ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-791/19 от 21.02.2019 Центрального районного суда г. Кемерова (Кемеровская область)

Дело № 2а-791/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд г. Кемерово в составе председательствующего судьи Гречановской О.В. при секретаре Тараненко Ю.Д.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Кемерово

21 февраля 2019 года

административное дело по административному исковому заявлению Костенко Н.А. к Управлению Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, государственному регистратору Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области Васильева В.И. о признании незаконным решения о приостановлении государственной регистрации права, обязании устранить нарушение прав истца,

У С Т А Н О В И Л :

Костенко Н.А. обратился в Центральный районный суд г. Кемерово с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, государственному регистратору Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области Васильева В.И. о признании незаконным решения о приостановлении государственной регистрации права, обязании устранить нарушение прав истца.

Требования мотивированы следующим:

Приостановление регистрации согласно уведомлению основано на пунктах 3, 6, 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», а именно:

- имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами;

- представленные документы не являются подлинными или сведения, содержащиеся в них, недостоверны;

- форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

Доводы государственного регистратора о причинах невозможности регистрации договора участия в долевом строительстве сводятся к следующему:

·на государственную регистрацию договора участия в долевом строительстве с первым дольщиком застройщик должен был представить проектную декларацию, на основании которой Инспекцией Госстройнадзора по Кемеровской области (далее – инспекция) ему было выдано заключение о соответствии застройщика и декларации требованиям закона, где был регламентирован срок окончания строительства – 1 квартал 2019г., а не проектную декларацию с внесенными в нее изменениями в части сроков окончания строительства дома – 4 квартал 2020г.;

·в связи с тем, что право субаренды застройщика на земельный участок под строительство дома зарегистрировано до 30.04.2019г., а срок передачи жилого помещения по договору участия в долевом строительстве предусмотрен не позднее 6 месяцев с 31.12.2020г. (дата ввода в эксплуатацию), как обременение субаренды в пользу участника долевого строительства, зарегистрированной до 30.04.2019г., не представляется возможным, поскольку срок ипотеки на земельный участок, обеспечивающей обязательства застройщика по передаче жилого помещения, должен быть равен сроку передачи застройщиком дольщику данного жилого помещения.

Для устранения причин приостановления регистрации договора государственный регистратор предложил:

·предоставить договор участия в долевом строительстве со сроком завершения строительства, сроком передачи жилого помещения в соответствии с проектной декларацией, на основании которой застройщику было выдано заключение инспекции строительного надзора, то есть со сроком строительства дома – 1 квартал 2019г. и сроком передачи жилого помещения – не позднее 6 месяцев с момента ввода дома в эксплуатацию

·либо, оформить права на земельный участок, разрешение на строительство, проектную декларацию со сроком завершения строительства, изначально указанного в договоре участия в долевом строительстве, то есть – 4 квартал 2020г., и получить заключение инспекции о соответствии застройщика и декларации закону.

Истец считает решение государственного регистратора, указанное в уведомлении ### от 26.12.2018г. незаконным, необоснованным, нарушающим его права и законные интересы.

Административный истец просит признать незаконным полностью решение государственного регистратора Управления Росреестра по Кемеровской области Васильева В.И. о приостановке государственной регистрации договора участия в долевом строительстве, указанном в уведомлении ### от 26.12.2018г., а также, обязать административного ответчика устранить препятствия к осуществлению прав, законных интересов административного истца путем продолжения процедуры государственной регистрации договора участия в долевом строительстве.

Административный истец Костенко Н.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения административного дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель административного истца Леванова Р.Е., действующая на основании доверенности от 21.02.2019 г., в судебном заседании настаивала на удовлетворении заявленных требований, доводы, изложенные в исковом заявлении поддержала.

Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Кемеровской области Лозовая П.С.. действующая на основании доверенности от 14.12.2018 г., в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, суду предоставила возражения в письменном виде, которые приобщены к материалам дела.

Административный ответчик Васильева В.И. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований.

Представитель заинтересованного лица ООО «СПИК» Давыдова В.И., действующая на основании доверенности от 10.07.2018 г., в судебном заседании настаивала на удовлетворении заявленных требований. Суду предоставила отзыв на исковое заявление, в котором поддержала доводы административного истца.

Представитель заинтересованного лица Инспекции государственного строительного надзора Кемеровской области Дробышева С.С., действующая на основании доверенности от 23.03.2018 г., в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований.

Выслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

Согласно п. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Судом установлено, что **.**.****Костенко Н.А.. и представитель ООО «СПИК» Ковач Е.И, обратились в Управление Росреестра по КО с заявлениями о регистрации договора участия в долевом строительстве квартиры, площадью: 36,97 кв.м., строительный ###, в доме расположенном по адресу: ... ..., на земельном участке с кадастровым номером: ### (т. 1л.д. 58-59, т. 1 л.д.59 оборот – 60).

На государственную регистрацию заявителями были представлены:

договор долевого участия № ... от 23.11.2018 между ООО «СПИК» (застройщик) и Костенко Н.А., в соответствии с которым Застройщик обязался обеспечить ввод в эксплуатацию жилого дома не позднее 31.12.2020 и передать участнику долевого строительства квартиру не позднее 6 месяцев с даты разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (т. 1 л.д. 63-71);

проектная декларация ###, в соответствии с которой Планируемый квартал и год выполнения этапа реализации проекта строительства - 4 квартал 2020 года (т. 1 л.д. 72-93);

разрешение на строительство вышеуказанного жилого дома от 29.06.2018 ###, срок действия которого заканчивается 22.02.2019 (т. 1 л.д. 99-100).

Уведомлением государственного регистратора Васильева В.И. от 26.12.2018 г. ### государственная регистрация прав приостановлена, поскольку имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами; представленные документы не являются подлинными или сведения, содержащиеся в них, недостоверны: форма и (или) содержание документа, представленная для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (т. 1 л.д. 8-12).

Для устранения причин приостановления государственной регистрации заявителям предложено предоставить:

·договор долевого участия со сроком завершения строительства, передачи объекта долевого участия в соответствии с проектной декларацией, на основании которой выдано заключение инспекции строительного надзора;

·либо, оформить права на земельный участок, разрешение на строительство, декларацию со сроком завершения строительства в соответствии с договором долевого участия и получить заключение инспекции на основании данных документов.

Порядок осуществления учётно-регистрационных действий регламентируется нормами федерального законодательства, в частности Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

В силу положений пунктов 3, 5 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Основания для приостановления государственной регистрации прав предусмотрены в статье 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». В частности, пункт 3 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусматривает приостановление учётно-регистрационных действий в случае, если имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами.

Согласно статье 3 Федерального закона от 30.12.2004 г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» застройщик вправе привлекать денежные средства участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости только после получения в установленном порядке разрешения на строительство, опубликования, размещения и (или) представления проектной декларации в соответствии с настоящим Федеральным законом и государственной регистрации застройщиком договора аренды, договора субаренды такого земельного участка.

В соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2004 г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» договор долевого участия в строительстве заключается в письменной форме, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.

В соответствии с пунктами 131, 132 Порядка ведения ЕГРН, формы специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, состава сведений, включаемых в специальную регистрационную надпись на документе, выражающем содержание сделки, и требований к ее заполнению, а также требований к формату специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, в электронной форме, порядка изменения в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки, утверждённого Приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 № 943, запись о государственной регистрации договора участия в долевом строительстве вносится на земельный участок, как обременение прав застройщика, с указанием:

·лица, права которого ограничиваются (обременяются), сведения о стороне договора - застройщике;

·лицо, в пользу которого ограничиваются (обременяются) права, сведения о стороне договора - участнике долевого строительства.

В силу части 1 статьи 13 Федерального закона от 30.12.2004 г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» в обеспечение исполнения обязательств застройщика (залогодателя) по договору с момента государственной регистрации договора у участников долевого строительства (залогодержателей) считаются находящимися в залоге предоставленный для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, в составе которых будут находиться объекты долевого строительства, право субаренды на указанный земельный участок и строящиеся (создаваемые) на этом земельном участке многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости.

К залогу недвижимого имущества, возникающему на основании федерального закона при наступлении указанных в нем обстоятельств, соответственно применяются правила о залоге, возникающем в силу договора об ипотеке, если федеральным законом не установлено иное (Федеральный закон от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)».

На основании пунктов 1, 5 статьи 5 Федерального закона от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» может быть заложено недвижимое имущество, права на которое зарегистрированы в порядке, установленном для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Правила об ипотеке недвижимого имущества соответственно применяются к залогу прав арендатора по договору об аренде такого имущества (право аренды), поскольку иное не установлено федеральным законом и не противоречит существу арендных отношений.

В соответствии с абзацем 2 пункта 1.1 пункта 1 статьи 62 Федерального закона от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» залог прав аренды на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, арендатором такого земельного участка допускается в пределах срока договора аренды.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 352 Гражданского кодекса Российской Федерации залог прекращается, в том числе, в случае прекращения заложенного права.

Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона от 30.12.2004 г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» обязательства застройщика считаются исполненными с момента подписания сторонами передаточного акта или иного документа о передаче объекта долевого строительства.

В соответствии с пунктом 134 Порядка ведения ЕГРН в записи об ограничении (обременении) - ипотеке земельного участка (залога права аренды, субаренды земельного участка), на котором осуществляется строительство многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимого имущества, возникшей на основании закона, указываются, в том числе в отношении срока - дата государственной регистрации первого договора участия в долевом строительстве и предусмотренный данным договором срок передачи застройщиком объекта долевого строительства участнику долевого строительства.

Таким образом, срок ипотеки прав на земельный участок, обеспечивающий обязательства застройщика в соответствии с действующим законодательством должен быть равен сроку передачи объекта долевого строительства.

Представленный на государственную регистрацию договор долевого участия № ... от 23.11.2018 между ООО «СПИК» (застройщик) и участником долевого строительства Костенко Н.А., содержит условия об обязанности Застройщика обеспечить ввод в эксплуатацию жилого дома не позднее 31.12.2020 и передать участнику долевого строительства квартиру не позднее 6 месяцев с даты разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Однако, согласно записям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером ###, на котором осуществляется строительство многоквартирного дома, принадлежит:

1.На праве аренды ООО «Кузбассдорстрой» на основании договора аренды земельного участка ### от 21.07.2016, заключенного с Комитетом по управлению государственным имущество Кемеровской области. Сторонами договора определено, что срок действия договора по 30.04.2019 (п. 2.1), по окончании срока действия договор считается расторгнутым (п. 7.2). В ЕГРН аренда зарегистрирована по 30.04.2019.

2.На праве субаренды ЛИЦО_10 на основании договора субаренды земельного участка от 06.12.2016 ###, заключенному с ООО «Кузбассдорстрой». Сторонами договора определено, что срок действия договора по 30.04.2019 (п. 2.1), по окончании срока действия договор считается расторгнутым (п. 6.2). В ЕГРН субаренда зарегистрирована по 30.04.2019.

3.Застройщику ООО «СПИК» на праве субаренды на основании договора субаренды земельного участка от 23.12.2016 ###, заключенному с ЛИЦО_10 Сторонами договора определено, что срок действия договора по 30.04.2019 (п. 2.1), по окончании срока действия договор считается расторгнутым (п. 6.2). В ЕГРН субаренда зарегистрирована по 30.04.2019.

Таким образом, застройщик владеет земельным участком на праве субаренды, зарегистрированном по 30.04.2019, а заявленный на государственную регистрацию договор участия в долевом строительстве содержит условие об обязанности Застройщика обеспечить ввод в эксплуатацию жилого дома не позднее 31.12.2020 и передать участнику долевого строительства квартиру не позднее 6 месяцев с даты разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Федеральный закон от 30.12.2004 г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» устанавливает гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства (статья 1).

В частности статьей 13 Федерального закона от 30.12.2004 г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» установлено, что одним из способов обеспечения обязательств застройщика по договору долевого участия является залог права субаренды на земельный участок.

Исходя из вышеуказанных норм закона, государственная регистрации договора участия в долевом строительстве не возможна без государственной регистрации ипотеки в силу закона прав застройщика на земельный участок, как способа обеспечения обязательств застройщика перед участниками долевого строительства, и ипотека должна обеспечивать обязательства застройщика в полном объеме, а не в части. Ипотека - это обременение права, и в соответствии с действующим законодательством ипотека не может существовать без прав, ипотека прекращается в связи с прекращением права, т.е. срок ипотеки не может быть больше срока действующего права.

Пункты 6, 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусматривают, что учётно-регистрационные действия подлежат приостановлению, если представленные документы не являются подлинными или сведения, содержащиеся в них, недостоверны; форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

Пункт 2 статьи 48 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусматривает, что для государственной регистрации договора участия в долевом строительстве, заключенного застройщиком с первым участником долевого строительства многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, наряду с документами, предусмотренными настоящим Федеральным законом для государственной регистрации договора участия в долевом строительстве, необходимы:

1.разрешение на строительство. Заявитель вправе не представлять разрешение на строительство. В случае, если разрешение на строительство не представлено заявителем, орган регистрации прав получает разрешение на строительство путем информационного взаимодействия федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра недвижимости с единой информационной системой жилищного строительства, а при отсутствии соответствующей информации в указанной системе запрашивает разрешение на строительство (сведения, содержащиеся в разрешении на строительство) в органе, выдавшем разрешение на строительство, который представляет его в срок не более чем два рабочих дня с даты получения запроса органа регистрации прав;

2.план создаваемого многоквартирного дома, иного объекта недвижимости с указанием его местоположения, количества находящихся в составе создаваемого многоквартирного дома, иного объекта недвижимости жилых и нежилых помещений, машино-мест, планируемой площади каждого из указанных помещений и машино-мест;

3.проектная декларация. Заявитель вправе не представлять проектную декларацию. В случае, если проектная декларация не представлена заявителем, орган регистрации прав получает ее путем информационного взаимодействия федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра недвижимости с единой информационной системой жилищного строительства;

4.заключение контролирующего органа о соответствии застройщика и проектной декларации требованиям Закона о долевом участии, выданное не ранее чем за шестьдесят дней до дня представления заявления о государственной регистрации договора участия в долевом строительстве, заключенного застройщиком с первым участником долевого строительства многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости. Заявитель вправе не представлять указанное заключение, в этом случае орган регистрации прав получает указанное заключение путем информационного взаимодействия федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра недвижимости с единой информационной системой жилищного строительства, а при отсутствии соответствующей информации в единой информационной системе жилищного строительства запрашивает указанное заключение в контролирующем органе, который представляет его в срок не более чем два рабочих дня с даты получения запроса органа регистрации прав.

В соответствии со статьями 23.3, 23.4 Федерального закона от 30.12.2004 г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» Единая информационная система жилищного строительства - система, функционирующая на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о жилищном строительстве, а также иной информации, связанной с жилищным строительством (далее - система).

Порядок взаимодействия уполномоченного органа, органа регистрации прав, контролирующих органов, Фонда, уполномоченных банков и застройщиков при использовании ими информационных ресурсов системы, в том числе личных кабинетов, а также, порядок размещения информации в системе устанавливается Правительством Российской Федерации. Однако, такой порядок Правительством РФ не установлен, доступ у государственного регистратора к системе возможен только через сеть интернет в режиме просмотра.

Согласно пунктам 1, 2, 2.1, 6, 8 статьи 19 Федерального закона от 30.12.2004 г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» проектная декларация включает в себя информацию о застройщике и информацию о проекте строительства и определяет объем прав застройщика на привлечение денежных средств граждан и юридических лиц для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, указанных в такой проектной декларации. Проектная декларация является официальным документом, удостоверяющим факты, влекущие за собой юридические последствия для застройщика.

Проектная декларация, информация о соответствии физического лица, требованиям закона до заключения застройщиком договора с первым участником долевого строительства многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости направляются застройщиком в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи путем заполнения электронной формы проектной декларации на сайте единой информационной системы жилищного строительства. Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в срок не более тридцати дней со дня получения проектной декларации осуществляет подготовку и выдачу застройщику заключения о соответствии застройщика и проектной декларации требованиям, установленным законом.

На государственную регистрацию договора долевого участия представлены:

·проектная декларация без даты ### в бумажном виде, в соответствии с которой планируемый квартал и год выполнения этапа реализации проекта строительства - 4 квартал 2020 года;

·разрешение на строительство вышеуказанного жилого дома от 29.06.2018 ###, срок действия которого заканчивается 22.02.2019;

·договор долевого участия № ... от 23.11.2018, заключенный между ООО «СПИК» (застройщик) и участником долевого строительства Костенко Н.А., содержащий условие об обязанности Застройщик обеспечить ввод в эксплуатацию жилого дома не позднее 31.12.2020 и передать участнику долевого строительства квартиру не позднее 6 месяцев с даты разрешения на ввод объекта в эксплуатацию;

·заключение Инспекции государственного строительного надзора Кемеровской области ### от 09.11.2018 о соответствии застройщика ООО «СПИК» и проектной декларации ### от 06.11.2018.

В соответствии с частями 5,7,8 статьи 21 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» иные необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы в форме документов на бумажном носителе (за исключением актов органов государственной власти, актов органов местного самоуправления, а также судебных актов, установивших права на недвижимое имущество, и заявлений) представляются не менее чем в двух экземплярах, один из которых (подлинник) после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав должен быть возвращен заявителю.

В случае представления для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документов в форме электронных документов, электронных образов документов такие документы представляются в форме электронных документов, если настоящим Федеральным законом предусмотрено, что такие документы при их представлении в форме документов на бумажном носителе должны быть представлены в подлиннике (один экземпляр таких документов должен быть подлинником).

Документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и представляемые в форме электронных документов, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и подписываться усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченных на то лиц, сторон договора или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц в установленных законодательством Российской Федерации случаях.

В связи с тем, что проектная декларация была представлена в бумажном виде без отождествления электронного документа бумажному носителю, то есть не соответствовала требованиям к представляемым на государственную регистрацию документам, не содержала дату направления в Инспекцию, а также в связи с тем, что на сайте размещена декларация с иным сроком завершения строительства, а именно - 4 квартал 2020, государственным регистратором прав был направлен запрос в Инспекцию о предоставлении сведений и проектной декларации, на основании которой выдавалось представленное на государственную регистрацию прав заключение.

Исходя из представленной Инспекцией декларации и ответа на запрос государственного регистратора установлено несоответствие декларации, представленной для целей государственной регистрации прав и декларации, на основании которой Инспекцией выдано заключение. В частности, дата завершения строительства многоквартирного дома и, соответственно, срок передачи, указанный в договоре долевого участия (ввод в эксплуатацию жилого дома не позднее 31.12.2020, передача участнику долевого строительства квартиры не позднее 6 месяцев с даты разрешения на ввод объекта в эксплуатацию) не соответствует сроку завершения строительства, указанному в проектной декларации 42-000187 (а именно - 3 квартал 2019), предоставленной застройщиком в Инспекцию для получения заключения 06.11.2018.

Кроме того, согласно ответу Инспекции, заключение о соответствии застройщика и проектной декларации требованиям действующего законодательства, где срок завершения строительства указан 4 квартал 2020 не выдавалось, то есть проверка декларации, размещённой застройщиком на сайте, Инспекцией не проводилась, заключение не выдавалось.

Статьёй 19 Федерального закона от 30.12.2004 г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что в случае, если не поданы документы на государственную регистрацию договора с первым участником долевого строительства многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, проектная декларация подлежит повторному направлению в уполномоченный орган исполнительной власти для получения нового заключения о соответствии требованиям закона.

Согласно части 5 статьи 48 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» после регистрации первого договора долевого участия орган регистрации прав уведомляет Инспекцию о регистрации первого договора долевого участия. После получения уведомления о регистрации первого договора долевого строительства Инспекция осуществляет контроль и надзор в области долевого строительства по конкретному объекту.

Поскольку в данном случае первый договор долевого участия не зарегистрирован, правоотношения между застройщиком и участником долевого строительства не начались, поэтому корректировка сроков передачи объекта долевого строительства застройщиком, без соответствующего заключения уполномоченного органа, неправомерна.

Согласно порядку осуществления государственной регистрации прав, установленному статьей 29 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», орган государственной регистрации прав обязан, в том числе, провести правовую экспертизу документов, представленных для осуществления учётно-регистрационных действий, на предмет наличия или отсутствия оснований для приостановления либо отказа в государственной регистрации прав.

Специальные нормы Федерального закона от 30.12.2004 г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» возлагают полномочия по осуществлению проверки проектной декларации на соответствие требований действующего законодательства на Инспекцию. Документом, подтверждающим, что проектная декларация соответствует требованиям действующего законодательства, а также, что застройщик имеет право привлекать денежные средства участников (заключать договоры долевого участия) является заключение.

Обязанность государственного регистратора прав заключается в проверке содержания договора долевого участия на соответствие требованиям действующего законодательства, в том числе и на соответствие информации, включенной в проектную декларацию на момент заключения договора.

Согласно частям 4, 4.1 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2004 г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» договор должен содержать, в том числе, срок передачи застройщиком объекта долевого строительства участнику долевого строительства.

Условия договора должны соответствовать информации, включенной в проектную декларацию на момент заключения договора.

Согласно части 1.2 статьи 3 Федерального закона от 30.12.2004 г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» застройщик вправе осуществлять строительство (создание) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в пределах одного или нескольких разрешений на строительство с привлечением денежных средств участников долевого строительства. Согласно разрешению на строительство от 28.04.2018 ###, застройщик вправе осуществлять строительство до 28.07.2019, что также не соответствует условиям договора участия в долевом строительстве и информации, содержащейся в декларации. При таких обстоятельствах имеет место несоответствие содержания договора участия в долевом строительстве требованиям частей 4, 4.1 статьи 4 Закона о долевом участии, в части условий о завершении строительства и срока передачи квартиры. Данные сведения недостоверны как в договоре, так и в декларации, представленной в бумажном виде застройщиком.

Исходя из вышеизложенного, суд считает, что Управлением Росреестра по Кемеровской области права и законные интересы административного истца не нарушены. Решение органа регистрации прав о приостановлении государственной регистрации договора участия в долевом строительстве квартиры площадью: 36,97 кв.м., строительный ###, в доме расположенном по адресу: Кемеровская область, г. ... ..., на земельном участке с кадастровым номером ### является законным и обоснованным, принятым в соответствии со ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

В соответствии со ст. 226 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1.об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2.об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Таким образом, для признания незаконными действий (решений) соответствующего органа государственной власти необходимо одновременно наличие двух условий:

1.несоответствие оспариваемого акта (действия) закону;

2.установление факта нарушения прав и законных интересов заявителя оспариваемым актом (действием).

Такая совокупность условий по делу судом не установлена.

Учитывая вышеизложенное, суд считает, что требования Костенко Н.А. об оспаривании решения государственного регистратора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области Васильева В.И. от 26.12.2018 г. о приостановлении государственной регистрации договора участия в долевом строительстве следует оставить без удовлетворения.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административных исковых требований Костенко Н.А. к Управлению Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, государственному регистратору Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области Васильева В.И. о признании незаконным решения о приостановлении государственной регистрации права, обязании устранить нарушение прав истца отказать.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в мотивированной форме.

В мотивированной форме решение изготовлено 25.02.2019 г.

Судья Гречановская О.В.