Дело № 2а - 78/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 февраля 2022 года гор. Советск
Советский районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Мамаева С.М., при секретаре Тиуновой Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а - 78/2022 по административному иску ФИО1 к судебному приставу-исполнителю ОСП по Советскому и Лебяжскому районам УФССП России Кировской области ФИО2, Управлению федеральной службы судебных приставов по Кировской области, начальнику отдела – старшему судебному приставу ОСП по Советскому и Лебяжскому районам УФССП России по Кировской области ФИО3 об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратился с иском об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя ОСП по Советскому и Лебяжскому районам ФИО2 о взыскании исполнительского сбора, указав, что 13.01.2022 года он получил постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по Советскому и Лебяжскому районам УФССП России по Кировской области от 08.11.2021 года о возбуждении в отношении него исполнительного производства № 39222/21/43030-ИП на основании исполнительного листа № фс 038118370 от 28.09.2021 года, выданного Советским районным судом по делу № 2-31/2021 о взыскании с него суммы долга в размере 93 721, 02 рублей в пользу взыскателя ООО «Газпром инвест». 28.12.2021 года судебным приставом –исполнителем ФИО2 было вынесено постановление о взыскании с него исполнительного сбора в размере 9 961,66 рублей, которое принято к исполнению в рамках исполнительного производства № 39222/21/43030-ИП. Считает данное постановление незаконным, поскольку в нарушение ч. 12 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве» срок для исполнения постановления в добровольном порядке должен исчисляться с даты получения постановления и истекал не ранее 13.11.2021 года. Однако в указанный период, в частности, с 12.10.2021 года по 19.12.2021 года он безвыездно находился на рабочей вахте в ЯНАО на Харасавейском месторождении, что подтверждается соответствующей справкой. Таким образом, постановление судебного пристава-исполнителя о возбуждении в отношении него исполнительного производства № 39222/21/43030-ИП о взыскании с него задолженности, в отведённые сроки он не получал. В связи с изложенным просит данное постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании с него исполнительного сбора в размере 9 961, 66 рублей недействительным.
В судебное заседание ФИО1 не явился, о месте и времени рассмотрения административного дела извещён надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Административный ответчик – судебный пристав – исполнитель ОСП по Советскому и Лебяжскому районам УФССП России по Кировской области ФИО2 в судебное заседание не явилась, представила отзыв, в котором указала, что 02.11.2021 года ОСП по Советскому и Лебяжскому районам УФССП России по Кировской области на основании исполнительного листа № ФС 038118370 от 28.09.2021, выданного Советским районным судом Кировской области возбуждено исполнительное производство № 39222/21/43030-ИП о взыскании с ФИО1 в пользу ООО «Газпром инвест» задолженности в размере 93 721, 02 рублей. В соответствии с ч. 2.1 ст. 14 ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов может быть вынесено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Указанное постановление может быть направлено лицу, участвующему в исполнительном производстве, в том числе в единый личный кабинет в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)». Требования к формату постановления судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов, вынесенного в форме электронного документа, устанавливаются службой судебных приставов. В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 29.06.2016 № 606 «О порядке направления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей извещения в форме электронного документа, подписанного судебным приставом-исполнителем усиленной квалифицированной электронной подписью, и об использовании федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» для подачи ходатайств, объяснений, отводов и жалоб» Федеральная служба судебных приставов обеспечивает размещение в едином личном кабинете лица, участвующего в исполнительном производстве, на едином портале (далее – личный кабинет) извещения, содержание которого соответствует требованиям ст. 25 ФЗ «Об исполнительном производстве», а также при наличии постановления судебного пристава-исполнителя обеспечивает размещение вместе с извещением копии такого постановления. Извещение считается доставленным с момента, когда лицо, участвующее в исполнительном производстве, входило на единый портал с использованием единой системы идентификации и аутентификации. Уведомление о факте доставки передаётся в Федеральную службу судебных приставов для принятия судебным приставом-исполнителем решений по исполнительному производству. В случае, если в течение 15 дней со дня размещения извещения в личном кабинете лицо, участвующее в исполнительном производстве, не осуществляло вход на единый портал с использованием единой системы идентификации и аутентификации, а также в случае отказа лица, участвующего в исполнительном производстве, от получения извещений посредством единого портала в соответствии с п. 4 настоящих Правил, извещение считается не доставленным и судебный пристав-исполнитель выбирает иной предусмотренный законодательством Российской Федерации способ направления извещения лицу, участвующему в исполнительном производстве. Постановление о возбуждении исполнительного производства направлено должнику ФИО1 02.11.2021 года в порядке, предусмотренном ч. 2.1 ст. 14 ФЗ «Об исполнительном производстве» и Постановлением Правительства РФ «О порядке направления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей извещения в форме электронного документа, подписанного судебным приставом-исполнителем усиленной квалифицированной электронной подписью, и об использовании федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных муниципальных услуг (функций)» и получено должником 13.11.2021 года. Поскольку постановление о возбуждении исполнительного производства получено должником, соответственно, он считается надлежащим образом уведомлённым о возбуждении в отношении него исполнительного производства. Так как в установленный законом для добровольного исполнения требований исполнительного документа 5 -дневный срок требования исполнительного документа исполнены не были, и должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы или иных чрезвычайных обстоятельств, в отношении него 28.12.2021 года было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 6 560, 47 рублей. 20.01.2022 года исполнительное производство № 39222/21/43030-Ип окончено, в связи с фактическим исполнением. Просит в удовлетворении требований ФИО1 отказать.
Административный соответчик - старший судебный пристав ОСП по Советскому и Лебяжскому районам УФССП России по Кировской области ФИО3 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель соответчика – Управления Федеральной службы судебных приставов по Кировской области в судебное заседание не явился, просит дело рассмотреть в их отсутствие. В представленном отзыве заявленные требования считает необоснованными и не подлежащими удовлетворению по доводам, аналогичным, содержащимся в отзыве судебного пристава – исполнителя ФИО2
Суд в соответствии со ст.150 КАС РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему:
В соответствии со ст. ст. 218, 360 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут оспорить в суде постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц определяет Федеральный закон от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон N 229-ФЗ).
Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, который определяется судебным приставом-исполнителем по истечении этого срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (части 1 и 2 статьи 112 Федерального закона N 229-ФЗ).
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в соответствии с частью 2.1 статьи 14 Федерального закона N 229-ФЗ, если иное не установлено данным федеральным законом (часть 12 статьи 30 названного федерального закона).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства, следовательно, привлечение должника к ответственности за неисполнение требований исполнительного документа в виде взыскания исполнительского сбора возможно исключительно при наличии признака противоправности в поведении должника.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 78 постановления от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" (далее - постановление Пленума N 50) обратил внимание судов, что по смыслу части 1 статьи 112 Федерального закона N 229-ФЗ исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Из приведенных законоположений следует, что до принятия решения о взыскании исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель устанавливает наличие следующих обстоятельств: истечение срока, установленного должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа; неисполнение требований исполнительного документа должником; непредставление должником доказательств того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
При этом начало течения срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа закон связывает с моментом доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг.
Судом первой инстанции установлено из материалов дела усматривается, что 02.11.2021 года на основании исполнительного листа № ФС 038118370 от 28.09.2021 года, выданного Советским районным судом Кировской области, возбуждено исполнительное производство № 39222/21/43030-ИП в отношении должника ФИО1 в пользу взыскателя ООО «Газпром инвест», предмет исполнения – взыскание задолженности в размере 93 731,02 рублей.
Копия постановления о возбуждении исполнительного производства от 02.11.2021 года была направлена должнику в этот же день в единый личный кабинет на Единый портал государственных и муниципальных услуг, и получена должником 13.11.2021 года.
В связи с неисполнением требований исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения 5 – дневный срок, в рамках указанного исполнительного производства 28.12.2021 года судебным приставом –исполнителем вынесено постановление о взыскании с ФИО1 исполнительского сбора в размере 6 560, 47 рублей.
Оспаривая правомерность данного постановления, административный истец указывает, что не был надлежащим образом извещён о возбуждении в отношении него исполнительного производства № 39222/21/43030-ИП от 02.11.2021 года в связи с нахождением на работе в ЯНАО вахтовым методом.
Вместе с тем указанные доводы истца не основаны на действующем законодательстве.
Обязанность извещения лиц, участвующих в исполнительном производстве о возбуждении исполнительного производства, времени и месте совершения исполнительных действий или применения мер принудительного исполнения установлена нормой части 1 статьи 24 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ).
Согласно части 3 названной статьи закона извещения, адресованные гражданину, направляются по адресам, указанным в исполнительном документе, по его месту жительства, месту нахождения или месту работы либо в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, а извещения, направляемые посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, - на абонентские номера, предоставленные Федеральной службе судебных приставов операторами связи.
В соответствии с ч. 2.1 ст. 14 ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов может быть вынесено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Указанное постановление может быть направлено лицу, участвующему в исполнительном производстве, в том числе в единый личный кабинет в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)». Требования к формату постановления судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов, вынесенного в форме электронного документа, устанавливаются службой судебных приставов. В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 29.06.2016 № 606 «О порядке направления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей извещения в форме электронного документа, подписанного судебным приставом-исполнителем усиленной квалифицированной электронной подписью, и об использовании федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» для подачи ходатайств, объяснений, отводов и жалоб» Федеральная служба судебных приставов обеспечивает размещение в едином личном кабинете лица, участвующего в исполнительном производстве, на едином портале (далее – личный кабинет) извещения, содержание которого соответствует требованиям ст. 25 ФЗ «Об исполнительном производстве», а также при наличии постановления судебного пристава-исполнителя обеспечивает размещение вместе с извещением копии такого постановления. Извещение считается доставленным с момента, когда лицо, участвующее в исполнительном производстве, входило на единый портал с использованием единой системы идентификации и аутентификации. Уведомление о факте доставки передаётся в Федеральную службу судебных приставов для принятия судебным приставом-исполнителем решений по исполнительному производству.
В случае, если в течение 15 дней со дня размещения извещения в личном кабинете лицо, участвующее в исполнительном производстве, не осуществляло вход на единый портал с использованием единой системы идентификации и аутентификации, а также в случае отказа лица, участвующего в исполнительном производстве, от получения извещений посредством единого портала в соответствии с п. 4 настоящих Правил, извещение считается не доставленным и судебный пристав-исполнитель выбирает иной предусмотренный законодательством Российской Федерации способ направления извещения лицу, участвующему в исполнительном производстве.
Из анализа положений ФЗ «Об исполнительном производстве», регламентирующих порядок извещения лиц о принятых в отношении них исполнительных действиях, следует, что должник считается извещенным о возбуждении в отношении него исполнительного производства, даже в случае его отказа от получения извещения об этом, неявки за ним после получения почтового извещения, направления извещения в форме электронного документа в личный кабинет должника на Едином портале госуслуг (с момента входа должника в личный кабинет), с момента вручения ему заказного почтового отправления, пересылаемого в форме электронного документа, в соответствии с правилами почтовой связи, а также непроживания должника по адресу направления извещения (статья 28, часть 2 статьи 29 Закона об исполнительном производстве; пункты 1 - 3, 8 постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 2016 г. N 606).
Судом установлено, что постановление о возбуждении исполнительного производства 02.11.2021 года направлено должнику ФИО1 в порядке, предусмотренном ч. 2.1 ст. 14 ФЗ «Об исполнительном производстве» и Постановлением Правительства РФ «О порядке направления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей извещения в форме электронного документа, подписанного судебным приставом-исполнителем усиленной квалифицированной электронной подписью, и об использовании федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных муниципальных услуг (функций)» и размещено в его личном кабинете на Едином портале госуслуг, о чем свидетельствует карточка исполнительного производства АИС ФСПП России, содержащая отметку о присвоении документу статуса «доставлено», получено должником 13.11.2021 года.
По сведениям, содержащимся в АИС ФССП России по исполнительному производству, должник подтвердил согласие быть извещенным о наличии в отношении него исполнительных производств посредством уведомлений через Единый портал государственных и муниципальных услуг.
Поскольку постановление о возбуждении исполнительного производства получено должником посредством входа в Личный кабинет на Едином портале государственных услуг, соответственно, он считается надлежащим образом уведомлённым о возбуждении в отношении него исполнительного производства.
Учитывая, что с момента доставки извещения о размещении информации в его едином личном кабинете на Едином портале государственных и муниципальных услуг о возбуждении исполнительного производства прошло более пяти дней, требования исполнительного документа исполнены не были, и должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение невозможно вследствие непреодолимой силы или иных чрезвычайных обстоятельств, суд приходит к выводу, что принятая в отношении ФИО1 мера денежного взыскания в виде исполнительского сбора является обоснованной, соответствует закону, прав административного истца не нарушает.
Исходя из того, что оспариваемое постановление вынесено судебным приставом-исполнителем в рамках предоставленной ему законом компетенции, порядок принятия оспариваемого постановления соблюден, основания для принятия оспариваемого постановления имелись, содержание постановления соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебному приставу-исполнителю ФИО1 не представлено, правовых оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л:
В административном иске ФИО1 к судебному приставу –исполнителю отдела судебных приставов по Советскому и Лебяжскому районам УФССП РФ по Кировской области ФИО2, старшему судебному приставу отдела судебных приставов по Советскому и Лебяжскому районам УФССП РФ по Кировской области ФИО3, ОСП по Советскому и Лебяжскому районам УФССП России по Кировской области, Управлению федеральной службы судебных приставов по Кировской области, об оспаривании постановления о взыскании исполнительского сбора отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано сторонами в месячный срок со дня принятия решения суда в окончательной форме в Кировский областной суд через Советский районный суд Кировской области.
Судья С.М.Мамаев
Решение05.02.2022