и добыча полезных ископаемых; строительство и эксплуатация объектов капитального строительства.
На особо защитных участках лесов, за исключением указанных в части 3 настоящей статьи, запрещаются: проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных частью 5.1 статьи 21 настоящего Кодекса, и случаев, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций; ведение сельского хозяйства, за исключением сенокошения и пчеловодства; строительство и эксплуатация объектов капитального строительства, за исключением линейных объектов и гидротехнических сооружений.
На особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.
Выделение и упразднение особо защитных участков лесов, установление и изменение границ земель, на которых располагаются особо защитные участки лесов, осуществляются решениями уполномоченного федерального органа исполнительной власти в соответствии со статьей 81 настоящего Кодекса в порядке, установленном лесоустроительной инструкцией, утвержденной в соответствии с частью 2 статьи 67 настоящего Кодекса.
Обязательным приложением к решению о выделении особо защитных участков лесов является текстовое и графическое описание местоположения границ таких земель, включающее в себя перечень географических координат характерных точек границ таких земель или перечень координат этих точек в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно п. 2 Раздела I, пп. 6, и 8 Раздела II Приказа Минприроды России от 27.02.2017 № 72 «Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений», лесохозяйственный регламент является основой использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничеств.
Глава 1 лесохозяйственного регламента должна содержать информацию о характеристике имеющихся и проектируемых особо охраняемых природных территорий и объектов, планов по их организации, развитию экологических сетей, сохранению биоразнообразия; поквартальную карту-схему подразделения лесов по целевому назначению с нанесением местоположения существующих и проектируемых особо охраняемых природных территорий и объектов, объектов лесной, лесоперерабатывающей инфраструктуры, объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.
Глава 3 лесохозяйственного регламента должна содержать информацию об ограничениях по видам особо защитных участков лесов (таблица 19 приложения к Составу лесохозяйственных регламентов, порядку их разработки, срокам их действия и порядку внесения в них изменений); ограничения по видам использования лесов.
Согласно ст. 68 Лесного кодекса Российской Федерации, п. 3 Раздела I, п. 16 Раздела III Приказа Минприроды России от 29.03.2018 № 122 «Об утверждении Лесоустроительной инструкции» (далее - Лесоустроительная инструкция), лесоустройство включает в себя проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков (местоположение границ может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов); проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
Статьей 68.2 Лесного кодекса РФ определено, что по результатам проектирования эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов, которое осуществляется в целях, предусмотренных статьей 12 настоящего Кодекса, органы государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 и 82 настоящего Кодекса, принимают решения об отнесении лесов к эксплуатационным лесам, защитным лесам, резервным лесам, о выделении особо защитных участков лесов, а также об установлении или изменении границ земель, на которых располагаются эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов.
Из п. 5 Раздела I Лесоустроительной инструкции следует, что проектирование лесничеств, проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов, закрепление на местности местоположения границ лесничеств, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков, таксация лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов обеспечиваются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса и статьей 10 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации".
Согласно п. 16, 21, 22 Раздела III Лесоустроительной инструкции, проектирование эксплуатационных, защитных и резервных лесов осуществляется в пределах лесничества на основании анализа состояния и использования лесов, перспектив их освоения, развития особо охраняемых природных территорий с учетом документов территориального планирования (схемы территориального планирования Российской Федерации, схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации, схемы территориального планирования муниципального района, генерального плана поселения, генерального плана городского округа).
По результатам проектирования составляется ведомость деления лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов, содержащая следующую информацию о наименовании участковых лесничеств; номерах лесных кварталов или их частей; площадях лесных кварталов или их частей в гектарах; основаниях деления лесов по целевому назначению.
Особо защитные участки лесов проектируются в целях сохранения защитных и иных экологических функций лесов, расположенных на таких участках, с установлением в них соответствующего режима ведения лесного хозяйства и использования лесов. Особо защитные участки лесов могут быть выделены в защитных, эксплуатационных и резервных лесах.
Проектируемые при лесоустройстве особо защитные участки лесов выделяются в отдельные лесные кварталы и лесотаксационные выделы. При проектировании осуществляется установление границ и площади особо защитных участков лесов, приводится количественная и качественная характеристики земель и лесных насаждений. Границы особо защитных участков лесов наносятся на картографические материалы.
По результатам проектирования составляется ведомость проектируемых особо защитных участков лесов, содержащая следующую информацию: о наименовании участковых лесничеств; номерах лесных кварталов; номерах лесотаксационных выделов и их площади в гектарах.
Согласно пп. 21 п. 23 Раздела III, п. 133, 134 Раздела VII Лесоустроительной инструкции, выделение особо защитных участков лесов осуществляется по следующим признакам: к лесам в охранных зонах государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков и памятников природы, а также территориях, зарезервированных для создания особо охраняемых природных территорий федерального значения относятся участки лесов в границах охранных зон, площадь которых определяется при их образовании, но не менее полосы шириной 1000 м вдоль их границ.
В лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, таксация лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляется с учетом функционального зонирования и правового режима особо охраняемых природных территорий.
По материалам таксации лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, решением лесоустроительного совещания устанавливается необходимость определения интегрального показателя рекреационного потенциала лесных насаждений, данных о местонахождении инвазивных видов растений и границ функциональных зон.
В нарушение требований Лесного кодекса Российской Федерации, а также Лесоустроительной инструкции, в лесохозяйственном регламенте Куйтунского лесничества, лесной участок, расположенный в границах планируемого к созданию гидрологического памятника природы «Минеральный источник в р.п. Куйтун»: в Куйтунском лесничестве, Барлукском участковом лесничестве, Техническом участке № 2 совхоза «Андрюшенский» по целевому назначению относится к защитным полосам лесов, расположенных вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации; к зеленым зонам; к лесам, расположенным в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах; к эксплуатационным лесам.
Лесной участок, расположенный в границах планируемого к созданию заказника регионального значения «Окинско-Барлукский»: Куйтунском лесничестве, Барлукском участковом лесничестве, Усть-Кадинской даче, кварталах №№ 47ч. - 49ч., 54ч.; Техническом участке № 4 (совхоз «Усть-Кадинский»), кварталах №№ 67ч., 68ч.; Техническом участке № 6 (колхоз «Заветы Ильича»), кварталах №№ 19-22, 31ч., 32, 33 по целевому назначению относится к лесам, расположенным в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах; к нерестоохранным полосам лесов и к эксплуатационным лесам.
При этом информации о выделении территорий планируемых памятника природы и заказника регионального значения как особо защитных участков лесов лесохозяйственный регламент Куйтунского лесничества не содержит.
Согласно п. 2 ст. 6 Лесного кодекса РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.
Отдельно законодателем выделена категория защитных лесов - леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях.
Правовой режим использования лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, регламентирован ст. 119 Лесного кодекса РФ, а также положениями приказа Министерства природных ресурсов России от 16.07.2007 № 181 «Об утверждении особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях».
В соответствии с требованиями п. 26, п. 39 ст. 81 ЛК РФ проектирование защитных лесов, а также принятие решений об отнесении лесов к защитным лесам, установлении и изменении границ земель, на которых располагаются защитные леса, отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений.
Согласно п.п. 5.4.4, 5.4.12 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 №736, отнесение лесов к защитным лесам, эксплуатационным лесам, резервным лесам, выделение особо защитных участков лесов, установление границ защитных, эксплуатационных, резервных лесов и особо защитных участков лесов, а также обеспечение проектирования этих лесов относится к полномочиям Рослесхоза.
Из приведенных норм закона следует, что лесные участки, на которых планируется создание особо охраняемых природных территорий подлежат отнесению к особо защитным участкам лесов в целях сохранения защитных и иных экологических функций лесов, расположенных на таких участках, заповедных лесных участков, участков лесов с наличием реликтовых и эндемичных растений, мест обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных, объектов природного наследия и других особо защитные участки лесов с установлением в них соответствующего режима ведения лесного хозяйства и использования лесов.
Судом установлено, что несмотря на наличие на территории Куйтунского лесничества планируемых к созданию гидрологического памятника природы «Минеральный источник в р.п. Куйтун» и заказника регионального значения «Окинско-Барлукский», Федеральным агентством лесного хозяйства до настоящего времени лесные участки, расположенные в их границах, а именно: в Куйтунском лесничестве, Барлукском участковом лесничестве, Техническом участке № 2 совхоза «Андрюшенский»; Куйтунском лесничестве, Барлукском участковом лесничестве, Усть-Кадинской даче, кварталах №№ 47ч. - 49ч., 54ч.; Техническом участке № 4 (совхоз «Усть-Кадинский»), кварталах №№ 67ч., 68ч.; Техническом участке № 6 (колхоз «Заветы Ильича»), кварталах №№ 19-22, 31ч., 32, 33 не отнесены к особо защитным участкам лесов - как леса, расположенные на планируемых к созданию особо охраняемых природных территориях.
Установленные нарушения закона влекут за собой незаконное предоставление и освоение особо защитных участков лесов в границах планируемых заказника регионального значения «Окинско-Барлукский» и гидрологического памятника природы «Минеральный источник в р.п. Куйтун», а также невозможность надлежащего обеспечения правового режима их использования, что прямо противоречит требованиям федерального законодательства.
Так, лесные участки, расположенные в границах планируемого гидрологического памятника природы «Минеральный источник в р.п. Куйтун» предоставлены в аренду ООО «Транснефть-Восток» с видом разрешенного использования лесов - для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов на основании договора аренды лесных участков от 15.10.2008 № 91-640/18, от 02.11.2018 № 91-707/18).
Не отнесение лесов, на которых планируется создание особо охраняемых природных территорий к особо защитным участкам лесов не позволяет министерству лесного комплекса Иркутской области на должном уровне обеспечить ведение государственного лесного реестра и приведения в соответствие лесохозяйственных регламентов лесничеств в границах которых расположены данные лесные участки.
В соответствии с п. 1 ст. 91 ЛК РФ государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах.
В государственном лесном реестре должна содержаться документированная информация о защитных лесах, об их категориях, об эксплуатационных лесах, о резервных лесах, об их границах (п. 3 ч. 2 ст. 91 ЛК РФ).
Ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации, в соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 83 ЛК РФ отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъекта.
Согласно ст. 83 ЛК РФ ведение реестра, внесение в него изменений осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении лесов, расположенных в границах территорий этих субъектов Российской Федерации.
Внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение осуществляются на основании документов перечень, формы и порядок подготовки которых устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 2.1 ст. 91 ЛК РФ).
Порядок внесения информации и ее изменение в государственный лесной реестр осуществляется на основании Приказа Минприроды России от 11.11.2013 №496 «Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение».
Документом, являющимся основаниями для внесения документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменения, является акт о внесении документированной информации в государственный лесной реестр (п. 2.1, п. 2.1.1 Приказа № 496).
Основанием для внесения документированной информации в акты является решение уполномоченного федерального органа исполнительной власти Российской Федерации в области лесных отношений о выделении особо защитных участков лесов и установлении их границ (п. 2.2, п. 2.2.1, п.п. «г» п. 2.2.2 раздел 2 Приказа № 496).
Таким образом, отсутствие вынесенного в установленном законом порядке решения Федерального агентства лесного хозяйства об отнесении к особо защитным участкам лесов, лесов расположенных на планируемых к созданию особо охраняемых природных территорий - гидрологического памятника природы «Минеральный источник в р.п. Куйтун» и заказника регионального значения «Окинско-Барлукский», не позволяют министерству лесного комплекса области внести соответствующие изменения в государственный лесной реестр области и лесохозяйственный регламенты лесничеств.
Не отнесение Федеральным агентством лесного хозяйства лесных участков, расположенных в границах планируемых к созданию гидрологического памятника природы «Минеральный источник в р.п. Куйтун» и заказника регионального значения «Окинско-Барлукский» к особо защитным участкам лесов влечет нарушение требований природоохранного законодательства, устанавливающих ограничения использования особо защитных участков лесов в целях сохранения защитных и иных экологических функций лесов, расположенных на таких участках, заповедных лесных участках, участках лесов с наличием реликтовых и эндемичных растений, мест обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных, объектов природного наследия и других особо защитных участков лесов с установлением в них соответствующего режима ведения лесного хозяйства и использования лесов, чем нарушаются интересы Российской Федерации, как собственника лесного участка, а также интересы неопределенного круга лиц, конституционное право которых на благоприятную окружающую среду закреплено статьей 42 Конституции РФ.
Суд приходит к выводу, что исковые требования Братского межрайонного природоохранного прокурора подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.178-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Братского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Федерального агентства лесного хозяйства, выразившееся в непринятии мер, обеспечивающих отнесение лесов, расположенных в границах планируемых к созданию гидрологического памятника природы «Минеральный источник в р.п. Куйтун» и заказника регионального значения «Окинско-Бралукский», а именно: в Куйтунском лесничестве Барлукском участковом лесничестве Техническом участке № 2 совхоза «Андрюшенский»; Куйтунском лесничестве, Барлукском участковом лесничестве, Усть-Кадинской даче, кварталах №№ 47ч. - 49ч., 54ч.; Техническом участке № 4 (совхоз «Усть-Кадинский»), кварталах №№ 67ч., 68ч.; Техническом участке № 6 (колхоз «Заветы Ильича»), кварталах №№ 19-22, 31ч., 32, 33, на площади 18 тыс.га, к особо защитным участкам лесов.
Обязать Федеральное агентство лесного хозяйства принять меры, обеспечивающие отнесение лесов, расположенных в границах планируемых к созданию гидрологического памятника природы «Минеральный источник в р.п. Куйтун» и заказника регионального значения «Окинско-Бралукский», а именно: в Куйтунском лесничестве Барлукском участковом лесничестве Техническом участке № 2 совхоза «Андрюшенский»; Куйтунском лесничестве, Барлукском участковом лесничестве, Усть-Кадинской даче, кварталах №№ 47ч. - 49ч., 54ч.; Техническом участке № 4 (совхоз «Усть-Кадинский»), кварталах №№ 67ч., 68ч.; Техническом участке № 6 (колхоз «Заветы Ильича»), кварталах №№ 19-22, 31ч., 32, 33, на площади 18 тыс.га, к особо защитным участкам лесов в течение шести месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Куйтунский районный суд Иркутской области в течение месяца со дня его вынесения.
Судья Степаненко В.ПРешение не вступило в законную силу