УИД: 91RS0№-31
Дело № 2а-788/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 мая 2022 года пгт. Ленино
Ленинский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Кузьмина А.В.,
при секретаре Септаровой Л.И.,
с участием представителя истцов ФИО9
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда пгт. Ленино административное дело по административному иску ФИО4, ФИО5 к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору ФИО1, государственному регистратору ФИО2, государственному регистратору ФИО3, о признании незаконными действий и решения государственного регистратора, возложении обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец ФИО4 обратился в суд с указанным выше административным иском, в котором с учетом поданных уточнений, просил признать действия государственного регистратора ФИО1 при рассмотрении заявления истца от ДД.ММ.ГГГГ о снятии с государственного кадастрового учета прекратившего ДД.ММ.ГГГГ свое фактическое существование нежилого здания/летней кухни кадастровый № и прекращении действия прав на него и, как следствие, ее решения об отказе в проведении истребованной регистрации, незаконными полностью; обязать Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым удовлетворить заявление истца от ДД.ММ.ГГГГ о снятии с государственного кадастрового учета нежилого здания/летней кухни кадастровый № и прекращении действия истца на него в связи со сносом, внести в ЕГРН соответствующие изменения; признать незаконными полностью (ошибочными) действия/бездействие государственного регистратора ФИО2 по проведению регистрации ареста земельного участка 0,20 га, кадастровый №, принадлежащего на праве собственности истцу, при исполнении определения Ленинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ о мерах обеспечения иска в деле №; признать незаконными полностью (ошибочными) действия/бездействие государственного регистратора ФИО3 по проведению повторной регистрации ареста земельного участка 0,20 га, кадастровый № при исполнении постановления ОСП по <адрес> УФССП РФ <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ; признать незаконными полностью (ошибочными) действия/бездействие государственного регистратора ФИО2 по проведению третьей регистрации ареста земельного участка 0,20 га, кадастровый №, принадлежащего ФИО4, в счет предписаний постановления пристава-исполнителя ОСП по <адрес>у УФССП РФ по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ об аресте имущества должника ФИО7; обязать Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым провести в установленном законом порядке регистрацию отмены арестов земельного участка 0,20 га, кадастровый №, принадлежащего ФИО4, согласно уведомления от ДД.ММ.ГГГГ исх.90/016/506/2018-2043-834/16, отмены ареста согласно уведомления от ДД.ММ.ГГГГ исх.90/016/506/2018-2380-972/16, отмены ареста согласно уведомления от ДД.ММ.ГГГГ исх.90/016/506/2018-3351-1419/16 с обязательным уведомлением ФИО4 об отмене каждого ареста в отдельности в том же порядке, в каком ему направлялись уведомления о регистрации арестов; обязать Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым внести в книгу учета арестов регистрационную запись о снятии всех ограничений любого вида с географического адреса: <адрес> в <адрес>а Республики Крым; присудить с ответчика в пользу истца судебные расходы, понесенные им в связи с разбирательством настоящего административного дела.
Административное исковое заявление мотивировано тем, что ДД.ММ.ГГГГФИО4, как собственник недвижимого имущества - летней кухни, расположенной по адресу: <адрес>, кадастровый №, снес указанное нежилое строение. ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о снятии снесенного объекта недвижимости с государственного кадастрового учета и прекращения прав на него. Государственный регистратор ФИО1 уклонилась от проведения регистрации, сославшись на необходимость обращения в порядке межведомственного взаимодействия в ОСП по <адрес> УФССП РФ по <адрес> для уточнения актуальности ареста, сведения о котором имелись в ЕГРН. В 30-дневный срок после приостановки регистрации ответ на запрос не поступил, в связи с чем, в проведении регистрации административному истцу было отказано. Полагает, что указанными действиями административного ответчика были нарушены его права и законные интересы. Также административный истец считает, что государственными регистраторами неправомерно трижды проведена регистрация ареста недвижимого имущества и земельного участка с кадастровым номером 90:07:200101:120, принадлежащего административному истцу, расположенных по вышеуказанному адресу. Кроме того, полагает государственную регистрацию ареста географического адреса по <адрес> в <адрес> незаконной, не соответствующей требованиям Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», правилам ведения Единого государственного реестра недвижимости, иным нормативным правовым актам Российской Федерации, регулирующим осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Решением Ленинского районного суда Республики Крым от 26 октября 2020 года в удовлетворении административного иска ФИО4 к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору ФИО1, государственному регистратору ФИО2, государственному регистратору ФИО3, о признании незаконными действий и решения государственного регистратора, возложении обязанности совершить определенные действия отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 30 марта 2021 года решение Ленинского районного суда Республики Крым от 26 октября 2020 года отменено в части отказа в удовлетворении исковых требований ФИО4 о признании незаконными действий государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО1 по рассмотрению заявления от ДД.ММ.ГГГГ относительно объекта недвижимости с кадастровым номером 90:07:200101:2578, в указанной части принято по делу новое решение. Признаны незаконными действия государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО1, выраженные в решении, оформленном сообщением об отказе в государственной регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ, по заявлению ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ о снятии с государственного кадастрового учета и прекращении права собственности на здание с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>. Возложена на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ о снятии с государственного кадастрового учета и прекращении права собственности в отношении здания с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>. Возложена обязанность на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым сообщить в Ленинский районный суд Республики Крым и ФИО4 об исполнении решения суда в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу. В остальной части решение Ленинского районного суда Республики Крым от 26 октября 2020 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба ФИО4 – без удовлетворения.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 03 февраля 2022 года решение Ленинского районного суда Республики Крым от 26 октября 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 30 марта 2021 года в части отказа в удовлетворении административных исковых требований ФИО4 отменено, направлено административное дело в отмеченной части на новое рассмотрение в Ленинский районный суд Республики Крым в ином составе судей. В остальной части данные судебные акты оставлены без изменения.
Определением судьи Ленинского районного суда Республики Крым от 08 апреля 2022 года принято к производству административное дело по административному иску ФИО4 к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору ФИО1, государственному регистратору ФИО8, государственному регистратору ФИО3, о признании незаконными действий и решения государственного регистратора, возложении обязанности совершить определенные действия, для рассмотрения следующих административных исковых требований: признать незаконными полностью (ошибочными) действия/бездействие государственного регистратора ФИО2 по проведению регистрации ареста земельного участка 0,20 га, кадастровый №, принадлежащего на праве собственности истцу, при исполнении определения Ленинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ о мерах обеспечения иска в деле №; признать незаконными полностью (ошибочными) действия/бездействие государственного регистратора ФИО3 по проведению повторной регистрации ареста земельного участка 0,20 га, кадастровый № при исполнении постановления ОСП по <адрес>у УФССП РФ <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ; признать незаконными полностью (ошибочными) действия/бездействие государственного регистратора ФИО2 по проведению третьей регистрации ареста земельного участка 0,20 га, кадастровый №, принадлежащего ФИО4, в счет предписаний постановления пристава-исполнителя ОСП по <адрес>у УФССП РФ по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ об аресте имущества должника ФИО7; обязать Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым провести в установленном законом порядке регистрацию отмены арестов земельного участка 0,20 га, кадастровый №, принадлежащего ФИО4, согласно уведомления от ДД.ММ.ГГГГ исх.90/016/506/2018-2043-834/16, отмены ареста согласно уведомления от ДД.ММ.ГГГГ исх.90/016/506/2018-2380-972/16, отмены ареста согласно уведомления от ДД.ММ.ГГГГ исх.90/016/506/2018-3351-1419/16 с обязательным уведомлением ФИО4 об отмене каждого ареста в отдельности в том же порядке, в каком ему направлялись уведомления о регистрации арестов; обязать Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым внести в книгу учета арестов регистрационную запись о снятии всех ограничений любого вида с географического адреса: <адрес> в <адрес> Республики Крым; присудить с ответчика в пользу истца судебные расходы, понесенные им в связи с разбирательством настоящего административного дела.
Определением судьи Ленинского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ привлечена к участию в деле в качестве соистца ФИО5
В судебном заседании представитель административных истцов ФИО9 иск поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске, и просила суд его удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.
Явка лиц, участвующих в деле, не признана судом обязательной. Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся участников процесса, надлежаще извещенных о слушании дела.
Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных специальными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно части 9 статьи 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, соблюдены ли основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, соблюден ли порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия).
Федеральный закон от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон №218-ФЗ) регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
Частью 3 статьи 1 названного закона предусмотрено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Основания государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав установлены статьей 14 Федерального закона №218-ФЗ.
Исходя из подпунктов 1, 5 пункта 2 статьи 14 Федерального закона №218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости, вступившие в законную силу судебные акты.
Из материалов дела следует, что согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГФИО4 является правообладателем земельного участка с кадастровым номером 90:07:200101:120, расположенного по адресу: <адрес>.
В разделе ограничение прав и обременение объекта недвижимости содержатся сведения о наложении арестов на вышеуказанный земельный участок, а именно ДД.ММ.ГГГГ внесена соответствующая запись № на основании определения Ленинского районного суда Республики Крым об обеспечении иска № от ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ внесена запись № на основании постановления ОСП по <адрес> УФССП России по <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ внесена запись № на основании постановления ОСП по <адрес> УФССП России по <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ.
Так, определением судьи Ленинского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, наложен арест на жилой дом и земельный участок, расположенных по адресу: <адрес>. Запрещено ФИО4 и ФИО7 производить любые действия, направленные на ухудшение технического состояния жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>.
На основании указанного судебного акта государственным регистратором ФИО2ДД.ММ.ГГГГ была проведена государственная регистрация ареста земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, о чем в адрес ФИО4 было направлено уведомление о проведении государственной регистрации ограничения (обременения) права от ДД.ММ.ГГГГ№.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по <адрес> Управления ФССП по <адрес>ФИО10 от ДД.ММ.ГГГГ по исполнению исполнительного документа – исполнительного листа № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Ленинским районным судом Республики Крым по делу №, произведен арест имущества на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>, принадлежащий должнику ФИО4
На основании указанного акта государственным регистратором ФИО3ДД.ММ.ГГГГ проведена государственная регистрация ареста жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>, о чем в адрес ФИО4 было направлено уведомление о проведении государственной регистрации ограничения (обременения) права от ДД.ММ.ГГГГ№.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по <адрес> Управления ФССП по <адрес>ФИО10 от ДД.ММ.ГГГГ по исполнению исполнительного документа – исполнительного листа № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Ленинским районным судом Республики Крым по делу №, произведен арест имущества на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>, принадлежащих должнику ФИО7
На основании указанного акта государственным регистратором ФИО2ДД.ММ.ГГГГ была проведена государственная регистрация ареста жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>, о чем в адрес ФИО4 было направлено уведомление о проведении государственной регистрации ограничения (обременения) права от ДД.ММ.ГГГГ№.
Оценивая правомерность государственной регистрации арестов, произведенной государственными регистраторами в отношении земельного участка с кадастровым номером 90:07:200101:120, расположенного по адресу: <адрес>, на основании вышеуказанных судебного акта и актов судебных приставов-исполнителей, суд исходит из следующего.
В соответствии с частью 13 статьи 32 Федерального закона №218-ФЗ суд или уполномоченный орган, наложившие арест на недвижимое имущество или установившие запрет на совершение определенных действий с недвижимым имуществом либо избравшие залог недвижимого имущества в качестве меры пресечения в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, направляют в орган регистрации прав в срок не более чем три рабочих дня заверенную копию акта о наложении ареста, о запрете совершать определенные действия с недвижимым имуществом или об избрании в качестве меры пресечения залога, а также заверенную копию акта о снятии ареста или запрета, о возврате залога залогодателю или об обращении залога в доход государства.
На основании пункта 8 части 1 статьи 16 Федерального закона №218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются в течение трех рабочих дней с даты поступления в орган регистрации прав судебного акта или акта уполномоченного органа о наложении ареста на недвижимое имущество, или о запрете совершать определенные действия с недвижимым имуществом, или об избрании в качестве меры пресечения залога в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации либо судебного акта или акта уполномоченного органа о снятии ареста или запрета, о возврате залога залогодателю или об обращении залога в доход государства.
В то же время следует учитывать, что согласно части 1 статьи 21 Федерального закона №218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В силу пункта 3 части 1 статьи 29 Федерального закона №218-ФЗ порядок осуществления государственной регистрации прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 27 июня 2014 года №164 утверждено Положение о Государственном комитете по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, согласно пункту 1.2 которого Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым руководствуется, в своей деятельности - Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Конституцией Республики Крым, законами Республики Крым, постановлениями Государственного Совета Республики Крым, указами и распоряжениями Главы Республики Крым, постановлениями и распоряжениями Совета министров Республики Крым, другими нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета, Соглашением между Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и Советом министров Республики Крым о передаче осуществления части полномочий в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, землеустройства, государственного мониторинга земель, а также функций государственного земельного надзора, надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2016 года N 2432-р, а также настоящим Положением.
Приказом Минэкономразвития России от 07 июня 2017 года №278 утвержден Административный регламент Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
В соответствии с пунктом 215 Административного регламента правовая экспертиза документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, осуществляется на предмет наличия или отсутствия установленных Законом о регистрации оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно пункту 221 Административного регламента государственный регистратор прав, устанавливая действительность поданных заявителем документов, проверяет: 1) соответствие документов, в том числе их формы и содержания, требованиям законодательства, действовавшего на момент издания и в месте издания документа; 2) наличие у органа государственной власти (органа местного самоуправления) соответствующей компетенции на издание акта, в том числе наличие полномочий у лица, подписавшего этот акт; 3) соответствие сведений об объекте недвижимого имущества, указанных в представленных документах, сведениям о данном объекте, содержащимся в ЕГРН; 4) наличие прав по распоряжению объектом недвижимости у подписавшего документ лица.
В силу пункта 233 Административного регламента, государственный регистратор прав при проведении правовой экспертизы в случае государственной регистрации прав на недвижимое имущество на основании судебного акта удостоверяется в: 1) надлежащем оформлении копии судебного акта; 2) вступлении судебного акта в законную силу; 3) наличии в судебном акте сведений об объекте недвижимости, правообладателе и виде подлежащего государственной регистрации права.
Проводимая государственным регистратором правовая экспертиза документов представляет собой изучение представленных для государственной регистрации документов в целях установления юридического факта, являющегося бесспорным основанием для возникновения, наличия, перехода, прекращения или обременения (ограничения) прав на недвижимое имущество, поскольку правовые последствия влекут только правомерные действия. Представленные документы изучаются как на предмет подлинности и достоверности, так и на соответствие их формы и содержания требованиям законодательства, действовавшего на момент их издания и в месте издания.
Пределы правовой экспертизы документов определяются необходимостью обеспечения баланса публичных интересов, прежде всего, в части достоверности сведений о правах на недвижимое имущество.
В этой связи при проведении правовой экспертизы документов необходимо учитывать, препятствуют ли выявленные в ходе правовой экспертизы дефекты юридической силы документов возникновению, переходу, прекращению или обременению (ограничению) прав на недвижимое имущество.
Согласно пункту 11 Методических рекомендаций о порядке государственной регистрации прав на недвижимое имущество на основании судебных актов, утвержденных Приказом Росрегистрации от 07 июня 2007 года №112, поступившая в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, копия решения (определения, постановления) о наложении ареста на недвижимое имущество является основанием для государственной регистрации ограничения права, которая проводится без заявления правообладателя. В случае если копия решения о наложении ареста не содержит необходимых для внесения в ЕГРП сведений, рекомендуется запросить орган, наложивший арест на недвижимое имущество, о порядке исполнения решения о наложении ареста.
В свою очередь, статья 202 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предоставляет суду возможность разъяснить решение, не изменяя его содержания.
Однако, государственными регистраторами при проведении правовой экспертизы не была дана надлежащая правовая оценка тому, что определение судьи Ленинского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по <адрес> Управления ФССП по <адрес>ФИО10 от ДД.ММ.ГГГГ, постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по <адрес> Управления ФССП по <адрес>ФИО10 от ДД.ММ.ГГГГ содержали исключительно адрес расположения земельного участка, при этом отсутствовали иные данные, которые бы позволяли точно идентифицировать объект недвижимости (его площадь, кадастровый номер, правообладатель и так далее) и достоверно установить, что арест должен быть наложен именно на спорный земельный участок с кадастровым номером №, принадлежащий административному истцу ФИО4
В то же время из имеющихся в материалах дела выписок из Единого государственного реестра недвижимости следует, что на момент регистрации вышеуказанных обременений в Едином государственном реестре недвижимости имелись записи о двух земельных участках, расположенных по адресу: <адрес>, земельный участок с кадастровым номером №, площадью 2000 +/- 16 кв.м, собственником которого является истец ФИО4, а также земельный участок с кадастровым номером №, площадью 2500 кв.м.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что у государственных регистраторов отсутствовали достаточные данные, которые позволяли провести регистрационные действия по внесению записей об аресте земельного участка с кадастровым номером №, площадью 2000 +/- 16 кв.м, принадлежащего административному истцу ФИО4, а потому имеются основания для признания указанных действий государственных регистраторов незаконными.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается, в том числе, решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В соответствии с ч. 9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
Таким образом, разрешая по существу возникший спор, суд, определяя способ восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений административного истца, считает необходимым возложить на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым обязанность осуществить регистрационные действия по исключению из Единого государственного реестра недвижимости в сведениях об объекте недвижимости - земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, кадастровый №, вышеуказанных записей о регистрации ограничений (обременений) права (арестов).
В части административных исковых требований о возложении на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым обязанности внести в книгу учета арестов регистрационную запись о снятии всех ограничений любого вида с географического адреса: <адрес> в <адрес> Республики Крым, суд отмечает следующее.
В соответствии с пунктом 227 Административного регламента государственный регистратор прав проверяет сведения о наличии (или отсутствии) в органе регистрации прав документов, свидетельствующих о наложении (снятии) арестов и иных запрещений, залоге недвижимого имущества, избранного в качестве меры пресечения в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, препятствующих государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав.
Согласно пунктам 228, 229 Административного регламента в случае если в ЕГРН или в книге учета арестов, запрещений совершения сделок с объектами недвижимого имущества, иных ограничений прав и обременении объектов недвижимого имущества имеется запись об аресте, запрещении совершения сделок с недвижимым имуществом, осуществления в отношении данного объекта регистрационных действий, залоге недвижимого имущества, избранного в качестве меры пресечения в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, установленных до совершения сделки, представления заявления о предоставлении государственной услуги, государственный регистратор прав принимает необходимые меры по получению дополнительных сведений посредством направления письменного запроса в соответствующий орган, принявший такое решение, о том, существовало ли (не было ли прекращено) на момент совершения сделки, представления заявления о предоставлении государственной услуги ограничение, зарегистрированное в ЕГРН и препятствующее проведению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В случае если в ЕГРН или в книге учета арестов, запрещений совершения сделок с объектами недвижимого имущества, иных ограничений прав и обременении объектов недвижимого имущества имеется запись об ограничении права, обременении объекта недвижимости, внесенная до совершения сделки, государственный регистратор прав проверяет также указание на наличие этого ограничения (обременения) в документах, представленных на государственную регистрацию сделки и (или) перехода права.
В соответствии с пунктом 7 Порядка ведения, порядка и сроков хранения реестровых дел и книг учета документов при государственном кадастровом учете, государственной регистрации прав на недвижимость, утвержденного Приказом Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ №П/666 орган регистрации прав ведет книгу учета входящих документов.
Согласно пункту 8 данного Порядка органы регистрации прав ведут следующие книги учета документов: книгу учета входящих документов (далее - КУВД); книгу учета арестов, запрещений совершения сделок с объектами недвижимого имущества, иных ограничений прав и обременений объектов недвижимого имущества (далее - КУА).
В силу пункта 24 Порядка КУА предназначена для внесения записей о поступивших в орган регистрации прав, в том числе: копиях решений уполномоченных органов, принятых в предусмотренном федеральным законом порядке (в том числе судебных актов), о наложении арестов, запрещений совершения сделок с объектами недвижимого имущества, запретов осуществления учетно-регистрационных действий, иных поступающих от данных органов в соответствии с Законом, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации решениях (выписках из них) об ограничении прав на объекты недвижимого имущества, обременении объектов недвижимости (в том числе решениях органов государственной власти, органов местного самоуправления об изъятии объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд), по которым отсутствуют разделы ЕГРН, открытые на соответствующие объекты недвижимости, либо записи о зарегистрированных правах, ограничениях прав, обременениях объекта недвижимости соответствующих лиц в реестре прав на недвижимость (далее - акты об ограничении прав).
По смыслу положений указанных норм записи в книге учета арестов, запрещений совершения сделок с объектами недвижимого имущества, иных ограничений прав и обременений объектов недвижимого имущества имеют своей целью учет документов о наложении арестов и являются лишь основанием для проверки государственным регистратором обстоятельств наличия ограничений, зарегистрированных в ЕГРН и препятствующих проведению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в связи с чем суд приходит к выводу, что сведения в КУА прав административных истцов каким-либо образом не нарушают.
В силу статьи 3 КАС РФ задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
При этом исходя из пункта 1 части 1 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела суд возлагает на административного ответчика обязанность совершить определенные действия лишь в целях устранения нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствий к их осуществлению.
Учитывая изложенное, суд не находит оснований для удовлетворения административных исковых требований о возложении на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым обязанности внести в книгу учета арестов регистрационную запись о снятии всех ограничений любого вида с географического адреса: <адрес> в <адрес> Республики Крым.
При таких обстоятельствах, рассмотрев всесторонне, полно и объективно заявленные требования, выяснив действительные обстоятельства дела, проанализировав имеющиеся в материалах дела доказательств, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для частичного удовлетворения административного искового заявления.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 177-180, 226-227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд -
РЕШИЛ:
Административный иск ФИО4, ФИО5 к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору ФИО1, государственному регистратору ФИО2, государственному регистратору ФИО3, о признании незаконными действий и решения государственного регистратора, возложении обязанности совершить определенные действия удовлетворить частично.
Признать незаконными действия государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО2 по внесению (регистрации) в Единый государственный реестр недвижимости в сведения об объекте недвижимости - земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, кадастровый №, записи о регистрации ограничений (обременений) права (ареста) от ДД.ММ.ГГГГ№.
Признать незаконными действия государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО3 по внесению (регистрации) в Единый государственный реестр недвижимости в сведения об объекте недвижимости - земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, кадастровый №, записи о регистрации ограничений (обременений) права (ареста) от ДД.ММ.ГГГГ№.
Признать незаконными действия государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО2 по внесению (регистрации) в Единый государственный реестр недвижимости в сведения об объекте недвижимости - земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, кадастровый №, записи о регистрации ограничений (обременений) права – (ареста) от ДД.ММ.ГГГГ№.
Возложить на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым обязанность осуществить регистрационные действия по исключению из Единого государственного реестра недвижимости в сведениях об объекте недвижимости - земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, кадастровый №, записей о регистрации ограничений (обременений) права (ареста) от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№.
Возложить обязанность на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым сообщить в Ленинский районный суд Республики Крым и ФИО4, ФИО5 об исполнении решения суда в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
В остальной части административных исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы, представления в Верховный суд Республики Крым через Ленинский районный суд Республики Крым в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья А.В. Кузьмин