Дело № 2а-785/2019
03RS0033-01-2019-000889-21
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 сентября 2019 года г. Благовещенск
Благовещенский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Гариповой С.И.,
при секретаре Присич Ж.В.,
с участием представителя истца ФИО1 - ФИО2 (доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ.), представителя ответчика <адрес> РБ – ФИО3 (доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ),
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1к <адрес> Республики Башкортостан о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность за плату земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просила суд признать незаконным отказ <адрес> РБ в передаче в собственность ФИО1 земельного участка с кадастровым номером № площадью 2076, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, выраженный в письме от ДД.ММ.ГГГГ№. Обязать <адрес> РБ принять решение о предоставлении указанного земельного участка в собственность ФИО1, направить проект договора купли-продажи указанного земельного участка в течение десяти дней со дня вступления в законную силу решения суда.
В обоснование требований ФИО1 указала, что с ДД.ММ.ГГГГ является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, право на которое было зарегистрировано на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ№, выданного Администрацией муниципального района <адрес> РБ, о чем ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним была сделана запись регистрации №
В ДД.ММ.ГГГГ году административным истцом произведена реконструкция жилого дома путем строительства пристроя к дому на основании разрешения <адрес> РБ на строительство №.
ДД.ММ.ГГГГ право собственности на реконструированный жилой дом ФИО1 было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним на основании договора аренды на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ№, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ№, выданного <адрес> РБ.
Вышеуказанный объект недвижимости расположен на земельном участке с кадастровым номером №, площадью №, расположенном в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, который был предоставлен административному истцу в пользование на основании договоров аренды № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ.
ФИО1 обратилась с заявлением в <адрес> РБ о предоставлении вышеуказанного земельного участка в собственность за плату без проведения торгов, на котором расположен объект недвижимости, принадлежащий ей на праве собственности.
Письмом № от ДД.ММ.ГГГГ<адрес> РБ административному истцу было сообщено о том, что в соответствии с приказом Министерства экономического развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» размещение жилого дома на землях сельскохозяйственного назначения не предусмотрено, предоставление испрашиваемого земельного участка возможно после перевода земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земли населенного пункта.
С таким отказом <адрес> РБ в предоставлении земельного участка административный истец не согласился, считает его незаконным.
Истица ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, направила в суд своего представителя.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО2 поддержала исковое заявление, просила требования удовлетворить.
Представитель административного ответчика ФИО3 исковые требования не признала, просила отказать в иске.
Привлеченный судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица представитель Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений РБ по <адрес> и <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дате и месте судебного заседания.
Исследовав материалы дела, выслушав стороны, посчитав возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, суд приходит к следующему.
В силу ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Из прецедентной практики Европейского Суда по правам человека по применению ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, следует, что судебное разбирательство должно осуществляться посредством такого механизма, который обеспечивает наиболее эффективную судебную защиту для целей полного восстановления нарушенных прав и охраняемых законом интересов.
Согласно позиции Европейского Суда по правам человека, судебное разбирательство должно осуществляться посредством такого механизма, который обеспечивает наиболее эффективную судебную защиту для целей полного восстановления нарушенных прав и охраняемых законом интересов, создание чрезмерных правовых препятствий при разрешении спора является недопустимым.
Концепция собственности или имущества толкуется Европейским судом по правам человека очень широко и включает в себя широкий спектр экономических интересов субъектов права, которые могут быть нарушены при деятельности органов государственной власти, вводящих ограничения права собственности.
Согласно ст. 36 Конституции РФ, граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.
В соответствии с пунктом 1 статьи 615 Гражданского кодекса РФ арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.
Произвольное, не основанное на нормах действующего законодательства и противоречащее условиям договора изменение вида разрешенного использования земельного участка не допускается.
Как следует из материалов дела, согласно выписки из ЕГРН об объекте недвижимости № от ДД.ММ.ГГГГ., ФИО1 на основании договора аренды на земельный участок № от ДД.ММ.ГГГГ. пользуется земельным участком, с кадастровым номером №, площадью 2076+/-32кв.м., расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного использования.
Судом установлено, что ФИО1 является собственником жилого дома, площадью 51,3 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости № от ДД.ММ.ГГГГ.
Также судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером № находится в государственной собственности до разграничения, предоставление которого в силу положений ст. 3.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» осуществляет администрация муниципального района <адрес> РБ.
Согласно ответу администрации муниципального района <адрес> РБ № от ДД.ММ.ГГГГ. по обращению ФИО1, ей было отказано в предоставлении в собственность земельного участка, за плату без проведения торгов под объектом недвижимости, с кадастровым номером №, со ссылкой на то, что указанный земельный участок был представлен ФИО1 в аренду сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. на основании договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ., с разрешенным использованием: земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного назначения. На данном земельном участке располагается здание, назначение: жилой дом, тогда как ст.ст.77 и 78 Земельного кодекса РФ, приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ. № «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» данный земельный участок, возможно использовать в целях сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, огородничества, садоводства, животноводства, а также размещения зданий и сооружений, используемых для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции. Размещение жилого дома на землях сельскохозяйственного назначения не предусмотрено.
ФИО1 разъяснено, что предоставление испрашиваемого земельного участка в собственность, для размещения жилого дома возможно после перевода земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земли населенного пункта согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».
Из Договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что спорный земельный участок был предоставлен ФИО1 для сельскохозяйственного использования, которая в силу п.4.4.2 обязана была использовать его в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием.
Как указано выше спорный земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием: сельскохозяйственного использования.
Целевое назначение сельскохозяйственных земель определено в ст. 77, 78 ЗК РФ и сводится к их использованию для нужд сельского хозяйства. На землях сельскохозяйственного назначения могут находиться только здания, сооружения, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Между тем, согласно представленным ФИО1 документам и не оспаривается стороной истца, на спорном земельном участке имеется объект индивидуального жилищного строительства – индивидуальный жилой дом, (разрешение на ввод в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ.), кадастровая стоимость 374 350,98руб.
Доказательств надлежащего использования земельного участка в целях ведения сельского хозяйства, не имеется.
При этом, доказательств обращения ФИО1 по вопросу изменения условий договора аренды земельного участка в части изменения вида разрешенного использования в уполномоченный орган в материалах дела не имеется.
Административный ответчик, отказывая ФИО1 в предоставлении земельного участка за плату, сообщил, что вопрос о предоставлении земельного участка за плату будет рассмотрен после перевода земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земли населенного пункта согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».
Оснований не согласиться с таким отказом <адрес> РБ суд не усматривает.
Нормы Земельного кодекса РФ закрепляют право лица на получение в собственность земельного участках находящегося в его пользовании на законном праве, если на нем находится принадлежащий этому лицу на праве собственности объект недвижимости.
Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, основанной на системном толковании приведенных выше норм права и изложенной в Определении от ДД.ММ.ГГГГ№-КГ14-41, для правильного разрешения споров, вытекающих из применения ст. 36 ЗК РФ, суду надлежит устанавливать соответствует ли порядок использования земельного участка разрешенному порядку и целевому назначению земельного участка, в случае наличия на нем объектов недвижимости - их соответствие целевому назначению и разрешенному использованию земельного участка.
Согласно п. 9 ст. 35 Градостроительного Кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ) в состав зон сельскохозяйственного использования могут включаться: зоны сельскохозяйственных угодий - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.
При этом, в соответствии с ч. 6 ст. 36 Градостроительного Кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ) градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно нормам вышеуказанных нормативно-правовых актов, размещение жилых домов на территории земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства недопустимо.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 39.1 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
На основании пп. 6 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений.
В силу ч. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В силу положений п. 9 ч. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 136-ФЗ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
Согласно п. 14 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ, в случае, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Согласно указанной норме права уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том случае, когда разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка.
В соответствии с ч.2 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Доказательства целевого использования спорного земельного участка истицей ФИО1 не представлено.
Таким образом, суд приходит к выводу, что объект недвижимости, находящийся на спорном земельном участке не соответствует разрешенному использованию земельного участка и не соответствует целевому назначению земельного участка. Следовательно, не выполнены условия о соответствии объекта недвижимости одновременно как целевому назначению, так и разрешенному использованию земельного участка.
На основании изложенного, оснований для удовлетворения административных исковых требований ФИО1, суд не усматривает.
При этом суд обращает внимание, что в силу ч.6 ст. 27 Земельного кодекса РФ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ.) оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Согласно абзацу 1 п. 4 ст. 1 Федерального закона № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами. Приватизация указанных земельных участков, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 10 Закона № 101-ФЗ земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах).
Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, находящийся в государственной или муниципальной собственности, переданный в аренду гражданину или юридическому лицу, может быть приобретен арендатором в собственность по рыночной стоимости по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка (пункт 4 статьи 10 Закона № 101-ФЗ, п.9 ч. 2 ст. 2 ст. 39.3 «Земельный кодекс Российской Федерации» ДД.ММ.ГГГГ№ ФЗ, ст. 25 Закона Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ№-з (ред. от 22.06.2018г.) «О регулировании земельных отношений в <адрес>»).
В соответствии с подп. 2 п. 2 ст. 39.4 Земельного кодекса Российской Федерации Правительством Республики Башкортостан принято Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ, которым установлена цена земельного участка при заключении договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов.
В силу положений ст. 2 данного Постановления - цена земельного участка, находящегося в государственной собственности Республики Башкортостан, и земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, при заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов определяется в размере кадастровой стоимости земельного участка, действующей на момент обращения заявителя.
Статьей 3 данного постановления предусмотрено, что цена земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при продаже их собственникам зданий, сооружений либо помещений в них, расположенных на таких земельных участках, определяется в соответствии с Постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об определении цены и оплаты земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при продаже их собственникам зданий, строений и сооружений, расположенных на таких земельных участках».
Постановлением правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ№ установлен порядок определения цены и оплаты земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при продаже их собственникам зданий, строений и сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в категории земель населенных пунктов и предоставленных для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства (п. 1 - 3 указанного постановления).
Также, согласно п. 4 указанного постановления, лица, не указанные в пунктах 1 - 3 настоящего постановления и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, приобретают такие земельные участки: до ДД.ММ.ГГГГ - по цене в размере 25 процентов от кадастровой стоимости земельного участка, действующей на момент обращения заявителя; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - по цене в размере 50 процентов кадастровой стоимости земельного участка, действующей на момент обращения заявителя.
Таким образом, постановление правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ№ не регулирует порядок определения цены на земельные участки сельскохозяйственного назначения.
Учитывая вышеизложенное, административные исковые требования ФИО1 не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-176 КАС Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административные исковые требования ФИО1к <адрес> Республики Башкортостан о признании незаконным отказа в передаче в собственность земельного участка с кадастровым номером №, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, и обязании принять решение о предоставлении данного земельного участка в собственность, направить проект договора купли-продажи указанного земельного участка – оставит без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Благовещенский районный суд Республики Башкортостан.
Председательствующий: С.И. Гарипова
Решения суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.