55RS0026-01-2022-000263-48
Дело № 2а-797/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Омский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Степановой Е.В., с участием старшего помощника прокурора Омского района Омской области Стороженко В.Ю., при секретаре судебного заседания Тихонове Д.С., помощнике судьи Чуевой А.О., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Омске 5 июля 2022 года дело по административному исковому заявлению Мельниковой Т.Н. к администрации Красноярского сельского поселения Омского муниципального района Омской области о признании решения об отказе в предоставлении земельного участка в собственность незаконным, о возложении обязанности предоставить земельный участок в собственность,
УСТАНОВЛЕНО:
Административный истец Мельникова Т.Н. обратилась в Омский районный суд Омской области с административным иском к Администрации Красноярского сельского поселения Омского муниципального района Омской области (далее – администрация, административный ответчик) с вышеназванными требованиями.
В обоснование заявленного требования указала, что 01.08.2016 по результатам проведения торгов между Мельниковой Т.Н. и администрацией Красноярского сельского поселения Омского муниципального района Омской области заключен договор аренды земельного участка №1-М. Согласно указанному договору истцом приобретено право аренды на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства, общей площадью 68851 кв. м. (кадастровый №), расположенный по адресу: местоположение земельного участка установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Участок находится примерно в 200 м. от ориентира по направлению на северо-запад. Почтовый адрес ориентира: Омская Область, <адрес>. Срок действия договора аренды составлял 3 года с даты государственной регистрации данного договора. Договор зарегистрирован в Управлении Росреестра по Омской области ДД.ММ.ГГГГ, т.е. договор действовал до 23.08.2019.
13.08.2019 истица обратилась в администрацию Красноярского сельского поселения с заявлением о предоставлении данного земельного участка в собственность за плату без проведения торгов. Решением администрации Красноярского сельского поселения от 01.11.2019 ей было отказано в предоставлении земельного участка в собственность без торгов. Данный отказ она обжаловала в Омский районный суд Омской области.
Решением Омского районного суда Омской области от 14.08.2020 по делу № 2а- 1598/2020 административные исковые требования Мельниковой Т.Н. к администрации Красноярского сельского поселения Омского муниципального района Омской области удовлетворены частично, постановлено: « признать незаконным отказ администрации Красноярского сельского поселения Омского муниципального района Омской области в предоставлении истцу в собственность за плату без проведения торгов земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, площадью 68851 кв. м, с кадастровым номером №, № оформленный решением от 1 ноября 2019 г. № 02-16/908; Возложить на администрацию Красноярского сельского поселения Омского муниципального района Омской области обязанность повторно рассмотреть заявление Мельниковой Т.Н. о предоставлении земельного участка в собственность за плату без проведения торгов по основаниям, предусмотренным пп. 9 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, и принять по нему решение в соответствии с требованиями действующего законодательства; Признать незаконным распоряжение от 6 июля 2020 г. № 38 и.о. Главы Красноярского сельского поселения об изъятии земельного участка для муниципальных нужд Красноярского сельского поселения Омского муниципального района Омской области».
Кассационным Определением от 07.07.2021 № 88А-10223/2021 Восьмого кассационного суда общей юрисдикции и апелляционным Определением Омского областного суда от 08.09.2021 по делу № № 33а-4946/2021 (№ 2а-1407/2021) решение Омского районного суда от 14.08.2020 оставлено без изменения, а апелляционная жалоба Администрации Красноярского сельского поселения - без удовлетворения.
Во исполнение решения суда, в ноябре 2021 года Администрацией повторно рассмотрено заявление Мельниковой Т.Н. от 13.08.2019 о предоставлению земельного участка в собственность за плату без проведения торгов. По результатам рассмотрения, письмом от 09.11.2021 № 02-16/888 Администрацией был выдан повторный отказ Мельниковой Т.Н. в предоставлении земельного участка.
В качестве оснований для отказа в предоставлении земельного участка Администрацией указаны п. 1, 6, 19, 26 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ.
Считает данные основания являются не соответствующими действительности, надуманными и противоречат принципам действия закона во времени, установленного ст. 4 Гражданского кодекса РФ.
Так, ссылка Администрации в отказе от 09.11.2021 на п.1 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ, в связи с якобы допущенными истцом нарушениями при использовании земельного участка является несостоятельной. Во вступившем в законную силу решении суда от 14.08.2020, являющимся преюдиционным к рассматриваемым правоотношениям, судом установлено, что в период действия договора аренды земельного участка и до момента обращения Мельниковой Т.Н. 13.08.2019 в Администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, нарушений прав пользования земельным участком Истцом не допущено, не выявлено и не зафиксировано. В решениях судов трех инстанций Ответчику прямо указано, что ссылки административного ответчика на эти обстоятельства к перечисленным в ст. 39.16 Земельного кодекса основаниям отказа не относятся. Несмотря на это Администрация вновь ссылается на несуществующие нарушения Истца и Акт Управления Россельхознадзора по Омской области от 12.11.2020, составленный более чем через год после подачи Истцом заявления 13.08.2019, которое суд обязал Администрацию рассмотреть повторно.
Ссылка Администраций в отказе от 09.11.2021 на п.6 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ, а именно в связи с изданием Советом сельского поселения Решения от 29.04.2021 № 31 «Об определении места выпаса скота» и Постановления от 14.10.2021 № 195 о внесений изменений в Постановление от 08.11.2017 № 396, которым спорный земельный участок включен в перечень муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц, подлежащего предоставлению во владение и (или) в пользование субъектов малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, также является незаконной.
Администрацией нарушен принцип действия закона во времени, согласно п. 1 ст. ст.4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после их введения в действие. Таким образом, заявление истца от 13.08.2019 должно быть рассмотрено Ответчиком по нормам права, действовавшим на момент подачи Истцом заявления и явно без учета актов органов местного самоуправления изданных в 2021 году - спустя почти 2 года после признанного решением суда незаконным отказа в предоставлении земельного участка. На момент подачи Мельниковой Т.Н. 13.08.2019 заявления о выкупе земельного участка, он не был ограничен в обороте.
При этом, Мельникова Т.Н. является главой КФХ с 15.05.2018, т.е. на момент подачи заявления о выкупе земельного участка 13.08.2019. Данный факт также установлен решением суда от 14.08.2020 - не требует переоценки Администрацией, подтверждается выпиской из ЕГРИП, доступ к которому открыт, в том числе для Администрации. Несмотря на это в решении Администрации от 09.11.2021 приведен прямо противоположный довод о том, что Мельникова Т.Н. не является субъектом малого и среднего предпринимательства и данный довод принимается Администрацией в качестве основания для отказа Истцу.
Ссылка Администрации в отказе от 09.11.2021 на п.19 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ, как и предыдущие основания, является необоснованной. В обосновании ссылки на данный пункт при отказе Истцу, Администрация, как и в предыдущем пункте, ссылается на то, что Истец не является субъектом малого или среднего предпринимательства и в отношении него не может оказываться поддержка. Истец считает данный пункт совершенно не применим к правоотношениям сторон, т.к. регулирует иные случаи отказа в предоставлении земельным участкам и совершенно иным категориям субъектов земельных отношений, установленном ч.3 ст. 14 209-ФЗ от 24.07.2007г.
При этом, Решение Совета Красноярского сельского от 29.04.2021г. № 31 «Об определении места выпаса скота» и Постановление Администрации Красноярского сельского поселения от 14.10.2021г. № 195, по своему смыслу и целям противоречат друг другу. Первый направлен на закрепление места для общественного пастбища, а второй на передачу данного участка субъектам малого и среднего предпринимательства...
Таким образом, Административный истец, на момент подачи заявления - 13.08.2019, имел право на приобретение в собственность спорного земельного участка, но реализации данного право воспрепятствовал своими незаконными отказами Глава Красноярского сельского поселения.
На протяжении всего срока действия договора Истец добросовестно владела и пользовалась приобретенным на правах аренды земельным участком по прямому назначению - для сельскохозяйственного производства. А также в полном размере оплачивала арендную плату. Каких-либо претензий к Истцу, как к арендатору от арендодателя и иных лиц не поступало.
Учитывая вышеизложенное, административный истец считает, что повторное решение Администрации от 09.11.2021 № 02-16/888 по результатам рассмотрения заявления Мельниковой Т.Н. от 13.08.2019 о предоставлении в собственность за плату земельного участка, является незаконным, поскольку оно противоречит пп. 9 п. 2 ст. 39.3, ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации и выводам преюдиционного Решения Омского районного суда Омской области от 14.08.2020.
На основании изложенного с учетом уточненного иска, истец просит, 1. Признать незаконным повторное решение административного ответчика от 09.11.2021 № 02-16/888 об отказе в предоставлении в собственность за плату земельного участка, находящегося в муниципальной собственности: земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства, общей площадью 68851 кв. м. (кадастровый №), расположенный по адресу: местоположение земельного участка установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Участок находится примерно в 200 м. от ориентира по направлению на северо-запад. Почтовый адрес ориентира: <адрес>.
Признать незаконным Постановление Администрации Красноярского сельского поселения от 14.10.2021 № 195 о внесении изменений в Постановление от 08.11.2017 № 396, в части включения земельного участка с кадастровым номером № в перечень муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц, подлежащего предоставлению во владение и (или) в пользование субъектов малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Обязать административного ответчика предоставить Мельниковой Т.Н. в собственность за плату без проведения торгов по основаниям, предусмотренным подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3. Земельного кодекса РФ, земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производств, общей площадью 68851 кв. м. (кадастровый №), расположенный по адресу: местоположение земельного участка установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Участок находится примерно в 200 м. от ориентира по направлению на северо-запад. Почтовый адрес ориентира: <адрес> на основании Заявления от 13.08.2019 и представленных документов.
В ходе судебного разбирательства административный истец отказался от требований признания незаконным Постановление Администрации Красноярского сельского поселения от 14.10.2021 № 195 о внесении изменений в Постановление от 08.11.2017 № 396, в части включения земельного участка с кадастровым номером № в перечень муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц, подлежащего предоставлению во владение и (или) в пользование субъектов малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в связи с вынесением постановления Администрации Красноярского сельского поселения № 113 от 24.06.2022, которым спорный земельный участок с кадастровым номером № исключен из перечня муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц, подлежащего предоставлению во владение и (или) в пользование субъектов малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Определением суда производство в данной части прекращено.
В судебном заседании административный истец Мельникова Т.Н. участия не принимала, о месте и времени судебного разбирательства извещена надлежаще.
Представители административного истца Голендяев В.С. и Аксенов А.В. действующие на основании доверенности и представившие дипломы о высшем юридическом образовании, в судебном заседании заявленные требования поддержали по основаниям изложенным в иске. Дополнительно указали, что совокупность условий, наличие которых необходимо для заключения договора купли-продажи земельного участка без торгов у Мельниковой Т.Н. имеется, а именно: договор аренды был заключен на торгах; за период аренды земельного участка, до даты подачи заявления о выкупе земельного участка нарушений в рамках государственного надзора не выявлено; Заявление о заключении договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов было подано до истечении срока договора аренды земельного участка в соответствии с утвержденной формой.
Относительно дополнительных доводов представителя Ответчика, со ссылкой на ст. 7 Закона Омкой области от 30.04.2015 № 1743-03, указали, что законодатель установил исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов который определен в статье 39.16 ЗК РФ. Таким образом, ссылка на региональное законодательство не является самостоятельным мотивом для отказа в заключении договора купли -продажи участка. Датой реализации права заключения договора купли-продажи участка является дата регистрации заявления заявителя.
Представители административного ответчика Администрации Красноярского сельского поселения Омского муниципального района Омской области Проскуряков А.С.. и Филатова Н.Н, действующие на основании доверенности и представившие дипломы о высшем юридическом образовании, в судебном заседании заявленные административные исковые требования не признавали по основаниям изложенным в отзывах. Указали, что отказывая в предоставлении земельного участка в собственность за плату без проведения торгов, Администрация исходила из наличия установленных нарушений, допущенных Арендатором в период действия договора аренды земельного участка и неустранённых до настоящего времени, а именно: Установление ограждения, создающее препятствие для свободного выпаса скота; Укладка бетонных плит в количестве 105 штук размером 2х6 метров каждая, занимающие общую площадью более 1260 кв.м непосредственно на земельный участок, в результате чего нанесен ущерб землям, выразившийся в перекрытии плодородного слоя.
Строительство на сельскохозяйственных угодьях в составе земель сельскохозяйственного назначения запрещено. Мельникова Т.Н. в период действия договора аренды в нарушение режима пользования арендованным земельным участком, осуществила укладку бетонных плит, в результате которого осуществлено перекрытие земельного участка общей площадью 400 кв.м., что зафиксировано в предостережении о недопустимости нарушения, выданное Управлением федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному контролю № 651/2020 от 12.11.2020.
Постановлением Администрации Омского муниципального района Омской области от 20.05.2022 № П-22/ОМС-Ю4 утверждены правила землепользования и застройки Красноярского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, согласно которым спорный земельный участок отнесен к пастбищам.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ Мельникова Т.Н. зарегистрирована в качестве КФХ 15.05.2018, в качестве основного ОКВЭД указано рыбоводство прудовое. Сведения о принадлежности хозяйствующего субъекта к категории субъектов малого и среднего предпринимательства обновляются ежегодно 10 августа соответствующего календарного года на основе тех данных, которые будут в распоряжении Федеральной налоговой службы по состоянию на 1 июля.
Малые и средние предприятия самостоятельно несут риски представления недостоверной информации в случае, если такая информация будет использована в целях предпринимательской деятельности лицами, обратившимися к сведениям реестра.
Факт исключения Мельниковой Т.Н. из реестра субъектов малого и среднего предпринимательства подтвержден ранее представленной в материалы дела выпиской.
Считают отказ Админисрации Красноярского сельского поселения в предоставлении Мельниковой Т.Н. земельного участка с кадастровым номером 55:20:090501:4619 в собственость за плату без проведения торгов обоснованным.
Заинтересованное лицо Раб В.Г. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежаще. В ходе судебного разбирательства пояснил, что является жителем <адрес> и на протяжении многих лет, земельный участок в кадастровым № использовался для выпаса скота и являлся единственным доступным спуском к <адрес>. Мельникова Т.Н. взяв земельный участок в аренду, огородила его с трех сторон, преградив проход к реке и выпас скота. Возражал против удовлетворения требований.
Выслушав лиц, участвующих в деле, свидетелей, заключение прокурора, исследовав представленные доказательства, оценив их в совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно пункту 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно пункту 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу пункта 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В судебном заседании установлено, что 01.08.2016 по результатам проведения торгов между Мельниковой Т.Н. и Администрацией Красноярского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, был заключен договор аренды земельного участка №1-М находящегося в собственности Красноярского сельского поселения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства, общей площадью 68851 кв. м., расположенный по адресу: местоположение земельного участка установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Участок находится примерно в 200 м. от ориентира по направлению на северо-запад. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, с кадастровым номером №
Срок аренды земельного участка составляет три года с даты его государственной регистрации (п.2.1 договора).
В соответствии с актом приема-передачи земельный участок был передан Мельниковой Т.Н. в тот же день.
23.08.2016 указанный договор зарегистрирован в Управлении Росреестра по Омской области.
В силу пункта 3.1 договора аренды ежегодный размер арендной платы составляет 74 200 руб.
Договор считается заключенным и вступает в законную силу с даты его подписания сторонами.
13.08.2019 в администрацию Красноярского сельского поселения Омского муниципального района Омской области обратилась Мельникова Т.Н. с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером № в собственность за плату без проведения торгов в порядке предусмотренном подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, с целью сельскохозяйственного производства.
Администрация Красноярского сельского поселения Омского муниципального района Омской области в ответе от 01.11.2019 исх. №02-16/908 отказала Мельниковой Т.Н. в предоставлении ей земельного участка с кадастровым номером №. В обоснование отказа в предоставлении участка в собственность указано, что в соответствии с пунктом 8.1. договора №-1М действие настоящего договора прекращается по истечению срока, указанного в пункте 2.1 настоящего договора. На земельном участке истцом частично установлено ограждение, ограничивающее свободный доступ граждан к водному объекту общего пользования (река Иртыш) и его береговой полосе. В настоящее время для целей обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования (река Иртыш) и его береговой полосе администрацией Красноярского сельского поселения осуществляются работы по разделу земельного участка на несколько земельных участков. На основании изложенного, администрацией Красноярского сельского поселения отказано истцу в предоставлении земельного участка (кадастровый №) в собственность, за плату без проведения торгов.
Не согласившись с отказом администрации Красноярского сельского поселения Омского муниципального района Омской области от 01.11.2019 исх. №02-16/908, Мельникова Т.Н. обратилась в Омский районный суд Омской области с административным иском о признании отказа незаконным.
Решением Омского районного суда Омской области от 14.08.2020 по делу № 2а- 1598/2020 административные исковые требования Мельниковой Т.Н. к администрации Красноярского сельского поселения Омского муниципального района Омской области удовлетворены частично, постановлено: « признать незаконным отказ администрации Красноярского сельского поселения Омского муниципального района Омской области в предоставлении истцу в собственность за плату без проведения торгов земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, площадью 68851 кв. м, с кадастровым номером №, № оформленный решением от 1 ноября 2019 г. № 02-16/908; Возложить на администрацию Красноярского сельского поселения Омского муниципального района Омской области обязанность повторно рассмотреть заявление Мельниковой Т.Н. о предоставлении земельного участка в собственность за плату без проведения торгов по основаниям, предусмотренным пп. 9 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, и принять по нему решение в соответствии с требованиями действующего законодательства; Признать незаконным распоряжение от 6 июля 2020 г. № 38 и.о. Главы Красноярского сельского поселения об изъятии земельного участка для муниципальных нужд Красноярского сельского поселения Омского муниципального района Омской области».
Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 13.01.2021, решение Омского районного суда Омской области от 14.08.2020 по делу № 2а- 1598/2020 отменено в части признании незаконным отказ администрации Красноярского сельского поселения Омского муниципального района Омской области в предоставлении истцу в собственность за плату без проведения торгов земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, площадью 68851 кв. м, с кадастровым номером №, № оформленный решением от 1 ноября 2019 г. № 02-16/908, возложении обязанности повторно рассмотреть заявление.
Кассационным Определением от 07.07.2021 № 88А-10223/2021 Восьмого кассационного суда общей юрисдикции апелляционное определением Судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 13.01.2021 отменено в части отмены решения Омского районного суда Омской области от 14.08.2020 и отказа в удовлетворении требований Мельниковой Т.Н. о признании незаконным отказ администрации Красноярского сельского поселения Омского муниципального района Омской области в предоставлении земельного участка в собственности, возложении обязанности повторно рассмотреть заявление, в отмененной части дело направлено на новое рассмотрение.
Апелляционным Определением Омского областного суда от 08.09.2021 по делу № № 33а-4946/2021 (№ 2а-1407/2021) первоначальное решение Омского районного суда от 14.08.2020 оставлено без изменения, а апелляционная жалоба Администрации Красноярского сельского поселения - без удовлетворения.
9 ноября 2021 года Администрацией повторно рассмотрено заявление Мельниковой Т.Н. от 13.08.2019 о предоставлению земельного участка с кадастровым номером № в собственность за плату без проведения торгов. По результатам рассмотрения, письмом от 09.11.2021 № 02-16/888 Администрацией был выдан повторный отказ Мельниковой Т.Н. в предоставлении земельного участка с кадастровым номером № в собственность без торгов.
Обоснование отказа указано, что в соответствии с пунктом 2.1. Договора аренды земельного участка №- 1М от 01.08.2016 (далее - Договор №-1М): срок аренды земельного участка оставляет три года с даты государственной регистрации настоящего договора. Соответственно, срок действия Договора №-1М определен 23 августа 2019 года.
В соответствии с пунктом 8.1. Договора №-1М: действие настоящего договора прекращается по истечению срока, указанного в пункте 2.1 настоящего договора.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, без проведения торгов осуществляется продажа, находящихся в муниципальной собственности, земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
У Администрации Красноярского сельского поселения имеется информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании Мельниковой Т.Н. земельного участка с кадастровым номером № что подтверждается предостережением №651/2020 о недопустимости нарушения обязательных требований, которые могут привести к нарушению требований земельного законодательства Российской Федерации от 12.11.2020 года выданным Управлением Россельхознадзора по Омской области.
В соответствии с подпунктом 1 статьи 39.16 Земельного кодера Российской Федерации, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Советом Красноярского сельского поселения Омского муниципального района Омской области принято решение от 29.04.2021 №31 «Об определении места выпаса скота». Указанным решением земельный участок с кадастровым номером № определен как место выпаса скота, содержащегося в личных подсобных хозяйствах, на территории села Красноярка Омского муниципального района Омской области.
В соответствии с подпунктом 6 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.
В соответствии с подпунктом 19 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов, если предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.
Постановлением Администрации Красноярского сельского поселения Омского муниципального района Омской области от 08.11.2017 №396 «Об утверждении Перечня муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства) подлежащего предоставлению во владение и (или) пользования субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства» (в редакции постановления от 14.10.2021 №195) земельный участок с кадастровым номером № включен в перечень муниципального имущества предусмотренного частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
Мельникова Т.Н. (ИНН №) субъектом малого и среднего предпринимательства не является, что подтверждается Сведениями из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства от 08.11.2021 №ИЭ9965-21-5595928.
В соответствии с подпунктом 26 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов, если с заявлением о предоставлении земельного участка, включенного в перечень муниципального имущества, предусмотренный частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», обратилось лицо, которое не является субъектом малого или среднего предпринимательства, или лицо, в отношении которого не может оказываться поддержка в соответствии с частью 3 статьи 14 указанного Федерального закона.
Кроме того на земельном участке с кадастровым номером № Мельниковой Т.Н. незаконно установлено ограждение, ограничивающее свободный доступ граждан к водному объекту общего пользования (река Иртыш) и его береговой полосе.
На основании вышеизложенного и в соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3, подпунктами 1,6,19,26 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, принимая во внимание факты выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушений законодательства Российской Федерации при использовании Мельниковой Т.Н. земельного участка с кадастровым номером № Администрация Красноярского сельского поселения отказывает Мельниковой Т.Н. в предоставлении земельного участка (кадастровый номер земельного участка №) в собственность, за плату, без проведения торгов.
Не согласившись с указанным отказом в предоставлении земельного участка в собственность, Мельникова Т.Н. обратилась с настоящим иском.
Разрешая заявленные требования, суд исходит из следующего.
Оборот земельных участков в силу статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и названным Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В силу подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса.
Одним из оснований для отказа в предоставлении Мельниковой Т.Н. земельного участка с кадастровым номером № в собственность без торгов, административный ответчик ссылается на подпункт 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Законодателем установлено четыре условия для положительного рассмотрения органом исполнительной власти заявления о предоставлении земельного участка сельскохозяйственного назначения в собственность за плату по основаниям, предусмотренным пункт 9 части 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации:
1) испрашиваемый земельный участок ранее был предоставлен в аренду;
2) с момента заключения договора аренды земельного участка истекло три года;
3) заявитель надлежащим образом использовал такой земельный участок;
4) заявление о приобретении земельного участка поступило в уполномоченный орган до дня истечения срока действия договора аренды испрашиваемого участка.
Испрашиваемый участок, предназначенный для ведения сельскохозяйственного производства, предоставлен административному истцу на праве аренды.
На дату обращения с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность без торгов -13.08.2019, указанный земельный участок находился в аренде у Мельниковой Т.Н. на законных основаниях (договор аренды земельного участка от 01.08.2016) и трехлетний срок с момента заключения договора аренды не истек (действия договора до 23.08.2019).
Отказывая Мельниковой Т.Н. в предоставлении земельного участка в собственность, административный ответчик ссылается на имеющуюся информацию о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустранимых нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании Мельниковой Т.Н. земельного участка с кадастровым номером №, что подтверждается предостережением № 651/2020 о недопустимости нарушения обязательных требований, которые могут привести к нарушению требований земельного законодательства Российской федерации от 12.11.2020 выданным Управлением Россельхознадзора по Омской области.
Вместе с тем, представленное в материалы дела предостережение № 651/2020 от 12.11.2020, выдано Администрации Красноярского сельского поселения Омского муниципального района Омской области по результатам проведения планового (рейдового) осмотра проведенного 29.10.2020, в ходе которой установлено, что на основной части земельного участка присутствуют признаки выпаса домашних животных (экскременты животных, признаки поедания травянистой растительности). Уровень содержания сорных растений (молочай лозный, полынь обыкновенная, чертополох колючий, василиск скабиозный (высотой до 50-70 см.) от общей массы травостоя составляет 10%. В целях недопущения дальнейшего зарастания земельного участка сорной травянистой растительностью, наступлению последствий, при которых введение в оборот станет невыполнимым, деградации почвы и. как следствие, вывода земельного участка из оборота Администрации Красноярского сельского поселения Омского муниципального района Омской области предложено принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований установленных ч.2 ст.13, ст. 42 Земельного кодекса РФ и положений Федерального закона «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения».
Таким образом, указанное предостережение выдано Администрации Красноярского сельского поселения, после истечении срока действия договора аренды Мельниковой Т.Н.. Указанный участок находится в распоряжении администрации Красноярского сельского поселения, что также подтверждается действиями Администрации Красноярского сельского поселения по его распоряжению, в частности включению в перечень муниципального имущества предусмотренного частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и определении места выпаса скота.
Вместе с тем, решением Омского районного суда Омской области от 14.08.2020 по делу 2а-1407/2020, установлено, что из имеющих в материалах дела фотографий видно, что арендуемый участок находится в надлежащем состоянии, используется по назначению, трава скошена. Имеющееся частичное ограничение с одной стороны, установленное на участке, не препятствует доступу граждан к береговой линии Иртыша, согласно исследованной видеозаписи проезд к береговой линии Иртыша доступен для жителей поселения с обеих сторон.
В судебном заседании глава поселения пояснила, что истец использовала арендуемый земельный участок по назначению, нарушений с ее стороны зафиксировано не было, арендная плата оплачена в полном объеме. Акты проверок, в которых был бы зафиксирован факт нарушения со стороны истца при использовании арендуемого участка, суду не представлены, на земельном участке объекты недвижимости не возведены.
Согласно части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Таким образом, вступившим в законную силу, решением суда от 14.08.2020 по делу 2а-1407/2020 установлен факт надлежащего содержания и использования Мельниковой Т.Н. земельного участка с кадастровым номером № в период его аренды.
Не представлено доказательств о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустранимых нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании Мельниковой Т.Н. земельного участка с кадастровым номером № и в настоящем судебном заседании.
Частичное ограждение, земельного участка с кадастровым номером № являлось основанием для отказа Мельниковой Т.Н. в предоставлении земельного участка в собственность, указанном в отказе от 01.11.2019 № 02-16/909 и было предметом судебного разбирательства в рамках гражданского дела 2а-1407/2020, по которому вынесено решение о признании отказа незаконным.
Кроме того, апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 08.09.2021 установлено, что факт нахождения на земельном участке бетонных плит с назначением, как указывает административный ответчик «благоустроенная дорога общего пользования» правового значения для спора не имеет.
Ссылка административного ответчика на решение Совета красноярского сельского поселения Омского муниципального района Омской области от 29.4.2021 № 31 «Об определении места выпаса скота», которым земельный участок с кадастровым номером № определен как место выпаса скота, содержащегося в личных подсобных хозяйствах на территории села Красноярка Омского муниципального района Омской области и постановление Администрации Красноярского сельского поселения Омского муниципального района Омской области от 08.11.2017 № 396 «Об утверждении Перечня муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства) подлежащего предоставлению во владение и (или) пользования субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства» (в редакции постановления от 14.10.2021 №195), которым земельный участок с кадастровым номером № включен в перечень муниципального имущества предусмотренного частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» является незаконной, поскольку Администрация Красноярского сельского поселения рассматривала заявление от 13.08.2019, и принятия новых нормативно-правовых актов после выполнения Мельниковой Т.Н. всех стадий, необходимых для предоставления испрашиваемого земельного участка в собственность не могло повлиять на решение вопроса о предоставлении ей в собственность спорного участка.
В ходе судебного разбирательства постановлением Администрации Красноярского сельского поселения Омского муниципального района Омской области от 24.06.2022 № 113 земельный участок с кадастровым номером № исключен из Перечня муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства) подлежащего предоставлению во владение и (или) пользования субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства».
При таких обстоятельствах, принимая во внимание совокупность установленных обстоятельств, оспариваемый отказ администрации Красноярского сельского поселения Омского муниципального района Омской области от 09.11.2021 №02-16/888 суд признает незаконным.
Статьёй 12 Конституции РФ установлен принцип самостоятельности органов местного самоуправления.
Порядок деятельности и компетенция органов местного самоуправления определены в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
При этом суд, учитывая положения Конституции Российской Федерации, закрепленные в статьях 10 и 118, и требования пункта 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в соответствии с которыми суд при вынесении решения не вправе подменять органы государственной власти или местного самоуправления и принимать конкретные решения по вопросу, не относящемуся к компетенции суда, полагает, что для устранения допущенного нарушения прав и свобод административного истца необходимо возложить на административного ответчика обязанность повторного рассмотрения заявления Мельниковой Т.Н. о предоставлении земельного участка с кадастровым номером № в собственность, без проведения торгов.
Руководствуясь ст.ст. 218 - 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Мельниковой Т.Н. к администрации Красноярского сельского поселения Омского муниципального района Омской области удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ Красноярского сельского поселения Омского муниципального района Омской области в предоставлении истцу в собственность за плату без проведения торгов земельного участка, находящегося в муниципальной собственности площадью 68851 кв.м с кадастровым номером №, оформленный решением от 09.11.2021 №02-16/888.
Возложить на администрацию Красноярского сельского поселения Омского муниципального района Омской области обязанность повторно рассмотреть заявление Мельниковой Т.Н. о предоставлении земельного участка в собственность за плату без проведения торгов по основаниям, предусмотренным пп.9 п.2 ст.39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, и принять по нему решение в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В остальной части требования Мельниковой Т.Н. оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Омский районный суд Омской области в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Судья Степанова Е.В.
Мотивированное решение изготовлено 19 июля 2022 года