ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-788/2018 от 14.03.2018 Ленинскогого районного суда г. Самары (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Самара 14 марта 2018 года

Ленинский районный суд г.Самары в составе

председательствующего судьи Фоминой И.А.

при секретаре Чудесовой Н.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-788/2018 по административному исковому заявлению ФИО1 к Департаменту градостроительства г.о.Самара об оспаривании распоряжения,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 (далее – административный истец, истец) обратилась в суд с административным иском к Департаменту градостроительства г.о.Самара (далее – административный ответчик, ответчик, департамент) об оспаривании распоряжения, указав, что он является собственником земельного участка с кадастровым номером 63:01:0624003:38, площадью 438.6 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратился в Департамент градостроительства г.о.Самара с заявлением о перераспределении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка, находящегося в частной собственности с кадастровым номером 63:01:0624003:38 на основании п.п. 3 п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ, с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в соответствии с которой планировалось осуществить перераспределение земельных участков. Распоряжением Департамента градостроительства г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № РД-2290 административному истцу отказано в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, поскольку схема расположения земельного участка разработана с нарушением предусмотренных ст.11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам. Земельный участок, испрашиваемый для перераспределения, находится границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами.

Ссылаясь на то, что испрашиваемый земельный участок расположен в районе коттеджной застройки около Загородного парка, земельный участок находится в зоне застройки малоэтажными жилыми домами (Ж-2), что подтверждается схемой расположения земельного участка, материалами общедоступных картографических баз с сайта муниципального геопортала Самары (map.samadm.ru), базы 2gis.ru, а также материалами с публичной кадастровой карты (pkk5.rosreestr.ru), истец просил признать не соответствующим закону и нарушающим законные интересы ФИО1 распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № РД-2290 об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, и земельного участка с кадастровым 63:01:0624003:38, находящегося в собственности ФИО1; обязать Департамент градостроительства городского округа Самара в течение 30 дней после вступления в законную силу решения суда по настоящему делу устранить в полном объеме допущенное нарушение прав ФИО1 по заявлению ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ<адрес> принять решение о перераспределении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена и земельного участка с кадастровым номером 63:01:0624003:38, находящегося в собственности ФИО1.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности ФИО2 поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в административном иске.

Представитель административного ответчика по доверенности ФИО3 иск не признала по основаниям, изложенным в возражениях на иск (л.д.63-70).

Изучив материалы дела с учетом доводов лиц, участвующих в деле, суд приходит к выводу, что административный иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц, порядок производства по которым предусмотрен гл. 22 названного кодекса.

Положения ч. 1 ст. 218 КАС РФ предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.

Согласно ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Из материалов дела следует, что ФИО1 на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ является собственником земельного участка с кадастровым номером 63:01:0624003:38, площадью 438.6 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> (л.д.40-42,119).

ФИО1 обратился в Департамент градостроительства г.о.Самара с заявлением о перераспределении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка, находящегося в частной собственности с кадастровым номером 63:01:0624003:38, на основании п.п. 3 п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ, с приложением необходимых документов, в том числе схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в соответствии с которой планировалось осуществить перераспределение земельных участков (л.д.7-9).

Распоряжением и.о.руководителя Департамента градостроительства г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ № РД-2290 истцу отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, на основании на п.п. 11 п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ в связи с тем, что земельный участок, испрашиваемый для перераспределения, находится границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами.

Согласно положениям ст.28 Устава городского округа Самара, Департамент градостроительства городского округа Самара является органом местного самоуправления городского округа Самара, наделяемым Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере градостроительной деятельности.

В соответствии с п.18 Постановления Администрации г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ «О разграничении полномочий в сфере градостроительной деятельности и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» руководитель Департамента градостроительства городского округа Самара наделен полномочиями по принятию решений по вопросу перераспределения земель и (или) земельных участков между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, а также принятию иных решений, предусмотренных главой V.4 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п.1 ст. 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях:

1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;

2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;

3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;

4) земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Согласно п.3 ст.39.29 ЗК, к заявлению о перераспределении земельных участков, в том числе, прилагаются: 1) копии правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на земельный участок, принадлежащий заявителю, в случае, если право собственности не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости; 2) схема расположения земельного участка в случае, если отсутствует проект межевания территории, в границах которой осуществляется перераспределение земельных участков.Статьей 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливается порядок обращения с заявлением о перераспределении таких земельных участков, перечень прилагаемых к заявлению документов, порядок и сроки рассмотрения указанного заявления, а также порядок заключения соглашения о перераспределении земельных участков.

При этом согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации к заявлению о перераспределении земельных участков прилагается, в том числе, схема расположения земельного участка в случае, если отсутствует проект межевания территории, в границах которой осуществляется перераспределение земельных участков.

Основания для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков установлены пунктом 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации.

К таким основаниям, согласно подпункту 11 пункта 9 статьи 39.29 Земельного Кодекса Российской Федерации, относятся случаи, когда имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, в том числе разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации требований к образуемым земельным участкам (подпункт 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков не должно нарушать требования, установленные Земельным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.

Вместе с тем, приложенная к заявлению административного истца схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам, что согласно подпункту 12 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации является основанием для отказа в заключении соглашения.

Согласно представленным документам, а также выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок расположен в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными жилыми домами.

Так, согласно указанной выписке жилой дом с кадастровым номером 63:01:0624006:658 площадью 356,2 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, является многоквартирным жилым домом.

В соответствии со статьей 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: 1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; 2) проектная документация лесных участков; 3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.

При этом согласно требованиям подпункта 4 пункта 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.

В соответствии с приказом Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.04.2017/пр, к видам элементов планировочной структуры отнесены район, квартал, территория общего пользования, за исключением элементов улично-дорожной сети, территория садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан, территория транспортно-пересадочного узла, территория, занятая линейным объектом и (или) предназначенная для размещения линейного объекта, за исключением элементов улично-дорожной сети, улично-дорожная сеть.

Таким образом, элементом планировочной структуры в рассматриваемом случае является квартал. Поскольку в границах кварталов и районов, застроенных многоквартирными домами, образование земельных участков осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, утверждение схемы расположения спорного земельного участка приведет к нарушению требований статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, утверждение схемы расположения спорного земельного участка приведет к нарушению требований статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно пунктам 4 и 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости; к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные Земельным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.

Уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных пунктом 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, учитывая наличие оснований, предусмотренных подпунктом 12 пункта 9 статьи 39.29, а также статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, обжалуемое распоряжение Департамента является законным и обоснованным.

Довод представителя истца с ссылкой на заключение кадастрового инженера от ДД.ММ.ГГГГ о том, что здание с кадастровым номером 63:01:0624004:658 расположено в кадастровом квартале 63:01:0624004, однако земельный участок с кадастровым номером 63:01:0624003:38 и испрашиваемый земельный участок расположены в кадастровом квартале 63:01:0624003, не может быть принят во внимание, поскольку в оспариваемом распоряжении квартал указан, как элемент планировочной структуры, в заключении кадастрового инженера применяется понятие кадастровый квартал, т.е. территориальная единица деления, данные понятия не являются идентичными, в связи с чем заключение кадастрового инженера не влияет на законность оспариваемого распоряжения.

Согласно пункту 62 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

Судебные акты не могут подменять собой решения органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам, отнесенным к их компетенции, когда на эти органы звоном прямо возложена обязанность принятия соответствующих решений.

Таким образом, не подлежат удовлетворению требования административного истца о возложении на административного ответчика обязанности принять решение о перераспределении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена и земельного участка с кадастровым номером 63:01:0624003:38, находящегося в собственности ФИО1, поскольку решение вопроса о принятии либо не принятии данного решения относится к компетенции административного ответчика, суд проверяет законность принятого решения уполномоченного органа.

В соответствии с пунктом 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи (нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд), возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи (соблюдение требований нормативных правовых актов, полномочия органа, основания принятия оспариваемого решения, соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения), - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Доказательств, свидетельствующих о нарушении прав и законных интересов административного истца, в материалы дела не представлено.

По смыслу положений ст.227 КАС РФ для признания незаконными решений, действия (бездействия) органа, должностного лица необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. Отсутствие одного из перечисленных условий является основанием для отказа в удовлетворении требований.

Оснований для признания незаконным оспариваемого распоряжения у суда не имеется – оспариваемое распоряжение принято в соответствии с действующим законодательством, в пределах имеющихся у административного ответчика полномочий и не нарушает прав и законных интересов административного истца, в связи с чем суд считает, что в удовлетворении заявленных требований административного истца следует отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175 - 180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Департаменту градостроительства г.о.Самара об оспаривании распоряжения отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г.Самары.

Мотивированное решение изготовлено 19 марта 2018 года.

Судья И.А.Фомина