ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-797/2023 от 08.09.2023 Чердаклинского районного суда (Ульяновская область)

73RS0025-01-2023-000898-90

Дело № 2а-797/2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Ульяновская область, р.п. Чердаклы 08 сентября 2023 года

Чердаклинский районный суд Ульяновской области в составе:

председательствующего судьи Гришина П.С.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Захаровой Э.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области к судебному приставу-исполнителю МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Ровенской Н.В., Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Ульяновской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

У С Т А Н О В И Л:

Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области обратилось в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Ровенской Н.В., Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Ульяновской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора, мотивируя свои требования следующим.

Чердаклинским районным судом Ульяновской области вынесено решение по делу № 2а-743/2019 от 27.09.2019, которым на Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области и Областное государственное бюджетное учреждение «Центр по обеспечению пожарной безопасности» возложена обязанность по оснащению пожарнохимической станции «Красный Яр», расположенной в Чердаклинском районе, необходимой техникой, инвентарем и оборудованием, в соответствии с требованиями приказа Рослесхоза от 19.12.1997 № 167.

25.11.2019 судебным приставом - исполнителем межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления федеральной службы судебных приставов России по Ульяновской области Ровенской Н.В. было вынесено постановление о взыскании с Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области исполнительского сбора в размере 50000 рублей по исполнительному производству № 72785/19/73017-ИП, возбужденному на основании исполнительного документа Исполнительный лист № 022293065 от 01.11.2019, выданного Чердаклинским районным судом по гражданскому делу № 2а-743/2019.

У Министерства имелись объективные причины, препятствующие исполнению исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок.

Согласно положению о Министерстве, утвержденному Постановлением Правительства Ульяновской области от 06.07.2018 № 16/299-П, финансовое обеспечение деятельности Министерства осуществляется за счет бюджетных ассигнований областного бюджета Ульяновской области, в том числе бюджетных ассигнований областного бюджета Ульяновской области, источниками которых являются субвенции из федерального бюджета.

Согласно ст. 161 ч. 11 Бюджетного кодекса РФ Министерство является казенным учреждением, не может за счет внутренних финансовых резервов исполнить указанное выше решение суда, в связи, с чем для надлежащего исполнения решения суда Министерству необходимо запрашивать у Министерства финансов Ульяновской области дополнительное целевое финансирование.

Все денежные средства, находящиеся в распоряжении Министерства, имеют целевой характер и используются в соответствии с утвержденной «Ведомственной структурой расходов бюджета Ульяновской области». Бюджет Ульяновской области на 2019 – 2020 года являлся дефицитным.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» в 2019 году утвержден национальный проект «Экология», в состав которого входит федеральный проект «Сохранение лесов». В рамках данного проекта предусмотрено выделение финансовых средств из федерального бюджета на оснащение лесопожарных учреждений для Ульяновской области в размере 25,8 млн. рублей и 20,2 млн. рублей на 2019 год на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 28.09.2019 №1909-р «Об утверждении изменений, которые вносятся в распределение объемов субвенций на оснащение специализированных учреждений органов государственной власти субъектов Российской Федерации лесопожарной техникой и оборудованием для проведения комплекса мероприятий по охране лесов от пожаров в рамках переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов». Кроме того в 2021 году в рамках вышеуказанного проекта предусмотрено выделение финансовых средств из федерального бюджета на оснащение лесопожарных учреждений для Ульяновской области в размере 25,4 млн. рублей.

Учитывая, что Министерство приняло все меры по надлежащему исполнения решения суда, при таких обстоятельствах Министерство считает, что имеются основания для освобождения от исполнительского сбора.

Полагает, что освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.

На основании вышеизложенного, ссылаясь на ст.ст. 112, 121, 128 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», ст.ст. 124-126, 218-220 КАС РФ, Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области просит суд освободить административного истца Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по постановлению от 25.11.2019 № 73017/19/94678, вынесенному судебным приставом-исполнителем о взыскании исполнительского сбора.

Представитель административного истца Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области Анисимова Л.И., представитель административного ответчика УФССП России по Ульяновской области, судебный пристав-исполнитель МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Ровенская Н.В., представитель заинтересованного лица Прокуратуры Чердаклинского района Ульяновской области, ГГБУ «Центр по обеспечению Пожарной безопасности», в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом.

Исследовав письменные материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела усматривается, что решением Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 27.09.2019 года удовлетворены административные исковые требования Прокурора Чердаклинского района Ульяновской области к Министерству природы и цикличной экономики Ульяновской области, ГГБУ «Центр по обеспечению пожарной безопасности» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности обеспечить исполнения законодательства в сфере охраны использования лесов. Признано незаконным бездействие Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области, ГГБУ «Центр по обеспечению пожарной безопасности», выразившееся в необеспечении пожарно-химической станции «Красный Яр» необходимой техникой, инвентарем и оборудованием, в соответствии с требованием приказа Рослесхоза от 19.12.1997 № 167. Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области, ГГБУ «Центр по обеспечению пожарной безопасности» обязаны обеспечить пожарно-химическую станцию «Красный Яр», расположенную в Чердаклинском районе, необходимой техникой, инвентарем и оборудованием, в соответствии с требованиями приказа Рослесхоза от 19.12.1997 № 167.

В МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области находится на исполнении исполнительное производство по взысканию исполнительского сбора в размере 50000 руб. 00 коп. с Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области. Исполнительное производство возбуждено на основании постановления от 25.11.2019. Постановление о взыскании исполнительского сбора вынесено по исполнительному производству № 72785/19/73017-ИП от 15.11.2019 года, возбужденного на основании исполнительного документа исполнительного листа № ФС 022293065 от 01.11.2019, выданного Чердаклинским районным судом по делу № 2а-743/2019, по решению, вступившему в законную силу 31.10.2019, предмет исполнения: обеспечить пожарно-химическую станцию «Красный Яр», расположенную в Чердаклинском районе, необходимой техникой, инвентарем и оборудованием, в соответствии с требованиями приказа Рослесхоза от 19.12.1997 № 167.

Взыскатель – Прокурор Чердаклинского района.

Задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации (ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе (ст. 64 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).

В соответствии с ч.2 ст.6 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

В соответствии с ч. 11, ч.12 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в соответствии с частью 2.1 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Законность постановления о возбуждении исполнительного производства № 72785/19/73017-ИП от 15.11.2019 года административным истцом не оспаривается.

Постановление должнику вручено, установлен должнику срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления. Должник предупрежден, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор за неисполнение исполнительного документа имущественного характера. Разъяснено должнику, что при наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных и непреодолимых препятствий, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, должнику предлагается в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя.

В соответствии с ч. 1, ч.2, ч. 3 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава- исполнителя о возбуждении исполнительного производства.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом- исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Исходя из смысла положений, установленных ч. 2 ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», основанием для взыскания исполнительского сбора является одновременное наличие двух условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, и отсутствие у должника уважительных причин для такого неисполнения. При этом к таким уважительным причинам законодательством отнесены чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа.

Согласно ст. 239 БК РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с главой 24.1 БК РФ.

В соответствии со ст. 242.1 БК РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов производится на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ).

Согласно ст. 239 БК РФ иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта. Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится.

Согласно ч. 7 ст. 112 ФЗ №229-ФЗ при отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора. Основания ответственности за нарушение обязательства установлены в статье 401 ГК РФ, согласно которой лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

В ходе исполнения решения Чердаклинского районного суда Ульяновской области по исполнительному производству № 72785/19/73017-ИП от 15.11.2019 года Министерством природных ресурсов и экологии Ульяновской области приняты необходимые исчерпывающие меры для исполнения требований исполнительного документа.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» в 2019 году утвержден национальный проект «Экология», в состав которого входит федеральный проект «Сохранение лесов». В рамках данного проекта предусмотрено выделение финансовых средств из федерального бюджета на оснащение лесопожарных учреждений для Ульяновской области в размере 25,8 млн. рублей и 20,2 млн. рублей на 2019 год на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 28.09.2019 №1909-р «Об утверждении изменений, которые вносятся в распределение объемов субвенций на оснащение специализированных учреждений органов государственной власти субъектов Российской Федерации лесопожарной техникой и оборудованием для проведения комплекса мероприятий по охране лесов от пожаров в рамках переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов». Кроме того в 2021 году в рамках вышеуказанного проекта предусмотрено выделение финансовых средств из федерального бюджета на оснащение лесопожарных учреждений для Ульяновской области в размере 25,4 млн. рублей.

Министерством природных ресурсов и экологии Ульяновской области 27.11.2019 года были заключены Соглашение о порядке и условиях предоставления Областному государственному бюджетному учреждению «Центр по обеспечению пожарной безопасности» субсидии на иные цели, а также Дополнительное соглашение № 1от 26.12.2019 года, Дополнительное соглашение № 1 от 28.12.2020 года, Дополнительное соглашение № 3 от 19.04.2021 года о порядке и условиях предоставления Областному государственному бюджетному учреждению «Центр по обеспечению пожарной безопасности» субсидии на иные цели, предметом которых являлось предоставление из федерального бюджета в 2020-2022 годах, в 2021-2023 годах субсидии на оснащение Учреждения лесопожарной техникой и оборудованием для проведения комплекса мероприятий по охране лесов от пожаров, на оснащение учреждений, выполняющих мероприятия по воспроизводству лесов, специализированной лесохозяйственной техникой и оборудованием для проведения комплекса мероприятий по лесовосстановлению и лесоразведению из федерального бюджета в рамках Федерального проекта «Сохранение лесов» национального проекта «Экология» государственной программы Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства».

С учетом длительности проведения закупок необходимой противопожарной техники и оборудования исполнение решения суда стало возможным после получения субвенций из Федерального бюджета на соответствующие цели.

Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Ровенской Н.В. от 19.11.2021 года исполнительное производство № 72785/19/73017-ИП от 15.11.2019 года окончено в связи с выполнением требований исполнительного документа в полном объеме.

Согласно п. 6 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229- ФЗ «Об исполнительном производстве», должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением с иском об освобождении от взыскания исполнительского сбора.

В силу разъяснений, содержащихся в п.74 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).

Такой подход обусловлен правовой природой исполнительского сбора как санкции штрафного характера, представляющей собой возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Следовательно, исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 года №13-П, от 19.01.2017 года № 1-П, определения от 02.04.2015 года № 654-0, от 27.02.2018 года № 517- О, от 24.04.2018 года № 1027-0).

В соответствии с ч. 2 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

На основании ст. 401 ГК РФ, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

При применении положений, содержащихся в п. 7 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данным в Постановлении от 17.11.2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» (п.75), суд должен проверить, принял ли должник все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

С учетом обстоятельств, установленных в ходе рассмотрения дела, руководствуясь разъяснениями, содержащимися в п.74 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», учитывая, что Министерством природных ресурсов и экологии Ульяновской области приняты необходимые исчерпывающие меры к исполнению решения Чердаклинского районного суда Ульяновской области по исполнительному производству № 72785/19/73017-ИП от 15.11.2019 года, о чем свидетельствуют материалы дела, материалы исполнительного производства, суд считает возможным освободить Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 руб. 00 коп. по исполнительному производству № 72785/19/73017-ИП от 15.11.2019 года.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области удовлетворить.

Освободить Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 руб. 00 коп. по исполнительному производству № 72785/19/73017-ИП от 15.11.2019 года, к уплате которого оно обязано постановлением от 25.11.2019 № 73017/19/94678, вынесенным судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Ровенской Н.В. по исполнительному производству № 72785/19/73017-ИП от 15.11.2019 года.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Чердаклинский районный суд Ульяновской области в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья П.С. Гришин

Мотивированное решение изготовлено 15.09.2023 года.