Дело № 2а-797/2021 (УИД 69RS0040-02-2021-002975-66)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 сентября 2021 года г. Тверь
Центральный районный суд г. Твери в составе
председательствующего судьи Райской И.Ю.
при секретаре Соколовском А.Д.,
с участием: представителя административного истца и заинтересованного лица Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации г. Твери ФИО1,
представителя административного ответчика ФИО2,
представителя заинтересованного лица Тверской городской думы ФИО3,
представителя заинтересованного лица АО «Почта России» ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Твери административное дело по административному исковому заявлению администрации города Твери к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области о признании недействительным Распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области от 19 марта 2021 года № 69-85-р «О безвозмездной передаче имущества, составляющего казну Российской Федерации, в собственность муниципального образования город Тверь Тверской области», и возложении обязанности по его отмене,
у с т а н о в и л:
Администрация города Твери в лице представителя по доверенности ФИО1 обратилась в суд с административным иском, в котором просит признать недействительным Распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области от 19 марта 2021 года № 69-85-р «О безвозмездной передаче имущества, составляющего казну Российской Федерации, в собственность муниципального образования город Тверь Тверской области»; обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области в течение трех рабочих дней со дня вступления в силу решения суда по настоящему делу отменить распоряжение от 19 марта 2021 года № 69-85-р «О безвозмездной передаче имущества, составляющего казну Российской Федерации, в собственность муниципального образования город Тверь Тверской области».
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что в соответствии с ч. 11 ст. 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в случае: если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; если указанное имущество используется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии со ст. 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской. Федерации» и ст. 50 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Указанные законоположения предполагают необходимость волеизъявления органа местного самоуправления на передачу имущества из федеральной собственности в муниципальную, что требует согласованных действий между органами местного самоуправления и органами государственной власти РФ. Согласование позиций органов должно осуществляться с учетом финансово-экономических интересов муниципального образования и его фактической заинтересованности в передаваемом объекте для решения вопросов местного значения, включая возможность финансовой поддержки местного бюджета в случае недостаточности в нем средств на содержание передаваемого имущества. Соответственно данные нормы не могут рассматриваться как позволяющие – в нарушение конституционных прав местного самоуправления и гарантий муниципальной собственности – принимать решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную в одностороннем порядке, игнорируя волеизъявление органов местного самоуправления и объективную необходимость такой передачи для осуществления местным самоуправлением своих полномочий (Определение Конституционного Суда Российской Федерации № 828-0-П от 04 декабря 2007 года). Положения о волеизъявлении сторон и договоренности в случаях передачи имущества следуют также из Постановления Конституционного Суда РФ от 30 июня 2006 года № 8-П и должны быть положены в основу при применении п. 11 ст. 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ. Таким образом, волеизъявление органа местного самоуправления на передачу в муниципальную собственность федерального имущества является необходимым условием передачи. В соответствии с Положением о порядке приобретения объектов в муниципальную собственность и передачи объектов из муниципальной собственности, утвержденного решением Тверской городской Думы № 2 от 15 января 2004 года, волеизъявление на прием в муниципальную собственность федерального имущества оформляется соответствующим решением Тверской городской Думы, при соблюдении необходимых условий, указанных в данном решении. Порядок приобретения объектов в муниципальную собственность и передачи объектов из муниципальной собственности утвержден решением Тверской городской Думы от 15 января 2004 года № 2 (далее - Порядок). Волеизъявление органов местного самоуправления города Твери на прием в муниципальную собственность имущества оформляется решением Тверской городской Думы и издаваемым на основании решения постановлением администрации города Твери о приеме объекта в муниципальную собственность (п. 4.2 Порядка). В силу пункта 1.6. Порядка не допускаются к приему в муниципальную собственность: многоквартирные дома, а также жилые дома, использовавшиеся ранее в качестве общежитий, в которых имеется более одного собственника; объекты жилищного фонда, находящиеся в аварийном состоянии или имеющие предельный износ конструкций, подлежащие сносу по плану застройки города; объекты жилищного фонда, расположенные в санитарно-защитной зоне промышленных предприятий. Администрации города Твери стало известно о принятии Распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области от 19 марта 2021 года № 69-85-р в отношении недвижимого имущества, расположенного на территории города Твери. Распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области от 19 марта 2021 года № 69-85-р принято, в том числе, в отношении жилых помещений, в которых проживают граждане на условиях договора социального найма, находящихся в многоквартирном жилом доме. При этом финансовых средств муниципальному образованию город Тверь, на содержание данного имущества Территориальным управлением Росимущества Тверской области не передано. Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац двенадцатый ч. 1 ст. 2, п. 6 ч. 1 ст. 14, п. 6 ч. 1 ст. 16); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения (п. 1 ч. 1 ст. 50), в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда. Аналогичные положения закреплены и в ч. 1 ст. 14 и п. 3 ч. 2 ст. 19 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют также полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям. В жилых помещениях, в отношении которых Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области принято оспариваемое распоряжение, проживают граждане, в связи с чем, они не могут быть использованы для решения предусмотренных Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросов местного значения, а, именно, для предоставления малоимущим гражданам, нуждающимся в жилых помещениях, по договору социального найма. В силу ст. 94 ЖК РФ жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения. Таким образом, подобное недвижимое имущество не может быть использовано Администрацией города Твери для выполнения своих полномочий. Статья 19 Жилищного кодекса Российской Федерации допускает нахождение жилищного фонда в собственности Российской Федерации. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 07 декабря 2006 года № 542-О и от 04 декабря 2007 года № 828-О-П, положения ч. 11 ст. 154 ФЗ № 122, устанавливающие порядок безвозмездной передачи имущества, предполагают соблюдение определенной процедуры, которая проводится в результате согласованных действий сторон с учетом волеизъявления органа местного самоуправления. Данная процедура в рассматриваемом случае нарушена, волеизъявление органов местного самоуправления на прием в муниципальную собственность города Твери недвижимого имущества по адресу: <...>, не получено, равно как и нарушена процедура принятия в муниципальную собственность города Твери недвижимого имущества, установленная Порядком. Документы, подтверждающие фактическое использование указанного имущества муниципальным образованием город Тверь отсутствуют, документы, подтверждающие согласие на передачу имущества государственного предприятия, на праве хозяйственного ведения за которым закреплено имущество – отсутствуют (нарушены положения Постановления Правительства РФ от 13 июня 2006 года № 374). Аналогичным образом Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области уже пыталось передать недвижимое имущество в собственность города Твери, минуя его волеизъявление, соответствующие распорядительные акты в 2007 году уже признавались недействительными, как противоречащие нормам федерального закона (решение Арбитражного суда Тверской области от 26 октября 2007 года № А66- 5621/2007). Между тем, в нарушение прав муниципального образования город Тверь, в нарушение вышеназванных норм федерального закона и муниципальных нормативных правовых актов Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области, в нарушение постановленного судебного акта – решения Арбитражного суда Тверской области, вновь принято распоряжение, аналогичное обжалованному. В связи с чем, административный истец обратился в суд с вышеуказанными требованиями.
Определениями Центрального районного суда г. Твери от 30 апреля 2021 года, от 28 мая 2021 года, от 21 июня 2021 года, от 12 июля 2021 года, от 04 августа 2021 года, от 26 августа 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери, Главное управление по охране объектов культурного наследия Тверской области, Тверская городская Дума, ФИО5, ФИО6, ФИО7, Управление Росреестра по Тверской области, АО «Почта России», ФГБУ «ФКП Росреестра по Тверской области».
В судебном заседании представитель административного истца и заинтересованного лица Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери ФИО1, действующая на основании доверенности, поддержала заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
В судебном заседании представитель административного ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области ФИО2, действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения заявленных административным истцом требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях, приобщённым к материалам дела (л.д. 52-56, 101-102).
В судебном заседании представитель заинтересованного лица Тверской городской думы ФИО3, действующий на основании доверенности, полагал заявленные административным истцом требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица АО «Почта России» ФИО4, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявленных административным истцом требований, ссылаясь на отсутствие законных оснований.
В судебное заседание заинтересованные лица Главное управление по охране объектов культурного наследия Тверской области, ФИО5, ФИО6, ФИО7, Управление Росреестра по Тверской области, ФГБУ «ФКП Росреестра по Тверской области», извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела не явились, причин неявки суду не сообщили, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали, отзыв на иск суду не представили.
В связи с изложенным, руководствуясь положениями п. 6 ст. 226 КАС РФ, судом определено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся заинтересованных лиц.
Выслушав представителей административного истца, административного ответчика и заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям.
Частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации установлено право каждого обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.
Из положений статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также вправе обратиться в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Из буквального толкования указанных норм права следует, что защите подлежит нарушенное право гражданина или юридического лица.
Порядок реализации права обжалования решений, действий (бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления и их должностных лиц предусмотрен главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В силу положений части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Из частей 9 и 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что по делам об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, юридически значимыми обстоятельствами, подлежащими доказыванию административным истцом, являются нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление, и соблюдение им сроков обращения в суд.
Соблюдение требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен, основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, подлежащие установлению судом, доказываются административным ответчиком.
Из представленных в материалы дела документов следует, что оспариваемое распоряжение принято 19 марта 2021 года.
Административное исковое заявление Администрации города Твери поступило в суд 05 апреля 2021 года, т.е. в пределах предусмотренного действующим законодательством трёхмесячного срока.
По смыслу части 1 статьи 218 и части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении в связи с этим прав административного истца.
Как установлено в ходе рассмотрения дела, 19 марта 2021 года Территориальным управлением Росимущества в Тверской области принято Распоряжение № 69-85-р «О безвозмездной передаче имущества, составляющего казну Российской Федерации, в собственность муниципального образования город Тверь Тверской области» (л.д. 35-38).
Из текста данного распоряжения следует, что оно принято в соответствии с частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июня 2008 года № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом», Положением о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Тверской области, утвержденным приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29 сентября 2009 года № 282, во исполнение поручения Росимущества от 02 ноября 2020 года № ЕГ-07/34703.
Данным распоряжением утверждён перечень имущества, передаваемого в собственность муниципального образования город Тверь Тверской области; передано в собственность муниципального образования город Тверь Тверской области имущество, составляющее казну Российской Федерации, согласно приложению к распоряжению; Территориальному управлению Росимущества в Тверской области поручено в трехдневный срок со дня издания распоряжения направить передаточный акт в Муниципальное образование город Тверь Тверской области для подписания; Муниципальному образованию город Тверь Тверской области поручено представить на утверждение в Территориальное управление подписанный акт приема-передачи в течение трёх недель с момента получения распоряжения.
Согласно пункту 5 оспариваемого Распоряжения в случае, если в установленный абзацами 24-26 части 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ и распоряжением срок акт приема-передачи не подписан и не представлен муниципальным образованием город Тверь Тверской области в Территориальное управление, акт приема-передачи утверждается Территориальным управлением в одностороннем порядке.
Настоящее распоряжение в силу пункта 6 является основанием для возникновения права собственности на передаваемое имущество, указанное в приложении к настоящему распоряжению. Право собственности муниципального образования город Тверь Тверской области возникает с момента утверждения акта приема-передачи.
Согласно пункту 7 распоряжения, право муниципальной собственности на передаваемое имущество, указанное в приложении к настоящему распоряжению, подлежит государственной регистрации в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Территориальному управлению поручено в течение 15 дней с момента предоставления выписки из ЕГРН подготовить акт приёма-передачи на имущество по форме ОКУД 0504101 и направить муниципальному образованию город Тверь Тверской области для подписания. Подписанный экземпляр акта приема-передачи вернуть в Территориальное управление. Территориальному управлению поручено внести соответствующие изменения в реестр федерального имущества.
В Приложении к оспариваемому Распоряжению указан перечень имущества, составляющего казну Российской Федерации, передаваемого в собственность муниципального образования город Тверь Тверской области.
В указанный перечень включены: жилой дом (общая долевая собственность, <данные изъяты>), кадастровый №, общая площадь 60,7 кв.м по адресу: Тверь, <адрес>а; индивидуальный жилой дом (общая долевая собственность, <данные изъяты>), кадастровый №, общая площадь 86,0 кв.м по адресу: <адрес>; общежитие, кадастровый №, общая площадь 888,6 кв.м по адресу: <адрес>; помещение, кадастровый номер: №, общая площадь 1477,5 кв.м. по адресу: <адрес>.
Согласно представленным в материалы дела выпискам из ЕГРН, объекты недвижимого имущества жилой дом (общая долевая собственность, <данные изъяты>), кадастровый №, общая площадь 60,7 кв.м по адресу: <адрес> индивидуальный жилой дом (общая долевая собственность, <данные изъяты>), кадастровый №, общая площадь 86,0 кв.м по адресу: <адрес>, кадастровый №, общая площадь 888,6 кв.м по адресу: <адрес>; помещение, кадастровый №, общая площадь 1477,5 кв.м. по адресу: <адрес>, зарегистрированы на праве собственности за Российской Федерацией.
Сведений о возникновении прав иных лиц на вышеуказанное недвижимое имущество в размере зарегистрированных прав собственности за Российской Федерацией, в материалах дела не имеется.
Оспариваемое распоряжение для исполнения и акты приёма-передачи имущества направлены административным ответчиком Главе города Твери и поступили в Администрацию города Твери 06 апреля 2021 года.
Глава города Твери письмом от 06 апреля 2021 года № 01/1698-и вернул руководителю Территориального управления Росимущества в Тверской области без подписания акт приёма-передачи недвижимого имущества, составляющего казну Российской Федерации в отношении вышеуказанного недвижимого имущества.
В обоснование возврата акта указано, что передаваемые объекты не могут быть использованы для решения предусмотренных Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросов местного значения. Решение о намерении принять объекты недвижимого имущества в муниципальную собственность города Твери уполномоченным органом – Тверской городской Думой не принималось, следовательно, распоряжение Территориального управления Росимущества в Тверской области от 19 марта 2021 года издано без учета мнения уполномоченного органа местного самоуправления в нарушение положений Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ.
Согласно Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
Пунктом 1 Приложения № 3 к указанному Постановлению к муниципальной собственности отнесены объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов, включая жилищный фонд.
Порядок безвозмездной передачи имущества в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления установлен частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В силу указанного порядка находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в случае, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
В целях реализации порядка передачи имущества федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации, принимается решение о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность.
Указанные в настоящей части решения являются основаниями возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни.
Перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных в настоящей части решений в соответствии с передаточным актом. В передаточном акте указываются наименования и места нахождения передаваемых государственных и муниципальных унитарных предприятий и государственных и муниципальных учреждений.
Подписанный уполномоченным лицом органа государственной власти, осуществляющего передачу имущества, или уполномоченным лицом органа местного самоуправления, осуществляющего передачу имущества, передаточный акт направляется в трехдневный срок после принятия указанных в настоящей части решений органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим принятие имущества, заказным письмом с описью вложения.
Передаточный акт должен быть подписан уполномоченным лицом органа государственной власти, осуществляющего принятие имущества, или уполномоченным лицом органа местного самоуправления, осуществляющего принятие имущества, и представлен органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим передачу имущества, в трехнедельный срок.
Подписанный передаточный акт в недельный срок с даты поступления органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим передачу имущества, представляется им уполномоченным органам государственной власти и органам местного самоуправления для утверждения и внесения изменений в реестр государственного имущества и реестр муниципального имущества.
В случае, если в установленный срок передаточный акт не подписан и (или) не представлен органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим передачу имущества, передаточный акт утверждается уполномоченным органом в одностороннем порядке.
Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование, в собственность которых передано имущество, несут бремя его содержания с даты возникновения права собственности.
Пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июня 2008 года № 432, предусмотрено, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом.
В силу пункта 4 Положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Пунктом 5.13 Положения предусмотрено, что право принятия решения о передаче имущества в муниципальную собственность предоставлено собственнику, то есть Российской Федерации в лице Территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом.
Перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июня 2006 года № 374 «О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации».
Пунктом 1 указанного Постановления установлено, что для принятия решения о передаче имущества, кроме имущества, указанного в пункте 1.1 настоящего постановления, из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность необходимо представить следующие документы: а) выписка из реестра федерального имущества, содержащая сведения о предлагаемом к передаче имуществе; б) выписка из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости в отношении предлагаемого к передаче недвижимого имущества (в том числе в отношении земельных участков в случае, если они предлагаются к передаче как самостоятельные объекты), выданная не ранее чем за один месяц до ее направления в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом; в) копии правоустанавливающих документов, подтверждающих, что предлагаемое к передаче имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральному государственному унитарному предприятию, федеральному государственному учреждению соответственно (представляются в случае отсутствия сведений о зарегистрированных правах в Едином государственном реестре недвижимости); г) документы, подтверждающие право собственности Российской Федерации на предлагаемые к передаче земельные участки, если они предлагаются к передаче как самостоятельные объекты (представляются в случае отсутствия сведений о зарегистрированных правах в Едином государственном реестре недвижимости); д) согласие (письмо) федерального государственного унитарного предприятия, федерального государственного учреждения на передачу имущества, принадлежащего им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления соответственно, с подтверждением полномочий лица, давшего такое согласие (подписавшего такое письмо); е) заверенная в установленном порядке копия устава федерального государственного унитарного предприятия, федерального государственного учреждения, предлагаемых к передаче, либо имущество которых, принадлежащее им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления соответственно, предлагается к передаче; ж) выписка из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении федерального государственного унитарного предприятия, федерального государственного учреждения, предлагаемых к передаче, либо имущество которых, принадлежащее им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления соответственно, предлагается к передаче; к) документы, подтверждающие наименование муниципального образования, в собственность которого предлагается осуществить передачу имущества; л) документы, подтверждающие фактическое использование предлагаемого к передаче имущества, - в случае, если указанное имущество используется органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями в целях, необходимых для осуществления их полномочий и обеспечения их деятельности согласно соответствующим федеральным законам; м) согласие (письмо) федерального органа исполнительной власти, к ведению которого отнесено федеральное государственное унитарное предприятие, федеральное государственное учреждение, предлагаемые к передаче, либо имущество которых, принадлежащее им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления соответственно, предлагается к передаче, на передачу имущества.
Таким образом, документы, подтверждающие фактическое использование предлагаемого к передаче имущества, представляются только в случае, если указанное имущество фактически используется органами местного самоуправления в целях, необходимых для осуществления их полномочий и обеспечения их деятельности.
Содержание муниципального жилищного фонда отнесено к вопросам местного значения городского округа в силу пункта 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В соответствии с частью 1 статьи 50 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения.
Доводы административного истца о том, что при принятии оспариваемого распоряжения в одностороннем порядке не учтено отсутствие волеизъявления муниципального образования на приём указанного в распоряжении имущества в муниципальную собственность судом во внимание не принимаются ввиду обязательности передачи данного имущества из федеральной собственности и приему его в собственность муниципального образования.
Определениями Конституционного Суда Российской Федерации от 07 декабря 2006 года № 524-О, от 04 декабря 2007 года № 828-О-П разъяснен конституционно-правовой смысл части 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ и указано, что для передачи имущества в муниципальную собственность необходимо учитывать волеизъявление органов местного самоуправления и объективную необходимость такой передачи для осуществления местным самоуправлением своих полномочий.
В Определении от 07 февраля 2012 года № 234-О-Р «Об отказе в принятии к рассмотрению ходатайства Совета народных депутатов Кемеровской области о разъяснении Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 04 декабря 2007 года № 828-О-П» Конституционный Суд РФ указал, что суды в каждом конкретном деле на основе исследования всего комплекса фактических обстоятельств самостоятельно решают вопросы о том, было ли учтено в процессе передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную волеизъявление соответствующего органа местного самоуправления, а если орган местного самоуправления по каким-то причинам отказался от согласования передачи имущества, то не является ли это его решение произвольным.
Исходя из статуса указанного в оспариваемом распоряжении имущества, находящегося на территории города Твери, оно подлежало передаче соответствующему муниципальному образованию, которое обязано было его принять.
Передача указанного имущества в муниципальную собственность имела объективную необходимость для осуществления органом местного самоуправления своих полномочий для решения вопросов местного значения, поскольку оно не относится ни к одной из указанных в части 11 статьи 154 Федерального закона № 122-ФЗ категорий имущества, которые могут находиться в собственности Российской Федерации (имущество, необходимое для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в рамках их компетенции, для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации, обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти, федеральных государственных учреждений).
В связи с изложенным, учитывая, что указанное в оспариваемом распоряжении имущество подлежит передаче в муниципальную собственность, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого распоряжения недействительным.
Доводы административного истца о несоблюдении процедуры, предусмотренной Положением о порядке приобретения объектов в муниципальную собственность и передачи объектов из муниципальной собственности, утверждённым решением Тверской городской Думы от 15 января 2004 года № 2, безусловным основанием для признания незаконным и недействительным оспариваемого распоряжения не является, поскольку передаваемое недвижимое имущество не относится к объектам, приём которых в муниципальную собственность в силу пункта 1.6 указанного Положения не допускается.
Жилищный фонд в силу норм действующего законодательства о разграничении государственной собственности в Российской Федерации подлежит передаче в муниципальную собственность.
При этом в силу пунктов 3.2, 3.3 Положения, именно Администрация города Твери или уполномоченное ею структурное подразделение администрации города Твери обеспечивает предоставление документов, необходимых для государственной регистрации перехода прав на принятое (переданное) имущество в органе, осуществляющем государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав, в установленном законом порядке.
Организацию приема передаваемых объектов также обеспечивают подразделения администрации города в порядке, установленном соответствующими актами администрации города Твери.
Доводы административного иска о том, что доли в праве на жилые помещения, указанные в обжалуемом распоряжении, не могут быть использованы для решения предусмотренных Федеральным законом от 06 октября 2003 года №131-ФЗ вопросов местного значения, о незаконности оспариваемого акта также не свидетельствуют.
В силу ч.1 ст.19 ЖК РФ жилищным фондом является совокупность жилых помещений.
Статьёй 16 ЖК РФ к жилому помещению отнесён как жилой дом, так и часть жилого дома, которым признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании (части 1 и 2).
Ограничений на принятие в собственность муниципального образования жилого дома в размере доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение не предусмотрено.
Кроме того, участник долевой собственности, обладая полномочиями по распоряжению данным имуществом, предусмотренными п.2 ст.246 ГК РФ, имеет также право и на выдел своей доли из общего имущества в силу положений п.2 ст.252 ГК РФ.
Достаточных доказательств, подтверждающих отсутствие по указанным в обжалуемом распоряжении адресам объектов жилищного фонда, либо их нахождение в состоянии, не позволяющем использовать их по прямому функциональному назначению для решения вопросов местного значения, в материалы дела не представлено.
Таким образом, оспариваемое распоряжение вынесено уполномоченным органом, в пределах его компетенции в соответствии с требованиями действующего законодательства, в связи с чем, оно не может быть признано нарушающим права административного истца.
Поскольку необходимой, предусмотренной частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации совокупности условий для признания незаконным оспариваемого распоряжения не установлено, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных административных исковых требований.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 89 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации меры предварительной защиты по административному иску могут быть отменены судом по своей инициативе либо по заявлению лиц, участвующих в деле. В случае отказа в удовлетворении административного иска принятые меры предварительной защиты по нему сохраняются до вступления в законную силу решения суда. Однако суд одновременно с принятием такого решения или после этого может вынести определение об отмене мер предварительной защиты по административному иску. В случае удовлетворения административного иска принятые меры предварительной защиты сохраняются до исполнения решения суда.
Как следует из материалов дела, в ходе рассмотрения дела определением судьи Центрального районного суда города Твери от 09 апреля 2021 года до вступления в законную силу решения суда по настоящему делу были приняты меры предварительной защиты, в виде запрета Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области осуществлять государственную регистрацию перехода права собственности в отношении следующего имущества указанного в Распоряжении Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области от 19 марта 2021 года № 69-98-р:
- жилой дом (общая долевая собственность, <данные изъяты>), кадастровый №, общая площадь 60,7 кв.м по адресу: <адрес>;
- индивидуальный жилой дом (общая долевая собственность, <данные изъяты>), кадастровый №, общая площадь 86,0 кв.м по адресу: <адрес>;
- общежитие, кадастровый №, общая площадь 888,6 кв.м по адресу: <адрес>
- помещение, кадастровый №, общая площадь 1477,5 кв.м по адресу: <адрес>
Таким образом, поскольку в удовлетворении заявленных административным истцом требований отказано, суд приходит к выводу о том, что после вступления в законную силу решения необходимость в сохранении мер по обеспечению иска отпадет, в связи с чем, они подлежат отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьями ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования администрации города Твери к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области о признании недействительным Распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области от 19 марта 2021 года № 69-85-р «О безвозмездной передаче имущества, составляющего казну Российской Федерации, в собственность муниципального образования город Тверь Тверской области», и возложении обязанности по его отмене – оставить без удовлетворения.
Принятые определением судьи от 09 апреля 2021 года меры предварительной защиты в виде запрета Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области осуществлять государственную регистрацию права муниципальной собственности на основании оспариваемого распоряжения в отношении имущества, указанного в Распоряжении Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области от 19 марта 2021 года №69-85-р, - сохранить до вступления в законную силу решения суда, впоследствии – отменить.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд с подачей жалобы через Центральный районный суд города Твери в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий И.Ю. Райская
Решение изготовлено в окончательной форме 06 октября 2021 года.
Председательствующий И.Ю. Райская
Дело № 2а-797/2021 (УИД 69RS0040-02-2021-002975-66)