ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-782/20 от 19.06.2020 Железнодорожного районного суда г. Симферополя (Республика Крым)

№ 2а-782/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 июня 2020 года г. Симферополь

Железнодорожный районный суда г. Симферополя Республики Крым в составе:

председательствующего судьи - Домниковой М.В.,

при секретаре судебного заседания – Остапенко Д.С.,

с участием административного истца – ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе в зале суда административное дело по иску ФИО1 к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО2 о признании решения незаконным, -

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился в суд с административным иском к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО2, в котором просила суд: признать незаконным уведомление о приостановлении государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ.

Исковые требования мотивированы тем, что на административный истец на основании решения суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым признано незаконным решение государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество, а именно сарай литер «Л» общей площадью 25,28 кв.м, а также возложена на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым обязанность повторно рассмотреть вопрос о государственной регистрации права собственности ФИО1 на недвижимое имущество, а именно сарай литер «Л», расположенный по <адрес> в <адрес>, обратилась в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру РК, однако административный ответчик ДД.ММ.ГГГГ, нарушив ч. 2 ст. 14 Закона о государственной регистрации уведомила истца о приостановлении государственной регистрации, с которым административный истец не согласен, считает его незаконным (л.д. 1)

В судебном заседании административный истец исковые требования поддержала в полном объеме, настаивала на удовлетворении иска, по доводам изложенным в исковом заявлении.

В судебное заседание представитель административного ответчика Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру РК – ФИО3 не явилась, извещена надлежащим образом, ранее в адрес суда предоставляла письменные возражения (л.д. 88-91), в которых просила в удовлетворении исковых требований отказать.

В судебное заседание административный ответчик - государственный регистратор Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру <адрес> ФИО2 не явилась, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, заявлений об отложении судебного заседания или рассмотрения дела в отсутствие не подавал.

В соответствии с п. 6 ст. 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Суд, принимая во внимание надлежащие уведомление всех участников процесса о дне и времени проведения судебного заседания, руководствуясь указанными положениями ст. 226 КАС РФ, считает возможным рассмотреть дела по имеющимся в нем письменным доказательствам.

Изучив доводы административного иска, заслушав пояснения административного истца, изучив возражения представителя административного ответчика Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, исследовав материала административного дела, обозрев материалы административного дела а-1301/2019, и оценив все доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Из положений ст. 218 КАС РФ следует, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных специальными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, соблюдены ли основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Пунктом 2 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, соблюдены ли сроки обращения в суд.

Согласно ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Административный истец, обращаясь в суд с настоящим иском, заявил ходатайство о восстановлении пропущенного срока, вместе с тем, оспариваемое решение принято ДД.ММ.ГГГГ, а в суд административный обратился ДД.ММ.ГГГГ, то есть в пределах трехмесячного срока, что позволяет суду сделать вывод о соблюдении административным истцом срока на обращение в суд с настоящим иском.

Так, судом установлено и из материалов дела следует, что решением Железнодорожного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ признано незаконным решение государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество, а именно сарай литер «Л» общей площадью 25,28 кв.м (как в решении исполкома <адрес> совета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ), расположенный по <адрес> в <адрес>; на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым возложена обязанность повторно рассмотреть вопрос о государственной регистрации права собственности ФИО1 на недвижимое имущество, а именно сарай литер «Л», расположенный по <адрес> в <адрес> (л.д. 7-10).

Апелляционным определением по административным делам Верховного Суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, решение Железнодорожного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения (л.д. 11-14).

Как пояснил в судебном заседании административный истец, он обратился в Государственный комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением, приложив копии апелляционного определения от ДД.ММ.ГГГГ и копию решения Железнодорожного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, с целью исполнения решения суда, поскольку решением суда на административного ответчика была возложена обязанность рассмотреть повторно вопрос о государственной регистрации права.

Согласно ответа заместителя председателя Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, данного ФИО1, по результатам рассмотрения ее обращения, из которого следует, что для осуществления государственной регистрации права необходимо обращаться в Госкомрегистр через отделение МФЦ или подать заявление, воспользовавшись разделом «Электронные услуги и сервисы» на официальном портале Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (л.д. 171-172).

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в ГБУ РК «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» с заявлением о государственной регистрации права в отношении объекта недвижимости , расположенного по адресу: РК, <адрес>, общей площадью 25,28 кв.м. (л.д. 35-36), приложив к указанному заявлению копию апелляционного определения Верховного Суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ и копию решения Железнодорожного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ года

Уведомлением государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру РК ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ приостановлено осуществление действий по регистрации права собственности в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером , расположенного по адресу: РК, <адрес>, общей площадью 25,28 кв.м. (л.д. 114-115).

Основанием для приостановления государственной регистрации права послужило то, что государственным регистратором в целях предоставления государственной услуги, за предоставлением которой обратился заявитель, и проведения правовой экспертизы документов, представленных на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, получения необходимых сведений, направлен информационный межведомственный запрос в Железнодорожный районный суд <адрес>; по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ответ на межведомственный запрос не поступил.

Так, отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).

В силу части 3 статьи 3 Федерального закона N 218-ФЗ к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся, в том числе, прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов (пункт 1); проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти (пункт 2); проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав (пункт 3).

Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления.

В соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона N 218-ФЗ к заявлению о государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.

В силу пункта 3 части 1 статьи 29 Федерального закона N 218-ФЗ при проведении государственной регистрации прав регистрирующим органом осуществляется проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Пунктом 9 части 1 статьи 26 Федерального закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам.

Осуществление государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей.

Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 173 утвержден Порядка и способы направления органом регистрации прав уведомлений о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, уведомлений об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и подлежащих выдаче после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав подлинников представленных заявителем документов, уведомлений о прекращении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документов, уведомлений участников общей долевой собственности о внесенных в единый государственный реестр недвижимости изменениях в части размеров принадлежащих им земельных долей, уведомлений залогодержателя о выдаче электронной закладной, уведомлений о государственной регистрации права собственности субъекта российской федерации или муниципального образования на земельный участок или земельную долю, уведомлений об исправлении реестровой ошибки в случае, указанном в части 7 статьи 61 федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия, регулируются Федеральным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (статья 1).

В целях предоставления государственных или муниципальных услуг частью 2 статьи 7.1 указанного Федерального закона предусмотрено направление межведомственного запроса.

При этом частью 6 статьи 7.1 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" определено, что непредставление (несвоевременное представление) органом или организацией по межведомственному запросу документов и информации, указанных в пункте 2 части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, в орган, указанный в абзаце первом части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, не может являться основанием для отказа в предоставлении заявителю государственной или муниципальной услуги. Должностное лицо и (или) работник, не представившие (несвоевременно представившие) запрошенные и находящиеся в распоряжении соответствующих органа либо организации документ или информацию, подлежат административной, дисциплинарной или иной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как пояснил административный истец в судебном заседании он ранее уже обращался в адрес административного ответчика с целью исполнения решения Железнодорожного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, предоставив при этом надлежащим образом заверенную копию данного решения с отметкой о вступлении в законную силу, вместе с тем ответом от ДД.ММ.ГГГГ за указанное решение суда было возвращено административному истцу и разъяснено право обратиться с заявлением через Государственное бюджетное учреждение Республики Крым «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» либо через портал Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

В связи с информацией, изложенной в вышеуказанном ответе административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ за , административный истец обратился с заявлением ДД.ММ.ГГГГ о государственной регистрации прав, предоставив указанное решение суда.

Рассмотрев заявление административного истца от ДД.ММ.ГГГГ, государственным регистратором было принято решение о приостановлении осуществления государственной регистрации прав.

Так, в своем уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ, государственный регистратор указал на то, что им в целях предоставления государственной услуги, за предоставлением которой обратился заявитель, и проведения правовой экспертизы документов, представленных на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, получения необходимых сведений, направлен информационный межведомственный запрос в Железнодорожный районный суд <адрес>; по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ответ на межведомственный запрос не поступил (л.д. 27-29).

Вместе с тем, как следует из материалов административного дела, решением Железнодорожного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения Апелляционным определением по административным делам Верховного Суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11-14), признано незаконным решение государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество, а именно сарай литер «Л» общей площадью 25,28 кв.м (как в решении исполкома <адрес> совета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ), расположенный по <адрес> в <адрес>; на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым возложена обязанность повторно рассмотреть вопрос о государственной регистрации права собственности ФИО1 на недвижимое имущество, а именно сарай литер «Л», расположенный по <адрес> в <адрес> (л.д. 7-10).

Из материалов административного дела а-1301/2019, которое было обозрено судом в судебном заседании, усматривается, что инициатором подачи апелляционной жалобы на решение Железнодорожного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ выступал Государственной комитет по государственной регистрации и кадастру РК, который в свою очередь, являясь органом исполнительной власти и выступая в данных правоотношениях субъектом властных полномочий, должен был знать о результатах рассмотрения поданной им апелляционной жалобы.

Кроме того, Апелляционное определение по административным делам Верховного Суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11-14) размещено на официальном сайте Верховного Суда Республики Крым.

Определяя способ восстановления нарушенного права административного истца, судом на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым возложена обязанность повторно рассмотреть вопрос о государственной регистрации права собственности ФИО1 на недвижимое имущество, а именно сарай литер «Л», расположенный по <адрес> в <адрес>, а потому решением Железнодорожного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения Апелляционным определением по административным делам Верховного Суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ определен порядок нового (повторного) рассмотрения того же вопроса (поданного заявления о государственной регистрации прав).

В представленных суду материалах регистрационного дела по заявлению ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, решение суда от ДД.ММ.ГГГГ имеется, однако административный ответчик, за получением копии решения по его апелляционной жалобе не обращался.

Вместе с тем, приостанавливая осуществление государственный регистрации права, в своем уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ государственный регистратор указал на то, что ответ суда на межведомственный запрос, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не поступил.

Так, из материалов административного дела а-1301/2019 следует, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес Железнодорожного районного суда <адрес> поступил запрос Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру РК о предоставлении информации, согласно которого государственный регистратор просил предоставить заверенные надлежащим образом копии судебных актов, а именно решения Железнодорожного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, а также Апелляционного определения по административным делам Верховного Суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно сопроводительного листа от ДД.ММ.ГГГГ, копии судебных актов по административному делу а-1301/2019 были направлены в адрес государственного регистратора ФИО2

Также необходимо отметить, что согласно ответу Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру РК от ДД.ММ.ГГГГ за на запрос суда, решение Железнодорожного районного суда <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ по делу а-1301/2019 оставленное без изменения Апелляционным определением Верховного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ исполнено Госкомрегистром, путем повторного рассмотрения заявления ФИО1 и ДД.ММ.ГГГГ государственным регистратором принято решение о приостановлении регистрационных действий, в связи с не поступлением ответа на межведомственный запрос, направленный в адрес Железнодорожного районного суда <адрес> Республики Крым.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение регистрирующего органа не соответствует нормативным правовым актам, регулирующим рассматриваемые правоотношения, его законность административным ответчиком не доказана, при этом, безусловно, оно нарушает права административного истца, способ и порядок восстановления прав которого уже установлен решением суда, оставленным без изменений Апелляционным определением по административным делам Верховного Суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, в результате подачи апелляционной жалобы непосредственно Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру РК, что свидетельствует о незаконности Уведомления государственного регистратора ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ о приостановлении государственной регистрации.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований истца.

Согласно ч. 1 ст. 111 КАС РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, присуждаются стороне, в пользу которой состоялось решение суда.

Административным истцом при подаче настоящего административного иска в суд была оплачена государственная пошлина в размере 300 рублей, что подтверждается квитанцией (л.д. 3).

Таким образом, поскольку суд пришел к выводу о незаконности оспариваемого решения государственного регистратора, то с Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в пользу ФИО1 подлежат взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.

Руководствуясь ст. 175-182 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд, -

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО1 - удовлетворить.

Признать незаконным уведомление Государственного регистратора Государственного комитета по государственный регистрации и кадастру Республики Крым ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ о приостановлении государственной регистрации права в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 90:22:010107:10956, расположенного по адресу: РК, <адрес>, общей площадью 25,28 кв.м.

Взыскать с Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в пользу ФИО1 судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей 00 копеек.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Верховный Суд Республики Крым через суд первой инстанции.

Судья Домникова М.В.

Мотивированное решение суда изготовлено 26 июня 2020 года.

Судья Домникова М.В.