ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-793/19 от 25.03.2019 Пермского районного суда (Пермский край)

Дело № 2а -793/2019

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

25 марта 2019 года г. Пермь

Пермский районный суд Пермского края в составе

председательствующего судьи Е.В. Овчинниковой Е.В.,

при секретаре Фирсове Д.В.,

с участием представителей административного истца ФИО5, ФИО6 по доверенности, представителя административного ответчика Министерства образования и науки Пермского края ФИО7 по доверенности, представителя административного ответчика прокуратуры Пермского края ФИО8 по доверенности, представителей заинтересованного лица Государственного автономного общеобразовательного учреждения «Пермский кадетский корпус Приволжского Федерального округа имени Героя России Ф.Кузьмина» ФИО9 по доверенности, ФИО10 по ордеру,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО1, действующего в интересах несовершеннолетнего ФИО2, к административным ответчикам Прокуратуре Пермского района Пермского края, Прокуратуре Пермского края, Министерству образования и науки Пермского края о признании бездействия незаконным и необоснованным,

установил:

ФИО1, действующий в интересах несовершеннолетнего ФИО2, обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнений 22.03.2019г. просит:

- признать бездействие административного ответчика - прокуратуры Пермского района Пермского края, Прокуратуры Пермского края по жалобе в прокуратуру Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ, выразившееся в непринятии мер, предусмотренных КоАП РФ, в том числе, в непринятии решения по вопросу возбуждения (отказа в возбуждении) дела об административном правонарушении по ст. 5.57 КоАП РФ в отношении руководства ГАОУ «Пермский кадетский корпус Приволжского Федерального округа имени Героя России Ф. Кузьмина» - незаконным и необоснованным.

- признать бездействие административного ответчика - Министерства образования и науки Пермского края по жалобе в прокуратуру Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ, выразившееся в непринятии мер реагирования, предусмотренных п. 3.6., 4.1. «Положения о Министерстве образования и науки Пермского края» (утв. Постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ-п), в том числе, в непринятии решения по вопросу возбуждения дела об административном правонарушении по ст. 5.57 КоАП РФ и неосуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования и ведомственного контроля в отношении руководства ГАОУ «Пермский кадетский корпус Приволжского Федерального округа имени Героя России Ф. Кузьмина» - незаконным и необоснованным.

В обоснование заявления указано, что ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратился в прокуратуру Пермского края с жалобой, где просил принять меры прокурорского реагирования и возбудить дело об административном правонарушении по признакам ст. 5.57 КоАП РФ в связи с незаконными локальными нормативными актами, принятыми в отношении несовершеннолетних в ГАОУ «Пермский кадетский корпус Приволжского Федерального округа имени Героя России Ф. Кузьмина». Жалоба была перенаправлена для рассмотрения по существу в Министерство образования и науки Пермского края и прокуратуру Пермского района Пермского края. В обращении помимо прочих доводов прямо содержалась просьба о принятии мер прокурорского реагирования и принятии решения о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.57 КоАП РФ.

ДД.ММ.ГГГГ из ответа прокуратуры Пермского района Пермского края истцу стало известно, что жалоба была признана обоснованной и по ней были приняты меры прокурорского реагирования. При этом в части возбуждения дела об административном правонарушении по ст. 5,57 КоАП РФ по существу ответ в адрес заявителя, так и не поступил, ни со стороны прокуратуры Пермского района Пермского края, ни со стороны Министерства образования и науки Пермского края.

В то же время, именно прокуратура Пермского района Пермского края проводила по существу проверку по жалобе ФИО1 и по этой причине обладала всей необходимой компетенцией для возбуждения дела об административном правонарушении. В свою очередь, второй административный ответчик - Министерство образования и науки Пермского края, также обладал достаточной компетенцией для возбуждения дела об административном правонарушении по данному факту и принятия соответствующих мер для привлечения к ответственности лиц, виновных в издании незаконных локальных нормативных актов в образовательном учреждении.

Однако, решение об отказе либо в возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 5.57 КоАП РФ ни одним административным ответчиком не было принято.

Из этого административным истцом сделан вывод, что административный ответчик прокуратура <адрес> проигнорировала его обращение в указанной части и не возбудила производство по делу об административном правонарушении, то есть не совершила действий, предусмотренных КоАП РФ и Федеральным Законом от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».

При этом второй административный ответчик Министерство образования и науки Пермского края вообще не предпринял никаких надлежащих действий и мер, предусмотренных Конституцией РФ, Федеральным Законом от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», КоАП РФ и п.п. 3.6., 4.1. Положения о Министерстве образования и науки Пермского края» (утв. Постановлением Правительства Пермского края от 21.10.2013 г. № 1460-п).

Таким образом, отсутствие в установленный срок какого-либо ответа по существу поставленного в обращениях вопроса, непринятие того или иного решения и не направление в адрес административного истца соответствующего ответа расценивается им как бездействие, не соответствующее нормам действующего законодательства РФ.

В связи с чем в целях защиты прав и законных интересов ФИО1 вынужден обратиться в суд в порядке ст. 4 КАС РФ.

В своем административном исковом заявлении ФИО1 указал фактические обстоятельства, при которых бездействие было допущено административными ответчиками, а именно ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратился с жалобой в прокуратуру Пермского края на действия педагогического работника - заместителя руководителя начальника ГАОУ «Пермский кадетский корпус имени Героя России Ф. Кузьмина» ФИО3, в действиях которой, на его взгляд, содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.57 КоАП РФ. Данная жалоба была зарегистрирована в прокуратуре Пермского края ДД.ММ.ГГГГ за .

В указанной жалобе, адресованной на имя прокурора Пермского края ФИО11, в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным Законом от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным Законом от 17.01.1992 года № 2202-1 «О Прокуратуре Российской Федерации», КоАП РФ, содержались требования о принятии экстренных мер прокурорского реагирования; провести проверку на предмет соответствия компетентности в выполнении своих должностных обязанностей заместителя начальника ГАОУ Пермский кадетский корпус имени Героя России Ф. Кузьмина» ФИО3 действующему законодательству Российской Федерации и решить вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном соответствующей статьей КоАП РФ.

С аналогичной жалобой ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратился также непосредственно в Министерство образования и науки Пермского края.

Позднее, ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратился еще с одной жалобой в прокуратуру Пермского края, в которой дополнительно просил: принять экстренные меры прокурорского реагирования, так как его несовершеннолетний ребёнок по вине руководства ГАОУ «Пермский кадетский корпус ПФО имени Героя России Ф.Кузьмина» находится в атмосфере, унижающей его человеческое достоинство, в результате незаконных действий администрации учебного заведения, в этих целях: провести проверку на предмет соответствия локального акта п. 2.3.4. Положения о порядке перевода, отчисления воспитанников (Приложение к приказу от ДД.ММ.ГГГГ) требованиям федерального законодательства, а также на предмет наличия в нем требований, ограничивающих права обучающихся на образование; решить вопрос о принятии мер прокурорского реагирования, направленных на исключение несоответствующих законодательству требований из оспариваемого локального акта; решить вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.57 КоАП РФ в отношении должностных лиц, которые допустили несоответствие законодательству локального акта, а именно Положения о порядке перевода, отчисления воспитанников кадетского корпуса.

ДД.ММ.ГГГГ в ответ на первую жалобу посредством электронной почты был направлен ответ из прокуратуры Пермского края за № от ДД.ММ.ГГГГ за подписью начальника отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних ФИО12.

В ответе сообщается, что жалоба от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с «Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации», утвержденной приказом Генерального прокурора РФ №45 от 30.01.2013 года, направлена для рассмотрения Министру образования и науки Пермского края ФИО13.

Затем, ДД.ММ.ГГГГ в ответ на вторую жалобу также поступил ответ из прокуратуры Пермского края за №, в соответствии с которым в этот раз жалоба также была направлена из прокуратуры Пермского края в другой орган, а именно в прокуратуру Пермского района Пермского края и Министру образования и науки Пермского края ФИО13.

Будучи не согласным с тем, что прокуратурой Пермского края первая жалоба по существу не рассмотрена и была перенаправлена в Министерство образования и науки Пермского края, а вторая жалоба со схожим содержанием - и в Министерство образования и науки Пермского края, и одновременно в прокуратуру Пермского района Пермского края – ФИО1 обратился еще с одной жалобой в Управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Приволжском федеральном округе, где обжаловал решение прокуратуры Пермского края, изложенное в ответе за № от ДД.ММ.ГГГГ.

Однако, и эта жалоба была проигнорирована и осталась без ответа по существу и перенаправлена для рассмотрения в тот орган, чьи действия обжаловались по существу, то есть в прокуратуру Пермского края.

В ответ на эту жалобу из прокуратуры Пермского края поступил новый ответ от ДД.ММ.ГГГГ за № за подписью зам. прокурора Пермского края ФИО14, в котором сообщается, что в силу п. 3.6., 4.1. Положения о Министерстве образования и науки Пермского края Министерство образования и науки Пермского края имеет право возбуждать дела об административных правонарушениях и наделено достаточной компетенцией и полномочиями для рассмотрения жалобы (обращения) по существу.

Параллельно с этим от административного ответчика Министерства образования и науки Пермского края последовало следующее:

- поступил ответ на жалобу от ДД.ММ.ГГГГ из Министерства образования и науки Пермского края, а именно письмо от ДД.ММ.ГГГГ, в котором сообщается, что по запросу Министерства образования и науки Пермского края Учреждением представлены разъяснения о сложившейся ситуации. Также организовано совещание с руководством Учреждения. Начальнику Учреждения указано на необходимость предпринять меры по урегулированию конфликтной ситуации, а также на неукоснительное соблюдение законодательства в сфере образования и норм профессиональной этики, случае если Вы считаете, что конфликт остается неразрешенным, Вы можете обратиться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений Учреждения.

- затем поступил ответ на жалобу от ДД.ММ.ГГГГ из Министерства образования и науки Пермского края, а именно письмо от ДД.ММ.ГГГГ, в котором сообщается, что Вам давался ответ ранее: письмо Министерства образования и науки Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ «О рассмотрении обращения». Дополнительно сообщаем, что в соответствии с разделом «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденным приказом Минздравсоцразвития РФ от 26 августа 2010 г. No761h, ФИО3 соответствует занимаемой должности. Жалобы в отношении работы данного сотрудника ранее в Министерство образования и науки Пермского края не поступали.

Таким образом, Прокуратура Пермского края, ссылаясь на применение к моей жалобе от ДД.ММ.ГГГГ норм «Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской рации» и п.п. 3.6., 4.1. Положения о Министерстве образования и науки Пермского края, указала на необходимость рассмотрения по существу моего обращения соответственно Министерством образования Пермского края. При этом никаких мер прокурорского реагирования не предприняла и решение о возбуждении дела об административном правонарушении не приняла.

И в то же время, Министерство образования и науки Пермского края аналогично указало, что в праве обратиться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и с их стороны Учреждению сообщено о необходимости предпринять меры по регулированию конфликтной ситуации, то есть данный административный ответчик так же, как и предыдущий, никаких мер реагирования не предпринял и решение о возбуждении дела об административном правонарушении не вынес.

При этом жалоба от ДД.ММ.ГГГГ, которая из прокуратуры Пермского края, была направлена помимо Министерства образования и науки Пермского края, в прокуратуру Пермского района Пермского края со схожими доводами была признана обоснованной.

Так, ДД.ММ.ГГГГ из прокуратуры Пермского района Пермского края посредством электронной почты (а позднее и посредствам Почты России) в ответ на мою жалобу от ДД.ММ.ГГГГ, поступившую туда из прокуратуры Пермского края ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 было направлено письмо о рассмотрении по существу обращения в части исполнения законодательства об образовании при применении к несовершеннолетнему ФИО2 мер дисциплинарного характера и использования их в качестве предлога для отчисления, а также в части несоответствия законодательству об образовании пункта 2.3.4 Положения о порядке перевода, отчисления, утвержденного приказом начальника ГАОУ «Пермский детский корпус Приволжского федерального округа имени Героя России Ф. Кузьмина» от ДД.ММ.ГГГГ.

Также сообщается, что прокуратурой Пермского района Пермского края в адрес начальника ГАОУ «Пермский кадетский корпус Приволжского федерального округа имени Героя России Ф. Кузьмина» ФИО15ДД.ММ.ГГГГ. принесен протест с требованием пункт 2.3.4 Положения о порядке перевода, отчисления, утвержденного приказом от ДД.ММ.ГГГГ, привести в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации.

В том же ответе дополнительно сообщается, что прокуратурой Пермского района Пермского края, в части действия руководства ГАОУ «Пермский кадетский корпус Приволжского федерального округа имени Героя России Ф. Кузьмина», а именно заместителя начальника ФИО3, проверка не проводилась ввиду того, что по данному вопросу ранее Вами ДД.ММ.ГГГГ была подана жалоба в прокуратуру Пермского края, в прокуратуру Пермского района данная жалоба не поступала.

Вместе с тем, прокуратурой Пермского района Пермского края по результатам проведенной по жалобе проверки соблюдения законодательства Российской Федерации об образовании в ГАОУ «Пермский кадетский корпус Приволжского федерального округа имени Героя России Ф. Кузьмина», в том числе в части исполнения законодательства об образовании при применении к несовершеннолетнему ФИО2 мер дисциплинарного характера в адрес руководства ГАОУ «Пермский кадетский корпус Приволжского федерального округа имени Героя России Ф. Кузьмина» внесено представление об устранении нарушений законодательства об образовании.

Вместе с тем, в нарушение ч. 11 ст. 43 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обучающимся и их родителям (законным представителям) не обеспечена реализация их права на обжалование мер дисциплинарного взыскания в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.

Причиной сложившейся ситуации явилось ненадлежащее исполнение должностных обязанностей должностными лицами ГАОУ «Пермский кадетский корпус Приволжского Федерального округа имени Героя России Ф. Кузьмина». При этом, из Министерства образования и науки Пермского края по жалобе от ДД.ММ.ГГГГ был получен ответ от ДД.ММ.ГГГГ за №, в котором сообщается, что согласно ст. 30 Закона Об образовании ГАОУ «Пермский кадетский корпус Приволжского федерального округа имени России Ф. Кузьмина» обладает автономией, в том числе самостоятельностью по вопросам принятия локальных актов, поэтому - это их компетенция, но им указано на недопустимость нарушения законодательства при разработке и принятии локальных нормативных актов и иных документов, затрагивающие права и обязанности обучающихся и их родителей (законных представителей). То есть, фактически Министерство образования и науки Пермского края в очередной раз проигнорировало мою жалобу.

Таким образом, ФИО1 полагает, что доводы его жалобы от ДД.ММ.ГГГГ, которая по существу была рассмотрена и признана обоснованной административным ответчиком прокуратурой Пермского района Пермского края, в другой части, касающейся возбуждения дела об административном правонарушении по ст. 5.57 КоАП РФ, в том числе, в связи с незаконными локальными нормативными актами и действиями руководства ГАОУ «Пермский кадетский корпус Приволжского федерального округа имени России Ф. Кузьмина», - также должна была быть рассмотрена и признана обоснованной и являясь самостоятельным основанием для решения вопроса со стороны прокуратуры Пермского района Пермского края о возбуждении дела об административном правонарушении по данному факту.

Однако, именно в части возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.57 КоАП РФ, как указано выше, жалоба от ДД.ММ.ГГГГ осталась проигнорирована: производство по делу об административном правонарушении так и не было возбуждено и виновные не понесли наказания.

Аналогичное бездействие относится к административному ответчику - Министерству образования и науки Пермского края, которое в свою очередь, вообще не предприняло никаких действий и мер и полностью проигнорировало содержание жалобы.

Бездействие Министерства образования и науки Пермского края заключается еще и в том, что со своей стороны, они полностью умолчали о факте принятия руководством ГАОУ «Пермский кадетский корпус Приволжского Федерального округа имени Героя России Ф. Кузьмина» незаконного локального нормативного акта и незаконного применения к несовершеннолетнему ФИО2 мер дисциплинарного характера, и не приняли никаких мер в связи с этим, что следует из формальных отписок.

Такое бездействие и попустительство со стороны органа государственной власти субъекта Российской Федерации (Министерства образования и науки Пермского края), на взгляд административного истца, свидетельствует не только о нежелании профильного министерства края разбираться в вопиющих фактах нарушения руководством ГАОУ «Пермский кадетский корпус Приволжского Федерального округа имени Героя России Ф. Кузьмина» прав несовершеннолетних обучающихся, указывает на общность их интересов, и сокрытие данных фактов от прокуратуры Российской Федерации и общественности.

При этом, как видно из ответов Министерства образования и науки Пермского края, данный орган вообще не владеет информацией о своей собственной компетенции и не принял никаких решений и мер в соответствии со своими полномочиями, хотя как следует из позиции прокуратуры Пермского края, именно этот орган обладает необходимой компетенцией и вправе решить вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении, что входит в пределы имеющихся у Министерства полномочий. Кроме того, возлагает на него обязанность осуществлять государственный контроль (надзор) и ведомственный контроль за руководством указанного образовательного учреждения в силу п.п. 3.6., 4.1. Положения о Министерстве образования и науки Пермского края (утв. Постановлением Правительства Пермского края от 10.2013 г. № 1460-п).

Полагает, что оставление обращений без ответа в указанной части является бездействием, которое противоречит законодательству РФ, что создало препятствия в реализации права на защиту и препятствует доступу к правосудию, как лицу - потерпевшему (законному представителю несовершеннолетнего) от административного посягательства.

С указанным бездействием ФИО1, категорически не согласен. Полагает, что бездействие обоих административных ответчиков существенно нарушило его права и законные интересы, в том числе право на получение ответа по существу поднятых вопросов, а также право на защиту от административного посягательства.

Как указано выше, о данном бездействии истцу стало известно ДД.ММ.ГГГГ из ответа прокуратуры Пермского района Пермского края, в этой связи срок для подачи настоящего административного иска не пропущен.

Административный истец в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представители административного истца в судебном заседании на удовлетворении требований настаивали по доводам, изложенным в иске.

Представитель административного ответчика Министерства образования и науки Пермского края в судебном заседании с требованиями не согласилась, пояснила, что ответы на жалобы ФИО1 ими были даны. На сегодняшний день локальный акт кадетского корпуса Положение о порядке перевода, отчисления приведено в соответствие с законодательством об образовании РФ, рассмотрен вопрос в отношении выполнения должностных обязанностей заместителя начальника ГАОУ Пермского кадетского корпуса ФИО3. Право учащегося ФИО2 на получение бесплатного образования не нарушено.

Представитель административных ответчиков прокуратуры Пермского края района и прокуратуры Пермского края в судебном заседании с требованиями не согласилась, пояснила, что по поступившей от ДД.ММ.ГГГГ. в их адрес жалобе ФИО1 были предприняты меры прокурорского реагирования. Представлен письменный отзыв.

Представители заинтересованного лица Государственного автономного общеобразовательного учреждения «Пермский кадетский корпус Приволжского Федерального округа имени Героя России Ф.Кузьмина» в судебном заседании с требованиями не согласились, пояснили, что все нарушения в отношении учащегося ФИО2 устранены.

Суд, выслушав пояснения сторон участвующих в судебном заседании, оценив письменные доказательства, приходит к выводу, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению в части.

В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, законодатель предусмотрел, что удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке главы 22 КАС РФ, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица (незаконности принятого им или органом постановления) и реального нарушения при этом прав заявителя.

Как следует из материалов дела ДД.ММ.ГГГГФИО1 в Прокуратуру Пермского края была подана жалоба на действия заместителя начальника ГАОУ «Пермский кадетский корпус ПФО имени Героя России Ф.Кузьмина» ФИО3, в которой заявитель просит принять экстренные меры прокурорского реагирования; провести проверку на предмет соответствия должностных обязанностей заместителя начальника ГАОУ Пермского кадетского корпуса ФИО3 действующему законодательству Российской Федерации; решить вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренного ст. 5.57 КоАП РФ (л.д. 13-18).

Указанная жалоба была перенаправлена для рассмотрения в Министерство образования и науки Пермского края, что следует из сообщения Прокуратуры Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 19).

ДД.ММ.ГГГГ аналогичная жалоба была подана ФИО1 в Министерство образования и науки Пермского края (л.д. 20-25).

ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Министерством образования и науки Пермского края в адрес ФИО1 были направлены сообщения по рассмотрению жалобы от ДД.ММ.ГГГГ, из которых следует, что учреждением представлены разъяснения о сложившееся ситуации, также организовано совещание с руководством организации. Начальнику учреждения указано на необходимость предпринятии мер по урегулированию конфликта, а также неукоснительного соблюдения законодательства в сфере образования и норм профессиональной этике. Дополнительно сообщено, что в соответствии с разделом «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденным приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 №761н, ФИО3 соответствует занимаемой должности. Жалобы в отношении работы данного сотрудника ранее в Министерство образования и науки Пермского края не поступали (л.д. 28, 29).

ДД.ММ.ГГГГФИО1 подал в Прокуратуру Пермского края жалобу, в которой просит принять экстренные меры прокурорского реагирования, так как его несовершеннолетний сын по вине руководства ГАОУ «Пермский кадетский корпус ПФО имени Героя России Ф.Кузьмина» находится в атмосфере унижающей его человеческое достоинство, в результате незаконных действий администрации учебного заведения. В этих целях просит провести проверку на предмет соответствия локального акта п. 2.3.4. Положения о порядке перевода, отчисления воспитанников (Приложение к приказу от ДД.ММ.ГГГГ) требованиям федерального законодательства, а также на предмет наличия в нем требований, ограничивающих права обучающихся на образование; решить вопрос о принятии мер прокурорского реагирования, направленных на исключение несоответствующих законодательству требований из оспариваемого локального акта; решит вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении руководства ГАОУ «Пермский кадетский корпус ПФО имени Героя России Ф.Кузьмина», предусмотренном ст. 5.57 КоАП РФ (л.д. 38-49).

ДД.ММ.ГГГГ жалоба ФИО1 на основании Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ была перенаправлена для рассмотрения в министерство образования и науки Пермского края и прокурору Пермского района Пермского края старшему советнику юстиции ФИО16 (л.д. 50).

Прокуратурой Пермского района Пермского края по жалобе ФИО1 проведена проверка соблюдения законодательства РФ об образовании в ГАОУ «Пермский кадетский корпус ПФО имени Героя России Ф.Кузьмина», в том числе в части исполнения законодательства об образовании при применении к несовершеннолетнему ФИО2 мер дисциплинарного взыскания.

Прокуратурой на имя начальника ГАОУ «Пермский кадетский корпус ПФО имени Героя России Ф.Кузьмина» ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений законодательства об образовании (л.д. 26-27, 51-53).

В части соответствии законодательству об образовании п. 2.3.4 Положения о порядке перевода, отчисления утвержденного приказом начальника ГАОУ «Пермский кадетский корпус ПФО имени Героя России Ф.Кузьмина» от ДД.ММ.ГГГГ., прокуратурой Пермского района в адрес начальника ГАОУ «Пермский кадетский корпус ПФО имени Героя России Ф.Кузьмина» ДД.ММ.ГГГГ. принесен протест с требованием привести п. 2.3.4 Положения о порядке перевода, отчисления в соответствие с действующим законодательством (л.д. 54-56).

ДД.ММ.ГГГГ. Министерство образования и науки Пермского края, рассмотрев жалобу ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ., поступившую из Прокуратуры Пермского края ДД.ММ.ГГГГ., по вопросу соответствия локальных актов ГАОУ «Пермский кадетский корпус ПФО имени Героя России Ф.Кузьмина» действующему законодательству РФ, сообщает, что в соответствии со ст. 28 ФЗ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ» образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности. Согласно ст. 30 Закона об образовании образовательная организация принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения, в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством РФ в порядке, установленном ее уставом. Локальные нормативные акты образовательной организации принимаются с учетом мнений представительных органов обучающихся, советов родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. С учетом изложенного Министерство образования и науки Пермского края сообщает, что принятие локальных нормативных актов относится к компетенции ГАОУ «Пермский кадетский корпус ПФО имени Героя России Ф.Кузьмина» (л.д. 30).

Согласно пункту 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В пункте 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством.

Согласно п. 2 ст.21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.

Согласно ст. 27 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба; использует полномочия, предусмотренные статьей 22 Федерального закона.

Согласно п. 3.5 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генпрокуратуры РФ от 30.01.2013 №45 обращения, подлежащие разрешению другими органами и организациями, в течение 7 дней со дня регистрации направляются по принадлежности с одновременным извещением об этом заявителей и разъяснением принятого решения.

Принятие мер прокурорского реагирования является правомочием прокурора и может применяться (либо не применяться) прокурором по своему усмотрению, основанному на исследовании доводов жалобы заявителя и материалах проверки. В случае непринятия прокурором мер реагирования на заявление лица, дальнейшая защита предполагаемого нарушенного права лица производится в судебном или ином предусмотренном законом порядке.

Согласно ст. 5 Федерального закона «О прокуратуре РФ» при осуществлении прокурорского надзора, прокурор проводит проверки в рамках изложенных в обращении доводов, ни кто не вправе указывать каким образом необходимо осуществлять проверку доводов и какие меры реагирования должны быть приняты прокурором.

Понуждение прокурора к принятию мер прокурорского реагирования, отмене принятого прокуратурой района решения, действующим законодательством не предусмотрено и в силу положения ст. 5 вышеуказанного закона запрещено.

В статье 28 КоАП РФ перечислены поводы к возбуждению дела об административном правонарушении.

В соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

В соответствии с ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ помимо случаев, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, должностные лица иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае передачи им осуществления полномочий Российской Федерации по государственному контролю и надзору на основании федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации о передаче полномочий федеральных органов исполнительной власти для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с федеральными законами, либо заключенных в соответствии с федеральным законом соглашений между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче осуществления части полномочий, указанные в настоящей статье. В том числе должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в сфере образования, - об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 5.57, частью 2 статьи 18.19, частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7, 19.30 настоящего Кодекса (п. 90 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

Согласно п. 3.6.1. Положения о Министерстве образования и науки Пермского края, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 21.10.2013 №1460-п осуществляя в соответствии с законодательством переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, Министерство реализует следующие функции: государственный контроль (надзор) в сфере образования, включающий в себя федеральный государственный надзор в сфере образования и федеральный государственный контроль качества образования, в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Пермского края (за исключением полномочий федеральных органов государственной власти в сфере образования), а также органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования; внесение сведений о мероприятиях по федеральному государственному надзору в сфере образования, по федеральному государственному контролю качества образования в государственную информационную систему государственного надзора в сфере образования, в единый реестр проверок.

Согласно п. 4.1. Положения о Министерстве образования и науки Пермского края, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 21.10.2013 №1460-п в целях реализации функций в установленных сферах деятельности Министерство имеет право принимать меры по пресечению и устранению нарушений законодательства Российской Федерации в сфере образования: выдавать предписания, в том числе повторные, об устранении выявленных нарушений организациям, осуществляющим образовательную деятельность, и органам местного самоуправления и осуществлять контроль за их исполнением в установленном законодательством Российской Федерации порядке; запрещать прием в организации, осуществляющие образовательную деятельность; выдавать предостережения о недопустимости нарушений; возбуждать дела об административных правонарушениях в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судом установлено, что административный истец направлял в Прокуратуру Пермского края две жалобы от ДД.ММ.ГГГГ. и от ДД.ММ.ГГГГ., которые в соответствии с Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генпрокуратуры РФ от 30.01.2013 №45, были перенаправлены в соответствующие органы для рассмотрения и принятия решения по существу.

Жалоба ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ была направлена в Министерство образования и науки Пермского края. Указанная жалоба была рассмотрена Министерством, заявителю был дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ. Также в рамках рассмотрения жалобы от ДД.ММ.ГГГГ Министерством образования и науки Пермского края в материалы дела представлено определении об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ., согласно в действиях заместителя начальника ГАОУ «Пермский кадетский корпус ПФО имени Героя России Ф.Кузьмина» ФИО3 состава правонарушения предусмотренного ст. 5.57 КоАП РФ не имеется. Указанные обстоятельства исключают производство по делу об административном правонарушении.

В прокуратуру Пермского района Пермского края поступила жалоба ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, перенаправленная для рассмотрения по существу из Прокуратуры Пермского края. В ходе рассмотрения данной жалобы прокуратурой Пермского района Пермского края была проведена проверка в рамках изложенных в жалобе доводов, начальнику образовательного учреждения было внесено представление об устранении нарушений законодательства об образовании и принесен протест. Решения о привлечении должностных лиц ГАОУ «Пермский кадетский корпус ПФО имени Героя России Ф.Кузьмина» к административной ответственности в соответствии с КоАП РФ прокуратурой Пермского района принято не было, поскольку ранее ДД.ММ.ГГГГ административным истцом была подана аналогичная жалоба в Прокуратуру Пермского края, которая в прокуратуру Пермского района не поступала.

Жалоба от ДД.ММ.ГГГГ также была перенаправлена в Министерство образования и науки Пермского края. Указанная жалоба была рассмотрена Министерством, ДД.ММ.ГГГГ заявителю был дан ответ, согласно которому принятие локальных нормативных актов относится к компетенции ГАОУ «Пермский кадетский корпус ПФО имени Героя России Ф.Кузьмина».

Исходя из установленных по делу обстоятельств, суд полагает, что оспариваемого бездействия прокуратуры не установлено, поскольку обращение административного истца было рассмотрено уполномоченным должностным лицом, в установленном законном порядке и дан соответствующий письменный ответ, приняты меры прокурорского реагирования в виде протеста и представления об устранении нарушений законодательства об образовании. После вынесенного протеста и представления ГАОУ «Пермский кадетский корпус ПФО имени Героя России Ф.Кузьмина» в п. 2.3.4 Положения о порядке перевода, отчисления приведен в соответствии с действующим законодательством РФ. Так же меры дисциплинарного взыскания в виде лишение звания кадет и перевод в кандидаты в кадеты были приведены в соответствие. Приказ № от ДД.ММ.ГГГГ. начальника ГАОУ Пермского Кадетского корпуса отменен, что следует из материалов надзорного производства Прокуратуры Пермского района Пермского края.

С доводом административного истца о том, что ни Прокуратурой Пермского края, ни прокуратурой Пермского района Пермского края не было принято решение о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренного ст. 5.57 КоАП РФ суд согласиться не может, поскольку прокуратура Пермского района Пермского края в своем письме от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 26-27) указала на то, что проверка в части действий руководства ГАОУ «Пермский кадетский корпус ПФО имени Героя России Ф.Кузьмина», а именно заместителя начальника ФИО3 не проводилась, с указанием причин не проведения данной проверки. Несогласие заявителя с содержанием данного ему прокуратурой Пермского района Пермского края ответа не может свидетельствовать о незаконности действий должностных лиц.

Как усматривается из материалов дела Министерством образования и науки Пермского края при рассмотрении жалобы ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ проверка соответствия законодательству об образовании п. 2.3.4. Положения о порядке перевода, отчисления, утвержденного приказом начальника ГАОУ «Пермский кадетский корпус ПФО имени Героя России Ф.Кузьмина» от ДД.ММ.ГГГГ не проводилась, меры по пресечению и устранению нарушений законодательства Российской Федерации в сфере образования приняты не были. Вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении руководства ГАОУ «Пермский кадетский корпус ПФО имени Героя России Ф.Кузьмина» о незаконности локальных актов, предусмотренный ст. 5.57 КоАП РФ рассмотрен также не был.

Положением о Министерстве образования и науки Пермского края, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 21.10.2013г. №1460-п, предусмотрено, что Министерство образования и науки Пермского края осуществляет ведомственный контроль за деятельностью ГАОУ «Пермский кадетский корпус ПФО имени Героя России Ф.Кузьмина».

Таким образом, со стороны Министерства образования Пермского края усматривается бездействие по непринятию мер указанных в жалобе ФИО17 от ДД.ММ.ГГГГ. и по непринятию решения вопроса о привлечении либо отказе в привлечении должностных лиц ГАОУ «Пермский кадетский корпус ПФО имени Героя России Ф.Кузьмина» к административной ответственности по ст.5.57 КоАП РФ в связи с вынесенным незаконным локальным нормативным актом.

Поскольку на момент обращения с административным иском в суд, локальные нормативные акты ГАОУ «Пермский кадетский корпус ПФО имени Героя России Ф.Кузьмина» приведены в соответствие с законодательством РФ в сфере образования, права административного истца восстановлены.

При таких обстоятельствах, суд находит требования ФИО1, действующего в интересах несовершеннолетнего ФИО2 о признании незаконным и необоснованным бездействия Министерства образования и науки Пермского края подлежащими удовлетворению в части не решения вопроса по жалобе ФИО2 о привлечении либо отказе в привлечении должностных лиц ГАОУ «Пермский кадетский корпус ПФО имени Героя России Ф.Кузьмина» к административной ответственности по ст.5.57 КоАП РФ в связи с вынесенным незаконным локальным нормативным актом.

Суд, проверив срок обращения административного истца в суд с указанными требованиями, считает его не пропущенным.

Административным истцом первоначально заявлены требования, в том числе к административному ответчику Прокуратуре Пермского района Пермского края.

В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ. представителем прокуратуры Пермского района было заявлено ходатайство о замене ненадлежащего ответчика Прокуратуры Пермского района Пермского края на надлежащего Прокуратуру Пермского края, поскольку в соответствии с приказом Генеральной прокуратуры РФ от 15.03.2018г. №144 и приказом прокурора Пермского края от 02.04.2018г. №64 прокуратура Пермского района Пермского края является структурным подразделением прокуратуры Пермского края и не обладает статусом самостоятельного юридического лица. Административный истец возражал на замену ответчика. Судом, с учетом требований ст. 43 КАС РФ был привлечен в качестве административного ответчика Прокуратура Пермского края. 22.03.2019г. административный истец ФИО1 уточнил требования в отношении административного ответчика Прокуратуры Пермского края.

С учетом вышеизложенного, суд считает, что Прокуратура Пермского района Пермского края не может быть административным ответчиком по данному делу, поскольку является структурным подразделением Прокуратуры Пермского края и не обладает статусом самостоятельного юридического лица. Таким образом, требования предъявленные к Прокуратуре Пермского района Пермского края как к ненадлежащему ответчику.

Руководствуясь ст. ст. 175-180,227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО1, действующего в интересах несовершеннолетнего ФИО2, к административным ответчикам Прокуратуре Пермского края, Министерству образования и науки Пермского края о признании бездействия незаконным и необоснованным удовлетворить в части.

Признать бездействие Министерства образования и науки Пермского края в непринятии решения вопроса о возбуждении (отказа в возбуждении) дела об административном правонарушении по ст. 5.57 КоАП РФ по жалобе от ДД.ММ.ГГГГ в отношении руководства Государственного автономного общеобразовательного учреждения «Пермский кадетский корпус Приволжского Федерального округа имени Героя России Ф.Кузьмина» незаконным и необоснованным.

Обязать Министерство образования и науки Пермского края разрешить вопрос о возбуждении либо об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 5.57 КоАП РФ по жалобе от ДД.ММ.ГГГГ в отношении руководства Государственного автономного общеобразовательного учреждения «Пермский кадетский корпус Приволжского Федерального округа имени Героя России Ф.Кузьмина» в связи с применением незаконных локальных нормативных актов и дать ответ заявителю.

Остальные заявленные требования административного истца ФИО1 оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Пермский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательном виде 01.04.2019 года.

Судья (подпись)

Копия верна:

Судья Пермского районного суда Е.В. Овчинникова

подлинник подшит

в гражданском деле №2а-793/2019

Пермского районного суда Пермского края