Дело № 2а-784/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Чегдомын 30 ноября 2017 года
Верхнебуреинский районный суд Хабаровского края в составе председательствующего судьи Рамзиной С.Н.,
представителя административного истца помощника прокурора Верхнебуреинского района Хабаровского края Янышева А.Ю.,
представителя административного ответчика Моховой И.П., действующей на основании доверенности № 01-24-1354 от 22.03.2017 г.,
при секретаре Кинваню Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Верхнебуреинского района Хабаровского края в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края об оспаривании бездействия органов местного самоуправления,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Верхнебуреинского района обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с данным административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным бездействие администрации Верхнебуреинского муниципального района в части неисполнения требований ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» и ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» при содержании автомобильных дорог «Чегдомын-Шахтинский» и «Шахтинский-Софийск». Обязать администрацию Верхнебуреинского муниципального района привести автомобильные дороги «Чегдомын-Шахтинский» и «Шахтинский-Софийск» в соответствии с ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» и ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств». Требования мотивированы тем, что в результате проверки исполнения законодательства о безопасности дорожного движения проведенной 06.10.2017 выявлено, что административным ответчиком не принимаются меры, направленные на приведение автомобильных дорог «Чегдомын-Шахтинский» и «Шахтинский-Софийск» в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-93 и ГОСТ Р 52289-2004. В результате обследования автомобильной дороги выявлены недостатки в содержании улично-дорожной сети, затрудняющие движение транспортных средств, с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью, а также отсутствуют дорожные знаки, чито зафиксировано в актах от 06.10.2017 и 10.10.2017. Прокурор считает, что нарушения требований ГОСТов создают условия опасности дорожного движения на данных дорогах для граждан, число которых невозможно точно установить и персонифицировать и влечет нарушение их прав и законных интересов.
В судебном заседании административный истец помощник прокурора Янышев А.Ю. исковые требования поддержал и просил об их удовлетворении по основаниям, изложенным в иске, и дополнил требование в части установления срока для выполнения выявленных нарушений по содержанию автомобильных дорог до окончания теплого времени года, то есть до конца октября 2018 года.
Представитель административного ответчика Мохова И.П. в судебном заседании исковые требования признала в части обязания привести автомобильные дороги в соответствие с ГОСТами, в остальной части не признала, пояснила, что общая протяженность автодорог от населенного пункта п. Чегдомын до п. Софийск составляет 176 км. Дорога проходит по сложному горному участку по болотистой и горной местности с многочисленным пересечением горных речек и ручьев. На данной автодороге находится 47 мостовых сооружений и 92 водоотводных железобетонных трубы. Строительство дороги осуществлялось в середине 19 века для целей разработки и добычи полезных ископаемых (золотодобыча) с устройством лежневого основания из хвойных и разнолиственных пород деревьев. В соответствии с постановлением Правительства Хабаровского края от 30.12.2009 г. № 408-пр «О нормативах денежных затрат на содержание, ремонт и капитальный ремонт автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения» и решения Собрания депутатов Верхнебуреинского муниципального района от 29.10.2010 г. № 67 « О нормативах денежных затрат на содержание и ремонт межпоселенческих автомобильных дорог и правилах их расчета» норматив на 2017 год на содержание, ремонт и капитальный ремонт автомобильных дорог «р.п.Чегдомын-пос. Шахтинский» и «пос.Шахтинский - р.п Софийск» составляет 198, 6 млн. рублей. Постановлением администрации района от 11.10.2013 года № 979 была утверждена муниципальная программа «Развитие дорожной сети в Верхнебуреинском муниципальном районе Хабаровского края на 2014-2020 годы». Применение программно-целевого метода в развитии общего пользования автомобильных дорог в Верхнебуреинском муниципальном районе позволило системно направлять средства на решение неотложных проблем дорожной отрасли в условиях ограниченных финансовых ресурсов. В период с 2014 года по 2016 год финансирование объектов дорожного хозяйства в рамках муниципальной программы распределилось следующим образом: 2014 год - 11,8 млн. руб., 2015 год - 7,6 млн. руб., 2016 год - 17,7 млн. руб. На 2017 год запланировано - 10,026 млн. руб. На автомобильные дороги от п. Чегдомын до п. Софийск были реализованы следующие финансовые средства: в 2014 году в софинансировании с краевым бюджетом выполнен капитальный ремонт мостов через ручей Малый Ерик и ручей Иерохан на автомобильной дороге «р.п.Чегдомын-п.Шахтинский». Стоимость ремонтных работ составила - 7,08 млн. руб. в т.ч. краевой бюджет - 6,0 млн. руб., районный бюджет - 1,08 млн. руб. Затраты на содержание автодороги составили 2,99 млн. руб. В 2015 году за счет средств бюджета района выполнен капитальный ремонт малых мостов на р. Сатанки-1, Сатанки-2, Аланжа на автомобильной дороге «р.п. Чегдомын-п. Шахтинский». Стоимость ремонтных работ составила 1,5 млн. руб. Затраты на содержание составили автодороги 5,2 млн. руб. В соответствии с утвержденным бюджетом района в 2016 году на содержание автодороги было израсходовано - 4,2 млн. руб. В рамках заключенного контракта на содержание автомобильных дороги муниципального значения «р.п.Чегдомын-п.Шахтинский» - «п. Шахтинский-п.Софийск» были выполнены работы: по устройству и содержанию ледовой переправы, защите и уборке наледей, очистке дороги и обочин от снега, исправлению профиля дороги. Из средств, предусмотренных на содержание дороги, были выполнены работы по ремонту участка дороги «р.п.Чегдомын-п.Шахтинский» от 21 км по 31 км дороги. За счет предоставления в бюджет Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края субсидий на софинансирование расходных обязательств по капитальному ремонту и ремонту объектов дорожного хозяйства, находящихся в муниципальной собственности, предусмотренных в краевом бюджете на 2016 год было отремонтировано 11 деревянных мостов, находящихся в аварийном состоянии, на сумму 9, 6 млн. руб. т.ч. за счет средств краевого бюджета - 7,7 млн. руб., средств бюджета района - 1,9 млн. руб. В связи с разрушением дорожного полотна под влиянием погодных условий (обильное выпадение осадков) в 2016 г. подрядчиком были выполнены дополнительно работы за счет собственных средств по расчистке обочин от кустарников, устройстве продольных водоотводных канав, планировке площадей бульдозерами на сумму - 2,5 млн. руб. В 2017 году на данные дороги в бюджете района предусмотрено: на содержание дорог - 4,4 млн. руб., на ремонт мостов - 0,7 млн. руб., на ремонт автодорог - 2,1 млн. руб., повышение безопасности дорожного движения-1,4 млн. руб. В рамках бюджетных средств выполнены следующие работы: в соответствии с контрактом от 21.02.2017 г. № 0122300026617000002–0197552 - 01 на содержание автомобильных дорог муниципального значения «п.Чегдомын-п.Шахтинский», «п.Шахтинский-п.Софийск» уже выполнены работы по ликвидации наледей, очистке дорог и обочин от снега на сумму 0,36 млн. руб., по содержанию автодороги- 2,2 млн. руб. Из-за погодных условий (ливневые дожди) работы по ремонту дороги были приостановлены. Из средств, предусмотренных на содержание дороги с 30.06.2017 г. подрядчик приступил к ремонту аварийного участка дороги «п.Шахтинский-р.п.Софийск» от 51 км до 70 км. В июле месяце 2017 года объявлен дополнительный конкурс на ремонт участка автомобильной дороги «п.Шахтинский-р.п.Софийск» с выделением финансовых средств в размере - 2,1 млн. руб. и выполнены работы согласно заключенному контракту на сумму - 2,02 млн. руб. Также выполнен, согласно заключенному контракту, ямочный ремонт асфальтобетонного покрытия автодороги «п.Чегдомын-п. Шахтинский» на сумму - 0,995 млн. руб. Заключен контракт и выполнены работы по обследованию, диагностике, паспортизации разработке ПОДД автомобильной дороги р.п.Чегдомын-п. Шахтинский на сумму - 0,785 млн. руб. Заключен контракт 9.10.2017г. «Техническое оснащение автомобильной дороги п.Чегдомын-п.Шахтинский, п.Шахтинский-рп.Софийск» на установку дорожных знаков по предписаниям ОГИБДД на сумму - 0,220 млн. руб. Выполнен ремонт трех мостов автодороги «пос. Шахтинский - рп. Софийск» ПК 65+466 - 0,270 млн. руб., ПК 61+432 - 0,689 млн. руб. ПК 64+319-0,148 млн. руб. Заключен контракт и частично выполнены работы по очистке автомобильного моста от древесного плавника, деревьев через р. Ургал ПК6+646 автодороги «рп. Чегдомын - п. Шахтинский». Администрацией Верхнебуреинского муниципального района была направлена заявка от 10.03.2016 г. № 1-12/836 в министерство промышленности и транспорта Правительства Хабаровского края на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований края по капитальному ремонту и ремонту объектов дорожного хозяйства в 2017 году. Согласно постановлению Правительства Хабаровского края от 16.02.2017 N 42-пр "О распределении субсидий бюджетам муниципальных образований края, предусмотренных в краевом бюджете на 2017 год на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований края по капитальному ремонту и ремонту объектов дорожного хозяйства, находящихся в муниципальной собственности» заявка была отклонена. В 2017 г. направлена заявка от 25.10.2017 г. № 1-22/4951 в министерство промышленности и транспорта Правительства Хабаровского края на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований края по капитальному ремонту и ремонту объектов дорожного хозяйства в 2018 году на сумму 16 млн. руб. (мостов ПК 20-500, ПК 54-700, на автомобильной дороге « пос. Шахтинский - р.п. Софийск » 4 - 5 категории, капитальный ремонт автомобильных дорог «р.п.Чегдомын-п.Шахтинский» ПК 15 - ПК 73», «п.Шахтинский-р.п.Софийск» ПК 3 - ПК 90»). Ремонт и содержание сложных автодорог от п. Чегдомын до п. Софийск для осуществления движения автотранспорта без поддержки краевых средств не возможно. Основные поступления финансовых средств в муниципальный дорожный фонд Верхнебуреинского муниципального района формируются от акцизов на автомобильный бензин, дизельное топливо и моторные маслапроизводимых на территории Российской Федерации. В соответствии с Бюджетным и Налоговым кодексом Российской Федерации, Правительством Хабаровского края установлены нормативы ставок отчислений от акцизов в дорожные фонды муниципальных образований. Поступление налогов в дорожный фонд района составило: в 2015 г. - 6,63 млн. руб., в 2016 г. - 8,6 млн. руб., в 2017 г. - 5, 3 млн. руб., что составляет от 2 % до 4 % средств от требуемой суммы на выполнение обязательств по содержанию, капитальному ремонту и ремонту объектов дорожного хозяйства: автомобильных дорог «р.п.Чегдомын-п.Шахтинский», «п.Шахтинский-р.п.Софийск».
В письменных возражениях администрация Верхнебуреинского муниципального района от 07.11.2017 на административное исковое заявление изложены аналогичные основания, по которым, считают, в удовлетворении исковых требований следует отказать (л.д. 24-28).
Изучив материалы дела, выслушав объяснения участников процесса, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частью 1 ст. 39 КАС РФ прокурор наделен правом обращения в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Из материалов дела следует, что согласно акту от 06.10.2017, составленному заместителем прокурора Верхнебуреинского района Батраком А.Н. с участием государственного инспектора ДН ОГИБДД ОМВД России по Верхнебуреинскому району ФИО4, проведено обследование участка автомобильной дороги «Чегдомын-Шахтинский», обслуживаемого администрацией Верхнебуреинского муниципального района в ходе которых выявлены недостатки в содержании улично-дорожной сети, затрудняющие движение транспортных средств, с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью, а также отсутствуют дорожные знаки, а именно:
- п. Чегдомын-с. Шахтинское от 51°08/41// северной широты 133°02/30// восточной долготы до 51°37/ 31// северной широты 133°15/51// восточной долготы: на всем протяжении автомобильной дороги отсутствуют информационные дорожные знаки 6.13 «Километровый знак», чем нарушен п. 5.7.15 ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» и п. 4.1 ГОСТ Р 50597-93 «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения»;
- п. Чегдомын-с. Шахтинское 51 08 41 северной широты 133° 02/ 30// восточной долготы: отсутствуют дорожные знаки 5.25 «Начало населенного пункта», 5.26 «Конец населенного пункта», чем нарушен ГОСТ Р 50597-93. С правой стороны по ходу движения отсутствует дорожные ограждения чем, нарушена гл. 8 ГОСТ Р 52289-2004;
- п. Чегдомын-с. Шахтинское 51° 09/10// северной широты 133°02/38// восточной долготы: поврежден дорожный знак приоритета 2.33 «Примыкание к второстепенной дороги», чем нарушены п.п. 4.1.2, 4.1.5 ГОСТ Р 50597-93;
- п. Чегдомын-с. Шахтинское 51°09/17// северной широты 133°02/36//восточной долготы: наличие посторонних предметов (кучи) на проезжей части автомобильной дороги, чем нарушена гл. 3 ГОСТ Р 50597-93;
- п. Чегдомын-с. Шахтинское, мостовое сооружение через ручей «Сатанка» 51°11/ 07// северной широты 133°00/07// восточной долготы: неудовлетворительное состояние мостового сооружения, а именно: наличие повреждения элементов дорожных ограждений мостового сооружения, имеется обвал грунтовой обочины, на проезжей части мостового сооружение наличие ямы, не обеспечена видимость дорожных мостовых сооружений (закрыты зелеными насаждениями), чем нарушены ГОСТ Р 50597-93 и гл. 8 ГОСТ Р 52289-2004;
- п. Чегдомын-с. Шахтинское мостовое сооружение через р.Ургал 51°11/10// северной широты 133° 59/ 53// восточной долготы: неудовлетворительное состояние мостового сооружения, а именно: наличие сгнившего настила на проезжей части автомобильной дороги, отсутствуют секции перил дорожных ограждений мостового сооружения, не обеспечена видимость дорожных ограждений, чем нарушены п.п. 3, 4 ГОСТ Р 50597-93 и гл. 8 ГОСТ Р 52289-2004;
- п. Чегдомын-с. Шахтинское (правобережный разрез АО «Ургалуголь) 51 11/26// северной широты 132° 59/43// восточной долготы: отсутствие знаков приоритета 2.4 «Уступите дорогу», 2.1 «Главная дорога» в необходимых местах, чем нарушены п. 4 ГОСТ Р 50597-93 и п.п. 5.3.2, 5.3.6 ГОСТ Р 52289-2004;
- п. Чегдомын - с. Шахтинское в районе ключа 51°11 39// северной широты 132°59/28//восточной долготы: на проезжей части автомобильной дороги наличие ямы длиной - 60 см, глубиной - 701 см, шириной - 20 см, чем нарушен п. 3 ГОСТ Р 50597-93;
- п. Чегдомын - с. Шахтинское 51°13 327//северной широты 132° 59/28// восточной долготы: нарушены требования в установке дорожного знака 1.20.1 «Сужение дороги», неудовлетворительное состояние обочин, наличие ям на проезжей части в результате чего образовался застой воды, чем нарушены п. 3 ГОСТ Р 50597-93 и п. 5.1.5 ГОСТ Р 52289-2004;
- п. Чегдомын-с. Шахтинское мостовое сооружение р. Таланжа 51 137/52// северной широты 132 597/46// восточной долготы: неудовлетворительное состояние проезжей части автомобильной дороги, наличие ям, отсутствие перильных секции, отсутствие дорожных ограждений мостового сооружения, отсутствие дорожных знаков 2.7 «Преимущество перед встречным движением», 2.6 «Преимущество встречного движения», чем нарушены п.п. 3, 4 ГОСТ Р 50597-93;
- п. Чегдомын - с. Шахтинское 51° 14 33/; северной широты 132° 59/ 45// восточной долготы: Нарушены требования в установке дорожных знаков 1.20.1 «Сужение дороги», 1.11.1 «Опасный поворот», неудовлетворительное состояние обочин, чем нарушены п.п. 3, 4 ГОСТ Р 50597-93 и п. 5.1.5 ГОСТ Р 52289-2004;
- п. Чегдомын-с. Шахтинское 51°16/53//северной широты 133°00/09//восточной долготы: нарушены требования в установке дорожных знаков 1.20.1 «Сужение дороги», 1.11.2 «Опасный поворот», неудовлетворительное состояние обочин, не обеспечена видимость дорожных знаков, чем нарушены п.п. 3, 4 ГОСТ Р 50597-93 и п.п. 4.3, 5.1.4, 5.1.5 ГОСТ Р 52289-2004;
- п. Чегдомын-с. Шахтинское 51° 17/ 17// северной широты 132° 59/ 40//восточной долготы: неудовлетворительное состояние проезжей части (наличие ям), обочин, чем нарушен п. 3 ГОСТ Р 50597-93;
- п. Чегдомын-с. Шахтинское от 51°17/43// северной широты 132°59/51//восточной долготы до 51° 17/ 48//; северной широты 133°00/00// восточной долготы: на всем протяжении участка автодороги неудовлетворительное состояние проезжей части (наличие ям), обочин, чем нарушен п. 3 ГОСТ Р 50597-93;
- п. Чегдомын-с. Шахтинское мостовое сооружение р. Иерохан 51°23/58//северной широты 133 05/42// восточной долготы: не обеспечена видимость дорожных ограждений (закрыты зелеными насаждениями), чем нарушены п. 3 ГОСТ Р 50597-93 и п.п. 4.3, 5.1.4 ГОСТ Р 52289-2004;
- п. Чегдомын-с. Шахтинское мостовое сооружение р.Аланжа 51 26/44//северной широты 133°10/03//восточной долготы: неудовлетворительное состояние проезжей части автомобильной дороги, наличие ям, отсутствие перильных секции, отсутствие дорожных ограждений мостового сооружения, отсутствие дорожных знаков 2.7 «Преимущество перед встречным движением», 2.6 «Преимущество встречного движения», чем нарушены п.п. 3, 4 ГОСТ Р 50597-93;
- п. Чегдомын-с. Шахтинское от 51° 27/ 41// северной широты 133 10/23// восточной долготы до 51 27/50// северной широты 133 10/22//восточной долготы: на всем протяжении участка автомобильной дороги наличие земляного бруствера, чем нарушен п. 3 ГОСТ Р 50597-93;
- п. Чегдомын-с. Шахтинское мостовое сооружение р. Шурвалах 51 29/17// северной широты 133 09/52// восточной долготы: нарушены требования в эксплуатации лафета мостового сооружения (завышение над проезжей частью автодороги), чем нарушен п. 3 ГОСТ Р 50597-93;
- п. Чегдомын-с. Шахтинское от 51°34/16//; северной широты 133 16/10// восточной долготы до 51 35/00//северной широты 133°16/45// восточной долготы: на протяжении всего участка неудовлетворительное состояние проезжей части обочин, чем нарушен п. 3 ГОСТ Р 50597-93;
- п. Чегдомын-с. Шахтинское 51 33/14// северной широты 133 16/42//восточной долготы: нарушены требования в установке дорожных знаков 2.6 «Преимущество встречного движения», 1.20.1 «Сужение дороги», неудовлетворительное состояние проезжей части, обочин, чем нарушены п.п. 3, 4 ГОСТ Р 50597-93 и п.п. 4.3, 5.1.5 ГОСТ Р 52289-2004;
- п. Чегдомын-с. Шахтинское 5136/42//; северной широты 133 16/31//восточной долготы: повреждение грунтового покрытия автомобильной дороги, в результате чего образовалась яма, чем нарушен п. 3 ГОСТ Р 50597-93;
- п. Чегдомын-с. Шахтинское 51°36/46//северной широты 133°16/27//восточной долготы: повреждение грунтового покрытия автомобильной дороги, в результате чего образовалась яма, чем нарушен п. 3 ГОСТ Р 50597-93;
- п. Чегдомын - с. Шахтинское 51°36/46// северной широты 133°16/28// восточной долготы: повреждение лежневки, чем нарушен п. 3 ГОСТ Р 50597-93;
- п. Чегдомын-с. Шахтинское 51°36/47// северной широты 133°16/26// восточной долготы: повреждение грунтового покрытия автомобильной дороги, в результате чего образовалась яма, чем нарушен п. 3 ГОСТ Р 50597-93;- п. Чегдомын-с. Шахтинское 51°37/13// северной широты 133°16/06// восточной долготы: повреждение грунтового покрытия автомобильной дороги, в результате чего образовалась яма, чем нарушен п. 3 ГОСТ Р 50597-93.
Согласно акту от 10.10.2017, составленному государственным инспектором ДН ОГИБДД ОМВД России по Верхнебуреинскому району капитаном полиции Куркиной Я.В. совместно с зам прокурора Верхнебуреинского района Батрак А.Н на основании требования прокуратуры от 25.09.2017 г. № 899 ж-2015, в 12 часов 00 минут 10.10.2017г. проведено обследование участка автомобильной дороги общего пользования сообщением с. Шахтинское - п. Софийск, обслуживаемого администрацией Верхнебуреинского муниципального района. В ходе проверки выявлены недостатки в содержании улично-дорожной сети, а именно:
- от ПК 0 до ПК 169: на всем протяжении автомобильной дороги отсутствуют информационные дорожные знаки 6.13 «Километровый знак», чем нарушен п. 5.7.15 ГОСТР 5289-2004 «Технические средства организации движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», п.4.1 ГОСТ Р50597-93 «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения»;
- ПК 3284, 3228, 3456, 3284, 3729, 3844, 3895,4293, 4448, 4821, 4846, 5206, 5221, 52, 46, 5102, 5415, 5430, 5437, 3284, 5460, 5172, 3284, 5503, 5529, 2852, 6050, 6265, 6530, 6673, 6925, 6989, 7045, 7498, 7584, 7643, 7685, 7841, 8053, 8291, 8355, 8405, 8722, 8937, 9140, 9387, 9481, 1512, 2723: наличие выбоин, ям, в результате чего образовался застой воды, завышение лафета по отношению к грунтовому покрытию проезжей части автодороги, чем нарушен п. 3 ГОСТ Р50597-93 «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения»;
- ПК 8080, 6507: завышение лафера по отношению к грунтовому покрытию проезжей части автодороги, чем нарушен п. 3 ГОСТ Р 50597-93 «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения»;
- ПК 8310, 5729, 4686, 5061, 1578, 1644, 2463: повреждение настила на проезжей части лежневки, обвал обочин, наличие на проезжей части автодороги бруствера, чем нарушен п. 3 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому обеспечения безопасности дорожного движения»;
- ПК 1231, 1272, 1418, 1721: наличие на проезжей части автодороги бруствера, чем нарушен п. 3 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому обеспечения безопасности дорожного движения»;
- ПК 4927, 5139, 5812: отсутствуют дорожные ограждения мостового сооружения, чем нарушена гл. 8 ГОСТ Р 5289-2004 «Технические средства организации движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств»;
- ПК 6648: на проезжей части автомобильной дороги наличие сгнившего деревянного настила, чем нарушен п. 3 ГОСТ Р 50597-93 «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения»;
- ПК 2081: наличие ямы на проезжей части, чем нарушен п. 3 ГОСТ Р 50597-93 «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» п. 5.1.5 ГОСТ Р 5289-2004 «Технические средства организации движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств»;
- ПК 4119: неудовлетворительное состояние дорожного знака (изогнут) 1.14 «Крутой подъем», чем нарушен п.4 ГОСТ Р 50597-93 «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения»;
- ПК 813, 874: нарушены требования в установке дорожных знаков 1.12.2 «Опасные повороты», наличие ржавчины, чем нарушен п. 4 ГОСТ Р 50597-93 «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» п. 5.1.5 ГОСТ Р 5289-2004 «Технические средства организации движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств»;
- ПК 936: неудовлетворительное состояние дорожного знака наличие ржавчины 1.11.2 «Опасный поворот», чем нарушен п. 4 ГОСТР50597-93 «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (л.д. 17-20).
В силу с ч. 2 ст. 12 ФЗ № 196 обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии с требованиями ч. 4. ст. 6 Федерального закона № 196-ФЗ, органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципального образования.
Пунктом 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Орган местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеет, пользуется и распоряжается муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (статья 51 Закона № 131-ФЗ).
Постановлением главы Верхнебуреинского муниципального района от 19.06.2017 № 368 утверждена новая редакция муниципальной программы «Развитие дорожной сети Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края на 2014-2020 годы» (л.д. 82-85).
Согласно муниципальному контракту № 3/2 от 20.01.2017, заключенному между администрацией Верхнебуреинского муниципального района (заказчик) и ООО «Снабстрой» (подрядчик), подрядчик принял на себя обязательства по выполнению работ по уборке наледей с проезжей части автомобильных дорог п. Чегдомын – п. Шахтинский, п. Шахтинский – п. Софийск. Цена контракта составила 99 588 руб. (л.д. 48).
Согласно муниципальному контракту №0122300026217000002-0197552-01 от 21.02.2017, заключенному между администрацией Верхнебуреинского муниципального района(заказчик) и ООО «Снабстрой» (подрядчик), подрядчик принял на себя обязательства по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения рп. Чегдомын - п. Шахтинский- рп. Софийск. Цена контракта составила 4 428 085 руб., источник финансирования – бюджет Верхнебуреинского муниципального района. Срок выполнения работ со дня заключения контракта до 31.12.2017 (л.д. 49-55).
Согласно муниципальному контракту №0122300026617000052-1097552-01 от 09.10.2017, заключенному между администрацией Верхнебуреинского муниципального района(заказчик) и ООО «Стройактив» (подрядчик), подрядчик принял на себя обязательства по капитальному ремонту моста № 8 автомобильной дороги п. Шахтинский – рп. Софийск ПК64+319. Цена контракта составила 148 685 руб. (л.д. 34).
Согласно муниципальному контракту №0122300026617000053-1097552-01 от 09.10.2017, заключенному между администрацией Верхнебуреинского муниципального района (заказчик) и ООО «Стройактив» (подрядчик), подрядчик принял на себя обязательства по техническому оснащению автомобильных дорог п. Чегдомын - рп. Софийск – п. Шахтинский, п. Шахтинский – рп. Софийск (установка дорожных знаков по предписаниям ОГИБДД). Цена контракта составила 220 202 руб. (л.д. 35).
Согласно муниципальному контракту № 23 от 28.09.2017, заключенному между администрацией Верхнебуреинского муниципального района (заказчик) и ООО «Центрстроймонтаж «Мастер» (подрядчик), Подрядчик принял на себя обязательства по ямочному ремонту асфальтобетонного покрытия участка дороги рп. Чегдомын-п. Шахтинский. Цена контракта составила 99 500 руб. (л.д. 36).
Согласно муниципальным контрактам № 0122300026617000031-0197552-01 от 15.08.2017 и № 0122300026617000030-0197552-01 от 15.08.2017, заключенных между администрацией Верхнебуреинского муниципального района (заказчик) и ООО «Дельта » (подрядчик), Подрядчик принял на себя обязательства по капитальному ремонту моста на автомобильной дороги п. Шахтинский – рп. Софийск ПК65+466 и ПК 61+432. Цена контракта составила 270 677,81 руб. и 689869,05 руб. соответственно (л.д. 37-38).
Согласно муниципальному контракту № 17 от 04.08.2017 заключенному между администрацией Верхнебуреинского муниципального района (заказчик) и ООО «Азимут» (подрядчик), Подрядчик принял на себя обязательства по обследованию, диагностике, паспортизации и разработке проекта организации дорожного движения автомобильной дороги рп. Чегдомын-п. - Шахтинский. Цена контракта составила 785 279 руб. (л.д. 39).
Согласно муниципальному контракту № 0122300026617000027-0197552-01 от 28.07.2017, заключенному между администрацией Верхнебуреинского муниципального района (заказчик) и ООО «Снабстрой» (подрядчик), Подрядчик принял на себя обязательства по ремонту участков автомобильных дорог рп. Чегдоиын п. Шахтинский ПК59-68, п. Шахтинский – рп. Софийск ПК 51-90. Цена контракта составила 2 020 800 руб., источник финансирования – бюджет Верхнебуреинского муниципального района. Срок выполнения работ со дня заключения контракта до 31.12.2017 (л.д. 40-46).
Согласно акту о приемке выполненных работ за июль 2017 года от 18.07.2017 субподрядчиком ООО «Снабстрой» выполнены работы: исправление профиля оснований щебеночных с добавлением нового материала и исправление профиля оснований щебеночных без добавления нового материала. Сумма затрат по акту составила 2 198 328 руб. (л.д. 61-62).
Согласно платежному поручению от 01.08.2017 № 755840 субподрядчику ООО «Снабстрой» перечислено 2 198 328 руб. (л.д. 58).
Согласно акту о приемке выполненных работ за март 2017 года от 15.03.2017 субподрядчиком ООО «Снабстрой» выполнены работы: очистка обочин от снега, распределение твердых хлоридов, использование песка, дорожных машин. Сумма затрат по акту составила 38 190 руб. (л.д. 67-68).
Согласно акту о приемке выполненных работ за март 2017 года от 15.03.2017 субподрядчиком ООО «Снабстрой» выполнены работы: рыхление и разработка грунта с перемещением до 10 м.; установка элементов каркаса; устройство заборов и щитов; разработка вечномерзлых грунтов ям. Сумма затрат по акту составила 3321 531 руб. (л.д. 71-73).
Согласно платежному поручению от 07.04.2017 № 378649 субподрядчику ООО «Снабстрой» перечислено 321 531 руб. (л.д. 69).
Согласно акту о приемке выполненных работ за сентябрь 2017 года от 27.09.2017 субподрядчиком ООО «Снабстрой» выполнены работы: разработка грунта с погрузкой на автомобили самосвалы; перевозка грунтов, планировка площадей, уплотнение грунта, разработка продольных водоотводных и нагорных канав; переправа на пароме. Сумма затрат по акту составила 2 020 800 руб. (л.д. 76-78).
Согласно платежному поручению от 17.07.2017 № 136 субподрядчику ООО «Снабстрой» перечислено 2 105 000 руб. (л.д. 74).
В соответствии с ч. 1. ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог и улиц, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, установлены государственным стандартом «ГОСТ Р 50597-93. Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержден и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 № 221-ст (далее - ГОСТ Р 50597-93).
Пунктом 3 ГОСТ Р 50597-93 Требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов.
В соответствии с требованиями п. 3.1.1 ГОСТ Р 50597-93 покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств, с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.
Пунктом 4 ГОСТ Р 50597-93 установлены требования к техническим средствам организации дорожного движения и оборудованию дорог и улиц
Требования предъявляемые к дорожным знакам изложены в п. 4.1 ГОСТ Р 50597-93.
Согласно п.п. 4.1.2, 4.1.5 ГОСТ Р 50597-93 поверхность знаков должна быть чистой, без повреждений, затрудняющих их восприятие; замену или восстановление поврежденных дорожных знаков (кроме знаков приоритета 2.1 -2.7) следует осуществлять в течение 3 суток после обнаружения, а знаков приоритета - в течение суток.
Из п. 4.4.3 ГОСТ Р 50597-93 следует, что поврежденные элементы ограждений подлежат восстановлению или замене в течение 5 суток после обнаружения дефектов.
Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 N 120-ст утвержден и введен в действие «ГОСТ Р 52289-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» (далее - ГОСТ Р 52289-2014).
В силу п. 4.3 ГОСТ Р 52289-2014 знаки и светофоры (условные обозначения - по таблице АЛ Приложения А) размещают таким образом, чтобы они воспринимались только участниками движения, для которых они предназначены, и не были закрыты какими-либо препятствиями (рекламой, зелеными насаждениями, опорами наружного освещения и т.п.), обеспечивали удобство эксплуатации и уменьшали вероятность их повреждения.
Согласно п.п. 5.1.4, 5.1.5 ГОСТ Р 52289-2004 расстояние видимости знака должно быть не менее 100 м, знаки устанавливают справа от проезжей части или над нею, вне обочины (при ее наличии), за исключением случаев, оговоренных настоящим стандартом, а также справа от велосипедной или пешеходной дорожки или над ними.
В соответствии с п.п. 5.3.2, 5.3.6 ГОСТ Р 52289-2014 знак 2.1 «Главная дорога» устанавливают в начале участка дороги с преимущественным правом проезда нерегулируемых перекрестков.
Вне населенных пунктов знак 2.1 с табличкой 8.13. устанавливают предварительно на расстоянии 150 - 300 м до перекрестка и перед перекрестком.
Знак 2.4 «Уступите дорогу» применяют для указания того, что водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по пересекаемой дороге, а при наличии таблички 8.13 - транспортным средствам, движущимся по главной дороге.
Знак устанавливают непосредственно перед выездом на дорогу в начале кривой сопряжения, по которой знаками 2.1 или 2.3.1-2.3.7 предоставлено преимущественное право проезда данного перекрестка, а также перед выездами на автомагистраль.
Знак устанавливают перед выездами с грунтовых дорог на дорогу с твердым покрытием, а также в местах выезда на дорогу с прилегающих территорий, если признаки примыкающих дорог могут неоднозначно распознаваться водителями транспортных средств, выезжающих на главную дорогу в светлое и темное время суток.
Знак 2.4 устанавливают предварительно с табличкой 8.1.1 на дорогах вне населенных пунктов, за исключением грунтовых дорог, на расстоянии 150 - 300 м до перекрестка, если перед перекрестком установлен знак 2.4, или с табличкой 8.1.2, если перед перекрестком установлен знак 2.5.
Согласно п. 5.7.15 ГОСТ Р 52289-2014 знак 6.13 «Километровый знак» применяют для указания расстояния от места его установки до начального иликонечного пункта дороги и устанавливают через 1 км.
Пунктом 8 ГОСТ Р 52289-2014 установлены правила применения дорожных ограждений и направляющих устройств.
В силу с ч. 2 ст. 12 ФЗ № 196 обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Исходя из норм права, бремя финансирования всех мероприятий по содержанию дорожной деятельности, в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации возложено на муниципальное образование и осуществляется за счет применяемого с этой целью бюджета города.
Из анализа приведенных норм следует, что административный ответчик не в полном объеме принял меры, направленные на приведение автомобильных дорог «Чегдомын-Шахтинский» и «Шахтинский-Софийск» в соответствии требованиями вышеуказанных ГОСТов, ограничению движения на указанных автодорогах.
Выявленные нарушения в части неисполнения ГОСТов при содержании автомобильных дорог свидетельствуют о бездействии административного ответчика, что, как следствие, влечет их обязанность привести автомобильные дороги в соответствие с ГОСТами.
Нарушения требований вышеуказанных ГОСТов создают условия опасности дорожного движения на данных дорогах.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст. 178 ч. 2 КАС РФ при принятии решения суд при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.
Исходя из объема работ, необходимых для устранения выявленных нарушений, характера этих работ, с учетом времени года и климатических условий для осуществления данных работ по содержанию автомобильных работ, суд считает, что срок для исполнения решения суда следует установить до 01.11.2018 г.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, ст. 226-227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Верхнебуреинского района Хабаровского края в защиту интересов неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия органов местного самоуправления удовлетворить.
Признать незаконными бездействия администрации Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края по неисполнению требований ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» при содержании автомобильных дорог «рп. Чегдомын – п. Шахтинский», «п. Шахтинский – рп. Софийск».
Обязать администрацию Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края привести автомобильные дороги «рп. Чегдомын – п. Шахтинский», «п. Шахтинский – рп. Софийск» в соответствие с ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» в срок до 01 ноября 2018 года и сообщить об исполнении решения в суд.
Прокурору Верхнебуреинского района Хабаровского края сообщить в суд об исполнении решения суда в течение одного месяца со дня истечения установленного судом срока для его исполнения.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Верхнебуреинский районный суд Хабаровского края в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Резолютивная часть решения суда оглашена 30.11.2017 г.
Мотивированное решение суда изготовлено 05.12.2017 г.
Судья С.Н. Рамзина