РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 июля 2018 года г. Иркутск
Иркутский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Барахтенко О.В., при секретаре Комине А.А.,
с участием старшего помощника прокурора Иркутского района Семеновой Е.Н.,
представителя административного истца ФИО1 - ФИО2,
представителей административного ответчика администрации Марковского муниципального образования ФИО3, ФИО4,
заинтересованного лица ФИО5, действующей в интересах несовершеннолетних детей ФИО6, ФИО7, ФИО6,
заинтересованного лица ФИО8 и ее представителя ФИО9,
представителя заинтересованного лица ПАО «Иркутскэнерго» ФИО10, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-787/2018 по административному иску ФИО1 к администрации Марковского муниципального образования о признании недействующими постановлений об установлении публичного сервитута,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации Марковского муниципального образования, в котором просит признать недействующими постановления администрации Марковского муниципального образования об установлении публичного сервитута на часть земельных участков с кадастровыми номерами №, №, №, №, №:
№ от **/**/**** об установлении публичного сервитута на часть земельного участка с кадастровым номером № по адресу: ...., р....., площадью ~~~ кв.м.,
№ от **/**/**** об установлении публичного сервитута на часть земельного участка с кадастровым номером № по адресу: ...., р....., площадью ~~~ кв.м.,
№ от **/**/**** об установлении публичного сервитута на часть земельного участка с кадастровым номером № по адресу: ...., р....., площадью ~~~ кв.м.,
№ от **/**/**** об установлении публичного сервитута на часть земельного участка с кадастровым номером № по адресу: ...., р....., площадью ~~~ кв.м.,
№ от **/**/**** об установлении публичного сервитута на часть земельного участка с кадастровым номером № по адресу: ...., р....., площадью ~~~ кв.м.,
№ от **/**/**** об установлении публичного сервитута на часть земельного участка с кадастровым номером № по адресу: ...., р....., площадью ~~~ кв.м.,
№ от **/**/**** об установлении публичного сервитута на часть земельного участка с кадастровым номером № по адресу: ...., р....., площадью ~~~ кв.м.
В обоснование заявленных требований административный истец указала, что Иркутский районный суд Иркутской области решением от **/**/**** под председательством судьи Лозневой Н.В. - постановил о необходимости удовлетворить исковые требования о признании трубопровода горячего водоснабжения, технологического колодца, расположенного на земельном участке с кадастровым номером № (ныне земельные участки с кадастровыми номерами №, №, №), для передачи холодного и горячего водоснабжения в жилой ...., самовольной постройкой; об обязании ОАО «Иркутскэнерго» произвести демонтаж трубопровода холодного и горячего водоснабжения, технологического колодца, расположенных на земельном участке с кадастровым номером №, до границ указанного земельного участка - снести за счет Иркутскэнерго.
В удовлетворении исковых требований ФИО5 о признании права собственности на трубопровод холодного и горячего водоснабжения судом отказано, в связи с ненадлежащим принятием мер по легализации данного объекта строительства, проложенного по земельному участку с кадастровым номером №.
В **/**/**** году состоялось решение Свердловского районного суда судьи Новоселецкой Е.В. по делу №, которым суд обязал ПАО «Иркутскэнерго» восстановить теплоснабжение жилого .....
Указанное решение по существу не позволяет сделать вывод о восстановлении теплоснабжения через мои земельные участки. Спор рассматривался из договора теплоснабжения, заключенного между ПАО «Иркутскэнерго» и ФИО8, из отношений по защите прав потребителей. Предметом спора являлось исполнение обязательств из указанного договора. По указанному договору Иркутскэнерго обязалось поставлять тепло к стене жилого дома ФИО8. Данный договор с административным истцом, как собственником участка, не согласовывался.
В рамках рассмотрения спора в Свердловском районном суде ФИО8 заявляла требование о восстановлении теплоснабжения через участки, принадлежащие ранее ФИО5, в чем было отказано. Свердловский районный суд определением от **/**/**** отказал ПАО «Иркутскэнерго» в разъяснении решения суда о восстановлении теплоснабжения через участки, принадлежащие ФИО5, поскольку такое разъяснение направлено на изменение содержания решения.
В судебном решении было отражено: по существу для подачи тепловой энергии к жилому дому № Иркутскэнерго требуется осуществление строительства трассы - прокладка новой трубы, что означает необходимость получения разрешения на строительство, обязательное согласие собственника земельного участка.
Решением Иркутского районного суда от **/**/****, изготовлено в окончательном виде **/**/****, частично удовлетворены исковые требования ПАО «Иркутскэнерго» к ФИО1. Суд обязал ФИО1 обеспечить доступ для обследования и восстановления (ремонта) неисправной тепловой сети и водопровода, расположенных в границах земельных участков с кадастровыми номерами: №, № от точки присоединения ТП 4/2 до жилого .... р...... В удовлетворении остальной части исковых требований отказано. Отказано в использовании при ремонте тяжелой техники при производстве земляных работ.
Согласно решению Иркутского районного суда от **/**/**** судьи Шевченко М.В. по гражданскому делу № по иску прокурора Иркутского района - в удовлетворении исковых требований прокурора Иркутского района, действующего в защиту прав и интересов ФИО11 неопределенного круга лиц к администрации Марковского муниципального образования, об обязании установить постоянный публичный сервитут на земельных участках, расположенных по адресу: ...., с кадастровыми номерами №, №, №, № - отказать.
В настоящее время земельный участок с кадастровым номером № разделен на три земельных участка с кадастровыми номерами №, №, № и продан ФИО5 гражданке ФИО1 согласно договора купли-продажи в **/**/**** года, с регистрацией договоров купли-продажи земельных участков с кадастровым номером №, №, № - **/**/**** в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним.
Новым собственником ФИО1 был произведен раздел земельного участка с кадастровым номером № на три земельных участка с кадастровыми номерами №, №, №
Главой Марковского муниципального образования, как указывает административный истец, незаконно были вынесены Постановления:
№ от **/**/**** об установлении публичного сервитута на часть земельного участка с кадастровым номером № по адресу: ...., р....., площадью ~~~ кв.м.,
№ от **/**/**** об установлении публичного сервитута на часть земельного участка с кадастровым номером № по адресу: ...., р....., площадью ~~~ кв.м.,
№ от **/**/**** об установлении публичного сервитута на часть земельного участка с кадастровым номером № по адресу: ...., р....., площадью ~~~ кв.м.,
№ от **/**/**** об установлении публичного сервитута на часть земельного участка с кадастровым номером № по адресу: ...., р....., площадью ~~~ кв.м.,
№ от **/**/**** об установлении публичного сервитута на часть земельного участка с кадастровым номером № по адресу: ...., р....., площадью ~~~ кв.м.,
№ от **/**/**** об установлении публичного сервитута на часть земельного участка с кадастровым номером № по адресу: ...., р....., площадью ~~~ кв.м.,
№ от **/**/**** об установлении публичного сервитута на часть земельного участка с кадастровым номером № по адресу: ...., р....., площадью ~~~ кв.м.
Во всех Постановлениях в п. 3 указано о необходимости опубликования постановлений об установлении публичного сервитута в газете «Ангарские огни», в информационной сети интернет. Однако сведений о дате публикации не известно. На сайте Марковского муниципального образования markovskoe-mo.ru. сведений о вышеуказанных оспариваемых постановлениях не содержится, нет ни самих Постановлений, сведений об их принятии и опубликовании. О публикации постановлений об установлении публичного сервитута в газете «Ангарские огни» также ничего не известно.
На основании выше перечисленных Постановлений главы Марковского муниципального образования, администрацией оформлены и внесены записи в Росреестр об обременении выше перечисленных земельных участков - зарегистрированы Постановления об установлении постоянного публичного сервитута на земельных участках, расположенных по адресу: ...., р....., координатами публичного сервитута, для обеспечения доступа к тепловой трассе, расположенной в территориальной зоне застройки малоэтажными жилыми домами (ЖЗ-2), для ремонта инженерных сетей.
Как указывает административный истец, внесение записей в Россреестр об установлении публичного сервитута на отдельных частях территории принадлежащих ей земельных участках, впоследствии, дает право строителю незаконной самовольной сети, внести координаты самовольной постройки, иметь свободный доступ на территорию ее земли.
Об оспариваемых Постановлениях административный истец узнала только в судебном заседании **/**/**** в Иркутском районном суде .... при рассмотрении иска по гражданскому делу по иску ФИО8 к ФИО1 об обязании передать в распоряжение администрации земельные участки, общей площадью ~~~ кв.м. под бесхозяйной сетью тепловодоснабжения в границах определённых сервитутами согласно Постановлений администрации Марковского муниципального образования передать в распоряжении администрации Марковского муниципального образования, а администрации Марковского муниципального образования в компенсацию переданных земель возместить ~~~ кв.м. из земельного участка с кадастровым номером № (общая площадь которого 1100 кв.м.), который прилегает к участкам с адресом - .... обязании администрации Марковского муниципального образования передать бесхозяйную сеть Ново-Иркутской ТЭЦ ПАО «Иркутскэнерго» до начала отопительного сезона **/**/**** года.
Административный истец полагает, что выше названные Постановления администрация Марковского муниципального образования вынесла незаконно и необоснованно, в связи с чем, они подлежат отмене. Обжалуемыми постановлениями созданы препятствия к свободному осуществлению ее прав, свобод и реализации законных интересов по владению, пользованию и распоряжению своими земельными участками, на нее незаконно возложена обязанность обеспечения доступа третьих лиц на земельный участок. Кроме того, назначение земельных участков под многоквартирный жилой дом препятствует в полном объеме использовать земельные участки в соответствии с их назначением.
Административный истец указывает, что из текста всех Постановлений не следует какая именно часть ее земельных участков обременена с указанием координат тепловой трассы, что делает данные Постановления незаконными и необоснованными, так как из них невозможно определить местонахождение публичного сервитута.
В данном случае администрация Марковского муниципального образования превысила свои полномочия, и установила публичный сервитут в интересах не общества (населения), а в отношении одного частного дома, собственника ФИО8 по адресу: р....., так как тепловая трасса, о которой идёт речь в Постановлениях, идёт только к одному жилому индивидуальному дому. Тогда как в пользу одного дома согласно законодательства РФ устанавливается частный сервитут, а не публичный.
Публичные слушания, которые были организованы администрацией Марковского муниципального образования с целью установления публичного сервитута, были проведены с нарушениями, а именно, не были привлечены к участию в слушаниях жители близлежащих улиц, в частности улиц .... и пр., были нарушены права жителей .... при голосовании, о чём имеется соответствующая жалоба, жители не были уведомлены надлежащим образом о предстоящих слушаниях.
Не учтено при установлении публичного сервитута мнение и отсутствие согласия собственника земельных участков.
При принятии решения об установлении публичного сервитута на принадлежащих административному истцу земельных участках, администрация Марковского муниципального образования не предприняла попыток установить возможность тепло и водоснабжения жилого дома, принадлежащего ФИО8 не через участки, принадлежащие ФИО1.
Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, о рассмотрении дела была извещена надлежащим образом. Ранее в судебном заседании заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в административном исковом заявлении. Интересы административного истца в ходе рассмотрения дела по существу представляла представитель по доверенности.
Представитель административного истца ФИО1 – ФИО2 в судебном заседании требования административного искового заявления поддержала в полном объеме. Полагала, что требования ее доверительницей заявлены законно и обоснованно, следовательно, подлежат удовлетворению в полном объеме.
Представители административного ответчика администрации Марковского муниципального образования ФИО3, ФИО4 в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований, указывая на полное соответствие оспариваемых постановлений требованиям действующего законодательства и отсутствие доказательств нарушения прав и законных интересов административного истца данными постановлениями.
Заинтересованное лицо ФИО5, действующая в интересах несовершеннолетних детей ФИО6, ФИО7, ФИО6, в судебном заседании заявленные требования поддержала, полагала необходимым требования административного истца удовлетворить.
Заинтересованное лицо ФИО8 и ее представитель ФИО9 в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований, представив суду свои возражения в письменном виде. Полагали, что административный истец не привел достаточных оснований, предусмотренных законом, для признания не действующими оспариваемых постановлений администрации Марковского муниципального образования. Порядок и процедура проведения общественных слушаний по вопросу публичного сервитута были соблюдены. Пунктом 3.3 Положения о порядке установления и прекращения публичных сервитутов на земельных участках, расположенных на территории Марковского муниципального образования от **/**/****№ ДГП, предусматривается размещение информации о проведении общественных слушаний в газете «Ангарские огни» и на сайте Марковского муниципального образования. Данные требования Положения были выполнены. До настоящего времени объявления о проведении общественных слушаний размещены на сайте Марковского муниципального образования с указанием даты, времени, места, повестки дня, с приложением схемы земельного участка. Там же размещены Постановления главы администрации по данному вопросу. Участие в слушаниях могли принять все заинтересованные лица. Постановления главы Марковского муниципального образования об установлении публичных сервитутов были представлены для государственной регистрации сервитута в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости». Решения, принятые по итогу общественных слушаний, могут быть предметом самостоятельного обжалования. Однако на настоящий период, ни протокол общественных слушаний, ни принятое решение не отменены. Административный истец не представила фактов того, что она, как собственник земельных участков, после введения публичного сервитута стала испытывать существенные затруднения в пользовании земельным участком.
Представитель заинтересованного лица ПАО «Иркутскэнерго» ФИО10 в судебном заседании поддержала позицию административного ответчика – администрации Марковского муниципального образования, полагая, что предусмотренных законом оснований для удовлетворения требований административного истца нет.
Представитель заинтересованного лица ТСЖ «Березка» в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела был извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания, сведений об уважительности причин своей неявки суду не представил.
Выслушав пояснения представителей административного истца и административного ответчика, заинтересованных лиц и их представителей, заключение старшего помощника прокурора Иркутского района Семеновой Е.Н., полагавшей заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, исходя из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с ч. 7 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу (ч. 8 ст. 213 КАС РФ).
Частью 9 данной статьи предусмотрено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
Возможность установления публичного сервитута базируется на закрепленном в п. п. 11 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ принципе сочетания при использовании и охране земель интересов заинтересованных лиц и законных интересов лиц, которым принадлежат земельные участки.
В соответствии с п. 2 ст. 23 Земельного кодекса РФ публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта РФ, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.
Порядок установления и прекращения публичных сервитутов в отношении земельных участков, находящихся на территории Марковского муниципального образования, определен решением Думы Марковского муниципального образования от 24 мая 2016 года № 50-251/Дгп «Об утверждении Положения о порядке установления и прекращения публичных сервитутов на земельных участках, расположенных на территории Марковского муниципального образования».
Пунктом 2.1. данного Положения определено, что публичные сервитуты устанавливаются постановлением администрации Марковского муниципального образовании.
Пунктом 2.2. Положения предусмотрено, что публичные сервитуты могут устанавливаться для:
1) прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;
2) использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;
3) размещения на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним;
4) проведения дренажных работ на земельном участке;
5) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;
6) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;
7) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;
8) использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства);
9) временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ.
Аналогичные положения закреплены в ч. 3 ст. 23 Земельного кодекса РФ.
Пунктом 2.5. Положения определено, что с инициативой об установлении публичного сервитута могут выступить органы местного самоуправления Марковского муниципального образования (без заявления), юридические и физические лица.
Лица, заинтересованные в установлении публичного сервитута (далее заявители) направляю в администрацию Марковского муниципального образования заявлением на имя Главы муниципального образования. Заявление должно содержать указание на адрес заявителя, местонахождение, площадь и кадастровый номер земельного участка, в отношении которого предполагается установить публичный сервитут, цель установления публичного сервитута, обоснование его необходимости, предполагаемый срок и сфера действия публичного сервитута.
К заявлению об установлении публичного сервитута прилагаются следующие документы с копиями:
- в случае обращения юридического лица: устав либо информация за подписью руководителя юридического лица о том, что оно действует на основании типового устава, утвержденного уполномоченным государственным органом, учредительный договор (для хозяйственных товариществ), свидетельство о государственной регистрации юридического лица, документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего заявление, либо доверенность лица, уполномоченного представлять интересы заявителя;
в случае обращения физического лица – документ, удостоверяющий личность гражданина, либо доверенность лица, уполномоченного представлять интересы заявителя.
В соответствии с п. 2.7 Положения при соответствии заявления и документов требованиям, указанным в п. 2.6 настоящего Положения, земельно-архитектурный отдел администрации обеспечивает сбор и составление следующих документов и информации:
-схемы земельного участка с обозначением сферы действия публичного сервитута, описания местоположения границ земельного участка;
-сведений о собственнике земельного, землепользователе или землевладельце соответствующего земельного участка: полное наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество физического лица; заключения о возможности либо невозможности установления публичного сервитута.
На основании собранных и составленных документов и информации, в том числе заключения о возможности установления публичного сервитута, земельно-архитектурный отдел администрации осуществляет подготовку и согласование проекта постановления администрации Марковского муниципального образования о назначении общественных слушаний.
В случае если публичный сервитут относится к части земельного участка, земельно-архитектурный отдел администрации организует межевание части земельного участка, на которую распространяется сфера действия публичного сервитута, а также внесение сведений о публичном сервитуте в государственный кадастр недвижимости (п. 2.8 Положения).
С учетом результатов общественных слушаний, проведенных в порядке, установленном Разделом 3 настоящего Положения, готовится проект постановления администрации Марковского муниципального образования об установлении публичного сервитута (п. 2.10 Положения).
Подготовку проекта постановления об установлении публичного сервитута осуществляет земельно-архитектурный отдел администрации.
В постановлении администрации Марковского муниципального образования об установлении публичного сервитута указываются:
-содержание публичного сервитута и сфера его действия, в том числе сведения о части земельного участка, который должен быть обособлен (обозначен), для осуществления заинтересованными лицами права ограниченного пользования земельным участком;
-сведения о земельном участке, в отношении которого установлен публичный сервитут: местонахождение, кадастровый номер, площадь;
-сведения о собственнике, землепользователе или землевладельце соответствующего земельного участка: полное наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество физического лица;
-срок действия публичного сервитута;
-указание на обязанность обеспечить государственную регистрацию публичного сервитута.
В случае если публичный сервитут относится к части земельного участка, то к постановлению администрации об установлении публичного сервитута прилагается кадастровый паспорт (кадастровая карта (план)) земельного участка с отображением на нем сферы действия публичного сервитута (п. 2.11 Положения).
В соответствии с п. 2.12 Положения постановление администрации Марковского муниципального образования об установлении публичного сервитута подлежит официальному опубликованию в газете «Жизнь Маркова» и размещению в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте Марковского муниципального образования.
Копия постановления администрации Марковского муниципального образования об установлении публичного сервитута в течение десяти рабочих дней со дня его издания земельно-архитектурным отделом направляется правообладателю (правообладателям) земельного участка, в отношении которого установлен публичный сервитут и инициатору установления публичного сервитута (п. 2.13 Положения).
Разделом 3 названного Положения регламентирован порядок проведения общественных слушаний.
Так, в соответствии с п. 3.3 Положения постановление администрации Марковского муниципального образования о назначении общественных слушаний подлежит официальному опубликованию в газете «Ангарские огни» и размещению в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте Марковского муниципального образования – не позднее, чем за 10 дней до проведения общественных слушаний.
Согласно п. 3.4 Положения с целью организации и проведения общественных слушаний Организатор общественных слушаний выполняет следующие мероприятия:
1) обеспечивает официальное опубликование постановления администрации Марковского муниципального образования о назначении общественных слушаний;
2) определяет секретаря общественных слушаний, ответственного за ведение протокола общественных слушаний, ведение регистрации прибывших участников;
3) обеспечивает ознакомление с документацией, подготовленной с момента обращения заявителя, о возможности установления публичного сервитута всех заинтересованных лиц;
4) письменно информирует о проведении общественных слушаний собственников, землепользователей или землевладельцев земельного участка, в отношении которого устанавливается публичный сервитут (информация направляется заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается лично под роспись), а также обеспечивает информирование населения путем размещения объявлений о проведении общественных слушаний, срок, месте их проведения, о вопросах, выносимых на общественные слушания и других обстоятельствах, имеющих значение для надлежащей подготовки и проведения общественных слушаний;
5) осуществляет иные мероприятия, необходимые для организации и проведения общественных слушаний.
Перед началом общественных слушаний участники общественных слушаний подлежат регистрации. Регистрация участников общественных слушаний обеспечивается организатором общественных слушаний. При регистрации физические лица предъявляют документы, удостоверяющие личность; представители юридических лиц – документы, подтверждающие полномочия представителя, оформленные в установленном законодательством порядке (п. 3.8 Положения).
Установлено и материалами дела подтверждается, что постановлением администрации Марковского муниципального образования № от **/**/**** было назначено проведение общественных слушаний по вопросу ограниченного пользования чужими земельными участками: постоянного публичного сервитута ориентировочной площадью 385 кв.м., в т.ч.: на части земельного участка с кадастровым номером №, №, №.
Постановлением администрации Марковского муниципального образования № от **/**/**** было назначено проведение общественных слушаний по вопросу ограниченного пользования чужими земельными участками: постоянного публичного сервитута ориентировочной площадью 530 кв.м., в т.ч.: на части земельного участка с кадастровым номером №, №. Указанное постановление издано со ссылкой, в том числе на поступившее от председателя ТСЖ «Сибирская березка» ФИО12 заявление.
Постановлением администрации Марковского муниципального образования № от **/**/**** было назначено проведение общественных слушаний по вопросу ограниченного пользования чужими земельными участками: постоянного публичного сервитута ориентировочной площадью 38 кв.м. на части земельного участка с кадастровым номером №.
Названными постановлениями организация и проведение общественных слушаний возложены на земельно-архитектурный отдел администрации.
Указанные постановления о назначении проведения общественных слушаний по вопросу установления постоянного публичного сервитута были опубликованы в газете «Ангарские огни» и размещены в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте Марковского муниципального образования.
По результатам проведения общественных слушаний было принято решение о возможности установления публичного сервитута на части земельных участков, принадлежащих на праве собственности ФИО1. В **/**/**** года администрацией Марковского муниципального образования принят ряд постановлений об установлении публичного сервитута на части земельных участков, принадлежащих ФИО1.
Так, постановлением администрации Марковского муниципального образования № от **/**/**** установлен публичный сервитут площадью ~~~ кв.м. на часть земельного участка общей площадью ~~~ кв.м. с кадастровым номером № по адресу: ...., р....., принадлежащего на праве собственности ФИО1. Как следует из постановления, публичный сервитут на часть земельного участка площадью ~~~ кв.м. требуется для обеспечения доступа к тепловой трассе, расположенной в территориальной зоне застройки малоэтажными жилыми домами (ЖЗ-2), для ремонта инженерных сетей.
Постановлением администрации Марковского муниципального образования № от **/**/**** установлен публичный сервитут площадью ~~~ кв.м. на часть земельного участка общей площадью ~~~ кв.м. с кадастровым номером № по адресу: ...., р..... (разделе на земельные участки в т.ч.: на земельный участок с кадастровым номером № и земельный участок с кадастровым номером №), принадлежащего на праве собственности ФИО1. Как следует из постановления, публичный сервитут на часть земельного участка площадью ~~~ кв.м. требуется для обеспечения доступа к тепловой трассе, расположенной в территориальной зоне застройки малоэтажными жилыми домами (ЖЗ-2), для ремонта инженерных сетей.
Постановлением администрации Марковского муниципального образования № от **/**/**** установлен публичный сервитут площадью ~~~ кв.м. на часть земельного участка общей площадью ~~~ кв.м. с кадастровым номером № по адресу: .... образованного в результате раздела земельного участка с кадастровым номером № принадлежащего на праве собственности ФИО1. Как следует из постановления, публичный сервитут на часть земельного участка площадью ~~~ кв.м. требуется для обеспечения доступа к тепловой трассе, расположенной в территориальной зоне застройки малоэтажными жилыми домами (ЖЗ-2), для ремонта инженерных сетей.
Постановлением администрации Марковского муниципального образования № от **/**/**** установлен публичный сервитут площадью ~~~ кв.м. на часть земельного участка общей площадью ~~~ кв.м. с кадастровым номером № по адресу: ...., р....., образованного в результате раздела земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащего на праве собственности ФИО1. Как следует из постановления, публичный сервитут на часть земельного участка площадью ~~~ кв.м. требуется для обеспечения доступа к тепловой трассе, расположенной в территориальной зоне застройки малоэтажными жилыми домами (ЖЗ-2), для ремонта инженерных сетей.
Так, постановлением администрации Марковского муниципального образования № от **/**/**** установлен публичный сервитут площадью ~~~ кв.м. на часть земельного участка общей площадью ~~~ кв.м. с кадастровым номером № по адресу: ...., р....., принадлежащего на праве собственности ФИО1. Как следует из постановления, публичный сервитут на часть земельного участка площадью ~~~ кв.м. требуется для обеспечения доступа к водопроводным сетям, расположенным в территориальной зоне застройки малоэтажными жилыми домами (ЖЗ-2), для ремонта инженерных сетей.
Постановлением администрации Марковского муниципального образования № от **/**/**** установлен публичный сервитут площадью ~~~ кв.м. на часть земельного участка общей площадью ~~~ кв.м. с кадастровым номером № по адресу: ...., р....., принадлежащего на праве собственности ФИО1. Как следует из постановления, публичный сервитут на часть земельного участка площадью ~~~ кв.м. требуется для обеспечения доступа к водопроводным сетям, расположенным в территориальной зоне застройки малоэтажными жилыми домами (ЖЗ-2), для ремонта инженерных сетей.
Постановлением администрации Марковского муниципального образования № от **/**/**** установлен публичный сервитут площадью ~~~ кв.м. на часть земельного участка общей площадью ~~~ кв.м. с кадастровым номером № по адресу: ...., р....., принадлежащего на праве собственности ФИО1. Как следует из постановления, публичный сервитут на часть земельного участка площадью ~~~ кв.м. требуется для обеспечения доступа к тепловой трассе, расположенной в территориальной зоне застройки малоэтажными жилыми домами (ЖЗ-2), для ремонта инженерных сетей.
Указанные постановления были опубликованы в газете «Ангарские огни» и размещены в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте Марковского муниципального образования.
Административный истец ФИО1, будучи собственником земельных участков, в отношении части которых названными постановлениями администрации Марковского муниципального образования установлен публичный сервитут, обратилась в суд с настоящим административным исковым заявлением, ссылаясь на незаконность данных постановлений.
Оценив в ходе рассмотрения дела по существу в совокупности доводы сторон, представленные доказательства, а также соответствие действий административного ответчика и принятых им нормативно правовых актов нормам действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что при принятии оспариваемых постановлений была нарушена процедура принятия оспариваемых нормативных правовых актов.
Как было указано выше, в соответствии с п. 2.12 Положения о порядке установления и прекращения публичных сервитутов на земельных участках, расположенных на территории Марковского муниципального образования постановление администрации Марковского муниципального образования об установлении публичного сервитута подлежит официальному опубликованию в газете «Жизнь Маркова» и размещению в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте Марковского муниципального образования.
Вместе с тем, в нарушение названного пункта Положения, ни одно из оспариваемых постановлений об установлении публичного сервитута администрацией Марковского муниципального образования не было опубликовано в газете «Жизнь Маркова». Доводы стороны административного ответчика относительно того, что указанная газета выпускается реже, чем газета «Ангарские огни» в связи с чем, было принято решение о публикации постановлений именно в газете «Ангарские огни», суд оценивает критически, исходя из того, что утвержденным Положением предусмотрена обязательное и безальтернативное опубликование постановления об установлении публичного сервитута именно в газете «Жизнь Маркова».
Согласно п.п. 4 п. 3.4 названного Положения с целью организации и проведения общественных слушаний Организатор общественных слушаний выполняет следующие мероприятия, в том числе, письменно информирует о проведении общественных слушаний собственников, землепользователей или землевладельцев земельного участка, в отношении которого устанавливается публичный сервитут (информация направляется заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается лично под роспись), а также обеспечивает информирование населения путем размещения объявлений о проведении общественных слушаний, срок, месте их проведения, о вопросах, выносимых на общественные слушания и других обстоятельствах, имеющих значение для надлежащей подготовки и проведения общественных слушаний.
Доказательств того, что собственник земельных участков, в отношении части которых был установлен публичный сервитут, ФИО1 была письменно проинформирована о проведении общественных слушаний, стороной административного ответчика представлено не было. В материалы дела не представлено соответствующего письма, направленного в адрес собственника земельных участков ФИО1 о ее уведомлении о проведении общественных слушаний, состоявшихся **/**/****, **/**/**** и **/**/****, как и не представлено доказательств вручения ей под роспись соответствующего уведомления.
Представленные в материалы дела стороной административного ответчика квитанции об отправке почтовой корреспонденции, почтовые уведомления и отчеты об отслеживании отправления с почтовым идентификатором как каждое в отдельности, так и в своей совокупности нельзя расценивать как надлежащее уведомление ФИО1 о проведении общественных слушаний. Ни одна из представленных квитанций, почтового уведомления, отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором не содержит сведений о направлении корреспонденции именно ФИО1, все указанные документы содержат информацию о направлении какой-то корреспонденции (отсутствует опись вложения) некой ФИО13, либо просто ФИО14. При этом вся почтовая корреспонденция датирована либо датой проведения общественных слушаний, либо более поздней датой, чем проведение общественных слушаний, что уже само по себе исключает надлежащее уведомление ФИО1, как собственника земельных участков, о проведении общественных слушаний.
Само по себе уведомление представителя ФИО1 – ФИО5 о проведении общественных слушаний, как и присутствие ФИО5 на общественных слушаниях, на что неоднократного ссылалась в ходе рассмотрения дела по существу представитель административного ответчика, не может свидетельствовать о соблюдении административным ответчиком предусмотренного Положением порядка уведомления собственника земельных участков, в отношении которых устанавливается публичный сервитут, о проведении общественных слушаний по данному вопросу.
Ссылка представителя административного ответчика о том, что ФИО5 представляла интересы ФИО1 в ходе проведения общественных слушаний на основании нотариально удостоверенной доверенности от **/**/****, не состоятельна, учитывая, что данная доверенность не предусматривает полномочий ФИО5 по представлению интересов ФИО1 в ходе проведения общественных слушаний по вопросу установления публичных сервитутов. Более того, как неоднократно было отмечено стороной административного истца, из-за большого количества судебных процессов с участием данных лиц, данная доверенность находится в свободном доступе, в связи с чем, нельзя прийти к однозначному выводу о том, что ФИО5 присутствовала на общественных слушаниях как представитель ФИО1, а не как житель .....
Как было отмечено выше, в соответствии с п. 2.5. Положения с инициативой об установлении публичного сервитута могут выступить органы местного самоуправления Марковского муниципального образования (без заявления), юридические и физические лица. Лица, заинтересованные в установлении публичного сервитута (далее заявители) направляю в администрацию Марковского муниципального образования заявлением на имя Главы муниципального образования. Заявление должно содержать указание на адрес заявителя, местонахождение, площадь и кадастровый номер земельного участка, в отношении которого предполагается установить публичный сервитут, цель установления публичного сервитута, обоснование его необходимости, предполагаемый срок и сфера действия публичного сервитута.
К заявлению об установлении публичного сервитута прилагаются следующие документы с копиями:
- в случае обращения юридического лица: устав либо информация за подписью руководителя юридического лица о том, что оно действует на основании типового устава, утвержденного уполномоченным государственным органом, учредительный договор (для хозяйственных товариществ), свидетельство о государственной регистрации юридического лица, документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего заявление, либо доверенность лица, уполномоченного представлять интересы заявителя;
в случае обращения физического лица – документ, удостоверяющий личность гражданина, либо доверенность лица, уполномоченного представлять интересы заявителя.
Только при соответствии заявления и документов требованиям, указанным в п. 2.6 настоящего Положения, земельно-архитектурный отдел администрации обеспечивает сбор и составление последующих документов (п. 2.7 Положения).
Вместе с тем, как следует из постановления администрации Марковского муниципального образования № от **/**/**** «О проведении общественных слушаний по установлению публичного сервитута на земельных участках с кадастровыми номерами №, №, расположенных территории Марковского городского поселения», основанием для рассмотрения вопроса об установлении публичного сервитута на указанных земельных участках послужило заявление председателя ТСЖ «Сибирская березка» ФИО12. Однако данное заявление не соответствует предъявляемым к нему требованиям Положения, в заявлении отсутствует указание площади и местонахождения земельных участков, в отношении которых предполагается установить публичный сервитут, как и отсутствует предполагаемый срок и сфера действия публичного сервитута. К данному заявлению не приложено устава либо информации за подписью руководителя юридического лица о том, что оно действует на основании типового устава, утвержденного уполномоченным государственным органом, свидетельства о государственной регистрации юридического лица, документов, подтверждающих полномочия лица, подписавшего заявление, либо доверенности лица, уполномоченного представлять интересы заявителя, что прямо предусмотрено Положением, в частности п. 2.6).
Как указано в п. 2.11 Положения, в случае если публичный сервитут относится к части земельного участка, то к постановлению администрации об установлении публичного сервитута прилагается кадастровый паспорт (кадастровая карта (план)) земельного участка с отображением на нем сферы действия публичного сервитута. Вместе с тем, в нарушение приведенных положений суду в ходе рассмотрения дела по существу стороной административного ответчика не было представлено в качестве приложения к постановлениям об установлении публичного сервитута соответствующего кадастрового паспорта (кадастровой карты (плана)) земельного участка с отображением на нем сферы действия публичного сервитута.
В нарушение положений 3.11 Положения к протоколу общественных слушаний, проведенных с целью рассмотрения вопросов об установлении публичного сервитута, не приложено списка всех зарегистрированных участников общественных слушаний. Оснований полагать, что такая регистрация велась, что прямо предусмотрено п. 3.8 Положения, у суда не имеется. Доказательств этому стороной административного ответчика не представлено.
Пунктом 17 постановления Пленума Верховного суда РФ от 29.11.2012 № 48 разъяснено, что при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы; форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты; предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования.
Если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта.
Поскольку в ходе рассмотрения дела по существу было установлено, что оспариваемые постановления приняты с нарушением установленного порядка, в том числе с нарушением принятого муниципальным образованием Положения в отсутствие извещения собственника земельных участков, суд приходит к выводу о признании их недействующими полностью со дня принятия.
При этом суд полагает возможным отметить, что административный ответчик не лишен возможности повторного проведения общественных слушаний по вопросу установления публичного сервитута с соблюдением процедуры ее проведения, установленной законом, уставом Марковского муниципального образования и иными локальными нормативными актами.
В соответствии с пунктом 2 ч. 4 ст. 215 КАС РФ решение суда в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу подлежит опубликованию в официальном печатном издании органа местного самоуправления, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренные нормативные правовые акты или их отдельные положения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявленные требования ФИО1 к администрации Марковского муниципального образования - удовлетворить.
Признать не действующими полностью со дня их принятия постановления администрации Марковского муниципального образования:
№ от **/**/**** об установлении публичного сервитута на часть земельного участка с кадастровым номером № по адресу: ...., р....., площадью ~~~ кв.м.,
№ от **/**/**** об установлении публичного сервитута на часть земельного участка с кадастровым номером № по адресу: ...., р....., площадью ~~~ кв.м.,
№ от **/**/**** об установлении публичного сервитута на часть земельного участка с кадастровым номером № по адресу: ...., р....., площадью ~~~ кв.м.,
№ от **/**/**** об установлении публичного сервитута на часть земельного участка с кадастровым номером № по адресу: ...., р....., площадью ~~~ кв.м.,
№ от **/**/**** об установлении публичного сервитута на часть земельного участка с кадастровым номером № по адресу: ...., р....., площадью ~~~ кв.м.,
№ от **/**/**** об установлении публичного сервитута на часть земельного участка с кадастровым номером № по адресу: ...., р....., площадью ~~~ кв.м.,
№ от **/**/**** об установлении публичного сервитута на часть земельного участка с кадастровым номером № по адресу: ...., р....., площадью ~~~ кв.м.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Иркутский районный суд Иркутской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
В окончательной форме решение суда принято 24 июля 2018 года.
Судья: О.В. Барахтенко