ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-794/19 от 06.06.2019 Мичуринского городского суда (Тамбовская область)

дело ***

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

******

Мичуринский городской суд *** в составе:

председательствующего судьи Михкельсона О.Н.,

при секретаре Манаенковой Л.И.,

с участием: прокурора Поповой Л.А., представителя административного ответчика администрации г.*** - Логвиновой О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора *** в интересах *** и неопределенного круга лиц к администрации *** о признании незаконным бездействия администрации *** в части непринятия мер по исполнению законных требований прокурора ***, изложенных в протесте от ******,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор *** обратился в суд с вышеуказанным административным иском, в обоснование которого указал следующее.

Постановлением администрации ****** от ***г. утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление порубочного билета и (или) разрешения на пересадку деревьев и кустарников на территории муниципального образования «*** тамбовской области - городской круг», отдельные положения которого противоречат федеральному законодательству.

В соответствии с ч.2-3 ст.6 Градостроительного кодекса РФ правительство РФ утверждает исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства с учетом особенностей осуществления градостроительной деятельности на территориях субъектов РФ и территории муниципальных образований, порядок внесения изменений в данные перечни, порядок ведения реестра процедур, указанных в данных перечнях.

Установленные органами, индивидуальными предпринимателями, организациями, указанными в п.7.4 части 1 настоящей ст., обязанности осуществления процедур, не предусмотренных исчерпывающими перечнями процедур в сферах строительства, в отношении физических и юридических лиц, являющихся субъектами градостроительных отношений, в целях подготовки такими физическими и юридическими лицами документации по планировке территории, осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства не допускается.

Разделом 2 постановления Правительства РФ от ****** «Об утверждении исчерпывающего перечня процедур в сфере жилищного строительства» установлены процедуры, связанные с особенностями осуществления градостроительной деятельности на территории субъектов РФ и территориях муниципальных образований (применяются в случае, если такие процедуры и порядок их проведения установлены нормативным правом актом субъекта РФ или муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления).

Правилами благоустройства и содержания территорий *** утвержденный решением *** городского совета депутатов от ****** (в редакции от ******), установлен порядок по доставлению порубочного билета и разрешения на пересадку деревьев кустарников.

В нарушение ст.7 Федерального закона от ****** «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг, п. 57.2 Правил, п. 2.5.3 административного регламента обязывает заявителя предоставить самостоятельно копию градостроительного плана земельного участка.

В нарушение п.57.2 Правил, п.2.6 регламента устанавливает основания для отказа в приеме документов.

Пунктом 57.5 Правил определены основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги: - отсутствие разрешения на строительство по осуществлению строительства, реконструкции объекта капитального строительства; если в результате изучения предоставленных материалов и обследования земельного участка, на котором распложены зеленые насаждения, будет установлено, что указанные в заявлении на предоставление порубочного билета и разрешения на пересадку деревья и кустарники не создают препятствие при осуществлении строительных работ; в случае если планируемые к вырубке или пересадке зеленые насаждения расположены в зеленых зонах; неустранение заявителем оснований, повлекших приостановление процедуры, в срок, установленный решением структурного подразделения администрации ***, уполномоченного для проведения процедуры; непредставление документов.

В нарушение требований указанного пункта Правил административный регламент относит к основаниям отказа в предоставлении муниципальной услуги отсутствие копии градостроительного плана земельного участка п.2.7.2, что является коррупциогенным фактором, предусмотренным пп. «б» п.4 методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от ******, а именно злоупотребление правом органами государственной власти или органами местного самоуправления - отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций.

Федеральным законом от ****** «О внесении изменений Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» в части установления дополнительных гарантий граждан при получении государственных и муниципальных услуг», вступившим в силу ***, внесены изменения в п.3 ст.11.1 ФЗ-210, в соответствии с которым заявитель может обратиться с жалобой на требование документов или информации либо осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными актами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами для предоставления государственной или муниципальной услуги.

Пункт 5.2.3 Регламента указанным изменениям закона не соответствует.

Указанным Федеральным законом также внесены изменения в ст. 7 ФЗ-210, однако п.2.3 Регламента в соответствии указанными изменениями не приведен.

Частями 8.1 и 8.2 ФЗ № *** предусмотрено, что в случае признания жалобы подлежащей удовлетворению в ответе заявителю, указанном в части 8 настоящей статьи, дается информация о действиях осуществляемых органом, предоставляющим муниципальную услугу, многофункциональным центром либо организацией, предусмотренной ч.1 ст. 16 настоящего ФЗ, в целях незамедлительного устранения выявленных нарушений при оказании государственной или муниципальной услуги, а также приносятся извинения за доставленные неудобства и указывается информация о дальнейших действиях, которые необходимо совершить заявителю в целях получения государственной или муниципальной услуги.

На постановление администрации ****** от *** прокуратурой ****** принесен протест.

Согласно ответу на протест от ****** в настоящее время готовиться проект о внесении изменений в административный регламент предоставления муниципальной услуги.

Однако до настоящего времени требования прокурора *** не исполнены, постановление администрации ****** от ***г. административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление порубочного билета и (или) разрешения на пересадку деревьев и кустарников на территории муниципального образования «*** тамбовской области - городской круг».

Не выполнив требований указанных федеральных законов и законных требований прокуратуры ***, длительное время администрацией *** были нарушены интересы РФ в сфере безусловного и единообразного исполнения законов.

Помимо этого, бездействием администрации *** нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц - граждан, жителей ***.

Просит признать незаконным бездействие администрации *** в части непринятия мер по исполнению законных требований прокурора ***, изложенных в протесте от ******.

Обязать администрацию *** выполнить в полном объеме требования прокурора ***, изложенные в протесте от ******, а именно в месячный срок привести в соответствие с федеральным законодательством административный регламент предоставления предоставления муниципальной услуги «Предоставление порубочного билета и (или) разрешения на пересадку деревьев и кустарников на территории муниципального образования «*** тамбовской области - городской круг», утвержденный постановлением администрации *** от ******.

В судебном заседании прокурор Попова Л.А. заявленные требования поддержала, по основаниям изложенным в административном исковом заявлении. Представитель административного ответчика администрации *** Логвинова О.Н. в судебном заседании иск не признала. Пояснила, что в настоящее время проводится работа по приведению нормативного правового акта в соответствие с федеральным законодательством, подготовлен проект о внесении изменений в административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление порубочного билета и (или) разрешения на пересадку деревьев и кустарников на территории муниципального образования «***- городской округ», который направлен в прокуратуру ***.

Выслушав стороны, исследовав материалы административного дела, суд находит административные исковые требования прокурора *** подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

На основании ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. В судебном заседании установлено, что постановлением администрации ****** от *** утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление порубочного билета и (или) разрешения на пересадку деревьев и кустарников на территории муниципального образования «*** тамбовской области - городской круг».

В соответствии с ч.2-3 ст.6 Градостроительного кодекса РФ правительство РФ утверждает исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства с учетом особенностей осуществления градостроительной деятельности на территориях субъектов РФ и территории муниципальных образований, порядок внесения изменений в данные перечни, порядок ведения реестра процедур, указанных в данных перечнях.

Установленные органами, индивидуальными предпринимателями, организациями, указанными в п.7.4 части 1 настоящей ст., обязанности осуществления процедур, не предусмотренных исчерпывающими перечнями процедур в сферах строительства, в отношении физических и юридических лиц, являющихся субъектами градостроительных отношений, в целях подготовки такими физическими и юридическими лицами документации по планировке территории, осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства не допускается.

Разделом 2 постановления Правительства РФ от ****** «Об утверждении исчерпывающего перечня процедур в сфере жилищного строительства» установлены процедуры, связанные с особенностями осуществления градостроительной деятельности на территории субъектов РФ и территориях муниципальных образований (применяются в случае, если такие процедуры и порядок их проведения установлены нормативным правом актом субъекта РФ или муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления).

Правилами благоустройства и содержания территорий *** утвержденный решением *** городского совета депутатов от ***г.*** (в редакции от ******), установлен порядок по доставлению порубочного билета и разрешения на пересадку деревьев кустарников.

В нарушение ст.7 Федерального закона от ***г. *** «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг, п. 57.2 Правил, п. 2.5.3 административного регламента обязывает заявителя предоставить самостоятельно копию градостроительного плана земельного участка.

В нарушение п.57.2 Правил, п.2.6 регламента устанавливает основания для отказа в приеме документов.

Пунктом 57.5 Правил определены основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги: - отсутствие разрешения на строительство по осуществлению строительства, реконструкции объекта капитального строительства; если в результате изучения предоставленных материалов и обследования земельного участка, на котором распложены зеленые насаждения, будет установлено, что указанные в заявлении на предоставление порубочного билета и разрешения на пересадку деревья и кустарники не создают препятствие при осуществлении строительных работ; в случае если планируемые к вырубке или пересадке зеленые насаждения расположены в зеленых зонах; неустранение заявителем оснований, повлекших приостановление процедуры, в срок, установленный решением структурного подразделения администрации ***, уполномоченного для проведения процедуры; непредставление документов.

В нарушение требований указанного пункта Правил административный регламент относит к основаниям отказа в предоставлении муниципальной услуги отсутствие копии градостроительного плана земельного участка п.2.7.2, что является коррупциогенным фактором, предусмотренным пп. «б» п.4 методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от ******, а именно злоупотребление правом органами государственной власти или органами местного самоуправления - отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций.

Федеральным законом от ****** «О внесении изменений Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» в части установления дополнительных гарантий граждан при получении государственных и муниципальных услуг», вступившим в силу ***, внесены изменения в п.3 ст.11.1 ФЗ-210, в соответствии с которым заявитель может обратиться с жалобой на требование документов или информации либо осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными актами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами для предоставления государственной или муниципальной услуги.

Пункт 5.2.3 Регламента указанным изменениям закона не соответствует.

Указанным Федеральным законом также внесены изменения в ст. 7 ФЗ-210, однако п.2.3 Регламента в соответствии указанными изменениями не приведен.

Частями 8.1 и 8.2 ФЗ № *** предусмотрено, что в случае признания жалобы подлежащей удовлетворению в ответе заявителю, указанном в части 8 настоящей статьи, дается информация о действиях осуществляемых органом, предоставляющим муниципальную услугу, многофункциональным центром либо организацией, предусмотренной ч.1 ст. 16 настоящего ФЗ, в целях незамедлительного устранения выявленных нарушений при оказании государственной или муниципальной услуги, а также приносятся извинения за доставленные неудобства и указывается информация о дальнейших действиях, которые необходимо совершить заявителю в целях получения государственной или муниципальной услуги.

Таким образом, отдельные положения постановления администрации ****** от *** противоречат федеральному законодательству.

На постановление администрации ****** от *** прокуратурой ****** принесен протест.

До настоящего времени требования прокурора *** не исполнены, Регламент в соответствие с федеральным законодательством не приведен.

В соответствии с ч. 2 ст. 4 Конституции РФ Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ.

Согласно ст. 15 Конституции РФ органы местного самоуправления, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

В соответствии со ст. 129 Конституции РФ полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры РФ определяются федеральным законом.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от ****** «О прокуратуре РФ» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Таким образом, не выполнив требований указанных федеральных законов и законных требований прокуратуры ***, длительное время администрацией *** были нарушены интересы РФ в сфере безусловного и единообразного исполнения законов.

Помимо этого, бездействием администрации *** нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц - граждан, жителей ***.

Доводы представителя административного ответчика о том, что подготовлен проект о внесении изменений в административный регламент, не свидетельствует о выполнении предписания прокурора, поскольку на момент рассмотрения дела соответствующие изменения в проект Регламента не внесены.

При таких обстоятельствах административные исковые требования прокурора *** подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным бездействие администрации *** в части непринятия мер по исполнению законных требований прокурора ***, изложенных в протесте от ******.

Обязать администрацию *** выполнить в полном объеме требования прокурора ***, изложенные в протесте от ******, именно в месячный срок привести в соответствие с федеральным законодательством административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление порубочного билета и (или) разрешения на пересадку деревьев и кустарников на территории муниципального образования «*** - городской круг», утвержденный постановлением администрации ****** от ***

Решение может быть обжаловано в *** областной суд через *** городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение составлено ***

председательствующий - О.Н. Михкельсон