ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-786/2022 от 21.06.2022 Ордынского районного суда (Новосибирская область)

Дело № 2а-786/2022

Поступило в суд 23.05.2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

р.п. Ордынское 21 июня 2022 года

Ордынский районный суд Новосибирской области в составе:

председательствующего судьи Грушко Е.Г.,

при секретаре судебного заседания Бурцевой А.А.,

с участием помощника прокурора Завалюевой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования <адрес> о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по организации и проведению конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения населения,

у с т а н о в и л:

<адрес> обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в обоснование своих доводов указал, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства при распоряжении муниципальной собственностью администрацией <адрес>, в ходе которой установлено, что между администрацией <адрес> и ООО «Ордынское ВКХ» заключен договор аренды водопроводных сетей, водонапорных башен, водозаборных скважин от ДД.ММ.ГГГГ с дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ в отношении объектов, дата ввода в эксплуатацию которых более 5 лет. Вместе с тем в силу ст. 41.1 п. 3 ФЗ РФ № 416-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О водоснабжении и водоотведении» передача прав на такие объекты возможна только на основании концессионных соглашений. Действия администрации <адрес> по заключению договора аренды в отношении объектов водоснабжения вместо заключения концессионных соглашений влияют на развитие добросовестной конкуренции, создают преимущества лицам, которым права переданы без проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, ущемляют права потенциональных участников конкурса на заключение таких соглашений, ограничивают доступ на рынок водоснабжения, а также влияют на итоговый результат. Просит признать незаконным бездействие администрации <адрес> по непринятию мер по организации и проведению конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов, предназначенных для холодного водоснабжения населения, обязать администрацию <адрес> организовать и провести конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении следующих объектов: артезианская скважина, месторасположения: <адрес>, водозаборная скважина, месторасположения: НСО, <адрес>; разведочно-эксплуатационная скважина, место расположения: <адрес>; водопроводная сеть холодного водоснабжения, место расположения: <адрес>; эксплуатационная скважина, место расположения: <адрес> эксплуатационная скважина, место расположения: <адрес>; эксплуатационная скважина, место расположения: <адрес>; водозаборная скважина, место расположения: <адрес>; станция водоочистки в <адрес>, место расположения: <адрес>; водопроводные сети холодного водоснабжения, место расположения: <адрес>; водопроводные сети холодного водоснабжения, место расположения: <адрес>. Обязать администрацию <адрес> твердить и разместить на официальном сайте перечень объектов, планируемых к передаче в концессию.

Помощник прокурора Завалюева Т.А. в судебном заседании поддержала требования.

Представитель административного ответчика – администрации муниципального образования <адрес>Шилова Я.Ю. с исковыми требованиями не согласна частично в отношении бездействия. Пояснила, что бездействие отсутствуют, так как ранее концессионные соглашения по объектам водоснабжения не заключались и претензий от контролирующих органов по данному поводу отсутствовали. Внесено представление прокурора, в ответе от ДД.ММ.ГГГГ они указали, что не возражают по предъявленным требованиям, но они должны быть разрешены после исполнения имеющегося решения суда администрацией р.<адрес>, так как водопроводная сеть <адрес> «закольцована с сетью р.<адрес>. По требованиям о заключении концессионных соглашений согласны. Заключали договоры аренды на торгах, то есть в условиях конкуренции, в связи с чем права ничьи не нарушаются.

Представитель заинтересованного лица – ООО «Ордынское ВКХ» в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч.1 ст. 17.1 ФЗ РФ № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением случаев, перечисленных в данной статье.

Согласно части 2 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции указанный в части 1 настоящей статьи порядок заключения договоров не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.

С момента официального опубликования (08.05.2013) Федерального закона от 07.05.2013 № ФЗ-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований, установленных Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.

Основания для заключения концессионного соглашения содержатся в пункте 3 статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ, содержащим указание на то, что только по концессионным соглашениям передача прав владения и (или) пользования вышеуказанными объектами или системами осуществляется в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена.

Таким образом, выбор способа передачи прав владения и (или) пользования объектами жилищно-коммунального назначения (аренда или концессионное соглашение) законодатель связывает с датой ввода указанных объектов в эксплуатацию. Данные требования исключают произвольный выбор органом власти и органом местного самоуправления формы конкурса и формы договора в отношении рассматриваемых объектов.

Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (Далее по тексту - Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ) целями настоящего Федерального закона являются привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям.

Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» определенный перечень требований к содержанию и условиям концессионного соглашения. Круг отношений, регулируемых договором аренды и концессионным соглашением, различен. Предметом договора аренды является предоставлением объекта аренды в пользование за плату. Предмет концессионного соглашения предполагает осуществление деятельности с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения и реконструкцию (создание) такого объекта в период его использования.

Кроме того, статьей 47 Закона о концессионных соглашениях установлен особый перечень критериев конкурса на право заключения концессионного соглашения, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Согласно постановлениям администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ в казну <адрес> приняты артезианская скважина, месторасположения: <адрес> водозаборная скважина, месторасположения: НСО, <адрес>; разведочно-эксплуатационная скважина, место расположения: <адрес>; водопроводная сеть холодного водоснабжения, место расположения: <адрес>; эксплуатационная скважина, место расположения: <адрес> эксплуатационная скважина, место расположения: <адрес>; эксплуатационная скважина, место расположения: <адрес>; водозаборная скважина, место расположения: <адрес>; станция водоочистки в <адрес>, место расположения: <адрес>; водопроводные сети холодного водоснабжения, место расположения: <адрес>; водопроводные сети холодного водоснабжения, место расположения: <адрес>.

Согласно выпискам ЕГРН артезианская скважина, месторасположения: НСО, <адрес>, водозаборная скважина, месторасположения: НСО, <адрес>; разведочно-эксплуатационная скважина, место расположения: <адрес>; водопроводная сеть холодного водоснабжения, место расположения: <адрес>; эксплуатационная скважина, место расположения: <адрес> эксплуатационная скважина, место расположения: <адрес>; эксплуатационная скважина, место расположения: <адрес>; водозаборная скважина, место расположения: <адрес>; станция водоочистки в <адрес>, место расположения: <адрес>; водопроводные сети холодного водоснабжения, место расположения: <адрес>; водопроводные сети холодного водоснабжения, место расположения: <адрес>, являются собственностью <адрес>.

Между администрацией Вагайевского с/с и ООО «Ордынское ВКХ» заключен договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ в отношении данных объектов, дата ввода в эксплуатацию которых более 5 лет. В силу изменений законодательства ФЗ-131 было заключено соглашение от ДД.ММ.ГГГГ, а также дополнительные соглашения от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, по которым произведена замена арендодателя с администрации Вагайцевского с/с на администрацию <адрес>.

В результате прокурорской проверки исполнения законодательства установлено, что объекты водоснабжения, расположенные в <адрес>, переданы в ООО «Ордынское ВКХ» по договорам аренды, вместо концессионных соглашений, что прямо противоречит пункту 3 статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», так как ввод в эксплуатацию данных объектов составляет более 5 лет, в связи с чем по смыслу закона данные объекты требуют прямых вложений хозяйствующим субъектов, направленных на поддержание данных систем в работоспособном состоянии, вместо арендных платежей арендодателю. Данный вывод не опровергнут иными доказательствами (ст. 56 ГПК РФ).

Указанные обстоятельства нарушают публичные интересы, так как влияют на развитие добросовестной конкуренции и исполнения надлежащих обязательств хозяйствующих субъектов в отношении данных объектов водоснабжения, а кроме того, нарушают права потребителей водоснабжения на бесперебойное и качественное водоснабжение при отсутствии своевременных вложений хозяйствующего субъекта в объекты водоснабжения, в связи с чем исковое требование о возложении обязанности по организации и проведению конкурса на право заключения концессионного соглашения подлежит удовлетворению.

Довод представителя административного ответчика о том, что заключение концессионного соглашения является не обязательным, суд отвергает, так как исходя из ст. 41.1 п. 3 ФЗ РФ № 416-ФЗ от 07.12.2011 «О водоснабжении и водоотведении» передача прав на такие объекты возможна только на основании концессионных соглашений.

Разрешая требования прокурора о признании незаконным бездействия администрации <адрес>, суд приходит к выводу об удовлетворении данного требования, так как ДД.ММ.ГГГГ было внесено представление прокурора в администрацию <адрес> о выполнении данной обязанности, в ответе от ДД.ММ.ГГГГ администрация <адрес> указала, что часть системы водоснабжения <адрес> является технически связанной с системой р.<адрес>, в связи с чем вопрос о передачу в концессию объектов водоснабжения по <адрес> будет рассмотрен после того, как администрация р.<адрес> разрешит вопрос по концессии а отношении объектов в р.<адрес>. При таких обстоятельствах, суд признает незаконным бездействия со стороны администрации <адрес>, так как фактически данным ответом администрация отказалась передавать данные объекты в концессию, поставив данный вопрос в зависимость от действий администрации р.<адрес>. Вместе с тем, поименованные в настоящем иске объекты водоснабжения индивидуализированы, разграничена собственность на данные объекты и объекты водоснабжения р.<адрес>, следовательно, препятствия для осуществления самостоятельных действий со стороны администрации <адрес> не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

р е ш и л:

Признать незаконным бездействие администрации <адрес> по непринятию мер по организации и проведению конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов, предназначенных для холодного водоснабжения в <адрес>.

Обязать администрацию муниципального образования <адрес> в течении 1 года с момента вступления решения суда в законную силу, организовать и провести конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении следующих объектов водоснабжения:

артезианская скважина, месторасположения: НСО, <адрес> водозаборная скважина, месторасположения: НСО, <адрес>; разведочно-эксплуатационная скважина, место расположения: <адрес>; водопроводная сеть холодного водоснабжения, место расположения: <адрес>; эксплуатационная скважина, место расположения: <адрес> эксплуатационная скважина, место расположения: <адрес>; эксплуатационная скважина, место расположения: <адрес>; водозаборная скважина, место расположения: <адрес>; станция водоочистки в <адрес>, место расположения: <адрес>; водопроводные сети холодного водоснабжения, место расположения: <адрес>; водопроводные сети холодного водоснабжения, место расположения: <адрес>.

Обязать администрацию <адрес> твердить и разместить на официальном сайте перечень объектов, планируемых к передаче в концессию.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Новосибирского областного суда через Ордынский районный суд в течении месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья-

Решение в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ.