ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-788/2023 от 15.06.2023 Каневской районного суда (Краснодарский край)

Дело № 2а-788/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Станица Каневская Краснодарского края 15 июня 2023 года

Каневской районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Сеиной Т.П.,

при секретаре Черкасской О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Поленовой О.Е. в лице представителя по доверенности Чернышук Н.В. к Филиалу ООО «Капитал МС» в Краснодарском крае о признании незаконным отказа в предоставлении результатов контрольно-экспертных мероприятий,

УСТАНОВИЛ:

Представитель административного истца Поленовой О.Е. по доверенности Чернышук Н.В. обратился в суд с административным иском к административному ответчику Филиалу ООО «Капитал МС» в Краснодарском крае о признании незаконным отказа в предоставлении результатов контрольно-экспертных мероприятий.

В обосновании заявленных административных исковых требований указал, что административный истец Поленова О.Е. является дочерью ФИО6, умершего ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ в связи с плохим самочувствием ФИО6 был госпитализирован в ГБУЗ «Каневская ЦРБ» МЗ КК, ДД.ММ.ГГГГ ему проведена ФГДС, и ДД.ММ.ГГГГ он переведен из отделения хирургии в кардиологию, где у него наблюдалась аритмия, ЧСС 130. В период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГФИО6 находился на амбулаторном лечении, а в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - на стационарном лечении, ДД.ММ.ГГГГ он направлен к колопроктологу в ГБУЗ «Научно-исследовательский институт Краевая клиническая больница №1 имени профессора С.В. Очаповского» МЗ КК, где ему провели 2 операции ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГФИО6 умер.

Учитывая, что у близких родственников не было достоверной информации о причинах развития наступивших последствий, а также правильности и дефектов оказания медицинской помощи в ГБУЗ «Каневская ЦРБ» М3 КК, назначаемых обследований и препаратов, течения заболеваний у умершего, ДД.ММ.ГГГГ представитель административного истца обратился в Филиал ООО «Капитал МС» с заявлением о проведении экспертизы качества медицинской помощи, оказанной умершему, и выслать всю истребуемую информацию по почте представителю административного истца.

В связи с незавершенностью контрольно-экспертных мероприятий ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик сообщил о продлении рассмотрения обращения на 30 дней.

ДД.ММ.ГГГГ поступил ответ административного ответчика со ссылкой на положения Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации», в котором представителю административного истца отказано в предоставлении сведений о состоянии здоровья ФИО6, при том, что запрашивались не указанные сведения, а результаты контрольно-экспертных мероприятий.

Представитель административного истца считает отказ в предоставлении запрашиваемой информации незаконным и необоснованным и препятствует административному истцу в защите своих прав путем компенсации морального вреда в связи с некачественно оказанной медицинской помощи своему близкому родственнику.

Просил признать действия Филиала ООО «Капитал МС» в Краснодарском крае, выразившиеся в виде отказа в выдаче результатов контрольно-экспертных мероприятий представителю Поленовой О.Е. по доверенности Чернышук Н.В. незаконным; обязать ООО «Капитал МС» в Краснодарском крае предоставить акт экспертизы качества оказания медицинской помощи ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, представителю Поленовой О.Е. по доверенности Чернышук Н.В..

В судебное заседание административный истец и ее представитель не явились, уведомлены надлежащим образом, в заявлении просили о рассмотрении дела в их отсутствии.

Представитель административного ответчика филиала ООО «Капитал МС» по доверенности ФИО9 в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом, в заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие, представил в суд отзыв на административное исковое заявление, в котором указал, что ответчик заявленные исковые требования не признает в полном объеме. ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был застрахован по обязательному медицинскому страхованию в ООО «Капитал Медицинское Страхование» (ЕНП ). ДД.ММ.ГГГГ в филиал ООО «Капитал МС» в Краснодарском крае поступило заявление Поленовой О.Е. (через представителя Чернышук Н.В.) в отношении ее отца ФИО6 о проведении экспертизы качества медицинской помощи, оказанной в ГБУЗ «Каневская ЦРБ» МЗ КК и ГБУЗ «НИИ-ККБ № 1» МЗ КК. ДД.ММ.ГГГГ филиалом ООО «Капитал МС» в Краснодарском крае было направлено заявителю Поленовой О.Е. и представителю заявителя Чернышук Н.В. уведомление о продлении срока рассмотрения обращения на 30 дней для проведения контрольно-экспертных мероприятий.

После проведения контрольно-экспертных мероприятий было подготовлены заключения по результатам экспертизы качества медицинской помощи: в ГБУЗ «Каневская ЦРБ» МЗ КК: № от ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ; в ГБУЗ «НИИ-ККБ № 1» МЗ КК: от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ филиалом ООО «Капитал МС» в Краснодарском крае был направлен ответ Поленовой О.Е. (и ее представителю Чернышук Н.В.) на ее обращение.

В связи с тем, что ФИО6 не дал письменного согласия и не указал Поленову О.Е. в качестве законного представителя на получение и предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, о факте его обращения за оказанием медицинской помощи, состоянием его здоровья и иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, предоставить сведения о состоянии его здоровья страховая организация ООО «Капитал МС» не вправе.

По заявлению административного истца были проведены экспертизы качества медицинской помощи, оказанной ФИО6 в ГБУЗ «Каневская ЦРБ» МЗ КК и ГБУЗ «НИИ-ККБ № 1» МЗ КК, о чем было сообщено заявителю письменно ДД.ММ.ГГГГ за конф., в ответе сообщалось, что не было письменного согласия на получение и предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, страховая медицинская организация не в праве предоставлять заключение (протокол оценки качества медицинской помощи), в связи с чем по вопросу предоставления результатов контрольно-экспертных мероприятий административный ответчик предложил административному истцу обратиться в медицинскую организацию, кроме того, предоставление акта экспертизы качества оказания медицинской помощи, содержащей врачебную тайну, представителю близкого родственника по доверенности действующим законодательством не предусмотрено. Просит суд отказать в удовлетворении заявленных административных исковых требований в полном объеме.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч.ч.9,11 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление, соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ДД.ММ.ГГГГ умер ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Поленова О.Е. является дочерью ФИО6.

ФИО6ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был застрахован в ООО «Капитал Медицинское Страхование» по обязательному медицинскому страхованию.

ДД.ММ.ГГГГФИО10 и Поленова О.Е. выдали нотариальную доверенность Чернышук Н.В. и еще 2 лицам на представление их интересов во всех судебных, административных и правоохранительных органах, во всех организациях и учреждениях РФ, независимо от форм собственности, со всеми правами, представленными законом заявителю, истцу, ответчику, третьему лицу, подозреваемому, обвиняемому, подсудимому, потерпевшему. Для чего предоставили право, в том числе, делать запросы и получать информацию медицинского характера, а также сведения, составляющие медицинскую тайну, определенную в рамках ФЗ от 21.11.2011 №232-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», в учреждениях здравоохранения (независимо от форм собственности) и в иных учреждениях, обладающих этими сведениями и использовать сведения, составляющие врачебную тайну, по своему усмотрению.

ДД.ММ.ГГГГ представитель Поленовой О.Е. по доверенности Чернышук Н.В. обратился в филиал ООО «Капитал медицинское страхование» в Краснодарском крае с заявлением, в котором просил провести в отношении ГБУЗ «Каневская ЦРБ» МЗ КК, ГБУЗ «Научно-исследовательский институт - Краевая клиническая больница №1 имени профессора С.В. Очаповского» МЗ КК проверку качества оказания медицинской помощи ФИО6 в соответствии с установленными законом сроками, и указать, какие именно нарушения, дефекты оказания медицинской помощи были допущены при оказании медицинской помощи ФИО6, акт экспертизы качества оказания медицинской помощи просил направить ему по почте.

ДД.ММ.ГГГГ филиалом ООО «Капитал медицинское страхование» в Краснодарском крае Поленовой О.Е. и представителю Чернышук Н.В. (для сведения) направлено сообщение о продлении рассмотрения обращения на 30 дней в связи с незавершенностью контрольно-экспертных мероприятий.

ДД.ММ.ГГГГ филиалом ООО «Капитал медицинское страхование» в Краснодарском крае Поленовой О.Е. и представителю Чернышук Н.В. (для сведения) направлен мотивированный ответ, из которого следует, что обращение рассмотрено, организованы и проведены контрольно-экспертные мероприятия. Однако, в связи с тем, что ФИО6 не дал письменного согласия и не указал свою дочь (административного истца) в качестве законного представителя на получение и предоставление сведений, составляющих врачебную тайну о факте его обращения за оказанием медицинской помощи, состоянием его здоровья и иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, отказал в предоставлении сведений о состоянии его здоровья и по вопросу предоставления результатов контрольно-экспертных мероприятий со ссылкой на приказ Министерства здравоохранения РФ от 12.11.2021 №1050н предложил обратиться в медицинскую организацию.

Представитель административного истца, полагая, что отказом административного ответчика нарушены права административного истца, обратился с иском в суд.

Согласно ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

На основании ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

В соответствии с ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа). Перечень сведений конфиденциального характера утвержден Указом Президента РФ № 188 от 06.03.1997, к сведениям, связанным с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, отнесена и врачебная тайна.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования (ОМС), регулируются Федеральным законом от 29.11.2010 №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании» (далее - Федеральным законом от 29.11.2010 №326-ФЗ).

Федеральный закон от 29.11.2010 №326-ФЗ определяет правовое положение субъектов ОМС и участников ОМС, основания возникновения их прав и обязанностей.

Экспертиза качества медицинской помощи - выявление нарушений при оказании медицинской помощи, в том числе оценка своевременности ее оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата. Экспертиза качества медицинской помощи проводится на основании критериев оценки качества медицинской помощи, утвержденных в соответствии с частью 2 статьи 64 Федерального закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (ч. 6 ст. 40 Федерального закона от 29.11.2010 №326-ФЗ).

Согласно ч. 9 ст. 40 Федерального закона от 29.11.2010 №326-ФЗ результаты экспертизы качества медицинской помощи (ЭКМП) оформляются соответствующими заключениями по формам, установленным Федеральным фондом.

Приказом Минздрава РФ от 19.03.2021 №231н утвержден Порядок проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию застрахованным лицам, а также ее финансового обеспечения.

В соответствии с п. 43 Порядка в случае составления экспертного заключения (протокола) и заключения о результатах медико-экономической экспертизы в форме документа на бумажном носителе, они составляются в двух экземплярах, один из которых передается в медицинскую организацию, другой остается в страховой медицинской организации/территориальном фонде/Федеральном фонде.

Согласно ч. 12 ст. 40 Федерального закона от 29.11.2010 №326-ФЗ по результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи Федеральный фонд, территориальный фонд и (или) страховая медицинская организация в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, информируют застрахованных лиц о выявленных нарушениях при оказании им медицинской помощи в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.

Указанный порядок информирования застрахованных лиц утвержден Приказом Министерства здравоохранения РФ от 08.04.2021 № 317н по вопросам информирования застрахованных лиц о выявленных нарушениях при оказании им медицинской помощи в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования.

В соответствии с п. 3 Порядка информирование осуществляется с соблюдением требований Федерального закона от 27 июля 2006г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и статьи 13 Федерального закона от 21 ноября 2011г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 323-ФЗ).

Согласно ч.ч.1, 2, 3 ст. 13 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, в том числе после смерти человека, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении трудовых, должностных, служебных и иных обязанностей, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи. Разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам, в том числе должностным лицам, в целях медицинского обследования и лечения пациента, проведения научных исследований, их опубликования в научных изданиях, использования в учебном процессе и в иных целях допускается с письменного согласия гражданина или его законного представителя. Согласие на разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, может быть выражено также в информированном добровольном согласии на медицинское вмешательство.

В силу ч. 3.1 ч. 13 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ после смерти гражданина допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, супругу (супруге), близким родственникам (детям, родителям, усыновленным, усыновителям, родным братьям и родным сестрам, внукам, дедушкам, бабушкам) либо иным лицам, указанным гражданином или его законным представителем в письменном согласии на разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, или информированном добровольном согласии на медицинское вмешательство, по их запросу, если гражданин или его законный представитель не запретил разглашение сведений, составляющих врачебную тайну.

Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством, по запросу органов прокуратуры в связи с осуществлением ими прокурорского надзора, по запросу органа уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением уголовного наказания и в других случаях, предусмотренных Федеральным законом (ч.4 ст.13 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ).

Установлено, что ФИО6 не дал письменного согласия и не указал Поленову О.Е. в качестве законного представителя на получение и предоставление сведений, составляющих врачебную тайну о факте его обращения за оказанием медицинской помощи, состоянием его здоровья и иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении.

Согласно ч. 4 ст. 22 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ пациент либо его законный представитель имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, и получать на основании такой документации консультации у других специалистов. Супруг (супруга), близкие родственники (дети, родители, усыновленные, усыновители, родные братья и родные сестры, внуки, дедушки, бабушки) либо иные лица, указанные пациентом или его законным представителем в письменном согласии на разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, или информированном добровольном согласии на медицинское вмешательство, имеют право непосредственно знакомиться с медицинской документацией пациента, в том числе после его смерти, если пациент или его законный представитель не запретил разглашение сведений, составляющих врачебную тайну. Порядок ознакомления с медицинской документацией пациента устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с ч. 5 ст. 22 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ пациент либо его законный представитель имеет право по запросу, направленному в том числе в электронной форме, получать отражающие состояние здоровья пациента медицинские документы (их копии) и выписки из них, в том числе в форме электронных документов. Супруг (супруга), близкие родственники (дети, родители, усыновленные, усыновители, родные братья и родные сестры, внуки, дедушки, бабушки) либо иные лица, указанные пациентом или его законным представителем в письменном согласии на разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, или информированном добровольном согласии на медицинское вмешательство, имеют право получать медицинские документы (их копии) и выписки из них, в том числе после его смерти, если пациент или его законный представитель не запретил разглашение сведений, составляющих врачебную тайну. Порядок и сроки предоставления медицинских документов (их копий) и выписок из них устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В указанном законе также определены полномочия Министерства здравоохранения России по утверждению: порядка ознакомления пациента либо его законного представителя с медицинской документацией, отражающей состояние здоровья пациента, в том числе после его смерти (Приказ Министерства здравоохранения РФ от 12 ноября 2021 г. №1050н «Об утверждении Порядка ознакомления пациента либо его законного представителя с медицинской документацией, отражающей состояние здоровья пациента»); порядка и сроков предоставления медицинских документов (их копий) и выписок из них (Приказы Министерства здравоохранения РФ: от 14 сентября 2020 г. № 972н «Об утверждении Порядка выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений» и от 31 июля 2020 г. № 789н «Об утверждении порядка и сроков предоставления медицинских документов (их копий) и выписок из них»).

Приказом Минздрава России от 31 июля 2020 года № 789н «Об утверждении порядка и сроков предоставления медицинских документов (их копий) и выписок из них» регламентирован порядок предоставления гражданам медицинских документов (их копий) и выписок из них, в том числе в электронной форме.

Согласно п. 2 названного Порядка для получения медицинских документов (их копий) или выписок из них пациент либо его законный представитель представляет запрос о предоставлении медицинских документов (их копий) и выписок из них на бумажном носителе (при личном обращении или по почте) либо запрос, сформированный в форме электронного документа, подписанного пациентом либо его законным представителем с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи или простой электронной подписи.

На основании заключения по результатам контрольно-экспертных мероприятий страховой медицинской организацией/территориальным фондом/Федеральным фондом составляется заключение о результатах медико-экономической экспертизы и/или экспертизы качества медицинской помощи по форме, утверждаемой Федеральным фондом, в котором указывается сумма неоплаты и (или) уменьшения оплаты оказания медицинской помощи, и суммы выставленных штрафов за неоказание, несвоевременное оказание либо оказание медицинской помощи ненадлежащего качества.

Соответственно, экспертное заключение - это документ, который влияет на взаимные обязательства медицинской организации, страховой медицинской организации и фонда обязательного медицинского страхования, следствием которых является возможность неоплаты или неполной оплаты затрат на оказание медицинской помощи, а также уплаты медицинской организацией штрафов за неоказание, несвоевременное оказание, ненадлежащее оказание медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования.

В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 13 января 2020 года № 1-П «По делу о проверке конституционности частей 2 и 3 статьи 13, пункта 5 части 5 статьи 19 и части 1 статьи 20 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в связи с жалобой гражданки ФИО11» сформулирована правовая позиция, согласно которой Закон об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации не содержит положений, которые бы определяли после смерти пациента правовой режим доступа к информации о состоянии его здоровья и медицинской документации, в частности, его супруга (супруги), близких родственников, а также лица, указанного в информированном добровольном согласии пациента на медицинское вмешательство в качестве лица, которому в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья, и каким должен быть объем сообщаемой информации, форма и сроки ее предоставления. Впредь до внесения в законодательство необходимых изменений, вытекающих из данного постановления, медицинским организациям надлежит по требованию супруга (супруги), близких родственников (членов семьи) умершего пациента, лиц, указанных в его информированном добровольном согласии на медицинское вмешательство, предоставлять им для ознакомления медицинские документы умершего пациента, с возможностью снятия своими силами копий (фотокопий), а если соответствующие медицинские документы существуют в электронной форме - предоставлять соответствующие электронные документы. При этом отказ в таком доступе может быть признан допустимым только в том случае, если при жизни пациент выразил запрет на раскрытие сведений о себе, составляющих врачебную тайну, что послужило основанием для внесения Федеральным законом от 2 июля 2021 года № 315-ФЗ изменений в Закон № 323-ФЗ.

Конституционный Суд Российской Федерации отмечал, что медицинская информация, непосредственно касающаяся не самого гражданина, а его умерших близких (супруга, родственника и др.), как связанная с памятью о дорогих ему людях, может представлять для него не меньшую важность, чем сведения о нем самом, а потому отказ в ее получении, особенно в тех случаях, когда наличие такой информации помогло бы внести ясность в обстоятельства смерти, существенно затрагивает его права - как имущественные, так и личные неимущественные. Когда речь идет о смерти человека, не ставится под сомнение реальность страданий членов его семьи. Это тем более существенно в ситуации, когда супруг или родственник имеет подозрения, что к гибели близкого ему человека привела несвоевременная или некачественно оказанная медицинская помощь (Постановление от 6 ноября 2014 года № 27-П и Определение от 9 июня 2015 года № 1275-О).

По мнению представителя административного истца, поскольку отец административного истца ФИО6 умер, и у Поленовой О.Е. отсутствует достоверная информация о причинах развития наступивших последствий, а также правильности и дефектов оказания медицинской помощи, назначаемых обследований и препаратов, течения заболевания, заявитель имеет право на получение соответствующей информации.

Исходя из системного анализа вышеприведенного правового регулирования, административный ответчик обязан проинформировать о проведении экспертизы качества медицинской помощи, о результатах экспертизы, о выявленных или не выявленных дефектах и правовой возможности получения заключения (судебный запрос, требования органов дознания и следствия, прокурора). При этом, предоставлять такую информацию административному истцу в рассматриваемом случае административный ответчик не имеет права.

Порядок предоставления информации о результатах контрольно-экспертных мероприятий близким родственникам умершего пациента страховыми медицинскими организациями Приказом Министерства здравоохранения РФ от 08.04.2021 № 317н не регулируется.

Вместе с тем, вторые экземпляры заключений по результатам контрольно-экспертных мероприятий (МЭЭ, ЭКМП) передаются страховой медицинской организацией в медицинскую организацию, которые вправе ознакомить по запросу близких родственников умерших пациентов с медицинской документацией, отражающей состояние здоровья пациента, включая заключение по результатам МЭЭ/ЭКМП в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения РФ от 12 ноября 2021 г. № 1050н «Об утверждении Порядка ознакомления пациента либо его законного представителя с медицинской документацией, отражающей состояние здоровья пациента».

Так, в п. 2 Порядка вышеуказанного Приказа установлен перечень близких родственников (супруг (супруга), дети, родители, усыновленные, усыновители, родные братья и родные сестры, внуки, дедушки, бабушки либо иные лица, указанные пациентом), которые вправе в медицинской организации по их запросу знакомиться с медицинской документацией пациента, в том числе после его смерти, если пациент или его законный представитель не запретил разглашение сведений, составляющих врачебную тайну.

Как усматривается из материалов дела, документы, запрашиваемые представителем административного истца, содержат сведения, содержащие врачебную тайну, и в силу вышеприведенных правовых норм после смерти ФИО6 могут быть предоставлены только определенному кругу лиц: супругу (супруге), близким родственникам (детям, родителям, усыновленным, усыновителям, родным братьям и родным сестрам, внукам, дедушкам, бабушкам), при условии, что пациент или его законный представитель не запретил разглашение сведений, составляющих врачебную тайну.

Представители родственников в круг таких лиц не входят, соответственно такая информация не может быть им предоставлена.

Исходя из положений п. 1 ч. 2 ст.227 КАС РФ, оспариваемое решение, действие (бездействие) может быть признано незаконным при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения такими решением, действиями (бездействием) прав законных интересов заявителя.

При недоказанности хотя бы одного из названных условий заявление не может быть удовлетворено.

При таких обстоятельствах, суд считает, что отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований о признании действий ответчика по отказу в выдаче медицинской документации представителю дочери умершего и обязании предоставления запрашиваемых документов незаконными.

Полномочий представителя на получение указанной медицинской документации в доверенности не имеется, поскольку в доверенности Поленова О.Е. имела право дать разрешение на получение медицинской документации только лично в отношении нее, а не в отношении иных лиц, в том числе умерших.

Таким образом, судом достоверно установлено, что административный ответчик при рассмотрении обращения представителя административного истца, действовал в рамках своей компетенции и в соответствии с действующим законодательством.

Ссылки на судебную практику не могут быть приняты во внимание, поскольку при принятии решения судом учитываются обстоятельства, установленные в конкретном административном деле.

С учетом вышеизложенного, установив юридически значимые для разрешения дела обстоятельства, исследовав и оценив в совокупности доказательства по делу, суд приходит к выводу, что в удовлетворении административных исковых требований представителя административного истца следует отказать, так как они являются необоснованными и направлены на иное толкование действующего законодательства.

Руководствуясь ст.ст.175 - 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска Поленовой О.Е. в лице представителя по доверенности Чернышук Н.В. к Филиалу ООО «Капитал МС» в Краснодарском крае о признании незаконным отказа в предоставлении результатов контрольно-экспертных мероприятий отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Каневской районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме принято 19.06.2023.

Председательствующий