ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-781/2022 от 17.05.2022 Калининского районного суда (Краснодарский край)

УИД23RS0018-01-2022-000344-59 К делу №2а-781/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ст.Калининская Краснодарского края 17 мая 2022 года.

Калининский районный суд Краснодарского края в составе: председательствующего Чахова Г.Н., при секретаре Булгаковой М.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному иску прокурора Калининского района Краснодарского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Старовеличковское сельское поселение Калининского района Краснодарского края о признании незаконным бездействия администрации Старовеличковское сельское поселение Калининского района в сфере водоснабжения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Калининского района Краснодарского края в интересах неопределенного круга лиц обратился в Калининский районный суд Краснодарского края с административным иском к администрации Старовеличковское сельское поселение Калининского района Краснодарского края о признании незаконным бездействия администрации Старовеличковское сельское поселение Калининского района в сфере водоснабжения, в котором указано, что во исполнение поручения прокуратуры края от 08.06.2021 № 7/1-32-2021 прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о водоснабжении и водоотведении, по результатам которой установлено, что должностными лицами администрации поселения ненадлежащим образом осуществляются требования закона в рассматриваемой сфере правоотношений. В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 2.3 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» к участкам недр местного значения относятся участки недр, содержащие подземные воды, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (далее - питьевое водоснабжение) или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки. Подготовка и утверждение перечней участков недр местного значения в отношении указанных в пункте 1 части первой настоящей статьи участков недр местного значения осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами. Организация водоснабжения населения в силу п. 4 ч. 1 с Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отнесена к вопросам местного значения поселения. Согласно ч. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами. В соответствии с ч. 1 ст. 59 Водного кодекса РФ юридические лица, деятельность которых может оказать негативное воздействие на состояние подземных водных объектов, обязаны принимать меры по предотвращению загрязнения, засорения подземных водных объектов и истощения вод, а также соблюдать установленные нормативы допустимого воздействия на подземные водные объекты. В силу ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон № 59-ФЗ) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. В соответствии со ст. 11 Закона № 59-ФЗ юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции. Санитарно - эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (далее - ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения установлены СанПиН 2.1.4.1110-02. «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Санитарные правила и нормы», утвержденными постановлением главного Государственного санитарного врача РФ от 26.02.2002.

ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены. Вместе с тем, в соответствии со справкой заместителя полномочного представителя Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе Сафронова А.А. в нарушение указанных требований закона не зарегистрировано в установленном порядке право муниципальной собственности на выявленные в 2019 году бесхозяйные артезианские скважины, расположенные в ст. Старовеличковской по ул. Крайней, 35, и ул. Восточной, 39, до настоящего времени в установленном порядке не зарегистрировано, ЗСО не установлены. Отсутствие оформленных в установленном порядке прав на земельные участки под артезианскими скважинами и закрепленных границ санитарно - защитных зон создает предпосылки загрязнения воды, последствием которого могут стать массовые заболевания граждан, нанесение имущественного ущерба хозяйствующим субъектам, деятельность которых зависит от качества воды. Также проведенной проверкой установлены факты необходимости активизации работы органа местного самоуправления по замене пришедших в негодность систем водоснабжения. Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций. Вместе с тем, в соответствии с информацией ООО «Водоканал» от 08.07.2021 основная часть водопроводных сетей и сетей водоотведения введена в эксплуатацию в 1970-х годах, при этом срок полезного использования объектов составляет 20 лет. Таким образом, водопроводные сети Старовеличковского сельского поселения полностью амортизированы и имеют физический износ 100%, что является причиной неоднократных порывов и прекращения водоснабжения отдельных домовладений и территорий. Кроме того, проверкой установлены факты нарушения требований законодательства об обеспечении доступа к информации органа местного самоуправления. Так, отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, регламентированы Федеральным законом от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее - Закон № 8-ФЗ). Согласно п.п. 1, 2 ст. 4 Закона № 8-ФЗ основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления являются открытость и доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом; достоверность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и своевременность ее предоставления. В соответствии с п. 5, пп. «а» п.7 ч. 1 ст. 13 Закона № 8-ФЗ в деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемая указанными органами в сети "Интернет", в зависимости от сферы деятельности государственного органа, органа местного самоуправления содержит информацию о результатах проверок, проведенных государственным органом, его территориальными органами, органом местного самоуправления, подведомственными организациями в пределах их полномочий, а так же о результатах проверок, проведенных в государственном органе, его территориальных органах, органе местного самоуправления, подведомственных организациях; статистические данные и показатели, характеризующие состояние и динамику развития экономической, социальной и иных сфер жизнедеятельности, регулирование которых отнесено к полномочиям государственного органа, органа местного самоуправления. Вместе с тем, в нарушение указанных требований закона на официальном сайте органа местного самоуправления в сети Интернет в 2021 году сведений о качестве питьевой воды, протоколах лабораторных испытаний не публиковались, последняя публикация по данной тематике размещена 19.07.2019. Вышеуказанное явилось основанием для внесения 09.07.2021 главе Старовеличковского сельского поселения Михайленко Ю.С. представления №7-01-2021/1039. Вместе с тем, согласно ответу администрации сельского поселения от 03.08.2021 № 1866, нарушения в части модернизации и ремонта водопроводных сетей поселения будут устранены в будущем. Кроме того, согласно информации администрации сельского поселения от 02.03.2022 № 454 модернизация водопроводных сетей планируется в 2022 году. Указанные обстоятельства в соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ дают прокурору право обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц.

На основании изложенного, прокурор Калининского района просит признать незаконным бездействие администрации Старовеличковского сельского поселения Калининского района по устранению нарушений законодательства о жилищно-коммунальном хозяйстве, отраженных в представлении прокурора Калининского района от 09.07.2021 №7-01-2021/1039. Обязать администрацию Старовеличковского сельского поселения заменить водонапорную башню на водозаборе по ул. Северной 1А в ст. Старовеличковской; произвести капитальный ремонт артезианской скважины № 4110 по ул. Восточной д. 39 в ст. Старовеличковской; заменить 170 м трубы по ул. Красной в ст. Старовеличковской.

Старший помощник прокурора Калининского района Краснодарского края Власенко А.Б. извещенный о месте и времени судебного заседания в суд не явился, согласно ходатайства просил рассмотреть дело в его отсутствие, требования просит удовлетворить.

Административный ответчик представитель администрации Старовеличковское сельское поселение Калининского района Краснодарского края извещенный о месте и времени судебного заседания в суд не явился. Согласно письменного заявления просил рассмотреть дело в их отсутствие, требования истца признают частично.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении требований по следующим основаниям:

Согласно (л.д.6-9) в адрес главы администрации Старовеличковского сельского поселения Калининского района, прокурором вынесено представление об устранении нарушений законодательства о водоснабжении.

Согласно (л.д.10-14) администрация Старовеличковского сельского поселения Калининского района направляла в адрес прокурора Калининского района Краснодарского края информационное письмо об устранении нарушений.

Согласно п.2 ч.2 ст.1 КАС РФ, суд рассматривает дела, об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Как следует из представленных материалов дела, в нарушение указанных требований должностными лицами администрации Старовеличковского сельского поселения ненадлежащим образом выполняются требования закона в сфере водоснабжения.

Установлено, что проведенной проверкой установлены факты необходимости активизации работы органа местного самоуправления по замене пришедших в негодность систем водоснабжения. Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.

Вместе с тем, в соответствии с информацией ООО «Водоканал» от 08.07.2021 основная часть водопроводных сетей и сетей водоотведения введена в эксплуатацию в 1970-х годах, при этом срок полезного использования объектов составляет 20 лет.

Таким образом, водопроводные сети Старовеличковского сельского поселения полностью амортизированы и имеют физический износ 100%, что является причиной неоднократных порывов и прекращения водоснабжения отдельных домовладений и территорий.

В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 2.3 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» к участкам недр местного значения относятся участки недр, содержащие подземные воды, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (далее - питьевое водоснабжение) или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки.

Подготовка и утверждение перечней участков недр местного значения в отношении указанных в пункте 1 части первой настоящей статьи участков недр местного значения осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами. Организация водоснабжения населения в силу п. 4 ч. 1 с Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отнесена к вопросам местного значения поселения.

В соответствии с ч. 1 ст. 59 Водного кодекса РФ юридические лица, деятельность которых может оказать негативное воздействие на состояние подземных водных объектов, обязаны принимать меры по предотвращению загрязнения, засорения подземных водных объектов и истощения вод, а также соблюдать установленные нормативы допустимого воздействия на подземные водные объекты. В силу ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон № 59-ФЗ) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

В соответствии со ст. 11 Закона № 59-ФЗ юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции. Санитарно - эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (далее - ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения установлены СанПиН 2.1.4.1110-02. «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Санитарные правила и нормы», утвержденными постановлением главного Государственного санитарного врача РФ от 26.02.2002.

ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

Кроме того, проверкой установлены факты нарушения требований законодательства об обеспечении доступа к информации органа местного самоуправления. Так, отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, регламентированы Федеральным законом от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее - Закон № 8-ФЗ).

Согласно п.п. 1, 2 ст. 4 Закона № 8-ФЗ основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления являются открытость и доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом; достоверность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и своевременность ее предоставления.

Согласно п. 5, пп. «а» п.7 ч. 1 ст. 13 Закона № 8-ФЗ в деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемая указанными органами в сети "Интернет", в зависимости от сферы деятельности государственного органа, органа местного самоуправления содержит информацию о результатах проверок, проведенных государственным органом, его территориальными органами, органом местного самоуправления, подведомственными организациями в пределах их полномочий, а так же о результатах проверок, проведенных в государственном органе, его территориальных органах, органе местного самоуправления, подведомственных организациях; статистические данные и показатели, характеризующие состояние и динамику развития экономической, социальной и иных сфер жизнедеятельности, регулирование которых отнесено к полномочиям государственного органа, органа местного самоуправления.

Вместе с тем, в нарушение указанных требований закона на официальном сайте органа местного самоуправления в сети Интернет в 2021 году сведений о качестве питьевой воды, протоколах лабораторных испытаний не публиковались, последняя публикация по данной тематике размещена 19.07.2019.

Согласно ответу администрации сельского поселения от 03.08.2021 № 1866, нарушения в части модернизации и ремонта водопроводных сетей поселения будут устранены в будущем. Согласно информации администрации сельского поселения от 02.03.2022 № 454 модернизация водопроводных сетей планируется в 2022 году.

Указанные обстоятельства в соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ дают прокурору право обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц.

Совокупность исследованных в судебном заседании доказательств, подтверждает наличие бездействия административного ответчика - администрации Старовеличковского сельского поселения Калининского района, в связи с чем заявленный административный иск прокурора подлежит полному удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.177-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск прокурора Калининского района Краснодарского края к администрации Старовеличковское сельское поселение Калининского района Краснодарского края, удовлетворить полностью.

Признать незаконным бездействие администрации Старовеличковского сельского поселения Калининского района по устранению нарушений законодательства о жилищно-коммунальном хозяйстве, отраженных в представлении прокурора Калининского района от 09.07.2021 №7-01-2021/1039.

Обязать администрацию Старовеличковского сельского поселения заменить водонапорную башню на водозаборе по ул. Северной 1А в ст. Старовеличковской; произвести капитальный ремонт артезианской скважины № 4110 по ул. Восточной д. 39 в ст. Старовеличковской; заменить 170 м трубы по ул. Красной в ст. Старовеличковской.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Калининский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.