ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-789/18 от 23.07.2018 Ахтубинского районного суда (Астраханская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 июля 2018 года г. Ахтубинск Астраханской области

Ахтубинский районный суд Астраханской области в составе: председательствующего судьи Шалекешова А.Х.,

при секретаре Мусагалиевой А.С.,

с участием представителя административного истца ФИО1, представителя административного ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ахтубинске в помещении Ахтубинского районного суда дело по административному исковому заявлению Ахтубинского городского прокурора Астраханской области к администрации муниципального образования «Город Ахтубинск», межведомственной комиссии муниципального образования «Город Ахтубинск» о признании заключения незаконным,

установил:

Ахтубинский городской прокурор Астраханской области обратился в суд с административным иском к администрации МО «Город Ахтубинск» и межведомственной комиссии МО «Город Ахтубинск» о признании заключения от ДД.ММ.ГГГГ незаконным. Указал, что оспариваемым заключением грубо нарушаются права собственников многоквартирного дома на безопасное и комфортное проживание. Заседанием межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ выявлены основания для признания дома по <адрес> аварийным и подлежащим реконструкции. Распоряжением Главы МО «Город Ахтубинск» от ДД.ММ.ГГГГ дом признан аварийным и подлежащим реконструкции. ДД.ММ.ГГГГ межведомственная комиссия вынесла оспариваемое заключение о признании не действующим заключения от ДД.ММ.ГГГГ. Прокурор указывает, что вопрос о признании решения межведомственной комиссии не действующим, не относится к компетенции самой межведомственной комиссии. Подобные заключения могут быть обжалованы заинтересованными лицами в судебном порядке. Кроме того, собственники многоквартирного <адрес> о времени и месте заседания межведомственной комиссии не были уведомлены, вследствие чего, были лишены права участвовать в работе комиссии. Прокурор, обращаясь в интересах неопределенного круга лиц, просил признать заключение межведомственной комиссии администрации МО «Город Ахтубинск» от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.

Представитель административного истца ФИО1 в судебном заседании административные исковые требования поддержала в полном объёме. Пояснила, что в полномочия межведомственной комиссии не входит возможность признания не действующим заключения данной комиссии. Оспаривание подобного заключения возможно лишь в судебном порядке. При вынесении оспариваемого заключения, не были поставлены в известность собственники жилых помещений данного многоквартирного жилого дома, о чем стало известно из их обращения в прокуратуру Астраханской области. Проведена проверка, опрошены собственники квартир, подтвердившие это. Ранее при оспаривании подобных заключений, которыми отменялось заключение от ДД.ММ.ГГГГ, указывалось, в том числе, Астраханским областным судом о том, что отмена заключения в подобном порядке незаконна.

Представитель административного ответчика – администрации МО «Город Ахтубинск» ФИО2 возражала против удовлетворения административного иска Ахтубинского городского прокурора. Пояснила, что к администрации МО «Город Ахтубинск» административным истцом никаких требований не заявлено. Заключение вынесено законно, при рассмотрении обращения граждан.

В отзыве на административное исковое заявление представителем административного ответчика указано, что подобное заключение может быть обжаловано в судебном порядке. Может не быть обжаловано вообще. Решения, принятые органами местного самоуправления, могут быть отменены органами и должностными лицами, их принявшими. Кроме того, не имеется неопределенного круга лиц, поскольку все заинтересованные лица известны.

Представитель административного ответчика – межведомственной комиссии МО «Город Ахтубинск» в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом. Суд счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав представителей сторон, исследовав и, оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В силу части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав.

Частями 3, 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее - Положение).

Согласно п. п. 7, 43, 44 данного Положения, уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещение жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия.

Данным Положением также урегулирован порядок создания комиссии и ее состав, в который включаются: представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций. К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса.Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в Положении требованиям помимо всего прочего включает: прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания; составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование (п. 44 Положения).В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ заключением межведомственной комиссии МО «Город Ахтубинск» выявлены основания для признания многоквартирного дома <адрес> аварийным и подлежащим реконструкции. В связи с этим, распоряжением администрации МО «Город Ахтубинск» от ДД.ММ.ГГГГ данный дом признан аварийным и подлежащим реконструкции. Оспариваемым по настоящему административному делу заключением от ДД.ММ.ГГГГ, межведомственная комиссия МО «Город Ахтубинск» пришла к выводу о признании не действующим ранее вынесенного заключения от ДД.ММ.ГГГГ, принятого в отношении многоквартирного дома <адрес> (л.д. 8). Прокурор, обращаясь с настоящим административным иском, указывает, что в полномочия межведомственной комиссии не входит принятие решения о признании не действующими прежних заключений подобной межведомственной комиссии. Суд соглашается с данными доводами административного истца, поскольку в соответствии с пунктом 47 вышеуказанного Положения, по результатам работы комиссия принимает решение об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов, установленным в указанном Положении требованиям.Принятое в оспариваемом заключении решение не относится к числу поименованных в Положении полномочий межведомственной комиссии. Из протокола заседания межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ следует, что все рассмотренные вопросы были инициированы по обращениям заинтересованных лиц. В отношении же вопроса, касающегося жилого дома <адрес>, как следует из протокола, подобного обращения не имелось. Рассмотрение вопроса связано с докладом и.о. заместителя Главы администрации МО «Город Ахтубинск» К.А.П. Данное основание для проведения межведомственной комиссии противоречит пункту 42 Положения, в соответствии с которым Основанием для проведения такой комиссии, является заявление собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя), либо заключение органов государственного надзора по вопросам, отнесенных к их компетенции.В протоколе заседания межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ имеется ссылка на заключение межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым отсутствуют основания для признания многоквартирного дома <адрес> аварийным, подлежащим сносу или реконструкции. При этом, в протоколе указано, что данное решение не опротестовано и подлежит исполнению. Данные указания, сделанные в протоколе от ДД.ММ.ГГГГ председателем межведомственной комиссии К.А.П., не соответствуют фактическим обстоятельствам. На указанный момент, с ДД.ММ.ГГГГ в производстве Ахтубинского районного суда Астраханской области находилось дело по административному исковому заявлению собственника квартиры в указанном доме - Т.М.П. к администрации МО «Город Ахтубинск», межведомственной комиссии МО «Город Ахтубинск» о признании заключения от ДД.ММ.ГГГГ незаконным. О данном обстоятельстве было достоверно известно администрации МО «Город Ахтубинск» и межведомственной комиссии МО «Город Ахтубинск». ДД.ММ.ГГГГ судом принято решение, которым заключение Межведомственной комиссии администрации муниципального образования «Город Ахтубинск» об оценке соответствия многоквартирного дома требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от ДД.ММ.ГГГГ признано незаконным. Решение вступило в законную силу в соответствии с апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ. С учетом того, что заключение от ДД.ММ.ГГГГ, на которое сторона административного ответчика ссылалась в обжалуемом заключении от ДД.ММ.ГГГГ, являлось на тот момент предметом оспаривания в суде, а впоследствии отменено судом, вынесение заключения ДД.ММ.ГГГГ по данным основаниям являлось необоснованным. Помимо этого, рассмотрение вопроса межведомственной комиссией инициировано в связи с решением Ахтубинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым на комиссию была возложена обязанность рассмотреть обращения граждан в соответствии с нормами Положения. Вместе с тем, решение суда не предусматривало необходимость признания недействующим заключения от ДД.ММ.ГГГГ. В пункте 7 Положения указано, что собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), за исключением органов и (или) организаций, указанных в абзацах втором, третьем и шестом настоящего пункта, привлекается к работе в комиссии с правом совещательного голоса и подлежит уведомлению о времени и месте заседания комиссии в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, создавшими комиссию.Данное требование административными ответчиками, в том числе органом местного самоуправления – администрацией МО «Город Ахтубинск», также нарушено при вынесении оспариваемого заключения. Помимо этого, оспариваемое заключение межведомственной комиссии МО «Город Ахтубинск», в нарушение Положения (п. 44), не основано на заключении специализированной организации, проводившей обследование, как следует из протокола. Соответственно, при наличии заключения от ДД.ММ.ГГГГ, которым указанный дом был признан аварийным, решение о признании данного заключения не действующим без проведения обследования со стороны специализированных организаций, не могло быть принято.Все установленные в судебном заседании обстоятельства подтверждают изложенные в административном исковом заявлении доводы административного истца о том, что оспариваемое заключение межведомственной комиссии МО «Город Ахтубинск» вынесено незаконно и необоснованно и им нарушено право собственников многоквартирного дома на безопасное и комфортное проживание. Исходя из этого, суд полагает требования Ахтубинского городского прокурора Астраханской области о признании заключения Межведомственной комиссии МО «Город Ахтубинск» от ДД.ММ.ГГГГ незаконным подлежащими удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 174-180 КАС РФ, суд

решил:

Административный иск Ахтубинского городского прокурора Астраханской области к администрации муниципального образования «Город Ахтубинск», межведомственной комиссии муниципального образования «Город Ахтубинск» о признании заключения незаконным удовлетворить.

Признать заключение Межведомственной комиссии администрации муниципального образования «Город Ахтубинск» об оценке соответствия многоквартирного дома требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме в судебную коллегию по административным делам Астраханского областного суда, через Ахтубинский районный суд.

Судья Шалекешов А.Х.