ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-782/2021 от 22.04.2021 Салехардского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 апреля 2021 года г. Салехард

Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи: Токмаковой Н.А.,

при секретаре судебного заседания: Красная Н.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-782/2021 по

административному иску администрации города Новый Уренгой к Управлению ФССП России по ЯНАО, МОСП по ОИП Управления ФССП по ЯНАО, судебному приставу-исполнителю Китаеву К.К., об отмене постановления от 17.03.2021 о приостановлении исполнительного производства -ИП от 23.07.2020, возложении обязанности по устранению допущенных нарушений,

УСТАНОВИЛ:

Администрация города Новый Уренгой обратилась в суд с административным иском к Управлению ФССП России по ЯНАО, МОСП по ОИП Управления ФССП по ЯНАО, судебному приставу-исполнителю Китаеву К.К., об отмене постановления от 17.03.2021 о приостановлении исполнительного производства -ИП от 23.07.2020, возложении обязанности по устранению допущенных нарушений.

В обоснование иска указано, что решением Новоуренгойского городского суда от 19.12.2019 удовлетворен иск ФИО5, ФИО6 к администрации г. Новый Уренгой о предоставлении во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим правилам и нормам в черт е г. Новый Уренгой, с учетом нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма, общей площадью не менее 30 кв.м. решения суда, после рассмотрения апелляционной жалобы, вступило в законную силу 28.05.2020. На основании исполнительного листа ФС 23.07.2020 было возбуждено исполнительное производство -ИП. По результатам рассмотрения материалов исполнительное производство -ИП судебным приставом-исполнителем ФИО3 08.10.2020 вынесено постановление о взыскании с администрации г. Новый Уренгой исполнительского сбора в размере 50 000 рублей. Администрация г. Новый Уренгой обратилась в Новоуренгойский городской суд по вопросу оспаривания постановления о взыскании исполнительского сбора. Судебное заседание назначено на 22.03.2021. Судебным приставом-исполнителем МОСП по ОИП УФССП России по ЯНАО ФИО3 исполнительное производство -ИП было приостановлено на периоды: с 30.11.2020 по 20.12.2020, с 12.12.2020 по 12.01.2021, с 11.01.2021 по 31.01.2021, с 01.02.2021 по 22.02.2021, с 18.02.2021 по 12.03.2021. 12.03.2021 судебному приставу-исполнителю ФИО3 была направлена информация по приостановленным исполнительным производствам, в том числе и по исполнительному производству -ИП. 17.03.2021 постановлением судебного пристава-исполнителя Китаева К.К. вынесено постановление о приостановлении исполнительного производства -ИП. Постановлением о приостановлении исполнительного производства от 17.03.2021 в рамках исполнительного производства /-ИП приостановлено полностью по причине принятия судом к рассмотрению иска должника об отсрочке или рассрочке взыскания исполнительского сбора, уменьшении его размера или об освобождении от взыскания исполнительского сбора и установлен срок, на который приостановлено исполнительное производство с 17.03.2021 по 31.03.2021. Постановление о приостановлении исполнительного производства от <дата> в рамках исполнительного производства /-ИП является незаконным и необоснованным, поскольку оно не соответствует ст. 42 ФЗ «Об исполнительном производстве» и нарушает права и законные интересы администрации МО г. Новый Уренгой, а именно лишает права на подачу административного искового заявления об уменьшении размера исполнительского сбора или об освобождении от его взыскания. Новоуренгойским городским судом административное исковое заявление не рассмотрено, решение по делу не принято, то есть, не устранены обстоятельства послужившие основанием для приостановления исполнительного производства. Устанавливая срок приостановления исполнительного производства, судебный пристав-исполнитель ограничивает право должника на апелляционное обжалование решения суда. В связи с тем, что исполнительное производство было приостановлено судебным приставом-исполнителем до 12.03.2021 и лишь 17.03.2021 было вынесено новое постановление о приостановлении исполнительного производства -ИП, то срок приостановления исполнительного производства был прерван и постановление о взыскании исполнительского сбора от 08.10.2020 с администрации г. Новый Уренгой в размере 50 000 рублей было предъявлено к исполнению, что лишает администрацию г. Новый Уренгой права, как должника, обратиться в суд с административным исковым заявлением об уменьшении размера исполнительского сбора или об освобождении от его взыскания.

Просил отменить постановление судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИП УФССП России по ЯНАО Китаева К.К. от 17.03.2021 о приостановлении исполнительного производства -ИП от 23.07.2020; обязать судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИП УФССП России по ЯНАО Китаева К.К. устранить допущенные нарушения прав и законных интересов администрации г. Новый Уренгой путем вынесения постановления о приостановлении исполнительного производства от 12.03.2021 и продления срока по исполнительному производству -ИП от 23.07.2020 до устранения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления исполнительного производства.

Представитель административного истца извещен надлежащим образом, в суд не явился.

Представители административных ответчиков Управления ФССП России по ЯНАО, МОСП по ОИП Управления ФССП по ЯНАО, судебный пристав-исполнитель Китаев К.К., будучи извещенными надлежащим образом, в суд не явились.

От ответчика Управления ФССП России по ЯНАО в суд поступили письменные возражения с приложением копий материалов исполнительного производства.

Заинтересованные лица ФИО5, ФИО6, будучи извещенными надлежащим образом, в судебное заседание не явились.

Суд, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с положениями ст.227 КАС РФ следует, что признание незаконными действий и решений должностного лица возможно только при несоответствии их нормам действующего законодательства одновременно с нарушением прав, свобод и законных интересов административного истца.

Согласно п. 6 ч. 2 ст. 220 КАС РФ в административном исковом заявлении должны быть указаны сведения о правах, свободах и законных интересах административного истца, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемыми решением, действием (бездействием).

Кроме того, в соответствии с п. 1 ч. 9, ч. 11 ст. 226 КАС РФ на административного истца возлагается обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов.

Вступившим в законную силу решением Новоуренгойского городского суда от 19.12.2019 в рамках рассмотрения гражданского дела на администрацию г. Новый Уренгой была возложена обязанность по предоставлению ФИО5, ФИО6, вне очереди благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным нормам и требованиям, в черте г. Новый Уренгой, общей площадью не менее 30 кв.м.

23.07.2020 на основании исполнительного листа ФС от 23.06.2020, судебным приставом-исполнителем было возбуждено исполнительное производство -ИП.

12.08.2020 администрацией г. Новый Уренгой было получено постановление о возбуждении исполнительного производства.

19.10.2020 администрация г. Новый Уренгой обратилась в Новоуренгойский городской суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда по делу .

Определением Новоуренгойского городского суда от 26.10.2020 в удовлетворении заявления администрации г. Новый Уренгой о предоставлении отсрочки отказано.

Поскольку должником не исполнены требования исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, 08.10.2020 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с администрации г. Новый Уренгой исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.

Не согласившись с постановлением от 08.10.2020 администрация г. Новый Уренгой обратилась в Новоуренгойский городской суд с административным исковым заявлением об оспаривании постановления от 08.10.2020 о взыскании исполнительского сбора.

17.03.2021 судебным приставом-исполнителем МОСП по ОИП УФССП России по ЯНАО Китаевым К.К. в связи с обращением администрации г. Новый Уренгой в суд с указанным административным иском, вынесено постановление о приостановлении исполнительного производства -ИП от 23.07.2020 на период с 17.03.2021 по 31.03.2021.

Предметом оспаривания по настоящему делу является постановление судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИП УФССП России по ЯНАО Китаева К.К. от 17.03.2021 о приостановлении исполнительного производства. Основанием указано на неверное указание периода приостановления исполнительного производства.

В соответствии с положениями ст. 436 ГПК РФ суд приостанавливает исполнительное производство полностью или частично в случаях, предусмотренных ФЗ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 39 ФЗ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случае оспаривания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора исполнительное производство подлежит приостановлению судом полностью или частично.

Исполнительное производство приостанавливается судом до устранения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления исполнительного производства (ч. 1 статьи 42 Закона об исполнительном производстве).

Исполнительное производство возобновляется судом по заявлению взыскателя, судебного пристава-исполнителя или по инициативе суда после устранения обстоятельств, вызвавших его приостановление (ч. 1 ст.438 ГПК РФ).

С учетом вышеизложенных положений процессуального законодательства приостановить исполнительное производство на период оспаривания должником постановления о взыскании исполнительского сбора вправе исключительно суд по месту исполнения исполнительного документа на основании заявления должника.

Истцом не представлено, судом не добыто сведений о том, что администрация г. Новый Уренгой обращалась с таким заявлением в суд.

В соответствии с положениями ст. 38 ФЗ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель наделен правом отложить исполнительные действия и применить меры принудительного исполнения по заявлению взыскателя или по собственной инициативе на срок не более десяти дней.

Постановление судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИП УФССП России по ЯНАО Китаева К.К. от 17.03.2021 фактически является постановлением об отложение исполнительных действий, вынесенным на основании ст. 38 ФЗ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». При этом сроки отложения исполнительных действий на момент рассмотрения настоящего иска истекли, соответственно постановление не действует и перестало затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.

Оспариваемое постановление не нарушало права администрации г. Новый Уренгой, поскольку с даты обращения должника в суд с административным исковым заявлением об оспаривании постановления о взыскании исполнительского сбора исполнительные действия и меры принудительного исполнения по исполнительному производству не применялись.

Оспариваемое постановление не препятствовало и не препятствует обращению администрации г. Новый Уренгой в суд по вопросу освобождения от взыскания исполнительского сбора, поскольку положения КАС РФ не содержат оснований отказа в принятии такого заявления по мотиву приостановления (не приостановления) исполнительного производства.

Административный истец, обращаясь в суд с иском 25.03.2021, просит суд возложить обязанность на судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИП УФССП России по ЯНАО Китаева К.К. устранить допущенные нарушения прав и законных интересов администрации г. Новый Уренгой путем вынесения постановления о приостановлении исполнительного производства от 12.03.2021 и продления срока по исполнительному производству -ИП от 23.07.2020 до устранения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления исполнительного производства.

То есть, фактически просит, чтобы суд возложил обязанность вынести постановление «задним числом».

С учетом приведенных норм права и установленных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что административное исковое заявление предъявлено не обоснованно и не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ

Административный иск администрации города Новый Уренгой к Управлению ФССП России по ЯНАО, МОСП по ОИП Управления ФССП по ЯНАО, судебному приставу-исполнителю Китаеву К.К., об отмене постановления от 17.03.2021 о приостановлении исполнительного производства -ИП от 23.07.2020, возложении обязанности по устранению допущенных нарушений, - оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в суд Ямало-Ненецкого автономного округа путем подачи апелляционной жалобы через Салехардский городской суд.

Судья Н.А. Токмакова