ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-788/2022 от 11.05.2022 Синарского районного суда г. Каменск-Уральского (Свердловская область)

Дело № 2а-788/2022

УИД 66RS0012-01-2022-000725-02

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Каменск-Уральский 11 мая 2022 года

Синарский районный суд города Каменска-Уральского Свердловской области в составе: председательствующего судьи Зуевой О.С., при секретаре Подгорбунских Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Кадочниковой Л.А., Кадочникова П.А. к Органу местного самоуправления «Комитет по управлению имуществом Каменск-Уральского городского округа», Администрации Каменск-Уральского городского округа о признании незаконным решения, действий (бездействия), обязании устранить допущенные нарушения,

УСТАНОВИЛ:

Кадочникова Л.А., Кадочников П.А. обратились в суд с административным иском к ОМС «Комитет по управлению имуществом Каменск-Уральского городского округа», Администрации Каменск-Уральского городского округа о признании незаконным решения, действий (бездействия), обязании устранить допущенные нарушения. В обоснование требований административного иска указано, что административными истцами от ОМС «Комитет по управлению имуществом Каменск-Уральского городского округа» было получено извещение № 58 о предоставлении земельного участка. Однако, многодетная семья имела право на получение денежной компенсации взамен земельного участка, но была лишена возможности обратиться надлежащим образом, так как ОМС «Комитет по управлению имуществом Каменск-Уральского городского округа» (далее Комитет) был нарушен порядок ее предоставления. В связи с чем, полагали приказ Комитета от 18.02.2022 № 170 в части предоставления в общую долевую собственность семье Кадочниковых земельного участка, вынесенным с нарушением прав и законных интересов административных истцов. Нарушение прав и законных интересов многодетной семьи Кадочниковых выразилось в том числе в принудительном выселении в местность не имеющую социальной технической инфраструктуры необходимой для данной многодетной семьи: отсутствуют детские сады, школы, детские поликлиники и иные учреждения школьного и дошкольного назначения необходимые для воспитания детей, сам участок не подходит для индивидуального жилищного строительства (далее ЖИС), так как не соответствует требованиям к участкам предназначенных для ИЖС: стоимость рекреационных изысканий фактически превысит стоимость самого участка.

Административные истцы Кадочникова Л.А., Кадочников П.А. будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания в суд не явились.

Представитель административных истцов Рыбников В.А., действующий на основании доверенности от 04.02.2022 сроком действия три года, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, направил ходатайство об отложении судебного заседания, однако уважительности причин неявки суду не представил.

Представитель административного ответчика ОМС «Комитет по управлению имуществом Каменск-Уральского городского округа» Черноскутов С.С., действующий на основании доверенности от 09.01.2019 № 8, сроком действия до 31.12.2022, в судебном заседании исковые требования не признал. Указал, что по мере формирования земельных участков в соответствии с земельным законодательством, Комитет направил уведомление административным истцам о возможности реализации права на предоставление земельного участка. В ответ на уведомление от Кадочниковых поступило согласие на получение земельного участка. 16.02.2022 от Кадочниковых поступило заявление о предоставлении социальной выплаты в замен земельного участка, на которое был дан ответ, что в связи с отсутствием денежных средств, выплата не предоставляется, поскольку в 2022 году в бюджете не предусмотрены денежные средства по данной программе. У Кадочниковых имелась возможность отказаться от предоставленного земельного участка.

Представитель административного ответчика Администрации Каменск-Уральского городского округа – Александрова Ю.А., действующая на основании доверенности № 1833 от 27.04.2021, сроком действия три года, в судебном заседании, а также письменном возражении требования административного иска не признала, указала, что в связи с отсутствием лимитов бюджетных обязательств на предоставление социальной выплаты на 2022 год, требования административного иска не подлежат удовлетворению.

Поскольку явка лиц, участвующих в деле, не признавалась судом обязательной, с учетом положений ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) судом вынесено определение о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав объяснения явившихся участников судебного разбирательства, изучив письменные доказательства в материалах гражданского дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Согласно п. 6 ст. 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления: земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.

Согласно представленной в материалы дела копии заявления от 27.06.2019, копии приказа ОМС «Комитет по управлению имуществом г. Каменска-Уральского» от 03.07.2019 № 726 Кадочникова Л.А. и Кадочников П.А., состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и имеющих трех и более детей, были приняты на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление в собственность бесплатно земельных участков для индивидуального жилищного строительства.

Согласно п. 4 ст. 22 Закона Свердловской области от 07.07.2004 N 18-ОЗ (ред. от 02.03.2022) "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области" гражданам, имеющим трех и более детей, взамен земельного участка, находящегося в государственной собственности Свердловской области, предоставляемого в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 настоящей статьи, с их согласия в целях обеспечения жилыми помещениями предоставляется социальная выплата. Размер социальной выплаты, условия и порядок ее предоставления устанавливаются Правительством Свердловской области.

В силу п. 5 Порядка предоставления социальной выплаты гражданам, имеющим трех и более детей, взамен земельного участка, предоставляемого для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно, утвержденного Решением Городской Думы г. Каменска-Уральского от 21.11.2018 N 419 (ред. от 14.04.2021) "О социальной выплате гражданам, имеющим трех и более детей, взамен земельного участка, предоставляемого для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно" (далее – Порядок) мероприятие по предоставлению гражданам социальных выплат реализуется за счет средств бюджета Каменск-Уральского городского округа в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных главному распорядителю средств местного бюджета. Главным распорядителем средств местного бюджета в целях предоставления социальной выплаты является Администрация Каменск-Уральского городского округа (далее - Администрация городского округа).

Исходя из положений п. 4 ст. 26 Закона Свердловской области от 07.07.2004 N 18-ОЗ (ред. от 02.03.2022) "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области" органы, указанные в пункте 3 настоящей статьи, осуществляют в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации: 1) подготовку документов, необходимых для образования земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности; 2) обеспечение выполнения работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности; 3) обеспечение осуществления государственного кадастрового учета земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Органы, указанные в пункте 3 настоящей статьи, в течение десяти рабочих дней со дня получения кадастровых паспортов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности: 1) формируют перечень земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предназначенных для предоставления гражданам, состоящим на учете граждан в качестве лиц, имеющих право на предоставление в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности; 2) размещают перечень, указанный в подпункте 1 настоящей части, на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Органы, указанные в пункте 3 настоящей статьи, в течение шестидесяти рабочих дней со дня размещения на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" перечня, указанного в подпункте 1 части второй настоящего пункта, направляют гражданам, состоящим на учете граждан в качестве лиц, имеющих право на предоставление в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, извещения о предоставлении таких земельных участков (с указанием кадастрового номера, площади, местоположения).

В случае наличия земельных участков, сформированных в соответствии с пунктом 4 статьи 26 Закона Свердловской области от 7 июля 2004 года N 18-ОЗ "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области" (далее - Закон № 18-ОЗ), уведомление о возможности предоставления социальной выплаты направляется одновременно с извещением о предоставлении земельных участков, находящихся в перечне земельных участков, указанном в пункте 4 статьи 26 Закона № 18-ОЗ.

Пунктом 2 Порядка предусмотрено, что условиями предоставления социальной выплаты являются нахождение многодетной семьи на учете граждан в качестве лиц, имеющих право на предоставление в собственность бесплатно земельных участков для индивидуального жилищного строительства, в органе местного самоуправления «Комитет по управлению имуществом города Каменска-Уральского» (далее – учет, Комитет), и письменный отказ многодетной семьи от предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно.

Как следует из представленной в материалы дела копии извещения ОМС «Комитет по управлению имуществом Каменск-Уральского городского округа» от 12.01.2022 № 58 Кадочникову П.А., Кадочниковой Л.А. был предложен к предоставлению в собственность бесплатно земельный участок с кадастровым номером <*****>, расположенный по адресу Свердловская область, Каменский район, д. <*****> площадью 1053 кв.м., предназначенный для индивидуального жилищного строительства.

14.02.2022 Кадочниковы выразили согласие на предоставление в собственность бесплатно указанного земельного участка, представив необходимые документы в отдел ГБУСО «МФЦ».

Приказом ОМС «Комитет по управлению имуществом Каменск-Уральского городского округа» от 18.02.2022 № 170 было принято решение об однократном бесплатном предоставлении в общую долевую собственность Кадочникову П.А. и Кадочниковой Л.А. земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

Согласно ч. 5 ст. 26 Закона № 18-ОЗ гражданин, состоящий на учете граждан в качестве лиц, имеющих право на предоставление в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в срок, указанный в извещении о предоставлении соответствующего земельного участка, представляет в орган, направивший извещение, письменное согласие на предоставление в собственность бесплатно земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее - письменное согласие на предоставление земельного участка), а также документы, прилагаемые к заявлению о принятии на учет. В письменном согласии на предоставление земельного участка указываются: 1) фамилия, имя и (при наличии) отчество гражданина, место жительства этого гражданина, реквизиты документа, удостоверяющего его личность; 2) кадастровый номер, площадь, местоположение земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, указанные в извещении о его предоставлении; 3) основание предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства из числа предусмотренных подпунктом 3 пункта 2 статьи 22 настоящего Закона Свердловской области оснований; 4) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с гражданином.

Исходя из ч. 6 ст. 26 Закона № 18-ОЗ по результатам рассмотрения документов, указанных в части первой пункта 5 настоящей статьи, органами, указанными в пункте 3 настоящей статьи, принимается одно из следующих решений: 1) решение о предоставлении гражданину земельного участка в собственность бесплатно; 2) решение об отказе в предоставлении гражданину земельного участка в собственность бесплатно.

Поскольку административные истцы в установленный извещением срок предоставили письменное согласие на предоставление в собственность бесплатно земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, а также документы, предусмотренные законом, ОМС «Комитет по управлению имуществом Каменск-Уральского городского округа» правомерно издал приказ № 170 от 18.02.2022 о предоставлении земельного участка.

Согласно ч. 5 ст. 20 Органы местного самоуправления вправе осуществлять расходы за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) на осуществление полномочий, не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона, если возможность осуществления таких расходов предусмотрена федеральными законами. Органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. Финансирование полномочий, предусмотренное настоящей частью, не является обязанностью муниципального образования, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городского округа обладают следующими полномочиями в том числе, предоставление отдельным категориям граждан дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи, устанавливаемых за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) при наличии возможности. (п. 13 ч. 1 ст. 6 Устава муниципального образования Каменск-Уральский городской округ Свердловской области, утвержденного Решением Каменск-Уральской городской Думы от 22.02.2006 N 148 (ред. от 23.03.2022) "О принятии Устава муниципального образования город Каменск-Уральский" – далее Устав).

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 22 Устава в исключительной компетенции Думы городского округа находятся в том числе утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении.

В соответствии с абз. 7 п. 1 ч. 3 ст. 22 Устава к полномочиям Думы городского округа также относятся в том числе установление дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан.

Таким образом, дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан устанавливаются решением Думы Каменск-Уральского городского округа.

Согласно п. 159 приложения № 7 Ведомственной структуры расходов бюджета Каменск-Уральского городского круга на 2021 год, утвержденной Решением Думы Каменск-Уральского городского округа от 16.12.2020 N 772 (ред. от 22.12.2021) "О бюджете Каменск-Уральского городского округа на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов" предусмотрен вид расходов «обеспечение земельными участками многодетных семей» на 2021 год в размере 1 000 000 руб..

В соответствии с приложением № 4 Ведомственной структуры расходов бюджета Каменск-Уральского городского округа на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов, утвержденной Решением Думы Каменск-Уральского городского округа от 22.12.2021 N 40 (ред. от 23.03.2022) "О бюджете Каменск-Уральского городского округа на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов" вид расходов «обеспечение земельными участками многодетных семей» на 2022 год не предусмотрен.

Исходя из ч. 1 ст. 28 Устава администрация городского округа - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения, предусмотренных статьей 5 настоящего Устава и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Свердловской области.

Пунктом 34 ч. 1 ст. 29 Устава предусмотрено, что к полномочиям Администрации городского округа по решению вопросов местного значения относятся в том числе разработка программ по реализации дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан.

В соответствии с п. 7.1. приложения № 2 Плана мероприятий по выполнению программы «Дополнительные меры социальной поддержки населения в Каменск-Уральском городском округе на 2020 – 2026 годы», утвержденного Постановлением Администрации г. Каменска-Уральского от 10.10.2019 N 831 (ред. от 30.12.2021) "Об утверждении муниципальной программы "Реализация социальной политики в Каменск-Уральском городском округе на 2020 - 2026 годы" объем расходов на выполнение мероприятия за счет всех источников ресурсного обеспечения по социальной выплате гражданам, имеющим трех и более детей, взамен земельного участка, предоставляемого для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно составляет 0,00 руб.

Тем самым, поскольку Думой Каменск-Уральского городского округа на 2022 год не предусмотрены лимиты бюджетных обязательств на предоставление социальной выплаты гражданам, имеющим трех и более детей, взамен земельного участка, предоставляемого для индивидуального жилищного строительства, действия ОМС «Комитет по управлению имуществом Каменск-Уральского городского округа» по не предоставлению социальной выплаты в замен земельного участка не могут быть признаны неправомерными.

С учетом изложенного поданный Кадочниковым П.А., Кадочниковой Л.А. административный иск удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Кадочниковой Л.А., Кадочникова П.А. к Органу местного самоуправления «Комитет по управлению имуществом Каменск-Уральского городского округа», Администрации Каменск-Уральского городского округа о признании незаконным решения, действий (бездействия), обязании устранить допущенные нарушения оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Синарский районный суд г. Каменска-Уральского.

Судья: подпись. Зуева О.С.

Решение в окончательной форме изготовлено 25.05.2022.