ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-786/2021 от 24.12.2021 Егорлыкского районного суда (Ростовская область)

Егорлыкский районный суд Ростовской области.

Дело № 2а-786/2021, УИД: 61RS0031-01-2021-001877-13

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 декабря 2021 года ст. Егорлыкская Ростовской области

Егорлыкский районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Гвоздикова В.А.,

при секретаре судебного заседания Ковалевской Е.А.,

с участием представителей административного ответчика Администрации Егорлыкского района Ростовской области – начальника отдела имущественных отношений Администрации Егорлыкского района Оганесян Е.В. и начальника отдела правовой работы Администрации Егорлыкского района Григоровой О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Татевосян Людмилы Вартановны к Администрации Егорлыкского района Ростовской области о признании незаконным решения от 17 ноября 2021 года № 71/3879 об отказе в установлении соответствия вида разрешенного использования, категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, площадью 170000 м?, с кадастровым номером , о возложении обязанности устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод истца путем принятия решения об установлении соответствия разрешенного использования спорного земельного участка в виду разрешенного использования «сельскохозяйственное использование», в течение 1 месяца с даты вступления решения суда в законную силу,

УСТАНОВИЛ:

Татевосян Л.В. обратилась в Егорлыкский районный суд Ростовской области с иском к Администрации Егорлыкского района Ростовской области о признании незаконным решения от 17 ноября 2021 года № 71/3879 об отказе в установлении соответствия вида разрешенного использования «для сенокошения и выпаса скота» земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, находящегося в границах Новороговского сельского поселения, категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, площадью 170000 м?, с кадастровым номером , местоположение: Ростовская область, Егорлыкский район, ст. Новороговская, примерно в 180 м от ориентира по направлению на юг от ст. Новороговской на вид разрешенного использования «для сельскохозяйственного использования», о возложении обязанности устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод истца путем принятия решения об установлении соответствия разрешенного использования спорного земельного участка в виду разрешенного использования «сельскохозяйственное использование», в течение 1 месяца с даты вступления решения суда в законную силу.

В обоснование заявленных исковых требований указано, что 20 апреля 2021 года она обратилась к ответчику с заявлением об изменении вида разрешенного использования, в соответствии с классификатором, земельного участка государственная собственность на который не разграничена, основанием для обращения послужил то, что в 2014 году между Администрацией Егорлыкского района и ИП главой К(Ф)Х Т.Б.Т.. заключен договор аренды спорного земельного участка сроком на 3 года для сенокошения и выпаса скота, 4 августа 2017 года заключен новый договор на новый срок – 3 года. Т.Б.Т. умер в 2019 году, наследником его имущества является истец, однако договор аренды указанного земельного участка от 6 августа 2017 года расторгнут. Обращение истца в Администрацию Егорлыкского района об изменении вида разрешенного использования земельного участка оставлено без удовлетворения.

В судебное заседание, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела истец, не явился, представив заявление о рассмотрении дела без его участия.

Представители административного ответчика в судебном заседании возражали против удовлетворения требований административного иска, поддержав доводы, изложенные в оспариваемом решении, отметив, что договор аренды земельного участка с кадастровым номером от 4 августа 2017 года №04082017-5 прекращен по истечению срока его действия, то есть с 6 августа 2020 года.

Суд, выслушав лиц участвующих в судебном заседании, изучив материалы дела, представленные доказательства, приходит к следующему выводу.

Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; они могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ст. 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (ч. ч. 2 и 3 ст. 36).

В силу п. 1 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» его действие распространяется на отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.

Оборот указанных земельных участков регулируется ЗК РФ.

Согласно ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей, в составе которых выделяются сельскохозяйственные угодья.

Статья 79 названного Закона определяет особенности использования сельскохозяйственных угодий и устанавливает, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается (пп. 1 и 4).

В соответствии с п. 2 ст. 7 этого Кодекса правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Градостроительный кодекс Российской Федерации определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны. Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (п. 6 ст. 1, п. 3 ч. 2 и ч. 6 ст. 30, ч. ч. 1, 6 ст. 36, ч. 5 ст. 37).

Таким образом, для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены. Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, а также применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».

Иного федерального закона, регламентирующего использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются и определяется порядок проведения зонирования территорий, не имеется, что означает невозможность изменения вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения и действие принципа сохранения целевого использования данных земельных участков, закрепленного пп. 1 п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 01-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Таким образом, до принятия специального законодательства о зонировании территорий для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью охрану указанных земель и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности.

С учетом изложенного изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию. Данный перевод допускается в исключительных случаях, перечисленных в ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

Анализируя изложенные нормы закона суд приходит к выводу, что предусмотренные земельным законодательством особенности использования земель сельскохозяйственных угодий (сенокосы, пастбища) в составе земель сельскохозяйственного назначения, имеющих приоритет в использовании и подлежащих особой охране, в отсутствие федерального закона, регламентирующего использование таких земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, в настоящем означает невозможность изменения вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.

Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером , категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сенокошения и выпаса скота, расположенный относительно ориентира, за пределами участка, ориентир ст. Новороговская, участок находится примерно в 180 м от ориентира по направлению на юг, почтовый адрес ориентира: Ростовская область, Егорлыкский район, ст. Новороговская, вблизи ст. Новороговской, на основании договора от 4 августа 2017 года, с приложением (л.д. 20-25) предоставлен в аренду индивидуальному предпринимателю Татевосяну Б.Т., с указанием вида разрешенного использования арендуемого земельного участка: для сенокошения и выпаса скота, сроком на 3 года, то есть по 6 августа 2020 года (п. 2.1 договора).

Согласно свидетельству о праве на наследство по закону (л.д. 9) в следствие смерти Т.Б.Т. право по договору аренды № 04082017-5, заключенному с Администрацией Егорлыкского сельского поселения 4 августа 2017 года унаследовала Татевосян Л.В.

Суду не представлено доказательств заключения между Администрацией Егорлыкского района и Татевосян Л.В. договора аренды (дополнительного соглашения) в отношении спорного земельного участка, вышеуказанный договор от 4 августа 2017 года № 04082017-5 положений о пролонгации его действия по истечению трехлетнего срока, не содержит.

Таким образом, суд приходит к выводу, что истец не является правообладателем спорного земельного участка.

Согласно ответу Администрации Егорлыкского района от 15 ноября 2021 года № 71/3879 в удовлетворении заявления Татевосян Л.В. от 12 ноября 2021 года (вх. -71_ГУ/406 от 15.11.2021) об установлении соответствия между видом разрешенного использования «для сенокошения и выпаса скота» и видом разрешенного использования «сельскохозяйственное использование» в отношении земельного участка, с кадастровым номером , отказано по тем основаниям, что градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий, а решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральным законом, в связи с чем сделан вывод, что изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером повлечет перевод земельного участка из менее ценных видов угодий в более ценные.

При указанных обстоятельствах суд не усматривает нарушений прав и свобод истца, поскольку Администрация Егорлыкского района Ростовской области в данном случае правомерно отказала в удовлетворении заявления Татевосян Л.В.

Административный ответчик, вынося обжалуемое решение, действовал в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации, а значит, его действиями не нарушены права административного истца.

Поскольку судом установлено, что оспариваемое решение органа государственной власти законно, а права административного истца не нарушены, в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 227 КАС РФ в удовлетворении административного иска надлежит отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175 - 180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Татевосян Людмилы Вартановны к Администрации Егорлыкского района Ростовской области о признании незаконным решения от 17 ноября 2021 года № 71/3879 об отказе в установлении соответствия вида разрешенного использования, категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, площадью 170000 м?, с кадастровым номером , о возложении обязанности устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод истца путем принятия решения об установлении соответствия разрешенного использования спорного земельного участка в виду разрешенного использования «сельскохозяйственное использование», в течение 1 месяца с даты вступления решения суда в законную силу, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Егорлыкский районный суд Ростовской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья В.А. Гвоздиков

Решение в окончательной форме изготовлено 24 декабря 2021 года.