ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-795/2022 от 03.06.2022 Мостовской районного суда (Краснодарский край)

УИД23RS0033-01-2022-001148-53

Дело № 2а-795/2022

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

пгт Мостовской 03 июня 2022 года

Мостовской районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Ермолова В.В.,

при секретаре Шабалиной И.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению и.о. прокурора Мостовского района Шишкова В.В. в интересах Российской Федерации к администрации Махошевского сельского поселения Мостовского района Краснодарского края о понуждении к устранению нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и пробелов в муниципальном нормотворчестве,

установил:

и.о. прокурора Мостовского района Шишков В.В., действующий в интересах Российской Федерации, обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным бездействие администрации Махошевского сельского поселения Мостовского района по устранению нарушений закона, изложенных в представлении прокуратуры Мостовского района от 21.04.2022 № об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, пробелов в муниципальном нормотворчестве, а также обязать администрацию Махошевского сельского поселения Мостовского района принять исчерпывающие меры, направленные на устранение нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, пробелов в муниципальном нормотворчестве, изложенные в представлении прокуратуры Мостовского района от 21.04.2022, путем разработки и принятия муниципального правового акта, регламентирующего порядок заключения контрактов, предметами которых являются выполнение работ, оказание услуг, длительность производственного цикла выполнения, оказания которых превышает срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств.

Административные исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведен мониторинг соответствия муниципальных актов действующему законодательству о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, по результатам которой выявлены нарушения в сфере законодательства закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и пробелы в муниципальном нормотворчестве.

Контракты, предметами которых являются выполнение работ, оказание услуг, длительность производственного цикла выполнения, оказания которых превышает срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств заключаются в соответствии с порядком, утвержденным органом местного самоуправления.

Установлено, что до настоящего времени администрацией Махошевского сельского поселения порядок заключения контрактов, предметами которых являются выполнение работ, оказание услуг, длительность производственного цикла выполнения, оказания которых превышает срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств не утвержден, что подтверждается письмом администрации Махошевского сельского поселения от 25.04.2022.

Ранее в целях устранения указанных нарушений закона прокуратурой района 21.04.2022, главе Махошевского сельского поселения внесено представление, однако по результатам его рассмотрения администрацией поселения указано, что принятие нормативно - правового акта, регулирующего порядок заключения контрактов, предметами которых являются выполнение работ, оказание услуг, длительность производственного цикла выполнения, оказания которых превышает срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств не целесообразно по причине не большого объема заключенных контрактов для муниципальных нужд, таким образом, органом местного самоуправления мер, направленных на устранение нарушений, не принято, до настоящего времени соответствующий проект нормативного правового акта не разработан, в прокуратуру района для проведения антикоррупционной экспертизы не направлен и, соответственно, не принят.

Одной из форм реализации полномочий органов местного самоуправления является разработка и принятие нормативных правовых актов по вопросам местного значения, а также иным вопросам, определенным Федеральными законами, Уставами и конституциями субъектов Российской Федерации, и уставами муниципальных образований. Формой воплощения указанных полномочий является нормативный правовой акт.

В результате незаконного бездействия администрации Махошевского сельского поселения по разработке и принятию муниципальных правовых актов в рассматриваемой сфере нарушает права Российской Федерации на верховенство федеральных законов на всей территории Российской Федерации (ст. 4 Конституции Российской Федерации).

В судебном заседании представитель истца пом. прокурора прокуратуры Мостовского района Гедзь Н.А., поддерживал исковые требования и просит их удовлетворить.

Представитель ответчика – глава администрации Махошевского сельского поселения в судебное заседание не явился, от главы администрации ФИО1 поступило заявление, согласно которому он просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, с доводами, изложенными в административном исковом заявлении согласен, будут приняты исчерпывающие меры, направленные на устранение нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и пробелов в муниципальном нормотворчестве.

Изучив материалы дела, суд находит административные исковые требования и.о. прокурора Мостовского района в интересах Российской Федерации обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с частью 4 статьи 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как установлено в судебном заседании, прокуратурой района проведен мониторинг соответствия муниципальных актов действующему законодательству о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, по результатам которой выявлены нарушения в сфере законодательства закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и пробелы в муниципальном нормотворчестве.

Согласно ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Муниципальные правовые акты, принятые органами местногосамоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территориимуниципального образования.

В соответствии с п. 3 ч.1 ст. 3 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг дляобеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон №44-ФЗ) закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных илимуниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий,осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных илимуниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.

Согласно ч. 3 ст. 72 Бюджетного кодекса РФ иные государственные контракты, заключаемые от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципальные контракты, заключаемые от имени муниципального образования, предметами которых являются выполнение работ, оказание услуг, длительность производственного цикла выполнения, оказания которых превышает срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств, могут заключаться в случаях, предусмотренных соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации муниципального образования, в пределах средств и I на сроки, которые установлены указанными актами, а также в соответствии с иными решениями Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации муниципального образования, принимаемыми в порядке, определяемом соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Таким образом, контракты, предметами которых являются выполнение работ, оказание услуг, длительность производственного цикла выполнения, оказания которых превышает срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств заключаются в соответствии с порядком, утвержденным органом местного самоуправления.

21.04.2024 и.о. прокурора Мостовского района в отношении главы Махошевского сельского поселения ФИО2 было внесено представление об обязательном принятии мер для разработки проекта нормативно-правового акта, регламентирующего порядок заключения контрактов, предметами которых являются выполнение работ, оказание услуг, длительность производственного цикла выполнения, оказания которых превышает срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств.

Судом также установлено, что до настоящего времени администрацией Махошевского сельского поселения порядок заключения контрактов, предметами которых являются выполнение работ, оказание услуг, длительность производственного цикла выполнения, оказания которых превышает срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств не утвержден.

Так согласно письму прокурору Мостовского района от 25.04.2022 №, администрация Махошевского сельского поселения сообщает, что представление прокурора Мостовского района от 21.04.2022 № об установлении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, пробелов в муниципальном нормотворчестве рассмотрено с участием представителя прокуратуры, признано обоснованным и удовлетворено. В целях устранения причин и условий, способствовавших совершению нарушений, отраженных в представлении, администрацией поселения приняты необходимые меры для устранения впредь аналогичных нарушений, все заинтересованные лица поставлены в известность о недопустимости нарушения законодательства, кроме того должностями лицами администрации изучены нормы федерального и регионального законодательства, а также приняты необходимые меры по осуществлению надлежащего контроля за деятельностью подчиненных должностных лиц. Администрация считает принятие данного нормативно правового акта не целесообразным по причине небольшого годового объеме заключенных контрактов для муниципальных нужд.

Учитывая вышеизложенное, одной из форм реализации полномочий органов местного самоуправления является разработка и принятие нормативных правовых актов по вопросам местного значения, а также иным вопросам, определенным Федеральными законами, Уставами и конституциями субъектов Российской Федерации, и уставами муниципальных образований. Формой воплощения указанных полномочий является нормативный правовой акт.

В свою очередь, сложившаяся ситуация влечет нарушение требований ст.24 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», ст. 72 Бюджетного кодекса РФ, I чем нарушается законодательство о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, создаются условия для подрыва авторитета органа местного самоуправления, осуществляющего решение вопросов местного значения.

При таких обстоятельств, в результате незаконного бездействия администрации Махошевского сельского поселения по разработке и принятию муниципальных правовых актов в рассматриваемой сфере нарушает права Российской Федерации на верховенство федеральных законов на всей территории Российской „ Федерации (ст. 4 Конституции Российской Федерации).

Анализ совокупности представленных доказательств приводит суд к выводу, что администрация Махошевского сельского поселения не приняла мер направленных на устранение нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в муниципальном нормотворчестве, изложенные в представлении прокуратуры Мостовского района от 21.04.2022, путем разработки и принятия муниципального правового акта, регламентирующего порядок заключения контрактов, предметами которых являются выполнение работ, оказание услуг, длительность производственного цикла выполнения, оказания которых превышает срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств, что свидетельствует о бездействии органа местного самоуправления, поэтому суд удовлетворяет административные исковые требования прокурора.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175, 227 КАС РФ, суд

решил:

признать бездействие администрации Махошевского сельского поселения Мостовского района по устранению нарушений закона, изложенных в представлении прокуратуры Мостовского района от 21.04.2022 № об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, пробелов в муниципальном нормотворчестве незаконным.

Обязать администрацию Махошевского сельского поселения Мостовского района принять исчерпывающие меры, направленные на устранение нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, пробелов в муниципальном нормотворчестве, изложенные в представлении прокуратуры Мостовского района от 21.04.2022, путем разработки и принятия муниципального правового акта, регламентирующего порядок заключения контрактов, предметами которых являются выполнение работ, оказание услуг, длительность производственного цикла выполнения, оказания которых превышает срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия.

Председательствующий судья В.В.Ермолов