ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-793/2016 от 09.02.2016 Октябрьского районного суда г. Ижевска (Удмуртская Республика)

Дело № 2а-793/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

09 февраля 2016 года г.Ижевск

Октябрьский районный суд г. Ижевска в составе:

председательствующего судьи Кузнецовой Н.В.,

при секретаре Степановой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Ивановой Н.И. к Администрации Октябрьского района г.Ижевска о признании незаконным решения межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, возложении обязанности рассмотреть заявление о признании непригодным для проживания помещения,

установил:

Иванова Н.М. обратилась в суд с административным исковым заявлением Администрации Октябрьского района г.Ижевска о признании незаконным бездействия межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, возложении обязанности рассмотреть заявление о признании непригодным для проживания помещения.

В обоснование требований заявитель указала, что проживает в комнате площадью 17,8 кв.м по адресу: <адрес>, расположенной в здании МБОУ СОШ № 5 г.Ижевска.

<дата> она обратилась с заявлением в Администрацию г.Ижевска с заявлением о создании Межведомственной комиссии по вопросу признания помещения, в котором она проживает, пригодным (непригодным) для проживания.

Согласно ответа Администрации Октябрьского района г.Ижевска <номер> г. было проведено заседание межведомственной комиссии, на котором рассматривался вопрос признания помещения, расположенного по адресу: <адрес>, принято решение, что указанные в представленном акте обследования основания не входят в перечень оснований для признания помещения непригодным для проживания, указанных в разделе II Положения о признании помещение жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.06 № 47.

Решением Октябрьского районного суда г.Ижевска от <дата> бездействие межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции признано незаконным, возложена обязанность на межведомственную комиссию в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушение её прав путем рассмотрения её заявления, принять решение и оформить его в виде заключения по форме согласно Положению о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденному постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47. Решение суда вступило в законную силу <дата>.

Заключением межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции № <номер> от <дата> указанное жилое помещение признано пригодным для проживания. С указанным заключением административный истец не согласна, полагает его незаконным по следующим основаниям: помещение, где она проживает, находится в цоколе школы № 5, для проживания не приспособлено, не обеспечено инженерными сетями: в нем отсутствует ХВС и ГВС, водоотведение, вентиляция и газоснабжение, не санузла, душа, кухни. Помещение не соответствует требованиям пожарной безопасности, гигиеническим нормативам.

В судебном заседании заявитель Иванова Н.М. суду пояснила, что в указанное помещение вселена вместе с членами семьи в <дата> году, зарегистрирована в установленном порядке, внесена в домовую книгу. Комната была предоставлена ей в связи с работой в школе № 5. С того времени и по настоящее время проживает в данном помещении, постоянно оплачивает коммунальные платежи. Состоит на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения с <дата> г. Помещение для проживания не предназначено, в нем нет санузла, кухни, в школе все время шумно. Фактически межведомственная комиссия её заявление не рассматривала, ограничилась формальной отпиской.

Представитель заявителя Ивановой Н.М. Михалева Е.С., действующая на основании ордера, в судебном заседании заявленные требования поддержала, суду пояснила, что заключение межведомственной комиссией не соответствует закону как по существу, так и по процедуре принятия.

Представитель заинтересованного лица Администрации Октябрьского района г.Ижевска и заинтересованного лица Администрации г.Ижевска Вотяков А.В., действующий по доверенностей, суду пояснил, что <дата> года во исполнение решения Октябрьского районного суда г.Ижевска от <дата> было проведено заседание межведомственной комиссии, на котором рассматривался вопрос признания помещения, расположенного по адресу: г<адрес> принято решение, что данное помещение пригодно для проживания, т.к. основания для признания его непригодным для проживания, указанные в разделе 3 данного постановления № <номер> не выявлены.

Представитель заинтересованного лица МБОУ СОШ № 5 г.Ижевска в судебное заседание не явился. будучи уведомленным о времени и месте его проведения надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.

Изучив материалы дела, выслушав явившихся лиц, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 218 КАС РФ Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч.1 ст. 219 КАС РФ Если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании (ч.5 ст.219 КАС РФ).

Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом (ч.7 ст.219 КАС РФ).

Заявителем оспаривается заключение межведомственной комиссии от <дата> г. С заявлением об оспаривании указанного заключения обратилась в суд <дата> г., суду пояснила, что узнала об этом заключении от судебного пристава-исполнителя, получив постановление об окончании исполнительного производства <дата>. Административным ответчиком не представлено доказательств направления заключения межведомственной комиссии № <номер> от <дата> Ивановой Н.И. в более ранний срок, поэтому суд исходит из того, что заключение получено Ивановой Н.И. <дата>, административный иск подан <дата>, т.е. в пределах установленного законом срока.

Рассматривая требования заявителя по существу, суд исходит из нижеследующего.

Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 января 2006 года N 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).

В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.

По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:

о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;

о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (пункт 47 Положения).

В соответствии с пунктом 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.

Вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Решение межведомственной комиссии, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с признанием жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, а также действия (бездействие) указанных органов по принятию соответствующих решений могут быть оспорены в суде в порядке, установленном положениями КАС РФ.

Из материалов дела усматривается, что Иванова Н.М проживает в комнате площадью 17,8 кв.м по адресу: <адрес>, расположенной в здании МБОУ СОШ № 5 г.Ижевска. Указанные обстоятельства подтверждаются копией домовой книги, согласно которой Иванова Н.М. зарегистрирована в данном помещении, а также её паспортом.

<дата> года она обратилась с заявлением в Администрацию г.Ижевска с заявлением о создании Межведомственной комиссии по вопросу признания помещения, в котором она проживает, пригодным (непригодным) для проживания.

Согласно ответа Администрации Октябрьского района г.Ижевска N И<номер> г. было проведено заседание межведомственной комиссии, на котором рассматривался вопрос признания помещения, расположенного по адресу: г.Ижевск, ул.К.Маркса, д.427 кв.1, принято решение, что указанные в представленном акте обследования основания не входят в перечень оснований для признания помещения непригодным для проживания, указанных в разделе II Положения о признании помещение жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.06 № 47.

Решением Октябрьского районного суда г.Ижевска от <дата> бездействие межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции признано незаконным, возложена обязанность на межведомственную комиссию в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушение её прав путем рассмотрения её заявления, принять решение и оформить его в виде заключения по форме согласно Положению о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденному постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47. Решение суда вступило в законную силу <дата>.

Заключением межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции № <номер> от <дата> указанное жилое помещение признано пригодным для проживания.

Постановлением Администрации города Ижевска от <дата> г. N <номер> утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Признание помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

Распоряжением Главы Администрации Октябрьского района г.Ижевска № <номер> от <дата> при Администрации Октябрьского района г.Ижевска создана межведомственная комиссия по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещение непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

Судом установлено, что <дата> г. на заседании межведомственной комиссии рассматривался вопрос о признании непригодным для постоянного проживания жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> (школа № 5).

Доказательств того, что Иванова Н.М. была извещена о заседании комиссии, суду не представлено, ни она сама, ни представитель её интересов на заседание не присутствовали.

По результатам рассмотрения имеющихся документов комиссия пришла к выводу о рассмотрении вопроса по имеющимся документам: выписка из РМИ г.Ижевска № <номер> от <дата>, технический паспорт д.№ <адрес>; акт обследования помещения № <номер> от <дата>, домовая книга для прописки граждан, проживающих в доме № <номер> по <адрес>; обследование помещения не проводилось.

В соответствии с п.2.3 Административного регламента Результатом предоставления муниципальной услуги является оформленное и утвержденное распоряжением Главы Администрации района г. Ижевска заключение межведомственной комиссии (далее - комиссии) "О признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".

При этом в разделе 3 Административного регламента предусмотрены состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения.

Основанием для начала процедуры является поступление документов с визой Главы Администрации района специалисту Отдела благоустройства и жилищно-коммунального хозяйства, ответственному за подготовку документов на рассмотрение межведомственной комиссии.

Специалист отдела благоустройства и жилищно-коммунального хозяйства Администрации района, ответственный за подготовку документов на рассмотрение межведомственной комиссии в течение семи рабочих дней осуществляет:

- проверку наличия необходимых документов для предоставления муниципальной услуги;

- проверку наличия (отсутствия) оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги;

- созыв межведомственной комиссии посредством факсимильной связи;

- запросы по межведомственному взаимодействию по правоустанавливающим документам на собственника жилого помещения или нанимателя, если документы не предоставлены заявителем по собственной инициативе.

Результатом проверки наличия необходимых документов для предоставления муниципальной услуги и созыва межведомственной комиссии является передача документов на рассмотрение межведомственной комиссии.

Результатом рассмотрения заявления и необходимых документов межведомственной комиссией является подготовка специалистом отдела благоустройства и жилищно-коммунального хозяйства следующих документов:

- три экземпляра проекта заключения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным требованиям, пригодным (непригодным) для проживания либо признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;

- подписание межведомственной комиссией всех экземпляров проекта заключения;

- три экземпляра проекта распоряжения об утверждении указанного заключения (п.3.1.4)

Согласно п. п.3.1.5 Основанием для принятия Главой Администрации района решения (принятия распоряжения) по итогам работы межведомственной комиссии является направление специалистом отдела благоустройства и жилищно-коммунального хозяйства, ответственным за подготовку документов Главе Администрации района, в течение одного рабочего дня следующих документов:

- заключение в трех экземплярах о признании помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания по форме согласно приложению N 2 настоящего административного регламента;

- проект распоряжения в трех экземплярах об утверждении указанного заключения.

Согласно представленным суду документам, межведомственная комиссия приняла решение не проводить обследование, а ограничилась исследованием документов, однако, даже имеющиеся на рассмотрении комиссии документы, в частности, тех.паспорт дома и помещения. Занимаемого Ивановой Н.И., по мнению суда, не позволяли придти к выводу о пригодности помещения к проживанию. Так, в силу п. 23 указанного постановления № 47 Размещение жилого помещения в подвальном и цокольном этажах не допускается, тогда как согласно тех.паспорту занимаемое Ивановой н.И. помещение находится в цоколе. Кроме того, не дана должна оценка доводам Ивановой Н.И. о нарушении правил пожарной безопасности при размещении жилого помещения в здании школы.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что принятое межведомственной комиссией решение о признании помещения, занимаемого Ивановой Н.И., пригодным для проживания, не соответствует разделу II и п.47 Положения № 47.

При этом суд отмечает, что ранее представитель заинтересованного лица Администрации Октябрьского района г.Ижевска приводил доводы о том, что помещение не является жилым, поэтому на него действие Положения № 47 и соответственно Административного регламента не распространяется, т.е. позиция административного ответчика по данному вопросу является противоречивой. Ранее судом устанавливалось что согласно технического паспорта, составленного органами тех. инвентаризации, помещение № <номер> по адресу: г<адрес>, занимаемой Ивановой Н.М., являлось жилым как на <дата> г. (год введения объекта в эксплуатацию), так и при последующих обследованиях (с <дата>); доказательств изменения его целевого назначения суду не представлено. Акт обследования, составленный администрацией МБО СОШ № 5 г.Ижевска, на который ссылается представитель заинтересованного лица, не является достоверным и допустимым доказательством для установления данного юридического факта. Отсутствие данного помещения в реестре муниципального жилья также не опровергает целевого назначения данного помещения. Таким образом, административному ответчику надлежало в полном объеме проверить соответствие занимаемого Ивановой н.И. помещения требованиям к жилым помещениям, указанным в Постановлении № 47, что, по мнению суда, не было сделано и что повлекло за собой принятие незаконного решения межведомственной комиссией.

Суд не принимает доводы административного ответчика о том, что Иванова Н.И. должна была сама представить необходимые документы для обоснования несоответствия помещения установленным требованиям: доказательств направления соответствующего письма Ивановой Н.И. и его получения адресатом материалы дела не содержат. Законность вынесенного решения должен доказать административный ответчик, суд приходит к выводу, что таких доказательств суду не представлено.

В соответствии с ч.2 ст. 227 КАС РФ, По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

3. В резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться:

1) указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Таким образом, признав незаконным оспариваемое заключение межведомственной комиссии, суд считает необходимым обязать уполномоченный орган рассмотреть по существу заявление Ивановой Н.И. о пригодности (непригодности) для проживания помещения, расположенного по адресу: <адрес> в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что заявленные требования законны, обоснованны и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Административный иск Ивановой Н.М. Администрации Октябрьского района г.Ижевска о признании незаконным решения межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, возложении обязанности рассмотреть заявление о признании непригодным для проживания помещения удовлетворить.

Признать незаконным заключение № <номер> от <дата> межведомственной комиссии при Администрации Октябрьского района г.Ижевска по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по рассмотрению заявления Ивановой Н.М.

Обязать межведомственную комиссию при Администрации Октябрьского района г.Ижевска по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции рассмотреть по существу заявление Ивановой Н.М. о пригодности (непригодности) для проживания помещения, расположенного по адресу: <адрес> в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд УР в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Октябрьский районный суд г.Ижевска.

Решение в окончательной форме вынесено судьей 15 февраля 2016 г.Судья Кузнецова Н.В.