ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-787/2021 от 25.10.2020 Бессоновского районного суда (Пензенская область)

Дело №2а-787/2021

УИД58RS0005-01-2021-000673-34

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Бессоновка 25 октября 2020 года

Бессоновский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Гусаровой Е.В.,

при секретаре Михотиной И.Ф.,

рассмотрев административное дело по административному иску администрации Бессоновского района Пензенской области к прокурору Бессоновского района Пензенской области Старкину Н.Ю., прокуратуре Пензенской области, прокуратуре Бессоновского района Пензенской области о признании незаконным и отмене представления прокурора,

У С Т А Н О В И Л:

Администрация Бессоновского района Пензенской области обратилась в суд с административным иском, указав, что 19 апреля 2021 года прокурором Бессоновского района Пензенской области главе администрации Бессоновского района Пензенской области внесено представление об устранении нарушений законодательства при реализации дополнительных гарантий прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В ходе проверки прокурором было установлено, что бюджету Бессоновского района в 2021 году предоставлены субвенции на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, однако на протяжении нескольких месяцев с момента включения расходных обязательств в местный бюджет, администрацией Бессоновского района освоение средств субвенции не начато, конкурсные процедуры в целях приобретения жилых помещений для последующего предоставления детям-сиротам не инициированы, что свидетельствует о несоблюдении администрацией Бессоновского района ст.34, 158 Бюджетного кодекса РФ.

Полагают, что представление внесено ненадлежащему лицу, является незаконным по форме и содержанию, в том числе, в нем не указаны конкретные меры, которые должны быть предприняты для устранения указанных в представлении нарушений, резолютивная часть представления не отвечает требованиям исполнимости, дословно воспроизводит п. 2 ст. 24 ФЗ «О прокуратуре». Указали, что требования о решении вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших нарушения законодательства, носят императивный характер, что является незаконным.

Внесенное представление считают незаконным и подлежащим отмене, поскольку оно не соответствует требованиям статьи 24 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», а также положениям ст.192 ТК РФ.

Просили суд признать незаконным и отменить представление прокурора Бессоновского района Пензенской области Старкина Н.Ю. от 19 апреля 2021 года.

Определениями Бессоновского районного суда Пензенской области от 09 июня 2021 года и 24 июня 2021 года, вынесенными в протокольной форме, к участию в деле в качестве соответчиков привлечены: прокурор Бессоновского района Пензенской области Старкин Н.Ю. и прокуратура Пензенской области.

Представитель административного истца администрации Бессоновского района Пензенской области ФИО1, действующий на основании доверенности от 03 июня 2021 года, в судебном заседании административный иск поддержал. Требование о письменном уведомлении прокуратуры о дне и времени рассмотрения представления и требование о рассмотрении представления с участием представителя прокуратуры района является незаконным. Регламент по рассмотрению представлений прокурора администрацией не разрабатывался. В представлении прокурор указал о нарушение статей 34 и 158 Бюджетного Кодекса РФ, однако в указанных статьях не указаны сроки освоения субвенций. Указал, что со стороны администрации нарушений бюджетного законодательства не имеется, распределением бюджетных средств занимается КУМИ. Прокуратурой проводилась проверка в отношении КУМИ, представление внесено главе администрации незаконно, т.к. КУМИ является самостоятельным юридическим лицом. Указал, что субвенции должны быть освоены до декабря 2021 года, КУМИ уже заложены денежные средства на эти цели, в связи с чем, нарушений не имеется. Пояснил, что внесенным представлением прокурора нарушены права администрации Бессоновского района как органа местного самоуправления, так как незаконно возложены обязанности по устранению нарушений закона, которые администрация не нарушала. Просил административный иск удовлетворить в полном объеме.

Представитель административных ответчиков прокуратуры Пензенской области, прокуратуры Бессоновского района Пензенской области - заместитель прокурора Бессоновского района Пензенской области Макаров А.С., действующий на основании доверенностей, в судебном заседании административный иск не признал. Поддержал отзыв, направленный прокуратурой Пензенской области, согласно которому вывод администрации об отсутствии необходимости письменного уведомления прокуратуры о рассмотрении представления, является необоснованным. В силу действующих положений Закона о прокуратуре, прокурор его заместитель, а также по их поручению другие прокуроры вправе участвовать в рассмотрении внесенных ими представлений и протестов. Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влечет за собой установленную законом ответственность. Изложенное в представлении требование о его рассмотрении с участием представителя прокуратуры основано на нормах названного Закона о прокуратуре и правомерно обязывает администрацию, как уведомить прокурора о времени и месте рассмотрения представления, так и рассмотреть его с участием представителя прокуратуры и не только при рассмотрении представления коллегиальным органом. Несостоятельным также является довод административного истца о том, что в представлении необоснованно указано на нарушение статей 34 и 158 Бюджетного кодекса РФ. Нарушение ст. 34 БК РФ заключаются в не расходовании выделенных бюджетных средств. В течение четырех месяцев с момента включения расходных обязательств в местный бюджет администрацией Бессоновского района освоение средств субвенции начато не было, конкурсные процедуры в целях приобретения жилых помещений для последующего предоставления детям-сиротам инициированы не были. Проверка органами прокуратуры была проведена с целью активизации работы по предоставлению квартир социально незащищенным категориям граждан. Решение о проведении проверки было доведено до уполномоченного органа. Проверка была проведена в отношении КУМИ как уполномоченного органа по закупкам. КУМИ является структурным подразделением администрации Бессоновского района, председатель Комитета подчиняется главе администрации в связи с чем, представление внесенное главе администрации является законным. Указал, что в деятельности администрации выявлены нарушения бюджетного законодательства, что впоследствии может привести к нарушению прав граждан. До настоящего времени денежные средства не освоены.

Прокурор Бессоновского района Пензенской области Старкин Н.Ю. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, от него поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, а также возражения на исковое заявление, которые по существу аналогичны возражениям прокуратуры Пензенской области. В возражениях прокурор просил в удовлетворении административного иска отказать в полном объеме.

Представитель административных ответчиков прокуратуры Бессоновского района Пензенской области, прокуратуры Пензенской области, действующая на основании доверенностей, помощник прокурора Бессоновского района Пензенской области Елисеева Д.В. в судебном заседании административный иск не признала, поддержала возражения на административное исковое заявление. Указала, что представление внесено законно и обосновано, поскольку в деятельности администрации были выявлены нарушения законодательства в бюджетной сфере. Законных оснований для отмены представления не имеется.

Суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав стороны, исследовав и оценив все доказательства в их совокупности, обозрев видеозапись, суд приходит к нижеследующему:

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет в полном объеме следующие обстоятельства: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии со статьями 1 и 22 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон о прокуратуре) прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями на осуществление от имени Российской Федерации надзора за соблюдением действующих на ее территории законов.

Реализуя эти полномочия, прокурор вправе проверять исполнение законов органами и должностными лицами, перечисленными в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона, а также вносить представления об устранении выявленных нарушений закона.

Согласно статье 24 Закона о прокуратуре представление вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению ими, а в случае их несогласия требование прокурора реализуется путем специальных процедур: вынесения самим прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо обращения в суд.

В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания.

По смыслу приведенных правовых норм, а также с учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 24 февраля 2005 года N 84-О при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы (пункт 2 статьи 21), само по себе представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в пункте 1 статьи 21 Закона о прокуратуре органы, должностных лиц устранить допущенные нарушения закона прежде всего в добровольном порядке.

Требование о безусловном исполнении представления прокурора реализуется путем специальных процедур - вынесения самим прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо путем обращения в суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (абзац 1).

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом названного пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия (абзац второй).

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п. 1 настоящей статьи.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом п. 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с п. 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в п. 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 8, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

В соответствии с ч.3 ст. 1 Закона Пензенской области от 22.12.2006 №1176-ЗПО «О наделении органов местного самоуправления Пензенской области отдельными государственными полномочиями Пензенской области и отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Пензенской области» органы местного самоуправления муниципальных образований Пензенской области наделяются полномочиями Пензенской области по обеспечению лиц, указанных в части 1 статьи 5 Закона Пензенской области от 12 сентября 2006 года №1098-ЗПО «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, проживающих на территории Пензенской области» жилыми помещениями.

Судом установлено, что на основании решения заместителя прокурора Бессоновского района Пензенской области от 04 марта 2021 года в отношении КУМИ администрации Бессоновского района Пензенской области проведена проверка исполнения требований законодательства о контрактной системе, противодействия коррупции и собственности (л.д. 55).

В ходе проверки было установлено, что бюджету Бессоновского района в 2021 году предоставлены субвенции на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений в общем объеме 10 547, 6 рублей. Расходование межбюджетных трансфертов надлежало производить путем заключения муниципальных контрактов.

Однако с момента включения расходных обязательств в местный бюджет (24.12.2020) КУМИ администрации Бессоновского района как уполномоченным структурным подразделением на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков Бессоновского района и ответственным за управление муниципальным имуществом, освоение средств субвенции не начато, конкурсные процедуры в целях приобретения жилых помещений для последующего предоставления детям-сиротам не инициированы.

Указанные обстоятельства подтверждаются актом проверки от 19 апреля 2021 года (л.д.<данные изъяты>).

По результатам проведенной проверки прокурором Бессоновского района Пензенской области Старкиным Н.Ю. главе администрации Бессоновского района Пензенской области 19 апреля 2021 года внесено представление об устранении нарушений в сфере бюджетного законодательства с требованием рассмотреть представление с участием представителя прокуратуры Пензенской области, принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, причин и условий, им способствующих; рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности лиц, виновных в допущенных нарушениях федерального законодательства; о результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщить в прокуратуру области в письменной форме, о дне и времени рассмотрении представления письменно уведомить прокуратуру области (л.д.6).

Не согласившись с вынесенным представлением, администрация Бессоновского района Пензенской области обратилась в суд.

В судебном заседании представитель административного истца указал о необоснованности внесения представления в администрацию, поскольку нарушения были выявлены в деятельности КУМИ администрации.

На основании решения представителей Бессоновского района Пензенской области второго созыва от 16 июля 2010 года №370-50/2 создан Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Бессоновского района. С данным доводом истца суд не соглашается по следующим оснвоаниям:

Согласно п.1.3. Положения о КУМИ администрации Бессоновского района комитет является структурным подразделением администрации Бессоновского района с правами юридического лица.

Комитет является уполномоченным органом по управлению и распоряжению муниципальной собственности Бессоновского района (п.1.4. Положения).

В соответствии с п.1.6. Положения в своей деятельности Комитет подчинен главе администрации Бессоновского района и первому заместителю главы администрации Бессоновского района.

Комитет возглавляет Председатель Комитета, который назначается на должность и освобождается от должности распоряжением администрации Бессоновского района (п.п.5.1,5.2 Положения).

На основании изложенного, прокурором Бессоновского района Пензенской области Старкиным Н.Ю. правомерно внесено представление главе администрации Бессоновского района Пензенской области. Нарушений законодательства в данной части судом не установлено.

В соответствии со ст. 140 Бюджетного Кодекса РФ под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке. Субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации формируются в бюджете субъекта Российской Федерации за счет субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета на осуществление органами местного самоуправления отдельных полномочий федеральных органов государственной власти.

Согласно п.2.2.21 Положения КУМИ администрации Бессоновского района несет ответственность за целевое использование выделенных в его распоряжение бюджетных средств, достоверность и своевременное представление установленной отчетности и другой информации, связанной с исполнением бюджета, своевременное составление и утверждение сметы доходов и расходов.

В статье 1 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» указано, что данный Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

Согласно Выписке из бюджета Бессоновского района на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов бюджету Бессоновского района на 2021 год были выделены субвенции на реализацию мероприятия «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в размере 10547,6 руб.

Управлением образования Бессоновского района Пензенской области был сформирован список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигшие возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями и у которых наступило право на обеспечение жилым помещением.

Из ответа КУМИ администрации Бессоновского района от 15.10.2021 №1601 следует, что расходование межбюджетных трансфертов (субвенции) на приобретение (предоставление) жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа по договорам найма специализированных жилых помещений по состоянию на 15 октября 2021 года не осуществлялось. Комитетом было размещено в Единой информационной системе www.zakupki.gov.ru электронных аукционов на «Приобретение жилых помещений для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Электронные аукционы в соответствии с ч.16 ст. 66 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» признаны несостоявшимися по причине отсутствия заявок на участие в электронном аукционе. 12 октября 2021 года размещен электронный аукцион и находится на стадии подачи заявок.

В представлении от 19 апреля 2021 года прокурор указал на несоблюдение администрацией Бессоновского района Пензенской области ст. 34,158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, которые выразились в том, что администрация не приступила к освоению субвенций на реализацию мероприятия «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В соответствии со статьей 34 Бюджетного кодекса принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

Согласно ст. 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: 1) обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств; 2) формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств; 3) ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований; 4) осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований; 5) составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; 6) вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств; 7) вносит предложения по формированию и изменению сводной бюджетной росписи; 8) определяет порядок утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями;9) формирует и утверждает государственные (муниципальные) задания;10) обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении; 12) формирует бюджетную отчетность главного распорядителя бюджетных средств; 12.1) отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств; 13) осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

Распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: 1) осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета; 2) распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и (или) получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; 3) вносит предложения главному распорядителю бюджетных средств, в ведении которого находится, по формированию и изменению бюджетной росписи; 3.1) обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении; 4) в случае и порядке, установленных соответствующим главным распорядителем бюджетных средств, осуществляет отдельные бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится.

Главный распорядитель средств федерального бюджета (государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), бюджета субъекта Российской Федерации (территориального государственного внебюджетного фонда), бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию: 1) о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту; 2) предъявляемым при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных подведомственному ему получателю бюджетных средств, являющемуся казенным учреждением, для исполнения его денежных обязательств; 3) по иным искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, по которым в соответствии с федеральным законом интересы соответствующего публично-правового образования представляет орган, осуществляющий в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования. 3.2. Главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя истца по искам о взыскании денежных средств в порядке регресса в соответствии с пунктом 3.1 статьи 1081 Гражданского кодекса Российской Федерации к лицам, чьи действия (бездействие) повлекли возмещение вреда за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации, казны муниципального образования.

Судом при рассмотрении настоящего дела нарушение администрацией Бессоновского района Пензенской области указанных статей Бюджетного кодекса РФ установлено не было.

Ни ст. 34, ни ст. 158 Бюджетного кодекса РФ не предусмотрены сроки начала освоения субвенций. Кроме того, иные нормы законодательства также указанные сроки не содержат. При этом основанием внесения представления прокурором явилось нарушение законодательства в части отсутствия действий со стороны администрации Бессоновского района Пензенской области по началу освоения субвенций.

На нарушения иных норм законодательства в представлении прокурора Бессоновского района Пензенской области от 19 апреля 2021 года не указано.

При этом суд учитывает правовую позицию, выраженную в п. 61 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 27.09.2016 N 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», согласно которой исходя из ст. 178, части 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении. Однако суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия. Например, при недоказанности обстоятельств, указанных в оспариваемом решении органа государственной власти и послуживших основанием для его принятия, суд не вправе отказать в признании такого решения незаконным, ссылаясь на наличие установленных им иных оснований (обстоятельств) для принятия подобного решения.

При таких обстоятельствах, представление прокурора Бессоновского района Пензенской области от 19 апреля 2021 года является незаконным и подлежит отмене. Указанное представление нарушает права административного истца, поскольку на него возлагаются обязанности по устранению нарушения законодательства, при этом самого нарушения законодательства администрацией Бессоновского района Пензенской области допущено не было.

В нарушение требований пункта 11 статьи 226 КАС РФ, части 2 статьи 62 КАС РФ административным ответчиком не представлено надлежащих доказательств законности оспариваемого представления.

Указание административного ответчика на то, что до настоящего времени денежные средства не освоены, не являются юридически значимым обстоятельством по данному делу, поскольку суд рассматривает законность представления на момент его внесения.

В том же время, суд считает необходимым отметить, что доводы административного истца о том, что требования прокурора в представлении о рассмотрении вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности носят императивный характер, несостоятельны. В своем представлении прокурор предлагает рассмотреть вопрос о привлечении к административной ответственности, а не в категоричной форме выражает волеизъявление на привлечение конкретного лица к дисциплинарной ответственности, что не противоречит ст. 192 ТК РФ, в силу которой за совершение дисциплинарного проступка именно работодатель имеет право применять дисциплинарные взыскания.

Указание администрации Бессоновского района Пензенской области на то, что в представлении не отражены конкретные меры, которые необходимо предпринять для устранения нарушений, в связи с чем, оно незаконное и необоснованное, суд отклоняет, поскольку данное утверждение не основано на законе, нормативными актами не предусмотрено, что прокурор в представлении обязан указать конкретные меры. Кроме того, представление вносилось должностному лицу, обладающему властными полномочиями, - главе администрации Бессоновского района Пензенской области. Данное лицо в силу имеющихся у него прав само может определять меры, которые необходимо предпринять в каждом конкретном случае для устранения нарушений закона, и не может быть ограничено мерами, указанными в представлении, в случае их указания. Прокурор же свою волю по устранению нарушений закона определенным образом может реализовать в порядке гражданского судопроизводства, обратившись с соответствующим иском в суд.

Ссылка административного истца на то, что требования прокурора незаконны в части необходимости уведомления его о дне и времени рассмотрения дела, поскольку представление внесено должностному лицу, а не в коллегиальный орган, не основана на законе.

В силу положений пункта 3 статьи 7 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор, его заместитель, а также по их поручению другие прокуроры вправе участвовать в рассмотрении внесенных ими представлений и протестов, в том числе, коммерческими организациями.

Таким образом, изложенное в представлении требование о его рассмотрении с участием представителя прокуратуры основано на нормах указанного закона. Кроме того, Положение о порядке рассмотрения представлений прокурора администрацией Бессоновского района Пензенской области не разработано, процедура рассмотрения представления не установлена, как и не установлена она законом, в связи с чем, в отсутствие законодательно закрепленного запрета на участие прокурора при единоличном рассмотрении его представления указание на незаконность данного требования неосновательно.

Прокуратура Бессоновского района Пензенской области не является самостоятельным юридическим лицом, поэтому является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу.

Учитывая изложенное, административный иск администрации Бессоновского района Пензенской области к прокуратуре Пензенской области, прокурору Бессоновского района Пензенской области Старкину Н.Ю. о признании незаконным и отмене представления от 19 апреля 2021 года, вынесенного прокурором Бессоновского района Пензенской области Старкиным Н.Ю., законный и подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск администрации Бессоновского района Пензенской области к прокурору Бессоновского района Пензенской области Старкину Н.Ю., прокуратуре Пензенской области о признании незаконным и отмене представления прокурора удовлетворить.

Признать незаконным и отменить представление прокурора Бессоновского района Пензенской области Старкина Н.Ю. от 19 апреля 2021 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Бессоновский районный суд Пензенской области в течение месяца с даты изготовления мотивированного текста судебного решения, которое изготовлено 29 октября 2021 года.

Судья Е.В. Гусарова