РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с.Еланцы 8 апреля 2021 г.
Ольхонский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Афанасьевой Т.В., при секретаре Петровой А.В.,
в отсутствие сторон,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-78/202 по административному иску Ковалёва А.Г. к Управлению Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности и постановки на кадастровый учет объекта недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
Ковалёв А.Г. обратился в Ольхонский районный суд Иркутской области с административным иском к Управлению Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о признании незаконным решения об отказе в осуществлении кадастрового учета и об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.
Просит признать незаконным отказ Управления Росреестра по <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ в государственной регистрации права и кадастровом учёте здания - жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес><адрес>, выданный Ковалёву А.Г. и возложить на Управление Росреестра по <адрес> обязанность по регистрации указанного жилого дома с постановкой па кадастровый учёт.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что в 2017 году решил построить на принадлежащем ему земельном участке по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, жилой дом, для чего обратился в администрацию посёлка за разрешением. После получения разрешения дом был построен и ДД.ММ.ГГГГ сдал документы в Управление Росреестра по <адрес> на государственную регистрацию права собственности и постановки на кадастровый учёт жилого дома, построенного мною на основании разрешения на строительство, выданного ДД.ММ.ГГГГ администрацией <адрес> муниципального образования, на принадлежащем мне на праве собственности земельном участке по адресу: <адрес>, <адрес><адрес>. Кроме заявления о государственной регистрации был сдан технический план жилого дома и вышеупомянутое разрешение на строительство.
В конце марта 2020 года Управление уведомило его о приостановлении государственной регистрации нрава и кадастрового учёта, поскольку требуются дополнительные документы - заключение государственной экологической экспертизы в силу прямого требования закона «Об охране озера Байкал», поскольку Управление посчитало, что построенный объект недвижимости не является жилым домом, а используется в предпринимательской деятельности, предоставляя гостиничные и туристические услуги (<адрес>).
Поскольку гостиничных и туристических услуг в доме не предоставлялось, он уведомил Управление о незаконности приостановления регистрации, на что ДД.ММ.ГГГГ получил отказ Управления в регистрации права и постановки на кадастровый учёт.
Полагает, что отказ Управления не основан на законе, не отвечает фактическим обстоятельствам и подлежит отмене с возложением на администрацию обязанности по регистрации права собственности на жилой дом и постановки дома на кадастровый учёт, поскольку никаких доказательств ведения предпринимательской деятельности посредством предоставления в доме гостиничных и туристических услуг нет.
В судебное заседание административный истец Ковалёв А.Г. не явился, извещен надлежащим образом, своевременно, о чем свидетельствует почтовое уведомление, согласно которому судебное извещение получил лично ДД.ММ.ГГГГ.
В судебное заседание представитель административного ответчика Управление Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> (Управление Росреестра по <адрес>) не явился, извещен надлежащим образом, своевременно, о чем свидетельствует почтовое уведомление, согласно которому судебное извещение получено л лично ДД.ММ.ГГГГ. В материалах дела имеется письменный отзыв на административный иск от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.29-32 т.1), в котором просит в удовлетворении административных исковых требований Ковалёва А.Г. отказать в полном объеме.
Суд, изучив материалы административного дела, письменные возражения административного ответчика, оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
На основании ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В силу ст. 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
В соответствии с ч.ч. 2, 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая- либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица (лица, наделенного государственными или иными публичными полномочиями), если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч.9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1. нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца;
2. соблюдены ли сроки обращения в суд;
3. соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами.
Административный иск поступил в Ольхонский районный суд Иркутской области ДД.ММ.ГГГГ, то есть в пределах срока, установленного ч. 1 ст. 219 КАС РФ, с учетом ч. 2 ст. 93 КАС РФ.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ № № вынесено уведомление об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на вновь созданный объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес>.
На основании постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О предоставлении земельного участка в собственность» Ковалёву А.Г. представлен в собственность за плату земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым №, предназначенный для индивидуального жилищного строительства.
Согласно договору № купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ администрация <адрес> муниципального образования и Василенко Н.И., действующая от имени Ковалёва А.Г. заключили договор о продаже в частную собственность Ковалёва А.Г. земельный участок, общей площадью 1200 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым №, для индивидуального жилищного строительства. Договор зарегистрирован в Управлении Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ за №.
ДД.ММ.ГГГГ Ковалёву А.Г. выдано разрешение на строительство №. В 2017 году Ковалёвым А.Г. возведено двухэтажное здание, площадью 238,6 кв.м.
ДД.ММ.ГГГГ Ковалёв А.Г. подал заявление в Управление Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на жилое здание площадью 238,6 кв.м., расположенное на земельном участке с кадастровым № по адресу: <адрес>.
Согласно представленному акту проверки, проведенной отделом государственного земельного надзора Управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, проверка проведена на основании обращения поступившего из Ольхонской межрайонной природоохранной прокуратуры от гражданки Васильевой Т.Н. о нецелевом использовании земельных участков с кадастровыми №, № путем размещения отеля. Согласно общедоступной информации, размещенной в сети «Интернет» на земельном участке № по адресу: <адрес>, расположен гостевой дом «<адрес>
Согласно выписке от ДД.ММ.ГГГГ из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости с кадастровым №, в графе сведения о результатах проведения государственного земельного надзора, выявлены нарушения ст. 25, 26 Земельного кодекса РФ, указан статус «Не устранено».
ДД.ММ.ГГГГ Ковалёву А.Г. выдано уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав №, поскольку не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам. Так, указано, что в связи с созданием жилого дома, расположенного на земельном участке с кадастровым № по адресу: <адрес>, <адрес>, который расположен в границах центральной экологической зоны озера Байкал, на основании Разрешения на строительство № от ДД.ММ.ГГГГ, органом регистрации направлены запросы в администрацию <адрес> муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ№ о том, является ли указанное здание объектом индивидуального жилищного строительства, отменялось ли Разрешение на строительство № от ДД.ММ.ГГГГ. Также заявителю было предложено представить иной правоустанавливающий документ на указанное здание. Осуществление действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав приостановлено до ДД.ММ.ГГГГ.
В течение срока приостановления указанные препятствия по мнению административного ответчика не были устранены, ДД.ММ.ГГГГ в осуществлении государственного кадастрового учета изменений было отказано, о чем заявителю направлено уведомление ДД.ММ.ГГГГ № №
В качестве оснований указано, что в связи с истечением ДД.ММ.ГГГГ срока приостановления, указанного в направленном уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ и неустранением приведенных в данном уведомлении причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, в том числе в соответствии с п. 5, 9 ч. 1 ст. 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» №218-ФЗ от 13.07.2015 (далее – Закон №218-ФЗ) не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам.
В орган регистрации прав поступили ответы от администрации <адрес> муниципального образования о том, что вышеуказанный объект является объектом индивидуального жилищного строительства, решение об отмене Разрешения на строительство не принималось.
Также указано, что заключение государственной экологической экспертизы в орган регистрации прав не представлено, что в соответствии с п.5 ч.1 ст. 26 Закон №218-ФЗ является основанием для приостановления.
В течение срока приостановления дополнительные документы, устраняющие причины приостановления, не были представлены.
Согласно пп. 5 ч. 1 ст. 26 Закона №218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии со ст. 27 Закона №218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Порядок осуществления учетно-регистрационных действий установлен Законом №218-ФЗ, в соответствии с которым орган регистрации прав проводит правовую экспертизу представленных на государственную регистрацию документов, на предмет установления оснований для приостановления (отказа) в осуществлении учетно-регистрационных действий в соответствии с Законом №218-ФЗ.
При проведении правовой экспертизы представленных документов в порядке п. 3 ч. 1 ст.29 Закона №218-ФЗ были выявлены недостатки, препятствующие осуществлению учетно-регистрационных действий.
Согласно представленному на государственный кадастровый учет техническому плану жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ на основании разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ№, выданного администрацией <адрес> муниципального образования - администрацией сельского поселения, и декларации об объекте недвижимости составленной и подписанной Ковалёвым А.Г. ДД.ММ.ГГГГ, заявленный к регистрации жилой дом возведен в 2017 году, и расположен на земельном участке с кадастровым №.
Указанный земельный участок согласно сведениям ЕГРН расположен в границах центральной экологической зоны озера Байкал.
В соответствии с Федеральным законом от 01.05.1999 № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» озеро Байкал является объектом всемирного природного наследия. При этом согласно ст. 2 Закона № 94-ФЗ Байкальская природная территория состоит в том числе, из водоохранной зоны, особо охраняемых природных территорий, прилегающих к озеру Байкал.
На основании указанных норм в соответствии со ст. 65 Водного кодекса РФ распоряжением Правительства РФ от 05.03.2015 № 368-р «Об утверждении границ водоохранной и рыбоохранной зон озера Байкал» установлены границы соответствующих зон. При этом граница водоохранной зоны озера Байкал совпадает с границей центральной экологической зоны Байкальской природной территории, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 27.11.2006 №1641-р. Таким образом, вышеуказанный объект находится в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории.
Постановлением Правительства РФ от 30.08.2001 № 643 «Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории» предусмотрены запреты на строительство определенных объектов (например, нефтепроводов, а также строительство зданий и сооружений (или их частей) на незатронутых природных территориях, включая земли лесного фонда, водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы озера Байкал и впадающих в него рек.
Таким образом, положениями Постановления №643 (действовавшими на момент обращения Ковалёва А.Г. в Управление Росреестра по <адрес>) установлен прямой запрет на строительство зданий в центральной экологической зоне Байкальской природной территории.
Согласно ст. 6 Закона №94-ФЗ на Байкальской природной территории запрещается строительство новых хозяйственных объектов, реконструкция действующих хозяйственных объектов без положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации таких объектов.
Положениями п.п. 7.1 ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» устанавливается, что объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются в том числе, проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на Байкальской природной территории.
Анализ вышеизложенных положений федерального законодательства позволяет сделать вывод о том, что проведение государственной экологической экспертизы проектной документации в отношении объектов недвижимого имущества, расположенных на Байкальской природной территории является обязательной превентивной мерой охраны уникальной экологической системы озера Байкал и Байкальской природной территории.
В связи с изложенным у государственного регистратора возникли сомнения в наличии оснований для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
В соответствии с п.п. 218, 219 Административного регламента, утверждённого приказом Минэкономразвития России от 07.06.2017 №278, при проведении правовой экспертизы представленных документов государственный регистратор прав вправе, а при выявлении причин, препятствующих государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав обязан принять меры по получению дополнительных документов (сведений), необходимых для осуществления государственной регистрации прав.
В целях уточнения сведений о том, нарушает ли факт возведения жилого дома требования Постановления №, Управлением был направлен запрос от ДД.ММ.ГГГГ№ в Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <адрес> и Байкальской природной территории.
Из поступившего ответа Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ №№ следует, что запрашиваемые сведения отсутствуют.
Кроме того, государственным регистратором прав в рамках проведения правовой экспертизы было установлено, что по сведениям сети «Интернет объект недвижимости, заявленный к регистрации, используется для целей, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а именно используется для предоставления гостиничных и туристических услуг «<адрес>», Интернет-ресурсы: <адрес>).
В связи с чем, в целях получения дополнительной информации Управлением был направлен запрос в администрацию <адрес> муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ№ с целью уточнения является ли заявленное к государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав здание объектом индивидуального жилищного строительства, а также отменялось ли разрешение на строительство № от ДД.ММ.ГГГГ объекта недвижимости, расположенного по адресу: <адрес>.
Ответ на указанный запрос к моменту истечения срока регистрации в Управление не поступил, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ осуществление учетно- регистрационных действий в отношении жилого дома было приостановлено до ДД.ММ.ГГГГ по п.9 4.1 ст. 26 Закона №218-ФЗ, о чем Ковалёв А.Г. был уведомлен в установленном законом порядке.
В последующем, администрация <адрес> муниципального образования направила ответ № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором было указано, что здание является объектом индивидуального жилищного строительства, решение об отмене разрешения на строительство за № от ДД.ММ.ГГГГ не принималось.
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ государственным регистратором прав был направлен запрос № в Службу государственного строительного надзора <адрес> с целью уточнения информации, является ли объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес>, объектом индивидуального жилищного строительства.
В ответе от ДД.ММ.ГГГГ№ Служба государственного строительного надзора <адрес> указала на отсутствие возможности осмотра данного объекта, а также отсутствия в Службе какой-либо документации в отношении объекта и как следствие, невозможности ответить на поставленные Управлением вопросы. Вместе с тем, Служба дополнительно сообщила, что согласно сведениям, размещенным в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по указанному адресу свою деятельность осуществляет мини-отель «<данные изъяты>».
В течение сроков приостановления учетно-регистрационных действий каких-либо дополнительных документов заявителем в регистрирующий орган не представлялось.
Принимая во внимание, что основания, указанные в уведомлении о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от ДД.ММ.ГГГГ на дату ДД.ММ.ГГГГ отпали, поскольку органом регистрации прав получены ответы на запрашиваемые сведения от администрации Хужирского муниципального образования, то требования административного истца Ковалёва А.Г. о признании незаконным отказа Управления Росреестра по <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ в государственной регистрации права и кадастровом учете здания – жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в этой части подлежат удовлетворению.
Приведенное дополнительное основание в отказе от ДД.ММ.ГГГГ, в частности то обстоятельство, что не Ковалёвым А.Г. не представлено заключение государственной экологической экспертизы, не свидетельствует о законности принятого органом регистрации решения об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на спорный объект недвижимости. Кроме того, данное основание не было приведено в качестве оснований, послуживших основанием для приостановления регистрационных действий.
Однако, вместе с тем, суд принимает во внимание, что в данном случае предметом регистрации является вновь созданный объект недвижимости. В связи с чем, у государственного регистратора имелись основания провести правовую экспертизу документов, на основании которых производится регистрация построенного объекта недвижимости.
В рамках правовой экспертизы регистратор ДД.ММ.ГГГГ (л.д.154 т.1) запросил сведения у Росприроднадзора по <адрес> о том, нарушает ли факт возведения указанного объекта недвижимости требованиям постановления Правительства РФ от 30.08.2001 №643 «Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории».
Как отмечено выше, ответ на данный запрос поступил ДД.ММ.ГГГГ (л.д.155-156 т.1), согласно которому Управлением Росприроднадзора не проводилось контрольно-надзорных мероприятий, связанных с деятельностью по эксплуатации объекта недвижимого имущества, расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес>, площадью 238,6 кв.м, количество этажей – 2, год завершения строительства – 2017, возведенного на земельном участке с кадастровым №, категория земельного участка – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства. Основания для принятия мер правового характера в рамках возложенных полномочий у Управления отсутствуют. Учитывая изложенное, Управление не располагает запрашиваемыми сведениями, необходимыми для ответа по существу на рассматриваемый запрос.
Органом регистрации прав было установлено, вновь созданный объект недвижимости расположен границах Центральной экологической зоны Прибайкальского национального парка (далее – ЦЭЗ БПТ).
Факт же нахождения земельного участка, на котором расположен спорный объект недвижимости, в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории административным истцом не оспаривается.
При осуществлении полномочий по представлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав на недвижимое имущество Управление Росреестра по <адрес> руководствуется положениями Административного регламента, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 07.06.2017 №278. В соответствии с положениями которого, при выявлении причин, препятствующих государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав обязан принять меры по получению дополнительных документов (сведений), необходимых для государственной регистрации прав.
Так, согласно п.3 ст.2 Закона №94-ФЗ, перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне, утверждается Правительством Российской Федерации.
Как указано выше, Постановлением №643 установлен запрет на строительство зданий и сооружений (или их частей), функционирование которых не связано с созданием и развитием особо охраняемых природных территорий федерального значения и особых экономических зон туристско-рекреационного типа, с системами жизнеобеспечения и обеспечения экологической безопасности существующих промышленных, жилых и рекреационных объектов, с осуществлением видов деятельности, разрешенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, а также строительство зданий и сооружений (или их частей) на незатронутых природных территориях, включая земли лесного фонда, водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы озера Байкал и впадающих в него рек.
Учитывая вышеизложенное, действующим законодательством с 2001 года установлен прямой запрет на осуществление строительства зданий и сооружений в центральной экологической зоне Байкальской природной территории.
Согласно п.2 ст.3 Закона №94-ФЗ на Байкальской природной территории запрещено строительство новых хозяйственных объектов без положительного заключения государственной экспертизы проектной документации таких объектов.
Порядок проведения государственной экологической экспертизы установлен Федеральным законом от 23.11.1995 №174-ФЗ «Об экологической экспертизе», который не содержит исключений в части строительства как нежилых зданий, так индивидуальных жилых домов.
В связи с чем, факт строительства спорного объекта недвижимости в 2017 году, при наличии установленного запрета на строительство подобного рода объектов без положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации в соответствии со ст. 6 Закона №94-ФЗ, противоречит положениям действующего законодательства.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что у административного ответчика возникли обоснованные сомнения в возможности осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права вновь созданного объекта недвижимости ввиду его нахождения на земельном участке, расположенном в границах ЦЭЗ БПТ, и необходимости предоставления заявителем в данном конкретном случае заключения экологической экспертизы, поскольку при осуществлении государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества, расположенные в границах ЦЭЗ БПТ, орган регистрации прав руководствуется нормативно-правовыми актами, в том числе положениями Федерального закона от 01.05.1999 №94-ФЗ «Об охране озера Байкал» (далее Закон №94-ФЗ), Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.20001 №643 «Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории», а также принимая во внимание, что поступившие в Управление Росреестра по <адрес> ответы не содержали сведений о том, что факт возведения данного жилого дома не нарушает требования Постановления №643 и данные сомнения не были устранены к окончанию срока приостановления, административным истцом Ковалёвым А.Г. не были представлены какие-либо дополнительные документы, о чем было указано в уведомлении о приостановлении от ДД.ММ.ГГГГ, кадастровый учет и государственная регистрация права, не могла быть осуществлена.
Кроме того, как усматривается из копии дел правоустанавливающих документов на спорный объект недвижимости, от самого Ковалева А.Г. каких-либо документов, в том числе заявления о приостановлении в орган регистрации прав, не подано.
Таким образом, в части требований административного истца Ковалёва А.Г. о возложении обязанности на Управление Росреестра по <адрес> по регистрации объекта недвижимости с постановкой на кадастровый учет, надлежит отказать.
Кроме того, суд учитывает следующее.
5 декабря 1996 г. на XX сессии комитета ЮНЕСКО по всемирному наследию принято решение о включении озера Байкал и прилегающих к нему территорий в Список всемирного наследия.
В рамках реализации международных обязательств Российской Федерации по Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия (Париж, 16 ноября 1972 г.), ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 марта 1988 г. N 8595-XI, принят Федеральный закон от 1 мая 1999 года N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал", которым определены правовые основы охраны озера Байкал, являющегося не только уникальной экологической системой Российской Федерации, но и объектом всемирного природного наследия.
В силу статьи 2 Закона № 94-ФЗ Байкальской природной территорией является территория, в состав которой входят озеро Байкал, водоохранная зона, прилегающая к озеру Байкал, его водосборная площадь в пределах территории Российской Федерации, особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал, а также прилегающая к озеру Байкал территория шириной до 200 километров на запад и северо- запад от него.
На Байкальской природной территории выделяется ряд экологических зон, в т.ч. центральная экологическая зона - территория, которая включает в себя озеро Байкал с островами, прилегающую к озеру Байкал водоохранную зону, особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал.
Из содержания названных норм следует, что озеро Байкал и его водоохранная зона являются объектом Всемирного природного наследия в соответствии с Конвенцией ЮНЕСКО об охране всемирного культурного и природного наследия от 16 ноября 1972 г.
Пунктом 1 статьи 3 Закона №94-ФЗ установлено, что границы Байкальской природной территории и экологических зон (центральной экологической зоны, буферной экологической зоны, экологической зоны атмосферного влияния) утверждаются Правительством Российской Федерации по представлениям органов государственной власти Республики Бурятия, органов государственной власти <адрес>, органов государственной власти <адрес>.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. N 1641-р утверждены границы центральной экологической зоны Байкальской природной территории.
Частью 7 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации, введенного в действие с 1 января 2007, предусмотрено, что границы водоохранной зоны озера Байкал устанавливаются в соответствии с Законом об охране озера Байкал.
Федеральным законом от 28.06.2014 № 181-Ф3 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в пункт 1 статьи 3 Закона №94-ФЗ, согласно которым утверждение границ водоохранной зоны и границ рыбоохранной зоны озера Байкал отнесено к полномочиям Правительства Российской Федерации.
Реализуя делегированные федеральным законодателем полномочия, Правительство Российской Федерации Распоряжением №368-р от 5 марта 2015 г. утвердило границы водоохранной зоны озера Байкал.
26 марта 2018 г. Постановлением Правительства РФ внесены изменения в Распоряжение Правительства РФ № 368-р от 05.03.2015 об утверждении границ водоохранной зоны озера Байкал, вместе с тем в судебном заседании установлено, и сторонами не оспаривалось, что границы центральной экологической зоны Байкальской природной территории остаются неизменными, кроме того, изменения в картографический материал в отношении водоохранной зоны не внесены.
Из анализа вышеназванных распоряжений Правительства РФ следует, что границы центральной экологической зоны и границы водоохранной зоны озера Байкал фактически совпадают между собой.
Утвердив границы водоохранной зоны озера Байкал в размере 100% площади центральной экологической зоны Байкальской природной территории, Правительство РФ тем самым включило в водоохранную зону и 44 населенных пункта и муниципальных образования в том числе территорию Ольхонского муниципального района, что повлекло ограничение оборота земельных участков, расположенных в границах водоохранной зоны озера Байкал на территории Ольхонского муниципального района, в силу подпункта 4 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, как относящихся к территориям, занятым объектом, включенным в Список всемирного наследия.
Как указано выше, водоохранная зона, является составной частью центральной экологической зоны, которая в свою очередь совпадает с границей участка объекта всемирного природного наследия "Озеро Байкал".
Таким образом, земельные участки, расположенные в границах центральной экологической зоны озера Байкал, ограничены в обороте и в силу ст. 27 Земельного кодекса РФ в частную собственность предоставлены быть не могут.
Согласно определению Конституционного Суда РФ от 29.09.2016 N 1962-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб гражданина Беляева С.А. на нарушение его конституционных прав подпунктом 4 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации", с учетом особого значения земельных участков, занятых объектами, включенными в Список всемирного наследия, направленная на охрану, сохранение, популяризацию и передачу будущим поколениям всемирного культурного и природного наследия, расположенного на территории Российской Федерации, обеспечивающая использование земли в границах этих объектов в соответствии с их предназначением и предполагающая необходимый баланс конституционно значимых интересов государства и граждан, - не может расцениваться как нарушающая конституционные права заявителя.
Сведения о границах водоохранной зоны озера Байкал и о границах центральной экологической зоны озера Байкал - внесены в ЕГРН на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 5 марта 2015 г. N 368-р, на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. N 1641-р.
Также ограничения, связанные с установлением водоохранной зоны, определены ч. 15 ст. 65 Водного кодекса РФ и не запрещают оборот земельных участков, а связаны только с недопущением видов деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Ограничение в обороте земельных участков связано с их нахождением на территории участка всемирного наследия «Озеро Байкал».
Анализ вышеизложенных положений федерального законодательства позволяет сделать вывод о том, что возможность предоставления земельного участка в частную собственность ограничена с учетом приоритета охраны озера Байкал и его прибрежной зоны, как важнейшего компонента окружающей среды и объекта всемирного природного наследия; при этом данное ограничение направлено не на ущемление конституционных прав граждан, а на обеспечение охраны озера Байкал как объекта всемирного природного наследия.
Административному ответчику органом регистрации прав было письменно разъяснено, что отказ в государственной регистрации права собственности на жилое здание в особом «упрощённом порядке», не лишает его права обратиться в дальнейшем с заявлением о государственной регистрации права в общем порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» в случае устранения причин, препятствующих государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав.
На основании изложенного, учитывая требования ст.ст. 17, 18, 35, 55 Конституции Российской Федерации, ст.ст. 4, 59, 60, 61, 62, 218, 219, 226, 227 КАС РФ, ст.ст.223 ГК РФ, ст.65 ВК РФ, ст. ст.1, 2, 16, 20, 25.3 Федерального закона «О государственной регистрации прав», ст.ст. 26, 27 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», ст.ст.1, 2, 3, 6 Федерального закона «Об охране озера Байкал», ст.ст.1, 11, 12 Федерального закона «Об экологической экспертизе», Постановления Правительства РФ от 30.08.2001 № 643, Распоряжения Правительства РФ от 27.11.2006 № 1641-р, Распоряжения Правительства РФ от 05.03.2015 № 368-р, административные исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Ковалёва А.Г. к Управлению Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности и постановки на кадастровый учет объекта недвижимости, удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ № от ДД.ММ.ГГГГ Управления Росреестра по <адрес> в государственной регистрации права и кадастровом учете здания – жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, выданный Ковалёву А.Г..
В удовлетворении административных исковых требований Ковалёва А.Г. о возложении обязанности на Управление Росреестра по <адрес> по регистрации объекта недвижимости с постановкой на кадастровый учет, отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ольхонский районный суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 13.04.2021.
Председательствующий судья Т.В. Афанасьева