Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации Дело №2а-787/19
07 июня 2019 года г.Волоколамск
Волоколамский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Е.Н. Коняхиной
при секретаре судебного заседания Т.А. Бойко
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 к Совету депутатов городского поселения Волоколамск Волоколамского муниципального района <адрес> о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ№ Об инициативе об объединении территорий городских поселений Волоколамск, Сычево, сельских поселений Кашинское, Осташевское, Спасское, Теряевское, Чисменское, Ярополецкое Волоколамского муниципального района <адрес> в единое муниципальное образование, результатов публичных слушаний и бездействия Совета депутатов, выразившееся в нарушении процедуры проведения публичных слушаний,
Установил:
ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 обратились в суд с административным исковым заявлениям, просят признать незаконным решение Совета депутатов городского поселения Волоколамск Волоколамского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ Об инициативе об объединении территорий городских поселений Волоколамск, Сычево, сельских поселений Кашинское, Осташевское, Спасское, Теряевское, Чисменское, Ярополецкое Волоколамского муниципального района <адрес> в единое муниципальное образование, признать незаконным бездействие Совета депутатов городского поселения Волоколамск Волоколамского муниципального района <адрес>, выразившееся в нарушении процедуры проведения публичных слушаний, признать недействительными результаты публичных слушаний по вопросу объединения территорий городских поселений Волоколамск, Сычево, сельских поселений Кашинское, Осташевское, Спасское, Теряевское, Чисменское, Ярополецкое Волоколамского муниципального района <адрес> в единое муниципальное образование, ссылаясь на то, что не было заслушано мнение участников публичных слушаний по существу обсуждаемого проекта, заслушанный доклад по обсуждаемому вопросу не содержал проект соответствующего решения, голосование на публичных слушаниях ДД.ММ.ГГГГ не проводилось.
В судебном заседании административные истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО6, представитель административных истцов ФИО4 и ФИО5 по доверенности ФИО7 административное исковое заявление поддержали.
В обоснование заявленных требований также указали, что решение Совета депутатов городского поселения Волоколамск Волоколамского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ является незаконным, противоречащим требованиям действующего законодательства, Уставу городского поселения Волоколамск Волоколамского муниципального района <адрес>, поскольку в связи с удалением главы городского поселения Волоколамск в отставку ДД.ММ.ГГГГ, полномочия депутатов Совета депутатов городского поселения подлежали прекращению. Полагают, что при проведении публичных слушаний была нарушена процедура, административным истцам не дали право на выступление. Административные истцы выступали против объединения, однако их мнение не было учтено. Голосование на публичных слушаниях не проводилось, тем самым был нарушены пункты 6, и 6.1 ст. 10, ст. 19 Устава городского поселения Волоколамск Волоколамского муниципального района <адрес>.
Представитель административного ответчика Совета депутатов городского поселения Волоколамск Волоколамского муниципального района <адрес> по доверенности ФИО8 в судебном заседании административное исковое заявление не признал по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Рассмотрев административный исковое заявление, заслушав доводы административных истцов, представителя административных истцов, административного ответчика, показания свидетелей, изучив представленные доказательства, положения действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По делу установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Совет депутатов городского поселения Волоколамск Волоколамского муниципального района <адрес> выдвинул инициативу объединения территорий городских поселений Волоколамск, Сычево, сельских поселений Кашинское, Осташевское, Спасское, Теряевское, Чисменское, Ярополецкое Волоколамского муниципального района <адрес>.
Решением Совета депутатов городского поселения Волоколамск Волоколамского муниципального района <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ назначено на ДД.ММ.ГГГГ проведение публичных слушаний по вопросу объединения территорий городских поселений Волоколамск, Сычево, сельских поселений Кашинское, Осташевское, Спасское, Теряевское, Чисменское, Ярополецкое Волоколамского муниципального района <адрес>, место проведения <адрес>, административное здание в администрации Волоколамского муниципального района, конференц-зал (1-й этаж). Также указано, что предложения и замечания заинтересованных лиц по указанному вопросу принимаются в письменной форме в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Данное решение в установленном порядке опубликовано в официальном СМИ газете "<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ и на официальном сайте городского поселения Волоколамск в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу:www.volok-grand. ru.
ДД.ММ.ГГГГ состоялись публичные слушания по вопросу объединения территорий городских поселений Волоколамск, Сычево, сельских поселений Кашинское, Осташевское, Спасское, Теряевское, Чисменское, Ярополецкое Волоколамского муниципального района <адрес>.
Протокол публичных слушаний и итоговый документ по результатам публичных слушаний, проведенных на территории городского поселения Волоколамск, по вопросу объединения территорий городских поселений Волоколамск, Сычево, сельских поселений Кашинское, Осташевское, Спасское, Теряевское, Чисменское, Ярополецкое Волоколамского муниципального района <адрес> также были опубликованы в установленном порядке в СМИ газете «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Совет депутатов городского поселения Волоколамск Волоколамского муниципального района <адрес> принял решение № согласиться на объединение территорий городских поселений Волоколамск, Сычево, сельских поселений Кашинское, Осташевское, Спасское, Теряевское, Чисменское, Ярополецкое Волоколамского муниципального района <адрес>.
<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-ОЗ "Об организации местного самоуправления на территории Волоколамского муниципального района" объединены территории городского поселения Волоколамск, городского поселения Сычево, сельского поселения Кашинское, сельского поселения Осташевское, сельского поселения Спасское, сельского поселения Теряевское, сельского поселения Чисменское, сельского поселения Ярополецкое без изменения границ территории Волоколамского муниципального района.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"(далее - Федеральный закон N 131-ФЗ, Закон) наделение муниципальных образований статусом городского, сельского поселения, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района, внутригородской территории городов федерального значения осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными статьями 11 - 13 настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона N 131-ФЗ преобразованием муниципальных образований является объединение муниципальных образований, разделение муниципальных образований, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом сельского поселения, изменение статуса сельского поселения в связи с наделением его статусом городского поселения, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа, изменение статуса городского округа в связи с наделением его статусом городского округа с внутригородским делением либо лишением его статуса городского округа с внутригородским делением, присоединение поселения к городскому округу с внутригородским делением и выделение внутригородского района из городского округа с внутригородским делением.
Преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом. Инициатива населения о преобразовании муниципального образования реализуется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для выдвижения инициативы проведения местного референдума. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти о преобразовании муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти (часть 2 статьи 13 Закона).
Объединение двух и более поселений, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется с согласия населения каждого из поселений, выраженного представительным органом каждого из объединяемых поселений (часть 3 статьи 13 Закона).
В соответствии с ч. 2 ст. 28 Федерального закона N 131-ФЗ публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования или главы местной администрации, осуществляющего свои полномочия на основе контракта. Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или представительного органа муниципального образования, назначаются представительным органом муниципального образования, а по инициативе главы муниципального образования или главы местной администрации, осуществляющего свои полномочия на основе контракта, - главой муниципального образования.
На публичные слушания должны выноситься: вопросы о преобразовании муниципального образования, за исключением случаев, если в соответствии со статьей 13 настоящего Федерального закона для преобразования муниципального образования требуется получение согласия населения муниципального образования, выраженного путем голосования либо на сходах граждан (п. 4 ч. 3).
Решение Совета депутатов городского поселения Волоколамск Волоколамского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ Об инициативе об объединении территорий городских поселений Волоколамск, Сычево, сельских поселений Кашинское, Осташевское, Спасское, Теряевское, Чисменское, Ярополецкое Волоколамского муниципального района <адрес> принято в пределах возложенных на него полномочий и компетенции представительного органа местного самоуправления. Оспариваемое административными истцами решение носит распорядительно-организационный характер и не нарушает прав административных истцов.
Доводы административных истцов, о том, что Совет депутатов городского поселения Волоколамск Волоколамского муниципального района <адрес> не имел полномочий на принятие решения, поскольку в связи с удалением главы городского поселения Волоколамск с ДД.ММ.ГГГГ, полномочия Совета депутатов прекратились в силу п. 10 ст. 30 Устава городского поселения Волоколамск Волоколамского муниципального района <адрес>, основаны на неверном толковании закона.
В соответствии с ч. 6 ст. 36 Федерального закона N 131-ФЗ полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно в случае: отставки по собственному желанию (п. 2) ; удаления в отставку в соответствии со статьей 74.1 настоящего Федерального закона (п.2.1).
Пунктом 13 ст. 31 Устава городского поселения Волоколамск Волоколамского муниципального района <адрес> в качестве самостоятельных оснований досрочного прекращения полномочий главы городского поселения предусмотрена отставка по собственному желанию и удаление в отставку в соответствии со ст. 74.1 Федерального закона №131-ФЗ.
Согласно пункта 10 ст. 30 Устава полномочия Совета депутатов городского поселения прекращаются в связи удалением главы муниципального образования в отставку.
Как следует из решения Совета депутатов городского поселения Волоколамск Волоколамского муниципального района <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ основанием для принятия решения о принятии отставки Главы городского поселения Волоколамск ФИО11 с ДД.ММ.ГГГГ явилось заявление от его имени о прекращении полномочий в связи с отставкой по собственному желанию с ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, заявление главы городского поселения Волоколамск о прекращении полномочий в связи с отставкой по собственному желанию, не свидетельствует о прекращении его полномочий в связи с удалением в отставку, поскольку указанные основания для досрочного прекращения полномочий главы поселения являются самостоятельными, для них предусмотрен разный порядок прекращения полномочий.
Решением Совета депутатов городского поселения Волоколамск Волоколамского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждено Положение о публичных слушаниях в городском поселении Волоколамск.
Согласно пункту 2.1. Положения целью проведения публичных слушаний является обеспечение реализации прав граждан, постоянно или преимущественно проживающих на территории городского поселения, на непосредственное участие в осуществлении местного самоуправления.
В силу пункта 2.2. Положения задачами публичных слушаний являются: доведение до населения муниципального образования полной и точной информации о проектах правовых актов представительного органа или главы муниципального образования, а также вопросов, выносимых на публичное слушание; обсуждение и выяснение мнений населения по проектам нормативных правовых актов органов местного самоуправления городского поселения Волоколамск и вопросам, выносимым на публичные слушания; оценка отношения населения муниципального образования к рассматриваемым представительного органа и главы поселения, а также вопросам, выносимым на публичные слушания; выявление предложений и рекомендаций со стороны населения по важнейшим мероприятиям, проводимым органами местного самоуправления, затрагивающим интересы населения муниципального образования.
Согласно п. 8.1 Положения при проведении публичных слушаний, решение о которых принято Советом депутатов городского поселения Волоколамск, председательствующим на указанных слушаниях может быть представитель представительного органа муниципального образования либо его заместитель, п. 8.7 слово для выступления предоставляется участникам слушаний в порядке поступления заявок в рамках регламента, установленного председательствующим, п. 8.8 продолжительность слушаний определятся характером обсуждаемых вопросов. Председательствующий на слушаниях вправе принять решение о перерыве в слушаниях, п. 8.9 на слушаниях ведется протокол, который подписывается председательствующим, п. 8.12 участники публичных слушаний не выносят каких-либо решений по существу обсуждаемого проекта и не проводят каких-либо голосований.
Доводы административных истцов о бездействии Совета депутатов, выразившегося в нарушении процедуры проведения публичных слушаний, являются несостоятельными. Как установлено судом, предусмотренный законом порядок проведения публичных слушаний по вопросу объединения территорий городских поселений Волоколамск, Сычево, сельских поселений Кашинское, Осташевское, Спасское, Теряевское, Чисменское, Ярополецкое Волоколамского муниципального района <адрес> соблюден. Публичные слушания назначены уполномоченным органом, информация о проведении публичных слушаний доведена до всеобщего сведения в установленном порядке, разъяснены сроки и порядок подачи предложений и замечаний.
Из представленного протокола публичных слушаний по вопросу объединения территорий городских поселений Волоколамск, Сычево, сельских поселений Кашинское, Осташевское, Спасское, Теряевское, Чисменское, Ярополецкое Волоколамского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что для участия в публичных слушаниях зарегистрировано 178 человек – жители городского поселения Волоколамск, в ходе подготовки и проведения публичных слушаний поступило 14 письменных вопросов, заслушано выступающих 14 человек. Представленный протокол отражает различные мнения по обсуждаемому вопросу как "за", так и "против" такого объединения, в протоколе отражены выступления, в том числе административного истца ФИО4, которым был задан вопрос. Также представлены копии заявок на выступление на публичных слушаниях ДД.ММ.ГГГГ, при этом заявок на выступление ФИО5 и ФИО2 не имеется.
Довод административных истцов об отсутствии проекта решения по вынесенному на публичные слушания вопросу, является несостоятельными, поскольку по вопросу объединения территорий городских и сельских поселений действующее законодательство не предусматривает подготовку указанного проекта.
Довод административных истцов о том, что при проведении публичных слушаний не проводилось голосование по вопросу объединения поселений отклоняется, поскольку действующим законодательством не предусмотрено проведение голосования на публичных слушаниях.
Ссылка на пункт 6 и п. 6.1 ст. 10 Устава городского поселения Волоколамск Волоколамского муниципального района <адрес> является ошибочной, поскольку предусматривает выявление мнения населения путем голосования при наделении городского поселения статуса городского округа либо лишения статуса городского округа.
В соответствии со ст. 22 Устава городского поселения Волоколамск Волоколамского муниципального района <адрес> вопросы о преобразовании городского поселения выносятся на публичные слушания, за исключением случаев, если в соответствии со статьей 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" для преобразования муниципального образования требуется получение согласия населения муниципального образования, выраженного путем голосования.
Объединение двух и более поселений, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется с согласия населения каждого из поселений, выраженного представительным органом каждого из объединяемых поселений (часть 3 статьи 13 Закона).
Поскольку объединение городских и сельских поселений не повлекло за собой изменение границ муниципального района, следовательно, выражения согласия населения на объединение путем голосования, не требовалось.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о соблюдении уполномоченным органом местного самоуправления порядка организации и проведения публичных слушаний.
По смыслу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд принимает решение о признании оспариваемого решения, действий (бездействия) недействительными при одновременном наличии двух условий: противоречии их закону и нарушении прав и законных интересов административного истца.
Доказательств, что публичные слушания и их результаты каким-либо образом нарушили права или охраняемые законом интересы административных истцов суду не представлено.
Результаты публичных слушаний носят рекомендательный характер и не являются обязательными, они учитываются при принятии соответствующего решения. Следовательно, публичные слушания и их результаты сами по себе не могут нарушать прав и законных интересов каких-либо лиц.
Кроме того, решение Совета депутатов городского поселения Волоколамск Волоколамского муниципального района <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ№ о согласии на объединение территорий городских поселений Волоколамск, Сычево, сельских поселений Кашинское, Осташевское, Спасское, Теряевское, Чисменское, Ярополецкое Волоколамского муниципального района <адрес> не оспорено.
Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 к Совету депутатов городского поселения Волоколамск Волоколамского муниципального района <адрес> о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ№ Об инициативе об объединении территорий городских поселений Волоколамск, Сычево, сельских поселений Кашинское, Осташевское, Спасское, Теряевское, Чисменское, Ярополецкое Волоколамского муниципального района <адрес> в единое муниципальное образование, результатов публичных слушаний и бездействия Совета депутатов, выразившееся в нарушении процедуры проведения публичных слушаний отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Волоколамский городской суд Московской области.
Председательствующий судья: