ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-796/2022470007-01-2022-000926-42 от 04.07.2022 Кингисеппского городского суда (Ленинградская область)

Дело № 2а-796/2022 47RS0007-01-2022-000926-42

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

04 июля 2022 года г. Кингисепп

Кингисеппский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Башковой О.В.,

при секретаре Нечаевой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании с участием административного истца Грекова О.Ю., представителя административного ответчика Кингисеппской таможни – Сассиан М.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия три года,

административное дело по административному исковому заявлению Грекова Олега Юрьевича к Кингисеппской таможне, главному государственному инспектору Ямбургского ТП Кингисеппской таможни Яблонскому Михаилу Евгеньевичу, должностному лицу Кингисеппской таможни Прус Марине Викторовне о признании незаконным и отмене отказа в выпуске товара, о признании незаконным требования и обязании совершить дальнейшие таможенные операции,

У С Т А Н О В И Л:

Греков О.Ю. первоначально ДД.ММ.ГГГГ обратился в Кингисеппский городской суд Ленинградской области с административным исковым заявлением к Кингисеппской таможне, государственному инспектору Ямбургского ТП Кингисеппской таможни Яблонскому Михаилу Евгеньевичу, должностному лицу Кингисеппской таможни Прус Марине Викторовне о признании незаконным и отмене отказа в выпуске товара по декларации на товары от ДД.ММ.ГГГГ, о признании незаконным требования б/н от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении сертификата СТ1 или другого сертификата, подтверждающего российское происхождение товара и обязании таможенного органа совершить дальнейшие таможенные операции, направленные на выпуск товара, об определении причиненного ему материального вреда, связанного с разрывом договора перевозки, а также размера неустойки, связанной с ограничением его в праве распоряжения его имуществом.

Определением Кингисеппского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ определен вид судопроизводства – в порядке, предусмотренном ГПК РФ ввиду указания в иске требований материального характера, истцу предложено исправить недостатки искового заявления.

22 апреля в суд поступило ходатайство истца об исключении из объема заявленных требований - требований материального характера, в связи с чем суд принял исковое заявление для рассмотрения в порядке, предусмотренном КАС РФ по оставшимся требованиям: о признании незаконным и отмене отказа в выпуске товара по декларации на товары N от ДД.ММ.ГГГГ, о признании незаконным требования б/н от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении сертификата СТ1 или другого сертификата, подтверждающего российское происхождение товара и обязании таможенного органа совершить дальнейшие таможенные операции, направленные на выпуск товара.

В обоснование заявленных требований истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ обратился на т/п. Ямбургский Кингисеппской таможни с заявлением о товаре, находящемся в его личном пользовании: . В своем заявлении он заявил процедуру вывоза указанного товара с территории ТК ТС, то есть задекларировал перемещаемый товар общим порядком. Однако, этой же датой Кингисеппская таможня со ссылками на Постановление Правительства РФ от 09 марта 2022 года N 311 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 08 марта 2022 г. N 100», которым установлен временный запрет на вывоз за пределы территории РФ мотоциклов (Код ТН ВЭД 8711), незаконно выставила ему оспариваемое требование – запрос о предоставлении дополнительных документов, предусмотренных указанным Постановлением Правительства - сертификата СТ1 или другого сертификата, подтверждающего российское происхождение товара. Поскольку вывозимый им товар, несмотря на декларирование вывозимого товара общим порядком, предназначался для личного пользования, а указанным Постановлением Правительства установлено, что запрет на вывоз мотоциклов не распространяется на товары для личного пользования, он отказался предоставлять истребуемые документы, после чего ответчик незаконно отказал ему в выпуске товара. Полагает, что выставленное ему требование о предоставлении дополнительных документов и последующий отказ в выпуске товара огранивают его права, связанные с возможностью реализации правомочий собственника принадлежащего ему имущества (л.д. 3-5).

Административный истец в судебном заседании исковые требования поддержал, просил иск удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного ответчика - Кингисеппской таможни в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, в том числе по доводам, изложенным в письменных возражениях (л.д. 27-34), в которых указано, что Греков О.Ю. ДД.ММ.ГГГГ перемещал через таможенную границу РФ товар - мотоциклы – код товара – - страна происхождения – Грековым О.Ю. была подана декларация на товар в соответствии с Инструкцией о порядке использования транспортных (перевозочных) коммерческих и (или) иных документов в качестве декларации на товары, утвержденной решением Комиссии таможенного союза от ДД.ММ.ГГГГ с целью помещения товара под таможенную процедуру экспорта (вывоза с таможенной территории ЕАЭС, к ДТ Грековым О.Ю. были приложены: договоры купли-продажи мотоциклов, CMR от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом Ямбургского т/п Яблонским М.Е. в ходе таможенного контроля направил в адрес Грекова О.Ю. запрос дополнительных документов согласно требованиям Постановления Правительства РФ от 09.03.2022 N 311, Греков О.Ю. отказался предоставить испрашиваемые документы, ссылаясь на то, что перемещаемый им товар является товаром для личного пользования, в связи с чем Грекову О.Ю. было обоснованно отказано в выпуске товара на основании п.п. 1 п. 1 ст. 125 ТК ЕАЭС, поскольку в соответствии с требованиями Главы 37 ТК ЕАЭС (статьи 260, 263 ТК ЕАЭС), таможенное декларирование товаров для личного пользования осуществляется только путем подачи пассажирской таможенной декларации, тогда как Греков О.Ю. декларировал товар путем подачи декларации на товар (ДТ) в порядке, регулируемом иным законодательным актом, Решением Комиссии ТС N 263, которое не применимо при декларировании товаров для личного пользования.

В свою очередь истец Греков О.Ю., ознакомившись с письменными возражениями ответчика, дополнительно пояснил, что Решение Комиссии ТС N 263 распространяет свое действие и на декларирование товаров для личного пользования, он является физическим лицом, товар вывозился им для личного пользования, в связи с чем декларирование им вывозимого товара в общем порядке – без подачи пассажирской таможенной декларации – не может предопределять предназначение товара – не для личного пользования и применять к данному товару положения Постановления Правительства N 311 о запрете вывоза и требования дополнительных документов.

Должностные лица таможни - таможенный инспектор Яблонский М.Е., Прус М.В. в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом (л.д. 110, 112), Яблонский М.Е. просил о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д. 49), присутствующая в судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ Прус М.В. с иском не согласилась, пояснив, что Таможенным Кодексом предусмотрено 4 формы декларирования товара: декларация на товары, транзитная декларация, пассажирская таможенная декларация, декларация на транспортное средство, Греков О.Ю. самостоятельно выбрал способ декларирования товара - декларация на товары, этот вид декларирования не применяется при декларировании товара для личного пользования, декларирование товара для личного пользования сопровождается обязательным предоставлением пассажирской таможенной декларации, тогда как Греков О.Ю. пассажирскую таможенную декларацию не предъявлял.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно статье 9 ТК ЕАЭС все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу Союза в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом или в соответствии с настоящим Кодексом.

Согласно статье 2 ТК ЕАЭС вывоз товаров с таможенной территории Союза характеризуется как совершение действий, направленных на вывоз товаров с таможенной территории Союза любым способом, в том числе пересылка в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, включая пересечение таможенной границы Союза.

Выпуск товаров характеризуется как действие таможенного органа, после совершения которого заинтересованные лица вправе использовать товары в соответствии с заявленной таможенной процедурой или в порядке и на условиях, которые установлены в отношении отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом помещению под таможенные процедуры.

Таможенная декларация характеризуется как таможенный документ, содержащий сведения о товарах и иные сведения, необходимые для выпуска товаров.

Таможенное декларирование характеризуется как заявление таможенному органу с использованием таможенной декларации сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров.

Транспортные средства для личного пользования определена как категория товаров для личного пользования, включающая в себя отдельные виды авто- и мототранспортных средств и прицепов к авто- и мототранспортным средствам, определяемые Евразийской экономической комиссией, водное судно или воздушное судно вместе с запасными частями к ним и их обычными принадлежностями и оборудованием, горюче-смазочными материалами, охлаждающими и иными техническими жидкостями, содержащимися в заправочных емкостях, предусмотренных их конструкцией, принадлежащие на праве владения, пользования и (или) распоряжения физическому лицу, перемещающему эти транспортные средства через таможенную границу Союза в личных целях, а не для перевозки лиц за вознаграждение, промышленной или коммерческой перевозки товаров за вознаграждение или бесплатно, в том числе транспортные средства, зарегистрированные на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Согласно п.п. 1 п. 1 ст. 125 ТК ЕАЭС таможенный орган отказывает в выпуске товаров в том числе в связи с невыполнением условий, при которых таможенный орган производит выпуск товаров, в том числе условий, предусмотренных статьями 120 - 123 настоящего Кодекса, а также в отношении товаров для личного пользования, транспортных средств международной перевозки и припасов.

Судом установлено и материалами дела подтверждено, что ДД.ММ.ГГГГ Греков О.Ю. на т/п. «Ямбургский» Кингисеппской таможни с целью вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза товара – мотоциклов - подал декларацию на товар - в которой заявил о товаре:

заявленный таможенный режим – экспорт – сведения об отправителе и получателе товара – Греков Олег Юрьевич., предоставив вместе с декларацией на товар следующие документы: договоры купли-продажи; CMR (товаро-транспортная накладная) от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 38-42).

В ходе осуществления таможенного контроля ДД.ММ.ГГГГ в адрес Грекова О.Ю. главным государственным таможенным инспектором Ямбургского таможенного поста Кингисеппской таможни Яблонским М.Е. (исполнитель Прус М.В. – л.д. 44) был направлен запрос документов и (или) сведений, согласно содержанию которого, в соответствии с пунктом 4 статьи 325 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза Греков О.Ю. уведомляется, что в ходе проверки документов и сведений, заявленных в декларации на товары , установлена необходимость запросить дополнительные документы и сведения, подтверждающие нераспространение запретительных мер на декларируемые товары, установленных Постановлением Правительства РФ от 09.03.22г. № 311 «О реализации Указа Президента Российской Федерации от 08.03.2022г. № 100».

В ходе анализа документов и сведений установлено, что в декларации на товары , поданной под таможенную процедуру экспорта, заявлены товары «Мотоциклы...», коды страна происхождения Россия. В соответствии с пунктом 1 Постановления № 311 рассматриваемые товары попадают в перечень товаров (определен приложением к Постановлению № 311) на которые распространяется запрет временного вывоза товаров из Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 Постановления № 311, мера установленная пунктом 1 Постановления № 311 не распространяется на товары, происходящие с территории Российской Федерации, сопровождаемые сертификатом о происхождении товара по форме СТ-1 или иным сертификатом, подтверждающим российское происхождение товара, оформленным уполномоченной на выдачу данных сертификатов организацией, либо заключением о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, выдаваемым в установленном порядке Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 7 статьи 325 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза необходимо в срок до "30" марта 2022года включительно предоставить следующие документы и (или) сведения любо объяснения причин, по
которым такие документы и (или) сведения не могут быть представлены и (или) отсутствуют: Сертификат формы СТ-1, подтверждающий российское происхождение товара, оформленный в установленном порядке Торгово-промышленной палатой Российской Федерации или территориальными торгово-промышленными палатами, либо заключение о подтверждении производства промышленной продукции в установленном порядке Министерством промышленности и торговли Российской Федерации; иные документы, в подтверждение нераспространения запретительных мер, установленных Постановлением № 311 в отношении товаров, заявленных в декларации на товары.

Одновременно с запрошенными таможенным органом документами и (или) сведениями могут быть представлены иные документы и (или) сведения в целях подтверждения достоверности и полноты сведений, заявленных в таможенной декларации, и (или) сведений, содержащихся в иных документах.

Дополнительно Греков О.Ю. уведомляется о невозможности выпуска товаров до завершения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в соответствии со статьей 121 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.

Указано, что в случае непредставления запрашиваемых документов и сведений в установленный срок, таможенным органом будет произведен отказ в выпуске товаров в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 125 и пунктом 8 статьи 325 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (л.д. 45).

После получения указанного запроса Греков О.Ю. представил в таможню объяснения, из содержания которых следовало, что декларируемый им товар по перемещается для личного пользования, в связи с чем требование о предоставлении дополнительных документов является незаконным (л.д. 43).

После получения письменных объяснений Грекова О.Ю. должностное лицо, осуществляющее таможенный контроль Яблонский М.Е. отказал в выпуске товара со ссылками на п.п. 1 п. 1 ст. 125 ТК ЕАЭС – мотивировка отказа – в отношении товара введен временный запрет вывоза согласно Постановлению Правительства N 311 от 09.03.2022, не были предоставлены документы (сертификат формы СТ1), указанные в п.2 Постановления Правительства N 311 от 09.03.2022, в соответствии с п. 6 ст. 256 ТК ЕАЭС к товарам для личного пользования не относятся товары, помещенные под таможенные процедуры, предусмотренные ТК ЕАЭС, рекомендовано предоставить документ в соответствии с пп. 1 п. 2 Постановления Правительства N 311 от 09.03.2022 (л.д. 38).

Указом Президента РФ от 08 марта 2022 N 100 «О применении в целях обеспечения безопасности Российской Федерации специальных экономических мер в сфере внешнеэкономической деятельности» постановлено обеспечить до 31 декабря 2022 г. применение следующей специальной экономической меры - запрет на вывоз за пределы территории Российской Федерации и (или) ввоз на территорию Российской Федерации продукции и (или) сырья согласно перечням, определяемым Правительством Российской Федерации (п. 1).

Согласно п. 3 Указа меры, предусмотренные пунктом 1 настоящего Указа, не применяются в отношении продукции и (или) сырья, вывозимых за пределы территории Российской Федерации и (или) ввозимых на территорию Российской Федерации гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства для личного пользования.

Постановлением Правительства РФ от 09 марта 2022 N 311 (действующего в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) во исполнение настоящего Указа Президента РФ утвержден перечень товаров, запрещенных к вывозу, в том числе Мотоциклы (включая мопеды) и велосипеды с установленным вспомогательным двигателем, с колясками или без них; коляски (код ТНВЭД 8711).

В пункте 2 указанного Постановления определено, что мера, предусмотренная пунктом 1 настоящего постановления, не распространяется на товары, происходящие с территории Российской Федерации, сопровождаемые сертификатом о происхождении товара по форме СТ-1 или иным сертификатом, подтверждающим российское происхождение товара, оформленным уполномоченной на выдачу данных сертификатов организацией, либо заключением о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, выдаваемым в установленном порядке Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.

Оспаривая законность выставленного Грекову О.Ю. требования (запроса) о предоставлении дополнительных документов, предусмотренных в п. 2 Постановления Правительства РФ N 311, Греков О.Ю. ссылается на то, что вывозимый им товар являлся товаром для личного пользования, что в соответствии с п. 3 Указа Президента N 100 исключает применение к указанному товару мер, предусмотренных Постановлением Правительства РФ N 311, в том числе истребование у него дополнительных документов на товар, при этом истец ссылается на то обстоятельство, что декларирование вывозимого им товара путем подачи декларации о товаре в соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 263 (декларирование общим порядком) не изменяет предназначение товара – для личного пользования, поскольку товар вывозился им как физическим лицом, а не как индивидуальным предпринимателем, в связи с чем Решение Комиссии ТС N 263, в соответствии с которым он декларировал товар, применяется и при декларировании товаров для личного пользования.

Тогда как представитель ответчика ссылается на то, что Греков О.Ю. задекларировал товар не как товар для личного пользования, поскольку товар, вывозимый для личного пользования, в соответствии с действующим законодательством, декларируется исключительно путем подачи пассажирской таможенной декларации, тогда как Греков О.Ю. пассажирскую таможенную декларацию не подавал, а заявил декларацию о товаре, указанные формы декларирования товара являются разными формами декларирования, при этом представитель ответчика указывает на то, что Греков О.Ю. вправе был задекларировать вывозимый товар как товар для личного пользования путем подачи пассажирской таможенной декларации, поясняет также, что вне зависимости от того, вывозится ли товар физическим лицом, либо индивидуальным предпринимателем, Греков О.Ю. по собственной инициативе заявил об избранной им форме декларирования, которая требует применения мер, установленных Постановлением Правительства РФ N 311.

В этой связи с уд отмечает следующее.

Согласно ч. 1 ст. 104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 258, пунктом 4 статьи 272 и пунктом 2 статьи 281 настоящего Кодекса.

Таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Таможенное декларирование в письменной форме допускается:

1) при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита;

2) в отношении товаров для личного пользования;

3) в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях;

4) в отношении транспортных средств международной перевозки;

5) при использовании в качестве таможенной декларации транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов, в том числе предусмотренных международными договорами государств-членов с третьей стороной, в соответствии с абзацем вторым пункта 6 статьи 105 настоящего Кодекса (пункт 4).

В зависимости от формы таможенного декларирования используется таможенная декларация в виде электронного документа (далее - электронная таможенная декларация) или таможенная декларация в виде документа на бумажном носителе (далее - таможенная декларация на бумажном носителе) (пункт 6).

Согласно ч. 1 ст. 105 ТК ЕАЭС при таможенном декларировании применяются следующие виды таможенной декларации:

1) декларация на товары;

2) транзитная декларация;

3) пассажирская таможенная декларация;

4) декларация на транспортное средство.

Согласно ч. 3 ст. 105 ТК ЕАЭС декларация на товары используется при помещении товаров под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, - при таможенном декларировании припасов.

Транзитная декларация используется при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита.

Пассажирская таможенная декларация используется при таможенном декларировании товаров для личного пользования, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, - при помещении товаров для личного пользования под таможенную процедуру таможенного транзита.

Декларация на транспортное средство используется при таможенном декларировании транспортных средств международной перевозки, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, - при таможенном декларировании припасов.

Формы таможенной декларации, структуры и форматы электронной таможенной декларации и электронных видов таможенной декларации на бумажном носителе и порядки их заполнения определяются Комиссией в зависимости от видов таможенной декларации, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, таможенных процедур, категорий товаров, лиц, их перемещающих через таможенную границу Союза (часть 5).

В качестве декларации на товары и транзитной декларации допускается использование транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов, в том числе предусмотренных международными договорами государств-членов с третьей стороной, содержащих сведения, необходимые для выпуска товаров, в случаях и порядке, определяемых настоящим Кодексом, международными договорами государств-членов с третьей стороной и (или) Комиссией и законодательством государств-членов в случаях, предусмотренных Комиссией (часть 6).

При использовании в качестве декларации на товары и транзитной декларации транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов, в том числе предусмотренных международными договорами государств-членов с третьей стороной, таможенное декларирование осуществляется в письменной форме, если иное не определено Комиссией и (или) законодательством государств-членов о таможенном регулировании.

Такой порядок установлен Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 263 "О порядке использования транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве декларации на товары" (вместе с "Инструкцией о порядке использования транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве декларации на товары").

Как с отражено в преамбуле Решения N 263, настоящая Инструкция о порядке использования транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве декларации на товары (далее - Инструкция) разработана в соответствии со статьей 105, пунктом 5 статьи 109 и пунктами 1 - 4 статьи 112 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - Кодекс) и определяет порядок использования транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве декларации на товары, а также порядок совершения таможенных операций, связанных с изменением (дополнением) сведений, заявленных в декларации на товары, в качестве которой использовались транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы, до выпуска товаров и особенности совершения таможенных операций, связанных с изменением (дополнением) таких сведений после выпуска товаров.

При таможенном декларировании товаров (далее - декларирование) с использованием в качестве декларации на товары (далее - ДТ) транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в случаях, определенных разделами II и III настоящей Инструкции, декларантом или таможенным представителем вместе с такими документами в таможенный орган предоставляется письменное заявление (далее - заявление) или перечень товаров (далее - перечень) в соответствии с настоящей Инструкцией.

Согласно п. 6 Раздела II Решения N 263 в качестве ДТ могут использоваться транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы с предоставлением заявления в отношении следующих товаров:

1) помещаемых под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления и экспорта при одновременном соблюдении следующих условий:

общая таможенная стоимость декларируемых товаров (для товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, - определенная с учетом пункта 2 статьи 136 Кодекса) не превышает суммы, эквивалентной 200 евро, а в случаях, предусмотренных законодательством государств - членов Евразийского экономического союза, - суммы, эквивалентной 1000 евро;

товары перемещаются одним и тем же лицом в счет исполнения обязательств по одному внешнеторговому договору (контракту), заключенному при совершении внешнеэкономической сделки или по односторонней внешнеэкономической сделке, или без совершения какой-либо сделки;

перевозка товаров осуществляется на одном транспортном средстве;

товары одновременно предъявлены одному таможенному органу.

Согласно п. 8 раздела II Решения заявление должно содержать следующие сведения:

1) наименование таможенного органа, которому декларируются товары;

2) сведения о декларанте (наименование и место нахождения; идентификационный номер налогоплательщика или идентификационный налоговый номер налогоплательщика (ИНН), или учетный номер плательщика (УНП), или учетный номер налогоплательщика (УНН), или бизнес-идентификационный номер (БИН) для организации (филиала и представительства) и индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность в виде совместного предпринимательства, либо индивидуальный идентификационный номер (ИИН) для физического лица, осуществляющего деятельность в виде личного предпринимательства; фамилия и инициалы, место жительства, если декларантом является физическое лицо, а также сведения о документе, подтверждающем личность лица, составившего заявление;

3) сведения об отправителе и получателе товаров, а также о стране назначения для вывозимых товаров (в случае их отсутствия в транспортных (перевозочных), коммерческих документах);

4) сведения о заявляемой таможенной процедуре;

5) сведения по каждому товару:

наименование, страна происхождения (в случае отсутствия таких сведений в транспортных (перевозочных), коммерческих документах);

количество товаров (в основной и дополнительной единицах измерения);

стоимость товаров и валюта, в которой определена стоимость товаров (в случае отсутствия таких сведений в коммерческих и (или) иных документах).

6) сведения о коде товара в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (за исключением случая декларирования товаров, общая таможенная стоимость которых не превышает суммы, эквивалентной 200 евро, если в отношении таких товаров не возникает обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин) и таможенной стоимости товара;

6.1) сведения о ставках и суммах подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, таможенных сборов, пеней, процентов и иные сведения, необходимые для исчисления таможенных пошлин, налогов специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, таможенных сборов, пеней, процентов;

7) сведения о предоставляемых документах.

Заявление подписывается лицом, его составившим, и заверяется печатью, если в соответствии с законодательством государства - члена Евразийского экономического союза лицо, составившее заявление, должно иметь печать (пункт 9 раздела II).

Подача заявления должна сопровождаться предоставлением:

документа, подтверждающего полномочия лица, подающего заявление;

транспортных (перевозочных) документов;

коммерческих документов (счет на оплату и (или) поставку товаров, счет-фактура, счет-проформа, инвойс и иные коммерческие документы);

разрешений, сертификатов и иных документов, выдаваемых уполномоченными органами государств - членов Евразийского экономического союза, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений, если их предоставление является условием помещения товаров под таможенную процедуру;

иных документов, которые используются (могут быть использованы) таможенным органом для принятия решения о выпуске товаров (пункт 10 Раздела II).

При принятии решения о выпуске товаров или об отказе в таком выпуске должностным лицом таможенного органа на экземплярах заявления проставляются соответствующие отметки, дата принятия решения, которые заверяются подписью и оттиском личной номерной печати (пункт 11 Раздела II).

Обстоятельство того, что Греков О.Ю. декларировал товар в порядке, определенном Разделом II Решения Комиссии ТС N 263, стороны подтверждают.

В то же время. согласно ч. 9 ст. 109 ТК ЕАЭС подача пассажирской таможенной декларации сопровождается представлением таможенному органу документов, подтверждающих заявленные в ней сведения.

Согласно ч. 4 ст. 256 ТК ЕАЭС отнесение товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, к товарам для личного пользования осуществляется таможенным органом исходя из:

1) заявления физического лица о перемещаемых через таможенную границу Союза товарах в устной форме или в письменной форме с использованием пассажирской таможенной декларации;

2) характера и количества товаров;

3) частоты пересечения физическим лицом таможенной границы Союза и (или) перемещения товаров через таможенную границу Союза этим физическим лицом или в его адрес.

Согласно ч. 6 ст. 256 ТК ЕАЭС независимо от критериев, указанных в пункте 4 настоящей статьи, к товарам для личного пользования не относятся следующие товары:

1) товары, в отношении которых физическим лицом осуществляется таможенное декларирование для помещения под таможенные процедуры, предусмотренные настоящим Кодексом, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, заявляемой в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 263 настоящего Кодекса.

Согласно ч. 3 ст. 260 ТК ЕАЭС таможенное декларирование товаров для личного пользования, в том числе помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита в соответствии со статьей 263 настоящего Кодекса, производится с использованием пассажирской таможенной декларации.

Сведения, подлежащие указанию в пассажирской таможенной декларации, определяются Комиссией при определении порядка заполнения такой таможенной декларации с учетом пункта 9 настоящей статьи.

Пассажирская таможенная декларация заполняется на русском языке, или на английском языке, или на государственном языке государства-члена, таможенному органу которого подана такая пассажирская таможенная декларация, а с разрешения таможенного органа - на другом иностранном языке, которым владеют должностные лица таможенного органа, которому будет подана такая таможенная декларация.

В случае если в качестве пассажирской таможенной декларации используются документы, предусмотренные актами Всемирного почтового союза и сопровождающие международные почтовые отправления, то такие документы заполняются на языках, определенных такими актами.

В качестве пассажирской таможенной декларации могут использоваться документы, содержащие сведения, необходимые для выпуска товаров для личного пользования, в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом, международными договорами в рамках Союза и (или) определяются Комиссией.

Согласно ч. 1 ст. 188 Федерального закона N 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации товаров для личного пользования физическими лицами осуществляются в соответствии с главой 37 Кодекса Союза, международными договорами Российской Федерации, решениями Комиссии Союза о перемещении через таможенную границу Союза товаров физическими лицами и настоящим Федеральным законом.

Согласно ч. 7 ст. 256 ТК ЕАЭС в отношении перемещаемых через таможенную границу Союза физическими лицами товаров, не отнесенных в соответствии с настоящей главой к товарам для личного пользования, положения настоящей главы не применяются. Такие товары подлежат перемещению через таможенную границу Союза в порядке и на условиях, которые установлены иными главами настоящего Кодекса.

Таким образом, исходя из содержания и правового смысла вышеуказанных норм действующего законодательства в их совокупности, следует, что порядок и условия декларирования товара для личного пользования, а также форма такого декларирования (вид декларации), отличаются от порядка иного декларирования и формы иных деклараций, декларирование перемещаемого через таможенную границу товара для личного пользования осуществляется декларантом исключительно путем подачи пассажирской таможенной декларации, при этом, сам декларант определяет вид декларирования товара путем подачи соответствующей декларации.

Тогда как из исследованных материалов дела следует, что Греков О.Ю. о перемещаемом товаре как о товаре для личного пользования не заявлял, пассажирскую таможенную декларацию не подавал, представил декларацию на товар в соответствии с Разделом II Решения Комиссии N 263, которая является иной, самостоятельной формой декларирования в соответствии с требованиями ст.ст.104-105 ТК ЕАЭС, не связанной с декларированием товара как товара для личного пользования, в связи с чем перемещаемый Грековым О.Ю. товар, не заявленный в декларации как товар для личного пользования, правильно был определен должностным лицом Кингисеппской таможни как товар, на который распространяются запреты, установленные Указом Президента N 100 и Постановлением Правительства РФ N 311.

Соответственно, правомерными являются и последующие действия должностного лица Кингисеппской таможни, в виде отказа в выпуске товара, поскольку Греков О.Ю. отказался предоставлять дополнительные документы на товар, предусмотренные Постановлением Правительства РФ N 311.

Оспариваемые требование о предоставлении документов и отказ в выпуске товара приняты должностным лицом в пределах предоставленных ему полномочий в соответствии с порядком, установленным для принятия указанных решений.

Доводы истца о том, что Решение Комиссии ТС N 263, в соответствии с которым он декларировал товар, распространяет свое действие и при декларировании товаров для личного пользования, отклоняются судом, поскольку как следует из нормативных положений указанного документа, его действие распространяется исключительно на порядок декларирования при подаче декларации на товар, указание на то, что он распространяет свое действие на декларирование товара для личного пользования, в Решении отсутствует, при этом, как следует из преамбулы указанного нормативного документа, настоящая Инструкция о порядке использования транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве декларации на товары (далее - Инструкция) разработана в соответствии со статьей 105, пунктом 5 статьи 109 и пунктами 1 - 4 статьи 112 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - Кодекс) и определяет порядок использования транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве декларации на товары, тогда как при декларировании товара как товара для личного пользования подается пассажирская таможенная декларация, при этом, в силу требований ст. ст. 104-105 ТК ЕАЭС, пассажирская таможенная декларация и декларация на товары – это самостоятельные виды деклараций.

Отклоняются судом и доводы истца, изложенные в исковом заявлении о том, что Постановление Правительства РФ N 311 необходимо применять в контексте требований статьи 2 ТК ЕАЭС, поскольку статья 2 ТК ЕАЭС, определяя транспортные средства как товар, предназначенный для личного пользования, также определяет, что данная категория товаров характеризуется товаром для личного пользования в случае, если этот товар принадлежит на праве владения физическому лицу, перемещающему эти транспортные средства через таможенную границу Союза в личных целях, что предопределяет в соответствии с требованиями ч. 4 ст. 256 ТК ЕАЭС обязанность декларанта заявить о товаре, предназначенном для личного пользования, путем подачи пассажирской таможенной декларации, тогда как Греков О.Ю. при обстоятельствах настоящего спора о спорном товаре как о товаре для личного пользования декларативно не заявил, задекларировав товар иным способом – путем подачи декларации на товар.

Кроме того, суд отмечает, что в соответствии с требованиями статьи 227 КАС РФ для вывода о признании незаконным соответствующего действия (бездействия) или решения необходима обязательная совокупность двух условий: несоответствие его действующему законодательству и установленный факт нарушения оспариваемым действием (бездействием), решением прав и законных интересов истца.

При обстоятельствах настоящего спора суд приходит к выводу о том, что вынесение должностным лицом таможни оспариваемого требования о предоставлении дополнительных документов и последующий отказ в выпуске товара не привели к нарушению прав и законных интересов истца: оспариваемые действия (решения) привели бы к нарушению прав и законных интересов истца в случае, если бы истец при подаче декларации о товаре изначально заявил бы о перемещаемом товаре как о товаре для личного пользования, поскольку в соответствии с действующим законодательством именно декларант при декларировании товара определяет форму декларирования, Греков О.Ю. при декларировании товара заявил декларацию на товар.

Таким образом, судом не установлена необходимая совокупность условий, необходимых для признания оспариваемого требовании и действий Кингисеппской таможни незаконными, в связи с чем у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 8, 62, 84, 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административного иска Грекова Олега Юрьевича к Кингисеппской таможне, главному государственному инспектору Ямбургского ТП Кингисеппской таможни Яблонскому Михаилу Евгеньевичу, должностному лицу Кингисеппской таможни Прус Марине Викторовне о признании незаконным и отмене отказа в выпуске товара, о признании незаконным требования и обязании совершить дальнейшие таможенные операции, отказать.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Кингисеппский городской суд Ленинградской области.

Судья

Решение суда в окончательной форме принято 08 июля 2022 года.