ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-787/18 от 26.11.2018 Талдомского районного суда (Московская область)

Адм.дело №2а-787/18

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 ноября 2018 года Талдомский районный суд Московской области в составе председательствующего судьи Никитухиной И.В. при секретаре Ивановой Е.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2 к Администрации Талдомского муниципального района <адрес> о признании решения незаконным, признании нежилого дома жилым строением (домом) пригодным для постоянного проживания,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО2 обратился в суд с административным иском к Администрации Талдомского муниципального района <адрес> о признании решения незаконным, признании нежилого дома жилым строением (домом) пригодным для постоянного проживания.

Требования административного истца основаны на том, что у него в собственности находится двухэтажный нежилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. Указанный дом расположен на земельном участке в с/т «Дубна», который также принадлежат ему на праве собственности. Фактически он проживает в этом доме со своей семьей круглогодично, однако лишены возможности зарегистрироваться по месту проживания. ДД.ММ.ГГГГ он обратился с заявлением о переводе дома из нежилого в жилой. Из ответа администрации от ДД.ММ.ГГГГ следует, что якобы отсутствует порядок перевода садового дома в жилой дом и ему необходимо выполнить строительную экспертизу. Административным истцом было получено техническое заключение, из выводов которого следует, что возведенное строение соответствует требованиям, предъявляемым к жилым домам, пригодным для постоянного проживания, что позволило ему ДД.ММ.ГГГГ вторично обратиться к административному ответчику по данному вопросу. Из ответа административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ следует, что данная услуга не предоставляется. ДД.ММ.ГГГГ административный истец в третий раз обратился с просьбой рассмотреть заявление по существу. В результате его домовладение стало предметом обследования межведомственной комиссией. Согласно Акту обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ его нежилое помещение соответствует требованиям, предъявляемым к жилым домам, пригодным для постоянного проживания. После получения положительного заключения межведомственной комиссии ДД.ММ.ГГГГ он вновь обратился к административному ответчику с просьбой удовлетворить его заявление, однако в ответ пришел отказ с указанием на то, что ему надо обращаться в суд. На основании изложенного просит признать незаконным решение Администрации Талдомского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в переводе нежилого дома из категории нежилого дома в жилой; признать нежилой дом жилым строением (домом), пригодным для постоянного проживания без ограничения права регистрации по месту жительства.

В судебном заседании административный истец ФИО2 требования административного иска поддержал и дополнил, что ему сначала предложили обратиться в БТИ, чтобы сделать заключение. Он обратился в БТИ, заплатил 45000 рублей, но потом выяснилось, что нужно решение межведомственной комиссии. Комиссия была, признала дом пригодным для проживания, но администрация все равно отказала ему в переводе нежилого помещения в жилое. Он считает это незаконным. Его представитель – адвокат ФИО4 дополнил, что земельный участок под нежилым домом относится к землям сельскохозяйственного назначения. Данная категория земель позволяет признать дом пригодным для проживания. Администрация дала ответ о том, что нужно обращаться в суд, причину не указала.

В судебном заседании представитель административного ответчика ФИО5 пояснил, что в ответе от ДД.ММ.ГГГГ указано на то, что истцу предложено выполнить строительную экспертизу и обратиться в суд с исковым заявлением об установлении факта признания его дома пригодным для постоянного проживания, так как дом построен не в границах населенного пункта, а на землях сельскохозяйственного назначения. Кроме того данная услуга не представляется в рамках административного регламента по предоставлению муниципальной услуги. Административный истец просил перевести нежилой дом в жилой. При этом земельный участок расположен на землях сельхозназначения для ведения садоводства. Объект недвижимости должен следовать судьбе земельного участка. Земельный участок должен использоваться в соответствии с целевым назначением. Если бы это были земли населенных пунктов и для ИЖС, то построенный дом мог использоваться для постоянного проживания. Возможно, дом можно использовать для круглогодового проживания, но он не может быть признан жилым, так как необходимо было бы изменить вид разрешенного использования земельного участка. Земельный участок находится на землях сельхозназначения, что не подразумевает строительство жилого дома. Обращение от ДД.ММ.ГГГГ поступило не по регламенту. Оно было по переводу нежилого дома в жилой. Администрация оказывает услугу по переводу нежилого помещения в жилое. По переводу нежилого строения в жилой дом услуга не оказывается. Данное заявление было рассмотрено. Администрация ответила так, так как самостоятельно оказать эту услугу не может. Каких-либо регламентов по решению вопроса о признании садового дома жилым домом нет.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает административный иск подлежащим удовлетворению частично.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Судом установлено, что ФИО2 является собственником земельного участка общей площадью 900 кв.м с кадастровым номером , категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для садоводства, и дома, назначение - нежилое, по адресу: <адрес>

Истец ДД.ММ.ГГГГ обратился в Администрацию Талдомского муниципального района <адрес> с заявлением об изменении назначения садового дома с "нежилого" на "жилой" (л.д.15).

В ответ на указанное обращение Администрация Талдомского муниципального района <адрес>ДД.ММ.ГГГГ направила ФИО2 копию акта обследования жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ и рекомендовала обратиться в суд с требованием о признании помещения жилым, которое отвечает всем требованиям жилого помещения (л.д.17).

ФИО2 просит признать незаконным решение об отказе в переводе нежилого дома в жилой и признать нежилой дом жилым строением (домом), пригодным для постоянного проживания без ограничения права регистрации по месту жительства.

Представитель административного ответчика в суде пояснил, что услуга перевода нежилого помещения в жилое администрацией предоставляется, однако оснований для перевода садового дома в жилой дом не имеется.

Постановлением администрации Талдомского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 2363 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги "Выдача решения о переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение". Данный регламент определяет порядок и стандарт предоставления муниципальной услуги при реализации полномочий по предоставлению муниципальной услуги.

В соответствии с п.6.2.1 Административного регламента результатом предоставления Муниципальной услуги является: в случае отсутствия необходимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого (нежилого) помещения в жилое (нежилое) помещение, и (или) иных работ для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения - Уведомление о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение, оформленное по форме утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении формы уведомления о переводе (Приложение 4 к настоящему Административному регламенту).

В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" от ДД.ММ.ГГГГ, муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления, - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения.

Согласно п. 4 ст. 2 Закона 210-ФЗ административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления муниципальной услуги и стандарт предоставления муниципальной услуги.

В соответствии с п. 1 пп. 1 ст. 6 Закона N 210-ФЗ органы, предоставляющие муниципальные услуги обязаны предоставлять муниципальные услуги в соответствии административным регламентом.

Суд считает, что заявление ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ администрацией по существу не рассмотрено.

При таких обстоятельствах суд не вправе предрешать существо решения, которое должно быть принято уполномоченным на то органом и относится к исключительной его компетенции.

По смыслу закона, суд должен, признав действие незаконным, обязать соответствующий орган или должностное лицо рассмотреть обращение гражданина в порядке, установленном законом, не предрешая существа решения, которое вправе принять орган или должностное лицо исходя из имеющихся у них полномочий.

С учетом изложенного суд признает незаконным решение Администрации Талдомского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, и обязывает Администрацию Талдомского муниципального района <адрес> рассмотреть заявление ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ по существу с выдачей решения в соответствии с Административным регламентом.

В остальной части требований суд ФИО2 отказывает, так как ФИО2 обратился в суд с административным иском, в рамках которого суд проверяет законность действий и решений административного ответчика.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным решение Администрации Талдомского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Администрацию Талдомского муниципального района <адрес> рассмотреть заявление ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ по существу.

В остальной части требований ФИО2 отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Московский областной суд через Талдомский районный суд.

Судья И.В.Никитухина

Решение в окончательной форме

составлено ДД.ММ.ГГГГ года