ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-784/18 от 28.06.2018 Рудничного районного суда г. Прокопьевска (Кемеровская область)

Дело № 2а-784/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Прокопьевск «28» июня 2018 года

Рудничный районный суд г. Прокопьевска Кемеровской области в составе председательствующего судьи Ортнер В. Ю.,

при секретаре Дуплинской К. А.,

с участием административного истца Клаус Е. А.,

представителя административного истца – Кондратьевой Е. В., действующей на основании доверенности от 04.07.2016 года, представившей диплом о наличии высшего юридического образования,

административного ответчика – представителя Администрации г. Прокопьевска Хуртыниной А. Н., действующей на основании доверенности от 30.01.2018 года, представившей диплом о наличии высшего юридического образования,

заинтересованного лица – Новикова М. С., действующего в интересах автономного учреждения Кемеровской области «Прокопьевский Лесхоз»,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Клаус Е. А. к Администрации Прокопьевского муниципального района Кемеровской области об обжаловании решения должностного лица,

у с т а н о в и л:

Административный истец Клаус Е. А. обратилась в Рудничный районный суд г.Прокопьевска с административным исковым заявлением к Администрации Прокопьевского муниципального района Кемеровской области об обжаловании решения должностного лица.

Свои требования мотивирует тем, что 17.01.2018 года она обратилась в Администрацию Прокопьевского муниципального района с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: п. Большой Керлегеш, рядом с земельным участком <...>, на праве аренды под индивидуальное жилищное строительство. Ответом от 16.02.2018 года ей было отказано в предоставлении земельного участка, в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок входит в границы уточненного земельного участка. Поскольку указанное основание для отказа не предусмотрено ст. 39.16 ЗК РФ, просит суд признать незаконным и отменить решение Администрации Прокопьевского муниципального района от 16.02.2018 года, обязать Администрацию Прокопьевского муниципального района рассмотреть по существу заявление от 17.01.2018 года, а также обязать в месячный срок со дня получения решения суда сообщить в суд и представителю заявителя об исполнении решения суда.

В судебном заседании истец уточнила заявленные требования, просила признать незаконным и отменить постановление Администрации Прокопьевского муниципального района от 27.02.2018 года <...>-П, ввиду подачи лицом, не имеющим право действовать без доверенности, заявления об утверждении схемы расположения земельного участка с кадастровым номером <...> на кадастровом плане территории в уточненных границах, признать незаконным и отменить решение Администрации Прокопьевского муниципального района от 16.02.2018 года, обязать Администрацию Прокопьевского муниципального района рассмотреть по существу заявление от 17.01.2018 года, а также обязать в месячный срок со дня получения решения суда сообщить в суд и представителю заявителя об исполнении решения суда.

Административный ответчик – представитель Администрации г. Прокопьевска Хуртынина А. Н. иск не признала. Суду пояснила, что ответ Администрации Прокопьевского муниципального района от 16.02.2018 года в адрес Клаус Е. А. не является отказом. Заявление не могло быть рассмотрено по существу, поскольку на основании заявления Новикова М. С., имеющего право действовать без доверенности от автономного учреждения Кемеровской области «Прокопьевский Лесхоз», поступившего 21.11.2017 года в Администрацию Прокопьевского муниципального района, проводились работы по уточнению местоположения границ и площади земельного участка <...>, расположенного рядом с запрашиваемым Клаус Е. А. земельным участком. Постановлением Администрации Прокопьевского муниципального района от 27.02.2018 года <...>-П утверждена схема расположения земельного участка с кадастровым номером <...> на кадастровом плане территории в уточненных границах.

Заинтересованное лицо - Новиков М. С., действующий в интересах автономного учреждения Кемеровской области «Прокопьевский Лесхоз», с иском не согласился, поддержал доводы представителя Администрации Прокопьевского муниципального района, а также добавил, что в настоящее время в Росреестр им подано заявление от имени «Прокопьевского лесхоза» о внесении изменений в записи реестра прав в отношении уточненных границ земельного участка <...>, расположенного рядом с запрашиваемым Клаус Е. А. земельным участком.

Заинтересованные лица – Росреестр, Администрация Кемеровской области, КУГИ Кемеровской области в суд не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом.

Суд, выслушав участников процесса, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Пунктом 1 ч. 2 ст. 277 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Для признания судом незаконным решения органов местного самоуправления необходимо наличие следующих условий: незаконность решения, а также нарушение прав и свобод гражданина либо создание препятствий к осуществлению гражданином его прав и свобод, либо незаконное возложение на гражданина обязанности или незаконное привлечение к ответственности, при этом удовлетворение требований заявителей возможно только при доказанности всей совокупности юридически значимых обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела.

Согласно ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:

1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);

2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;

3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

В соответствии с частью 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:

1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.

Согласно абзацу 4 пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 N137-ФЗ (ред. от 03 июля 2016 года) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" с 1 января 2017 года предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

Таким образом, в силу вышеуказанной правовой нормы полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Прокопьевского муниципального района Кемеровской области, с 1 января 2017 года осуществляется администрацией Прокопьевского муниципального района.

Статьями 39.14, 39.15 Земельного кодекса РФ (далее ЗК РФ) предусмотрена процедура предварительного согласования предоставления земельного участка (при предоставлении участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности без проведения торгов).

Пунктом 2 части 8 статьи 39.15 ЗК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.

Судом установлено, что 17.01.2018 года Клаус Е. А. обратилась к Главе Прокопьевского муниципального района с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: п. Большой Керлегеш, рядом с земельным участком <...>, на праве аренды под индивидуальное жилищное строительство (л.д.9).

Из представленного суду кадастрового дела объекта недвижимости следует, что земельный участок с кадастровым номером <...>, расположенный по адресу: п. Большой Керлегеш, <...>, площадью 0,15 га подлежит аннулированию на основании решения Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 24.04.2013 года (л.д. 183).

Согласно уведомлению Росреестра от 01.02.2018 года, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества: земельный участок по адресу: Прокопьевский район, п. Большой Керлегеш, <...>, площадью 1500 кв.м. (л.д.22).

Ответом от 16.02.2018 года заместитель главы района – председатель КУМС Прокопьевского муниципального района разъяснил Клаус Е. А., что испрашиваемый земельный участок входит в границы уточненного земельного участка, что не позволяет рассмотреть заявление по существу (л.д.10).

В ходе судебного разбирательства суду представлены документы, подтверждающие, что 21.11.2017 года к Главе Прокопьевского муниципального района обратился Новиков М. С. с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: Прокопьевский муниципальный район, п. Большой Керлегеш, <...> (современное использование: контора лесничества) с кадастровым номером <...> на кадастровом плане территории в уточненных границах (л.д. 20).

Согласно делу правоустанавливающих документов, 14.07.2009 года в соответствии с заявлением субъекта Российской Федерации – Кемеровской области в лице представителя Ф.М.В., на основании Распоряжения Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 15.12.2006 года <...> «О безвозмездной передаче федеральных государственных учреждений в государственную собственность Кемеровской области», акта приема-передачи федеральных государственных учреждений, передаваемых в государственную собственность Кемеровской области от 15.12.2006 года, в отношении земельного участка с кадастровым номером <...>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: центральная контора лесничества, расположенного по адресу: Кемеровская область, Прокопьевский район, п. Большой Керлегеш, <...>, площадью 15 547 кв. м. проведена государственная регистрация права собственности субъекта Российской Федерации - Кемеровской области.

08.02.2012 года на основании заявления Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области в лице представителя Ф.М.В., в Единый государственный реестр прав внесены изменения относительно площади земельного участка в размере 13 251 кв.м., а также кадастрового номера <...>.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права <...> от ДД.ММ.ГГГГ (выданному повторно взамен свидетельства от ДД.ММ.ГГГГ), земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: центральная контора лесничества, общая площадь 13 251 кв.м., расположенный по адресу: Кемеровская область, Прокопьевский район, п. Большой Керлегеш, <...>, с кадастровым номером <...> принадлежит на праве собственности субъекту Российской Федерации - Кемеровской области. В соответствии с решением КУГИ Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ, автономное учреждение «Прокопьевский Лесхоз» приняло от КУГИ Кемеровской области в оперативное управление недвижимое имущество, в т.ч. центральную контору лесничества (л.д. 67-70), что также подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (запись о регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.76).

Приказом Департамента лесного комплекса от ДД.ММ.ГГГГ<...>, Новиков М. С. назначен руководителем автономного учреждения Кемеровской области «Прокопьевский лесхоз» с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.78).

Из представленной суду выписки из ЕГРП от 15.06.2018 года, Новиков М. С. является лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица – Автономное учреждение Кемеровской области «Прокопьевский лесхоз» (л.д. 210-211).

Согласно заключению кадастрового инженера – Я.В.Ю., допрошенной в судебном заседании в качестве свидетеля, в ноябре по заявлению Новикова М. С. она выехала на место для проведения предварительных работ. При внесении координат, полученных в результате топографической съёмки и сведений государственного земельного кадастра, было выявлено несовпадение фактического расположения земельного участка – земельный участок, ранее значившийся под номером <...> фактически был присоединен к земельному участку с кадастровым номером <...>. При визуальном осмотре границ земельного участка было установлено, что земельный участок огорожен забором, что подтверждает фактическое местоположение границ земельного участка на местности 15 и более лет. Ввиду нарушения точности определения межевых знаков на местности, были неверно определены координаты узловых и поворотных точек границ земельного участка, в связи с этим была допущена ошибка, повлекшая отражение в государственном кадастре недвижимости. В связи с этим кадастровым инженером была подготовлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в уточненных границах и изменением площади земельного участка.

Постановлением Администрации Прокопьевского муниципального района от 27.02.2018 года <...>-П (в редакции постановления от 26.04.2018 года <...>-П – л.д.32), утверждена схема расположения земельного участка с кадастровым номером <...> на кадастровом плане территории в уточненных границах на кадастровом плане из земель – земли населенного пункта, площадью 1 325 кв.м., разрешенное использование: Центральная контора лесничества, расположенного по адресу: Кемеровская область, район Прокопьевский, п. Большой Керлегеш, <...> (л.д. 19, 21).

Таким образом, исходя из установленных судом обстоятельств, а также представленных суду документов, рассмотрение по существу заявления Клаус Е. А. о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: п. Большой Керлегеш, рядом с земельным участком <...>, на праве аренды для индивидуального жилищного строительства, на момент подачи ею заявления было невозможно, ввиду проводимых кадастровым инженером на основании заявления Новикова М. С. работ по уточнению местоположения границ и площади смежного с запрашиваемым земельного участка, подготовки схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в уточненных границах.

На основании вышеизложенного, принимая во внимание, что на момент рассмотрения заявления Клаус Е. А. по существу границы испрошенного ею земельного участка надлежащим образом определены не были, поскольку уточнялись границы смежного с запрашиваемым земельным участком, суд приходит к выводу, что факт нахождения испрашиваемого земельного участка в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации – Кемеровской области, и переданного в оперативное управление автономному учреждению Кемеровской области «Прокопьевский лесхоз» (ИНН <...>), установлен, и несогласие административного истца с представленными доказательствами не является основанием к признанию незаконными как ответа на обращение поскольку ответ носит информативный характер, так и Постановления Администрации Прокопьевского муниципального района от 27.02.2018 года <...>-П (в редакции постановления от 26.04.2018 года <...>-П – л.д.32) «Об утверждении схемы расположения земельного участка с кадастровым номером <...> на кадастровом плане территории в уточненных границах», поскольку указанные ответ и Постановление не противоречат требованиям закона, не нарушают права административного истца и не влекут для нее правовые последствия.

Поскольку несоответствия оспариваемого ответа закону или иному нормативному правовому акту установлено не было, равно как и нарушения таким бездействием прав и законных интересов административного истца, следовательно, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

руководствуясь статьями 175 – 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

отказать Клаус Е. А. в удовлетворении административного искового заявления к Администрации Прокопьевского муниципального района Кемеровской области об обжаловании решения должностного лица в полном объёме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Кемеровский областной суд через суд, принявший решение.

Судья: В. Ю. Ортнер

Решение в окончательной форме изготовлено «03» июля 2018 года

Судья: В. Ю. Ортнер