ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-782/19 от 22.04.2019 Феодосийского городского суда (Республика Крым)

Дело №2а-782/2019

УИД 91RS0022-01-2019-000600-47

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 апреля 2019 года город Феодосия

Феодосийский городской суд Республики Крым в составе: председательствующего судьи Глуховой И.С., при секретаре Мурко Е.В., с участием представителя административного истца Шевченко А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление прокурора города Феодосии к Администрации города Феодосии Республики Крым, заинтересованные лица: МКУ «Департамент архитектуры, градостроительства, земельных отношений и муниципального имущества Администрации города Феодосии Республики Крым», Отдел муниципального контроля Администрации города Феодосии Республики Крым, МКУ «Отдел по вопросам культуры Администрации города Феодосии Республики Крым», МКУ «Управление городского хозяйства и природопользования Администрации города Феодосии Республики Крым», МКУ «Управление капитального строительства Администрации города Феодосии Республики Крым» о признании бездействия незаконным, обязании совершить определенные действия

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Феодосии обратился в интересах неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением в суд к Администрации города Феодосии Республики Крым о признании бездействия незаконным, обязании совершить определенные действия, мотивируя тем, что прокуратурой города во исполнение задания прокуратуры Республики Крым проведена проверка исполнения администрацией города требований законодательства Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ.

На территории муниципального образования городской округ Феодосия расположены следующие воинские захоронения:

- «Братская могила мирных жителей - жертв фашистского террора» по адресу: <адрес>;

- «Братская могила советских воинов» по адресу: <адрес>, сельское кладбище;

- «Братская могила советских Воинов Республика Крым» по адресу: <адрес> сельское кладбище;

- «Братская могила советских воинов» по адресу: <адрес>;

- «Братская могила советских воинов» по адресу: <адрес>;

- «Братская могила советских воинов» по адресу: <адрес> напротив здания поселковой администрации.

Проведенной проверкой установлено, что в нарушение действующего законодательства администрацией города не обеспечивается содержание вышеуказанных захоронений, паспортизация, необходимый состав зон охраны указанных объектов не установлен, что может привести их к утрате.

Выявленные в результате проверки нарушения законодательства в области охраны культурного наследия со стороны административного ответчика создают угрозу для сохранности объектов культурного наследия, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц на доступ к культурным ценностям и обеспечение их сохранности.

ДД.ММ.ГГГГ прокурором города в адрес главы Администрации города Феодосии было внесено представление об устранении выявленных нарушений действующего законодательства путем постановки на кадастровый учет, проведения межевания, определения границ, установления охранных зон и зон охраняемого природного ландшафта в отношении воинских захоронений. При этом по результатам рассмотрения документа прокурорского реагирования действенных мер, направленных на фактическое устранение нарушений не принято, о чем свидетельствует информация администрации города от ДД.ММ.ГГГГ о результатах его рассмотрения.

Непринятие ответчиком мер по обеспечению сохранности воинских захоронений нарушает права неопределенного круга лиц на память о воинских заслугах погибших.

В связи с чем, обращаясь с иском в суд, административный истец просит признать незаконным бездействие Администрации города Феодосии Республики Крым по непринятию мер, направленных на постановку на кадастровый учет, проведению межевания, определению границ, установке охранных зон и зон охраняемого природного ландшафта в отношении воинских захоронений, расположенных на территории муниципального образования городской округ ФИО1.

Возложить обязанность на Администрацию города Феодосии Республики Крым в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу поставить на кадастровый учет, провести межевание, определить границы, установить охранные зоны и зоны охраняемого природного ландшафта в отношении воинских захоронений, расположенных на территории муниципального образования городской округ ФИО1, а именно:

- «Братская могила мирных жителей – жертв фашистского террора» по адресу: <адрес>;

- «Братская могила советских воинов» по адресу: <адрес>, сельское кладбище;

- «Братская могила советских Воинов» по адресу: <адрес>, сельское кладбище;

- «Братская могила советских воинов» по адресу: <адрес>;

- «Братская могила советских воинов» по адресу: <адрес>

- «Братская могила советских воинов» по адресу: <адрес>, напротив здания Береговой поселковой администрации.

Определением суда от 14 марта 2019 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены МКУ «Департамент архитектуры, градостроительства, земельных отношений и муниципального имущества Администрации города Феодосии Республики Крым», Отдел муниципального контроля Администрации города Феодосии Республики Крым, МКУ «Отдел по вопросам культуры Администрации города Феодосии Республики Крым».

Определением суда от 03 апреля 2019 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены МКУ «Управление городского хозяйства и природопользования Администрации города Феодосии Республики Крым», МКУ «Управление капитального строительства Администрации города Феодосии Республики Крым».

Представитель административного истца старший помощник прокурора г.Феодосии Шевченко А.Ю., действующий на основании доверенности, заявленные исковые требования поддержал, просила иск удовлетворить в полном объеме по изложенным в иске основаниям.

Представитель административного ответчика Администрации города Феодосии Республики Крым ФИО2, действующий на основании доверенности, о времени, месте и дате рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причин неявки суду не сообщил, направил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель заинтересованного лица Отдела муниципального контроля Администрации города Феодосии Республики Крым направил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, о времени, месте и дате рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причин неявки суду не сообщил, письменной позиции суду не представил.

Заинтересованные лица МКУ «Департамент архитектуры, градостроительства, земельных отношений и муниципального имущества Администрации города Феодосии Республики Крым», МКУ «Отдел по вопросам культуры Администрации города Феодосии Республики Крым», МКУ «Управление городского хозяйства и природопользования Администрации города Феодосии Республики Крым», МКУ «Управление капитального строительства Администрации города Феодосии Республики Крым» извещены судом о рассмотрении настоящего дела, своих представителей не направили, письменной позиции не представили, причин неявки суду не сообщили.

В соответствии со статьей 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной. Суд явку лиц, участвующих в деле, обязательной не признал.

Суд, заслушав пояснения представителя административного истца, исследовав материалы административного дела и оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, приходит к выводу, что заявленные административные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

Статьей 1 КАС РФ регламентировано, что настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями (далее также - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

В пункте 2 части 2 указанной статьи 1 КАС РФ указано, что суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В соответствии с частью 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. При этом прокурор пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности административного истца.

Положения данной статьи об участии прокурора в административном деле являются общими и распространяются на главу 22 КАС РФ, устанавливающую порядок производства по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего.

В соответствии со статьей 129 (часть 5) Конституции Российской Федерации полномочия, организация и порядок деятельности органов прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом. Таким законом является Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации", в соответствии с которым прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов (статья 1). Задачи, возложенные на прокуратуру Российской Федерации, и полномочия прокуроров обусловлены целями обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, что соотносится с положениями статей 2, 4 (часть 2), 15 (части 1 и 2) и 18 Конституции Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону "О прокуратуре Российской Федерации" требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статье 22 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок (пункт 1 статьи 6); представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона (пункт 3 статьи 22); представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению; в течение месяца со дня вынесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме (пункт 1 статьи 24).

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В ходе судебного разбирательства установлено, что во исполнение задания прокуратуры Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении проверки исполнения законодательства в сфере охраны объектов культурного наследия» и поручения прокуратуры Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении проверок исполнения требований законодательства об увековечивании памяти погибших при защите Отечества», прокуратурой города проведена проверка исполнения Администрацией города Феодосии Республики Крым требований законодательства Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Решением заместителя прокурора города Феодосии от ДД.ММ.ГГГГ установлен срок проведения проверки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ с выездом на место составлен Акт осмотр воинских захоронений.

В ходе проверки установлено, что на территории муниципального образования городской округ Феодосия расположены следующие воинские захоронения:

- «Братская могила мирных жителей - жертв фашистского террора» по адресу: <адрес>;

- «Братская могила советских воинов» по адресу: <адрес>, сельское кладбище;

- «Братская могила советских Воинов Республика Крым» по адресу: <адрес>, сельское кладбище;

- «Братская могила советских воинов» по адресу: <адрес>;

- «Братская могила советских воинов» по адресу: <адрес>;

- «Братская могила советских воинов» по адресу: <адрес>, напротив здания поселковой администрации.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес и.о. главы Администрации города Феодосии Республики Крым ФИО8 направлено требование о предоставлении информации по каждому воинскому захоронению.

ДД.ММ.ГГГГ за исх. прокуратурою города Феодосия в адрес и.о. главы Администрации города Феодосии Республики Крым ФИО8 внесено представление об устранении нарушений требований земельного, градостроительного и жилищного законодательства, в том числе и по результатам вышеуказанной проверки.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы Администрации города Феодосии Республики Крым ФИО8 направлено письмо о необходимости до ДД.ММ.ГГГГ предоставить информацию о результатах рассмотрения представления.

В ответе Администрации города Феодосии Республики Крым в адрес прокурора города от ДД.ММ.ГГГГ указано, что ведется работа по осуществлению мероприятий по содержанию и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, находящихся на территории муниципального образования городской округ ФИО1, а также работы по реализации Федеральной программы по уходу за захоронениями на территории муниципального образования городской округ ФИО1, создается резерв площадей для новых воинских захоронений, осуществляют взаимодействие с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по увековечиванию памяти погибших при защите Отечества в целях организации централизованного учета мемориальных сооружений, находящихся вне воинских захоронений. При этом в связи с недостаточным финансированием большая часть работ ведется при содействии волонтерских организаций и Региональной историко-патриотической общественной организации «Акманай» Республики Крым.

В ответе Администрации города Феодосии Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ в адрес прокурора города дополнительно сообщено, что выполнение требований статьи 27 №ФЗ-73 выполнены не в полном объеме по причине отсутствия финансирования по сохранению исторического культурного наследия муниципальной программы «Развитие культуры в городском округе Феодосии на 2018-2020 годы» (с изменениями). Запланировано выделение денежных средств на проведение работ по постановке на кадастровый учет объектов культурного наследия, захоронений ВОВ, братских могил и одиночных захоронений, определения зоны охраны объектов, работы по которым будут проводиться в 3 квартале 2019 года.

Постановлением Администрации города Феодосии Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о сохранности, использования, популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности муниципального образования городской округ ФИО1, охране объектов культурного (памятников истории и культуры), местного (муниципального) значения, расположенных на территории муниципального образования городской округ ФИО1.

Пунктом 13 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что к вопросам местного значения городского, сельского поселения относится сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения.

В соответствии с пунктом 22 Устава муниципального образования городской округ Феодосии, утвержденного решением 5 сессии Феодосийского городского совета 1 созыва от 17 ноября 2014 года №65, к вопросам местного значения городского округа Феодосия относятся сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности городского округа Феодосия, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории городского округа Феодосии.

В силу пункта 1 статьи 33 Федерального закона от 25 июня 2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятники истории и культуры) Российской Федерации» объекты культурного подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Согласно статье 6 Федерального закона от 25 июня 2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятники истории и культуры) Российской Федерации» под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Аналогичные положения содержатся в Законе Республики Крым от 11 сентября 2014 года №68-ЗРК «Об объектах культурного наследия в Республике Крым».

Согласно статьи 8 Закона Республики Крым от 11 сентября 2014 года №68-ЗРК «Об объектах культурного наследия в Республике Крым» к полномочиям органов местного самоуправления в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся:

1) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселений или городских округов;

2) государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения;

3) определение порядка организации историко-культурного заповедника местного (муниципального) значения.

Как предусмотрено пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от 25 июня 2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятники истории и культуры) Российской Федерации» в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия. Охранной зоной является территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.

В силу пунктов 3, 4 статьи 34 Федерального закона от 25 июня 2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятники истории и культуры) Российской Федерации» границы зон охраны объекта культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с Федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.

Порядок разработки проектов зон охраны объекта культурного наследия, требования к режиму использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В статье 3 Закона Российской Федерации от 14 января 1993 года №4292-1 «Об увековечивании памяти погибших при защите Отечества» указано, что захоронения погибших при защите Отечества с находящимися на них надгробиями, памятниками, стелами, обелисками, элементами ограждения и другими мемориальными сооружениями и объектами являются воинскими захоронениями.

Согласно статье 11 Закона Российской Федерации от 14 января 1993 года №4292-1 «Об увековечивании памяти погибших при защите Отечества» обязанность по осуществлению мероприятий по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, которые находятся на их территория, возложена на органы местного самоуправления.

Из статьи 6 Закона Российской Федерации от 14 января 1993 года №4292-1 «Об увековечивании памяти погибших при защите Отечества» следует, что в целях обеспечения сохранности воинских захоронений в местах, где они расположены, органами местного самоуправления устанавливаются охранные зоны и зоны охраняемого природного ландшафта в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.

Порядок разработки проектов зон охраны объектов культурного наследия памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также требования к режимам использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон, входящих в свою очередь в полномочия органов власти, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2008 года №315 «Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Положение).

Согласно пункту 4 данного Положения разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия может осуществляться по инициативе органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников или пользователей объектов культурного наследия, правообладателей земельных участков, юридических лиц, общественных и религиозных объединений, уставная деятельность которых направлена на сохранение объектов культурного наследия, или по решению суда.

Таким образом, обязанность по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальный сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, которые находятся на их территории и относятся к памятникам местного значения, в том числе обязанность по установлению охранной зоны и зоны охраняемого природного ландшафта, возложена на органы местного самоуправления, то есть на Администрацию города Феодосии Республики Крым.

В соответствии со статьей 5 Закона Российской Федерации от 14 января 1993 года №4292-1 «Об увековечивании памяти погибших при защите Отечества» воинские захоронения подлежат государственному учету. На территории Российской Федерации их учет ведется органами местного самоуправления. На каждое воинское захоронение устанавливается мемориальный знак и составляется паспорт.

В соответствии со статьей 16 Закона Республики Крым от 11 сентября 2014 года №68-ЗРК «Об объектах культурного наследия в Республике Крым» на объект культурного наследия регионального значения и объект культурного наследия местного (муниципального) значения, включенные в реестр, собственнику данного объекта органом охраны объектов культурного наследия Республики Крым выдается паспорт объекта культурного наследия. В указанный паспорт вносятся сведения, составляющие предмет охраны данного объекта культурного наследия, и иные сведения, содержащиеся в реестре.

Паспорт объекта культурного наследия (сведения, содержащиеся в нем) является одним из обязательных документов, представляемых в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, при осуществлении сделок с объектом культурного наследия либо земельным участком, в пределах которого располагается объект археологического наследия. Паспорт объекта культурного наследия (сведения, содержащиеся в нем) предоставляется соответствующим органом охраны объектов культурного наследия по межведомственному запросу органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, при регистрации сделок с объектом культурного наследия либо земельным участком, в пределах которого располагается объект археологического наследия. При этом лицо, обратившееся за государственной регистрацией сделки с объектом культурного наследия либо земельным участком, в пределах которого располагается объект археологического наследия, вправе представить паспорт объекта культурного наследия по собственной инициативе.

Проведенной проверкой установлено, что в нарушение действующего законодательства администрацией города не обеспечивается содержание вышеуказанных захоронений, паспортизация, необходимый состав зон охраны указанных объектов не установлен, что может привести их к утрате.

Выявленные в результате проверки нарушения законодательства в области охраны культурного наследия со стороны административного ответчика создают угрозу для сохранности объектов культурного наследия, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц на доступ к культурным ценностям и обеспечение их сохранности.

Непринятие ответчиком мер по обеспечению сохранности воинских захоронений нарушает права неопределенного круга лиц на память о воинских заслугах погибших.

Частью 11 статьи 226 КАС РФ предусмотрено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно части 2 статьи 64 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

При этом суду не представлено доказательств, что Администрацией города ФИО1 выполнены в полном объеме мероприятия по поставке на кадастровый учет, проведении межевания, определении границ, установлении охранных зон и зон охраняемого природного ландшафта в отношении воинских захоронений, расположенных на территории муниципального образования городской округ ФИО1.

Утверждение Администрацией города Феодосии Республики Крым Положения о сохранности, использования, популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности муниципального образования городской округ ФИО1, охране объектов культурного (памятников истории и культуры), местного (муниципального) значения, расположенных на территории муниципального образования городской округ ФИО1 не свидетельствует о надлежащем исполнении обязанностей, возложенных на нее Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Федеральным законом от 25 июня 2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятники истории и культуры) Российской Федерации».

Доводы представителя Администрации города Феодосии Республики Крым о том, что для выполнения требований прокуратуры необходимо значительные денежные средства и временные затраты суд находит несостоятельными.

В связи с чем, административный иск нашел свое подтверждение в ходе рассмотрения дела по существу и подлежит удовлетворению в полном объеме.

Согласно части 1 статьи 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Административное заявление подано истцом в установленный законом срок.

Суд не распределяет судебные расходы по делу, поскольку административный истец на этом не настаивал.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное заявление прокурора города Феодосии к Администрации города Феодосии Республики Крым, заинтересованные лица: МКУ «Департамент архитектуры, градостроительства, земельных отношений и муниципального имущества Администрации города Феодосии Республики Крым», Отдел муниципального контроля Администрации города Феодосии Республики Крым, МКУ «Отдел по вопросам культуры Администрации города Феодосии Республики Крым», МКУ «Управление городского хозяйства и природопользования Администрации города Феодосии Республики Крым», МКУ «Управление капитального строительства Администрации города Феодосии Республики Крым» о признании бездействия незаконным, обязании совершить определенные действия удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации города Феодосии Республики Крым по непринятию мер, направленных на постановку на кадастровый учет, проведению межевания, определению границ, установке охранных зон и зон охраняемого природного ландшафта в отношении воинских захоронений, расположенных на территории муниципального образования городской округ ФИО1.

Возложить обязанность на Администрацию города Феодосии Республики Крым в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу поставить на кадастровый учет, провести межевание, определить границы, установить охранные зоны и зоны охраняемого природного ландшафта в отношении воинских захоронений, расположенных на территории муниципального образования городской округ ФИО1, а именно:

- «Братская могила мирных жителей – жертв фашистского террора» по адресу: <адрес>;

- «Братская могила советских воинов» по адресу: <адрес>, сельское кладбище;

- «Братская могила советских Воинов» по адресу: <адрес> сельское кладбище;

- «Братская могила советских воинов» по адресу: <адрес>

- «Братская могила советских воинов» по адресу: <адрес>;

- «Братская могила советских воинов» по адресу: <адрес>, напротив здания Береговой поселковой администрации.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Феодосийский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий И.С.Глухова

Решение изготовлено в окончательной форме 26 апреля 2019 года.