ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-794/2022 от 09.03.2022 Междуреченского городского суда (Кемеровская область)

Дело № 2а-794/2022

УИД 42RS0013-01-2022-000470-53

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Междуреченский городской суд Кемеровской области в составе председательствующего судьи Приб Я.Я.,

при секретаре Киселевой А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Междуреченске Кемеровской области 09 марта 2022 года

дело по административному иску администрации Междуреченского городского округа к судебному приставу-исполнителю ОСП по г. Междуреченску УФССП России по Кемеровской области-Кузбассу Рехтиной О.Е., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области об освобождении от исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Междуреченского городского округа обратилась в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю ОСП по г. Междуреченску УФССП России по Кемеровской области-Кузбассу Рехтиной О.Е., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области об освобождении от исполнительского сбора.

Требования административного истца, учетом уточненных в порядке ст. 46 КАС РФ требований, мотивированы тем, что решением Междуреченского городского суда Кемеровской области от 08.10.2019 администрация Междуреченского городского округа обязана организовать мероприятия по обеспечению подачи качественной питьевой воды населению поселка Ортон Междуреченского городского округа в соответствии с требования Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и требованиями санитарного законодательства в срок до 31.12.2020.

07.06.2021 было возбуждено исполнительное производство -ИП в рамках вышеназванного решения Междуреченского городского суда.

В июне 2021 администрация Междуреченского городского округа обратилась в Междуреченский городской суд о предоставлении отсрочки исполнения решения суда. Определением суда от 08.07.2021 была предоставлена отсрочка до 31.12.2021. В связи с тем, что администрация Междуреченского городского округа не смогла в добровольном порядке исполнить решение суда от 31.12.2021, было вновь подано заявление о предоставлении отсрочки.

27.01.2022 администрация Междуреченского городского округа получила постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Междуреченску в рамках исполнительного производства от 07.06.2021 -ИП о взыскании исполнительного сбора с администрации Междуреченского городского округа в размере 50 000 руб.

Организация водоснабжения на любой территории носит планомерный характер. Такие мероприятия как строительство водозабора и сетей водоснабжения, водоочищения необходимо делать в строгом соответствии с проектно-смертными работами. Инженерно-изыскательными трудами, а также прохождением необходимых государственных экспертиз, что занимает значительный период времени.

Кроме того, удаленность и местоположение поселка Ортон сказываются на сроках исполнения и порядке выполнения работ.

Учитывая данные особенности, предвосхищая проблематичность быстрого исполнения решения суда и обеспечения жителей поселка питьевой водой, в 2020 были приняты меры по снабжению жителей поселка водой питьевого качества, отвечающей всем санитарным нормам, путем устройства в здании школы (в рамках строительства 2 пускового комплекса Школы-интерната) водозаборной колонки под навесом, для чего в 2020 смонтирована система водоочистки, к которой подключена водозаборная колонка, обеспечивающая жителей поселка питьевой водой, отвечающим всем требованиям СанПин.

15.05.2020 между МКУ «Управление капитального строительства» и ООО «Тепло-Вода» был заключен Договор № 15 на выполнение работы на объекте: «Школа-интернат с дошкольным образовательным учреждением в пос. Ортон (Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа-интернат № 16) (2 пусковой комплекса) - строительство - пусконаладочные работы по водоочистке. На данные цели по договору направлено 299 717 руб.

Таким образом, альтернативным способом жители поселка ежедневно получают качественную питьевую воду. Параллельно шла планомерная работа по надлежащему устройству водозаборных сооружений и строительству водопровода. Водозаборные сооружения включают в себя: скважины, насосное оборудование, водоочистное оборудование, помещение для водоочистного оборудования и резервуары воды.

В силу закона, для надлежащей организации водоснабжения поселка, требуется комплекс мероприятий, выполнение которых осуществляется в строгой последовательности: предпроектные работы; проектно-изыскательные работы; выполнение проектов планировки и межевания территории; разработка проектно-сметной документации и выполнение государственной экспертизы проектно-сметной документации; получение лицензии на недропользование; строительство водопровода.

Таким образом, срок, установленный решением суда для администрации Междуреченского городского округа, изначально был невыполнимым.

Невозможность исполнения решения суда в установленные сроки продиктовано обязательностью совершения технологического комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат, поскольку законодательством предусмотрена особая процедура организации водоснабжения.

В 2021 были изысканы средства и предоставлены лимиты МКУ «УР ЖКК» для проведения первоначальной процедуры для организации водоснабжения -предпроектных работ.

В бюджете МКУ «УР ЖКК» на 2021 были предусмотрены средства местного бюджета на выполнение предпроектных работ для строительства водозаборных сооружений в пос. Ортон. Для выполнения данного мероприятия 29.03.2021 между МКУ «УР ЖКК» и ЗАО ПИИ «Алтайводороект» № 7-21/ЗМО на выполнение работ: «Предпроектные работы для строительства водозаборных сооружений в поселке Ортон» на сумму 196 603 руб., срок выполнения работ до 01.06.2021.

Из-за невозможности выполнить работы в срок, в виду того, что дороги были размыты паводком, то ЗАО ПИИ «Алтайводпроект» в адрес МКУ «УР ЖКК» 20.05.2021 поступило письмо о продлении срока выполнения работ до 01.07.2021.

Работы, предусмотренные выше названным договором выполнены, подписан акт выполненных работ от 01.06.2021.

Получены гидрогеологическое заключение и технический отчет, согласно которого водопотребление поселка составляет 150 кубических метра в сутки. Для определения фактического наличия и объема воды, рекомендовано выполнить бурение поисковой гидрогеологической скважины и оценку запасов подземных вод. Определены два наиболее перспективных участка на которых возможно наличие подземных вод с соблюдением санитарно-охранных зон.

На 2022 и плановые периоды 2023 и 2024 утвержден сводный единый перечень расходов на капитальный ремонт, ремонт, реконструкцию, строительство, содержание объектов жилищно-коммунального хозяйства и поддержку жилищно-коммунального хозяйства Междуреченского городского округа (постановление администрации Междуреченского городского округа от 24.01.2020 №70-п), в рамках которого заложены средства местного бюджета на реализацию мероприятий по строительству водозаборных сооружений в пос. Ортон (пп. 1.1.2 перечня).

На 2022 запланировано проведение мероприятий на выполнение проектно-изыскательных работ в части поиска, разведки и оценки запасов пресных подземных вод на сумму 8 130 руб. Результат работ: выполнение проекта на бурение скважины и фактически пробуренная скважина, а также выполнение оценки запасов подземных вод. Работы будут выполнены в рамках муниципального контракта, заключенного по итогам электронного аукциона. Проведение электронного аукциона запланировано на июнь 2022.

Также на 2022 предусмотрены средства на выполнение проектов планировки и межевания территории на сумму <данные изъяты> руб. Результат работ: выполнение проектов планировки и межевания территории под строительство водозаборных сооружений и получение разрешения на использование данного участка. Данный вид работ будет осуществляться на основании муниципального контракта, который будет заключен по итогам электронного аукциона, проведение которого запланировано на август 2022.

Кроме того, для дальнейшего проведения работ, необходимо получение лицензии на недропользование, что должен сделать МУП «Междуреченский Водоканал» в 2023.

После проведения проектно-изыскательских работ, подготовки проектов межевания, получения лицензии станет возможным выполнение дальнейших работ, которые запланированы на 2023, 2024, 2025 годы, а именно.

В 2023 - предусмотрены средства на выполнение проектно-изыскательских работ и разработку проектно-сметной документации для строительства водозаборных сооружений на сумму 5 140 руб. результат работ: выполнение изыскательских работ и проектно-сметной документации

В 2024 - предусмотрены средства на выполнение государственной экспертизы проектно-сметной документации. Результат работ: получение заключения государственной экспертизы.

В 2025 запланировано строительство водозаборных сооружений в пос. Ортон.

В силу того, что исполнение решения и выполнение работ по водоснабжению населения в пос. Ортон это длительный и затратный процесс, который требует планомерного действия и исполнения требований законодательства, исполнить решение в короткий срок не возможно, но их выполнение осуществляется, запланированы средства местного бюджета на их реализацию.

Так же, необходимо учитывать факторы, влияющие на промежуточные и конечный сроки выполнения работ по организации водоснабжения: сезонность выполнения работ (полностью исключаются зимние месяцы и период паводка); отбор подрядчиков проводится в форме электронного аукциона и осуществляется в строгом соответствии регламентированных процедур, установленных Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», с соблюдением порядка и сроков проведения закупки, заключения муниципального контракта.

Просят освободить администрацию Междуреченского городского округа от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 руб. по постановлению судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Междуреченску УФССП по Кемеровской области от 26.01.2022 по исполнительному производству -ИП от 07.06.2021.

В судебное заседание представитель административного истца администрации Междуреченского городского округа ФИО4, действующая на основании доверенности № 01-03/1 от 10.01.2022 (л.д. 190), не явилась, просила о рассмотрении дела в отсутствие, на удовлетворении административных исковых требований настаивала (л.д. 210).

В судебное заседание административный ответчик судебный пристав - исполнитель МОСП по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Кемеровской области Рехтина О.Е. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещалась надлежащим образом (л.д. 207). Причина неявки в суд не известна, каких-либо ходатайств, возражений относительно заявленных исковых требований, не поступало.

В судебное заседание представитель административного ответчика Управления Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области не явился, извещался надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (л.д. 208). Причина неявки в суд не известна, каких-либо ходатайств до начала рассмотрения дела не поступало.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека ФИО6, действующая на основании доверенности -С/2022 от 30.12.2021 (л.д. 212), не явилась, извещалась надлежащим образом (л.д. 209), представлено заявление с просьбой о рассмотрении дела в отсутствие, в удовлетворении требований не возражает (л.д. 211).

Согласно ч. 2 ст. 130 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ), лица, участвующие в деле, а также их представители в случаях, если представители извещены судом и (или) ведение гражданами административного дела с участием представителя является обязательным, обязаны до начала судебного заседания известить суд о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки. Лица, участие которых при рассмотрении административного дела в силу закона является обязательным или признано судом обязательным, должны сообщить о причинах неявки в судебное заседание и представить суду соответствующие доказательства. Если указанные лица не сообщили суду о причинах своей неявки в судебное заседание в установленный срок, такие причины считаются неуважительными и не могут служить основанием для вывода о нарушении процессуальных прав этих лиц.

Согласно ч. 6 ст. 226 КАС РФ, лица, участвующие в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, их представители, а также иные участники судебного разбирательства извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Суд, руководствуясь ч. 2 ст. 130, ч. 6 ст. 226 КАС РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Суд, изучив письменные материалы дела, исполнительное производство -ИП, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частью 11 статьи 30 Федерального закона от 02 октября 2007 года "Об исполнительном производстве" N 229-ФЗ (далее - Закон об исполнительном производстве) предусмотрено, что если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником, содержащихся в исполнительном документе требований, и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 названного Федерального закона.

Пункт 12 статьи 30 Закона об исполнительном производстве связывает начало течения срока для добровольного исполнения с событием - получением должником постановления о возбуждении исполнительного производства. Следовательно, течение срока на добровольное исполнение начинается на следующий день после дня наступления указанного события (дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства).

Общие условия исполнения содержащихся в исполнительных документах требований к должнику совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий) закреплены в ст. 105 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".

В соответствии с данной нормой в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

В силу ст. 112 того же Федерального закона исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа (часть 1).

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (часть 2).

В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3).

Как установлено судом и следует из материалов дела, решением Междуреченского городского суда Кемеровской области от 08.10.2019 постановлено: исковые требования Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области к администрации Междуреченского городского округа Кемеровской области о понуждении к совершению действий по обеспечению соблюдения требований санитарного законодательства удовлетворить в полном объеме. Обязать администрацию Междуреченского городского округа Кемеровской области организовать мероприятия по обеспечению подачи качественной питьевой воды населению поселка Ортон Междуреченского городского округа в соответствии с требованиями Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» №416-ФЗ от 07.12.2011 и требованиями санитарного законодательства. Установить администрации Междуреченского городского округа Кемеровской области срок для осуществления указанных действий до 31.12.2020 (л.д. 13-17).

Определением Междуреченского городского суда Кемеровской области от 08.07.2021 постановлено: заявление администрации Междуреченского городского округа Кемеровской области удовлетворить частично. Предоставить администрации Междуреченского городского округа Кемеровской области отсрочку исполнения решения Междуреченского суда Кемеровской области от 08.10.2019 по делу иску Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области к администрации Междуреченского городского округа Кемеровской области о понуждении к совершению действий по обеспечению соблюдения требований санитарного законодательства на срок до 31 декабря 2021 года включительно (л.д. 18-20).

29.03.2021 между Муниципальным казенным учреждением «Управление развития жилищно-коммунального комплекса» (заказчик) и ЗАО «Проектно-изыскательский институт «Алтайводпроект» (подрядчик) заключен Договор /ЗМО на выполнение работ: «Предпроектные работы для строительства водозаборных сооружений в поселке Ортон» на сумму 196 603 руб., срок выполнения работ до 01.06.2021 (л.д. 2730).

20.05.2021 от генерального директора ЗАО «Проектно-изыскательский институт «Алтайводпроект» в адрес директора МКУ «УРЖКК» направлено сообщение, согласно которому, в связи с неблагоприятными климатическими условиями, сложившимися в районе объекта рекогносцированного обследования пос. Ортон (невозможностью проезда в связи с размывом дорог), просят продлить срок выполнения работ по Договору /ЗМО от 29.03.2021 до 01.07.2021 (л.д. 32).

ЗАО «Проектно-изыскательским институтом «Алтайводпроект» составлено гидрогеологическое заключение по результатам выполненных предпроектных работ для строительства водозаборных сооружений в пос. Ортон Междуреченского городского округа Кемеровской области (л.д. 42-113).

Согласно Акту № 23 приемки выполненных работ по договору /ЗМО от 29.03.2021, представитель «подрядчика» генеральный директор ЗАО «Проектно-изыскательского института «Алтайводпроект» с одной стороны и представитель заказчика МКУ «УРЖКК» с другой стороны, составили настоящий акт о том, что выполненные и переданные работы удовлетворяют условиям договора и технического задания. Вышеперечисленные работы выполнены полностью. Заказчик претензий по объему, качеству и срокам работ не имеет. Общая стоимость работ по договору составляет <данные изъяты> руб. (л.д. 33).

Согласно Приложению к постановлению администрации Междуреченского городского округа от 24.01.2022 -п, на строительство водозаборных сооружений в пос. Ортон заложено в 2022- <данные изъяты> руб.; в 2023- <данные изъяты> руб.; в 2024- <данные изъяты> руб. Из которых на проектно-изыскательные работы в 2022 заложено <данные изъяты> руб. в 2023 году <данные изъяты> руб.; на проведение государственной экспертизы проектно-изыскательских работ в 2024 году <данные изъяты> руб.; на выполнение проектов планировки и межевания территории в 2022 году заложено 200 руб. (л.д. 22).

07.06.2021 судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Междуреченску возбуждено исполнительное производство -ИП на основании решения Междуреченского городского суда от 08 октября 2019 года по делу по иску Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области к администрации Междуреченского городского округа Кемеровской области о понуждении к совершению действий по обеспечению соблюдения требований санитарного законодательства (л.д. 128-129).

17.06.2021 судебным приставом-исполнителем руководителю администрации Междуреченского городского округа вручено предупреждение о том, что в случае злостного неисполнения вступившего в законную силу решение су от 08 октября 2019 года по делу , может быть привлечен к уголовной ответственности, предусмотренной ст. 315 УК РФ (л.д. 130-131).

Определением Междуреченского городского суда от 08.07.2021 заявление администрации Междуреченского городского округа Кемеровской области об отсрочке исполнения решения Междуреченского городского суда от 08.10.2019 по делу по иску Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области к администрации Междуреченского городского округа Кемеровской области о понуждении к совершению действий по обеспечению соблюдения требований санитарного законодательства, удовлетворено, предоставлена отсрочка исполнения решения до 31.12.2021 включительно (л.д. 181-186).

26.01.2022 судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Междуреченску вынесено постановление о взыскании исп.сбора по ИП неимущественного характера и установлении нового срока исполнения, согласно которому в рамках исполнительного производства № 89277/21/42013-ИП от 07.06.2021 с должника администрации Междуреченского городского округа взыскан исполнительный сбор в размере 50 000 руб., в связи с тем, что исполнительный документ должником в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнен (л.д. 12, 187).

03.02.2022 администрацией Междуреченского городского округа в адрес судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Междуреченску направлено заявление о приостановлении исполнительного производства -ИП от 07.06.2021 (л.д. 188-189).

Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Междуреченску исполнительное производство -ИП от 07.06.2021 приостановлено с 03.02.2022 (л.д. 191).

В соответствии со статьей 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере 5 000 рублей, с должника-организации 50 000 рублей.

В соответствии с ч. 7 ст. 112 Федерального закона N 229-ФЗ суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

При применении положений п. 7 ст. 112 Федерального закона N 229-ФЗ об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что, должник может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если он принял все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора (п. 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства").

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30 июля 2001 N 13-П по делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве" указал, что исполнительский сбор относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов, а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, основанием для взыскания исполнительского сбора является наличие одновременно двух условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для его добровольного исполнения, и отсутствие у должника уважительных причин для такого неисполнения.

Следовательно, для применения такой меры ответственности как исполнительский сбор должно быть установлено, что должник, имевший возможность в установленный срок исполнить требование исполнительного документа, умышлено или вследствие своей халатности, небрежности или не должной осмотрительности, необходимые действия не совершил. Основанием для взыскания исполнительского сбора является совокупность двух условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, и отсутствие у должника уважительных причин такого исполнения.

Основания ответственности за нарушения обязательств установлены статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

Следовательно, в силу прямого предписания в законе вопросы об имущественном положении должника, степени его вины в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом иска должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в абзаце 2 пункта 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", лица, не являющиеся субъектами предпринимательской деятельности, могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Как разъяснено в п. 74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).

По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.

В доказательство принятия необходимых мер для исполнения судебного акта, административным истцом указано на то, что в 2020 административным истцом приняты меры по снабжению жителей пос. Ортон водой, отвечающей санитарным нормам. В здании Средней общеобразовательной школы-интерната № 16 установлена водозаборная колонка под навесом, смонтирована система водооткачки, к которой подключена водозаборная колонка. Так же в 2020 проводилась работа по устройству водозаборных сооружений и строительству водопровода. В 2021 предоставлены лимиты МКУ «УР ЖКК» для проведения процедуры для организации водоснабжения - предпроектных работ. Между МКУ «УР ЖКК» и ЗАО ПИИ «Алтайводпроект» заключен договор на выполнение работ: «Предпроектные работы для строительства водозаборных сооружений в пос. Ортон». Данные работы выполнены, подписан акт выполненных работ от 01.06.2021. На 2022, 2023, 2024 утвержден сводный перечень расходов на капитальный ремонт, ремонт, реконструкцию, строительство, содержание объектов жилищно-коммунального хозяйства и поддержку жилищно-коммунального хозяйства Междуреченского городского округа, в рамках которого заложены средства на реализацию мероприятий по строительству водозаборных сооружений в пос. Ортон.

Согласно ст. 52 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом РФ и настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов РФ.

Администрация Междуреченского городского округа является органом местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 настоящей статьи.

Согласно части третьей статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства, путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением, в пределах лимитов бюджетных обязательств.

Согласно п. 5 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено настоящим Кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.

С учетом положений части 7 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве", суд вправе при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Суд полагает, что в данном случае виновное противоправное бездействие должника в неисполнении решения суда отсутствует, что является необходимым условием для наступления ответственности и применения санкций в виде взыскания исполнительского сбора.

Таким образом, принимая во внимание, что финансирование административного истца осуществляется за счет средств бюджета, исполнение решения суда возможно на основании заключенных государственных контрактов на отбор подрядчиков, заключение которых требует соблюдения установленных процедур, порядка и сроков, и административным истцом представлены доказательства совершения действий, направленных на исполнение требований исполнительного документа, суд приходит к выводу о том, что неисполнение судебного решения в установленный срок вызвано объективными причинами в отсутствии вины должника.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии оснований для освобождения должника от взыскания исполнительского сбора в полном объеме, поскольку им принимались меры для надлежащего исполнения требований исполнительного документа, решение не исполнено по не зависящим от него причинам.

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст.ст. 175-180, ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования администрации Междуреченского городского округа к судебному приставу-исполнителю ОСП по г. Междуреченску УФССП России по Кемеровской области-Кузбассу Рехтиной О.Е., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области об освобождении от исполнительского сбора, удовлетворить.

Освободить администрацию Междуреченского городского округа от уплаты исполнительского сбора в сумме 50 000 рублей по постановлению судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Междуреченску УФССП России по Кемеровской области-Кузбассу Рехтиной О.Е. от 26.01.2022, по исполнительному производству от 07.06.2021 -ИП.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Кемеровский областной суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Междуреченский городской суд Кемеровской области.

Судья подпись Я.Я. Приб

Копия верна, подлинник решения подшит в материалы дела № 2а-794/2022 Междуреченского городского суда Кемеровской области

Судья Я.Я. Приб