Дело № 2а-7835/201866RS0003-01-2018-007269-86 Мотивированное решение изготовлено 26 ноября 2018 годаРЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
20 ноября 2018 года Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Глушковой Ю. В., при секретаре судебного заседания Шабуровой Д. П., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску
Аввакумовой Анны Иосифовны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Свердловской области, государственному регистратору Капустиной Марии Ивановне о признании уведомления о приостановлении государственной регистрации незаконным,
установил:
административный истец обратилась в суд с указанным административным иском, в котором указала следующее. *** между Аввакумовой А. И. и Юксеевой О. В. был заключен договор дарения недвижимого имущества – квартиры *** в доме *** по ул. *** в г. Екатеринбурге. Переход права от Аввакумовой А. И. к Юксеевой О. В. был зарегистрирован, с *** Юксеева О. В. является собственником вышеуказанной квартиры. Несмотря на то, что в п. 9 договора дарения указано, что передача имущества состоялась без составления передаточного акта, фактически квартира от Аввакумовой А. И. Юксеевой О. В. передана не была, Аввакумова из квартиры не выезжала, Юксеева не вселялась. *** от Юксеевой О. В. в адрес Аввакумовой А. И. поступил письменный отказ от дара, из которого следует, что одаряемому дар не передан, в соответствии со ст. 573 ГК РФ одаряемый отказывается от дара. *** стороны сдали на регистрацию отказ от дара, что подтверждается описью документов, принятых для оказания государственных услуг. *** государственным регистратором Капустиной М. И. в адрес Аввакумовой А. И. направлено уведомление о приостановлении государственной регистрации, из которого следует, что регистрация перехода прав невозможна на основании вышеуказанного документа от Юксеевой О. В. к Аввакумовой А. И., поскольку в соответствии с п. 1 ст. 573 ГК РФ одаряемый вправе в любое время до передачи ему дара от него отказаться.
На основании вышеизложенного, истец просит суд признать уведомление о приостановлении государственной регистрации от ****** незаконным.
В судебном заседании представитель административного истца Соколова Л. Л., действующая на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании, поддержала доводы и требования административного иска, суду пояснила, что в уведомлении о приостановлении государственной регистрации административный ответчик ссылается на п. 2 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации и предлагает в целях устранения причин приостановления представить договор, соответствующий действующему законодательству. Вместе с тем, в указанной норме праве говорится о том, что право собственности может быть приобретено на основании сделки, а отказ от дара является сделкой. В связи с чем, считает приостановление государственной регистрации является незаконным.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Свердловской области по доверенности и диплому о высшем юридическом образовании Кузнецова С. И., в судебном заседании и в письменном отзыве возражала против удовлетворения иска, суду пояснила, что в настоящее время Юксеева О. В. является собственником квартиры на основании договора дарения от ***, право собственности возникло с момента государственной регистрации перехода права, регистрации права собственности в ЕГРН, то есть ***. Договор дарения является реальной сделкой, поскольку считается исполненным с момента передачи квартиры, что следует из ст. 572 ГК РФ и пункта 9 договора дарения недвижимого имущества от ***. В силу п. 1 ст. 573 ГК РФ одаряемый вправе в любое время до передачи ему дара от него отказаться. Однако следует учитывать, что если дар принят одаряемым и право собственности на недвижимое имущество у него возникло с момента регистрации перехода права собственности, то отказаться от дара одаряемый не может. Просила в удовлетворении иска отказать, поскольку, действия ответчика основаны на законе и прав административного истца не нарушают.
Представитель заинтересованного лица Юксеевой О. В. – Романюк Ю. Ю., действующая на основании доверенности и диплома, в судебном заседании и письменном отзыве, доводы и требования административного иска поддержала, суду пояснила, что оспариваемое уведомление нарушает имущественные интересы и права сторон договора, в том числе нарушает право собственника распоряжаться своим имуществом, нарушает право стороны договора дарения отказаться от дара и зарегистрировать отказ в установленном порядке, противоречит нормам ст. 573, 574 ГК РФ.
Административный истец, заинтересованное лицо Юксеева О. В. в судебное заседание не явились, восопользовались правом участие через своих представителей. Административный ответчик государственный регистратор Капустина М. И. в судебное заседание не явилась, о дате и месте судебного заседания извещена своевременно и надлежащим образом, причины неявки суду не сообщила.
При таких обстоятельствах, учитывая положения ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, надлежащее извещение всех участников, с учетом мнения представителя истца, представителя ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, представителя заинтересованного лица, суд определил рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, иные представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ), каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов.
На основании ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
На основании ч. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В силу ч. 4-6 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (вступил в силу с 01.01.2017, далее – ФЗ № 218) государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.
Согласно ст. 3 ФЗ № 218, государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение ЕГРН и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав), т.е. Росреестр.
В соответствии с ч. 4 ст. 3 ФЗ № 218, полномочия по проверке действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; проверке наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав; государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся исключительно к компетенции Росреестра и его территориальных органов.
Как следует из материалов дела, *** между Аввакумовой А. И. и Юксеевой О. В. был заключен договор дарения недвижимого имущества – квартиры *** в доме *** по ул. *** в г. Екатеринбурге. Переход права от Аввакумовой А. И. к Юксеевой О. В. был зарегистрирован, с *** Юксеева О. В. является собственником вышеуказанной квартиры.
*** от Юксеевой О. В. в адрес Аввакумовой А. И. поступил письменный отказ от дара, из которого следует, что одаряемому дар не передан, в соответствии со ст. 573 ГК РФ одаряемый отказывается от дара. *** стороны сдали на регистрацию отказ от дара.
В силу ст. 14 ФЗ № 218, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе:
- договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Согласно ч. 4 ст. 18 ФЗ № 218, к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Согласно ч. 1 ст. 29 ФЗ № 218, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя:
1) прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;
2) возврат прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения при наличии оснований, установленных статьей 25 настоящего Федерального закона;
3) проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
4) внесение в Единый государственный реестр недвижимости установленных настоящим Федеральным законом сведений, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление о прекращении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
5) выдачу документов после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после прекращения государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно п. 7 ч. 1 ст. 26 ФЗ № 218, осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
В силу ст. 27 ФЗ № 218, в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Согласно ч.12 ст.29 ФЗ № 218 приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.
Административный истец оспаривает уведомление о приостановлении государственной регистрации от 09.10.2018.
Оценивая основания и действия государственного регистратора, суд приходит к следующим выводам.
Административный истец полагает, что в данном случае ст. 573 Гражданского кодекса Российской Федерации позволяет одаряемому в любое время до передачи ему дара от него отказаться, ссылая на то, что фактически дар Юксеевой О. В. не передан.
Вместе с тем, административным истцом не учтено следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 572 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.
Согласно п. 1 договора дарения недвижимого имущества от ***, даритель (Аввакумова А. И.) безвозмездно передает (дарит) одаряемому (Юксеевой О. В.) объект недвижимости: квартира ***, назначение – жилое помещение, площадью 43,6 кв.м, находящуюся в ***, в доме под номером *** кадастровый (условный) номер ***.
Передача имущества состоялась без составления передаточного акта (п. 9 договора).
Одаряемый приобретает право собственности на имуществу с момента государственной регистрации настоящего договора в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области и внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (п. 10 договора).
Таким образом, из содержания договора следует, что передача дара состоялась. Как указано административным истцом в иске и подтверждается материалами дела, переход права собственности от Аввакумовой А. И. к Юксеевой О. В. зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Свердловской области ***. Юксеева О. В. является собственником спорного жилого помещения.
Согласно п. 1 ст. 408 Гражданского кодекса Российской Федерации надлежащее исполнение прекращает обязательство.
В данном случае договор дарения сторонами исполнен, следовательно, обязательство прекратилось с момента государственной регистрации перехода права собственности.
В силу ст. 573 Гражданского кодекса Российской Федерации одаряемый вправе в любое время до передачи ему дара от него отказаться. В этом случае договор дарения считается расторгнутым. Если договор дарения заключен в письменной форме, отказ от дара должен быть совершен также в письменной форме. В случае, когда договор дарения зарегистрирован (п. 3 ст. 574), отказ от принятия дара также подлежит государственной регистрации.
Таким образом, из буквального содержания указанной нормы права следует, что отказаться от дара одаряемый может только до передачи ему дара. Отказ от принятия дара по исполненному сторонами договору дарения недвижимости, по которому зарегистрирован переход права собственности и право собственности одаряемого действующим законодательством не предусмотрен.
С учетом изложенного, суд находит несостоятельными доводы представителя административного истца о том, что отказ от дара является сделкой, поскольку отказ от дара по исполненному договору противоречит требованиям законодательства.
Поскольку по договору дарения от *** передача дара от Аввакумовой А. И. к Юксеевой О. В. состоялась, то Юксеева О. В. не вправе отказаться от дара.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемое уведомление о приостановлении государственной регистрации от ****** является законным. Следовательно, оснований для удовлетворения требований административного искового заявления не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 227, 175-186 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Свердловской области, государственному регистратору ФИО2 о признании уведомления о приостановлении государственной регистрации незаконным – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда через Кировский районный суд г. Екатеринбурга в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Ю. В. Глушкова