ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-793/2022 от 28.04.2022 Ахтубинского районного суда (Астраханская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«28» апреля 2022 года г. Знаменск

Астраханской области

Ахтубинский районный суд Астраханской области в составе председательствующего судьи Цалиной Т.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Мориц Е.В.,

с участием представителя административного истца - помощника прокурора ЗАТО Знаменск Коталевской Г.М.,

представителя административного ответчика – Егуповой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Знаменске в помещении Ахтубинского районного суда Астраханской области административное дело № 2а-793/2022 по административному исковому заявлению прокурора ЗАТО г. Знаменск Астраханской области в интересах неопределенного круга лиц к административному ответчику - администрации муниципального образования «ЗАТО Знаменск Астраханской области» о признании бездействия незаконным, выразившегося в непринятии мер по проведению открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения и по его заключению, понуждении к действию,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор ЗАТО Знаменск Астраханской области обратился в интересах неопределенного круга лиц в суд с административным иском к муниципального образования «ЗАТО Знаменск Астраханской области» о признании бездействия незаконным, выразившегося в непринятии мер по проведению открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения и по его заключению, понуждении к действию.

В обосновании заявленных требований указал, что по результатам прокурорской проверки установлено, что коммунальные услуги жителям домов и организаций - объектов социально-культурного назначения бюджетной сферы на территории ЗАТО г. Знаменск предоставляются объектами водоснабжения, которые введены в эксплуатацию более 30 лет назад. С учетом того, что дата ввода в эксплуатацию вышеуказанных объектов превышает пять лет, передача данных объектов в силу норм закона должна осуществляться путем проведения конкурсных процедур с целью заключения концессионного соглашения. Между тем, в соответствии с ц. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 416-ФЗ организация обеспечения бесперебойного теплоснабжения и водоснабжения потребителей на территориях поселений относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района. Установлено, что в целях реализации публичной обязанности по водоснабжению населения города создано МП «Теплосети». Распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.06.2000 -р, распоряжения Правительства РФ от 17.05.2002 № 652-р, распоряжения Правительства Российской Федерации от 30.11.2005 № 2067-р, распоряжения федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 08.06.2006 № 1860-р в муниципальную собственность МО «ЗАТО Знаменск» из федеральной приняты объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения. В свою очередь, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения переданы на баланс МП «Теплосети». На основании указанных постановлений администрации ЗАТО Знаменск с МП «Теплосети» заключены следующие договоры: договор о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за муниципальным предприятием «Теплосети» муниципального образования «Закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области» от 22.12.2009 №20, дополнительное соглашение от 16.03.2010 07 04 9011 02.04.2012,14.05.2019; договор о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за муниципальным предприятием «Теплосети» муниципального образования «Закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области» от 15.07.2011 № 22, дополнительное соглашение от 01.04.2013, 25.11.2013, 14.05.2019; - договор о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за муниципальным предприятием «Теплосети» муниципального образования «Закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области» от 02.04.2012 № 24. Вопреки требованиям вышеуказанного законодательства администрацией МО «ЗАТО Знаменск» конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов муниципального имущественного комплекса, находящихся на территории муниципального образования (объекты водоснабжения) не объявлен, конкурсная документация не утверждена. Таким образом, администрацией МО «ЗАТО Знаменск» не исполняются требования федерального законодательства, до настоящего времени объекты водоснабжения на территории муниципального образования, находящиеся в собственности, по концессионному соглашению не переданы, само соглашение не заключено, конкурс на право заключения данного соглашения не проведен.

В судебном заседании представитель истца Коталевская Г.М. уточнила заявленные требования, указав, что просит суд признать незаконным бездействие административного ответчика по непринятию мер по проведению открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения, являющихся муниципальным имуществом МО «ЗАТО Знаменск Астраханской области», включенных в реестр муниципальной собственности муниципального образования, заключению концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения. Возложить обязанность на администрацию МО «ЗАТО Знаменск Астраханской области» провести открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения, являющихся муниципальным имуществом МО «ЗАТО Знаменск Астраханской области», включенных в реестр муниципальной собственности, в течение одного года с даты вступления в законную силу решения суда.

Представитель административного ответчика администрации муниципального образования «ЗАТО Знаменск Астраханской области» Егупова Н.В. в судебном заседании возражала против заявленных требований, при этом пояснив, что в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» органы местного самоуправления в соответствие со своими полномочиями обязаны утверждать перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионного соглашения, что и было выполнено Администрацией ЗАТО Знаменск 25.01.2022 г. утвердив постановление № 74 «О перечне объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений». Закрытые административно-территориальные образования имеют ряд специфичных проблем, связанных с ограничениями и особенностями, установленными законодательством РФ для ЗАТО. По состоянию на 14.04.2022 предложения о заключении концессионного соглашения в администрацию ЗАТО Знаменск не поступали. Обязанность органов местного самоуправления по проведению открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения действующим законодательством РФ не установлена.

Суд, выслушав помощника прокурора Коталевскую Г.М., представителя административного ответчика Егупову Н.В., исследовав материалы административного дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, исходит из следующего.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с ч. 4 ст.218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным искомым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц наделенных государственными или иными властными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействия) нарушают права и законные интересы граждан.

Обращаясь с заявлением в суд, прокурор действует в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством.

Разрешая административные исковые требования прокурора ЗАТО Знаменск Астраханской области по существу, суд при вынесении решения исходит из следующего.

В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Данное правовое регулирование закрепляет полномочия органов местного самоуправления в отношении муниципального имущества и направлено на реализацию положений ст. 12, ч. 1 ст. 130 и ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации.

По правилам ст. 447 ГК РФ договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов, заключается с лицом, выигравшим торги (ч. 1). Торги проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом (ч. 4).

Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества установлены ст. 17.1 Закона о защите конкуренции, которая введена Федеральным законом от 30.06.2008 № 108-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях » и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии с указанной нормой права заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество в силу закона.

Порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи, и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, устанавливаются федеральным антимонопольным органом (ч. 5 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с приведенной нормой Закона о защите конкуренции Приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67 утвержден соответствующий Перечень, в силу п. 8 которого по решению собственника или уполномоченного собственником обладателя имущественного права заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса в отношении системы коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства, в том числе объектов водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод.

В целях обеспечения эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности на условиях концессионных соглашений и повышения качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям, принят Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», в ст. 3 которого установлено, что по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

Концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения (ст. 13 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ).

Статьей 41.1 Федерального закона № 416-ФЗ предусмотрено, что передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства РФ и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов РФ с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства РФ о концессионных соглашениях. Осуществление полномочий по организации в границах поселения водоснабжения населения и водоотведения посредством передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением случаев передачи прав владения, пользования, распоряжения такими системами и (или) объектами в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.

В случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 115-ФЗ объектами концессионного соглашения являются, в том числе объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.

В случае, если объектом концессионного соглашения являются: централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, концессионное соглашение в соответствии с ч. 1 ст. 42 Федерального закона № 115-ФЗ наряду с предусмотренными ч. 1 ст. 10 настоящего Федерального закона существенными условиями должно содержать следующие существенные условия: значения долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера (долгосрочных параметров регулирования тарифов, определенных в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения, долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, определенных в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения) в случае, если реализация концессионером производимых товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляются по регулируемым ценам (тарифам) и (или) с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам); задание и основные мероприятия, определенные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона, с описанием основных характеристик таких мероприятий; предельный размер расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, которые предполагается осуществлять в течение всего срока действия концессионного соглашения концессионером; плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, плановые значения показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, плановые значения иных предусмотренных конкурсной документацией технико-экономических показателей данных систем и (или) объектов.

Как следует из материалов дела и установлено судом, в целях реализации публичной обязанности по водоснабжению населения города создано МП «Теплосети» (л.д. 19-21 т.1).

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.06.2000 № 796-р, распоряжением Правительства РФ от 17.05.2002 № 652-р, распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.11.2005 № 2067-р, распоряжением федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 08.06.2006 № 1860-р в муниципальную собственность МО «ЗАТО Знаменск» из федеральной приняты объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения.

В свою очередь, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения переданы на баланс МП «Теплосети» на основании: постановления главы администрации ЗАТО г. Знаменск Астраханской области от 03.11.2000 № 842 «О выполнении распоряжения Правительства РФ № 796- р от 08.06.2000г.» (л.д. 19 т.1).; постановления мэра муниципального образования «Закрытое административно-территориальное образований Знаменск Астраханской области» от 30.06.2006 г. №1513 «О приеме-передаче объектов теплоснабжения» (л.д. 20-23 т. 1); Постановления мэра муниципального образования «Закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области» от 28.08.2006 № 2041 «О приеме-передаче объектов теплоснабжения» (л.д. 24-26 т. 1); Постановления мэра муниципального образования «Закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области» от 05.10.2006 г. №2944 «О передаче сетей газоснабжения среднего давления» (л.д. 27-28 т. 1); Постановления мэра муниципального образования «Закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области» от 29.02.2008 № 257 «О передаче имущества МП «ВКХ» (л.д. 29-32 т. 1); Постановления мэра муниципального образования «Закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области» от 16.05.2008 № 839 «О внесении изменения в постановление мэра ЗАТО Знаменск от 29.02.2008 № 257 «О передаче имущества МП «ВКХ» (л.д. 33-35 т. 1); постановления администрации ЗАТО Знаменск от 28.03.2011 № 422 «Об утверждении передаточного акта, подлежащего передаче имущественного комплекса муниципального предприятия «Водо-канализационное хозяйство» муниципального образования «Закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области» (л.д. 36-124 т. 1).

На основании указанных постановлений администрации ЗАТО Знаменск с МП «Теплосети» заключены следующие договоры:

договор о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за муниципальным предприятием «Теплосети» муниципального образования «Закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области» от 22.12.2009 № 20, дополнительное соглашение от 16.03.2010, 07.04.2011, 02.04.2012, 14.05.2019;

договор о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за муниципальным предприятием «Теплосети» муниципального образования «Закрытое административно-территориальное образование Знаменск «Астраханской области» от 15.07.2011 № 22, дополнительное соглашение от 01.04.2013, 25.11.2013, 14.05.2019;

договор о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за муниципальным предприятием «Теплосети» муниципального образования «Закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области» от 02.04.2012 № 24.

Однако, в нарушение приведенных выше норм законодательства администрацией МО «ЗАТО Знаменск Астраханской области» конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов муниципального имущественного комплекса, находящихся на территории муниципального образования (объекты водоснабжения) не объявлен, конкурсная документация не утверждена.

Доводы административного ответчика о том, что органом местного самоуправления утвержден перечень объектов в отношении которых планируется заключение концессионного соглашение, что отражено в постановлении администрации ЗАТО Знаменск от 25 января 2022 № 74, а также что по состоянию на 14 апреля 2022 г. предложений о заключении концессионного соглашения в администрацию ЗАТО Знаменск не поступало, не может быть принято судом по следующим обстоятельствам.

С учетом представленных сторонами доказательств, принятые администрацией ЗАТО Знаменск Астраханской области названные выше меры нельзя признать эффективными, результативными и действенными, свидетельствующими о надлежащем хозяйственном подходе к разрешению ситуации, поскольку объекты водоснабжения муниципального образования ЗАТО Знаменск Астраханской области по концессионному соглашению до настоящего времени не переданы, конкурс на право заключения данного соглашения не проведен.

Иных доказательств, подтверждающих проведение административным ответчиком заблаговременно всех зависящих от него необходимых и достаточных мероприятий для соблюдения требований законодательства, как и доказательств наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению установленных законодательством обязанностей, юридическим лицом не представлено.

Как указывалось выше, передача объектов коммунальной инфраструктуры по концессионным соглашениям позволяет гарантировать надлежащее содержание и реконструкцию объектов коммунальной инфраструктуры. В свою очередь передача объектов коммунальной инфраструктуры вне концессионных соглашений не возлагает на лицо, которому передано во владение и (или) пользование имущество, обязанность реконструировать его, что может привести к аварийным ситуациям, нарушению режима водоснабжения, что, как следствие, повлечет нарушение жилищно-коммунальных прав неопределенного круга лиц.

При таких обстоятельствах, административные исковые требования прокурора действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации МО «ЗАТО Знаменск Астраханской области» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности провести конкурс, заключить концессионное соглашение в отношении объектов водоснабжения, подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии с ч. 2 ст. 175 КАС РФ при принятии решения суд при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.

С учетом обстоятельств дела, значимости разрешенного судом вопроса, принимая во внимание, что длительный период незаключения концессионных соглашений, что, как следствие, может негативно сказаться на организации беспрерывного водоснабжения надлежащего качества, суд полагает необходимым установить административному ответчику срок - не позднее года со дня вступления решения суда в законную силу, который является разумным, обоснованным и достаточным для исполнения решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования прокурора ЗАТО г. Знаменск Астраханской области в интересах неопределенного круга лиц к административному ответчику - администрации муниципального образования «ЗАТО Знаменск Астраханской области» о признании бездействия незаконным, выразившегося в непринятии мер по проведению открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения и по его заключению, понуждении к действию, удовлетворить.

Признать бездействие администрации муниципального образования «ЗАТО Знаменск Астраханской области», выраженное в непринятии мер по проведению открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения, являющихся муниципальным имуществом муниципального образования «ЗАТО Знаменск Астраханской области», включенных в реестр муниципальной муниципального образования, заключению концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения, незаконным.

Обязать администрацию муниципального образования «ЗАТО Знаменск Астраханской области» не позднее одного года со дня вступления решения суда в законную силу, провести открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения, являющихся муниципальным имуществом муниципального образования «ЗАТО Знаменск Астраханской области», включенных в реестр муниципальной собственности.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд через Ахтубинский районный суд Астраханской области в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Мотивированное решение вынесено и изготовлено « 06» мая 2022 года на компьютере.

Судья Т.А. Цалина