ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-78/18 от 10.07.2018 Кольского районного суда (Мурманская область)

Дело №2а-78/2018

Мотивированное решение изготовлено 10 июля 2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

05 июля 2018 года г. Заозерск

Кольский районный суд Мурманской области (ПСП ЗАТО г. Заозерск) в составе:

председательствующего судьи Корепиной О.С.,

при секретаре Чистобаевой В.С.,

с участием административного истца ФИО1,

представителя административного истца ФИО2,

представителя административного ответчика Совета депутатов ЗАТО г. Заозерск ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Совету депутатов ЗАТО город Заозерск, главе муниципального образования ЗАТО город Заозерск об оспаривании решения от ДАТА «Об объявлении конкурса на замещение должности Главы администрации ЗАТО город Заозерск»,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился в суд с административным иском к Совету депутатов ЗАТО город Заозерск об оспаривании решения от ДАТА «Об объявлении конкурса на замещение должности главы администрации ЗАТО город Заозерск», в обоснование заявленных требований указав, что оспариваемое решение противоречит действующему законодательству Российской Федерации, регламентирующему вопросы проведения конкурса на замещение должности руководителя исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления, а также нарушает и создает препятствия к осуществлению его прав, свобод и законных интересов, что выражается в следующем. В нарушение требований п. 2 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» (далее по тексту -Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ), п. 1 ст. 41 Устава ЗАТО город Заозерск, в соответствии с которыми контракт с главой местной администрации заключается на срок полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего решение о назначении лица на должность главы местной администрации (до дня начала работы представительного органа муниципального образования нового созыва), но не менее чем на два года, пункт 3 раздела 1 проекта контракта с главой администрации ЗАТО город Заозерск, утвержденного оспариваемым решением Совета депутатов ЗАТО город Заозерск от ДАТА, Глава администрации назначается на должность на определенный Уставом ЗАТО город Заозерск срок полномочий Совета депутатов ЗАТО г. Заозерск, сроком на два года. Полагает, что такая формулировка определения срока, на который назначается Глава администрации ЗАТО город Заозерск является коррупциогенным фактором, а именно широтой дискреционных полномочий и юридико-лингвистической неопределенностью, так как не позволяет определить срок замещения должности муниципальной службы главы администрации ЗАТО город Заозерск, так как срок полномочий Совета депутатов ЗАТО город Заозерск заканчивается в 2019 году, то есть менее чем через два года или два года. Считает, что данный факт приводит к нарушению гарантированного ему, как гражданину Российской Федерации, Конституцией Российской Федерации права на труд, при участии в конкурсе на замещение должности главы администрации ЗАТО город Заозерск, нарушает один из основных принципов правового регулирования трудовых отношений, а именно обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда. Кроме того, указал, что в связи с изменениями, внесенными в Закон Российской Федерации от 14.07.1992 № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» (в ред. Федерального закона от 30.10.2017 № 299-ФЗ) и вносимыми изменениями в Устав ЗАТО город Заозерск, которые рассмотрены на публичных слушаниях 16.05.2018 и будут приняты на очередном Совете депутатов ЗАТО город Заозерск 26.06.2018, в 2019 году должность главы администрации ЗАТО город Заозерск упраздняется. С учетом изменения действующего законодательства со дня вступления в должность главы закрытого административно-территориального образования, исполняющего полномочия главы местной администрации, полномочия главы местной администрации закрытого административно-территориального образования, назначенного на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности, прекращаются досрочно. Глава муниципального образования ЗАТО город Заозерск, в соответствии с п. 3 ст. 25 Устава ЗАТО город Заозерск, избирается на срок полномочий Совета депутатов ЗАТО город Заозерск. Срок полномочий Совета депутатов ЗАТО город Заозерск пятого созыва, также как и срок полномочий Главы муниципального образования ЗАТО город Заозерск ФИО4, заканчивается в 2019 году, в связи с чем, пункт 3 раздела 1 вышеуказанного проекта контракта с главой администрации ЗАТО город Заозерск, которым закрепляется срок полномочий вновь избранного главы администрации ЗАТО город Заозерск является ничтожным, так как в соответствии с п. 5 ст. 2 Федерального закона от 03.07.2016 № 297-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О закрытом административно-территориальном образовании» полномочия прекратятся досрочно, в нарушение п. 2 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ. Данное обстоятельство является нормативной коллизией и приводит к нарушению одного из основных принципов правового регулирования трудовых отношений, а именно обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Помимо этого полагал, что основные требования, предъявляемые к кандидатам на замещение вышеуказанной должности, а именно: наличие высшего профессионального образования; наличие стажа работы на руководящей должности (должность руководителя, заместителя руководителя государственного органа, органа местного самоуправления, организации, а также должность руководителя структурного подразделения указанных органов или организаций) не менее 5 лет, определенные оспариваемым решением, противоречат действующему законодательству Российской Федерации о муниципальной службе, п. 2 ст. 9 Закона Мурманской области от 29.06.2007 № 860-01-ЗМО, ст. 3 Закона Мурманской области от 09.04.2018 № 2244-01-ЗМО «О внесении изменений в статью 12 Закона Мурманской области «О государственной гражданской службе Мурманской области» и Закон Мурманской области «О муниципальной службе в Мурманской области» и ограничивают гарантированные Конституцией Российской Федерации права граждан и его, в том числе, на участие в конкурсе на замещение должности главы администрации ЗАТО город Заозерск, что является недопустимым.

Кроме того, не вступило в законную силу решение Кольского районного суда Мурманской области (постоянное судебное присутствие в ЗАТО городе Заозерск) от ДАТА о расторжении контракта с ним, как главой администрации ЗАТО город Заозерск. Распоряжение Совета депутатов ЗАТО города Заозерска от ДАТА о прекращении действия контракта с ним как Главой администрации ЗАТО город Заозерск также находится в стадии обжалования, в связи с чем считает проведение конкурса на замещение должности Главы администрации ЗАТО город Заозерск, до вынесении судами первой и апелляционной инстанции окончательных решений по вышеуказанным актам, может привести к нарушению гарантированного Конституцией Российской Федерации права граждан, которые будут участвовать в конкурсе на замещение должности Главы администрации ЗАТО город Заозерск, а также его конституционного права на труд.

В связи с чем, просит суд признать и отменить решение Совета депутатов ЗАТО город Заозерск от ДАТА «Об объявлении конкурса на замещение должности Главы администрации ЗАТО город Заозерск» как противоречащее действующему законодательству Российской Федерации и нарушающее права и законные интересы, гарантированные Конституцией Российской Федерации.

В предварительном судебном заседании ДАТА к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен Глава муниципального образования ЗАТО город Заозерск ФИО4.

В судебном заседании административный истец ФИО1 заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в административном иске, при этом пояснил, что заявление и документы на участие в конкурсе на замещение должности главы администрации ЗАТО город Заозерск он не подавал, поскольку считает, что такая должность фактически не существует в связи с изменениями, внесенными в законодательство о ЗАТО и будущими изменениями в Устав ЗАТО Заозерск, а также поскольку решение Совета депутатов ЗАТО город Заозерск от ДАТА «Об объявлении конкурса на замещение должности главы администрации ЗАТО город Заозерск» противоречит действующему законодательству Российской Федерации, в связи с чем его назначение может быть оспорено. Также пояснил, что оспариваемое решение нарушает его права, так как в случае если будет удовлетворено его исковое заявление о восстановлении на работе, на его должность уже будет назначен другой гражданин по результатам конкурса, что нарушит также и права последнего. Полагал, что до вступления в законную силу решения суда по его иску о восстановлении на работе, а также поскольку до истечения срока полномочий действующего Совета депутатов ЗАТО г. Заозерск и Главы муниципального образования ЗАТО г. Заозерск осталось менее двух лет, с учетом изменений внесенных в Федеральный закон № 131-ФЗ от 06.10.2003 оснований для назначения и избрания на должность главы администрации ЗАТО город Заозерск не имеется, полномочия главы администрации ЗАТО г. Заозерск должен исполнять первый заместитель главы администрации ЗАТО в соответствии с ч. 12 ст. 37 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003, а также Устава ЗАТО г. Заозерск.

Представитель административного истца ФИО2 в судебном заседании также поддержала заявленные требования в полном объеме по доводам, изложенным в административном иске, а также административным истцом в судебном заседании. А также полагала, что нарушение прав административного истца заключается в том, что в случае если бы ФИО1 подал бы документы на участие в объявленном конкурсе, указанные в административном иске несоответствия оспариваемого решения действующему законодательству позволили бы любому лицу оспорить данное назначение, что привело бы к расторжению контракта. Также полагала, что имеющаяся неопределенность в сроке, на который заключается контракт с главой администрации по результатам оспариваемого конкурса, ведет к нарушению права на труд.

Глава муниципального образования ЗАТО город Заозерск ФИО4, привлеченный к участию в деле в качестве административного соответчика, в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения административного дела извещен судом надлежащим образом, заявлений, ходатайств не представил, ранее представил возражения на административный иск, согласно которых указал, что с заявленными требованиями не согласен в полном объеме, поскольку они не основаны на законе и необоснованны, не ясно чьи именно права и законные интересы нарушаются оспариваемым решением и какие. Кроме того, полагал, что содержащееся в части 2 статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ предписание заключить контракт с главой администрации на срок полномочий представительного органа муниципального образования (до дня начала работы представительного органа муниципального образования нового созыва); а в случае, когда до окончания срока полномочий представительного органа муниципального образования осталось менее двух лет, то контракт заключается на срок не менее чем на два года, не предполагают произвольное решение Главой муниципального образования вопроса о сроке полномочий главы местной администрации муниципального образования. В связи с чем, положения частей 2 и 6 статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, пункта 1 статьи 41 Устава ЗАТО город Заозерск и вытекающие из них положения пункта 3 раздела 1 проекта контракта с Главой администрации ЗАТО город Заозерск, утвержденного решением Совета депутатов ЗАТО город Заозерск от ДАТА, не могут расцениваться как нарушающие конституционные права ФИО1 в обозначенном им аспекте. Проект контракта, а не сам контракт, который подлежит заключению по результатам конкурса, не нарушает каких-либо трудовых или иных прав гражданина ФИО1

В части доводов административного истца о предполагаемом упразднении должности главы администрации ЗАТО г. Заозерск в связи с изменениями, внесенными в Закон Российской Федерации от 14.07.1992 № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании», указал, что согласно пункту 14 части 10 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, полномочия главы местной администрации, осуществляемые на основе контракта, прекращаются досрочно в случае вступления в должность главы муниципального образования, исполняющего полномочия главы местной администрации. До этого момента применение действующих положений частей 2,6 статьи 37 Федерального закона от 6 06.10.2003 года № 131-ФЗ, пункта 1 статьи 41 Устава ЗАТО город Заозерск, а также положений пункта 3 раздела 1 проекта контракта с главой администрации ЗАТО город Заозерск, утвержденного оспариваемым решением не затрагивают права и законные интересы административного истца.

Относительно ссылки административного истца на несоответствие содержащихся в оспариваемом решении требований, предъявляемых к кандидату на замещение должности главы администрации ЗАТО г. Заозерск, действующему законодательству Российской Федерации о муниципальной службе в части наличия высшего профессионального образования и стажа работы на руководящей должности не менее 5 лет, указал, что дополнительные требования, предъявляемые к кандидатам на должность главы местной администрации ЗАТО город Заозерск установлены Уставом ЗАТО город Заозерск и Законом Мурманской области от 23.11.2004 № 523-01-ЗМО (в ред. Закона Мурманской области от 20.12.2013 № 1704-01-ЗМО), что не противоречит положениям частей 2 и 3 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ и частей 2 и 3 статьи 9 Закона Мурманской области от 29.06.2007 № 860-01-ЗМО. Кроме того, обратил внимание суда на отсутствие со стороны административного истца доказательств тому, что оспариваемое им решение Совета депутатов повлекло для него наступление каких-либо правовых последствий, нарушает его права и законные интересы, в том числе отсутствуют доказательства тому, что его возможная кандидатура не соответствует требованиям, предъявляемым к кандидату на замещаемую должность и ему отказано в участии в конкурсе по указанному основанию. Также полагал, что административным истцом не представлено доказательств, свидетельствовавших бы о явной опасности нарушения его прав, свобод и законных интересов оспариваемым решением Совета депутатов в связи с предъявлением им иска о восстановлении на работе в должности главы администрации ЗАТО г. Заозерск, а также о том, что защита таких прав, свобод и законных интересов будет невозможна или затруднительна. В связи с чем просил в удовлетворении административного иска отказать.

Представитель административного ответчика Совета депутатов ЗАТО г. Заозерск в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился, поддержал ранее представленные возражения Главы муниципального образования ЗАТО Заозерск. Дополнительно пояснил, что первый этап конкурса состоялся, документы семи кандидатов проверены, все допущены к участию в конкурсе. ФИО1 заявление и необходимые документы для участия в конкурсе не подавал, его права принятым решением никаким образом не затронуты, на настоящий момент исполняет обязанности главы администрации ЗАТО Г. Заозерск по собственному распоряжению. Просил в удовлетворении административного искового заявления отказать.

В силу ч.2 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие административного ответчика.

Суд, выслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы административного дела, приходит к следующему.

Как установлено судом, решением Кольского районного суда Мурманской области (ПСП ЗАТО г. Заозерск) контракт с Главой Администрации ЗАТО город Заозерск, заключённый ДАТА между муниципальным образованием ЗАТО город Заозерск Мурманской области, в лице Главы муниципального образования ЗАТО город Заозерск, и ФИО1 расторгнут. По состоянию на ДАТА решение не вступило в законную силу.

Распоряжением Главы муниципального образования ЗАТО г. Заозерск от ДАТА с ФИО1 прекращен (расторгнут) контракт от ДАТА, заключенный с ним как с главой администрации ЗАТО г. Заозерск с ДАТА, с ДАТА должность Главы администрации ЗАТО Заозерск является вакантной.

Решением Совета депутатов ЗАТО город Заозерск (пятого созыва) от ДАТА «Об объявлении конкурса на замещение должности Главы администрации ЗАТО город Заозерск» на ДАТА назначено проведение конкурса на замещение должности Главы администрации ЗАТО Заозерск, утвержден проект контракта с Главой администрации ЗАТО Город Заозерск, а также определены основные требования, предъявляемые к кандидату на замещение должности Главы администрации ЗАТО город Заозерск: наличие гражданства Российской Федерации, наличие высшего профессионального образования, наличие стажа работы на руководящей должности (должность руководителя, заместителя руководителя государственного органа, органа местного самоуправления, организации, а также должность руководителя структурного подразделения указанных органов или организаций) не менее 5 лет; знание Конституции Российской Федерации, бюджетного и налогового законодательства, федерального и областного законодательства в области местного самоуправления, Устава ЗАТО город Заозерск, нормативных правовых актов ЗАТО город Заозерск, знание основных направлений развития образования и молодежной политики в городе, концепции развития жилищно-коммунального хозяйства города; знание истории ЗАТО город Заозерск, перспектив и значения развития историко-культурного комплекса; обладание навыками эффективного планирования рабочего времени и организации работы, оперативного принятия и реализации управленческих решений, организации и обеспечения выполнения задач, ведения деловых переговоров, публичного выступления, анализа и прогнозирования, учета мнения коллег, сотрудничества с коллегами и муниципальными служащими иных органов местного самоуправления, государственными служащими, организации работы по эффективному взаимодействию с иными органами местного самоуправления, государственными органами Российской Федерации и Мурманской области, владения компьютерной и другой оргтехникой, работы со служебными документами, адаптации к новой ситуации и принятия новых подходов в решении поставленных задач, систематического повышения своей квалификации. Установлен перечень документов, необходимых для представления кандидатом на замещение должности Главы администрации ЗАТО город Заозерск, место, время, порядок и срок их подачи. Решение опубликовано в газете "Западная Лица", N 20, 25.05.2018, с. 2, вступило в силу со дня официального опубликования.

Административный истец оспаривает решение Совета депутатов ЗАТО город Заозерск от ДАТА «Об объявлении конкурса на замещение должности Главы администрации ЗАТО город Заозерск», поскольку считает его противоречащим действующему законодательству в части неопределенности срока, на который заключается контракт, предусмотренных требований к кандидатам и нарушающем его права и права граждан, имеющих намерение участвовать в конкурсе, в том числе право на труд, создающим препятствие к участию в конкурсе лицам, претендующим на замещение указанной должности и желающим участвовать в конкурсе, а также отсутствием необходимости объявления такого конкурса в связи с упразднением самой должности, обжалованием принятых в отношении него как Главы администрации ЗАТО г.Заозерск распоряжений о расторжении контракта и освобождении от занимаемой должности.

Из смысла части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Для признания недействительным таких ненормативного правового акта, действия (бездействия) необходимо наличие одновременно двух условий, а именно, несоответствие оспариваемого акта, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов административного истца.

Между тем судом наличие таких условий не установлено.

Муниципальная служба в силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" представляет собой профессиональную деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

В соответствии со статьей 34 Федерального Закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, Глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Решение представительного органа муниципального образования об изменении структуры органов местного самоуправления вступает в силу не ранее чем по истечении срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего указанное решение, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Согласно ч.1 ст. 2 Закона Мурманской области от 29.06.2007 N 860-01-ЗМО (ред. от 09.04.2018) "О муниципальной службе в Мурманской области" (принят Мурманской областной Думой 28.06.2007) (далее- Закон от 29.06.2007 N 860-01-ЗМО) муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

В силу частей 1, 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ.

В соответствии со ст. 37 Федерального Закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в ред. Федеральных законов от 30.11.2011 N 361-ФЗ, от 27.05.2014 N 136-ФЗ) местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Местной администрацией руководит Глава местной администрации на принципах единоначалия.

Главой местной администрации является Глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.

Контракт с главой местной администрации заключается на срок полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего решение о назначении лица на должность главы местной администрации (до дня начала работы представительного органа муниципального образования нового созыва), но не менее чем на два года. В случае формирования представительного органа муниципального района, городского округа с внутригородским делением из состава представительных органов поселений, внутригородских районов контракт с главой местной администрации муниципального района, городского округа с внутригородским делением заключается на срок, который предусмотрен уставом муниципального района, городского округа с внутригородским делением и не может быть менее чем два года и более чем пять лет.

Порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации устанавливается представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения, проекта контракта не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса.

В случае досрочного прекращения полномочий главы местной администрации либо применения к нему по решению суда мер процессуального принуждения в виде заключения под стражу или временного отстранения от должности его полномочия временно исполняет должностное лицо местного самоуправления или уполномоченный муниципальный служащий, определяемые в соответствии с уставом муниципального образования.

Муниципальное образование город Заозерск Мурманской области имеет статус Закрытого административно-территориального образования в соответствии с Законом РФ от 14.07.1992 N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании", Постановлением Верховного Совета РФ «О закрытом административно-территориальном образовании».

В соответствии с п.1 ст. 4 Закона РФ от 14.07.1992 N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании" структура, порядок формирования, полномочия и ответственность органов местного самоуправления городского округа закрытого административно-территориального образования определяются в соответствии с законодательством по вопросам местного самоуправления с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.

Пунктом 3 ст. 4 Закона РФ от 14.07.1992 N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании" (в ред. Федерального закона от 22.11.2011 N 333-ФЗ) предусматривалось, что главой местной администрации закрытого административно-территориального образования является лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом закрытого административно-территориального образования.

Полномочия главы местной администрации закрытого административно-территориального образования прекращаются досрочно в случаях, установленных законодательством Российской Федерации о местном самоуправлении, а также в случае преобразования или упразднения закрытого административно-территориального образования.

Федеральным законом от 03.07.2016 N 297-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании", в данный пункт внесены изменения, согласно которых Глава закрытого административно-территориального образования избирается представительным органом закрытого административно-территориального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет местную администрацию.

При этом статья 2 Федерального закона от 03.07.2016 N 297-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании" устанавливает переходные положения, в соответствии с которыми Глава закрытого административно-территориального образования, избранный на муниципальных выборах или из состава представительного органа закрытого административно-территориального образования до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, продолжает осуществлять деятельность до истечения срока своих полномочий.

Со дня вступления в должность главы закрытого административно-территориального образования, исполняющего полномочия главы местной администрации, в соответствии с пунктом 14 части 10 статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия главы местной администрации закрытого административно-территориального образования, назначенного на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности, прекращаются досрочно.

В соответствии с пунктом 41 Устава муниципального образования ЗАТО г. Заозерск, принятого решением Совета Депутатов ЗАТО Город Заозерск от 12.05.2016 № 38-3422, Глава администрации назначается на должность по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий Совета депутатов, принявшего решение о назначении лица на должность Главы администрации (до дня начала работы Совета депутатов нового созыва), но не менее чем на два года.

Порядок проведения конкурса на замещение должности Главы администрации определяется нормативным правовым актом Совета депутатов.

Согласно раздела 2 положения «О конкурсе на замещение должности Главы администрации ЗАТО г. Заозерска Мурманской области», принятого Решением Совета депутатов ЗАТО г. Заозерск № 59-2121 от 06.05.2008 (с учетом изменений внесенных решениями Совета депутатов ЗАТО г. Заозерск от 11.06.2008 № 62-2151, от 16.02.2010 № 102-2543, №80-3721 от 29.05.2018) (далее-Положение), решение о проведении конкурса на замещение должности Главы администрации принимается Советом депутатов. Сообщение о дате, времени, месте и условиях проведения конкурса, проект контракта с Главой администрации публикуется (обнародуется) Советом депутатов не позднее чем за 20 календарных дней до даты проведения конкурса. В сообщении о конкурсе указываются основные требования, предъявляемые к кандидату на замещение должности Главы администрации.

Указанные требования и порядок принятия решения о проведении конкурса на замещение вакантной должности Главы администрации Советом депутатов ЗАТО г. Заозерск, не нарушены.

Ссылка административного истца на фактическое отсутствие должности главы администрации ЗАТО г. Заозерск по причине её упразднения в связи с изменением действующего законодательства, судом отклоняется как не соответствующая действительности.

Так, как следует из анализа вышеприведенных правовых норм, контракт с главой местной администрации закрытого административно-территориального образования заключается с лицом, назначаемым на эту должность по результатам конкурса на замещение указанной должности, на срок полномочий, определяемый уставом закрытого административно-территориального образования, то есть на срок полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего решение о назначении лица на должность главы местной администрации (до дня начала работы представительного органа муниципального образования нового созыва), но не менее чем на два года.

С учетом изменений, внесенных в действующее законодательство об основах местного самоуправления в закрытом административно-территориальном образовании, полномочия главы местной администрации закрытого административно-территориального образования, назначенного на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности, прекращаются досрочно со дня вступления в должность главы закрытого административно-территориального образования, исполняющего полномочия главы местной администрации. Глава закрытого административно-территориального образования, избранный на муниципальных выборах или из состава представительного органа закрытого административно-территориального образования до дня вступления в силу Федерального закона от 03.07.2016 N 297-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании", продолжает осуществлять деятельность до истечения срока своих полномочий.

Выборы Совета депутатов ЗАТО г. Заозерск пятого созыва состоялись 14.09.2014.

В соответствии со ст. 22 Устава ЗАТО г. Заозерск Совет депутатов избирается сроком на пять лет. Полномочия Совета депутатов нового созыва начинаются со дня начала его работы, которым является день избрания Совета депутатов нового созыва в правомочном составе. В день начала работы Совета депутатов нового созыва полномочия предшествующего Совета депутатов заканчиваются.

Согласно ст. 25 Устава ЗАТО г. Заозерск Глава муниципального образования избирается Советом депутатов из своего состава на заседании Совета депутатов тайным голосованием. Глава муниципального образования избирается на срок полномочий Совета депутатов и исполняет полномочия председателя Совета депутатов с правом решающего голоса. Срок полномочий Главы муниципального образования исчисляется со дня вступления в должность и прекращается в день вступления в должность вновь избранного Главы муниципального образования, за исключением случаев досрочного прекращения полномочий Главы муниципального образования.

Таким образом, полномочия Совета депутатов и Главы муниципального образования ЗАТО г. Заозерск (пятого созыва) заканчиваются не ранее 14.09.2019, соответственно и полномочия главы администрации ЗАТО г. Заозерск, назначенного на должность по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности, заканчиваются не ранее 14.09.2019, какого-либо документального подтверждения упразднения должности главы администрации ЗАТО г. Заозерск не имеется и суду не представлено.

Согласно пункту 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

В связи с чем проверка целесообразности в сложившейся ситуации принятия Советом депутатов ЗАТО г. Заозерск оспариваемого решения о назначении конкурса на должность Главы администрации ЗАТО г. Заозерск судом не проводится.

Довод административного истца и его представителя о том, что решение суда от ДАТА которым удовлетворен иск Главы муниципального образования ЗАТО г. Заозерск о расторжении с ним как Главой администрации ЗАТО г.Заозерск контракта от ДАТА не вступило в законную силу, а распоряжение работодателя от ДАТА о расторжении с ним как Главой администрации ЗАТО г.Заозерск контракта от ДАТА он намерен оспорить в исковом порядке, судом отклоняются как не имеющие правового значения для существа рассматриваемого вопроса.

Также судом отклоняются доводы административного истца и его представителя о том, что срок, на который предлагается заключить контракт на замещение должности Главы администрации ЗАТО Заозерск по результатам конкурса, не позволяет определить срок замещения данной должности муниципальной службы, как основанные на ошибочном толковании норм материального права.

Так, как следует из п. 3 проекта контракта с Главой администрации ЗАТО г. Заозерск, утвержденного оспариваемым решением Совета депутатов, Глава администрации назначается на должность на определенный Уставом ЗАТО город Заозерск срок полномочий Совета депутатов ЗАТО г. Заозерск, сроком на два года, то есть Совет депутатов муниципального образования конкретизировал в своем решении срок, на который по результатам проведенного конкурса победитель будет назначен на должность Главы администрации ЗАТО Заозерск, что не противоречит положениям Устава муниципального образования.

Кроме того, в случае, когда до окончания срока полномочий представительного органа муниципального образования осталось менее двух лет, контракт заключается на срок не менее чем на два года, что прямо предусмотрено как абзацем 2 части 2 статьи 37 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", так и ст. 41 Устава ЗАТО г. Заозерск и не предполагают произвольного решения вопроса о сроке полномочий Главы администрации муниципального образования, что согласуется с позицией Конституционного суда РФ, изложенной в Определении от 22.01.2014 № 68-О.

В части указания административным истцом на несоответствие требований к кандидатам на должность Главы администрации, изложенных в оспариваемом решении действующему законодательству. в том числе Законам Мурманской области, суд исходит из следующего.

Муниципальным служащим в соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

Под должностью муниципальной службы понимается должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность (часть 1 статьи 6 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации").

Содержание и специфика профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации, а также профессиональной деятельности муниципальных служащих на должностях муниципальной службы, характер выполняемых ими функций, предъявляемые к ним квалификационные требования и ограничения, связанные с прохождением государственной гражданской и муниципальной службы, обусловливают особый правовой статус государственных гражданских и муниципальных служащих.

Частью седьмой статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе

На муниципальных служащих в соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными этим федеральным законом.

В соответствии с ч. 1.2 ст. 6 Закона Мурманской области от 29.06.2007 N 860-01-ЗМО должность муниципальной службы - должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.

Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с Реестром должностей муниципальной службы в Мурманской области, утверждаемым настоящим Законом (приложение N 1).

Статьей 9 Закона от 29.06.2007 N 860-01-ЗМО для замещения должности муниципальной службы требуется соответствие квалификационным требованиям к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, а также при наличии соответствующего решения представителя нанимателя (работодателя) - к специальности, направлению подготовки.

Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, необходимым для замещения должностей муниципальной службы, устанавливаются муниципальным правовым актом, принимаемым представительным органом соответствующего муниципального образования, на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются настоящим Законом (приложение N 3) в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы. Квалификационные требования к знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются в зависимости от области и вида профессиональной служебной деятельности муниципального служащего его должностной инструкцией. Должностной инструкцией муниципального служащего могут также предусматриваться квалификационные требования к специальности, направлению подготовки.

В случае, если лицо назначается на должность главы местной администрации по контракту, уставом поселения, а в отношении должности главы местной администрации муниципального района (городского округа) - уставом муниципального района (городского округа) и законом Мурманской области могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам на должность главы местной администрации.

Законом Мурманской области № 523-01-ЗМО от 23.11.2004 Закон Мурманской (ред. от 20.12.2013) "О требованиях, предъявляемых к кандидатам на должность главы местной администрации муниципального района (городского округа), и об условиях контракта для глав местных администраций муниципальных районов (городских округов) в части осуществления отдельных государственных полномочий" (принят Мурманской областной Думой 11.11.2004) в статье 1 предусмотрены требования, предъявлемые к кандидатам на должность главы местной администрации муниципального района (городского округа) (далее - глава местной администрации): наличие гражданства Российской Федерации; наличие высшего образования; наличие стажа работы на руководящей должности не менее пяти лет; знание Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, Устава и законов Мурманской области, нормативных правовых актов Губернатора и Правительства Мурманской области, нормативных правовых актов муниципального образования, необходимое для исполнения должностных обязанностей в части осуществления отдельных государственных полномочий.

В соответствии с п. 4.1. положения «О конкурсе на замещение должности Главы администрации ЗАТО г. Заозерска Мурманской области», при проведении конкурса претендентам гарантируется равенство прав в соответствии с Конституцией РФ. К кандидатам на должность Главы администрации предъявляются следующее требования:

- наличие гражданства Российской Федерации;

- наличие высшего профессионального образования;

- наличие стажа работы на руководящей должности (должность руководителя, заместителя руководителя государственного органа, органа местного самоуправления, организации, а также должность руководителя структурного подразделения указанных органов или организаций) не менее 5 лет;

- знание Конституции Российской Федерации, бюджетного и налогового законодательства, федерального и областного законодательства в области местного самоуправления, Устава ЗАТО г. Заозерск, нормативных правовых актов ЗАТО г. Заозерск; знание основных направлений развития образования и молодежной политики в городе, концепции развития жилищно-коммунального хозяйства города; знание истории ЗАТО город Заозерск, перспектив и значения развития историко-культурного комплекса;

- обладание навыками эффективного планирования рабочего времени и организации работы, оперативного принятия и реализации управленческих решений, организации и обеспечения выполнения задач, ведения деловых переговоров, публичного выступления, анализа и прогнозирования, учета мнения коллег, сотрудничества с коллегами и муниципальными служащими иных органов местного самоуправления, государственными служащими, организации работы по эффективному взаимодействию с иными органами местного самоуправления, государственными органами Российской Федерации и Мурманской области, владения компьютерной и другой оргтехникой, работы со служебными документами, адаптации к новой ситуации и принятия новых подходов в решении поставленных задач, систематического повышения своей квалификации.

Таким образом, из анализа приведенных правовых норм в их совокупности, следует, что оспариваемое решение Совета депутатов в части требований, предъявляемых к кандидатам на замещение должности Главы администрации муниципального образования ЗАТО Заозерск, не противоречит положениями частей 2 и3 Федерального закона от 02 марта 2007, N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", а также положениям Закона Мурманской области от 29 июня 2007 № 860-01-ЗМО «О муниципальной службе в Мурманской области», поскольку Законом Мурманской области от 23 ноября 2004 № 523-01-ЗМО и Уставом ЗАТО г. Заозерск установлены дополнительные требования, предъявляемые к кандидатам на должность главы местной администрации ЗАТО г. Заозерск, что предусмотрено действующим федеральным законодательством.

Административным истцом ни в административном исковом заявлении, ни в судебном заседании не конкретизировано какие именно его права и законные интересы нарушаются оспариваемым решением либо в чем заключается угроза их нарушения.

Административный истец на момент принятия оспариваемого решения не занимал должность Главы администрации ЗАТО Заозерск, после опубликования и вступления в силу оспариваемого решения своего намерения на участие в конкурсе не высказывал, соответствующее заявление и документы не подавал, в допуске к участию в конкурсе ему отказано не было. Кроме того, в судебном заседании административный истец пояснил, что всем требованиям, предъявляемым к кандидатам для участия в конкурсе на замещение должности Главы администрации ЗАТО Заозерск он соответствует.

Намерение административного истца оспорить распоряжение о расторжении с ним контракта как с Главой администрации ЗАТО г. Заозерск с ДАТА в судебном порядке не свидетельствует о незаконности оспариваемого решения, а также о нарушении его трудовых прав.

Таким образом, с учетом установленных судом обстоятельств, анализа оспариваемого решения представительного органа в совокупности с приведенными правовыми нормами, суд находит решение Совета депутатов ЗАТО г. Заозерск от ДАТА «Об объявлении конкурса на замещение должности Главы администрации ЗАТО город Заозерск» соответствующим требованиям Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», Федерального закона от 02 марта 2007, N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", Закону РФ от 14.07.1992 N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании» (с учетом внесенных изменений), а также положениям Закона Мурманской области от 29 июня 2007 № 860-01-ЗМО «О муниципальной службе в Мурманской области», Закону Мурманской области № 523-01-ЗМО от 23.11.2004 (ред. от 20.12.2013) "О требованиях, предъявляемых к кандидатам на должность главы местной администрации муниципального района (городского округа), и об условиях контракта для глав местных администраций муниципальных районов (городских округов) в части осуществления отдельных государственных полномочий", действующему Уставу ЗАТО г. Заозерск и положению «О конкурсе на замещение должности Главы администрации ЗАТО г. Заозерска Мурманской области», принятому Решением Совета депутатов ЗАТО г. Заозерск № 59-2121 от 06.05.2008 (с учетом изменений внесенных решениями Совета депутатов ЗАТО г. Заозерск от 11.06.2008 № 62-2151, от 16.02.2010 № 102-2543, №80-3721 от 29.05.2018). и не нарушающим прав из законных интересов административного истца.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявленных требований ФИО1 к Совету депутатов ЗАТО город Заозерск, главе муниципального образования ЗАТО город Заозерск об оспаривании решения от ДАТА «Об объявлении конкурса на замещение должности Главы администрации ЗАТО город Заозерск» –отказать.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Кольский районный суд Мурманской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий