Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 июня 2019 года г. Кореновск
Кореновский районный суд в составе: председательствующего судьи Швецова С.И., при секретаре Тесленко В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Краснодарскому краю к Территориальному общественному самоуправлению «ТОС №24 «Западный» Кореновского городского поселения Кореновского района» о признании юридического лица прекратившим деятельность в порядке ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц,
У С Т А Н О В И Л:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Краснодарскому краю обратилось с административным иском в суд к административному ответчику Территориальному общественному самоуправлению «ТОС №24 «Западный» Кореновского городского поселения Кореновского района» о признании юридического лица прекратившим деятельность в порядке ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц, ссылаясь на то, что решение о государственной регистрации Территориального общественного самоуправления «ТОС №24 «Западный» Кореновского городского поселения Кореновского района» принято <...> Сведения о государственной регистрации некоммерческой организации внесены в Единый государственный реестр юридических лиц <...> за основным государственным регистрационным номером (<...>.
При государственной регистрации, в качестве местонахождения постоянно действующего руководящего органа юридического лица, указан адрес: <...><...>
Общественной организацией нарушены требования абз. 8 ч. 1 ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях», согласно которому общественные объединения обязаны информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в п. 6 ст. 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях", о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а так же требования абз. 4 ч. 1 ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях», согласно которому общественные объединения обязаны ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.
Согласно требованиям п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от <...><...> «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» предусмотрен срок для ежегодного предоставления названных сведений, а именно не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
Общественная организация не представила в орган, принявший решение о ее государственной регистрации сведения, предусмотренные абз. 4,8 ч. 1 ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» за 2016, 2017 год.
До подачи административного искового заявления, административным истцом <...>, <...> в адрес административного ответчика выносились и направлялись письменные предупреждения с требованием устранить допущенные нарушения законодательства за 2016 год. Предупреждения направлялись административным истцом по адресу, указанному административным ответчиком при регистрации и внесенному в ЕГРЮЛ. Предупреждения некоммерческой организацией не исполнены, в судебном порядке не обжаловались. Вместе с тем, <...> в адрес административного истца от руководителя некоммерческой организации поступило письмо об отсутствии фактической деятельности и просьбой о ликвидации в судебном порядке.
В силу пункта 3 статьи 54 Гражданского Кодекса Российской Федерации (Далее – ГК РФ), юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1 ГК РФ), доставленных по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.
Характер допущенных нарушений является существенным, так как юридическое лицо воспрепятствует уполномоченному государственному органу в ознакомлении со своей деятельностью.
Нарушение основного принципа осуществления своей деятельности влечет за собой причинение прямого ущерба обществу и государству, так как представленные полномочия Управлению по осуществлению контроля не реализованы, что не позволяет в полной мере контролировать деятельность некоммерческих организаций, в том числе по своевременному выявлению возможных нарушений законодательства Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.
Таким образом, факт неоднократного непредставления отчетности является основанием для обращения Управления в суд с иском о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц, на основании статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях».
Согласно п.1 ст. 1 КАС РФ, настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции (далее также - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
На основании ч. 3 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела:
1) о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, а также о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра.
В соответствии со ст. 19 КАС РФ подведомственные судам административные дела, за исключением административных дел, предусмотренных статьями 18, 20 и 21 настоящего Кодекса, рассматриваются районным судом в качестве суда первой инстанции.
В силу прямого указания ст. 225.1 АПК РФ арбитражные суды рассматривают дела по спорам, связанным с созданием юридического лица, управлением им или участием в юридическом лице, являющемся коммерческой организацией, а также в некоммерческом партнерстве, ассоциации (союзе) коммерческих организаций, иной некоммерческой организации, объединяющей коммерческие организации и (или) индивидуальных предпринимателей, некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации в соответствии с федеральным законом (далее корпоративные споры), в том числе по следующим корпоративным спорам, связанным с созданием, реорганизацией и ликвидацией юридического лица.
Согласно ч, 5 ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных абз. 8 ч. 1 ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях», является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.
В соответствии со ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, правоспособность юридического лица прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.
Ликвидация юридического лица, в силу требований ст. 44 Федерального закона «Об общественных объединениях» и ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации имеет иную правовую природу и иные последствия для общественных объединений, чем прекращение деятельности в качестве юридического лица, а именно, в соответствии со ст. 27 Федерального закона «Об общественных объединениях» общественное объединение вправе осуществлять деятельность без образования юридического лица, а ликвидация общественного объединения по решению суда означает запрет на его деятельность независимо от факта его государственной регистрации.
В соответствии со ст. 3 КАС РФ исключение сведений о некоммерческих организациях из государственного реестра относится к компетенции КАС РФ,
В данном случае исключение из Единого государственного реестра юридических лиц и прекращение деятельности в качестве юридического лица являются тождественными понятиями. Таким образом, исходя из положений ст. 18, 19, 20 КАС РФ рассмотрение данного административного искового заявления относится к компетенции районного суда, а не арбитражного суда.
Ранее сложилась аналогичная практика рассмотрения дел о прекращении деятельности общественным объединениями судами общей юрисдикции, а не арбитражным судом, в соответствии с нормами подсудности, установленными КАС РФ.
В соответствии с пп. 74 п. 6 приказа Министерства юстиции Российской Федерации от <...><...> «Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации», Управление Министерства юстиции Российской Федерации по <...> уполномочено обращаться в суд с заявлением о признании общественных объединений прекратившими свою деятельность в качестве юридического лица.
В соответствии с п. 3 ст. 54 Гражданского Кодекса Российской Федерации, ч. 7 ст. 125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, направляем в суд копию почтового реестра об отправлении заказного письма с уведомлением в адрес административного ответчика.
Просит суд признать Территориальное общественное самоуправление «ТОС <...> «Западный» Кореновского городского поселения <...>» прекратившей деятельность в качестве юридического лица и исключить ее из Единого государственного реестра юридических лиц.
В судебное заседание представитель административного истца не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, на удовлетворении своих административных исковых требованиях настаивал.
В судебное заседание представитель административного ответчика не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования истца признал в полном объеме.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 46, 157 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.
Учитывая, что признание ответчиком иска не противоречит закону и не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, у суда имеются основания для принятия признания административным ответчиком административного иска и удовлетворении требований Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Краснодарскому краю к Территориальному общественному самоуправлению «ТОС №24 «Западный» Кореновского городского поселения Кореновского района» о признании юридического лица прекратившим деятельность в порядке ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования по административному иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Краснодарскому краю к Территориальному общественному самоуправлению «ТОС №24 «Западный» Кореновского городского поселения Кореновского района» о признании юридического лица прекратившим деятельность в порядке ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц – удовлетворить.
Признать Территориальное общественное самоуправление «ТОС №24 «Западный» Кореновского городского поселения Кореновского района» прекратившей свою деятельность, в качестве юридического лица, и исключить ее из Единого государственного реестра юридических лиц.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Краснодарского краевого суда, через Кореновский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы.
Судья Кореновского районного суда Швецов С.И.