№
№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Н.С. Голубовской Н.С., при секретаре судебного заседания С.В.В., с участием помощника прокурора г.Омска Б.М,Г. рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2 к Администрации г.Омска о признании нормативного акта недействующим в части, возложении обязанности,
установил:
ФИО1, ФИО2 обратились в суд с названным выше иском, мотивируя его тем, что являются собственниками земельного участка и жилого дома, расположенных по адресу: <адрес><адрес>. Данные объекты недвижимости приобретены по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. Земельный участок сформирован, поставлен на кадастровый учет, имеет кадастровый №, имеет вид разрешенного использования «для размещения домов индивидуальной жилой застройки». ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в департамент архитектуры и градостроительства Администрации г.Омска с заявлением о выдаче градостроительного плана, данный документ был получен истцом ДД.ММ.ГГГГ. При получении градостроительного плана истцы установили, что на основании Постановления Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-п через земельный участок и жилой дом истцов проходит красная линия. Постановление Администрации города Омска от ДД.ММ.ГГГГ N 578-п утвержден Проект планировки территории, расположенной в границах: улица Б.Хмельницкого – левый берег реки Оми-Окружная дорога-улица 2-я Производственная-улица 25-я Линия – улица Лермонтова- улица 3-й Разъезд – улица Берникова – улица Ипподромная в Центральном, Октябрьском административных округах г.Омска. Данным проектом планировки предусмотрено прохождение красной линии в 6 метрах от внешней границы земельного участка с южной стороны. Красная линия пересекает земельный участок и жилой дом, принадлежащие истцам. Административные истцы полагают, что оспариваемое постановление не соответствует Генеральному плану. Ссылаясь на положения Земельного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации, с учетом представленных дополнений административные истцы просили суд признать Постановление Администрации города Омска от 09.06.2011 N 578-п "Об утверждении проектов планировки некоторых частей территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области", которым был утвержден Проект планировки территории, расположенной в границах: улица Б.Хмельницкого – левый берег реки Оми-Окружная дорога-улица 2-я Производственная-улица 25-я Линия – улица Лермонтова- улица 3-й Разъезд – улица Берникова – улица Ипподромная в Центральном, Октябрьском административных округах г.Омска, недействующим в части, устанавливающей прохождение красной линии через границы объектов недвижимости – земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м, кадастровый № и жилого дома, площадью <данные изъяты> кв.м, кадастровый №, расположенных по адресу: <адрес>. Обязать Администрацию г.Омска опубликовать решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения. Если опубликование решения суда или сообщения о его принятии невозможно в установленный срок в связи с определенной периодичностью выпуска официального печатного издания, решение суда должно быть опубликовано по истечении установленного срока в ближайшем номере такого издания. Если официальное печатное издание прекратило свою деятельность, решение суда или сообщение о его принятии публикуется в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты органа местного самоуправления.
В судебном заседании административный истец ФИО2 не участвовала, была извещена надлежаще.
В судебном заседании административный истец ФИО1 административный иск поддержал, пояснил, что оспариваемым нормативным актом нарушаются права истцов как собственников имущества, поскольку они лишены возможности использовать земельный участок для строительства с учетом ограничений, связанных с прохождением красной линии. Пояснил, что для строительства жилого дома необходим отступ от красной линии 6 метров, что площадь земельного участка сделать не позволяет. Также указал, что прежний дом практически снесен, земельный участок приобретался именно для строительства нового жилого дома. Пояснил, что с учетом ограничений в связи с прохождением красной линии использовать земельный участок в соответствии с его назначением не представляется возможным.
Представитель Администрации г.Омска К.Н.Д., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал по доводам, изложенным в отзыве на иск, указал, что оспариваемыми нормативными положениями права и законные интересы административных истцов не нарушены, указал на соблюдение порядка принятия обжалуемого нормативного правового акта и его опубликования. Пояснил, что оспариваемый проект планировки территории в полной мере соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу – Генеральному плану города Омска, а также Правилам землепользования и застройки.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска К.Е.М., действующая на основании доверенности, выражала несогласие с заявленными требованиями, считая их необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Настаивала на том, что обжалуемый нормативный правовой акт принят органом местного самоуправления в пределах полномочий, опубликован в соответствии в установленном законом порядке. Также указала на отсутствие доказательств нарушения прав административного истца, обращая внимание суда на то, что исходя из п. 11 ст. 1 ГрК РФ сам по себе факт утвержденной красной линии не придает участку статус участка общего пользования, а лишь ограничивает территории, которые либо уже являются землями общего пользования, либо могут стать ими в перспективе.
В своем заключении помощник прокурора г.Омска Б.М.Г. полагала, что исковые требования являются необоснованными и не подлежат удовлетворению, поскольку оспариваемые нормативные положения не противоречат законодательству, большей юридической силы, в том числе Генеральному плану муниципального образования г.Омск.
Принимая во внимание имеющиеся в деле сведения об извещении лиц, участвующих в деле, отсутствие ходатайств об отложении рассмотрения дела, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, прокурора, суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Информация о принятии административного искового заявления к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом на официальном сайте Центрального районного суда г. Омска в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в порядке, предусмотренном ч. 7 ст. 96 КАС РФ.
Заслушав административного истца, представителей административного ответчика, заинтересованного лица, заключение прокурора, изучив материалы дела, письменные возражения на административное исковое заявление, дополнение к ним, письменный отзыв на административное исковое заявление, а так же оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно части 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и выясняет обстоятельства, имеющие значение для дела, в полном объеме, оспариваемый акт или его часть подлежат проверке на предмет соответствия не только нормативным правовым актам, указанным в административном исковом заявлении, заявлении, но и другим нормативным правовым актам, регулирующим данные отношения и имеющим большую юридическую силу.
Исследовав законность муниципального правового акта в процессуальных пределах, определенных главой 21 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ), заслушав процессуальные позиции лиц, участвующих в деле, суд находит административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению.
Положениями ст.208 КАС РФ предусмотрено, что с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Следуя материалам дела, на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3, ФИО2 являются собственниками земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м, кадастровый № и жилого дома, площадью <данные изъяты> кв.м, кадастровый №, расположенных по адресу: <адрес> (л.д.15-27).
На основании заявления истцов департаментом архитектуры и градостроительства Администрации г.Омска подготовлен и выдан ДД.ММ.ГГГГ градостроительный план земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м, кадастровый № (л.д.10-14). В градостроительном плане определены границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства. Также применительно к территории расположения земельного участка в градостроительном плане указано на наличие проекта планировки территории, расположенной в границах: улица Б.Хмельницкого – левый берег реки Оми-Окружная дорога-улица 2-я Производственная-улица 25-я Линия – улица Лермонтова- улица 3-й Разъезд – улица Берникова – улица Ипподромная в Центральном, Октябрьском административных округах г.Омска, который утвержден постановлением Администрации г.Омска от 09.06.2011 № 578-п. Элемент планировочной структуры № планировочного района 1, зона планируемого размещения комплексной жилой застройки средней этажности с объектами дошкольного образования на 280 мест и объектами начального общего и среднего (полного) общего образования на 650 мест (л.д.11). На чертеже градостроительного плана определено место возможного размещения объекта капитального строительства с учетом отступов от границ земельных участков смежных землепользователей, а также указано на прохождение красной линии (л.д.12).
В ходе судебного разбирательства установлено, что прежнее домостроение истцом разрушено, к строительству нового жилого дома на указанном земельном участке истец не приступил.
Прохождение красной линии через земельный участок с кадастровым номером № определено постановлением Администрации г.Омска от 09.06.2011 № 578-п "Об утверждении проектов планировки некоторых частей территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области".
Административные истцы, полагают, что от постановление Администрации г.Омска от 09.06.2011 № 578-п "Об утверждении проектов планировки некоторых частей территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области" в обжалуемой части нарушает их права и законные интересы установлением красных линий.
Пунктом 7 ст. 213 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно ч. 8 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Давая правовую оценку заявленным требованиям применительно к приведенным положениям, суд полагает необходимым указать следующее.
В соответствии с п. 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 4 ч. 3 ст. 8 ГрК РФ к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, том числе, утверждение документации по планировке территории.
В силу ч. 1 ст. 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
Частью 1 ст. 42 ГрК РФ предусмотрено, что подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.
Согласно п. 7 ч. 4 названной статьи материалы по обоснованию проекта планировки территории содержат обоснование соответствия планируемых параметров, местоположения и назначения объектов регионального значения, объектов местного значения нормативам градостроительного проектирования и требованиям градостроительных регламентов, а также применительно к территории, в границах которой предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, установленным правилами землепользования и застройки расчетным показателям минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетным показателям максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения.
Частью 10 ст. 45 ГрК РФ определено, что подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры, программами комплексного развития социальной инфраструктуры, нормативами градостроительного проектирования, требованиями технических регламентов, сводов правил с учетом материалов и результатов инженерных изысканий, границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.
Генеральный план города Омска является основным документом территориального планирования муниципального образования городской округ город Омск Омской области. Документы территориального планирования являются обязательными для органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
На основе материалов Генерального плана города Омска, в соответствии с действующим Градостроительным кодексом Российской Федерации разрабатываются правила землепользования и застройки городских территорий, проекты планировок территории города Омска.
Указанные нормы содержатся в разделах 2, 3 Решения Омского городского Совета от 25.07.2007 № 43 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования городской округ город Омск Омской области».
Пунктом 8 ст.1 ГрК РФ установлено, что правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
На основании ч. 2 ст. 36 ГрК РФ градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; видов территориальных зон.
Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 № 201 утверждены правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области (далее - Правила). Правила обязательны для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами, а также должностными лицами, осуществляющими, регулирующими и контролирующими землепользование и застройку на территории города Омска. Для каждого вида территориальной зоны Правилами устанавливается градостроительный регламент, который определяет основу правового режима земельных участков и объектов капитального строительства и распространяется в равной мере на все расположенные в пределах границ территориальной зоны земельные участки и объекты капитального строительства, независимо от форм собственности.
Таким образом, по смыслу приведенных выше правовых норм, документация по планировке территории должна соответствовать имеющим большую юридическую силу правилам землепользования и застройки.
Кроме того, в соответствии с Уставом города Омска, утвержденным Решением Омского городского Совета от 20.09.1995 № 92, в редакции, действующей в период принятия обжалуемого постановления, Администрация города Омска учреждала печатные средства массовой информации, являющиеся официальными изданиями органов местного самоуправления города Омска, для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей муниципального образования официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации.
Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также муниципальные правовые акты, обязательность опубликования которых установлена действующим законодательством, муниципальными правовыми актами либо в отношении которых принявшим (издавшим) их органом принято решение об опубликовании, подлежат официальному опубликованию в течение десяти дней с момента подписания, если законодательством или муниципальными правовыми актами не установлен иной срок.
Муниципальные правовые акты, иная официальная информация также могут быть опубликованы в иных средствах массовой информации, в том числе доведены до всеобщего сведения по телевидению, радио, через компьютерную сеть «Интернет», а также распространены в ином виде (ст. 7 Устава).
Официальными печатными изданиями органов местного самоуправления города Омска определены газеты «Вечерний Омск – Неделя» и «Третья столица» (постановление Мэра города Омска от 25.05.2007 № 395-п «Об опубликовании муниципальных правовых актов и иных официальных документов, подлежащих обязательному опубликованию»).
В рамках реализации своих полномочий Администрацией города Омска принято постановление Администрации города Омска от 09.06.2011 N 578-п, которым утверждены проекты планировки некоторых частей территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области, в том числе территории, расположенной в границах: улица Б. Хмельницкого - левый берег реки Оми - Окружная дорога - улица 2-я Производственная - улица 25-я Линия - улица Лермонтова - улица 3-й Разъезд - улица Берникова - улица Ипподромная - в Центральном, Октябрьском административных округах города Омска, в составе:
-положения о характеристиках планируемого развития территории, расположенной в границах: улица Б. Хмельницкого - левый берег реки Оми - Окружная дорога - улица 2-я Производственная - улица 25-я Линия - улица Лермонтова - улица 3-й Разъезд - улица Берникова - улица Ипподромная - в Центральном, Октябрьском административных округах города Омска, согласно приложению N 1 к настоящему постановлению;
-чертежа планировки территории, расположенной в границах: улица Б. Хмельницкого - левый берег реки Оми - Окружная дорога - улица 2-я Производственная - улица 25-я Линия - улица Лермонтова - улица 3-й Разъезд - улица Берникова - улица Ипподромная - в Центральном, Октябрьском административных округах города Омска, согласно приложению N 2 к настоящему постановлению;
-положения об очередности планируемого развития территории элемента планировочной структуры N 2 планировочного района I проекта планировки территории, расположенной в границах: улица Б. Хмельницкого - левый берег Оми - Окружная дорога - улица 2-я Производственная - улица 25-я Линия - улица Лермонтова - улица 3-й Разъезд - улица Берникова - улица Ипподромная - в Центральном, Октябрьском административных округах города Омска, согласно приложению N 2.1 к настоящему постановлению;
-положения об очередности планируемого развития территории элемента планировочной структуры N 16 планировочного района II проекта планировки территории, расположенной в границах: улица Б. Хмельницкого - левый берег реки Оми - Окружная дорога - улица 2-я Производственная - улица 25-я Линия - улица Лермонтова - улица 3-й Разъезд - улица Берникова - улица Ипподромная - в Центральном, Октябрьском административных округах города Омска", согласно приложению N 2.2 к настоящему постановлению.
Данное постановление Администрации города Омска было опубликовано в установленном законом порядке в газете «Третья столица» № 29 (634) от 17.06.2011, размещено на официальном сайте Администрации города Омска в сети «Интернет», а также в справочно-информационных системах (включая графические приложения в цветном разрешении).
На основании постановления Администрации города Омска от 15.02.2011 № 122-п «Об организации и проведении публичных слушаний по вопросу утверждения проектов планировки некоторых частей территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области» назначены и проведены 24.03.2011 публичные слушания по вопросу утверждения проектов планировки территорий муниципального образования городской округ город Омск Омской области, в том числе территории, расположенной в границах улица Б. Хмельницкого - левый берег реки Оми - Окружная дорога - улица 2-я Производственная - улица 25-я Линия - улица Лермонтова - улица 3-й Разъезд - улица Берникова - улица Ипподромная - в Центральном, Октябрьском административных округах города Омска.
Материалы дела не содержат сведений возражений относительно рассматривавшегося проекта планировки территории. Ввиду отсутствия предложений и замечаний в процессе подготовки публичных слушаний по проекту планировки, указанные публичные слушания признаны состоявшимся в соответствии с Заключением по результатам публичных слушаний по вопросу утверждения проектов планировки частей территории муниципального образования городской округ город Омск от 24.03.2011 и Протоколом проведения публичных слушаний по вопросу утверждения проектов планировки некоторых частей территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области от 24.03.2011.
В соответствии с п. 4 ст. 18 Правил Мэр города Омска по представлению Администрации г. Омска с учетом протокола публичных слушаний по проекту документации по планировке территории и заключения о результатах публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в Администрацию города Омска на доработку. В рамках реализации полномочий Администрацией города Омска в порядке ст. 41-43 ГрК РФ было принято обжалуемое постановление. Из чего следует вывод о том, что оспариваемое постановление было принято уполномоченным органом, в пределах предоставленных законом и Уставом полномочий, с соблюдением формы, процедуры принятия и порядка опубликования.
В вышеприведенных границах расположены земельный участок и жилой дом, принадлежащие истцам.
Согласно ч. 4 ст. 3 ГрК РФ по вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Кодексу. По смыслу ч. 1 ст. 9 ГрК РФ территориальное планирование осуществляется в целях комплексного развития территории, исходя из совокупности различных факторов, и карты, входящие в состав документации по планировке, отображают не только фактическое, но и перспективное использование территории.
Пункт 2 части 1 статьи 18 ГрК РФ констатирует, что генеральный план поселения является одним из документов территориального планирования муниципального образования. Генеральный план является основным юридическим документом, определяющим в интересах населения условия проживания, направления и границы территориального развития, функциональное зонирование, застройку и благоустройство территории, сохранение историко-культурного и природного наследия.
Генеральный план муниципального образования городской округ город Омск Омской области был утвержден решением Омского городского Совета от 25.07.2007 года № 43.
При этом, согласно п. 1 ч. 1 ст. 26 ГрК РФ, реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования.
В разделе 2 Генерального плана указано, что на основе материалов Генерального плана города Омска, в соответствии с действующим ГК РФ разрабатываются правила землепользования и застройки городских территорий и проекты планировок территории города Омска. Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 года № 201 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области» утверждены поименованные правила, в том числе карта градостроительного зонирования территорий города Омска.
Согласно ст. 30 ГрК РФ к целям разработки правил землепользования и застройки относятся: создание условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранение окружающей среды и объектов культурного наследия; создание условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечение прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создание условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Градостроительным законодательством закреплен принцип первичности генерального плана поселения, как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки. Данная позиция содержится в ч. 3 ст. 9, ч. 9, 10 ст. 31, п. 2 ч. 1 ст. 34 ГрК РФ.
При этом, согласно положениям ч. 1 ст. 41 ГрК РФ, подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов, к которым в том числе относятся автомобильные дороги.
Целью подготовки проектов планировки территории является выделение элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определение характеристик и очередности планируемого развития территории в соответствии со ст. 42 ГрК РФ. При этом - красные линии являются обязательным элементом градостроительной документации и отображаются на чертеже основной части проекта планировки территории.
В соответствии с ч. 5 ст. 45 ГрК РФ органы местного самоуправления городского округа принимают решение о подготовке документации по планировке территории, обеспечивают подготовку документации по планировке территории, за исключением случаев, указанных в части 1.1 настоящей статьи, и утверждают документацию по планировке территории в границах поселения, городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2, 5.2 настоящей статьи, с учетом особенностей, указанных в части 5.1 настоящей статьи.
Таким образом, исходя из смысла ч. 10 ст. 45 ГрК РФ документация по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки.
Часть 1 ст. 41.1 ГрК РФ предусматривает, что подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении выделяемых проектом планировки территории одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, определенных правилами землепользования и застройки территориальных зон и (или) установленных схемами территориального планирования муниципальных районов, генеральными планами поселений, городских округов функциональных зон.
В силу ч. 1,4 ст. 16 Решения Омского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ <адрес>» в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, определения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. Администрация <адрес> обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании Генерального плана, настоящих Правил.
В силу п. 26 ч. 1 ст. 9 Устава <адрес> документация по планировке территории утверждается на основе Генерального плана <адрес>. Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию.
Из представленной департаментом архитектуры и градостроительства Администрации <адрес> информации следует, что на карте (схеме) Генерального плана муниципального образования городской округ <адрес> в области автомобильных дорог местного значения (Приложение 2) территория, в границах которой частично находится принадлежащий административным истцам земельный участок, отражена как магистральная улица районного значения, планируемая к реконструкции.
Соответственно, правовое значение имеет соответствие проекта планировки Генеральному плану.
Установление размещения автомобильных дорог местного значения, определяемых генеральным планом городского округа, отражается в разрабатываемых на его основании проектах планировки территории. Разработка красных линий в составе проекта планировки территории обусловлена публично-правовыми целями градостроительной деятельности, направленными на устойчивое развитие территории.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ №/пр от ДД.ММ.ГГГГ утвержден СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений (Таблица 11.2) установлены расчетные параметры улиц и дорог городов – расчетная скорость движения, число полос движения (суммарно в двух направлениях), наименьший радиус кривых в плане с виражом/без виража, наибольший продольный уклон, наименьший радиус вертикальной выпуклой кривой, наименьший радиус вертикальной вогнутой кривой, наименьшая ширина переходной части тротуара.
Для магистральных улиц районного значения приняты следующие параметры: ширина полосы движения (м.) – 3,25 – 3,75; число полос движения (суммарно в двух направлениях) – 2 – 4; наименьшая ширина пешеходной части тротуара (м.) – 2,5.
Согласно п.1 Примечания к Таблице 11.2 СП 42.13330.2016 Ширина улиц и дорог определяется расчетом в зависимости от интенсивности движения транспорта и пешеходов, состава размещаемых в пределах поперечного профиля элементов (проезжих частей, технических полос для прокладки подземных коммуникаций, тротуаров, зеленых насаждений и др.), с учетом санитарно-гигиенических требований и требований гражданской обороны. Ширина улиц и дорог в красных линиях принимается (м): магистральных улиц – 40-100.
Согласно п.1.1 СП 42.13330.2016 Настоящий свод правил распространяется на проектирование новых и реконструкцию существующих городских и сельских муниципальных образований на территории Российской Федерации и содержит основные требования к их планировке и застройке. Указанные требования конкретизируются и дополняются с учетом региональных особенностей в региональных и местных нормативах градостроительного проектирования, утвержденных в установленном порядке.
Решением Омского городского Совета № от ДД.ММ.ГГГГ утверждены «Нормативы градостроительного проектирования муниципального образования городской округ <адрес>». Пунктом 5.8.5 указанных Нормативов (Таблица 5.8.2.) установлены расчетные показатели для проектирования сети улиц и дорог городского округа. Для дорог местного значения в жилой застройке приняты следующие параметры: улицы в жилой застройке: ширина полосы движения (м.) – 3 м.; число полос движения (суммарно в двух направлениях) – 2,3; наименьшая ширина пешеходной части тротуара (м.) – 1,5; ширина в красных линиях (м.) – 15 – 25. Также Таблица 11.2 установлены расчетные параметры улиц и дорог городов – расчетная скорость движения, число полос движения (суммарно в двух направлениях), наименьший радиус в кривых в плане с виражлм/без виража, наибольший продольный уклон, наименьший радиус выпуклой вертикальной кривой, наименьший радиус вертикальной вогнутой кривой, наименьшая ширина переходной части тротуара.
Согласно п. 1 примечания к Таблице 5.8.2 Нормативов Ширина улиц и дорог определяется расчетом в зависимости от интенсивности движения транспорта и пешеходов, состава размещаемых в пределах поперечного профиля элементов (проезжих частей, технических полос для прокладки подземных коммуникаций, тротуаров, зеленых насаждений и др.) с учетом санитарно-гигиенических требований и требований гражданской обороны. Как правило, ширина улиц в красных линиях принимается в соответствии с настоящей таблицей, при обосновании может быть больше максимального значения, но не меньше минимального. Кроме того в примечании п. 1 к Таблице 11.2 Свода правил, указано, что ширина улиц и дорог определяется расчетом в зависимости от интенсивности движения транспорта и пешеходов, состава размещаемых в пределах поперечного профиля элементов (проезжих частей, технических полос для прокладки подземных коммуникаций, тротуаров зеленых насаждений и др.), с учетом санитарно-гигиенических требований и требований гражданской обороны. Ширина улиц и дорог в красных линиях принимается (м): улиц и дорог местного значения – 15-30.
Представитель департамента архитектуры и градостроительства Администрации <адрес> указывает, что согласно схеме организации транспорта и улично-дорожной сети, пункту 2 Таблицы № пояснительной записки к Проекту планировки территории, поперечному профилю ул.20 лет РККА в границах от <адрес> до <адрес> относится к улицам и дорогам местного значения, ширина красных линий принята 30,00 м. Таким образом, проектом планировки в указанных границах, где расположен земельный участок, принадлежащий административным истцам, установлена красная линия шириной поперечного профиля в значении 30,00 м, что является допустимой шириной для проездов улиц и дорог местного значения.
По смыслу пунктов 4.1 - 4.3 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), утвержденной Постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее - Инструкция), проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается, как правило, в составе градостроительной документации, на основании проектов планировки и застройки градостроительных объектов.
В отдельных случаях красные линии могут устанавливаться до разработки градостроительной документации, закрепляя исторически сложившуюся систему улично-дорожной сети застроенных и озелененных территорий. При разработке проекта красных линий в качестве самостоятельного проекта он разрабатывается на основе генеральных планов поселений и проектов детальной планировки территорий и утверждается органами местного самоуправления по согласованию с органами государственного контроля и надзора, другими заинтересованными службами органов местного самоуправления (пункт 4.4 Инструкции).
Корректировка красных линий может осуществляться по решению органов местного самоуправления, утвердивших их, в связи с изменением градостроительной ситуации в результате необходимости проведения реконструкции сложившейся застройки, изменением категории (пропускной способности) улиц и дорог поселения (пункт 4.6 Инструкции).
В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от ДД.ММ.ГГГГ№-О, недопустимо произвольное установление уполномоченными органами красных линий.
Из анализа положений ст. 42 ГрК РФ следует, что материалы по обоснованию проекта планировки территории в графической форме должны содержать: 1) схему расположения элемента планировочной структуры; 2) схему использования территории в период подготовки проекта планировки территории; 3) схему организации улично-дорожной сети и схему движения транспорта; 4) схему границ территорий объектов культурного наследия; 5) схему границ зон с особыми условиями использования территорий; 6) схему вертикальной планировки и инженерной подготовки территории; 7) иные материалы в графической форме для обоснования положений о планировке территории. Указанные документы являются обязательной составной частью проекта планировки территории, необходимые для его согласования и утверждения.
Согласно чертежу красных линий, который утвержден в составе оспариваемого постановления, красные линии, закрепляющие границы уличной - дорожной сети, обозначены с обеих сторон, соответственно, проект планировки территории в части установления красной линии относительно границ земельного участка с кадастровым номером 55:36:120103:1465 соответствует Генеральному плану <адрес>, предусматривающим улицу местного значения в жилой застройке, а также нормативам градостроительного проектирования.
Доводы административного истца ФИО1 о нарушении прав оспариваемым постановлением, поскольку не имеется возможности строительства жилого дома в необходимых параметрах в связи с отступом от красной линии, состоятельными не могут быть признаны. В качестве такового отступа истец указывает на необходимость отступа от красной линии вглубь участка на шесть метров. Из содержания представленного градостроительного плана не следует необходимость подобного отступа. Также отсутствие правовой необходимости такого отступа подтверждено представителем департамента архитектуры и градостроительства Администрации г.Омска в судебном заседании.
Более того, в градостроительном плане определено допустимое место размещения объекта капитального строительства на земельном участке. В разделе 2.3 градостроительного плана определены предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, установленные градостроительным регламентом для территориальной зоны, в которой расположен земельный участок с кадастровым номером №. Применительно к необходимости отступа от границ земельного участка указано на 3 метра. Необходимости отступа 6 метров, о чем указывает административный истец, градостроительный план земельного участка не содержит.
Доказательств невозможности строительства в пределах земельного участка с кадастровым номером №, а равно реализации иных прав собственника в отношении принадлежащего недвижимого имущества, административными истцами не представлено.
Соответственно, само по себе прохождение красной линии через принадлежащий истцам земельный участок не свидетельствует о несоответствии оспариваемого нормативного акта положениям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы административных истцов.
Вопреки доводам административного иска, в том числе изложенным в представленных дополнениях к административному исковому заявлению суд полагает, что оспариваемый нормативный правовой акт, в соответствующей части, не нарушает прав административных истцов. Установление факта пересечения принадлежащего истцам земельного участка с красными линиями, а также нахождение части спорного земельного участка в границах красных линий, где планируется расширение дороги в будущем, не свидетельствует само по себе в рассматриваемом случае о наличии оснований для признания оспариваемого в части нормативно правового акта незаконным.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
С учетом изложенного суд не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления исходя из заявленных административными истцами требований относительно оспариваемых положений муниципального акта.
Основываясь на сравнительном анализе оспариваемых нормативных положений с приведенными выше нормами, суд приходит к выводу о том, что правовое регулирование в оспариваемых пунктах установлено органом местного самоуправления без превышения предоставленных полномочий и соответствии с законодательством, имеющим большую юридическую силу.
Применительно к изложенным положениям и установленным по делу обстоятельствам, разрешая вопрос о соответствии обжалуемого нормативного правового акта действующему законодательству, суд полагает, что Постановление Администрации города Омска от 09.06.2011 N 578-п "Об утверждении проектов планировки некоторых частей территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области" в обжалуемой части принято Администрацией г. Омска с соблюдением компетенции и в пределах предоставленных полномочий, в отсутствии противоречий имеющим большую юридическую силу нормативным правовым актам, заявленные административные исковые требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. 215 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление ФИО1, ФИО2 о признании постановления Администрации г.Омска от 09.06.2011 № 578-п «Об утверждении проектов планировки некоторых частей территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области» недействующим в части, устанавливающей прохождение красной линии через границы земельного участка с кадастровым номером № жилого дома с кадастровым номером 55№, расположенных по адресу: <адрес><адрес>, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Омский областной суд через Центральный районный суд г. Омска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.С. Голубовская
Решение в окончательной форме изготовлено 18 марта 2022 года.