ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-787/20 от 25.02.2020 Центрального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело № 2а-787/20

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

25 февраля 2020 года г.Хабаровск

Центральный районный суд г.Хабаровска в составе председательствующего судьи Бисюрко Ю.А., при секретаре судебного заседания Гержан А.А., с участием представителя административного ответчика по доверенности Егорова Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федченко Сергея Николаевича к Пограничному управлению ФСБ России по Хабаровскому краю и ЕАО о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Федченко С.Н. обратился в суд с указанным административным иском к ответчику, в обоснование иска указав следующее.

Федченко С.Н. с 17 октября 1995 года по 15 июля 2018 года проходил военную службу по контракту в Николаевском районе, Хабаровского края «ОКПП г.Николаевск-на-Амуре». Своего собственного жилого помещения не имел и не имеет. За время службы неоднократно обращался к вышестоящему руководству с просьбой предоставить жилое помещение, на что руководство отвечало, что служебного жилья свободного нет.

В 1999-2000 году сотрудник отдела кадров ОКПП собрал всех военнослужащих «ОКПП Николаевск-на-Амуре» в комнате информации и довёл до сведения, что все военнослужащие, подписавшие первый контракт до 1998 года попадают под программу о выдачи сертификатов на приобретения жилья во время службы и при увольнении. После этого все написали рапорта на приобретение сертификатов.

В 2006г. организация заключала договор найма квартир с организацией МОРПОРТ, и истцу предоставили служебную квартиру. Когда организация МОРПОРТ расторгла договор, истец выехал с квартиры и его (временно) прописали по части. 2008г. женился, проживал и до сих пор проживает в квартире жены ФИО4 С 27 марта 1995 года по 9 октября 1995 года, с 1995 года по 15 июля 2018 года военной службы собственного жилого помещения как не было, так по сей день никто не предоставил.

Общий срок прохождения мной военной службы по контракту в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, составил 23 года.

В период прохождения военной службы как нуждающийся в улучшении жилищных условий, жильём обеспечен не был, денежные средства на приобретение или строительство жилого помещения, субсидии в виде безвозмездной финансовой помощи не получал, своего согласия на увольнение с военной службы без предоставления жилья не давал. В настоящее время регистрация по месту жительства при войсковой части , отдел в <адрес> закончилась 30.11.2019. В настоящее время собственного жилого помещения не имеет и прописки тоже.

В Пограничное управление ФСБ РФ по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области с заявлением о предоставлении благоустроенного помещения, соответствующего нормам действующего законодательства РФ обращался не однократно. Первое письмо было отправлено (peг. от ДД.ММ.ГГГГ.). Второе заявление было отправлено (peг. от ДД.ММ.ГГГГ). Третье заявление было отправлено (рег. от ДД.ММ.ГГГГ.). Четвёртое заявление было отправлено (рег. от ДД.ММ.ГГГГ). На заседании жилищной комиссии Пограничного управления ФСБ РФ по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области, на все 4 заявления истцу было отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении. Считает действия Пограничного управления ФСБ РФ по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области неправомерными, нарушающими законное право истца на предоставление жилого помещения.

Истец, ссылаясь на Федеральный закон «О статусе военнослужащих», Постановление Правительства РФ от 06.09.1998г. №1054, Приказ Министра РФ от 21 ноября 1998г. № 517, КАС РФ, просит обязать ответчика предоставить ему жилое помещение.

В судебное заседание административный истец не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом. На основании ст.150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие административного истца.

В судебном заседании представитель административного ответчика Егоров Е.В. иск не признал, пояснил, что административный истец фактически оспаривает решение жилищной комиссии Ответчика от 12 декабря 2018 г. (протокол заседания № 18), утвержденного начальником Пограничного управления ФСБ России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области 21 декабря 2018 г., которым Истцу отказано в принятии его на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении. Жилищные комиссии органов безопасности наделены функциями, вязанными с принятием на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях только военнослужащих, тогда как Истец обратился в Жилищную комиссию Ответчика с заявлением о принятии его и членов семьи на учет лиц, нуждающихся в жилом помещении 21 ноября 2018 г., будучи уволенным с военной службы. Из представленных Истцом документов следует, что им в комиссию не представлены следующие документы: надлежащим образом заверенная копия паспорта; справка из отдела кадров; копия свидетельства о заключении (расторжении) брака. Непредставление военнослужащим в Жилищную комиссию документов, перечень которых установлен Правилами, является безусловным основанием к отказу в признании его нуждающимся в жилом помещении, равно как и обращение в жилищную комиссию не военнослужащего, а лица, уволенного с военной службы. Суммарная площадь жилых помещений, находящихся в собственности членов семьи административного истца, составляет 72,25 кв.м., что значительно превышает учетную норму, установленную решением Хабаровской городской Думы от 19.07.2005 № 109, составляющую 12 кв.м. Истец и члены его семьи не являются нуждающимися в жилье от государства, а наоборот, они обеспечены жилыми помещениями. Истцом пропущен предусмотренный ст.219 КАС РФ трехмесячный срок оспаривания действий должностных лиц, в связи с чем, просил суд применить последствия пропуска обращения в суд. Просил отказать в удовлетворении иска.

Выслушав представителя административного ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Исходя из положений ст.7 Федерального конституционного закона от 23.06.1999 N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации", разъяснений, данных в п.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", рассматриваемый иск подсуден суду общей юрисдикции, поскольку оспариваемое решение жилищной комиссии от 21.12.2018 было принято после увольнения истца с военной службы.

Право военнослужащих на жилище установлено п.1 ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих», согласно которой государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Гарантии жилищных прав военнослужащих, предусмотренные в ФЗ «О статусе военнослужащих» распространяются и на членов их семей.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях, признаются в том числе граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещенеия и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менеее учетной нормы.

Решением Хабаровской городской Думы от 19.07.2005 г. № 109 «О муниципальном жилищном фонде городского округа «Город Хабаровск» установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 12 квадратных метров и менее общей площади жилого помещения на 1 человека, для определения уровня обеспченности граждан общей площадью жилог помещения в целях принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

Из материалов дела следует, что истец с 17 октября 1995 года по 15 июля 2018 года проходил военную службу по контракту в Николаевском районе, Хабаровского края «ОКПП г.Николаевск-на-Амуре».

Приказом войсковой части 9783 от ДД.ММ.ГГГГг. Федченко С.Н. был уволен в запас ВС РФ по возрасту - по достижении предельного возраста пребывания на военной службе (подпункт «а» пункта 1 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»).

В период прохождения военной службы, а также после увольнения истец неоднократно обращался в Жилищную комиссию Ответчика с заявлением о принятии его и членов семьи на учет лиц, нуждающихся в жилом помещении.

Последнее по времени обращение состоялось 21 ноября 2018 года, уже после увольнения с военной службы.

В соответствии с пунктом 3 Правил организации в органах федеральной службы безопасности работы по обеспечению жилыми помещениями, утвержденными приказом ФСБ РФ от 24 октября 2011 г. N 590 (далее - Правила), для признания нуждающимся в жилом помещении, за исключением служебных жилых помещений, и принятия на учет в качестве нуждающегося в таком жилом помещении военнослужащим подается в жилищную комиссию соответствующее заявление по рекомендуемому образцу, к которому прилагаются следующие документы:

а) копии паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность военнослужащего, и указанных паспортов, удостоверяющих личности всех членов его семьи (с отметками о регистрации по месту жительства), а также свидетельств о рождении детей, не достигших 14-летнего возраста;

б) справка подразделения кадров органа безопасности по форме, выдаваемая подразделением кадров органа безопасности по обращению военнослужащего;

в) копии свидетельств о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака);

г) выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства военнослужащего и членов его семьи за последние пять лет до подачи заявления;

д) копии документов, подтверждающих право на предоставление дополнительных социальных гарантий в части жилищного обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Прилагаемые к заявлению копии документов должны быть заверены начальником (заместителем начальника) подразделения кадров органа безопасности.

В случае невозможности представления каких-либо документов, предусмотренных настоящим пунктом, военнослужащим подается рапорт с объяснением причин невозможности их представления.

Из представленных Истцом документов следует, что им в комиссию не представлены следующие документы: надлежащим образом заверенная копия паспорта; справка из отдела кадров; копия свидетельства о заключении (расторжении) брака.

Согласно п.9 Правил отказ в принятии военнослужащего и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении производится в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В силу п.1 ч.1 ст.54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.

Часть 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет.

Решением жилищной комиссии Ответчика от 12 декабря 2018 г. (протокол заседания №18), утвержденным начальником Пограничного управления ФСБ России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области 21 декабря 2018 г., Истцу отказано в принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по тому основанию, что Федченко С.Н. не представил в Жилищную комиссию документы, перечень которых установлен Правилами, а также в связи с тем, что истец обратился в Жилищную комиссию, будучи лицом, уже уволенным с военной службы.

Согласно ч.1 ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов.

Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров (ч.1 ст. 218 КАС РФ).

В соответствии с ч.1 ст.219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пропущенный по указанной в части 6 статьи 219 КАС РФ или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (ч.ч.7,8 ст.219 КАС РФ).

Федченко С.Н. стало известно об имеющемся, по его мнению, нарушении его прав, свобод и законных интересов не позднее даты получения копии выписки из протокола заседания жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, направленной в его адрес письмом от 21.12.2018 по адресу места жительства.

На момент обращения в суд с рассматриваемым иском (17.12.2019 – штамп почтового отделения связи на конверте, в котором исковое заявление поступило в суд) трехмесячный срок, установленный в части 6 статьи 219 КАС РФ, истек. Ходатайств о восстановлении указанного срока административный истец не заявляет, уважительных причин пропуска указанного срока из представленных суду материалов не усматривается.

При изложенных обстоятельствах основания для удовлетворения административного иска отсутствуют.

Кроме того, суд считает необходимым отметить следующее.

Из материалов дела следует, что в связи с предыдущим обращением истца в жилищную комиссию было принято решение (выписка из протокола заседания жилищной комиссии от 27.04.2018) об отказе в принятии на учет истца и членов его семьи (супруги ФИО4, сына ФИО6) в качестве нуждающихся в жилом помещении по тому основанию, что с учетом площади жилых помещений, находящихся в собственности супруги истца и сына истца, истец и члены его семьи обеспечены жилыми помещениями.

При этом вывод об обеспеченности, в том числе истца, жильем сделан с учетом размера площади жилого помещения, принадлежащего супруге истца ФИО4 на праве собственности с 09.08.2005, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 52,3 кв.м.

Однако, указанное жилое помещение было приобретено ФИО4 до заключения брака с истцом (брак заключен 25.10.2008), следовательно, режим совместной собственности супругов, установленный главой 7 Семейного кодекса Российской Федерации, в данном случае не применим.

Вместе с тем, по указанным выше основаниям, административные исковые требования Федченко С.Н. не могут быть удовлетворены, что не является препятствием для обращения истца как в жилищную комиссию в досудебном порядке с соблюдением требований Правил организации в органах федеральной службы безопасности работы по обеспечению жилыми помещениями, так и в суд, за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административных исковых требований Федченко Сергея Николаевича к Пограничному управлению ФСБ России по Хабаровскому краю и ЕАО о предоставлении жилого помещения - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Хабаровска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме – 03.03.2020.

Судья Ю.А. Бисюрко

Копия верна – судья: