Дело №а-7859/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 декабря 2016 г. <адрес>
Центральный районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Костюченко С.А.,
с участием истца ФИО2,
представителя ответчика ФИО5, действующей на основании доверенности № ДД.ММ.ГГГГ-706 от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя заинтересованного лица ФИО10, действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
при секретаре ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Администрации <адрес> об оспаривании решения
,
у с т а н о в и л:
Административный истец ФИО2 обратился в суд с иском к административному ответчику администрации <адрес> об оспаривании решения, ссылаясь на то, что с ДД.ММ.ГГГГФИО2 проживает совместно с Салаховой (до брака ФИО11) К.Р. в квартире, принадлежащей на праве собственности его отцу ФИО7, по адресу: <адрес>. ФИО8ДД.ММ.ГГГГ подарила по договору дарения своему отцу ФИО9 долю в размере 1/3 в праве общей собственности на квартиру общей площадью 59,6 кв.м., в том числе жилой площадью 41,6 кв.м., находящейся по адресу: <адрес>,
район имени Лазо, <адрес>; условный №. ДД.ММ.ГГГГФИО2 я подарил по договору дарения своему отцу ФИО7 долю в размере ? праве собственности на квартиру общей площадью 69,1 кв. м., в том числе жилой площадью 43,1 кв.м., находящееся по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ между ФИО2 и Салаховой (ФИО11) К.Р. заключен брак, от брака имеется дочь ФИО1. ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Постановлением Администрации <адрес>№ его семья составом из трех человек признана нуждающейся в жилом помещении на основании п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного Кодекса РФ. ДД.ММ.ГГГГФИО2 подано заявление в Администрацию <адрес> о включении его и семьи в список граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса в рамках программы «Жилье для российской семьи» на территории <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ письмом Администрации <адрес>ФИО2 уведомлен о том, что Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ принято решение об отказе во включении нашей семьи в список граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса в рамках программы «Жилье для российской семьи» на территории <адрес> по основанию, предусмотренному п. 12.3 Порядка проверки органами местного самоуправления соответствия граждан-заявителей установленным категориям граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса в рамках программы «Жилье для российской семьи» на территории <адрес>, и формирования органами местного самоуправления списков граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса в рамках программы «Жилье для российской семьи». Пунктом 12.3 Порядка, основанием для принятия органом местного самоуправления решения об отказе во включении гражданина-заявителя в список граждан является несоответствие гражданина-заявителя установленным категориям граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса на территории края в рамках Программы на территории края. В соответствии с п. 7 ч. 1 Перечня категорий граждан, право на приобретение жилья экономического класса в рамках программы «Жилье для российской семьи» на территории <адрес> имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории края, из числа граждан, относящихся к категориям граждан, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О некоторых вопросах реализации Федерального закона «О содействии развитию жилищного строительства» в части обеспечения отдельных категорий граждан на приобретение жилья экономического класса» и не включенных в списки, утвержденные в соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N° 264 «О формировании списков граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса, построенного или строящегося на земельных участках Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства, переданных в безвозмездное пользование или аренду для строительства жилья экономического класса, для комплексного освоения территории, в рамках которого предусматривается в том числе строительство жилья экономического класса». Семья ФИО2 не включена в списки, утвержденные в соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, и при этом относится одновременно к двум категориям граждан, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№: а) граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации, а также граждане, признанные нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по указанным основаниям, но не состоящие на таком учете; д) граждане, имеющие 1 ребенка и более, при этом возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет. Кроме того, в основания для отказа нашей семье на участие в Программе Администрация ссылается на п. 5 Перечня категорий граждан, согласно которому не могут претендовать на участие в Программе граждане и члены их семьи, совершившие действия. повлекшие намеренное ухудшение жилищных условий в течение двух предшествующих лет до даты подачи документов в органы местного самоуправления для участия в Программе. Под ухудшением жилищных условий признано совершение действий по отчуждению жилого помещения в пользу третьих лиц, в результате которых обеспеченность общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи уменьшилась. Полагает, что стороной административного ответчика не правильно истолкованы нормы действующего жилищного законодательства, учитывая тот факт, что Договоры дарения долей были заключены ФИО2 и ФИО8 еще до заключения нашего брака в марте-апреле 2015 г., то есть на тот момент они не относились к установленным ст. 49 ЖК РФ категориям граждан, которые имеют право состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. После заключения брака и рождения ребенка наша семья ДД.ММ.ГГГГ была признана Администрацией <адрес> нуждающейся в жилых помещениях на основании п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного Кодекса РФ, тем самым Администрация <адрес> подтвердила отсутствие в действиях членов нашей семьи признаков намеренного ухудшения своих жилищных условий. После признания его семьи нуждающейся в жилых помещениях, никаких действий по намеренному ухудшению жилищных условий семьей ФИО2 также на совершалось. Считает, что отказ Администрации <адрес> во включении нашей семьи в список граждан, имеющих право участие в Программе по основанию, предусмотренному абз. 3 п. 5 Перечня категорий граждан, является незаконным. Просит суд с учетом уточнений к исковому заявлению отменить Постановление Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ в части отказа во включении семьи из трех человек (муж - ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р.; жена - ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р.; дочь - ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р.) в список граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса в рамках программы «Жилье для российской семьи» на территории <адрес>. Обязать Администрацию <адрес> устранить указанные нарушения путем включения семьи из трех человек (муж - ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р.; жена - ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р.; дочь - ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. ) в список граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса в рамках программы «Жилье для российской семьи» на территории <адрес>, обратив решение к немедленному исполнению.
В судебном заседании административный истец ФИО2 исковые требования поддержал в полном объеме, подтвердил изложенное в административном исковом заявлении.
В судебном заседании представитель административного ответчика ФИО5 исковые требования не признала, ссылаясь на основания и доводы, изложенные в отзыве.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица ФИО10 разрешение требований административного истца оставила на усмотрение суда, подтвердила изложенное в отзыве.
Выслушав пояснения сторон, представителя заинтересованного лица, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждена государственная программа Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О некоторых вопросах реализации программы «Жилье для российской семьи» в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» утверждены основные условия и меры реализации программы «Жилье для российской семьи».
В соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О некоторых вопросах реализации Федерального закона «О содействии развитию жилищного строительства» в части обеспечения права отдельных категорий граждан на приобретение жилья экономического класса» право на приобретение жилья экономкласса имеют, в том числе, граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а также граждане, признанные нуждающимися в жилье на основании ст. 51 ЖК РФ, но не состоящие на таком учете.
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О некоторых вопросах реализации программы «Жилье для российской семьи" в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», в целях реализации на территории <адрес> программы «Жилье для российской семьи» в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», а также развития на территории <адрес> строительства жилья экономического класса и создания благоприятных условий для приобретения доступного жилья вынесено постановление <адрес> «О реализации на территории <адрес> программы «Жилье для Российской семьи» в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ№-пр.
Согласно постановлению <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-пр, утвержден перечень категорий граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса в рамках программы «Жилье для российской семьи» на территории <адрес>, а также Порядок проверки органами местного самоуправления соответствия граждан-заявителей установленным категориям граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса в рамках программы «Жилье для российской семьи» на территории <адрес>, и формирования органами местного самоуправления списков граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса в рамках программы «Жилье для российской семьи».
В соответствии с утвержденным перечнем право на приобретение жилья экономического класса в рамках программы «Жилье для российской семьи» на территории <адрес> имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории края, из числа граждан: имеющих обеспеченность общей площадью жилых помещений в расчете на гражданина и каждого совместно проживающего с гражданином члена его семьи, не превышающую максимального размера, установленного пунктом 2 настоящего Перечня, на территории края, в случае, если доходы гражданина и указанных членов его семьи и стоимость имущества, находящегося в собственности гражданина и (или) таких членов его семьи и подлежащего налогообложению, не превышают максимального уровня, установленного пунктом 4 настоящего Перечня; проживающих в жилых помещениях, признанных не пригодными для проживания, или в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции; имеющих двух и более несовершеннолетних детей и являющихся получателями материнского (семейного) капитала в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» при условии использования такого материнского (семейного) капитала на приобретение (строительство) жилья экономического класса в рамках Программы; имеющих трех и более несовершеннолетних детей; являющихся ветеранами боевых действий; являющихся инвалидами и семьями, имеющими детей-инвалидов; относящихся к категориям граждан, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О некоторых вопросах реализации Федерального закона «О содействии развитию жилищного строительства» в части обеспечения права отдельных категорий граждан на приобретение жилья экономического класса» и не включенных в списки, утвержденные в соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О формировании списков граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса, построенного или строящегося на земельных участках Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства, переданных в безвозмездное пользование или аренду для строительства жилья экономического класса, для комплексного освоения территории, в рамках которого предусматривается, в том числе, строительство жилья экономического класса»; имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в рамках постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы»; являющихся в установленном законодательством Российской Федерации, законодательством края, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления края порядке участниками государственных или муниципальных программ по улучшению жилищных условий, иных мероприятий и имеющих право на получение социальных выплат (субсидий) на приобретение (строительство) жилых помещений за счет средств бюджетов всех уровней.
Судом установлено, что постановлением администрации <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГФИО2, его жена ФИО3, дочь ФИО1 признаны нуждающимися в жилых помещениях составом семьи из трех человек на основании п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ.
ДД.ММ.ГГГГФИО2 в администрацию <адрес> подано заявление о включении в список граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса на территории <адрес>.
Постановлением администрации <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ во включении в список граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса в рамках программы «Жилье для российской семьи» на территории <адрес>ФИО2 отказано по основанию, предусмотренному п. 12.3 Порядка проверки органами местного самоуправления соответствия граждан-заявителей установленным категориям граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса в рамках Программы, с учетом абз. 3 п. 5 Перечня категорий граждан, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-пр.
Пунктом 12.3 Порядка проверки органами местного самоуправления соответствия граждан-заявителей установленным категориям граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса в рамках программы «Жилье для российской семьи» на территории <адрес>, и формирования органами местного самоуправления списков граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса в рамках программы «Жилье для российской семьи» основаниями для принятия органом местного самоуправления решения об отказе во включении гражданина-заявителя в список граждан являются несоответствие гражданина-заявителя установленным категориям граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса на территории края в рамках Программы на территории края.
В соответствии с п. 5 Перечня категорий граждан, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-пр, не могут претендовать на участие в Программе граждане и члены их семьи: получившие поддержку за счет средств федерального, краевого и местных бюджетов для улучшения жилищных условий; совершившие действия, повлекшие намеренное ухудшение жилищных условий в течение предшествующих двух лет до даты подачи документов в органы местного самоуправления для участия в Программе.
Под ухудшением жилищных условий признано совершение действий по отчуждению жилого помещения в пользу третьих лиц, в результате которых обеспеченность общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи уменьшилась.
Вместе с тем, в ходе судебного разбирательства судом установлено, что ФИО2 и ФИО8 зарегистрировали брак ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о браке серии I-ДВ № от ДД.ММ.ГГГГ.
От брака имеется дочь ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ, что также подтверждается свидетельством о рождении серии II -ДВ № от ДД.ММ.ГГГГ.
ФИО3 (до брака Салахова) на основании договора дарения доли в праве собственности на квартиру от ДД.ММ.ГГГГ произвела отчуждение доли в размере 1/3 в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>.
ФИО2 произвел отчуждение доли в размере ? доли в праве собственности на квартиру общей площадью 69, 1 кв. М, расположенную по адресу: <адрес>.
Таким образом, судом установлен факт того, что отчуждение принадлежащих на праве собственности жилых помещений ФИО3, ФИО2 произведено задолго до обращения с заявлением о включении в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях. Вместе с тем, ФИО2 и его семья, как ранее установлено, включена в список граждан, нуждающихся в жилом помещений.
По смыслу ст. 53 Жилищного кодекса РФ, ухудшение жилищных условий следует рассматривать совершение физическими лицами любых юридически значимых действий, в результате которых обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи стала менее учетной нормы. При этом необходимо учитывать, что совершение указанных действий следует рассматривать как намеренное ухудшение жилищных условий лишь в том случае, если до их совершения обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи была более учетной нормы.
Вместе с тем, из представленных доказательств установлено, что отчуждения истцом и его супругой жилых помещений были произведены задолго до вынесения постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-пр об утверждении перечня категорий граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса в рамках программы «Жилье для российской семьи» на территории <адрес>, а также Порядка проверки органами местного самоуправления соответствия граждан-заявителей установленным категориям граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса в рамках программы «Жилье для российской семьи» на территории <адрес>, и формирования органами местного самоуправления списков граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса в рамках программы «Жилье для российской семьи».
Таким образом, суд приходит к выводу, что при вынесении постановления Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, административный ответчик должен был руководствоваться Перечнем, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, согласно п. 1 которого к категориям граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса, построенного или строящегося на земельных участках Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства, переданных в безвозмездное срочное пользование или аренду для строительства жилья экономического класса, в том числе для их комплексного освоения в целях строительства такого жилья, в соответствии с Федеральным законом «О содействии развитию жилищного строительства», относятся граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по основаниям, которые установлены ст. 51 Жилищного кодекса РФ и (или) федеральным законом, указом Президента РФ, а также граждане, признанные нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по указанным основаниям, но не состоящие на таком учете.
Таким образом, установив, что ФИО2 и члены его семьи признаны в соответствии постановлением администрации <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ нуждающимися в жилых помещениях составом семьи из трех человек на основании п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, судом установлено нарушение прав и законных интересов ФИО2 в связи с чем, требования административного истца подлежат удовлетворению.
В силу ч. 2 ст. 188 КАС РФ в случае отсутствия в настоящем Кодексе прямого запрета на немедленное исполнение решений по административным делам определенной категории суд по просьбе административного истца может обратить решение по административному делу к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление исполнения этого решения может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам; вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с его принятием.
Так установив, что право ФИО2 и его семьи было нарушено, учитывая, что в сводный реестр под номерами 1-165 граждане отказались от участия в Данной программе, а также учитывая, тот факт, что не нарушив ответчик прав истца, последний был бы включен в сводный реестр, суд полагает, что решение подлежит немедленному исполнению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования ФИО2 к Администрации <адрес> об оспаривании решения удовлетворить.
Признать незаконным постановление Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ в части отказа во включении семьи из трех человек: ФИО2, ФИО3, ФИО1 в список граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса в рамках программы «Жилье для российской семьи» на территории <адрес>.
Обязать Администрацию <адрес> устранить указанные нарушения путем включения семьи из трех человек: ФИО2, ФИО3, ФИО1 в список граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса в рамках программы «Жилье для российской семьи» на территории <адрес>.
Решение в данной части подлежит немедленному исполнению.
Взыскать с Администрации <адрес> за счет казны городского округа «<адрес>» в пользу ФИО2 расходы по оплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты> коп.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в <адрес>вой суд через Центральный районный суд <адрес> путём подачи апелляционной жалобы.
Срок изготовления решения в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ
председательствующий: С.А. Костюченко
Копия верна: председательствующий С.А. Костюченко