Дело № 2а-794/2022 <данные изъяты>
УИД 81RS0006-01-2022-001486-87
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 июля 2022 года
Кудымкарский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Чащиной Ю.А., при секретаре Засухиной Т.В.,
с участием истца ФИО1, представителя административного ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кудымкаре административное дело по административному иску ФИО1 об оспаривании бездействия Администрации города Кудымкара в связи с непредставлением доступа к дошкольному образованию на коми-пермяцком языке,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Администрации г. Кудымкара. В иске указала, что является матерью несовершеннолетнего С.А.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, желает, чтобы ее сын разговаривал на коми-пермяцком языке. В связи с этим в мае 2022 года обратилась в Администрацию г. Кудымкара с заявлением о предоставлении сыну места в дошкольном образовательном учреждении с обучением на коми-пермяцком языке. В ответ на ее обращение ее было разъяснено о том, что образовательная деятельность осуществляется только на русском языке. Административный истец и члены ее семьи не владеют разговорным коми-пермяцким языком. ФИО1 полагает, что ее сын сможет выучить родной язык только при условии постоянного общения с людьми, разговаривающими на коми-пермяцком языке. С учетом изложенного, уточнив заявленные требования, ФИО1 просит признать бездействие Администрации г. Кудымкара в связи с не созданием в детских садах г. Кудымкара групп с обучением на коми-пермяцком языке незаконным и возложить на административного ответчика обязанность сформировать в одном из близлежащих детских садов г. Кудымкара группу с персоналом, в совершенстве владеющим разговорным коми-пермяцким языком, для обучения ее сына родному языку.
В судебном заседании ФИО1 настаивала на удовлетворении административного иска по изложенным основаниям. Пояснила, что ее несовершеннолетнему сыну предоставлено место в детском саду № 19 по месту жительства. Ведется ли в этом дошкольном образовательном учреждении обучение коми-пермяцкому языку, ей неизвестно, она не интересовалась.
Представитель административного ответчика Администрации г. Кудымкара ФИО2 в судебном заседании возражал против удовлетворения иска по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Указал, что реализация образовательных программ дошкольного образования в соответствии с требованиями действующего законодательства осуществляется на государственном языке Российской Федерации – русском языке. Вместе с тем, обучение коми-пермяцкому языку осуществляется во всех муниципальных дошкольных образовательных учреждениях г. Кудымкара в рамках самостоятельно разработанных дошкольными учреждениями образовательных программ. Администрация г. Кудымкара не наделена полномочиями по разработке образовательных программ дошкольного образования.
Представитель заинтересованного лица Управления образования Администрации г. Кудымкара в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, о наличии уважительных причин неявки суду не сообщил.
В соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения сторон, показания свидетелей Т.Н.В., Р.Е.А., суд приходит к следующему.
По смыслу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов.
В силу части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд в том числе, выясняет:
нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца;
соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с пунктами 7.2, 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся:
разработка и осуществление мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, поддержку и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории муниципального, городского округа;
организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях.
Полномочия органов местного самоуправления городских округов в сфере образования закреплены в статье 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Согласно частям 1, 5, 6 статьи 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательные программы определяют содержание образования. Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если настоящим Федеральным законом не установлено иное. Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования.
В силу положений частей 1, 2, 4, 6 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации гарантируется получение образования на государственном языке Российской Федерации, а также выбор языка обучения и воспитания в пределах возможностей, предоставляемых системой образования.
В образовательных организациях образовательная деятельность осуществляется на государственном языке Российской Федерации, если настоящей статьей не установлено иное.
Граждане Российской Федерации имеют право на получение дошкольного образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, а также право на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, в пределах возможностей, предоставляемых системой образования, в порядке, установленном законодательством об образовании. Реализация указанных прав обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных организаций, классов, групп, а также условий для их функционирования. Преподавание и изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами.
Язык, языки образования определяются локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность по реализуемым ею образовательным программам, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Свободный выбор языка образования, изучаемых родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, государственных языков республик Российской Федерации осуществляется по заявлениям родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся при приеме (переводе) на обучение по образовательным программам дошкольного образования, имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего и основного общего образования.
В силу положений, закрепленных в пунктах 6 – 8, 10, 11 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утвержденного Приказом Минпросвещения России от 31.07.2020 № 373, образовательная организация обеспечивает получение дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от 2 месяцев до прекращения образовательных отношений. Сроки получения дошкольного образования устанавливаются федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Содержание дошкольного образования определяется образовательной программой дошкольного образования. Образовательные программы дошкольного образования самостоятельно разрабатываются и утверждаются образовательными организациями.
В образовательных организациях образовательная деятельность осуществляется на государственном языке Российской Федерации. Образовательная деятельность может осуществляться на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, в том числе на русском языке как родном языке, в соответствии с образовательной программой дошкольного образования и на основании заявления родителей (законных представителей).
В судебном заседании установлено, что административный истец ФИО1 является матерью несовершеннолетнего С.А.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Несовершеннолетнему сыну административного истца на основании ее заявления от ДД.ММ.ГГГГ предоставлено место в дошкольном образовательном учреждении г. Кудымкара по месту жительства (детский сад № 19).
Административный истец ФИО1 желает, чтобы ее сын посещал группу в детском саду, в которой бы весь персонал в совершенстве владел разговорным коми-пермяцким языком, разговаривал на коми-пермяком языке с ее сыном, тем самым для несовершеннолетнего ребенка были бы созданы условия для овладения родным языком.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в Администрацию г. Кудымкара с заявлением о предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении с обучением на коми-пермяцком языке.
В ответ на обращение ФИО1 начальник Управления образования Администрации г. Кудымкара письмом от ДД.ММ.ГГГГ уведомил административного истца о том, что образовательная деятельность в дошкольном образовательном учреждении осуществляется на государственном языке Российской Федерации - русском языке. Выбор языка образования осуществляется по заявлениям родителей при приеме на обучение по образовательным программам дошкольного образования.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля начальник отдела дополнительного образования Управления образования Администрации г. Кудымкара Р.Е.А. пояснила, что в каждом дошкольном образовательном учреждении г. Кудымкара разработаны образовательные программы, предусматривающие возможность обучения детей дошкольного возраста коми-пермяцкому языку, в том числе в ознакомительных целях. Программы предусматривают различные формы обучения, в том числе игровые формы, соответствующие возрасту обучающихся. Присмотр и уход за детьми в детском саду осуществляются на русском языке.
Суд, оценив установленные по делу обстоятельства в совокупности с анализом приведенных положений федерального законодательства, приходит к выводу о том, что нормами федерального законодательства подтверждено право граждан Российской Федерации получать дошкольное образование на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, а также право выбора языка обучения и воспитания в пределах возможностей, предоставляемых системой образования, в порядке, установленном законодательством об образовании.
При этом на федеральном уровне предусмотрено право образовательных организаций определять язык, языки образования локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность по реализуемым ею образовательным программам, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются образовательными организациями самостоятельно. Основанием для получения дошкольного образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации является заявление родителей (законных представителей).
В свою очередь, органы местного самоуправления не наделены полномочиями устанавливать требования к содержанию образовательных программ дошкольного образования, не вправе определять язык обучения в системе дошкольного образования. В силу требований части 1 статьи 9 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления относится только решение вопросов организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, а также создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях.
При таких обстоятельствах, учитывая, что в ходе рассмотрения дела достоверно установлено, что несовершеннолетнему ребенку административного истца ФИО1 предоставлено место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении по месту жительства, при этом, ФИО1 не обращалась в соответствующее дошкольное образовательное учреждение с заявлением о получении ее сыном дошкольного образования на родном языке, суд не усматривает в действиях Администрации г. Кудымкара какого-либо незаконного бездействия в связи с непредставлением доступа к дошкольному образованию на коми-пермяцком языке. Оснований считать, что несовершеннолетний ребенок административного истца лишен права получать дошкольное образование на родном языке, у суда не имеется.
Кроме того, суд отмечает, что предмет заявленного ФИО1 административного иска в предлагаемой административным истцом формулировке предполагает не только получение ее сыном дошкольного образования на родном языке, но также и осуществление ухода и присмотра за ребенком на коми-пермяцком языке. Вместе с тем, нормами действующего законодательства обязанность муниципальных дошкольных образовательных организаций осуществлять уход и присмотр за детьми на родном языке не предусмотрена.
С учетом изложенного, заявленный административный иск удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 175 – 179 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
р е ш и л:
В удовлетворении административного иска ФИО1 к Администрации города Кудымкара о признании бездействия незаконным, возложении обязанности сформировать в близлежащем детском саду группу с персоналом, в совершенстве владеющим разговорным коми-пермяцким языком, с целью обучения несовершеннолетнего ребенка родному языку отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Кудымкарский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Судья Ю.А. Чащина
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.