№ 2а-781/20
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 марта 2020 года г.Воронеж
Советский районный суд г.Воронежа в составе:
председательствующего – судьи Бородовицыной Е.М.,
при секретаре Лукьянчиковой И.А.,
с участием представителя административного истца ФИО2,
представителя административного ответчика ДИЗО ВО ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению ФИО4 к ДИЗО ВО о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
ФИО4 обратился в суд с административным иском к ДИЗО ВО о признании незаконным решения, указывая, что ему принадлежит на праве собственности земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, категории земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: отдельно стоящие индивидуальные жилые дома на одну, две семьи, коттеджи, кадастровый №, площадью 300 кв.м., что подтверждается выпиской из ЕГРН от 26.12.2019 г. №. Истцом 06.11.2019 г. в адрес ДИЗО ВО было подано заявление об утверждении схемы расположения земельного участка с кадастровым номером № на кадастровом плане территории в связи с образованием земельного участка путем перераспределения. Площадь земельного участка согласно вышеуказанной схеме расположения составила 565 кв.м. Решением от 10.12.2019 г. за №з было отказано в перераспределении принадлежащего истцу земельного участка с кадастровым номером № и земель, государственная собственность на которые не разграничена, по тем основаниям, что в соответствии с п.4.2.4, 4.2.5 СП 30-102-99 «Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства» максимальная протяженность тупикового проезда, согласно требованиям СНиП 2.07.01, должна превышать 150 м. Тупиковые проезды обеспечиваются разворотными площадками, обеспечивающими возможность разворота мусоровоза, уборочных и пожарных машин. Тупиковые проезды обеспечиваются разворотными площадками не менее 12*12 м., что в данном случае не выдерживается. Также была ссылка на п.6 ст.11.9 ЗК РФ, которую считает необоснованной. Департамент не дает четких объяснений, по каким причинам, образование данного земельного участка может привести к вливанию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные ЗК РФ, другими федеральными законами. Как следует из Правил землепользования и застройки г.о.г. Воронеж от 25.12.2009 г. №384-II, установленный предельный максимальный размер земельного участка под индивидуальное жилищное строительство, который может находиться в собственности гражданина, составляет 800 кв.м. Таким образом, основание перераспределения, приведенное в пп.3 п.1 ст.39.28 ЗК РФ полностью соблюдено. Отказ ответчика не содержит ни одного основания, предусмотренного п.9 ст.39.29 ЗК РФ. Перечень оснований для отказа в заключении соглашении о перераспределении, приведенный в п.9 ст.39.29 ЗК РФ, носит исчерпывающий характер, является закрытым. ДИЗО ВО в своем ответе от 10.12.2019 г. №, помимо п.6 ст.11.9 ЗК РФ более не приводит каких-либо иных мотивов для отказа в перераспределении земельного участка. В связи с чем, истец просит признать незаконным решение, содержащиеся в ответе от 10.12.2019 г. №з в перераспределении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> с землями, государственная собственность на которые не разграничена, и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и обязать повторно рассмотреть заявление от 11.11.2019 г. об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 565 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в территориальной зоне с индексом Ж1 из категории земель населенных пунктов в кадастром квартале №, образованного путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером №, с разрешенным использованием: индивидуальное жилищное строительство.
Впоследствии ФИО4 уточнив исковые требования, указав, что формирование земельного участка в испрашиваемых границах не препятствует рациональному использованию данного земельного участка и смежных с ним участков, не приводит к недостаткам по охране земель. В связи с чем, ДИЗО ВО нарушено право истца на перераспределение земельного участка, которое предоставлено законодательством РФ. Также считает необоснованным ссылку ответчика на СП 30-102-99 «Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства», в связи с тем, что на формируемом земельном участке отсутствуют какие-либо здания, сооружения и дома.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО4 по доверенности ФИО2 поддержала исковые требования, суду пояснила, что ответчик отказывая истцу в перераспределении земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане сослался на основания, которые не предусмотрены п.9 ст.39.29 ЗК РФ, нарушив его права.
Представитель административного ответчика ДИЗО ВО по доверенности ФИО3 исковые требования не признала, суду пояснила, в случае увеличения площади земельного участка с кадастровым номером № не будет выдерживаться размер разворотной площадки, который предусмотрен СП 30-102-99 «Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства» и должен быть не менее 12х12 м, что препятствует рациональному использованию земель согласно п.6 ст.11.9 ЗК РФ.
Административный истец ФИО4 в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие, исковые требования поддержал (л.д.39).
Суд, выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В силу ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из ч.9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с п. 1 ст. 11.2, п. п. 1, 3 ст. 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК) земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. При перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 названного Кодекса.
Согласно п. 2,3 ст. 39.28, п. п. 1, 8 ст. 39.29 ЗК перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка. В целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - заявление о перераспределении земельных участков), в уполномоченный орган. В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: 1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; 2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; 3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 статьи 39.29 ЗК.
Как установлено в судебном заседании и усматривается из материалов дела, ФИО4 на праве собственности принадлежит земельный участок, площадью 300 кв.м.+/-6.06 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> с кадастровым номером № категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: индивидуальное жилищное строительство (л.д. 8-12,13-14,77-79).
11.11.2019 г. истец обратился в ДИЗО ВО с заявлением об утверждении расположения земельного участка на кадастровом плане территории в связи с образованием земельного участка путем перераспределения (в отношении земельного участка, подлежащего образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка) площадью 565 кв.м., кадастровый квартал №, кадастровый №, категория земель: земли населенных пунктов, местоположение земельного участка: <адрес>, <адрес> разрешенное использование: отдельно стоящие индивидуальные жилые дома на одну, две семьи, коттеджи, приложив схему (л.д. 18,19,49,50).
Затем ДИЗО ВО было рассмотрено его обращение и ответом за №з от 10.12.2019 г. отказано в утверждении представленной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого путем перераспределения, со ссылкой пп.11 п.9 ст.39.29 ЗК РФ по тем основаниям, что подготовка и утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории осуществляется в соответствии со ст.11.10 ЗК РФ, требованиями приказа Минэкономразвития России от 27.11.2014 №762 «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельного участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе. В соответствии с п.4 Требований схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). По информации администрации г.о.г. Воронеж в случае увеличения земельного участка с кадастровым номером № будет частично перекрыт доступ к смежному земельному участку с кадастровым номером №. В соответствии с п.4.2.3 СП 30-102-99 «Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства» предусмотрено, что планировочное решение малоэтажной жилой застройки должно обеспечить проезд автотранспорта ко всем зданиям и сооружениям, в том числе к домам, расположенным на приквартирных участках. В соответствии с п.4.2.4, 4.2.5 СП 30-102-99 «Планировка и застройки территорий малоэтажного жилищного строительства» максимальная протяженность тупикового проезда, согласно требованиям СНиП 2.07.01, должна превышать 150 м. Тупиковые проезды обеспечиваются разворотными площадками, обеспечивающими возможность разворота мусоровоза, уборочных и пожарных машин. Тупиковые проезды обеспечиваются разворотными площадками размером не менее 12*12 м, что в данном случае не выдерживается. Также сослались на п.6 ст.11.9 ЗК РФ о том, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещение объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные ЗК РФ, другими федеральными законами (л.д. 16-17,62-64).
Оценивая, собранные по делу доказательства, суд считает, что исковые требования ФИО4 не подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.
Положением о департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области, утвержденным Постановлением Правительства Воронежской области от 08.05.2009 № 365 установлено, что департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области является исполнительным органом государственной власти в сфере имущественных и земельных отношений, уполномоченным осуществлять государственное управление в области приватизации, управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами на территории Воронежской области в пределах своей компетенции, а также в области лицензирования отдельных видов деятельности, производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Воронежской области.
Судом установлено, что ДИЗО ВО является полномочным органом, в компетенцию которого входит утверждение схем расположения земельных участков.
С учетом вышеизложенного и того, что действующим законодательством обязанность законности действий по доказыванию возложена на орган, вынесший решение об отказе, суд приходит к следующему.
Как следует из п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса, Уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из следующих оснований:1) заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса;2) не представлено в письменной форме согласие лиц, указанных в пункте 4 статьи 11.2 настоящего Кодекса, если земельные участки, которые предлагается перераспределить, обременены правами указанных лиц;3) на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), которое размещается на условиях сервитута, или объекта, который предусмотрен пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса и наличие которого не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием;4) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и изъятых из оборота или ограниченных в обороте;5) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности и зарезервированных для государственных или муниципальных нужд; 6) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и являющегося предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 настоящего Кодекса, либо в отношении такого земельного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек; 7) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и в отношении которых подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или заявление о предоставлении земельного участка и не принято решение об отказе в этом предварительном согласовании или этом предоставлении; 8) в результате перераспределения земельных участков площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, будет превышать установленные предельные максимальные размеры земельных участков; 9) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса; 10) границы земельного участка, находящегося в частной собственности, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости" (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ); 11) имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса; 12) приложенная к заявлению о перераспределении земельных участков схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам или не соответствует утвержденным проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; 13) земельный участок, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, расположен в границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания территории.
В силу ст.11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Из сообщения Управления главного архитектора администрации г. Воронежа от 26.11.2019 г. № (л.д. 51,52,53-55), с приложением акта проверки (л.д.56-61) следует, что в границах формируемого земельного участка площадью 565 кв.м., согласно представленной схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, находится земельный участок площадью 300 кв.м. (кадастровый номер №) с разрешенным использованием «индивидуальное жилищное строительство», который согласно данным публичной кадастровой карты уже состоит на кадастром учете, и земельный участок площадью 265 кв.м., право государственной собственности на который не разграничено, который с учетом его расположения, площади и конфигурации не может быть использован в качестве самостоятельного для строительства капитальных объектов. В соответствии с п.4.2.3, 4.2.4, 4.2.5 СП 30-102-99 «Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства» предусмотрено, что планировочное решение малоэтажной застройки должно обеспечивать проезд автотранспорта ко всем зданиям и сооружениях, в том числе к домам, расположенным на приквартирных участках, тупиковые проезды обеспечиваются разворотными площадками размером не менее 12Х12 м, что в данном случае не будет выдерживаться, в случае увеличения земельного участка с кадастровым номером № (л.д. 53-55).
Кроме того, согласно представленных документов ответчиком на л.д. 80-86, как следует из заключения специалиста кадастрового инженера ФИО1 (л.д.83), в результате обследования вышеуказанного участка выявлено, что разворотная площадка находится в границах земельных участков с кадастровым номером № и № в соответствии со схемой расположения земельных участков на кадастровом плане территории, т.е. уже в настоящий момент часть разворотной площадки занята земельными участками, принадлежащему истцу.
Согласно п.п. 4.2.3, 4.2.5 СП 30-102-99 «Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства» планировочное решение малоэтажной жилой застройки должно обеспечивать проезд автотранспорта ко всем зданиям и сооружениям, в том числе к домам, расположенным на приквартирных участках. На проездах следует предусматривать разъездные площадки длиной не менее 15 м и шириной не менее 7 м, включая ширину проезжей части. Расстояние между разъездными площадками, а также между разъездными площадками и перекрестками должно быть не более 200 м. Максимальная протяженность тупикового проезда, согласно требованиям СНиП 2.07.01, не должна превышать 150 м. Тупиковые проезды обеспечиваются разворотными площадками размером не менее 12Х12 м. Использование разворотной площадки для стоянки автомобилей не допускается.
Согласно п.2.9* СНиП 2.07.01 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» тупиковые проезды должны быть протяженностью не более 150 м и заканчиваться поворотными площадками, обеспечивающими возможность разворота мусоровозов, уборочных и пожарных машин.
В соответствии с п.6 ст.11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Как следует из материалов дела, истцом было подано заявление об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в связи с образованием земельного участка путем перераспределения, однако ДИЗО ВО было отказано в утверждении схемы о перераспределении спорного земельного участка, ссылаясь на то, что данное образование земельного участка будет препятствовать рациональному использованию и охране земель. Действительно, в результате утверждения схемы, будут нарушены права собственников соседних земельных участков, в том числе и истца, т.к. не будет обеспечен проезд к земельным участкам разворотной площадкой, необходимой для разворота мусоровоза, пожарных машин и.т.д. Доводы представителя истца о том, что в настоящее время на земельных участках отсутствует строение, поэтому СНиП не применимы, суд считает надуманным, поскольку вид разрешённого использования земельных участков предусматривает строительство жилого дома. В связи с чем, суд считает, что данный отказ содержит ссылки на предусмотренное законом основание, препятствующее в удовлетворении данного заявления, поэтому решение ответчика законно и не нарушает прав заявителя.
В соответствии с ч.1 ст.219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Исходя из вышеуказанной нормы, суд считает, что административным истцом не пропущен трехмесячный срок обращения в суд, так как ему стало известно о нарушенном праве с момента получения решения об отказе, содержащегося в ответе от 10.12.2019 г., поскольку в суд обратился 13.01.2020 г.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований ФИО4
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований ФИО4 к ДИЗО ВО о признании незаконным решения от 10.12.2019 г. №з в перераспределении земельного участка с кадастровым номером 36:34:0501031:154, расположенного по адресу: <адрес> с землями, государственная собственность на которые не разграничена, и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и об обязании повторно рассмотреть заявление от 11.11.2019 г. об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 565 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, в территориальной зоне с индексом Ж1 из категории земель населенных пунктов в кадастром квартале №, образованного путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером №, с разрешенным использованием: индивидуальное жилищное строительство, отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через районный суд в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 25.03.2020 г.
Судья Е.М. Бородовицына