ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-784/2021 от 05.08.2021 Благовещенского районного суда (Республика Башкортостан)

№ 2а-784/2021

УИД 03RS0033-01-2021-001359-98

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 августа 2021г. г. Благовещенск РБ

Благовещенский районный суд Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Хисматуллиной И.А.,

при ведении протокола секретарем Пичугиной Л.А.,

с участием представителя административного истца ст.помощника Благовещенского межрайонного прокурора Республики Башкортостан Чураева И.И., заинтересованных лиц Мараткановой (Первушиной) С.А., Петропавловской Ф.М., Брусковой (Шайхутдиновой) Д.Р., Шайхутдиновой Р.Р., Первушиной Ф.Н., Ломковой Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Благовещенского межрайонного прокурора Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского поселения город Благовещенск муниципального района Благовещенский район РБ о признании незаконным постановления в части установления сроков расселения граждан из аварийного жилья, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Благовещенский межрайонный прокурор Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации городского поселения город Благовещенск муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан о признании незаконным и отмене п.3 постановления главы городского поселения город Благовещенск муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ в части установления срока для расселения граждан из многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> 2026-2028г.г. Обязании администрацию городского поселения город Благовещенск муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан в разумные сроки провести мероприятия по сносу многоквартирного дома, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г.Благовещенск, ул.Ленина, д.92, а именно- в течении 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

В обоснование иска указано, что Благовещенской межрайонной прокуратурой в связи с поступившим обращением (ОГР-394-2021) от жителей многоквартирного дома, расположенного по адресу: РБ, <адрес>, проведен анализ нарушения жилищных прав граждан при расселении аварийного жилищного фонда, фактов нарушения сроков их расселения и сноса, предоставления взамен жилых помещений со строительными недостатками (дефектами), предложения необъективной выкупной стоимости жилья, ненадлежащего рассмотрения обращений граждан в данной сфере, работы межведомственных комиссий по признанию домов аварийным.

Установлено, что постановлением главы городского поселения г.Благовещенск муниципального района Благовещенский район РБ от ДД.ММ.ГГГГг. многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, РБ, признан аварийным, подлежащим сносу. Пунктом 3 названного постановления определен срок расселения граждан в 2026-2028 г.г.

Частью 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.

В силу приведенных норм, определение срока отселения физических и юридических лиц из многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока его сноса, относится к компетенции органа местного самоуправления, однако, исходя из ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, срок отселения и сноса аварийного дома должен быть разумным.

Как следует из п. 2 ч. 2 ст. 16 Федерального закона «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» от 21 июля 2007г. № 185-ФЗ в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения.

При этом исполнение органом местного самоуправления обязанностей, предусмотренных ст.ст. 2, 32 и 87 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае проживания граждан в домах, представляющих опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния не может быть поставлено в зависимость от включения данного дома в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилья и предоставления финансовой поддержки на переселение граждан.

Вышеизложенное в совокупности с выводами эксперта, угрозе самопроизвольного обрушения жилого дома свидетельствует о том, что дальнейшая его эксплуатация и проживание в нём граждан создает реальную опасность для их жизни и здоровья, а также для жизни и здоровья иных лиц (проходящих мимо, проживающих в соседних домах, а также лиц, которые по тем или иным причинам посетят указанный многоквартирный дом и др.), и с 2026 по 2028 г.г. могут произойти необратимые последствия.

Более того, разрушение жилого дома приведет к нарушению прав жильцов, имеющих право на получение возмещения за жилые помещения, принадлежащие им на праве собственности в указанном аварийном доме, в соответствии с положениями ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, решение главы городской администрации об установлении срока расселения жильцов анализируемого многоквартирного дома в 2026-2028 г.г. нарушает права граждан на благоприятную среду проживания, установленный срок расселения неоправданно велик, не отвечает принципу разумности, что создает реальную угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц.

По результатам проведенной проверки в адрес главы городского поселения г. Благовещенск муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан ДД.ММ.ГГГГг. внесено представление, по результатам рассмотрения которого органом местного самоуправления не приняты меры по устранению выявленных нарушений.

В данном случае установленный административным ответчиком срок в период с 2026 по 2028 г.г. является неразумным.

В судебном заседании представитель административного истца ст.помощник Благовещенского межрайонного прокурора РБ Чураев И.И. полностью поддержал исковые требования, по основаниям указанным в административном иске, просил удовлетворить, суду пояснил, что расселение жильцов аварийного дома не должно превышать срок 6 месяцев с момента принятия решения, поскольку дом в аварийном состоянии, есть угроза для жизни как проживающих в данном доме, так и третьих лиц. Проживание граждан в домах, представляющих опасность для жизни и здоровья человека, по причине его аварийного состояния не может быть поставлено в зависимость от включения данного дома в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилья и предоставления финансовой поддержки на переселение граждан. Административным ответчиком необходимо в кратчайшие сроки принять решение о возможности отселения жильцов данного аварийного дома в маневренный фонд.

Представитель административного ответчика Администрации городского поселения город Благовещенск муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан Метелева Е.В. просила в удовлетворении административного иска отказать, суду показала, что сроки расселения были определены с учетом того, что в указанные периоды будет возможно действовать региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанных аварийными после ДД.ММ.ГГГГ. Маневренный фонд в муниципальном образовании отсутствует, денежных средств, для выкупа, также не имеется. Полагает, что к указанному в постановлении сроку будет возможность расселить жильцов данного аварийного дома. Шестимесячный срок, который просит установить административный истец, полагают неразумным.

Заинтересованные лица Маратканова С.А., Петропавловская Ф.М., Шайхутдинова Р.Р. Брускова Д.Р., Первушина Ф.Н., Ломкова Л.В., поддержав заявленные требования, пояснили суду, что <адрес> является аварийным, был построен в 1917 году. Фундамент у дома отсутствует, крыша протекает, в квартирах пол проваливается, потолок обваливается, балки сгнили, в комнатах сыро, плесень. Дом рушится, а в доме проживают маленькие дети.

Заинтересованные лица Кислицина (Петропавловская) Л.А., Нигматуллина Р.Р. извещены о времени и месте судебного заседания, в суд не явились.

Суд, на основании ст. 150, ст. 152 КАС РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации также предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно части 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В силу части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

соблюдены ли сроки обращения в суд;

соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а)полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б)порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в)основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Как следует из материалов дела, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, 1917 года постройки, одноэтажный, состоит из пяти квартир, находящихся в собственности заинтересованных лиц.

На основании заключения межведомственной комиссии от 18 июля от ДД.ММ.ГГГГг. «Об оценке соответствия помещения требованиям, установленным в Положении о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» администрацией городского поселения город Благовещенск Муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан от т ДД.ММ.ГГГГг. принято постановление о признании жилого <адрес> Республики Башкортостан аварийным и подлежащим сносу и определении сроков расселения граждан, установлен срок в 2026-2028г.г.

ДД.ММ.ГГГГ в Благовещенскую межрайонную прокуратуру Республики Башкортостан поступило обращение (ОГР-394-2021) жителей многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> жалобой о длительности сроков расселения из аварийного жилого помещения и угрозой их жизни и здоровью.

В рамках рассмотрения обращения прокуратурой был проведен анализ нарушения жилищных прав граждан при расселении аварийного жилищного фонда, фактов нарушения сроков их расселения и сноса, предоставления взамен жилых помещений со строительными недостатками (дефектами), предложения необъективной выкупной стоимости жилья, ненадлежащего рассмотрения обращений граждан в данной сфере, работы межведомственных комиссий по признанию домов аварийным.

В ходе проведенной проверки, доводы, изложенные в жалобе подтвердились, по ее результатам в адрес главы городского поселения г. Благовещенск муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан ДД.ММ.ГГГГг. внесено представление с требованием устранить допущенные нарушения и сократить сроки расселения.

Из ответа на указанное представление следует, что аварийный многоквартирный жилой <адрес> не включен в Адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы, утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГг. , в связи с чем сократить сроки расселения не возможно.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания (часть 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Основания и порядок признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции определены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, в соответствии с которым определение срока отселения жильцов из многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является компетенцией органа местного самоуправления (пункт 49).

Между тем сроки расселения жильцов из аварийного и подлежащего сносу или реконструкции дома должны определяться исходя из фактического состояния здания, наличия опасности для жизни и здоровья граждан, а также отвечать требованиям разумности.

В этой связи, при установлении факта представления жилого помещения опасности для жизни и здоровья граждан по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, принятие мер по их расселению (в том числе предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания) не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока расселения из аварийного жилья, а также отсутствия должного финансирования.

Как следует из пункта 2 части 2 статьи 16 Федерального закона «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения.

При этом исполнение органом местного самоуправления обязанностей, предусмотренных статьями 2, 32 и 87 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае проживания граждан в домах, представляющих опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния не может быть поставлено в зависимость от включения данного дома в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилья и предоставления финансовой поддержки на переселение граждан.

Как установлено судом оспариваемое Постановление Администрации городского поселения город Благовещенск муниципального района Благовещенский район РБ от ДД.ММ.ГГГГг. о признании многоквартирного <адрес> аварийным с установлением сроков по расселению граждан 2026-2028 года принято по итогам рассмотрения заключения Межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от ДД.ММ.ГГГГг. .

Из заключения Межведомственной комиссии следует, что оно было принято по результатам технического паспорта на дом, результатов проведения обследований данного дома, проведенных в 2019 году ИП Биктимировой Л.И., и Акта обследования жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГг. .

Из Акта обследования жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГг. следует, что многоквартирный <адрес> является одно этажным, 1917 года постройки. Фундамент каменный бутовый. Массовые прогрессирующие сквозные трещины на всю высоту здания, значительное выпирание грунта, прогиб стены больше 0,02 её длины, износ 75%. Стены деревянные рубленые. Конструкция расстроена, стены повсеместно повреждены грибком и жучком, износ 75%. Перекрытия деревянные. Балки имеют заметные прогибы, на древесине массовые поражения гнилью и жучком, быстроразвивающиеся опасные деформации, износ 75%. Крыша железная. Массовое разрушение кровли, большое количество заплат из рулонных материалов, отсутствие части настенных желобов и свесов, износ 75%. Полы деревянные дощатые. Полы на грани разрушения, которое местами уже началось, износ 75%. Проемы из оконных ординаторных блоков. Оконные переплеты, коробка и подоконная доска полностью поражены жучком и гнилью, створки не открываются или выпадают, все сопряжения нарушены, износ 75%. На основании результатов выполненного обследования основных несущих и ограждающих конструкций жилого дома, сделан вывод о том, что величина общего физического износа конструкции на предмет его эксплуатационной надежности составляет 75%, что характеризует техническое состояние жилого дома, общей площадью 225,8 кв.м. в целом как «аварийное состояние», т.е. – является непригодным для постоянного проживания.

Как следует из Заключения об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания в многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или рекомендации от ДД.ММ.ГГГГ, по результатам рассмотренных документов Межведомственная комиссия муниципального района Благовещенский район РБ приняла решение признать многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> аварийным и подлежащим сносу.

В соответствии с Заключением по результатам технического обследования строительных конструкций жилого дома расположенного по адресу: <адрес>, выполненного ИП Биктимировой Л.И. от ДД.ММ.ГГГГг., техническое состояние несущих строительных конструкций следующее:

-конструкция фундамента – аварийное,

-конструкция стен-аварийное,

-конструкция перекрытия и покрытия-аварийное

-конструкция крыши-аварийное

Техническое состояние строительных конструкций жилого дома, расположенного по адресу <адрес> целом квалифицируется как аварийное.

В связи с тем, что техническое состояние несущих конструкций классифицируется как аварийное, жилой дом не пригоден для дальнейшего проживания.

Величина физического износа здания по состоянию еще на август 2020 года составляло 75 %, что характеризует его техническое состояние как «неудовлетворительное».

Вышеизложенное в совокупности с выводами экспертов свидетельствует о том, что дальнейшая его эксплуатация и проживание в нём граждан создает реальную опасность для их жизни и здоровья, а также для жизни и здоровья иных лиц (проходящих мимо, проживающих в соседних домах, а также лиц, которые по тем или иным причинам посетят указанный многоквартирный дом и др.), и до 2026 - 2028 годов могут произойти необратимые последствия.

Более того, разрушение рассматриваемого дома приведет к нарушению прав жильцов, имеющих право на получение возмещения за жилые помещения, принадлежащие им на праве собственности в указанном аварийном доме, в соответствии с положениями статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, решение главы Администрации муниципального района Благовещенский район об установлении срока расселения жильцов многоквартирного дома, расположенного по адресу <адрес> - в 2026- 2028 годах нарушает права граждан на благоприятную среду проживания, установленный срок расселения неоправданно велик, не отвечает принципу разумности, что создает реальную угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц.

Оценив представленные доказательства в их совокупности, исходя из конкретных обстоятельств дела, суд приходит к выводу о незаконности и необоснованности установленного срока расселения жильцов в период 2026-2028 года, поскольку данный срок нарушает принципы разумности, поскольку аварийным дом представляет угрозу для жизни и безопасности людей, решение о дальнейшем использовании аварийного и непригодного для проживания жилья, сроках отселения физических лиц должно приниматься в возможно короткий разумный срок. В данном случае установленный административным ответчиком срок расселения в 2026-2028 годах является не разумным. Указанные сроки расселения жильцов аварийного дома грубо нарушают права, как самих жильцов, так и иных граждан (прохожих, сотрудников скорой помощи, органов правопорядка и др.), поскольку угроза обрушения здания, угроза жизни и здоровья граждан сохраняется.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в ответе на вопрос №3 Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 2 квартал 2009 года, утвержденного Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 сентября 2009 года, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома и суд может обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, требование прокурора о сроке расселения граждан из многоквартирного дома по адресу <адрес> течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда является обоснованным.

Учитывая высокую вероятность обрушения жилого дома при прогрессирующем увеличении скорости осадков фундамента, наряду с сокращением срока расселения граждан, имеется необходимость в установлении разумных сроков для проведения мероприятий по сносу указанного жилого дома.

Административным ответчиком в нарушение статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не представлено доказательств в подтверждение наличия оснований для установления срока по расселению дома в 2026-2028 годах.

В соответствии с частью 9 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

Признание незаконным пункта 3 Постановления Главы Администрации городского поселения город Благовещенск муниципального района Благовещенский район РБ от ДД.ММ.ГГГГ в части установления срока для проведения мероприятий по расселению граждан из многоквартирного <адрес> РБ в 2026-2028 годах – налагает на Администрацию городского поселения город Благовещенск муниципального района Благовещенский район РБ обязанность по устранению допущенных нарушений, а именно, обязанность установления разумных сроков для проведения мероприятий по расселению граждан из многоквартирного <адрес> РБ, а именно – в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

Согласно частям 1 и 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, при этом обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

В нарушение указанных требований ответчиком не представлено объективных и допустимых доказательств законности своего бездействия в части заявленных требований, в связи с чем, исковые требования подлежат удовлетворению.

Доводы Администрации городского поселения город Благовещенск муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан о том, что они являются ненадлежащим ответчиком, суд находит не состоятельными, поскольку указанные обязанности возложены на них в силу закона.

Доводы Администрации о том, что аварийный многоквартирный жилой <адрес> е включен в Адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы, утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГг. , в связи с чем сократить сроки расселения невозможно судом отклоняются поскольку исполнение органом местного самоуправления обязанностей, предусмотренных ст.ст. 2, 32 и 87 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае проживания граждан в домах, представляющих опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния не может быть поставлено в зависимость от включения данного дома в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилья и предоставления финансовой поддержки на переселение граждан.

Доводы Администрации об отсутствии должного финансирования и маневренного фонда также отклоняются, поскольку, отсутствие в муниципальной собственности жилых помещений маневренного фонда и должного финансирования при наличии реальной угрозы для жизни и здоровья проживающих в многоквартирном доме лиц не может являться основанием для признания действий администрации муниципального образования правомерными.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.175-180,227КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Благовещенского межрайонного прокурора Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского поселения город Благовещенск муниципального района Благовещенский район РБ о признании незаконным постановления в части установления сроков расселения граждан из аварийного жилья, возложении обязанности, удовлетворить.

Признать незаконным и отменить пункт 3 постановления главы городского поселения г.Благовещенск муниципального района Благовещенский район РБ от ДД.ММ.ГГГГг. в части установления срока расселения граждан из многоквартирного дома, расположенного по адресу <адрес> 2026-2028г.г.

Обязать администрацию городского поселения город Благовещенск муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан установить разумный срок расселения жильцов дома, расположенного по адресу <адрес>, не превышающий 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Верховный Суд Республики Башкортостан путем подачи жалобы через Благовещенский районный суд Республики Башкортостан.

Судья И.А.Хисматуллина

Решение12.08.2021