РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
8 ноября 2017 года с.Богучаны
Богучанский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Толстых М.М.,
с участием помощника прокурора Богучанского района Забелиной О.М.
при секретаре Рубе А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации Богучанского сельсовета <адрес> об оспаривании бездействия органов местного самоуправления и возложении обязанностей устранить допущенные нарушения,
У С Т А Н О В И Л:
<адрес> обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Богучанского сельсовета <адрес> об оспаривании бездействия органов местного самоуправления и возложении обязанностей устранить допущенные нарушения. Требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о погребении и похоронном деле, санитарно-эпидемиологического законодательства администрацией Богучанского сельсовета <адрес>. В ходе проверки установлено, что в 2016 году территориальным отделом управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> проведена проверка соблюдения санитарных норм администрацией Богучанского сельсовета.
Выявлены нарушения п. 6.4 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного значения».
По выявленным нарушениям СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-11 Роспотребнадзором выписано предписание администрации Богучанского сельсовета №/с от ДД.ММ.ГГГГ об устранении. Срок устранения нарушений установлен до ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе проведения проверки прокуратурой района установлено, что администрацией Богучанского сельсовета предписание до настоящего времени не выполнено.
Бездействие администрации Богучанского сельсовета, которое выразилось в неисполнении требований законодательства о погребении и похоронном деле, санитарно-эпидемиологического законодательства влечет нарушение прав неопределенного круга лиц.
Помощник прокурора <адрес> Забелина О.М. в судебном заседании заявленные административные исковые требования поддержала в полном объеме, настаивая на их удовлетворении, суду пояснила, что факт бездействия административного ответчика установлен в ходе проведенной проверки, сведения об устранении выявленных нарушений отсутствуют.
Представитель административного ответчика глава администрации Богучанского сельсовета <адрес>ФИО4 в судебное заседание не явился. О месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В направленном ходатайстве просил о рассмотрении дела в его отсутствие, отзыва на административное исковое заявление не представил.
Заслушав доводы прокурора, исследовав письменные доказательства и другие документы, содержащиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 22-ФЗ "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) вводится в действие с ДД.ММ.ГГГГ.
Дела об оспаривании действий (бездействия), решений администраций сельсоветов подпадают под действие главы 22 КАС РФ и подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном указанным Кодексом (ч. 1 ст. 218 КАС РФ).
В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с частью 8 статьи 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно пункту 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В пункте 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 227 КАС Российской Федерации установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Согласно части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии со ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В силу ст. 58 Конституции РФ, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам.
Учитывая положение ст. 9 Конституции РФ, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек признается высшей ценностью. Никакие общественные интересы не могут быть поставлены выше зашиты жизни и здоровья людей.
На основании ч. 3 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№- ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в РФ» уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений, в том числе и организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Уставом Богучанского сельсовета к вопросам местного значения поселения отнесено содержание мест захоронения
В соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями.
В силу и. 1 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ г№-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно- эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Согласно п. 22 ст. 7 Устава Богучанского сельсовета <адрес>, к вопросам местного значения относится, в том числе, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;
Как установлено судом, прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о погребении и похоронном деле, санитарно-эпидемиологического законодательства администрацией Богучанского сельсовета <адрес>. В ходе проверки установлено, что в 2016 году территориальным отделом управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> проведена проверка соблюдения санитарных норм администрацией Богучанского сельсовета.
Выявлены нарушения п. 6.4 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного значения», а именно: на участке старого кладбища по адресу: <адрес>, рядом с <адрес>, не оборудован общественный туалет. Кроме того, в нарушение п. 6.7 тех же правил на участке старого кладбища по адресу: <адрес>, рядом с <адрес> и нового кладбища (<адрес>) не оборудованы площадки для мусоросборников с твердым покрытием, не оборудовано ограждение.
По выявленным нарушениям СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-11 Роспотребнадзором выписано предписание администрации Богучанского сельсовета №/с от ДД.ММ.ГГГГ об устранении. Срок устранения нарушений установлен до ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе проведения проверки прокуратурой района установлено, что администрацией Богучанского сельсовета предписание до настоящего времени не выполнено.
Таким образом, исходя из представленных материалов дела, суд приходит к выводу о законности проведенной проверки деятельности администрации Богучанского сельсовета <адрес> на предмет соблюдения законодательства о погребении и похоронном деле, местном самоуправлении администрацией Богучанского сельсовета <адрес> в части неисполнения Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», п. 1 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», п. 1 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ г№-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
По смыслу приведенных выше положений федерального законодательства и иных нормативных правовых актов и представленных фактов нарушения, проведение указанных мероприятий должно быть возложено на администрацию Богучанского сельсовета <адрес>.
С учетом изложенного, суд признает обоснованными и подлежащими удовлетворению требования прокурора о признании незаконным бездействие административного ответчика по непринятию мер по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства и возложении на последнего, обязанности по оборудованию участков старого кладбища общественным туалетом, участков старого и нового кладбища площадками для мусоросборников, ограждений.
Препятствий для обеспечения бюджетного финансирования поставленных перед органом местного самоуправления задач не имеется, данный вопрос требует своевременного подхода к определению перечня установленных законом и иными нормативными правовыми актами обязанностей.
С учетом конкретных обстоятельств суд полагает возможным установить для администрации Богучанского сельсовета <адрес> срок для устранения допущенных нарушений – до ДД.ММ.ГГГГ.
Административным ответчиком в судебное заседание каких-либо возражений, доказательств, подтверждающих не обоснованность заявленных требований прокурора <адрес>, а так же предложенного срока для устранения нарушений законодательства не представлено.
Исходя из требований п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков) освобождаются от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации Богучанского сельсовета <адрес> об оспаривании бездействия органов местного самоуправления и возложении обязанностей устранить допущенные нарушения - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Богучанского сельсовета <адрес>, выразившееся в непринятии мер по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.
Обязать администрацию Богучанского сельсовета <адрес> устранить нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно:
- на участке старого кладбища по адресу: <адрес>, рядом с <адрес>, оборудовать общественный туалет в срок до ДД.ММ.ГГГГ
- на участке старого кладбища по адресу: <адрес>, рядом с <адрес> и нового кладбища (<адрес>) оборудовать площадки для мусоросборников с твердым покрытием, оборудовать ограждение в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение суда может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы в <адрес>вой суд через Богучанский районный суд <адрес>.
Мотивированное решение изготовлено 09.11.2017года
Председательствующий подпись М.М. Толстых