№ 2а-787(1)/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 ноября 2017 г. г. Пугачев
Пугачевский районный суд Саратовской области в составе
председательствующего судьи Болишенковой Е.П.,
при секретаре Полуэктовой И.В.,
с участием истца Хисамутдиновой М.В.,
ее представителя Лихотворика Е.П.,
представителя ответчика Павловой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Хисамутдиновой М.В. к администрации Пугачевского муниципального района Саратовской области о признании незаконным постановления об изъятии земельного участка,
установил:
Хисамутдинова М.В. обратилась к администрации Пугачевского муниципального района Саратовской области с исковым заявлением о признании незаконным постановления об изъятии земельного участка и компенсации морального вреда. В обоснование иска указала, что является собственником земельного участка с разрешенным использованием для организации коммерческой деятельности, площадью 540 кв.м, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Пугачев, ул. Горького, 19. 26.07.2017 администрацией Пугачевского муниципального района Саратовской области издано постановление № 718 об изъятии указанного земельного участка для муниципальных нужд. Изъятие связано с Проектом планировки территории для строительства линейного объекта – дороги в пределах ул. Хрущевской в городе Пугачев Саратовской области. Хисамутдинова М.В. считает, что изъятие ее участка не вызвано исключительным случаем, произведено в интересах частных лиц, без учета возможности организации проезда на свободной земле, в связи с чем обратилась в суд с требованиями о признании вышеуказанного постановления незаконным и взыскании с ответчика в ее пользу компенсации морального вреда в размере 100000 руб.
Определениями от 24.10.2017 дело в части требования о признании незаконным постановления об изъятии земельного участка предано на рассмотрение по правилам КАС РФ, производство по гражданскому делу по иску Хисамутдиновой М.В. к администрации Пугачевского муниципального района Саратовской области о компенсации морального вреда приостановлено, в связи с невозможностью рассмотрения дела до разрешения административного дела.
В ходе судебного разбирательства административный истец Хисамутдинова М.В. административный иск поддержала по вышеизложенным основаниям. Дополнительно указала, что административный ответчик не выполнил свою обязанность известить ее о проведении публичных слушаний о внесении изменений в генеральный план, относительно принадлежащего ей земельного участка; не предоставил какую-либо информацию на официальном сайте, не опубликовал постановление главы администрации Пугачевского муниципального района от 12.09.2016 № 4, не проводил иные мероприятия, изложенные в ч. 5 ст. 28 Градостроительного кодекса РФ. Полагает, что проект планировки с проектом межевания не соответствует ст. 42 вышеуказанного кодекса, поскольку из него не видны цели и обоснования проекта, не проведены необходимые исследования, а также не соответствует требованиям СНиП 2.07.01-89* о ширине дороги. Указала, что более трех лет администрацию интересует только ее земельный участок, из семи подлежащих изъятию в соответствии с проектом. Из объяснений административного истца также следует, что на территорию торгового городка имеются подъезды и возможность организации дополнительного проезда с автопарковкой без изъятия участка истца.
Представитель административного истца Лихотворик Е.П. административный иск поддержал по вышеизложенным основаниям.
Представитель административного ответчика администрации Пугачевского муниципального района Саратовской области Павлова О.А. административный иск не признала. Из ее объяснений следует, что решение об изъятии у Хисамутдиновой М.В. земельного участка является законным, поскольку принято в целях улучшения транспортной инфраструктуры и обеспечения доступности объектов торгового городка г. Пугачева для граждан, в том числе предпринимателей – владельцев магазинов. Полагает, что обустройство дороги местного значения является исключительным случаем, который дает основания для изъятия земельного участка Хисамутдиновой М.В., процедура принятия решения соблюдена, проект планировки линейного объекта - дороги с предусмотренной автостоянкой - выполнен в соответствии с требованиями законодательства, утвержден после проведенных надлежащим образом публичных слушаний. Обустройство проезда в торговый городок иным образом невозможно, поскольку другие земельные участки застроены, имеющиеся два въезда в торговый городок неудобны. Пояснила, что какие-либо муниципальные программы, планы о развитии территории, предусматривающие необходимость обустройства дороги, у административного ответчика отсутствуют.
Выслушав объяснения административного истца и его представителя, административного ответчика, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 8, 9, 10, 11 ст. 226 КАС РФ установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В случае, если по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, федеральными законами ограничены основания для оспаривания таких решений, действий (бездействия) (в частности, в отношении некоторых решений, действий (бездействия) квалификационных коллегий судей и экзаменационных комиссий), суд выясняет обстоятельства, указанные в пунктах 1 и 2, подпунктах "а" и "б" пункта 3 части 9 настоящей статьи. Если установленные федеральными законами основания для оспаривания действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, не вошли в число этих обстоятельств, суд проверяет эти основания.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В силу ст. 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
По правилам ст. 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом. Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится, в частности, отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка на основании статьи 239 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Статьей 279 ГК РФ предусмотрено, что изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.
Правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством.
На основании ст. 56.6 Земельного кодекса РФ (ЗК РФ) решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд (далее также - решение об изъятии) может быть принято в отношении одного или нескольких земельных участков, в том числе земельного участка или земельных участков, подлежащих образованию.
Решение об изъятии может быть принято в отношении всех или некоторых земельных участков, расположенных в границах зоны планируемого размещения объекта федерального значения, объекта регионального значения или объекта местного значения, для строительства, реконструкции которых осуществляется такое изъятие.
В решении об изъятии должны быть указаны изымаемые земельные участки, в том числе земельные участки, подлежащие образованию, и расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества, а также цель изъятия земельных участков, реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется изъятие. В случае, если решение об изъятии принимается на основании ходатайства, поданного лицом, указанным в статье 56.4 настоящего Кодекса, в решении об изъятии указывается это лицо. В решении об изъятии указываются сооружения, изъятие которых в соответствии с гражданским законодательством не осуществляется, а также сервитуты, которые установлены в отношении изымаемых земельных участков и которые сохраняются.
К решению об изъятии прилагается схема расположения земельного участка, если подлежащие изъятию земельные участки предстоит образовать и отсутствует утвержденный проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование таких земельных участков. В этом случае решение об изъятии должно содержать указание на утверждение схемы расположения земельного участка.
В течение десяти дней со дня принятия решения об изъятии уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение: 1) осуществляют размещение решения об изъятии на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; 2) обеспечивают опубликование решения об изъятии (за исключением приложений к нему) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа (муниципального района в случае, если земельные участки, подлежащие изъятию, расположены на межселенной территории) по месту нахождения земельных участков, подлежащих изъятию; 3) направляют копию решения об изъятии правообладателям изымаемой недвижимости письмом с уведомлением о вручении по почтовым адресам, указанным в заявлениях об учете прав на недвижимость, либо в случае отсутствия указанных адресов по почтовым адресам, указанным в Едином государственном реестре недвижимости; 4) направляют копию решения об изъятии в орган регистрации прав; 5) направляют организации, подавшей ходатайство об изъятии, на основании которого осуществляется изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд (при наличии такого ходатайства), копию решения об изъятии, сведения о лицах, подавших заявления об учете их прав на недвижимость, и способах связи с ними, о лицах, являющихся правообладателями земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости, сведения о которых получены на основании предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 56.5 настоящего Кодекса запросов, а также копии документов, подтверждающих права указанных лиц на изымаемые земельные участки и (или) на расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества.
Правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным о принятом решении об изъятии со дня получения копии решения об изъятии или со дня возврата отправителю в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 176-ФЗ "О почтовой связи" (далее - Федеральный закон "О почтовой связи") предусмотренного подпунктом 3 пункта 10 настоящей статьи заказного письма.
Решение об изъятии действует в течение трех лет со дня его принятия.
Решение об изъятии может быть обжаловано в суд.
Пунктами 5 и 20 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что к вопросам местного значения городского поселения относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений
Согласно п. 1, 4, 6, 8 ч. 1 ст. 8 Градостроительного кодекса Российской
Федерации к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений; утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом; принятие решений о развитии застроенных территорий; разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений.
В соответствии с п. 1 ст. 31 Устава Пугачевского муниципального района Саратовской области, ст. 31, п. 51 ст. 31.1 Устава муниципального образования города Пугачева Пугачевского муниципального района Саратовской области администрация муниципального района исполняет в полном объеме полномочия администрации муниципального образования города Пугачева Пугачевского муниципального района, установленные федеральными законами, законами Саратовской области, Уставом муниципального образования города Пугачева Пугачевского муниципального района, а также иными муниципальными правовыми актами.
Частью 3 ст. 56.2 ЗК РФ установлено, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений органов местного самоуправления в случае изъятия земельных участков для муниципальных нужд, в том числе для размещения объектов местного значения.
На основании ч. 1 ст. 56.3 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории.
По правилам ст. 49 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным со строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов: автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1
(2016)", утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 13.04.2016 указано, что под государственными или муниципальными нуждами понимаются потребности публично-правового образования, удовлетворение которых направлено на достижение интересов общества (общественно полезных целей), осуществить которые невозможно без изъятия имущества, находящегося в частной собственности. Соответственно, принудительное изъятие не может производиться только или преимущественно в целях получения выгоды другими частными субъектами, деятельность которых лишь опосредованно служит интересам общества. По правилам п. 5-8 ст. 28 Градостроительного кодекса РФ, в случае внесения изменений в генеральный план в отношении части территории поселения или городского округа публичные слушания проводятся с участием правообладателей земельных участков и (или) объектов капитального строительства, находящихся в границах территории поселения или городского округа, в отношении которой осуществлялась подготовка указанных изменений.
В целях доведения до населения информации о содержании проекта генерального плана уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа в обязательном порядке организуют выставки, экспозиции демонстрационных материалов проекта генерального плана, выступления представителей органов местного самоуправления, разработчиков проекта генерального плана на собраниях жителей, в печатных средствах массовой информации, по радио и телевидению.
Участники публичных слушаний вправе представить в уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения и замечания, касающиеся проекта генерального плана, для включения их в протокол публичных слушаний.
Заключение о результатах публичных слушаний подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет").
Срок проведения публичных слушаний с момента оповещения жителей муниципального образования о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и не может быть менее одного месяца и более трех месяцев.
В судебном заседании установлено, что с 10.06.2014 Хисамутдинова М.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером 64:46:020721:44 площадью 540 кв. м, разрешенное использование: для организации коммерческой деятельности, категория земель: земли населенных пунктов, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Пугачев, ул. М.Горького, д. 19, на основании договора купли-продажи от 26.05.2014 (л.д. 10, 18).
03.07.2014 в отношении указанного земельного участка было принято постановление администрации Пугачевского муниципального района Саратовской области № 714 об изъятии участка для муниципальных нужд (л.д. 11).
29.03.2016 администрацией Пугачевского муниципального района Саратовской области принято постановление № 212 начать разработку проекта планировки территории для строительства линейного объекта – дороги в пределах ул. Хрущевской в г. Пугачеве Саратовской области с проектом межевания в составе, постановление обосновано целями оптимизации транспортной инфраструктуры на территории муниципального образования г. Пугачева в соответствии с Генеральным планом (л.д. 43).
По заказу администрации Пугачевского муниципального района Саратовской области ГУПП «Институт Саратовгражданпроект» Министерства ЖКХ Саратовской области разработан Проект планировки территории для строительства линейного объекта – дороги в пределах ул. Хрущевской в г. Пугачеве Саратовской области с проектом межевания в его составе, согласно которому проектируемый линейный объект в соответствии со сведениями документа градостроительного зонирования «Правила землепользования и застройки территории муниципального образования город Пугачев» располагается на территориях общего пользования в пределах ул. Хрущевской, маршрут прохождения трассы линейного объекта выбран с учетом климатических и грунтово-геологических условий, технологии строительства и условий последующей эксплуатации (л.д. 26, л.д. 26 оборот). Для строительства предусматривается изъятие земельных участков площадью 650 кв.м. (л.д. 40). Согласно разделу 6 Проекта земельный участок с кадастровым номером 64:46:020721:44 для организации коммерческой деятельности, площадью 540 кв.м расположен на территории отвода проектируемого линейного объекта (л.д. 41, л.д. 41 оборот).
Постановлением Главы муниципального образования г. Пугачева от 12.09.2016 № 04 назначены на 08.11.2016 публичные слушания по вопросам: 1. О внесении изменений в генеральный план муниципального образования г. Пугачев Саратовской области. 2. О внесении изменений в правила землепользования и застройки муниципального образования г. Пугачев Саратовской области. 3. Об утверждении проекта планировки территории для строительства линейного объекта – дороги в пределах ул. Хрущевская в г. Пугачеве Саратовской области с проектом межевания в его составе.
Указанное постановление доведено до сведения граждан, в том числе до заинтересованных правообладателей земельных участков, посредством публикации в Информационном бюллетене муниципального образования г. Пугачева Саратовской области от 14.09.2016, которое решением Совета муниципального образования г. Пугачева Саратовской области № 155 от 15.02.2011 определено средством массовой информации муниципального образования г. Пугачева для издания официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов. Вместе с постановлением опубликована документация по внесению изменений в генеральный план муниципального образования город Пугачев Саратовской области: Положение о территориальном планировании; Правила землепользования и застройки территории муниципального образования город Пугачев (выборочно); Проект планировки территории для строительства линейного объекта – дороги в пределах ул. Хрущевской в г. Пугачеве Саратовской области с проектом межевания в его составе (выборочно).
08.11.2016 проведены публичные слушания, по результатам которых вынесено заключение предложить главе Пугачевского муниципального района утвердить проект планировки территории для строительства линейного объекта – дороги в пределах ул. Хрущевской в г. Пугачеве Саратовской области с проектом межевания в его составе (л.д. 44-46), рекомендовано направить проект внесения изменений в генеральный план муниципального образования города Пугачев Саратовской области в Совет муниципального образования города Пугачева для рассмотрения и утверждения.
Решением Совета муниципального образования г. Пугачева от 30.11.2016 № 28 утвержден Генеральный план муниципального образования города Пугачев в новой редакции (л.д. 85).
Решением Совета муниципального образования г. Пугачева от 30.11.2016 № 29 утверждены Правила землепользования и застройки территории муниципального образования г. Пугачева в новой редакции (л.д. 22).
Постановлением администрации Пугачевского муниципального района от 01.12.2016 № 887 утвержден вышеуказанный Проект планировки территории для строительства линейного объекта – дороги в пределах ул. Хрущевской в г. Пугачеве Саратовской области с проектом межевания в его составе (л.д. 23).
02.08.2017 на заявление Хисамутдиновой М.В. о выдаче разрешения на строительство нежилого здания (магазина) на земельном участке по адресу: Саратовская область, г. Пугачев, ул. М.Горького, д. 19, администрация Пугачевского муниципального района Саратовской области ответила отказом, мотивированным тем, что по участку заявителя, согласно Генеральному плану и проекту планировки, проходит линейный объект – дорога, органом местного самоуправления принято решение об изъятии данного земельного участка для муниципальных нужд (л.д. 12).
26.07.2017 администрацией Пугачевского муниципального района Саратовской области принято оспариваемое постановление № 718 от 26.07.2017 об изъятии для муниципальных нужд земельного участка Хисамутдиновой М.В., признании утратившим силу аналогичного постановления от 03.07.2014 (л.д. 9).
01.08.2017 постановление об изъятии размещено на официальном сайте администрации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (л.д. 85-87).
Административным ответчиком также обеспечено опубликование решения об изъятии в официальном публикаторе нормативных правовых актов органов местного самоуправления Пугачевского муниципального района газете «Новое Заволжье» - № 31 от 09.08.2017 (л.д. 74, 84); направлена копия решения об изъятии правообладателю изымаемой недвижимости письмом с уведомлением о вручении, указанная копия получена Хисамутдиновой М.В. 04.08.2017 (л.д. 73), что ею в судебном заседании не оспаривалось.
26.09.2017 Хисамутдинова М.В. предъявила в суд заявление об оспаривании постановления об изъятии, трехмесячный срок для обращения с административным исковым заявлением, установленный ст. 219 КАС РФ, административным истцом не нарушен.
Как неоднократно отмечалось Конституционным Судом Российской Федерации, в случаях принудительного изъятия имущества у собственника - независимо от оснований такого изъятия - должен осуществляться эффективный судебный контроль, который может быть либо предварительным, либо последующим и служит гарантией конституционного принципа неприкосновенности собственности (постановления от 16.07.2008 N 9-П и от 24.02.2004 N 3-П, определения от 11.05.2012 N 758-О и от 03.07.2007 N 714-О-П).
Осуществление такого контроля подразумевает необходимость проверки действительного наличия оснований, указанных уполномоченным органом в качестве целей принудительного изъятия имущества, их соответствия закону.
Статьей 49 ЗК РФ предусмотрено, что изъятие земельных участков, в том числе путем выкупа, для государственных или муниципальных нужд может иметь место в исключительных случаях, и перечислены объекты государственного и муниципального значения, для размещения которых осуществляется изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов, а также предусмотрена возможность изъятия земельных участков в случаях, связанных с выполнением международных обязательств Российской Федерации, по иными основаниями, предусмотренным федеральными законами.
В судебном заседании представитель административного ответчика Павлова О.А. пояснила, что исключительный характер изъятия и невозможность иным образом обеспечить обустройство проезда в торговый городок г. Пугачева подтверждается Проектом планировки территории для строительства линейного объекта – дороги в пределах ул. Хрущевской в г. Пугачеве Саратовской области с проектом межевания в его составе, Правилами землепользования и застройки территории муниципального образования город Пугачев.
Вместе с тем из указанных документов, а также из постановления администрации Пугачевского муниципального района Саратовской области от 29.03.2016 № 212 следует лишь тот факт, что по заданию административного ответчика спроектирован линейный объект - дорога (с автопарковкой, как видно из схемы в проекте) в пределах ул. Хрущевской г. Пугачева, который располагается, в том числе, и на территории земельного участка с кадастровым номером 64:46:020721:44, принадлежащего Хисамутдиновой М.В. Сведений о наличии публичных нужд, требующих изъятия земельного участка у административного истца, и об отсутствии других вариантов возможного размещения проектируемого линейного объекта, указанные документы не содержат.
При этом из вышеприведенных норм ст. 35 Конституции Российской Федерации, ст. 235, 279 ГК РФ и ст. 49 ЗК РФ не вытекает, что наличие утвержденного Проекта планировки территории для строительства линейного объекта – дороги в пределах ул. Хрущевской в г. Пугачеве Саратовской области с проектом межевания в его составе и внесение изменений в Правила землепользования и застройки территории муниципального образования город Пугачев влекут безусловное принудительное изъятие имущества, находящегося в частной собственности, для государственных или муниципальных нужд.
Согласно копии дислокации дорожных знаков г. Пугачева и письменного ответа на запрос суда МУП «ДСХ г. Пугачева» от 14.11.2017, в торговый городок г. Пугачева существуют два въезда: со стороны ул. Пушкинской и со стороны ул. Бубенца, а внутри торгового городка имеется автомобильный проезд к магазинам.
Не оспаривая данное обстоятельство, представитель административного ответчика Павлова О.А. ссылалась на необходимость оптимизации транспортной доступности в торговый городок в интересах граждан, в том числе предпринимателей (владельцев торговых точек), при этом соответствующими доказательствами, в том числе заключением эксперта о необходимости улучшения транспортной доступности и невозможности осуществить это иным образом без изъятия земельного участка Хисамутдиновой М.В., свои доводы, в нарушение требований ч. 11 ст. 226 КАС РФ, не подтвердила. Пояснила, что какие-либо муниципальные программы, планы о развитии территории, предусматривающие необходимость обустройства дороги, у административного ответчика отсутствуют.
Доводы представителя административного ответчика о том, что обустройство дороги местного значения само по себе является исключительным случаем, который дает основания для изъятия земельного участка Хисамутдиновой М.В. не основаны на вышеизложенных требованиях закона, в связи с чем являются необоснованными.
Помимо изложенного, вышеуказанная документация (Проект планировки территории для строительства линейного объекта; постановление администрации Пугачевского муниципального района Саратовской области от 29.03.2016 № 212), на которую ссылался административный ответчик, составлялась в отношении линейного объекта - дороги в пределах ул. Хрущевской г. Пугачева, однако фактически спроектированы дорога с автопарковкой, что повлекло увеличение требуемой для размещения объекта площади земли, при этом местоположение указанных объектов занимает территорию земельного участка, принадлежащего Хисамутдиновой М.В., расположенного по адресу: г. Пугачев, ул. М.Горького, д. 19, то есть за пределами ул. Хрущевской.
Приведенные несоответствия свидетельствуют об отсутствии исключительных обстоятельств, влекущих изъятие земельного участка административного истца для муниципальных нужд.
Суд также учитывает тот факт, что первоначально постановление об изъятии земельного участка Хисамутдиновой М.В. для муниципальных нужд было принято 03.07.2014 без проекта планировки, либо иного обосновывающего документа, что также ставит под сомнение факт наличия реальных муниципальных нужд, обуславливающих необходимость изъятия земельного участка административного истца.
Представленная административным ответчиком копия регистрационно-контрольной карточки от 17.03.2015 личного приема гражданина Кулешина А.М., обратившегося на прием к главе администрации района по вопросу об открытии пожарного проезда в торговом городке (рядом с кафе «Мария»), не может быть принята во внимание судом в качестве подтверждения необходимости изъятия земельного участка Хисамутдиновой М.В., поскольку доказательств нуждаемости в открытии пожарного проезда на месте расположения земельного участка административного истца, невозможности организации такого проезда по имеющимся въездам в торговый городок г. Пугачева, либо иным способом администрация Пугачевского муниципального района суду не представила.
Кроме того п. 4 ст. 56.6 ЗК РФ установлен перечень сведений, подлежащих указанию в решении об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, к которым, в частности, относятся изымаемые земельные участки, цель изъятия земельных участков, реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется изъятие.
По смыслу п. 1 и п. 2 ст. 56.6 ЗК РФ целями изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд могут быть строительство, реконструкция объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории; создание или расширение особо охраняемой природной территории; выполнение международного договора; проведение работ, связанных с пользованием недрами; снос или реконструкция расположенного на земельном участке многоквартирного дома, признанного аварийным, если они обоснованы соответственно решением о создании или расширении особо охраняемой природной территории; международным договором Российской Федерации; лицензией на пользование недрами; решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В нарушение требований ст. 56.6 ЗК РФ в оспариваемом постановлении администрации Пугачевского муниципального района Саратовской области от 26.07.2017 № 718 не указаны цель изъятия земельного участка и документы, в соответствии с которыми осуществляется изъятие.
С учетом вышеприведенных правовых норм само по себе указание на изъятие для муниципальных нужд не может быть расценено как сообщение цели изъятия; а ссылки на статьи ГК РФ, ЗК РФ и Устав Пугачевского муниципального района не являются указанием документов-оснований изъятия.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что постановление администрации Пугачевского муниципального района Саратовской области от 26.07.2017 № 718 об изъятии для муниципальных нужд земельного участка не соответствует требованиям закона, в связи с чем административный иск о признании указанного постановления незаконным является обоснованным.
Иные доводы административного иска о проведении публичных слушаний с нарушением действующего законодательства, о недостатках Проекта планировки территории для строительства линейного объекта – дороги в пределах ул. Хрущевской в г. Пугачеве Саратовской области с проектом межевания в его составе, суд во внимание не принимает, как не нашедшие подтверждения в судебном заседании.
На основании ч. 2, 3 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
При выборе способа устранения допущенных нарушений прав, законных интересов административного истца суд учитывает, что по настоящему делу по существу оспаривалось принятое в письменной форме решение органа местного самоуправления, наделенного публичными полномочиями, содержащее властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для Хисамутдиновой М.В.
Признание оспариваемого постановления незаконным само по себе повлечет устранение нарушения прав и законных интересов Хисамутдиновой М.В., поэтому необходимость принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения им каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению в данном случае отсутствует.
Руководствуясь ст. 227, 175-180 КАС РФ, суд
решил:
заявленное требование Хисамутдиновой М.В. удовлетворить.
Признать незаконным постановление администрации Пугачевского муниципального района Саратовской области № 718 от 26.07.2017 об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, площадью 540 кв.м, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Пугачев, ул. М.Горького, д. 19 с разрешенным использованием земельного участка: для организации коммерческой деятельности, с кадастровым номером 64:46:020721:44.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через Пугачевский районный суд Саратовской области.
Решение в окончательной форме принято 27.11.2017.
Судья