Дело № 2а-797/2020 (50RS0050-01-2020-001151-85)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 июня 2020 г. г. Шатура Московской области
Шатурский городской суд Московской области в составе:
председательствующего – судьи Жигаревой Е.А.,
при секретаре Усуровой С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании решения о приостановлении государственной регистрации прекращения права общей долевой собственности на жилой дом незаконным, возложении обязанности произвести государственную регистрацию и снятие объекта недвижимости с кадастрового учета,
установил:
Шульце О.В. обратилась в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании решения о приостановлении государственной регистрации прекращения права общей долевой собственности на жилой дом незаконным, возложении обязанности произвести государственную регистрацию и снятие объекта недвижимости с кадастрового учета.
В обоснование заявленных требований указала, что решением Шатурского городского суда Московской области от 15 августа 2019 г. прекращено право общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, в связи с его гибелью. 03 марта 2020 г. в Росреестр подано заявление, в котором на основании решения суда Шульце О.В. в лице своего представителя просила произвести государственную регистрацию прекращения права общей долевой собственности на жилой дом, а также снять указанный объект недвижимости с кадастрового учета. Решением административного ответчика от 10 марта 2020 г. приостановлена государственная регистрация прекращения права общей долевой собственности на жилой дом и снятие указанного объекта с кадастрового учета по причине отсутствия акта обследования, составляемого кадастровым инженером. Считает указанное решение незаконным, поскольку факт гибели жилого дома установлен вступившим в законную силу решением суда, в связи с чем, просит обязать Управление Росреестра по Московской области произвести государственную регистрацию прекращения права собственности и снятие объекта недвижимости с кадастрового учета.
В судебное заседание административный истец Шульце О.В. не явилась, о времени и месте судебного слушания извещена надлежащим образом.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного слушания извещен надлежащим образом. В представленном письменном возражении просил в удовлетворении требований отказать.
Исследовав представленные доказательства, оценив их в совокупности по правилам ст. ст. 59, 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Решением Шатурского городского суда Московской области от 15 августа 2019 г. прекращено право общей долевой собственности, в том числе, Шульце О.В. на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. Данное решение являлось основанием для внесения Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в единый государственный реестр недвижимости сведений о прекращении права собственности на объект недвижимости.
Данное решение суда мотивировано тем, что факт отсутствия жилого дома, как объекта недвижимого имущества, подтверждается информацией главы администрации городского округа Шатура Московской области от 08 февраля 2019 г. и фототаблицей.
03 марта 2020 г. административный истец в лице своего представителя по доверенности обратилась к административному ответчику с заявлениями о государственной регистрации прекращения права и снятии с кадастрового учета указанного объекта недвижимости.
Судом установлено, что в качестве основания для проведения государственного кадастрового учета и прекращения права собственности в реестровые дела Шульце О.В. в лице представителя в Управление Росреестра по Московской области было представлено решение Шатурского городского суда Московской области от 15 августа 2019 г., что удостоверяется описью документов, принятых для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:
1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;
2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;
3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
4) свидетельства о праве на наследство;
5) вступившие в законную силу судебные акты;
6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории);
7.1) утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости;
9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе (ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ).
Круг лиц, по заявлению которых осуществляются государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав, определен ст. 15 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости».
В силу положений п. 5 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (п. 3 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ).
Уведомлением от 10 марта 2020 г. Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области проинформировало заявителя о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в связи с отсутствием в представленных материалах технического плана, составленного кадастровым инженером.
В силу ст. 23 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ акт обследования представляет собой документ, в котором кадастровый инженер в результате осмотра места нахождения здания, сооружения, помещения, машино-места или объекта незавершенного строительства с учетом имеющихся сведений Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости, а также иных предусмотренных требованиями к подготовке акта обследования документов подтверждает прекращение существования здания, сооружения или объекта незавершенного строительства в связи с гибелью или уничтожением такого объекта недвижимости либо прекращение существования помещения, машино-места в связи с гибелью или уничтожением здания или сооружения, в которых они были расположены, гибелью или уничтожением части здания или сооружения, в пределах которой такое помещение или такое машино-место было расположено.
Приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд (ч. 12 ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ).
Оценив представленные доказательства по правилам ст. ст. 59, 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу об удовлетворении требований в части признания незаконным решения о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, как нарушающее права и законные интересы Шульце О.В., поскольку представленное в орган регистрации прав решение суда вступило в законную силу и содержит все необходимые сведения для проведения учетно-регистрационных действий.
В соответствии с ч. 2 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Учитывая, что осуществление государственного кадастрового учета и регистрации прав в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ относится исключительно к компетенции органа регистрации прав, снятие с кадастрового учета и исключение сведений из кадастра недвижимости, а также погашение записи о праве собственности в сведениях единого государственного реестра прав, предусмотренные решением суда, могут быть произведены только данным органом.
Кроме того, основаниями для проведения учетно-регистрационных действий также являются судебные акты о признании прав, установлении юридических фактов в отношении недвижимого имущества, при этом для проведения учетно-регистрационных действий не требуется указание в судебном акте об обязанности органа регистрации прав осуществить необходимые действия.
Сведения о прекращении существования объекта недвижимости и дата снятия с государственного кадастрового учета на основании пункта 7 части 4 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ отнесены к основным сведениям об объекте недвижимого имущества, подлежащим внесению в кадастр недвижимости.
Таким образом, наличие в ЕГРН сведений об объекте, не являющимся недвижимым имуществом, приводит к недостоверности сведений реестра, что противоречит п. 2 ст. 1 Федерального закона № 218-ФЗ. Продолжение существования в ЕГРН записи о жилом доме, гибель которого подтверждена решением суда, ведет к противоречию со вступившим в законную силу и исполненным судебным актом и способствует нахождению в публичном реестре недостоверных сведений относительно существования такого объекта недвижимого имущества.
При этом, согласно ч. 5 ст. 21 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 данного Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с указанным Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Истребование дополнительных документов, не предусмотренных Законом о регистрации и иными нормативными актами в сфере государственной регистрации прав, выходит за рамки полномочий, предоставленных Управлению Росреестра по Московской области.
19 октября 2019 г., как следует из возражений административного ответчика, в соответствии с указанным судебным актом право общей долевой собственности Шульце О.В. прекращено (регистрационный номер прекращения №). Однако, доказательств этому материалы дела не содержат. В уведомлении о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 10 марта 2020 г. данные сведения также отсутствуют.
Обращаясь в суд с настоящими административными требованиями, Шульце О.В. просила возложить на административного ответчика обязанность произвести регистрацию прекращения права общей долевой собственности и снятие объекта недвижимости с кадастрового учета.
Вместе с тем, при выборе способа устранения допущенного нарушения прав административного истца, исходя из положений ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд не находит оснований к возложению обязанности совершить конкретные действия, которые указаны Шульце О.В. в административном исковом заявлении.
В связи с чем, суд считает необходимым возложить на административного ответчика обязанность повторно рассмотреть заявление административного истца.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, выраженное в уведомлении, о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 10 марта 2020 г.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области устранить допущенные нарушения в полном объеме путем рассмотрения заявлений ФИО1 от 03 марта 2020 г. о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав.
В удовлетворении требований в части возложения обязанности по регистрации прекращения права общей долевой собственности и снятии объекта недвижимости с кадастрового учета отказать.
Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области сообщить об исполнении решения по административному делу в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Шатурский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Е.А. Жигарева
Мотивированное решение составлено 29.06.2020
Председательствующий Е.А. Жигарева