дело № 2а-7868/18
Решение
Именем Российской Федерации
г. Якутск 24 августа 2018 года
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Лукина Е.В., при секретаре Григорьевой Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Министерства финансов Республики Саха (Якутия) к Государственной инспекции труда в Республике Саха (Якутия) о признании преставления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения незаконным,
установил:
Представитель Министерства финансов РС(Я) обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что предписанием Государственной инспекции труда в Республике Саха (Якутия) (далее – ГИТ, ответчик) от 08.06.2018 г. министр финансов РС(Я) был предупрежден, что неприятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения влечет за собой административную ответственность по ст. 19.6 КоАП РФ. В обоснование предписания инспектор ГИТ фактически указал, что административный истец обязан финансировать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «___ В соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет, который предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. В обжалуемом представлении ГИТ не приведено норм права в связи с которыми обязанность по финансированию муниципального учреждения может быть возложена на субъект РФ, который не является учредителем юридического лица и является и относится к другому уровню власти. Министерство финансов РС(Я) не имеет возможности исполнить оспариваемое представление ГИТ в пределах своих полномочий, поскольку БК РФ предусматривает недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы РФ. Представитель административного истца просит признать представление ГИТ незаконным.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности ФИО1 поддержал требования административного искового заявления в полном объеме.
В судебное заседание не явился представитель административного ответчика ГИТ. О времени, дате и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, причины неявки неизвестны. Согласно ч. 6 ст. 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, в связи с чем суд определил рассмотреть административное исковое заявление в отсутствие не явившегося представителя административного ответчика.
Суд, выслушав доводы и пояснения представителя административного истца, изучив письменный отзыв и материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении административного иска по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 9, 11 ст. 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Из материалов дела следует, что в ГИТ обратилась работник ФИО2, работающая в МБОУ «___ с заявлением о нарушении трудового законодательства в части отсутствия компенсации проезда к месту проведения отпуска для нее и неработающих членов семья заявителя. Проведенной ГИТ проверкой установлено, что проезд к месту проведения отпуска работнику М. не был оплачен по причине отсутствия финансирования.
По итогам проведенной внеплановой документарной проверки юридическое лицо МБОУ «___» было привлечено к административной ответственности в виде предупреждения за указанное нарушение трудовых прав работника ФИО3
Представлением ГИТ от 08.06.2018 г. Министр финансов РС(Я) ФИО4 предупрежден, что неприятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения влечет за собой административную ответственность по ст. 19.6 КоАП РФ.
После изучения представленных материалов, суд считает требования административного истца подлежащими удовлетворению.
Так, в соответствии с ч. 1 ст. 15 БК РФ каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.
Согласно ч. 1 ст. 9 БК РФ к бюджетным полномочиям муниципальных образований относятся: установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении местного бюджета; составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета; установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования; определение порядка предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов, предоставление межбюджетных трансфертов из местных бюджетов; осуществление муниципальных заимствований, предоставление муниципальных гарантий, предоставление бюджетных кредитов, управление муниципальным долгом и управление муниципальными активами; установление, детализация и определение порядка применения бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к местному бюджету; в случае и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, установление ответственности за нарушение муниципальных правовых актов по вопросам регулирования бюджетных правоотношений.
Согласно п. 2 ст. 161 БК РФ финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.
Одним из принципов, на котором основана бюджетная система Российской Федерации, является принцип самостоятельности бюджетов, который согласно ст. 31 БК РФ означает, в том числе право органов местного самоуправления в соответствии с БК РФ самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов.
Пунктами 1-3 ст. 86 БК РФ предусмотрено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам.
Из представленных материалов также следует, что учредителем МБОУ «___» является МО «___
Соответственно принимая во внимание указанное нормативное суд считает, что меры по устранению причин способствовавших совершению административного правонарушения должны возлагаться на бюджет муниципального образования, а Министерство финансов РС(Я) не является уполномоченным органом осуществляющим финансирование МБОУ «Эльдиканская средняя общеобразовательная школа имени А.А.Константиновой».
Доводы, изложенные в отзыве на административное исковое заявление, основаны на неверном толковании норм права и подлежат отклонению.
При таких обстоятельствах административное исковое заявление подлежит удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление Министерства финансов Республики Саха (Якутия) к Государственной инспекции труда в Республике Саха (Якутия) о признании преставления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения незаконным - удовлетворить.
Признать предписание Государственной инспекции труда в Республике Саха (Якутия) о признании преставления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения 08 июня 2018 г. незаконным.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Саха (Якутия) путем подачи апелляционной жалобы через Якутский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.В.Лукин
___