ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-796/2022 от 02.06.2022 Киреевского районного суда (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2 июня 2022 года г. Киреевск Тульской области

Киреевский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Потаповой Л.В.,

при помощнике ФИО1,

с участием административного истца ФИО3,

представителя административного ответчика по доверенности ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-796/2022 по административному исковому заявлению ФИО3 к администрации муниципального образования Киреевский район о признании незаконным отказа в признании жилого дома садовым домом,

установил:

ФИО3 обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования Киреевский район о признании незаконным отказа в признании жилого дома садовым домом, в обоснование которого указывает на то, что она является собственником жилого дома, расположенного по <адрес>. Также она является собственником земельного участка, на котором расположено вышеуказанное здание, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, категория земель: земли населенных пунктов.

Административный истец ФИО3 и ее сын состоят на учете в качестве нуждающихся в жилищных условий. Согласно уведомлению, полученному из Департамента городского имущества города Москвы, ФИО3 для перерегистрации учетного дела необходимо представить, помимо всего прочего, решение уполномоченного органа о признании жилого помещения, находящегося в собственности у кого-либо из членов семьи, в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции в соответствии с требованиями, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом».

В связи с вышеуказанным, ФИО3 обратилась в администрацию муниципального образования Киреевский район Тульской области для получения решения о признании жилого дома садовым (нежилым), для подтверждения отсутствия в собственности у административного истца жилого помещения, что существенным образом повлияет на размер представляемого семье помещения или субсидии из бюджета города Москвы.

Согласно экспертному заключению, подготовленному ООО «ТПСК «Стройэкспертиза» существующее здание, зарегистрированное в качестве жилого дома, по объемно-планировочному решению, не соответствует требованиям строительных правил СП 55.13330.2016 «Дома жилые одноквартирные», по пунктам 4.5 и 6.2, а также аналогичным требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 №47, по разделу II, по пунктам 12 и 22 (соответственно), по следующим параметрам: отсутствие в помещении душевой и туалета; высота помещений в здании до 2,2 при нормативной высоте жилых помещений в доме не менее 2,5; возможна дальнейшая нормальная эксплуатация существующего здания, ранее зарегистрированного как жилого дома, в качестве садового.

Таким образом, по результатам экспертизы здание по <адрес>, необходимо эксплуатировать в качестве садового дома, а не жилого. Указанное здание не соответствует требованиям, предъявляемым к жилым домам.

Однако, решением администрации муниципального образования Киреевский район Тульской области в признании жилого дома садовым отказано.

Отказ мотивирован тем, что в связи с законодательством Российской Федерации вид разрешенного использования (для личного подсобного хозяйства) не предусматривает размещение садового дома на таком земельном участке.

С указанным решением административный истец ФИО2 не согласна, ввиду его незаконности и необоснованности.

Проанализировав положения Федерального закона от 29.07.2017 №217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 №47«Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», Земельного кодекса РФ, административный истец полагает, что на землях с видом разрешенного использования для личного подсобного хозяйства разрешена постройка как жилого, так и садового дома. В законодательстве не имеется ограничений, препятствующих переводу жилого дома с видом разрешённого использования для ведения личного подсобного хозяйства в садовый дом. Кроме того, по своим техническим характеристикам указанное здание соответствует признакам садового дома, в связи с чем решение администрации муниципального образования Киреевский район Тульской области является незаконным и не соответствует нормам действующего законодательства.

На основании изложенного, административный истец ФИО3 просит признать решение администрации муниципального образования Киреевский район Тульской области от 16.12.2021 об отказе в признании жилого дома садовым незаконным.

Административный истец ФИО3 в судебном заседании заявленные требования подержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, также пояснила, что оспариваемое решение получено ею только 10-11 февраля 2022 года. Просила признать отказ администрации муниципального образования Киреевский район Тульской области незаконным, возложить на административного ответчика обязанность принять соответствующее решение о признании жилого дома садовым домом.

Представитель административного ответчика администрации муниципального образования Киреевский район Тульской области по доверенности ФИО4 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, при этом указала на то, что администрация муниципального образования Киреевский район считает отказ законным и обоснованным, содержащим в себе основание отказа со ссылкой на нарушения и нормы права.

Основанием для принятия оспариваемого решения от 16.12.2021 явилось размещение садового дома на земельном участке, виды разрешенного использования которого, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, не предусматривают такого размещения. Согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования Приупское Киреевского района, утвержденным решением Собрания представителей муниципального образования Киреевский район 23.12.2016 , земельный участок с К, принадлежащий на праве собственности административному истцу, расположен в территориальной зоне застройки индивидуальным жилыми домами Ж1. В силу ст. 30 указанных Правил, основными видами использования земельных участков и объектов капитального строительства являются размещение индивидуального жилого дома (дома, пригодного для постоянного проживания). В то время как в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 29.07.2017 №217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» садовым домом признается здание сезонного использования, предназначенное для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их временным пребыванием в таком здании.

Кроме того, земельный участок с К имеет вид разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства», при этом на таком земельном участке допускается лишь размещение жилого дома, что прямо предусмотрено Приказом Росреестра от 10.11.2020 № П/0412 (ред. от 16.09.2021) «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков».

Из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что принадлежащий административному истцу жилой дом не может быть признан садовым домом до перевода вида разрешенного использования земельного участка, на котором он расположен, зоны или части зоны в иную территориальную зону.

Поскольку для территориальной зоны Ж1, где расположен спорный земельный участок, к основным видам разрешенного использования относятся «для индивидуального жилищного строительства», ссылка администрации муниципального образования Киреевский район на п. 61 Положения о признании помещения жилым помещением, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 №47, правомерна.

Полагала, что оспариваемое решение администрации муниципального образования Киреевский район законно, принято в установленные законом сроки, в пределах компетенции и при наличии достаточных оснований для отказа в признании жилого дома садовым домом. При этом со стороны административного ответчика нарушения прав, свобод и законных интересов ФИО3 не допущено. Таким образом, требования административного искового заявления считаю необоснованными.

Заинтересованное лицо Департамент городского имущества города Москвы явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о дне, месте и времени рассмотрения дела извещался надлежащим образом.

В соответствии с ч. 6 ст. 226, ч. 1 ст. 307 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами (ст. 4 КАС РФ).

Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 КАС РФ, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Частью 9 ст. 226 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 статьи 226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3, 4 части 9, 10 статьи 226 КАС РФ - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).

Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Как следует из пояснений административного истца ФИО3, копия оспариваемого решения от 16.12.2021 получено ею только 10-11 февраля 2022 года.

Доказательств обратному представителем административного ответчика не представлено.

Настоящее административное исковое заявление сдано в отделение почтовой связи 30.04.2022.

С учетом изложенного, суд полагает, что административный истец ФИО3 в установленный законом срок обратилась в суд с административным исковым заявлением.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

При этом решение о признании бездействия незаконным своей целью преследует именно восстановление прав административного истца, о чем свидетельствует императивное предписание процессуального закона о том, что признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение об обязании административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО3 на праве собственности принадлежит земельный участок с К, расположенный по <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства. На данном земельном участке расположен жилой дом, площадью 40,5 кв.м, который также принадлежит на праве собственности ФИО3

28.10.2021 ФИО3 обратилась в администрацию муниципального образования Киреевский район Тульской области с заявлением о признании жилого дома садовым.

Письмом администрации муниципального образования Киреевский район Тульской области от 16.12.2021 отказано в признании жилого дома садовым домом поскольку вид разрешенного использования (личного подсобного хозяйства) не предусматривает размещение садового дома на земельном участке.

Разрешая заявленные требования суд исходит из следующего.

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства (пп. 8 п. 1 ст. 1 ЗК РФ).

В пункте 1 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.

Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Согласно ст. 83 ЗК РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.

В пункте 2 ст. 85 ЗК РФ определено, что правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений. Согласно пункту 3 указанной статьи установлено, что градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (п. 2 ст. 7 ЗК РФ).

Согласно пункту 13.2 Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 № 540, в действующей на момент рассмотрения дела судом редакции «личное подсобное хозяйство» включает размещение жилого дома, указанного в описании вида разрешенного использования с кодом 2.1; производство сельскохозяйственной продукции; размещение гаража и иных вспомогательных сооружений; содержание сельскохозяйственных животных.

В соответствии с ч. 3 ст. 23 Федерального закона от 29.07.2017 №217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» садовый дом может быть признан жилым домом, жилой дом может быть признан садовым домом в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации.

Указанный порядок регламентирован постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» (далее - Положение N 47).

В соответствии с пп. «д» п. 61 указанного Положения решение об отказе в признании садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом принимается в случае размещение садового дома или жилого дома на земельном участке, виды разрешенного использования которого, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, не предусматривают такого размещения.

Аналогичное положение закреплено в подпункте «д» пункта 2.8.2 Административного регламента администрации муниципального образования Киреевский район предоставления муниципальной услуги «Признании садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», утвержденного постановлением администрации муниципального образования Киреевский район от 21.06.2019

В частях второй, третьей ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, указано, что применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1, часть 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, федеральное законодательство ограничивает право собственника (пользователя) земельного участка по использованию принадлежащего ему земельного участка посредством строительства, реконструкции, размещения находящихся на таком земельном участке объектов недвижимости необходимостью соблюдения требований градостроительного регламента, а конкретный объем такого ограничения устанавливается в соответствии с градостроительным законодательством правилами землепользования и застройки.

Установлено, что земельный участок, принадлежащий ФИО3, относится к категории земель: населенных пунктов, с видом разрешенного использования «ведение личного подсобного хозяйства» и расположен в территориальной зоне застройки индивидуальным жилыми домами Ж1, что подтверждается Правилам землепользования и застройки муниципального образования Приупское Киреевского района, утвержденным решением Собрания представителей муниципального образования Киреевский район 23.12.2016 .

В силу ст. 30 указанных Правил, основными видами использования земельных участков и объектов капитального строительства являются размещение индивидуального жилого дома (дома, пригодного для постоянного проживания, высотой не выше трех надземных этажей).

С учетом изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку отказ ФИО3 в признании жилого дома садовым домом осуществлен именно ввиду того, что вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположен спорный объект, не предполагает размещение садовых домов.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

административные исковые требования ФИО3 к администрации муниципального образования Киреевский район о признании незаконным решения от 16.12.2021 об отказе в признании жилого дома садовым домом, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Киреевский районный суд Тульской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья:

Мотивированное решение изготовлено 06.06.2022.