ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-796/20 от 20.07.2020 Чайковского городского суда (Пермский край)

Дело № 2а-796/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 июля 2020 года г. Чайковский


Чайковский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Грибановой А.А.,

при секретаре судебного заседания Бурнышевой Д.Г.,

с участием административного истца Долгова И.В.,

представителя административного ответчика Управления земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа - Зайцева А.Н.,

заинтересованного лица Долговой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Долгова И.В. к Управлению земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ о снятии с учета многодетной семьи для предоставления земельного участка в собственность, возложении обязанности,

установил:

Долгов И.В. обратился в суд с административным иском к Управлению земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа, с учетом уточнения, указывая, что постановлением органа местного самоуправления его семья признана многодетной, была включена в реестр многодетных семей за в целях предоставления земельного участка в собственность бесплатно. На основании распоряжения Управления земельно-имущественных отношений от ДД.ММ.ГГГГ-р, снята с данного учета по причине наличия в общей долевой собственности земельного участка с кадастровым , площадью 12,4 га, с видом разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства, расположенного по <адрес>. Полагает, что принятое решение незаконно и необоснованно, поскольку строительство жилого дома на землях сельскохозяйственного назначения противоречит нормам действующего законодательства.

Административный истец Долгов И.В. на требованиях настаивал, приводил доводы, изложенные в заявлении. Указал, что вид разрешенного использования имеющегося в собственности земельного участка не позволяет вести строительство жилого дома, поскольку предполагает необходимость перевода земель в другую категорию. Иными участками, ни он, ни его семья не владеют. Оспариваемое решение органа местного самоуправления нарушает его права и членов семьи на получение меры социальной поддержки для многодетных семей. Просил иск удовлетворить.

Заинтересованное лицо Долгова И.А. поддержала требования административного истца, являющегося ее супругом.

Представитель административного ответчика - Управления земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа по доверенности Зайцев А.Н. возражал относительно требований иска. Указал, что Долгов И.А. являлся собственником земельных участков с кадастровыми (далее- ЗУ ), (далее- ЗУ ), расположенных в Куединском районе Пермского края, с разрешенным использованием – для сельскохозяйственного назначения и для ведения личного подсобного хозяйства соответственно. Право собственности в отношении ЗУ прекращено в 2013г. Семья административного истца была включена в реестр многодетных семей с правом на бесплатное предоставление земельного участка. Однако в связи с установлением обстоятельств того, что на момент постановки на учет, у Долгова И.В. имелся в собственности участок, размер которого больше предельного (минимального) размера, установленного градостроительными регламентами соответствующего муниципального образования Пермского края по месту расположения такого участка (участков), решением от ДД.ММ.ГГГГ семья снята с учета (л.д. 19-20).

Заслушав мнения сторон, исследовав доказательства, представленные в материалы дела, суд приходит к мнению об отсутствии оснований для удовлетворения требований административного иска.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Обязанность доказывания соответствия закону принятых постановлений лежит на должностном лице.

В соответствии со ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет требования о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если признает оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Таким образом, для признания действий (бездействия), решений должностного лица незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие действий (бездействия), решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым действием (бездействием), решением прав и законных интересов заявителя.

Согласно п.п. «в», «к» ст. 72 Конституции РФ вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ч. 5 ст. 76 Конституции РФ, п. 1 ст. 2 Земельного кодекса РФ (далее- ЗК РФ).

Земельное законодательство (ст. 3 ЗК РФ) регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).

Одним из основных принципов земельного законодательства является принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (пп. 7 п. 1 ст. 1 ЗК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 39.5 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления:

6) земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.

Порядок предоставления многодетным семьям земельных участков бесплатно на территории Пермского края регулируется Законом № 871-ПК «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Пермском крае».

Согласно ч. 1 ст. 1 Закона № 871-ПК, земельные участки на территории Пермского края, находящиеся в муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена, предоставляются многодетным семьям в собственность: бесплатно; без торгов и предварительного согласования места размещения объекта; для индивидуального жилищного строительства, дачного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, садоводства, огородничества, животноводства.

Земельные участки на территории Пермского края, находящиеся в собственности Российской Федерации, полномочия по управлению и распоряжению которыми переданы Пермскому краю, предоставляются многодетным семьям в собственность бесплатно без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов для индивидуального жилищного строительства.

Частью 2 ст. 1 Закона № 871-ПК предусмотрены условия предоставления земельных участков в собственность многодетным семьям - гражданам, состоящим в зарегистрированном браке, либо одиноким матерям (отцам), имеющим на дату подачи заявления о предоставлении земельного участка трех и более несовершеннолетних детей (в том числе пасынков, падчериц, усыновленных детей), а также детей в возрасте до 23 лет (при условии, что они обучаются в образовательных учреждениях по очной форме обучения или проходят военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации). Члены многодетной семьи - супруги либо одинокая мать (одинокий отец), а также их дети (в том числе пасынки, падчерицы, усыновленные дети).

Согласно ч. 3 ст. 1 Закона № 871-ПК условиями предоставления многодетной семье земельных участков в соответствии с настоящим Законом являются:

а) все члены многодетной семьи являются гражданами Российской Федерации;

б) все члены многодетной семьи на дату подачи заявления проживают совместно (за исключением членов многодетной семьи, проходящих военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации);

г) члены многодетной семьи не имеют на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования земельного участка, расположенного на территории Пермского края, либо члены многодетной семьи имеют на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования земельный участок (земельные участки), расположенный на территории Пермского края, размер которого (которых в сумме) меньше предельного (минимального) размера, установленного градостроительными регламентами соответствующего муниципального образования Пермского края по месту расположения такого земельного участка (части земельного участка, земельных участков). До утверждения в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки муниципального образования применяются предельные (минимальные) размеры земельных участков, установленные в соответствии с Законом Пермской области от 02.09.2003 № 965-193 «Об установлении предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность».

В силу ч.ч. 2,4 ст. 2 Закона № 871-ПК минимальный и максимальный размер земельного участка, предоставляемого многодетным семьям в собственность бесплатно, устанавливается решением представительного органа местного самоуправления с учетом правил землепользования и застройки для целей образования и предоставления земельных участков, при этом минимальный размер земельного участка, предоставляемого многодетным семьям в собственность бесплатно, не может быть ниже предельного (минимального) размера, установленного в соответствии с законодательством.

Земельные участки предоставляются бесплатно многодетным семьям в пределах норм, устанавливаемых органами местного самоуправления для каждого вида целевого использования земельных участков, в соответствии с частью 2 настоящей статьи.

На основании ч.ч. 1,2 ст. 2 Закона № 871-ПК земельные участки предоставляются органами местного самоуправления Пермского края, исполнительным органом государственной власти Пермского края (далее - уполномоченный орган), обладающими правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции, многодетным семьям в собственность однократно бесплатно и подлежат оформлению на праве общей долевой собственности на всех членов многодетной семьи.

Учет многодетных семей в целях предоставления земельных участков осуществляется по их месту жительства на основании заявления многодетной семьи о предоставлении в собственность земельного участка в орган местного самоуправления Пермского края. Порядок ведения учета многодетных семей в соответствии с настоящим Законом определяется органами местного самоуправления Пермского края.

Основания для снятия многодетных семей с учета, которое осуществляется органом местного самоуправления Пермского края по основаниям, изложены в ч. 11 ст. 3 Закона № 871-ПК.

В судебном заседании установлено, что семья административного истца, состоящая из 5 человек – супруги Долговы И.В. и И.В., дети Долгова П.И., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Долгов Е.И., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Санников О.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., является многодетной.

На основании постановления Администрации Чайковского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ семья Долгова И.В. включена в реестр многодетных семей в целях предоставления земельного участка в собственность бесплатно, номер в реестре 632.

Решением Управления земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа, принятого в форме распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ-р семья Долгова И.В. снята с учета многодетных семей (л.д. 22).

Основанием к снятию с учета послужили сведения, содержащиеся в ЕГРП, согласно которым по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, Долгов И.В. является правообладателем земельного участка (выписка на л.д. 21):

- с кадастровым , разрешенное использование – для сельскохозяйственного производства, площадью 12.4 га, по <адрес>, регистрация права ДД.ММ.ГГГГ.

Административный истец, не оспаривая нахождение в собственности указанного ЗУ , ссылается на незаконность принятого органом местного самоуправления решения от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку строительство жилого дома на землях сельскохозяйственного назначения противоречит нормам действующего законодательства.

Разрешая требования административного иска, применительно к действующему законодательству, и отказывая в его удовлетворении, суд принимает во внимание следующее.

Постановлением Администрации Чайковского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ, которым утвержден Порядок ведения учета многодетных семей в целях предоставления земельных участков в собственность бесплатно, формирования перечня земельных участков и их распределения (в ред. постановления Администрации Чайковского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ) (далее- Порядок).

На основании п. 5 данного Порядка право на бесплатное предоставление земельных участков имеют многодетные семьи, которые отвечают одновременно определенным условиям на дату подачи Заявления, в том числе:

3) члены многодетной семьи не имеют на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования земельного участка, расположенного на территории Пермского края, либо члены многодетной семьи имеют на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования земельный участок (земельные участки), расположенный на территории Пермского края, размер которого (которых в сумме) меньше предельного (минимального) размера, установленного градостроительными регламентами соответствующего муниципального образования Пермского края по месту расположения такого земельного участка (части земельного участка, земельных участков). До утверждения в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки муниципального образования применяются предельные (минимальные) размеры земельных участков, установленные в соответствии с Законом Пермской области от 02.09.2003 № 965-193.

В качестве оснований для исключения многодетной семьи из Реестра являются (п. 13 Порядка):

1) наличие у члена многодетной семьи земельного участка на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования земельного участка, расположенного на территории Пермского края, либо члены многодетной семьи имеют на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования земельный участок (земельные участки), расположенный на территории Пермского края, размер которого (которых в сумме) равен или больше минимального размера, установленного в соответствии с градостроительным регламентом соответствующего муниципального образования Пермского края по месту нахождения земельного участка.

Законом Пермской области от 02.09.2003 № 965-193 (ред. от 19.12.2008) «Об установлении предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность» (принят ЗС ПО 21.08.2003) (далее- Закон № 965-193), в соответствии со ст. 33 ЗК РФ установлены предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, а также устанавливает максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно в случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами и законами Пермского края, из земель, находящихся в собственности Пермского края.

Частью 1,2 ст. 1 Закон № 965-193 установлены предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности:

- для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства: максимальный размер равен 10% общей площади сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории муниципального района в момент предоставления таких земельных участков, минимальный размер - 0,25 га;

- для садоводства, огородничества и дачного строительства: максимальный размер - 0,5 га; минимальный размер - 0,06 га;

- для животноводства: максимальный размер 2 га из земель поселений; 6 га из земель сельскохозяйственного назначения; минимальный размер - 0,25 га.

Установлено и не оспаривается самим административным истцом, ему, как члену многодетной семьи, принадлежит на праве собственности ЗУ площадью 12,4 га, который превышает установленный на территории Пермского края минимальный размер, установленный в соответствии с Законом № 965-193, следовательно, семья административного истца обеспечена земельным участком.

Оснований для предоставления многодетной семье Долговых в собственность бесплатно земельного участка, расположенного на территории Пермского края, в силу приведенных положений Законов № 871-П, № 965-193, а также действующего Порядка ведения учета многодетных семей (в ред. постановления Администрации Чайковского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ), не имеется.

Доводы административного истца о несовпадении целевого назначения имеющегося в собственности земельного участка для строительства жилого дома не состоятельны.

Законом № 871-ПК не предполагает обязанности уполномоченного органа местного самоуправления предоставить земельный участок многодетной семье в случае несовпадения целевого назначения испрашиваемого участка и участка, имеющегося в собственности заявителей.

Из взаимосвязанных положений части 1 и пункта «г» части 3 статьи 1 Закона № 871-ПК, земельные участки предоставляются бесплатно многодетным семьям не только для строительства жилых домов, но и для иных целей.

Применительно к условиям предоставления земельных участков в соответствии с п. «г» ч. 3 ст. 1 Закона № 871-ПК юридическое значение имеет размер земельного участка, имеющегося у многодетной семьи, независимо от его целевого назначения.

В настоящем случае в собственности Долгова И.В. имеется земельный участок, размер которого превышает минимальный размер, установленный в соответствии с Законом № 965-193, что подтверждается данными выписки из ЕГРП и не оспаривается административным истцом.

Принимая во внимание установленные обстоятельства, суд находит законным и обоснованным вынесенное Управлением земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа решение -р от ДД.ММ.ГГГГ о снятии с учета многодетной семьи Долговых для предоставления земельного участка в собственность бесплатно. Решение принято в форме распоряжения полномочным органом в пределах своей компетенции. Административный иск удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Долгова И.В. к Управлению земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ-р о снятии с учета многодетной семьи для предоставления земельного участка в собственность, возложении обязанности - оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Чайковский городской суд в течение месяца после составления мотивированного решения.

Судья: подпись А.А.Грибанова

«КОПИЯ ВЕРНА»

подпись судьи _____________________________________

(А.А. Грибанова)

Секретарь судебного заседания отдела обеспечения судопроизводства по гражданским делам Чайковского городского суда Пермского края

_____________________

(Д.Г. Бурнышева)

«_____» _____________ 20__ г

Решение (определение) ___ вступило в законную силу.

Подлинный документ подшит в деле № 2а- 796 /2020

УИД 59RS0040-01-2020-001435-23

Дело находится в производстве

Чайковского городского суда Пермского края