ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-791/18 от 21.08.2018 Усть-джегутинского районного суда (Карачаево-Черкесская Республика)

Дело № 2а-791/2018 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 августа 2018 года г. Усть-Джегута

Усть-Джегутинский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе: председательствующего судьи – Айбазовой И.Ю.,

рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению Усть-Джегутинского межрайонного прокурора КЧР к администрации Эльтаркачского сельского поселения Усть-Джегутинского муниципального района о признании незаконным бездействия по осуществлению суниципального земельного контроля в границах поселения,

УСТАНОВИЛ:

Усть-Джегутинский межрайонный прокурор обратился в суд с административным иском к администрации Эльтаркачского сельского поселения Усть-Джегутинского муниципального района о признании бездействия по осуществлению муниципального земельного контроля в границах поселения, являющееся нарушением ст.72 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 20 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» незаконным и возложении обязанности по активизации работы, в пределах предоставленных полномочий и установленном порядке, по осуществлению муниципального земельного контроля, путем разработки планов работы органа контроля, проведения контрольных мероприятий в целях обеспечения земельного правопорядка посредством принятия мер по предотвращению, выявлению и пресечению нарушений земельного законодательства.

Иск обоснован тем, что Усть-Джегутинской межрайонной прокуратурой по результатам проверки исполнения требований законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами было установлено, что на территории Эльтаркачского сельского поселения отсутствует отрегламентированная деятельность по осуществлению муниципального контроля за землями, расположенными в границах поселения. Согласно принятым полномочиям Эльтаркачского сельского поселения муниципальный земельный контроль на территории Эльтаркачского сельского поселения должна осуществлять администрация сельского поселения. Однако, в нарушение требований закона до настоящего времени администрацией Эльтаркачского сельского поселения, уполномоченной по осуществлению муниципального земельного контроля, на территории поселения в данном направлении не инициировано ни одной проверки в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, качественного состояния земель поселения - ее целевого и разрешенного использования, что способствует проявлениям фактов злоупотребления со стороны лиц, обладающих контрольными функциями, также не разработан и не принят план работы на 2018 год, не определено ответственное лицо за проведением муниципального земельного контроля по использованию земельных участков, предоставленных гражданам, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в соответствии с условиями, установленными правовыми актами о предоставлении земельных участков, а также договорами аренды. Основными задачами муниципального земельного контроля являются обеспечение эффективного использования земель на территории муниципального образования; защита государственных, муниципальных и общественных интересов, а также прав граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в области использования земель; принятие мер по предупреждению нарушений земельного законодательства; контроль за устранением нарушений земельного законодательства. Бездействие, по осуществлению соответствующего муниципального земельного контроля, влечет за собой отсутствие надлежащего контроля за использованием и охраной земель, находящихся в границах поселения. Отсутствие какой-либо работы уполномоченного органа - администрации Эльтаркачского сельского поселения, по осуществлению муниципального земельного контроля указывает на его фактическое бездействие. Просит признать бездействия по осуществлению муниципального земельного контроля в границах поселения, являющееся нарушением ст.72 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 20 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» незаконным и возложить обязанности по активизации работы, в пределах предоставленных полномочий и установленном порядке, по осуществлению муниципального земельного контроля, путем разработки планов работы органа контроля, проведения контрольных мероприятий в целях обеспечения земельного правопорядка посредством принятия мер по предотвращению, выявлению и пресечению нарушений земельного законодательства.

Усть-Джегутинский межрайонный прокурор исковое заявление поддерживает, просит рассмотреть дело в порядке упрощенного (письменного) производства.

Административный ответчик - администрация Эльтаркачского сельского поселения Усть-Джегутинского муниципального района просила рассмотреть дело в порядке упрощенного (письменного) производства.

Исходя из ч. 1 ст. 292 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства.

При рассмотрении административного дела в таком порядке судом исследуются только доказательства в письменной форме (включая отзыв, объяснения и возражения по существу заявленных требований).

В соответствии с ч.3 ст.292 КАС РФ, упрощенный (письменный) порядок производства по административному делу может быть применен, если административный ответчик не возражает против рассмотрения административного дела в таком порядке.

Согласно ч. 1 ст. 293 КАС РФ, решение по административному делу, рассмотренному в порядке упрощенного (письменного) производства, принимается с учетом правил, установленных главой 15 настоящего Кодекса и соответствующих существу упрощенного (письменного) производства.

Так, судом установлено, что Усть-Джегутинской межрайонной прокуратурой была проведена проверка в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами. В результате чего было установлено, что на территории Эльтаркачского сельского поселения отсутствует отрегламентированная деятельность по осуществлению муниципального контроля за землями, расположенными в границах поселения. Администрацией Эльтаркачского сельского поселения, не инициировано ни одной проверки по качественному состоянию земель поселения, целевого и разрешенного использования, также не разработан и не принят план работы на 2018 год, не определено ответственное лицо за проведением муниципального земельного контроля по использованию земельных участков, предоставленных гражданам, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в соответствии с условиями, установленными правовыми актами о предоставлении земельных участков, а также договорами аренды.

В соответствии ч. 1 ст. 39 КАС Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном гл. 22 КАС Российской Федерации, в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если такими решениями, действиями (бездействиями) нарушены права и свободы этих лиц. Созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность.

На основании п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится в частности, осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель поселения.

В соответствии с частью 2 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений настоящей статьи.

Таким образом, вопросы контроля за использованием земель поселения в соответствии с законодательством относятся к компетенции администрации Эльтаркачского сельского поселения, в частности, по инспектированию эксплуатации наделов, относящихся не только к муниципалитету, но и к государственным землям, а также находящимся в собственности граждан и различных организаций.

Согласно пункту 31 части 4 ст. 1 Федерального закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении следующих видов государственного контроля (надзора): государственный земельный надзор и муниципальный земельный контроль.

Как отмечалось ранее, муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений настоящей статьи (ч. 2 ст. 72 ЗК РФ в редакции Федерального закона от 21.07.2014 N 234-ФЗ).

На основании системного анализа ст. 1 Федерального закона № 294 и ст. 72 ЗК РФ суд приходит к выводу, что муниципальный земельный контроль на территории сельского поселения должна осуществлять администрация сельского поселения.

Однако, в нарушение вышеуказанных требований закона до настоящего времени администрацией Эльтаркачского сельского поселения, уполномоченной по осуществлению муниципального земельного контроля, на территории поселения в данном направлении не инициировано ни одной проверки в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, качественного состояния земель поселения - ее целевого и разрешенного использования, что способствует проявлениям фактов злоупотребления со стороны лиц, обладающих контрольными функциями, также не разработан и не принят план работы на 2018 год, не определено ответственное лицо за проведением муниципального земельного контроля по использованию земельных участков, предоставленных гражданам, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в соответствии с условиями, установленными правовыми актами о предоставлении земельных участков, а также договорами аренды.

Основными задачами муниципального земельного контроля являются обеспечение эффективного использования земель на территории муниципального образования; защита государственных, муниципальных и общественных интересов, а также прав граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в области использования земель; принятие мер по предупреждению нарушений земельного законодательства; контроль за устранением нарушений земельного законодательства.

Таким образом, бездействие, по осуществлению соответствующего муниципального земельного контроля, влечет за собой отсутствие надлежащего контроля за использованием и охраной земель, находящихся в границах поселения, а отсутствие какой-либо работы уполномоченного органа администрации Эльтаркачского сельского поселения, по осуществлению муниципального земельного контроля указывает на его фактическое бездействие.

Данные действия администрации Эльтаркачского сельского поселения нарушают право граждан на благоприятную окружающую среду, закрепленное ст. 42 Конституции Российской Федерации.

Учитывая изложенное, суд, исходя из приоритета обеспечения безопасности граждан, жителей Эльтаркачского сельского поселения Усть-Джегутинского муниципального района считает требования прокурора правильными, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждены относимыми и допустимыми доказательствами.

В соответствии с ч. 9 ст. 227 КАС РФ суд, в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

Руководствуясь статьями 14, 175-180, 292 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Усть-Джегутинского межрайонного прокурора КЧР к администрации Эльтаркачского сельского поселения Усть-Джегутинского муниципального района о признании бездействия незаконным - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Эльтаркачского сельского поселения Усть-Джегутинского муниципального района по не осуществлению муниципального земельного контроля в границах поселения.

Обязать администрацию Эльтаркачского сельского поселения Усть- Джегутинского муниципального района принять меры по активизации работы, в пределах предоставленных полномочий и установленном порядке, по осуществлению муниципального земельного контроля, путем разработки планов работы органа контроля, проведения контрольных мероприятий в целях обеспечения земельного правопорядка посредством принятия мер по предотвращению, выявлению и пресечению нарушений земельного законодательства.

В течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по настоящему административному делу административный ответчик должен сообщить в суд, и прокурору об исполнении решения суда.

Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения с подачей жалобы через Усть-Джегутинский районный суд Карачаево-Черкесской Республики.

Председательствующий - судья И.Ю. Айбазова