ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-781/2021 от 07.09.2021 Полярного районного суда (Мурманская область)

***

Мотивированное решение составлено 07.09.2021 Дело №2а-781/2021

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

06 сентября 2021 года город Полярный

Полярный районный суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Козловой Ю.А.,

при секретаре Шиховцовой М.С.,

с участием:

представителя административного истца акционерного общества «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» Шатиной О.М.,

представителя административного ответчика Балтийско-Арктического межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Ловчикова О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску акционерного общества «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» в лице территориального подразделения «Водоканал» акционерного общества «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» к Балтийско-Арктическому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о признании действий (бездействий) незаконными,

установил:

акционерное общество «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» в лице территориального подразделения «Водоканал» акционерного общества «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» (далее – ТП «Водоканал» АО «ГУ ЖКХ») обратилось в суд с административным иском к Балтийско-Арктическому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – Балтийско-Арктическое межрегиональное управление Росприроднадзора) о признании действий (бездействий) незаконными.

В обоснование административного иска указало, что на основании постановления администрации ЗАТО Александровск Мурманской области №... от 16 апреля 2013 года является гарантирующей организацией для централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения на территории города Полярного, города Гаджиево и населенного пункта Оленья Губа ЗАТО Александровск Мурманской области.

В соответствии с положениями статьи 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» АО «ГУ ЖКХ» поставлены на учет 14 объектов, оказывающих негативное воздействий на окружающую среду.

Согласно выданным Балтийско-Арктическим межрегиональным управлением Росприроднадзора свидетельствам 7 объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, с кодами №..., №..., №..., №..., №..., №..., №..., была присвоена III категория негативного воздействия.

Кроме того, 15 января 2018 года АО «ГУ ЖКХ» обратилось в Балтийско-Арктическое межрегиональное управление Росприроднадзора с заявкой о постановки на учет ЭУ №... «Полярный» ТП «Водоканал» АО «ГУ ЖКХ», по результатам рассмотрения которой территориальным органом Росприроднадзора выдано свидетельство №... от 21 марта 2019 года о его постановки на учет с присвоением кода объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, №... и III категории негативного воздействия на окружающую среду.

Вместе с тем, при проверке в марте 2021 года данных, содержащихся в программно-техническом обеспечении учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, АО «ГУ ЖКХ» установлено, что объекты №..., №..., №..., №..., №..., №..., №... поменяли категорию негативного воздействия на окружающую среду и стали отображаться в личном кабинете при формировании отчетов как II категория негативного воздействия.

При этом, в программно-техническом обеспечении имеются сведения о постановки на государственный учет ЭУ №... «Полярный» ТП «Водоканал» АО «ГУ ЖКХ» с присвоением ему кода №... и II категории негативного воздействия на окружающую среду, который полностью идентичен наименованием, географическим положением, координатами и показателями по фактической массе сбросов загрязняющих веществ с объектом кодом №....

Указывает, что изменение категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, произведено Балтийско-Арктическим межрегиональным управлением Росприроднадзора в одностороннем порядке, без соответствующих заявок АО «ГУ ЖКХ, а также без уведомления Общества о состоявшемся изменении категории.

С учетом уточненных требований, АО «ГУ ЖКХ» просит признать незаконными действия Балтийско-Арктического межрегионального управления Росприроднадзора, выразившиеся в одностороннем изменении категорий объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, с кодами №..., №..., №..., №..., №..., №..., №... с III на II категорию негативного воздействия на окружающую среду, в не уведомлении АО «ГУ ЖКХ» о состоявшемся изменении категорий негативного воздействия на окружающую среду, обязать Балтийско-Арктическое межрегиональное управление Росприроднадзора снять с учета объект с кодом №... и взыскать судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины в размере 2 000 рублей.

Представитель административного истца АО «ГУ ЖКХ» Шатина О.М. в судебном заседании заявленные требования административного иска поддержала в полном объеме, по доводам, изложенным в административном исковом заявлении. Дополнительно указала, что при эксплуатации спорных объектов Общество не осуществляет деятельность по сбору и обработке сточных вод в части, касающейся очистки сточных вод централизованных систем водоотведения (канализации), а также просила восстановить пропущенный процессуальный срок на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением в порядке, предусмотренном статьей 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Представитель административного ответчика Балтийско-Арктического межрегионального управления Росприроднадзора Ловчиков О.В. с заявленными требованиями административного иска не согласился, по основаниям, изложенным в письменных возражениях, дополнительно указав, что спорные объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, относятся к II категории, что явилось основанием для исправления опечаток в ранее выданных свидетельствах в порядке пункта 39 Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2016 года № 572.

Не оспаривая факт двойной регистрации в федеральном государственном реестре ЭУ №... «Полярный» ТП «Водоканал» АО «ГУ ЖКХ», полагал, что правовых оснований для снятия с учета объекта с кодом №... не имеется ввиду отсутствия соответствующего заявления юридического лица.

Полагал, что АО «ГУ ЖКХ» пропущен срок обращения в суд за защитой нарушенных прав, предусмотренный частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Выслушав административные стороны, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации регулирует Федеральный закон от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

На основании пункта 1 статьи 69 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора.

Согласно пункту 3 названной правовой нормы государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в форме ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, который представляет собой государственную информационную систему, создание и эксплуатация которой осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом, законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации и иными нормативными правовыми актами.

Порядок создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 10 статьи 69 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

На основании пункта 11 статьи 69 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, выдается соответственно свидетельство о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, о снятии с государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

В силу пункта 1 статьи 69.2 названного Федерального закона объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти, за исключением объектов, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности, и федеральном органе исполнительной власти в области обеспечения безопасности в отношении подведомственных ему объектов или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

Пунктом 2 названной правовой нормы предусмотрено, что постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.

Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение десяти дней со дня получения заявки о постановке на государственный учет обязан осуществить постановку на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, с присвоением ему кода и категории объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, и выдать юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю свидетельство о постановке на государственный учет этого объекта (пункт 4 статьи 69.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

Согласно пунктам 6, 9 статьи 69.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды» сведения об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежат актуализации в связи с представлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сведений: о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, реорганизации юридического лица в форме преобразования, об изменении его наименования, адреса (места нахождения), а также об изменении фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность;

об изменении места нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;

об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды;

об изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления.

При актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на таком объекте, выдается свидетельство об актуализации учетных сведений.

Свидетельство об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, выдается юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю в срок не более чем десять рабочих дней со дня подачи ими документов, предусмотренных пунктом 6 настоящей статьи (пункт 10 статьи 69.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

В соответствии с пунктами 11, 13 статьи 69.2 названного Федерального закона снятие с государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется по месту постановки их на учет в связи с представлением юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями сведений о прекращении деятельности на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду.

При снятии с государственного учета объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю выдается свидетельство о снятии с государственного учета объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, в срок не более чем десять рабочих дней со дня подачи соответствующих сведений и документов.

Материалами дела подтверждено, что постановлением администрации муниципального образования ЗАТО Александровск Мурманской области от 16 апреля 2013 года №... АО «ГУ ЖКХ» определено гарантирующей организацией для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения города Полярного, города Гаджиево и населенного пункта Оленья Губа ЗАТО Александровск.

15 января 2018 года АО «ГУ ЖКХ» обратилось в Балтийско-Арктическое межрегиональное управление Росприроднадзора с заявками о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду – ЭУ №... «Полярный» ТП «Водоканал» АО «ГУ ЖКХ» 1 выпуск п. Оленья Губа, ЭУ №... «Заозерский» ТП «Водоканал» АО «ГУ ЖКХ» 1 выпуск г. Заозерск, ЭУ №... «Видяево» ТП «Водоканал» АО «ГУ ЖКХ» 1 выпуск п. Видяево, ЭУ №... «Гаджиево» ТП «Водоканал» АО «ГУ ЖКХ» 1 выпуск г. Гаджиево, ЭУ №... «Полярный» ТП «Водоканал» АО «ГУ ЖКХ» 3 выпуск п. Оленья Губа, ЭУ №... «Полярный» ТП «Водоканал» АО «ГУ ЖКХ» 1 выпуск г. Полярный, ЭУ №... «Полярный» ТП «Водоканал» АО «ГУ ЖКХ» 2 выпуск г. Полярный.

По результатам рассмотрения указанных заявок Балтийско-Арктическим межрегиональным управлением Росприроднадзора 21 марта 2019 года АО «ГУ ЖКХ» выданы свидетельства, подтверждающие постановку на государственный учет в федеральный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, указанных эксплуатируемых объектов с присвоением им кодов №..., №..., №..., №..., №..., №... и №..., соответственно и III категории негативного воздействия на окружающую среду.

Кроме того, на основании заявки АО «ГУ ЖКХ» от 15 января 2018 года Балтийско-Арктическим межрегиональным управлением Росприроднадзора АО «ГУ ЖКХ» выдано свидетельство №... от 21 марта 2019 года о постановке на государственный учет в федеральный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, эксплуатируемого объекта ЭУ №... «Полярный» ТП «Водоканал» АО «ГУ ЖКХ» 3 выпуск г. Полярный, с присвоением ему кода №... и III категории негативного воздействия на окружающую среду.

В марте 2021 года при проверке данных, содержащихся в программно-техническом обеспечении объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, АО «ГУ ЖКХ» установлено, что на основании свидетельств об актуализации учетных сведений от 19 декабря 2020 года Балтийско-Арктическим межрегиональным управлением Росприроднадзора изменена категория спорных объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, с кодами №..., №..., №..., №..., №..., №... и №..., с III категории негативного воздействия на окружающую среду на II категорию.

При этом, эксплуатируемый объект ЭУ №... «Полярный» ТП «Водоканал» АО «ГУ ЖКХ» 3 выпуск г. Полярный дважды поставлен на государственный учет с присвоением ему кода №... и II категории негативного воздействия на окружающую среду.

25 марта 2021 года АО «ГУ ЖКХ» обратилось в техническую службу поддержки Росприроднадзора с просьбой устранить выявленные несоответствия в указании категорий негативного воздействия на окружающую среду эксплуатируемых объектов.

Согласно сообщению технической службы поддержки Росприроднадзора от 30 марта 2021 года изменения категорий объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, связано с обращением природопользователя 27 ноября 2020 года об актуализации ранее представленных сведений.

02 апреля 2021 года АО «ГУ ЖКХ» обратилось в Балтийско-Арктическое межрегиональное управление Росприроднадзора с требованием уведомить об основаниях произведенных изменений в категориях негативного воздействия на окружающую среду по спорным объектам, а также о снятии с учета объекта ЭУ №... «Полярный» ТП «Водоканал» АО «ГУ ЖКХ» 3 выпуск г. Полярный с присвоенным ему кодом №..., как идентичного объекту с кодом №....

Рассмотрев обращение АО «ГУ ЖКХ» 28 мая 2021 года Балтийско-Арктическое межрегиональное управление Росприроднадзора уведомило Общество о необходимости предоставления заявления о снятии с государственного учета объекта №..., а также сообщило, что изменение категорий спорных объектов произошло в связи с выявленными описками в ранее выданных свидетельствах в порядке, предусмотренном пунктом 39 Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2016 года № 572.

27 мая 2021 года АО «ГУ ЖКХ» повторно обратилось в Балтийско-Арктическое межрегиональное управление Росприроднадзора с требованием об изменении категорий спорных объектов, а также о снятии с государственного учета объекта ЭУ №... «Полярный» ТП «Водоканал» АО «ГУ ЖКХ» 3 выпуск г. Полярный с присвоенным ему кодом №..., в удовлетворении которого территориальным органом Росприроднадзора отказано 05 июля 2021 года.

В период с 18 мая 2021 года по 15 июня 2021 года Балтийско-Арктическим межрегиональным управлением Росприроднадзора в отношении АО «ГУ ЖКХ» проведена плановая выездная проверка, по результатам которой составлен акт №... от 15 июня 2021 года с указанием выявленных нарушений, а также выдано соответствующее предписание.

Постановлениями Балтийско-Арктического межрегионального управления Росприроднадзора №..., №... и №... от 08 июля 2021 года АО «ГУ ЖКХ» привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.14, частью 4 статьи 8.13 и статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответственно.

Правила создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2016 года № 572.

На основании пункта 2 названных Правил государственный учет объектов осуществляется в форме ведения государственного реестра.

Ведение федерального государственного реестра осуществляется территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту нахождения объектов (пункт 10 Правил).

Пунктом 17 названных Правил предусмотрено, что основанием для включения объектов в государственный реестр является заявка, оформленная по установленной Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации форме и содержащая сведения для внесения в государственный реестр, указанные в подпунктах «а» - «и», «м», «н» и «п» пункта 5 настоящих Правил, которая направляется в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

Пунктом 20 названных Правил установлено, что основанием для отказа в постановке на государственный учет объектов является отсутствие в составе заявки сведений, указанных в пункте 17 настоящих Правил. В указанном случае территориальный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации направляет юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю уведомление с указанием причин отказа в течение 5 рабочих дней со дня получения заявки.

Согласно пункту 23 Правил при включении в государственный реестр объекту присваивается код объекта и категория в зависимости от уровня негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2015 года № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий».

В соответствии с пунктами 28-32 Правил изменение содержащихся в государственном реестре сведений об объекте осуществляется в порядке, установленном статьей 69.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

При актуализации учетных сведений об объекте на основании поступивших сведений может быть изменена категория объекта в зависимости от уровня негативного воздействия на окружающую среду и (или) может быть принято решение о включении (исключении) объекта в перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору.

В случае если при актуализации учетных сведений об объекте принято решение о включении объекта в перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, сведения об объекте, включенные в региональный государственный реестр, в электронном виде с использованием средств государственного реестра в течение 5 рабочих дней после актуализации учетных сведений об объекте направляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

В случае если при актуализации учетных сведений об объекте принято решение об исключении объекта из перечня объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, сведения об объекте, включенные в федеральный государственный реестр, в электронном виде с использованием средств государственного реестра в течение 5 рабочих дней после актуализации учетных сведений об объекте направляются территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации согласно их компетенции включают информацию об актуализации сведений об объекте в федеральный или региональные реестры в течение 10 рабочих дней со дня получения документов, подтверждающих необходимость актуализации сведений об объекте, и выдают юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю свидетельство об актуализации сведений об объекте.

В случае изменения категории объекта в зависимости от уровня негативного воздействия на окружающую среду, включения (исключения) объекта в перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, на основании сведений, поступивших при актуализации учетных сведений об объекте, в свидетельство об актуализации сведений об объекте включаются сведения об указанных изменениях.

На основании пункта 39 Правил территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, включившие сведения об объекте в федеральный государственный реестр или региональный государственный реестр, по заявлению юридического лица, индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность на объекте, или по своей инициативе вправе исправить допущенные при внесении сведений описки, опечатки и арифметические ошибки.

В случае если данные исправления влияют на состав сведений, содержащихся в свидетельстве о постановке объекта на государственный учет или свидетельстве об актуализации сведений об объекте, информация о внесенных исправлениях в течение 5 дней со дня получения соответствующего заявления направляется юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю.

В соответствии с письмом Росприроднадзора от 16 марта 2017 года №... «Об актуализации учетных сведений объектов НВОС» в случае необходимости исправления допущенных при внесении сведений описок, опечаток и арифметических ошибок территориальный орган Росприроднадзора, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, включившие сведения об объекте в федеральный государственный реестр или региональный государственный реестр, по заявлению юридического лица, индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность на объекте, или по своей инициативе вправе исправить допущенные при внесении сведений описки, опечатки и арифметические ошибки (пункт 39 Правил).

При этом юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществивший постановку объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, представляет в уполномоченный орган заявление о необходимости исправления технических ошибок с указанием перечня необходимых исправлений.

В случае, если данные исправления влияют на состав сведений, содержащихся в свидетельстве о постановке объекта на государственный учет или свидетельстве об актуализации сведений об объекте, информация о внесенных исправлениях в течение 5 дней со дня получения соответствующего заявления направляется юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, в том числе посредством выдачи свидетельства об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду.

Таким образом, из анализа приведенных правовых норм следует, что постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, производится территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, на основании заявки юридического лица, эксплуатирующего указанный объект, при этом сведения об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежат актуализации в связи с представлением юридическим лицом соответствующего заявления с приложением документов, подтверждающих необходимость актуализации указанных сведений.

Определение категории объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется при его постановке юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем на государственный учет в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в порядке, установленном Федеральным законом от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и Правилами создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2016 года № 572.

При этом, проверка представленных в заявке данных, предусмотренных в подпунктах «а» - «и», «м», «н» и «п» пункта 5 Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, обязательна.

Вместе с тем, материалами дела подтверждено, что с заявкой №CBOQGWZ8 о постановки на государственный учет в федеральный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, эксплуатируемого объекта ЭУ №... «Полярный» ТП «Водоканал» АО «ГУ ЖКХ» 3 выпуск г. Полярный, по результатам рассмотрения которой Балтийско-Арктическим межрегиональным управлением Росприроднадзора выдано свидетельство от 13 мая 2018 года с присвоением ему кода №... и II категории негативного воздействия на окружающую среду, 12 января 2018 года не обращалось.

Выписка из программно-технического обеспечения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представленная в материалы дела Балтийско-Арктическим межрегиональным управлением Росприроднадзора, не свидетельствует об обращении АО «ГУ ЖКХ» с указанной заявкой, поскольку не содержит сведений о содержании заявления и о характеристики эксплуатируемого объекта.

Сведений о направлении в адрес АО «ГУ ЖКХ» территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и получении Обществом свидетельства №... от 13 мая 2018 года о постановки на государственный учет в федеральный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, эксплуатируемого объекта ЭУ №... «Полярный» ТП «Водоканал» АО «ГУ ЖКХ» 3 выпуск г. Полярный, с присвоением ему кода №... и II категории негативного воздействия на окружающую среду, материалы административного дела не содержат.

При этом, согласно представленному в материалы дела свидетельству №..., копия которого была направлена в адрес АО «ГУ ЖКХ», ЭУ №... «Полярный» ТП «Водоканал» АО «ГУ ЖКХ» 3 выпуск г. Полярный поставлен на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на основании заявки Общества, 21 марта 2019 года с присвоением ему кода №... и III категории негативного воздействия на окружающую среду.

Кроме того, в ходе рассмотрения административного дела по существу сторонами не оспаривалось, что с заявлениями об актуализации сведений по объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду с кодами №..., №..., №..., №..., №..., №... и №... АО «ГУ ЖКХ» в Балтийско-Арктическое межрегиональное управление Росприроднадзора не обращалось.

Представленными в материалы дела свидетельствами о постановке 21 марта 2019 года на государственный учет указанных спорных объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подтверждено, что по результатам рассмотрения заявок АО «ГУ ЖКХ» территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования принято решение о присвоении им III категории.

Доказательств, подтверждающих направления в адрес юридического лица уведомления об отказе в постановки спорных объектов на государственный учет по заявкам, поданным АО «ГУ ЖКХ» 15 января 2018 года, с присвоением им III категории негативного воздействия, в порядке предусмотренном пунктом 20 Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2016 года №..., материалы административного дела не содержат.

Доводы административного ответчика о том, что спорные объекты по состоянию на 21 марта 2019 года относились к II категории негативного воздействия на окружающую среду, суд находит несостоятельными по следующим основаниям.

Согласно положениям статьи 4.2 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории: объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, - объекты I категории; объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты II категории; объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты III категории; объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты IV категории.

При установлении критериев, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к соответствующей категории, учитываются: уровни воздействия на окружающую среду видов хозяйственной и (или) иной деятельности (отрасль, часть отрасли, производство); уровень токсичности, канцерогенные и мутагенные свойства загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, а также классы опасности отходов производства и потребления; классификация промышленных объектов и производств; особенности осуществления деятельности в области использования атомной энергии.

Критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду.

В спорный период времени Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий были утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2015 года №1029.

Согласно подпункту «е» пункта 2 названных Критериев к объектам II категории относятся объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности по сбору и обработке сточных вод в части, касающейся очистки сточных вод централизованных систем водоотведения (канализации) (с объемом менее 20 тыс. куб. метров отводимых сточных вод в сутки).

Решением Полярного районного суда Мурманской области от 18 января 2013 года на администрацию муниципального образования ЗАТО Александровск Мурманской области возложена обязанность организовать работы по строительству и обеспечению ввода в эксплуатацию очистительных сооружений по выпускам №№..., №..., №... в городе Полярном, выпускам №№..., №..., №... поселка Оленья Губа и выпуску №... в городе Гаджиево Мурманской области в срок до 31 декабря 2015 года.

Указанным судебным решение установлено, что при осуществлении водоотведения в границах городского округа ЗАТО Александровск администрация муниципального образования не обеспечивает выполнение очистки сточных вод.

Решение Полярного районного суда Мурманской области от 18 января 2013 года вступило в законную силу и обращено к исполнению.

Согласно части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

В ходе рассмотрения дела по существу Балтийско-Арктическим межрегиональным управлением Росприроднадзора не оспаривалось, что АО «ГУ ЖКХ» при эксплуатации спорных объектов не осуществляется хозяйственная деятельность по сбору и обработке сточных вод в части, касающейся очистки сточных вод централизованных систем водоотведения (канализации).

Кроме того, информацией, представленной администрацией муниципального образования ЗАТО Александровск Мурманской области, подтверждено, что решение Полярного районного суда Мурманской области от 18 января 2013 года до настоящего времени не исполнено.

При таких обстоятельствах, доводы административного ответчика о выявленных описках в указанных свидетельствах о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду с кодами №..., №..., №..., №..., №..., №... и №..., в части указания присвоенной им категории, суд находит несостоятельными.

Сведений об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды спорных объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, материалы дела не содержат.

При этом, вопреки доводам административного ответчика, оснований полагать, что Управлением была своевременно исполнена обязанность по направлению АО «ГУ ЖКХ» информации об исправлении категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, не имеется, доказательств о том в нарушение требований части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в материалы дела не представлено.

Само по себе размещение Балтийско-Арктическим межрегиональным управлением Росприроднадзора таких сведений на официальном сайте не освобождает территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от обязанности известить в течение пяти дней юридическое лицо о внесении соответствующих изменений в сведения об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Таким образом, анализируя приведенные правовые нормы в совокупности с представленными в материалы дела доказательствами, суд приходит к выводу об отсутствии у Балтийско-Арктического межрегионального управления Росприроднадзора установленных законом оснований для постановки ЭУ №... «Полярный» ТП «Водоканал» АО «ГУ ЖКХ» 3 выпуск г. Полярный на государственный учет с присвоением ему кода №... и II категории негативного воздействия на окружающую среду, и внесения изменений в сведения об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, с кодами №..., №..., №..., №..., №..., №... и №..., в части указания присвоенной им категории.

Доводы административного ответчика о несоблюдении АО «ГУ ЖКХ» заявительного порядка снятия объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, с государственного учета, опровергаются представленными в материалы дела письмом от 02 апреля 2021 года №... о снятии объекта с кодом №... с регистрационного учета.

Кроме того, вопреки доводам административного ответчика снятие спорного объекта с кодом №... с регистрационного учета не обусловлено прекращением хозяйственной деятельности юридического лица, в связи с чем, ссылка на пункт 78 Административного регламента предоставления государственной услуги по государственному учету объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, утвержденного приказом Росприроднадзора от 06 февраля 2020 года №..., не состоятельна.

Согласно части 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при проверке законности решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В силу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Принимая во внимание, что отказ в снятии с регистрационного учета объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, а также внесение изменений в сведения об объектах в части указания присвоенной им категории негативного воздействия и непредставление в установленный срок информации об этом затрагивают права и законные интересы АО «ГУ ЖКХ», которое обязано в установленные сроки представить экологическую информацию исходя из актуальной категории объекта, суд приходит к выводу о наличии оснований, предусмотренных статьей 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для удовлетворения заявленных требований административного иска.

Рассматривая требования об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на суд возложена обязанность по выяснению вопроса о том, соблюдены ли сроки обращения в суд (пункт 2 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Частью 5 названной правовой нормы установлено, что пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.

Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 7 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Материалами дела подтверждено, что 16 июня 2021 года АО «ГУ ЖКХ» обратилось в Первомайский районный суд Мурманской области с административным исковым заявлением о признании действий Балтийско-Арктического межрегионального управления Росприроднадзора незаконными, которое определением от 25 июня 2021 года возвращено заявителю и рекомендовано обратиться с данным административным исковым заявлением в Полярный районный суд Мурманской области.

Учитывая, что о нарушении своих прав АО «ГУ ЖКХ» стало известно в марте 2021 года, при этом административный истец обратился в Первомайский районный суд города Мурманска с административным исковым заявлением в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении ее прав, свобод и законных интересов, суд приходит к выводу о наличии обстоятельств, объективно исключающих возможность подачи административного искового заявления в установленный законом срок, в связи с чем срок, для обращения в суд с административным иском подлежит восстановлению.

На основании части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.

В силу части 1 статьи 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

Установлено, что административным истцом в связи с обращением в суд с данным административным исковым заявлением понесены расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей, что подтверждается платежным поручением №... от 02 августа 2021 года.

Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, при подаче административного искового заявления о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, размер государственной пошлины для организаций составляет 2 000 рублей.

Таким образом, уплаченная административным истцом государственная пошлина в сумме 2 000 рублей, исчисленная по правилам статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежит взысканию с административного ответчика в пользу АО «ГУ ЖКХ».

На основании статьи 105 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено настоящей главой.

Таким образом, в силу приведенных правовых норм излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1 000 рублей подлежит возврату АО «ГУ ЖКХ» из бюджета муниципального образования.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административный иск акционерного общества «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» в лице территориального подразделения «Водоканал» акционерного общества «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» к Балтийско-Арктическому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о признании действий (бездействий) незаконными – удовлетворить.

Признать незаконными действия Балтийско-Арктического Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, выразившиеся в одностороннем изменении категорий объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, с кодами №..., №..., №..., №..., №..., №..., №... с III категории негативного воздействия на окружающую среду на II категорию негативного воздействия на окружающую среду.

Признать незаконным бездействие Балтийско-Арктического Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, выразившееся в не уведомлении акционерного общества «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» об изменении категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, с кодами №..., №..., №..., №..., №..., №..., №....

Обязать Балтийско-Арктическое межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования снять с учета объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, с кодом №....

Взыскать с Балтийско-Арктического Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в пользу акционерного общества «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 000 рублей.

Возвратить акционерному обществу «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» из бюджета муниципального образования излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1 000 рублей согласно платежному поручению №... от 02 августа 2021 года.

Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Мурманский областной суд через Полярный районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Ю.А. Козлова