ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-7918/2016 от 20.12.2016 Центрального районного суда г. Читы (Забайкальский край)

Дело № 2а-7918/2016

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 декабря 2016 года

Центральный районный суд города Читы

в составе председательствующего судьи Сергеевой Д.П.,

при секретаре Токмаковой Н.В.,

с участием представителя процессуального истца ФИО1, представителя сельского поселения «Новокукинское» ФИО2, представителя административных ответчиков администрации муниципального района «Читинский район», Комитета по финансам муниципального района «Читинский район» ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите административное дело по административному исковому заявлению прокурора Читинского района в защиту интересов сельского поселения «Новокукинское» к Комитету по финансам администрации муниципального района «Читинский район», администрации муниципального района «Читинский район» о признании бездействий незаконным, понуждении к действиям,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Читинского района Забайкальского края обратился в суд с указанным иском, мотивируя следующим.

Прокуратурой Читинского района в ходе надзора за исполнением органами местного самоуправления бюджетного законодательства установлено, что в бухгалтерском учете администрации сельского поселения «Новокукинское» числится кредиторская задолженность по исполнительному листу серии ФС от ДД.ММ.ГГГГ. в пользу гр. ФИО4 ФИО5, ФИО5, ФИО6, ФИО5, ФИО7 в сумме <данные изъяты> рублей.

Согласно информационному письму администрации сельского поселения «Новокукинское» задолженность по исполнительному листу образовалась в результате принятия Читинским районным судом Забайкальского края решения от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу (13) о взыскании за счет средств казны муниципального образования «Новокукинское» суммы <данные изъяты> рублей в пользу ФИО4, ФИО5, ФИО5, ФИО6, ФИО5, ФИО7

Исполнительный лист серии ФС от ДД.ММ.ГГГГ.ДД.ММ.ГГГГ. взыскателем предъявлен в администрацию сельского поселения «Новокукинское» 16.02.2015г, когда бюджет сельского поселения на 2015 год был сформирован и утвержден Решением Совета сельского поселения «Новокукинское» № 187 от 30.12.2015г. В течение трехмесячного срока, исполнительный лист администрацией сельского поселения «Новокукинское» в 2015 году не исполнен, ввиду недостаточности соответствующих лимитов и бюджетных ассигнований текущего года.

Администрация сельского поселения «Новокукинское» является казенным учреждением, поэтому 21.09.2015г. обратилась к руководителю администрации муниципального района «Читинский район» с запросом-требованием о выделении бюджету поселения дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) из бюджета муниципального района «Читинский район» на исполнение решения Читинского районного суда.

Администрацией муниципального района «Читинский район» запрос-требование не исполнен, ответ в администрацию сельского поселения «Новокукинское» не направлен, дополнительные лимиты на исполнение администрацией сельского поселения «Новокукинское» бюджетных обязательств в 2015году не предоставлены, изменения в сводную бюджетную роспись консолидированного бюджета муниципального района «Читинский район» не внесены.

В 2016г. администрацией сельского поселения «Новокукинское», помимо запроса-требования, неоднократно направлялись обращения в адрес руководителя администрации и Главы муниципального района «Читинский район» с просьбой оказать финансовую помощь бюджету поселения для исполнения бюджетных обязательств по исполнительному листу. Ответов на обращения не последовало, в течение 2016 года в сводную бюджетную роспись консолидированного бюджета муниципального района «Читинский район» изменения не внесены.

ДД.ММ.ГГГГ по результатам рассмотрения обращения гр. ФИО4 ., прокуратурой района в адрес руководителя администрации муниципального района «Читинский район» внесено представление, в котором указывалось на факт бездействия администрации муниципального района «Читинский район» по исполнению бюджетных полномочий по изысканию средств бюджета для исполнения обязательств по исполнительному листу для решения жилищного вопроса ФИО4 ., ФИО5 ФИО5 ФИО6 ., ФИО5 ФИО7

Ответ администрации муниципального района «Читинский район», поступивший в прокуратуру района ДД.ММ.ГГГГ на представление прокурора № <данные изъяты>-2016 от ДД.ММ.ГГГГ, не содержит однозначной информации о включении бюджетных обязательств перед ФИО4 ., ФИО5 ., ФИО5 ., ФИО6 ., ФИО5 ФИО7 . в реестр расходных обязательств администрации муниципального района «Читинский район» на текущий 2016 год, либо на 2017 год. Комитетом по финансам администрации муниципального района «Читинский район» изменения в сводную бюджетную роспись 2016 года по соответствующим кодам бюджетной классификации не внесены. При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.

Согласно Положению о Комитете по финансам администрации
муниципального района «Читинский район», утвержденного постановлением администрации муниципального района «Читинский район» № 334 от 17.02.2012 г., для поселений, входящих в состав муниципального района, Комитет по финансам администрации муниципального района, как участник бюджетного процесса, является главным распорядителем бюджетных средств, в части распределения межбюджетных трансфертов, а администрация сельского поселения «Новокукинское» является получателем бюджетных средств, имеющая право на принятие межбюджетных трансфертов.

На основании изложенного прокурор района просил суд признать бездействие Комитета по финансам администрации муниципального района «Читинский район», выразившееся в непринятии мер по внесению изменений в сводную бюджетную роспись бюджета муниципального района «Читинский район» на 2015год и на 2016год, незаконным. Обязать Комитет по финансам администрации муниципального района «Читинский район» внести в сводную бюджетную роспись муниципального района «Читинский район» на 2017 год сумму <данные изъяты><данные изъяты> рублей, предусмотреть для сельского поселения «Новокукинское» лимиты и бюджетные ассигнования в сумме <данные изъяты> рублей по запросу-требованию администрации сельского поселения «Новокукинское» на исполнение исполнительного листа серии ФС от ДД.ММ.ГГГГ до начала очередного 2017 года.

Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с п. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

В силу п. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Судом установлено, что в бухгалтерском учете администрации сельского поселения «Новокукинское» числится кредиторская задолженность по исполнительному листу серии ФС от ДД.ММ.ГГГГ в пользу гр. ФИО4 ФИО5, ФИО5, ФИО6, ФИО5, ФИО7 в сумме <данные изъяты> рублей.

Согласно информационному письму администрации сельского поселения «Новокукинское» задолженность по исполнительному листу образовалась в результате принятия Читинским районным судом Забайкальского края решения от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу (13-) о взыскании за счет средств казны муниципального образования «Новокукинское» суммы <данные изъяты> рублей в пользу ФИО4, ФИО5, ФИО5, ФИО6, ФИО5, ФИО7

Исполнительный лист серии ФС от 30.10.2014г. взыскателем предъявлен в администрацию сельского поселения «Новокукинское» ДД.ММ.ГГГГ, когда бюджет сельского поселения на 2015 год был сформирован и утвержден Решением Совета сельского поселения «Новокукинское» от 30.12.2015г. В течение трехмесячного срока, исполнительный лист администрацией сельского поселения «Новокукинское» в 2015 году не исполнен, ввиду недостаточности соответствующих лимитов и бюджетных ассигнований текущего года.

В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», п. 3 ст. 239, п. 1 ст. 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее БК РФ) исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с бюджетным законодательством на основании исполнительных документов.

Судебные акты по искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета) в соответствии с п. 4 ст. 242.2 БК РФ направляются взыскателем для исполнения в финансовый орган муниципального образования. Исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение.

Согласно ст. 161 БК РФ на органы местного самоуправления (муниципальные органы) распространяются особенности правового положения казенных учреждений.

Органы местного самоуправления согласно п. 2 ст. 41 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций.

Согласно п. 9 ст. 161 БК РФ казенное учреждение обеспечивает исполнение денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в соответствии с Бюджетным кодексом.

Исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных казенных учреждений, предусмотрено ст. 242.5 БК РФ.

В случае отсутствия или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа должник в соответствии с п. 4 ст. 242.5 БК РФ направляет органу местного самоуправления, осуществляющему бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа.

Согласно п. 5 ст. 242.5 БК РФ, орган местного самоуправления, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в трехмесячный срок обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием.

В соответствии с п. 2 ст. 83 БК РФ выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.

Согласно п. 5 ст. 242.2 БК РФ при исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.

Как установлено судом и не оспорено сторонами, являясь казенным учреждением, администрация сельского поселения «Новокукинское» 21.09.2015г. обратилась к руководителю администрации муниципального района «Читинский район» с запросом-требованием о выделении бюджету поселения дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) из бюджета муниципального района «Читинский район» на исполнение решения Читинского районного суда по причине не возможности исполнения денежных обязательств.

Вместе с тем, в нарушением п. 5 ст. 242.5 БК РФ администрацией муниципального района «Читинский район» как муниципальным органом, реализующим бюджетные полномочия главного распорядителя средств местного бюджета, запрос-требование не исполнен, ответ в администрацию сельского поселения «Новокукинское» не направлен, дополнительные лимиты на исполнение администрацией сельского поселения «Новокукинское» бюджетных обязательств в 2015 году не предоставлены, изменения в сводную бюджетную роспись консолидированного бюджета муниципального района «Читинский район» не внесены.

В 2016 г. администрацией сельского поселения «Новокукинское», помимо запроса-требования, неоднократно направлялись обращения в адрес руководителя администрации и Главы муниципального района «Читинский район» с просьбой оказать финансовую помощь бюджету поселения для исполнения бюджетных обязательств по исполнительному листу. Ответов на обращения не последовало, в течение 2016 года в сводную бюджетную роспись консолидированного бюджета муниципального района «Читинский район» изменения не внесены.

О факте бездействия со стороны ответчика администрации муниципального района «Читинский район» свидетельствует и вынесенное прокурором Читинского района представление от 29.08.2016 г.

Доказательства осуществления делегированных бюджетным законодательством полномочий по предоставлению дополнительных лимитов на исполнение администрацией сельского поселения «Новокукинское» бюджетных обязательств в 2015, 2016 годах ответчиком суду не предоставлены, изменения в сводную бюджетную роспись консолидированного бюджета муниципального района «Читинский район» не внесены.

Следует отметить, что Федеральным законом № 136-ФЗ от 27.05.2014 г. в Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внесены изменения и полномочия по обеспечению проживающих в поселении граждан жилыми помещениями, содержание муниципального жилищного фонда, а также иные полномочия органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством с 01.01.2015 г. являются полномочиями муниципального района.

Согласно п. 7 ст. 161 БК РФ при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.

Согласно Положению о Комитете по финансам администрации муниципального района «Читинский район», утвержденного постановлением администрации муниципального района «Читинский район» № 334 от 17.02.2012 г., Комитет по финансам администрации муниципального района «Читинский район» организует деятельность в сфере управления финансами, принимает передаваемую администрациями сельских поселений и городских поселений, входящих в состав муниципального района, информацию о долговых обязательствах муниципальных образований, ведет реестр расходных обязательств муниципального района, составляет и ведет сводную бюджетную роспись, утверждает сводную бюджетную роспись муниципального района, вносит в нее изменения, доводит утвержденные показатели сводной бюджетной росписи по расходам до главных распорядителей средств бюджета муниципального района, утверждает и доводит до главных распорядителей, распорядителей средств бюджета муниципального района лимиты бюджетных обязательств, разрабатывает и вносит проекты правовых актов в администрацию муниципального района по вопросам установления случаев и порядка предоставления иных межбюджетных трансфертов бюджетам поселений из бюджета муниципального района, непосредственно составляет проект бюджета муниципального района на очередной финансовый год и предоставляет его с необходимыми документами и материалами для рассмотрения в администрацию муниципального района и внесения в Совет муниципального района.

Таким образом, для поселений, входящих в состав муниципального района «Читинский район», в том числе и сп. «Новокукинское», Комитет по финансам администрации муниципального района «Читинский район», как участник бюджетного процесса, является главным распорядителем бюджетных средств в части распределения межбюджетных трансфертов, а администрация сп. «Новокукинское» является получателем бюджетных средств, имеющая право на принятие межбюджетных трансфертов.

Таким образом, именно Комитет по финансам администрации муниципального района «Читинский район» является органом, в полномочия которого входит внесение изменения в сводную бюджетную роспись 2016 год по соответствующим кодам бюджетной классификации.

Вместе с тем, как не оспорено представителем данного финансового органа, указанные действия осуществлены до момента принятия решения по существу не были.

Исполнимость судебных актов, вступивших в законную силу, обеспечивается их обязательностью на всей территории Российской Федерации для всех лиц, что прямо предусмотрено соответствующими положениями Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации (ст. 13) и наряду со стабильностью правового регулирования выражает принцип правовой определенности, который является общеправовым.

Как указано выше главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации регламентирован порядок обращения взыскания на средства местных бюджетов: согласно его статье 242.2 для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям исполнительный лист и иные предусмотренные этим Кодексом документы направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования (пункт 4); исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете; при исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись (пункт 5); исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение (пункт 6).

Данные законоположения направлены на гарантирование полного исполнения судебных решений по обращению взыскания на средства местных бюджетов. Кроме того, для случаев превышения сумм взыскания по судебному решению объема бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели решением о бюджете, они предусматривают механизм оперативной корректировки исполнения местного бюджета, который предполагает внесение изменений в сводную бюджетную роспись. Утвержденные показатели сводной бюджетной росписи по расходам согласно п. 5 ст. 217 БК РФ доводятся до главных распорядителей бюджетных средств до начала очередного финансового года.

Таким образом, положения ст. 217 и п. 5 ст. 242.2 БК РФ направлены на гарантирование возможности перераспределения - при возникновении такой необходимости - бюджетных средств на стадии исполнения бюджета и в системе действующего правового регулирования не предполагают возможность неисполнения или просрочки исполнения судебных решений по обращению взыскания на средства местных бюджетов по причине отсутствия или недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели решением о бюджете.

В виду изложенных выше обстоятельств, суд соглашается с позицией процессуального административного истца о том, что нарушение указанных сроков свидетельствует о неисполнении органами местного самоуправления возложенных на них обязанностей по исполнению вступивших в законную силу судебных актов, а непринятие ответчиком мер влечет неисполнение им бюджетных полномочий, нарушение разумных сроков для исполнения решения суда и влияет на финансово-хозяйственную деятельность муниципального образования «Новокукинское».

Следовательно, бездействие главного распорядителя бюджетных средств Комитета по финансам администрации муниципального района «Читинский район», выразившееся в непринятии мер по внесению изменений в сводную бюджетную роспись бюджета муниципального района «Читинский район» на 2015 год и на 2016 год, должно быть признано незаконным.

В целях устранения выявленных нарушений закона на Комитет по финансам администрации муниципального района «Читинский район» должна быть возложена обязанность внести в сводную бюджетную роспись муниципального района «Читинский район» на 2017 год сумму <данные изъяты> рублей, предусмотреть для сельского поселения «Новокукинское» лимиты и бюджетные ассигнования в сумме <данные изъяты> рублей по запросу-требованию администрации сельского поселения «Новокукинское» на исполнение исполнительного листа серии ФС от ДД.ММ.ГГГГ до начала очередного 2017 года.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 227-228КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие Комитета по финансам администрации муниципального района «Читинский район», выразившееся в непринятии мер по внесению изменений в сводную бюджетную роспись бюджета муниципального района «Читинский район» на 2015год и на 2016год, незаконным.

Обязать Комитет по финансам администрации муниципального района «Читинский район» внести в сводную бюджетную роспись муниципального района «Читинский район» на 2017 год сумму <данные изъяты> рублей, предусмотреть для сельского поселения «Новокукинское» лимиты и бюджетные ассигнования в сумме <данные изъяты> рублей по запросу-требованию администрации сельского поселения «Новокукинское» на исполнение исполнительного листа серии ФС от ДД.ММ.ГГГГ до начала очередного 2017 года.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательном виде в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд г. Читы.

Судья Д.П. Сергеева

Подлинник решения находится в материалах дела №2а-7918/2016 Центрального районного суда г. Читы.